Темпография

Владимир Попов

Темпография – это совокупность приёмов, способов и методов выявления и использования временных аномалий для защиты и взлома децентрализованных и распределённых систем. Web 3.0 дал нам возможность увидеть инвертированное, нулевое, замедленное, параллельное и прочее время: темпография сделала их реальными.

Оглавление

Среда окружения

Именно этим и хочу заниматься.

Хочу научиться смотреть, как проходит время.

М. Фермин. «Снег»

Теперь отвечу на один вопрос. Что есть XR? Если RR — реальная действительность, VR — виртуальная реальность, AR — дополненная реальность (VR+AR — расширенная), MR — смешанная, OR — любая иная, то XR = RR + VR + AR + MR + OR. Это касается не только пространства, но и времени. И, безусловно, арифметикой здесь не обойдёшься, но формулу оставлю именно таковой. Добавить же можно, скажем, k — коэффициент соотношения к каждому виду, например: XR = k1*RR + k2*RR… и т. д.

Проще говоря, XR-континуум — замена устаревшему термину «виртуальный»: спутанная реальность отдаёт квантовым и миром относительности одновременно. И этот аромат по вкусу. Мне.

Следующий момент, который хорошо бы осмыслить: ДРС (децентрализованные и/или распределённые системы) созданы для работы внутри недоверенных сред. И поэтому темпография необходима не меньше, чем криптография, — никогда не знаем точно всей информации: ZK-механики построены на этом, возможное распараллеливание блокчейна, даже банальная прорисовка мира в компьютерной игре. Примеры недоверенных сред:

— Финансовая экосистема (CBDC/крипто — не так важно).

— Открытый Wi-Fi.

— Интернет.

— Прочие.

Но есть ещё один важный вопрос.

Смешанная или спутанная реальность?

Смешанная реальность — понятие узкое, включающее в себя VR/AR/RR и дающее MR: «В 1994 году Пол Милграм и Фумио Киширо определили смешанную реальность как „…всё между крайностями виртуального континуума“». Расширенная реальность включает AR/VR. Виртуальное же пространство — альма-матер самых разных децентрализованных и распределённых систем (ДРС). Но для обывателя это всё ещё «бирюльки» и «филькины грамоты», а не реальные миры, деньги и отношения. Почему?

Наверное, потому что общественное сознание в целом — косное: квантовая механика и ОТО давно имеют влияние на каждого из нас (кто хоть раз летел в самолёте больше десяти часов или кто ждёт с нетерпением чипы меньше 7 нм — скажем, на новый ASIC, — знают это и так), но «простым гражданам» это всё ещё кажется теорией и чем-то «оторванным от быта».

Сегодня у условного социума запрос кратко-, средне — и долгосрочного будущего следующий: «На мой взгляд, востребованность удалённой работы, спрос на качественное новое образование, новые форматы телемедицины и потребления контента в медиа — направления, которые поведут отрасль смешанной реальности вперёд под общим знаменем „колонизация цифровых миров“».

И здесь, хочется или нет, придётся вспомнить принцип самосогласованности Новикова, вопросы квантовой запутанности (в том числе и про кота Шрёдингера) и много всего ещё. Почему?

Как у любой цифровой сущности (монеты, токена, игрового персонажа, аватара и т. д.) может быть не один сценарий применения, не одно свойство и предназначение, так и виртуальный мир — разность и сумма многих миров одновременно. Но для этого и нужно определиться с терминами.

Есть реальность, а есть — действительность. Тут нам не обойтись без философии: «Реальность — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность».

Проще говоря, мы не умеем жить без абстракций, иллюзий, фикций: ООО нет в материальной реальности изначально, но оно вполне реально через реальность субъективную. Или государство. Или закон (не право). Или даже таблица Менделеева (не сами элементы внутри неё).

Действительность же — это «осуществлённая реальность во всей своей совокупности… реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания».

То есть реальность — то, что в целом заложено, действительность — то, во что она превращена в нашем мире. Но так было до XXI века, а ныне можно выделить VR, AR, MR, и всё это в итоге приводит к тому, что есть реальность запутанная и/или расширенная: отличный разбор был сделан в материале «Параллельный мир». В этой статье мир сего дня представлен так:

Virtual reality: в виртуальной реальности (VR) площадь цифрового мира вокруг пользователя составляет 100%. То есть человек в VR-гарнитуре полностью окружён цифровым контентом.

Augmented reality: дополненная реальность (AR) накладывает цифровые объекты поверх окружающей человека среды либо встраивает их в неё.

Mixed reality: термин «смешанная реальность» (MR) часто используют для обозначения ситуаций, когда цифровые объекты взаимодействуют с реальным миром.

Extended reality: весь спектр оптических цифровых технологий дополнения или подмены окружающего мира называют расширенной реальностью (ER). Она включает в себя AR/VR/MR. Отсюда: XR = ER + OR.

Но это всё теория, на практике-то она что даёт?! Да ещё и в аспекте Web 3.0? Давайте попробуем разобраться.

Факты. Цифры. Осмысление

Когда-то, лет, может, двадцать назад, читал книгу о вирусах из популярной серии «Эврика» (или подобной — тут точно не скажу). А уже впоследствии, значительно позже, наткнулся на цитату С. Хокинга: «Кажется, компьютерные вирусы стоит рассматривать как форму жизни. Это многое говорит о природе человека: единственная форма жизни, которую мы создали к настоящему моменту, несёт только разрушения…»

Мысль интересная, особенно внутри концепта SaO (subject-and-object): у человеческого тела, эмоций, ума (психики в целом) есть иммунитет, но вот виртуальные миры — совершенно новая реальность, и как будем там защищаться от негативных воздействий и через что именно — большой и пока не раскрытый вопрос.

Приведу примеры, чтобы стало ясней.

Однажды немецкий художник прогулялся по городу, везя тележку с девяносто девятью телефонами. Зачем? Чтобы создать виртуальные пробки! Но с какой целью? Чтобы обмануть Google и показать, насколько мощное влияние оказывают современные технологии на каждого. Этот пример был бы для меня вполне отвлечённым, если бы не одно но: каждый раз, подъезжая к дому на такси, наблюдал, как голосовой помощник направляет водителя (если, конечно, тот не бывал здесь раньше), причём весьма уверенно, повернуть направо, где не только никогда не было въезда, но уже три года шла стройка и въезд физически не был возможен. И это несмотря на бесконечные письма в техподдержку IT-гигантов. Это пример безобидный.

Продолжим ещё одним позитивным эффектом: «Жители филиппинского города Кабанатуан получают доход в мобильных блокчейн-играх, которые работают по модели play-to-earn: игроки формируют токенизированный капитал в игре, а потом меняют его на реальные деньги. Многие занимаются моддингом — создают аватары и строят виртуальные дома, которые продают или сдают в аренду. Игра приносит некоторым до $300 в месяц, а играют в неё как молодые безработные, так и пенсионеры. В Axie игроки выращивают или покупают животных, используя внутренние токены. Гарантом владения виртуальной собственностью становятся NFT. И токены, и животных можно обменивать на ETH, а затем и на фиатную валюту. На этой модели уже строят бизнес сторонние компании. Например, Yield Guild Games (YGG) создала криптогильдию, которая помогает людям зарабатывать на блокчейн-играх».

В мире, где киберспорт может стать очередной сферой на триллион, тенденция очевидна. Но есть закономерности менее понятные и понятые: скажем, что такое забастовки онлайн? А такие примеры уже есть: чат-бот от канала «Завод», с помощью которого рабочие могут объединяться друг с другом, а остальные получать объективную информацию о протестном движении на предприятиях, или виртуальные митинги — когда пользователи сервисов «Яндекс Карты» и «Яндекс Навигатор» массово оставляют комментарии против режима и не только. Сюда же следует отнести и забастовку русской «Вики» и многие схожие феномены.

Можно из этого извлечь и сугубо эстетическую эссенцию. Так, в Киеве открыли AR-памятник Сатоши Накамото. Подобные «скульптуры» существуют и в Мадриде. Более того — есть целые проекты о таком виде искусства. Как по мне, лучшее применение в виртуализации — граффити (почему — послушайте интервью Александра Красовицкого / Animal Джаz — Юрию Дудю1).

Примеров может быть больше: главное, что наследие Pokemon Go не осталось незамеченным и мы получили миры, отличные от привычного нам — от действительной реальности. И да, то, что это порождение новой экономики — экономики деяний, где можно заработать каждому, — отличный повод задуматься о том, зачем нужен цифровой сепаратизм и колонизация виртуальных пространств.

Интернет умер? Да здравствует Великий Веб!

Сейчас мы проживаем не просто эпоху локализации пространств, но и попытку… блокировки интернета: так старые структуры пытаются подавить новые. Тестирование автономного Рунета, временные запреты на раздачу Сети в Беларуси и Казахстане (2020—2021), меш-сети и борьба с камерами наблюдения в Гонконге (2019), Иран vs майнинг, GDPR и компании не из ЕС под давлением штрафов, дело Сноудена и Ассанжа в США — всё это и многое другое о подавлении технологий через социальные запреты. Прибавьте к этому «железные войны» и локализацию экономик в период логистического коллапса (вспоминаем про блокировку Суэцкого канала, отброшенную на десять лет отрасль авиаперевозок и т. п.) и полу́чите, что человечество неизбежно толкает себя к так называемой гибридной войне, но уже планетарного уровня.

И только связь технологии, экономики и комьюнити через блокчейн-философию может дать альтернативный, то есть гуманный, положительный для всех, сценарий. Почему?

Во-первых, за счёт ZKP-имплементаций нападение на системы фактически бессмысленно: потому что не знаете — где, кто и когда. Точнее — знаете, что, где и сколько, но через следствия, а не напрямую. Во-вторых, за счёт развития транзакционной репутации и экономики деяния в выигрыше остаются все (модель win-win). В-третьих, за счёт принципа самовложенности возможно фактически бесконечное расширение как на нижних уровнях («железо», сетевые протоколы и т. д.), так и на верхних (Dapps’ы, верхнеуровневые протоколы, свопы любого формата и т. д.).

Но для этого нужно сделать три важные вещи:

Во-первых, перестать пытаться всё унифицировать по старым правилам.

Во-вторых, перейти в эпоху DAO+DEX интеграций.

В-третьих, создать криптофшор на основе правил консенсуса, а не выборных систем (демократия vs анархия).

Какие ещё есть направления? Коротко попробую обозначить примеры, которые стоит осмыслить, коли захотите стать цифровым отщепенцем и/или исследователем сих дивных миров:

— NFT-кластер именно с точки зрения Urbit-подхода (iTerra — в копилку): метавселенные, планеты, страны, города, острова. Один мир — один гипер-NFT, каждый шар или связанный NFT — следующий шаг вложенности.

— Купля-продажа виртуальных земель: через токен ли Mana, в Second ли Life, через выкуп ли «пустого» пространства Chia/Filecoin или иначе — не важно.

— Отдельная история — совмещение темпографии для создания (полу) автономных хронокапсул, защищающих виртуальные миры от разного рода воздействий извне.

— Свопы — как будущее всех этих миров: всеобщий осмос — базис для развития.

— Многое иное.

Существующих направлений куда больше, и они куда глубже и масштабней. Предлагаю поэтому изучить даже не направления/векторы, а сразу целые пласты. Мир не ждёт, когда у нас наступит вторник, среда или четверг, как на заводах Г. Форда, чтобы пойти вперёд, поэтому стоит (у) знать следующее:

— Стеганография — способ передачи или хранения информации с учётом сохранения в тайне самого факта такой передачи (хранения).

— Криптография — наука о методах обеспечения конфиденциальности, целостности данных, аутентификации, шифрования.

— Темпография — методы шифрования и сокрытия данных (информации) посредством времени: tempo (rary) — «временный», (crypto) graphy — «скрыто пишу», отсюда tempography — «пишу скрыто через время». Перевод, конечно же, условный.

Филологи могут меня раскритиковать за столь вольный подход к созданию неологизма; криптографы, возможно, высмеют робкие попытки обобщить многолетние исследования; а простым пользователям и, главное, IT-бизнесу из p2p-отраслей всё это покажется излишне сложным, ненужным. Но приходится признать три очевидных факта:

Недоверенных сред в офлайне и онлайне всё больше — от банального публичного Wi-Fi до CBDC и обратно: «Процент проектов, в которых обнаружились проблемы с зависимыми используемыми библиотеками, значительно увеличился за последний год — с 26 до 69%. Это ещё раз подтверждает, что обновление зависимых библиотек должно иметь высокий приоритет, исходя из рисков безопасности».

Время — отличный способ решения многих проблем, и оно явно нуждается в большем внимании: не важно, идёт ли речь о социальном, физическом, философском или о времени в сугубо математическом понимании.

Если раньше офлайн уходил в онлайн, то в эпоху Web 3.0 начинается обратная интеграция.

Можете, конечно, отрицать. Не принимать. Критиковать. Делать вид, что этого просто нет. Но сие — объективные факты, и они будут только подкрепляться по ряду самых разных причин: начиная от тезиса «технологии к этому пришли», заканчивая очевидной децентрализацией даже там, где раньше «не было принято». Государство как сервис — данность на ближайшую четверть столетия (2025—2050).

Ниже — несколько тезисов, оттолкнувшись от которых можно прийти к схожим выводам, несмотря на то что сами по себе тезисы назвать взаимозависимыми нельзя.

Теорема Найквиста — Шеннона — Котельникова: «Для сигнала, представленного последовательностью дискретных отсчётов, точное восстановление возможно, только если частота дискретизации более чем в два раза выше максимальной частоты в спектре сигнала» (см. также wiki).

Так называемые «эхо-методы», которые применяются в цифровой аудиостеганографии и используют неравномерные промежутки между эхо-сигналами для кодирования последовательности значений. При наложении ряда ограничений соблюдается условие незаметности для человеческого восприятия. Эхо характеризуется тремя параметрами: начальной амплитудой, степенью затухания, задержкой. При достижении некоего порога между сигналом и эхом они смешиваются. В этой точке человеческое ухо не может уже различить эти два сигнала. Наличие этой точки сложно определить, и она зависит от качества исходной записи, слушателя. Для обозначения логического нуля и единицы используются две различные задержки. Они обе должны быть меньше, чем порог чувствительности уха слушателя к получаемому эху. Важно, что «эхо-методы устойчивы к амплитудным и частотным атакам, но неустойчивы к атакам по времени». А там, где есть атака (баг) — есть и фича, если перевернуть в положительное русло. Сюда же стоит отнести и ЦВЗ (цифровые водяные знаки).

Атаки по времени — разновидность (подвид) атак по сторонним каналам: тут время выступает уже в физическом, а не математическом и/или философском смысле (см. здесь или архив по соответствующему запросу на «Хабре», «Хакере» и других ресурсах Сети).

Можно вспомнить о старой доброй микроточке, а затем телепортироваться в шейпинг, в разрезе тех атак, которые описывал для (D/L) PoS-систем.

Если не уходить в дебри, то получим простую схему: время так или иначе, как физический параметр, как расчётная единица и прочее, участвует в разных типах информационных систем, но пока мало кто пытался превратить его в инструмент стеганографии и/или криптографии на должном уровне и тем самым создать методологию сокрытия и шифрования, где будущее, прошлое, настоящее, а равно нулевое и любое по размерности время стало бы основанием для защиты, кое когда-то нашлось в криптографии шифропанками и/или криптоанархистами. Тем паче что вступаем в эпоху SaO — уже вступили.

Меж тем французский философ Ж. Бодрийяр когда-то придумал симулякры — бесконечные копии копий, где оригинал навсегда потерян, что наталкивает на интересные мысли, учитывая способность цифровых объектов к постоянному копированию.

В разных культурах есть множество отсылок к тому, насколько значимо может быть время в условно субъективном представлении (на современный манер — в XR): будь то категория мактуб в арабском мире или неологизм «инобытность» в русской традиции.

И если до интернета, а тем более до эпохи Web 3.0 как мегасети всех сетей (интернет, IoT и т. д.) это было не так и важно, то сегодня мы напрямую сталкиваемся с тем, что AI+bigdata выдают нам сценарии будущего, а прогнозирование, завязанное на математически выверенных датах для ДРС, превращается в норму (и уже молчу о субъективных прогнозах, которыми рынок p2p завален).

Кроме того, ряд атак по времени уже имеют значение, и оно будет только увеличиваться в ближайшие три — пять, а потом и семь — десять лет. Поэтому параллельные вычисления — не просто операции «внутри условной вычислительной машины», но создание отдельных миров, потоков времени и т. д. Нужно только смотреть шире, без излишней критики, держа в уме, что не всё придуманное реализуется быстро.

Пока такие тенденции, как эгоистичный, вампирский и эксклюзивный майнинг, производят больше негатива, нежели положительных эффектов. Но в то же время банальная атака белого слона может привнести много нового и интересного в защиту контента самого разного уровня (особенно если соединить её с гипотезой о построении виртуальных миров: статья эта и эта).

Пример. «Доброго времени суток!» — многих это выражение раздражает, но на самом деле в Web 3.0 оно будет более чем уместно. Дело в том, что в Сети как такового времени нет: оно есть, конечно, но его слишком много.

Когда вы авторизуетесь через Google-коды, то время компьютера и сервера должно быть синхронизировано, потому как рандомность привязана до секунд. В ряде сервисов тот же процесс происходит с ещё большей точностью.

При этом есть масса серверов, а тем более локальных машин, где время не соответствует действительности: банальный пример — отключён автоматический перевод времени после перелёта или после перехода на зимнее время. Или даже выставлены часы в ручном режиме.

С другой стороны, в том же Linux установлена собственная эпоха — «определяется она как количество секунд, прошедших с полуночи (00:00:00 UTC) 1 января 1970 года (четверг); этот момент называют „эпохой Unix“ (англ. Unix Epoch)». Или от 02.02.2020 была запущена ещё одна эпоха — iTerra. Или вот этот хеш 000000000019d66…2a6c172b3f1b60a8ce26f — догадались? Да! Это хеш генезис-блока Биткоина, который тоже стал началом эпохи для всех майнеров и других участников Сети.

«И при чём тут Web 3.0 и как с ним всё описанное связано?» Вопрос верный. Поясняю: дело в том, что Web 3.0 — совокупность разных сетей: начиная от старого и уже не такого доброго интернета, продолжая IoT, а далее — меш-сетями и т. п. И в каждой из них может быть множество социальных, технических и даже юридически значимых времён, не говоря о таких нюансах, как, скажем, проблема 2000.

Раньше время только ускорялось — вспомните ещё раз историю: солнечные часы, часы с часовой стрелкой, с минутной, с секундной, электронные с долями секунд, атомные часы. Время бежит неумолимо в то самое, светлое, будущее. Но нет — не только.

Подумайте вот о чём: в том же «Тендерминте» c IBC была небольшая, но важная проблема: «Если нода, которая должна создать блок, его не создаёт, мы ждём некоторое время, перед тем как начать новый раунд. Алгоритм плохо масштабируется, так как за каждый блок должно проголосовать 2⁄3 сети». Время внутри этой сети останавливается. Безусловно, оно пойдёт дальше, но в конкретном периоде возникает дискретность (разрывность).

Ещё более сложное явление — ГЭП, поскольку из-за него возникает как бы разрыв цены — это чёткий временной разрыв: если бы подобное было в офлайн-действительности, то какая-то часть прошлого была бы условно стёрта (ещё точнее — затёрта).

А как насчёт атаки 51 или эгоистичного майнинга? Они заложены внутрь архитектуры ряда блокчейнов, а потому являются не багами, но фичами, и благодаря им возникает альтернативный поток времени. Впрочем, как и на более длинных цепочках (вернее сказать, с бо́льшим вложением доказательств проделанной работы) при одновременном нахождении блоков: так родились «блоки-дяди» в том же Ethereum’е.

Идём дальше?

Выражение «Вселенная является не статичной математической моделью, а постоянно выделяющийся чистой рекурсивной функцией» может быть правдой — как минимум в XR. Да и вы наверняка с этим сталкивались, и не раз, но просто не замечали.

Особенно интересно становится, если применить коммутативные операции к многомерному времени. Здесь можно уйти на уровень излишних абстракций и породить очередной дигидрогенмонооксид, но CDN, UTXO, NTP и другие протоколы, службы, включая и более глобальное видение работы ДРС, подталкивают к этому.

Несколько простых примеров.

Увеличивая сложность начального события, увеличиваем уровни защиты события конечного: добавьте к этому условно случайный подбор начальных условий — и сделаете ещё один шаг к защите данных.

Мы привыкли к прогрессиям во времени, но как насчёт того, что в XR-мирах возможна и регрессия? Прошлое, наступившее раньше будущего и без нарушения причинно-следственной связи? «Довод» Нолана в этом случае покажется детской головоломкой. Уже сегодня можно делать резервирование транзакций через отложенность или самоидентификацию системы: что это, как не использование будущего в настоящем? А как вам защита от цензуры через протестный фильм длительностью десять часов, на который никто, кроме цензоров, идти и не собирается?

И таких примеров — тысячи, десятки тысяч. Пока их мало кто пробовал систематизировать, но когда-то и кто-то должен был начать, почему же не мы?

Да, возможно, темпография станет чем-то сродни хитрым фокусам с оптическими иллюзиями (хотя Эшер здесь добился неплохих результатов), которые в итоге приведут к сложным атакам по типу перехвата ван Эйка (или превратится в терменвокс, то есть в нечто навсегда экзотическое), но и это не такая уж малость, когда речь идёт о свободе.

А вопросы возникают у всех, кто исследует btc и другие криптовалюты и блокчейн-решения на уровне чуть более глубинном, нежели объяснение формата «блокчейн — такой блокнот, где…».

Примечания

1

Признан иностранным агентом по законодательству РФ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я