Книги «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»), «Звезды Шамана», «Мышление шамана» (научно-популярная) переиздавались уже несколько десятков раз, переведены на болгарский, литовский и немецкий языки. В книге «Звезды Шамана» (философия Шамана) продолжается описание диалогов, необычных практик, образа жизни и мировоззрения человека, которого окружающие считают шаманом. Шаман очень много лет живет один в зоне вечной мерзлоты без всякой поддержки социума. В то же время он «патологически здоров», практичен и рационален, периодически бывает в городах с целью освоения новых отношений, практик и инструментария развивающегося общества. Многие его размышления и советы поражают парадоксальностью, однако часто помогают изменить свою жизнь в сторону большей духовности, смысла, человечности, здоровья, организованности и обеспеченности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезды Шамана. Философия Шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дальше личности
17.07.2015
Плавник (вынесенные морем бревна-дрова) на побережье распределен неравномерно. То голый берег, то довольно много дров, опять голый берег, и вдруг завалы в тысячи кубометров. Понятно, что в бухточках дров должно быть больше, чем на мысах. Так и есть, но не всегда.
Течения? В некоторых местах я годами беру рыбу и краба на резиновой лодке. Что голый берег, что завал, что просто с дровами — нет никаких особых течений. Ветра? Как там учили в школе полвека назад? Пассаты и муссоны. Но они дуют и на голый берег. Наверное, просто какое-то сочетание ветров, волны и береговой линии. Не очевидно. Люди не находят закономерности и просто идут вдоль берега искать дрова…
Так и в жизни. Сочетание ветров и обстоятельств. Только мы — не дрова. «Мы — не рабы. Рабы — не мы» [6]. Рабы немы. А обычный человек имеет мнение. Правда, его мало кто слушает. Мы, конечно, не рабы. Но большинство ходят и ходят по кругу, пока есть силы, как лошадь, впряженная в конную водокачку. Лошадь понятно почему. Но люди почему? Многие чувствуют — нет перспективы, только зря время и силы уходят. Но, ходят и ходят, ходят и ходят.
— Почему большинство не реализуют свои проекты?
— Это один из залогов стабильности общества.
— Да они не думают о стабильности общества. И недовольны. Но и проектов у них нет.
— Уже говорил, что люди приучены мыслить определенным образом [7].
— Как приучить человека мыслить? Мысли же не видны-слышны. Даже родители не могут так сильно влиять на ребенка.
— Родители не все могут, а общество может.
— Как, в чем механизм?
— В значениях слов и предметов.
19.08.2015
Утренние сумерки постепенно белеют. Свежо. Но уже лучи солнца осветили белые ледники и серые гранитные скалы на вершинах сопок желто-розовым. Заросли стланика, покрывающие сопки ниже, пока в тени, темно-зеленые. Мы тоже пока в тени, но через час-полтора солнце обогреет. Сниму сначала штормовку, потом свитер. Тело, как бы сжавшееся от ночного холода, расправится, освободится. Днем вообще можно будет бродить по стоянке и вокруг только в шортах и шлепанцах.
Пока можно греться чаем. Чай на костре вкуснее, чем на плите, как ни крути. А настоявшийся за ночь с добавкой трав Шамана… Дома иногда пьешь чай и вспоминаешь-предвкушаешь утренний чай у костра в красивом месте. Где до тебя не ступала нога человека [8]. То есть место чистое не только физически, но и энергетически.
Душа отдыхает. Жаль, это не может длиться достаточно долго. Нужно в город, нужно работать. Нужно ли? Шаман вот ни пенсии, ни зарплаты не получает, а как живет! Но я жить так пока не готов. Скорее физически не уверен, чем психологически.
Шаман, философ — собиратель — рыбак — охотник — вообще без пенсии — здоровый мужик, абсолютно спокоен. Слился в тени горы с гранитными валунами и кустами стланика и поглощает чай с сушками. Столько лет общаюсь, но как постичь мировоззрение — философию, позволяющее быть таким? Может, рискнуть, «рвануть» связи с социумом, как он много-много лет назад? Никого не призываю. Если для меня с кое-каким опытом это огромный риск, то для неподготовленного человека…
Что вообще должно случиться с человеком, чтобы он предпочел жить отшельником? Какой социальный ожог? Все нормальные геологи-рыбаки-пограничники, все вахтовики-полевики-сезонники-сменники и даже уголовники мечтают через некоторое время вернуться в общество.
Или здесь дело не в травме, а продвижении дальше личности?
— Знаешь, по науке ты невероятнее инопланетянина.
— Почему?
— Все современные теории личности, то есть вообще все — и наши, и зарубежные, построены на описании общения человека с другими.
— Конечно, без этого нет большинства современных людей.
— Но ты можешь не общаться.
— Не общаться не могу. Просто не все с людьми.
— То есть ты уже не человек?
— Тогда и люди, общающиеся с кошками-собаками, лошадьми-растениями-скалами, тоже «нечеловеки»?
— Но сначала ты был как все.
— И сейчас как все.
— Да нет [9]. Люди так порабощены социумом, что не смогут оторваться.
— Было время, я обдумывал начала, как ты говоришь, порабощения.
— И когда оно начинается?
— Еще до рождения.
— Кастанеда пишет, что взрослые «накачивают» ребенка описанием мира, из которого потом не вырваться.
— Все еще глубже.
— Куда уж?
— Чтобы «накачивать», как ты говоришь, описание, нужно, чтобы было что накачивать и чем накачивать.
— То есть все знания — часть общественного порабощения?
— Только часть.
— А что другая часть?
— Язык, слова, отношения.
19.08.2015
Около двух дня. Сошлись к костру выпить чаю. Шаман куда-то далеко ходил — часов шесть-семь. Общаться с Духами, наверное. Ничего не принес, ни ягод-грибов, ни трав, только немного дров, собранных за последние пять-семь минут пути.
А я набрал лисичек и немного белых. И Шаману, и своим в город. Климат меняется. Лет десять назад появились единичные лисички, а сейчас весь южный обрыв огромного плато в них. Есть просто гигантские, с ладонь. И белых тут вообще раньше не было. Выложил грибы, чтобы не мокли в пакете, на солнышко на большом плоском валуне. Голубое небо чуть затянуто туманной дымкой и небольшими облачками. Ветерок как раз «что доктор прописал». Овевает, освежает. Гармоничный день.
Напившись, лежим на травках-мхах и неторопливо продолжаем утренний разговор.
— При чем здесь слова?
— Слова сделаны так, чтобы одним было удобнее, а другим нет.
— Да? Вот кружка. Чем же слово «кружка» кому-то удобнее, а кому-то нет?
— Дома пьешь чай из чашки?
— Из стакана с подстаканником.
— А чо не из кружки?
— Кружка для походов. Дома из походной как-то…
— Кружка классная, стальная. Сто лет можно пить и дома, и в походах.
— Дома все же принято по-другому.
— Поэтому ты купил и кружки, и чашки [10], и стакан с подстаканником?
— Почему если дома, то сразу «купил»? Подарили (смеемся) [11]. Еще и разные бокалы-рюмки. И все не необходимо. Но выгодно производителю-продавцу.
— Понял про язык?
— Да, с языком «накачиваемся» ритуалами.
— Глубже. Не только ритуалами, но и смыслами.
— А это как?
— Уже до твоего рождения есть книги, картины, музыка, фильмы и много чего, где построены и эмоции, и отношения того, кто к ним обратится.
— Но ведь я сам выбираю, читать/не читать книгу, смотреть/не смотреть фильм.
— Маленьким не ты выбираешь, а родители, программа ТВ или школьная программа. Потом опять не ты, а, например, мода на книгу. А еще старше — совместно.
— Совместно с кем?
— Хорошая книга или картина, например, создают в культуре информационно-энергетическое напряжение. И они «подходят» или «не подходят» человеку с его энерго-информационной структурой по принципу комплиментарности.
— Да, бывает даже, что начинаю в магазине книгу листать и сразу чувствую: моя — не моя.
— Часто люди даже и по рекламе чувствуют. То есть для них задается культурный общественный туннель.
— Как же вырваться, если еще до рождения начинается?
— Зачем вырываться? Многие именно этим живут, для них это ценно.
— Да я не отрицаю ценности. Но хотелось бы контролировать влияние на себя.
— Только что ты чуть двинулся к освобождению, осознав это.
19.08.2015
Помолчали. Кажется, чуть вздремнул. Мыслить можно смутно, что-то само соображается. Или образами. Но чтобы начать действовать, часто нужно мысль оформить словами. А когда оформляю мысль словами, пользуюсь созданным до рождения языком. А структуры языка становятся правилами мышления…
Заколдованный круг. Чтобы оформлять мысли, нужны знания и язык. Чтобы стать личностью, нужно их сначала усвоить. Но знания и язык заставляют определенным образом мыслить. Ловушка-засада еще рождения? Есть выход! Даже два. Даже три. Первый — практики остановки языка. Их еще называют остановками внутреннего диалога. Буду использовать, конечно.
Второй — действовать интуитивно. Это точно было в жизни каждого. Только не каждый сможет множество таких случаев вспомнить, осмыслить и начать ими управлять. Потому что для этого нужно опять-таки использовать язык.
И, кажется, третий — став личностью, можно начать постепенно самому выбирать использование языка и мысли. Чтобы не они тобой управляли, а ты ими. То есть перерасти влияние общества. Рассказал глядящему в небо Шаману.
— Как тебе мысль?
— Нормально. (Шаман не сменил позы, не перевел на меня взгляд, как обычно. Отвечает лежа, закинув руки за голову.) Только таких личностей почти нет.
— Да ладно. Любой взрослый — личность.
— Да? И кто, по-твоему, личность?
— Человек, который освоил-соблюдает социальные правила… в основном.
— То есть приспособился?
— Ну, еще сам принимает решения.
— Прям-таки сам? И что за решения?
— В основном как жить дальше, строить отношения.
— Как получше приспособиться?
— Понятно, к чему ты клонишь. Но это нормально.
— Для кого?
— Для общества.
— Приспособление — цель личности?
— Для таких, как ты, отшельников, конечно, нет. Но в основном. А что, по-твоему, личность — это против общества?
— Что ж ты мыслишь так полярно — только «за» или только «против». А не может быть иногда «за», иногда «против»?
— Так и есть. Я за многое, но не за все.
— За что многое?
— Ну, там, экологию, образование, человечность, борьбу с наркотиками… Можно часами перечислять.
— А «против»?
— Например, когда не согласен с несправедливым решением.
— А если решение начальника?
— Все равно против.
— Так это же против приспособления.
— Я не говорил, что личность — только приспособление.
— Да ладно. Что же еще?
— Есть что-то поважнее приспособления. Духовность, честь, любовь…
— Ты забыл кое-что.
— Что?
— У большинства современных людей есть несколько конкретных «мечт», которые можно было бы легко исполнить с помощью миллиона долларов.
— Знаю, житейский набор: хорошее жилье себе и близким, машина, гараж, участок с красивым домиком…
— Вот-вот. Скажи, если человеку предложить этот лимон, но с условием никогда не творить (изобретать, рисовать, писать, исполнять, познавать и другое), он взял бы?
— Знаешь, многие бы взяли.
— Говорю же: настоящих мало. Выйти из-под социума — та еще задача. Довольно творческая. И вообще, само по себе — не задача.
— Что значит само по себе — не задача?
— Ставить отдельную задачу — выйти из-под социума — глупость.
— Почему?
— Идеальная (нематериальная) устойчивая форма человека — совокупность его образов [12], значений, переживаний и смыслов. Она «собирает» или при неправильности «разрушает» физиологию человека. Если у тебя нет пока новой осознанно построенной идеальной формы, то отказ от культурных значений и смыслов приведет к разрушению тела.
— То есть сначала нужно построить новую форму?
— Обычно постепенно. Ты можешь выйти за личность, развиваясь в своем направлении.
19.08.2015
Сидим на нависшем над обрывом скальном массиве, смотрим вниз-вдаль на сверкающую золотом поверхность моря. Самое теплое время суток где-то с двух дня до пяти. Ветерок затих совсем. Солнце разогнало дымку. Без облачка, аж немного фиолетовая высокая синева неба. Кусты и огромные гранитные валуны выписаны на фоне неба особенно отчетливо. Будто-то кто-то обвел контуры тончайшей черной линией.
Во второй половине августа на таких вершинках ни комаров, ни мошек, ничто не отвлекает. Также ясно, даже немного безжалостно-жестко мыслится.
— «За личность» не всем доступно?
— Трудно перерасти приспособление.
— Практики повоевать с общественным мнением?
— Опять за свое. Освободиться — не значит стать противником. Освободиться — иметь независимую позицию, с которой будешь выбирать. И свою цель.
— Да, таких крайне мало.
— Зато много в иллюзиях независимости.
— Как понять, где иллюзия, а где свобода?
— В иллюзии человек только мантру «я свободен» проговаривает, а в реальности действует со своей позиции.
— Трудно.
— Многим еще и страшно.
19.08.2015
Протянул руку, снял с невысокого, сантиметра три-четыре кустарничка несколько уже бархатистых от зрелости и солнца ягодок голубики. Кустарнички тут такие невысокие из-за ветров. Ветров-ураганов на вершинах больше всего. Приспособились. Но и солнца больше всего. Эти кустарнички ягоду начинают давать раньше всех и плодоносят дольше — до начала сентября. И повкуснее обычных. Не только со штормами-пургами борются, живут полноценно. В чем, интересно, их смысл?
— Освободишься — и что потом? В чем смысл?
— Иди дальше. Постепенно начнешь жить и сотрудничать в, нет слова в человеческом языке, в более широком, чем человеческое, обществе.
— И подчиняться ему?
— Пока не повзрослеешь в новой системе[13].
19.08.2015
Оранжевое закатное солнце садится за гору, окрашивая все в цвет своих лучей. У Шамана, сидящего спиной к морю, левая половина лица оранжевая, правая в тени. Себя я не вижу, но знаю, что у меня правая оранжевая, левая в тени. Как два краснокожих индейца у костра.
Как индейцы принимают решения? Если верить этнографам, ход их мысли не совсем понятен европейцу. Мы можем только предполагать, что они увидели какие-то знаки в дыму, в облаке, полете птицы… Но точно не знаем.
— Можно ли действовать только по интуиции, не оформляя словами?
— Можно, но тогда в нашей культуре опыт не сохраняется.
— Как это?
— Бывает, что что-то сделал, а в той же или похожей ситуации повторить не можешь?
— Да-а, был у меня замок. То сразу открывался, то минут по десять-пятнадцать с ним мучился.
— И как справился?
— Присмотрелся и понял, что нужно вставить и потом чуть-чуть, на полмиллиметра его (ключ) назад подать.
— Вот «полмиллиметра назад» — уже способ.
— То есть у нас способ — это действие, оформленное словами?
— (Шаман кивнул). Или образом.
— С этим замком получается, что способ лучше интуиции.
— Конечно.
— Почему мы так трепетно относимся к интуиции?
— Способ, как туннель в горе. Ты легко проходишь, но всю гору уже не видишь. Если цель или ситуация чуть изменились…
19.08.2015
Тревожно думать о выходе из привычного общества. Это мне, взрослому. Страшно — не страшно. Можно об этом не думать и жить спокойно-дальше-нормально. Иногда вспоминать, что умышленно остановился в развитии, и отгонять эту мысль подготовленными обществом для таких случаев словами типа «А-а-а, чушь собачья». Есть же одобряемые всеми почетные образцы северной старости: домик с участком в хорошем климате, овощи-плоды-ягоды для приезжающих летом с Севера внуков. Сейчас еще и общение по Сети. Потом, конечно, болезни-немощь. Но это, наверное, в любом варианте. Лучше не думать.
А можно пытаться продвинуться дальше общепринятого. Не истерично-подростково, а по-взрослому, продуманно и ответственно. Все равно один конец в любом варианте. Окружающие в основном не поймут. Некоторые будут что-то чувствовать, но им же некогда — жить же надо, свои проблемы решать. А у большинства есть подготовленные обществом штампы: «А-а, этот приехал». Или: «О-о-о! И он приехал!»
Хотя мне-то что? Я же «приеду из» этих отношений. Найду ли общество таких же? Или жить как Шаман? Но сколько же нужно сил, которых не чувствую пока.
— Знаешь, общество не одобрило бы такие мысли.
— Почему?
— С такими мыслями человек выходит из подчинения обществу.
— Тогда и твой текст…
— Понимаю.
— Не беспокойся, подростки не выйдут [14].
— Но все же общество будет против.
— Старое против, а новому без этого не выжить.
— Попробую все же «выйти», наверное.
— Только очень-очень осторожно и аккуратно.
(Показалось или Шаман переживает — беспокоится за меня?)
Вдруг понял, как ему хочется, чтобы рядом был не задающий вопросы учащийся, а равный собеседник и соратник. А может, даже и он тоскует по детско-ученической позиции? Чтобы рядом был кто-то более знающий и берущий на себя ответственность. Хотя это вряд ли.
«Пошли ему Бог второго, чтоб вытянул петь как он…» [15]
Без даты
Однажды, еще в 99-м привел к Шаману друга, уступив его многочисленным настойчивым просьбам. Войдя в хижину, друг был несколько разочарован: связки сохнущей рыбы и пучки трав под навесом перед входом; железная, уже прогорающая печка, обложенная камнями; вместо шаманских атрибутов на стенах на гвоздях висели обычные инструменты; низкий потолок, маленькое окошко, неказистая посуда, видавшая виды лопата, выбитый веник, коричневые доски нар… Не так он себе это представлял.
«Входи, — сказал ему брутального вида небритый, бесцеремонный босой мужик (Шаман), валяющийся на нарах. — Здесь то, зачем ты пришел».
Когда, проводив воодушевленного разговором друга, я вернулся в хижину, Шаман предупредил, что если я буду сюда водить людей без согласования, то больше его не найду.
20.08.2016
Какое дождливое лето!.. В июне было солнечно и сухо. Аж ручьи стали пересыхать, а в июле-августе дождь моросит почти непрерывно. Правда, Шаман говорит, что скоро будет полоса солнечных дней, но мне к 1 сентября в Москву, учебный год начинается.
Иду в тумане и мороси. Метров за 10–12 уже ничего не видно. Хорошо, что дорогу знаю. Хозяина [16] бы не встретить неожиданно. Он тоже не будет по кустам ломиться, раз тропа есть.
Идти проще, если знаешь куда. А развиваться куда?
— Ты говорил, что освобождение от социума — вообще не задача?
— Да. На фига тебе освобождаться?
— Чтобы не быть рабом общества.
— А дальше?
— Расскажи что-нибудь про дальше.
— Могу, но это пример, а не путь. Путь ты сам выбирай.
— Знаю.
— Помнишь паука и твои руки с разных сторон? [17]
— Да, это я одновременно и спереди, и сзади него. И Духа местности помню, который одновременно и спереди, и сзади, и вокруг для меня.
— А теперь подумай о существе, которое по линии времени сейчас и в твоем прошлом, и в твоем будущем.
— Как это?
— Ты, например, встретил его вчера и встретишь завтра.
— Ну, я и сам был вчера и, наверное, буду завтра.
— Завтра ты будешь не такой, как вчера. А это существо — такое же, просто оно больше тебя во времени и находится и сейчас, и вчера, и завтра от тебя.
— Туда развиваться?
— Нет. Это один из многих примеров.
— Так что мне делать?
— Начни с того, что, максимально отвлекшись от тела и общества, думай о том, кто (что) есть ты в этом состоянии — без телесных и социальных потребностей.
— В какое время?
— В любое. Например, проснувшись, подумай, кем ты был во сне и кого (что) ты «собираешь-воссоздаешь» по утрам. Вспомнив днем, подумай о том, кто (что) только что направлял(о) и контролировал(о) твою активность. Импровизируй.
— Так можно и проектировать себя на день?
— Задающий вопрос…
— А что-то конкретное, чтоб не только в мышлении?
— Завтра расскажу про пару практик.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезды Шамана. Философия Шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8
Таких мест в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке гораздо больше, чем мест, где человек побывал.
9
После одного из выступлений М. Задорнова я всегда употребляю выражение «Да нет» с некоторой внутренней улыбкой.
10
Исторически кружки, чашки и другие предметы развились как части практик или ритуалов. Но для отдельного человека эти слова и предметы были уже до его рождения.
11
Здесь аналогия с советским анекдотом 60-х: представитель одной из национальностей (в анекдоте точно, но сейчас в тексте политкорректно не указываю) устраивается на работу. В отделе кадров спрашивают: «Диплом-то купил, наверное?» — «Почему, если моей национальности, то сразу купил? Подарили!»