Звезды Шамана. Философия Шамана

Владимир Серкин, 2021

Книги «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»), «Звезды Шамана», «Мышление шамана» (научно-популярная) переиздавались уже несколько десятков раз, переведены на болгарский, литовский и немецкий языки. В книге «Звезды Шамана» (философия Шамана) продолжается описание диалогов, необычных практик, образа жизни и мировоззрения человека, которого окружающие считают шаманом. Шаман очень много лет живет один в зоне вечной мерзлоты без всякой поддержки социума. В то же время он «патологически здоров», практичен и рационален, периодически бывает в городах с целью освоения новых отношений, практик и инструментария развивающегося общества. Многие его размышления и советы поражают парадоксальностью, однако часто помогают изменить свою жизнь в сторону большей духовности, смысла, человечности, здоровья, организованности и обеспеченности.

Оглавление

Из серии: Хохот Шамана

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезды Шамана. Философия Шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дальше личности

17.07.2015

Плавник (вынесенные морем бревна-дрова) на побережье распределен неравномерно. То голый берег, то довольно много дров, опять голый берег, и вдруг завалы в тысячи кубометров. Понятно, что в бухточках дров должно быть больше, чем на мысах. Так и есть, но не всегда.

Течения? В некоторых местах я годами беру рыбу и краба на резиновой лодке. Что голый берег, что завал, что просто с дровами — нет никаких особых течений. Ветра? Как там учили в школе полвека назад? Пассаты и муссоны. Но они дуют и на голый берег. Наверное, просто какое-то сочетание ветров, волны и береговой линии. Не очевидно. Люди не находят закономерности и просто идут вдоль берега искать дрова…

Так и в жизни. Сочетание ветров и обстоятельств. Только мы — не дрова. «Мы — не рабы. Рабы — не мы» [6]. Рабы немы. А обычный человек имеет мнение. Правда, его мало кто слушает. Мы, конечно, не рабы. Но большинство ходят и ходят по кругу, пока есть силы, как лошадь, впряженная в конную водокачку. Лошадь понятно почему. Но люди почему? Многие чувствуют — нет перспективы, только зря время и силы уходят. Но, ходят и ходят, ходят и ходят.

— Почему большинство не реализуют свои проекты?

— Это один из залогов стабильности общества.

— Да они не думают о стабильности общества. И недовольны. Но и проектов у них нет.

— Уже говорил, что люди приучены мыслить определенным образом [7].

— Как приучить человека мыслить? Мысли же не видны-слышны. Даже родители не могут так сильно влиять на ребенка.

— Родители не все могут, а общество может.

— Как, в чем механизм?

— В значениях слов и предметов.

19.08.2015

Утренние сумерки постепенно белеют. Свежо. Но уже лучи солнца осветили белые ледники и серые гранитные скалы на вершинах сопок желто-розовым. Заросли стланика, покрывающие сопки ниже, пока в тени, темно-зеленые. Мы тоже пока в тени, но через час-полтора солнце обогреет. Сниму сначала штормовку, потом свитер. Тело, как бы сжавшееся от ночного холода, расправится, освободится. Днем вообще можно будет бродить по стоянке и вокруг только в шортах и шлепанцах.

Пока можно греться чаем. Чай на костре вкуснее, чем на плите, как ни крути. А настоявшийся за ночь с добавкой трав Шамана… Дома иногда пьешь чай и вспоминаешь-предвкушаешь утренний чай у костра в красивом месте. Где до тебя не ступала нога человека [8]. То есть место чистое не только физически, но и энергетически.

Душа отдыхает. Жаль, это не может длиться достаточно долго. Нужно в город, нужно работать. Нужно ли? Шаман вот ни пенсии, ни зарплаты не получает, а как живет! Но я жить так пока не готов. Скорее физически не уверен, чем психологически.

Шаман, философ — собиратель — рыбак — охотник — вообще без пенсии — здоровый мужик, абсолютно спокоен. Слился в тени горы с гранитными валунами и кустами стланика и поглощает чай с сушками. Столько лет общаюсь, но как постичь мировоззрение — философию, позволяющее быть таким? Может, рискнуть, «рвануть» связи с социумом, как он много-много лет назад? Никого не призываю. Если для меня с кое-каким опытом это огромный риск, то для неподготовленного человека…

Что вообще должно случиться с человеком, чтобы он предпочел жить отшельником? Какой социальный ожог? Все нормальные геологи-рыбаки-пограничники, все вахтовики-полевики-сезонники-сменники и даже уголовники мечтают через некоторое время вернуться в общество.

Или здесь дело не в травме, а продвижении дальше личности?

— Знаешь, по науке ты невероятнее инопланетянина.

— Почему?

— Все современные теории личности, то есть вообще все — и наши, и зарубежные, построены на описании общения человека с другими.

— Конечно, без этого нет большинства современных людей.

— Но ты можешь не общаться.

— Не общаться не могу. Просто не все с людьми.

— То есть ты уже не человек?

— Тогда и люди, общающиеся с кошками-собаками, лошадьми-растениями-скалами, тоже «нечеловеки»?

— Но сначала ты был как все.

— И сейчас как все.

— Да нет [9]. Люди так порабощены социумом, что не смогут оторваться.

— Было время, я обдумывал начала, как ты говоришь, порабощения.

— И когда оно начинается?

— Еще до рождения.

— Кастанеда пишет, что взрослые «накачивают» ребенка описанием мира, из которого потом не вырваться.

— Все еще глубже.

— Куда уж?

— Чтобы «накачивать», как ты говоришь, описание, нужно, чтобы было что накачивать и чем накачивать.

— То есть все знания — часть общественного порабощения?

— Только часть.

— А что другая часть?

— Язык, слова, отношения.

19.08.2015

Около двух дня. Сошлись к костру выпить чаю. Шаман куда-то далеко ходил — часов шесть-семь. Общаться с Духами, наверное. Ничего не принес, ни ягод-грибов, ни трав, только немного дров, собранных за последние пять-семь минут пути.

А я набрал лисичек и немного белых. И Шаману, и своим в город. Климат меняется. Лет десять назад появились единичные лисички, а сейчас весь южный обрыв огромного плато в них. Есть просто гигантские, с ладонь. И белых тут вообще раньше не было. Выложил грибы, чтобы не мокли в пакете, на солнышко на большом плоском валуне. Голубое небо чуть затянуто туманной дымкой и небольшими облачками. Ветерок как раз «что доктор прописал». Овевает, освежает. Гармоничный день.

Напившись, лежим на травках-мхах и неторопливо продолжаем утренний разговор.

— При чем здесь слова?

— Слова сделаны так, чтобы одним было удобнее, а другим нет.

— Да? Вот кружка. Чем же слово «кружка» кому-то удобнее, а кому-то нет?

— Дома пьешь чай из чашки?

— Из стакана с подстаканником.

— А чо не из кружки?

— Кружка для походов. Дома из походной как-то…

— Кружка классная, стальная. Сто лет можно пить и дома, и в походах.

— Дома все же принято по-другому.

— Поэтому ты купил и кружки, и чашки [10], и стакан с подстаканником?

— Почему если дома, то сразу «купил»? Подарили (смеемся) [11]. Еще и разные бокалы-рюмки. И все не необходимо. Но выгодно производителю-продавцу.

— Понял про язык?

— Да, с языком «накачиваемся» ритуалами.

— Глубже. Не только ритуалами, но и смыслами.

— А это как?

Уже до твоего рождения есть книги, картины, музыка, фильмы и много чего, где построены и эмоции, и отношения того, кто к ним обратится.

— Но ведь я сам выбираю, читать/не читать книгу, смотреть/не смотреть фильм.

— Маленьким не ты выбираешь, а родители, программа ТВ или школьная программа. Потом опять не ты, а, например, мода на книгу. А еще старше — совместно.

— Совместно с кем?

Хорошая книга или картина, например, создают в культуре информационно-энергетическое напряжение. И они «подходят» или «не подходят» человеку с его энерго-информационной структурой по принципу комплиментарности.

— Да, бывает даже, что начинаю в магазине книгу листать и сразу чувствую: моя — не моя.

— Часто люди даже и по рекламе чувствуют. То есть для них задается культурный общественный туннель.

— Как же вырваться, если еще до рождения начинается?

— Зачем вырываться? Многие именно этим живут, для них это ценно.

— Да я не отрицаю ценности. Но хотелось бы контролировать влияние на себя.

— Только что ты чуть двинулся к освобождению, осознав это.

19.08.2015

Помолчали. Кажется, чуть вздремнул. Мыслить можно смутно, что-то само соображается. Или образами. Но чтобы начать действовать, часто нужно мысль оформить словами. А когда оформляю мысль словами, пользуюсь созданным до рождения языком. А структуры языка становятся правилами мышления…

Заколдованный круг. Чтобы оформлять мысли, нужны знания и язык. Чтобы стать личностью, нужно их сначала усвоить. Но знания и язык заставляют определенным образом мыслить. Ловушка-засада еще рождения? Есть выход! Даже два. Даже три. Первый — практики остановки языка. Их еще называют остановками внутреннего диалога. Буду использовать, конечно.

Второй — действовать интуитивно. Это точно было в жизни каждого. Только не каждый сможет множество таких случаев вспомнить, осмыслить и начать ими управлять. Потому что для этого нужно опять-таки использовать язык.

И, кажется, третий — став личностью, можно начать постепенно самому выбирать использование языка и мысли. Чтобы не они тобой управляли, а ты ими. То есть перерасти влияние общества. Рассказал глядящему в небо Шаману.

— Как тебе мысль?

— Нормально. (Шаман не сменил позы, не перевел на меня взгляд, как обычно. Отвечает лежа, закинув руки за голову.) Только таких личностей почти нет.

— Да ладно. Любой взрослый — личность.

— Да? И кто, по-твоему, личность?

— Человек, который освоил-соблюдает социальные правила… в основном.

— То есть приспособился?

— Ну, еще сам принимает решения.

— Прям-таки сам? И что за решения?

— В основном как жить дальше, строить отношения.

— Как получше приспособиться?

— Понятно, к чему ты клонишь. Но это нормально.

— Для кого?

— Для общества.

— Приспособление — цель личности?

— Для таких, как ты, отшельников, конечно, нет. Но в основном. А что, по-твоему, личность — это против общества?

— Что ж ты мыслишь так полярно — только «за» или только «против». А не может быть иногда «за», иногда «против»?

— Так и есть. Я за многое, но не за все.

— За что многое?

— Ну, там, экологию, образование, человечность, борьбу с наркотиками… Можно часами перечислять.

— А «против»?

— Например, когда не согласен с несправедливым решением.

— А если решение начальника?

— Все равно против.

— Так это же против приспособления.

— Я не говорил, что личность — только приспособление.

— Да ладно. Что же еще?

— Есть что-то поважнее приспособления. Духовность, честь, любовь…

— Ты забыл кое-что.

— Что?

— У большинства современных людей есть несколько конкретных «мечт», которые можно было бы легко исполнить с помощью миллиона долларов.

— Знаю, житейский набор: хорошее жилье себе и близким, машина, гараж, участок с красивым домиком…

— Вот-вот. Скажи, если человеку предложить этот лимон, но с условием никогда не творить (изобретать, рисовать, писать, исполнять, познавать и другое), он взял бы?

— Знаешь, многие бы взяли.

— Говорю же: настоящих мало. Выйти из-под социума — та еще задача. Довольно творческая. И вообще, само по себе — не задача.

— Что значит само по себе — не задача?

— Ставить отдельную задачу — выйти из-под социума — глупость.

— Почему?

Идеальная (нематериальная) устойчивая форма человека — совокупность его образов [12], значений, переживаний и смыслов. Она «собирает» или при неправильности «разрушает» физиологию человека. Если у тебя нет пока новой осознанно построенной идеальной формы, то отказ от культурных значений и смыслов приведет к разрушению тела.

— То есть сначала нужно построить новую форму?

— Обычно постепенно. Ты можешь выйти за личность, развиваясь в своем направлении.

19.08.2015

Сидим на нависшем над обрывом скальном массиве, смотрим вниз-вдаль на сверкающую золотом поверхность моря. Самое теплое время суток где-то с двух дня до пяти. Ветерок затих совсем. Солнце разогнало дымку. Без облачка, аж немного фиолетовая высокая синева неба. Кусты и огромные гранитные валуны выписаны на фоне неба особенно отчетливо. Будто-то кто-то обвел контуры тончайшей черной линией.

Во второй половине августа на таких вершинках ни комаров, ни мошек, ничто не отвлекает. Также ясно, даже немного безжалостно-жестко мыслится.

— «За личность» не всем доступно?

— Трудно перерасти приспособление.

— Практики повоевать с общественным мнением?

— Опять за свое. Освободиться — не значит стать противником. Освободиться — иметь независимую позицию, с которой будешь выбирать. И свою цель.

— Да, таких крайне мало.

— Зато много в иллюзиях независимости.

— Как понять, где иллюзия, а где свобода?

— В иллюзии человек только мантру «я свободен» проговаривает, а в реальности действует со своей позиции.

— Трудно.

— Многим еще и страшно.

19.08.2015

Протянул руку, снял с невысокого, сантиметра три-четыре кустарничка несколько уже бархатистых от зрелости и солнца ягодок голубики. Кустарнички тут такие невысокие из-за ветров. Ветров-ураганов на вершинах больше всего. Приспособились. Но и солнца больше всего. Эти кустарнички ягоду начинают давать раньше всех и плодоносят дольше — до начала сентября. И повкуснее обычных. Не только со штормами-пургами борются, живут полноценно. В чем, интересно, их смысл?

— Освободишься — и что потом? В чем смысл?

— Иди дальше. Постепенно начнешь жить и сотрудничать в, нет слова в человеческом языке, в более широком, чем человеческое, обществе.

— И подчиняться ему?

— Пока не повзрослеешь в новой системе[13].

19.08.2015

Оранжевое закатное солнце садится за гору, окрашивая все в цвет своих лучей. У Шамана, сидящего спиной к морю, левая половина лица оранжевая, правая в тени. Себя я не вижу, но знаю, что у меня правая оранжевая, левая в тени. Как два краснокожих индейца у костра.

Как индейцы принимают решения? Если верить этнографам, ход их мысли не совсем понятен европейцу. Мы можем только предполагать, что они увидели какие-то знаки в дыму, в облаке, полете птицы… Но точно не знаем.

— Можно ли действовать только по интуиции, не оформляя словами?

— Можно, но тогда в нашей культуре опыт не сохраняется.

— Как это?

— Бывает, что что-то сделал, а в той же или похожей ситуации повторить не можешь?

— Да-а, был у меня замок. То сразу открывался, то минут по десять-пятнадцать с ним мучился.

— И как справился?

— Присмотрелся и понял, что нужно вставить и потом чуть-чуть, на полмиллиметра его (ключ) назад подать.

— Вот «полмиллиметра назад» — уже способ.

— То есть у нас способ — это действие, оформленное словами?

(Шаман кивнул). Или образом.

— С этим замком получается, что способ лучше интуиции.

— Конечно.

— Почему мы так трепетно относимся к интуиции?

Способ, как туннель в горе. Ты легко проходишь, но всю гору уже не видишь. Если цель или ситуация чуть изменились…

19.08.2015

Тревожно думать о выходе из привычного общества. Это мне, взрослому. Страшно — не страшно. Можно об этом не думать и жить спокойно-дальше-нормально. Иногда вспоминать, что умышленно остановился в развитии, и отгонять эту мысль подготовленными обществом для таких случаев словами типа «А-а-а, чушь собачья». Есть же одобряемые всеми почетные образцы северной старости: домик с участком в хорошем климате, овощи-плоды-ягоды для приезжающих летом с Севера внуков. Сейчас еще и общение по Сети. Потом, конечно, болезни-немощь. Но это, наверное, в любом варианте. Лучше не думать.

А можно пытаться продвинуться дальше общепринятого. Не истерично-подростково, а по-взрослому, продуманно и ответственно. Все равно один конец в любом варианте. Окружающие в основном не поймут. Некоторые будут что-то чувствовать, но им же некогда — жить же надо, свои проблемы решать. А у большинства есть подготовленные обществом штампы: «А-а, этот приехал». Или: «О-о-о! И он приехал!»

Хотя мне-то что? Я же «приеду из» этих отношений. Найду ли общество таких же? Или жить как Шаман? Но сколько же нужно сил, которых не чувствую пока.

— Знаешь, общество не одобрило бы такие мысли.

— Почему?

— С такими мыслями человек выходит из подчинения обществу.

— Тогда и твой текст…

— Понимаю.

— Не беспокойся, подростки не выйдут [14].

— Но все же общество будет против.

— Старое против, а новому без этого не выжить.

— Попробую все же «выйти», наверное.

— Только очень-очень осторожно и аккуратно.

(Показалось или Шаман переживает — беспокоится за меня?)

Вдруг понял, как ему хочется, чтобы рядом был не задающий вопросы учащийся, а равный собеседник и соратник. А может, даже и он тоскует по детско-ученической позиции? Чтобы рядом был кто-то более знающий и берущий на себя ответственность. Хотя это вряд ли.

«Пошли ему Бог второго, чтоб вытянул петь как он…» [15]

Без даты

Однажды, еще в 99-м привел к Шаману друга, уступив его многочисленным настойчивым просьбам. Войдя в хижину, друг был несколько разочарован: связки сохнущей рыбы и пучки трав под навесом перед входом; железная, уже прогорающая печка, обложенная камнями; вместо шаманских атрибутов на стенах на гвоздях висели обычные инструменты; низкий потолок, маленькое окошко, неказистая посуда, видавшая виды лопата, выбитый веник, коричневые доски нар… Не так он себе это представлял.

«Входи, — сказал ему брутального вида небритый, бесцеремонный босой мужик (Шаман), валяющийся на нарах. — Здесь то, зачем ты пришел».

Когда, проводив воодушевленного разговором друга, я вернулся в хижину, Шаман предупредил, что если я буду сюда водить людей без согласования, то больше его не найду.

20.08.2016

Какое дождливое лето!.. В июне было солнечно и сухо. Аж ручьи стали пересыхать, а в июле-августе дождь моросит почти непрерывно. Правда, Шаман говорит, что скоро будет полоса солнечных дней, но мне к 1 сентября в Москву, учебный год начинается.

Иду в тумане и мороси. Метров за 10–12 уже ничего не видно. Хорошо, что дорогу знаю. Хозяина [16] бы не встретить неожиданно. Он тоже не будет по кустам ломиться, раз тропа есть.

Идти проще, если знаешь куда. А развиваться куда?

— Ты говорил, что освобождение от социума — вообще не задача?

— Да. На фига тебе освобождаться?

— Чтобы не быть рабом общества.

— А дальше?

— Расскажи что-нибудь про дальше.

— Могу, но это пример, а не путь. Путь ты сам выбирай.

— Знаю.

— Помнишь паука и твои руки с разных сторон? [17]

— Да, это я одновременно и спереди, и сзади него. И Духа местности помню, который одновременно и спереди, и сзади, и вокруг для меня.

А теперь подумай о существе, которое по линии времени сейчас и в твоем прошлом, и в твоем будущем.

— Как это?

— Ты, например, встретил его вчера и встретишь завтра.

— Ну, я и сам был вчера и, наверное, буду завтра.

— Завтра ты будешь не такой, как вчера. А это существо — такое же, просто оно больше тебя во времени и находится и сейчас, и вчера, и завтра от тебя.

— Туда развиваться?

— Нет. Это один из многих примеров.

— Так что мне делать?

— Начни с того, что, максимально отвлекшись от тела и общества, думай о том, кто (что) есть ты в этом состоянии — без телесных и социальных потребностей.

— В какое время?

— В любое. Например, проснувшись, подумай, кем ты был во сне и кого (что) ты «собираешь-воссоздаешь» по утрам. Вспомнив днем, подумай о том, кто (что) только что направлял(о) и контролировал(о) твою активность. Импровизируй.

— Так можно и проектировать себя на день?

— Задающий вопрос…

— А что-то конкретное, чтоб не только в мышлении?

— Завтра расскажу про пару практик.

Оглавление

Из серии: Хохот Шамана

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезды Шамана. Философия Шамана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Из методички по программе Ликбеза (всеобщей ликвидации безграмотности) 20-х — 30-х годов XX века.

7

См. пункт «Не бойся» в книгах «Хохот Шамана» или «Свобода Шамана».

8

Таких мест в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке гораздо больше, чем мест, где человек побывал.

9

После одного из выступлений М. Задорнова я всегда употребляю выражение «Да нет» с некоторой внутренней улыбкой.

10

Исторически кружки, чашки и другие предметы развились как части практик или ритуалов. Но для отдельного человека эти слова и предметы были уже до его рождения.

11

Здесь аналогия с советским анекдотом 60-х: представитель одной из национальностей (в анекдоте точно, но сейчас в тексте политкорректно не указываю) устраивается на работу. В отделе кадров спрашивают: «Диплом-то купил, наверное?» — «Почему, если моей национальности, то сразу купил? Подарили!»

12

См. про идею, про образ самого себя в кн. «Хохот Шамана».

13

См. Приложение 5.

14

«Подростками» в нашем с Шаманом общении называются люди, которые независимо от возраста (от 15 до 125) лет все еще нуждаются в самоутверждении перед другими.

15

Из песни В. Высоцкого.

16

Медведя.

17

См. раздел «Снежный человек» в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я