Священные тайны. Т. 8

Владимир Петрович Бровко, 2019

Данная книга посвящена истории возникновения в христианской религии "ТАИНСТВА ПОГРЕБЕНИЯ". Кроме того, автором изучено и показано и современное состояние дел на примере РПЦ МП с выполнение на практике "Таинства Погребения". Книга будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся историей и практикой христианской религии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Религиозные традиции ПОХОРОН в Мире

При обзоре «похоронных обрядов», существующих у разных народов и племен мы в нашей книге, ограничимся только двумя из них, относящимися к «арамическим религиям»: иудаизму и исламу, а затем прейдем к христианству.

Такой поход автора вызван тем обстоятельством, что ислам и христианство являются прямыми «выходцами» из первой монотеистической ИУДЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ, творчески переработанной их первооснователями в соответствии с нормами и обычаями жизни, законами и моралью своих народов.

Похоронные обряды и обычаи в иудаизме

А говоря о ИУДЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ сразу считаю необходимым заметить, что своеобразный образ жизни евреев (как «богоизбранного народа» согласно их религ. верованиям) основан на определенных представлениях о Боге и о месте человека в обществе и во Вселенной.

Точно так же и ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев, отображают определенное отношение к Богу, к природе и к проблеме добра и зла.

Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами на иврите, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами.

И тут евреи сразу выделяются из числа многих народов нашего Мира!

Ведь весь похоронный обряд от момента смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют исключительно мужчины, а для женщин — женщины!

Смерть

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни, то у евреев запрещена «эвтаназия» и любая помощь, помогающая людям добровольно уйти в мир иной.

По иудейскому Закону умирающего человека нельзя оставлять одного.

К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле.

Одна из еврейских заповедей гласит:

«Оставайтесь у постели умирающего человека».

Если человек не в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают её произнести.

Вот полный текст этой МОЛИТВЫ. Я умышленно привожу ее в полной форме, чтобы вы читатель ознакамливаясь с ней могли так сказать проникнуть в глубину мироощущения иудея, находящегося на смертном одре! Тем боле, что каждому из нас придётся пройти этот процесс и тем боле это важно, что безгрешных среди нас тоже нет! Так, что основные моменты этой Молитвы могут и вам лично сгодится в нужное время!

В связи с чем я рекомендую, тем из вас кто искренне верит в Бога прочесть Молитву несколько раз, чтобы запомнить хотя бы ход мыслей и метод обращения к Богу:

«Бог наш и Бог отцов наших!

Да взойдет к Тебе молитва наша, Ты прими ее благосклонно, ибо мы не настолько дерзки, и не настолько упрямы, чтоб утверждать пред Тобою такое:

"Господь Бог наш и Бог отцов наших, мы праведны и не грешили".

Ведь, по правде сказать, мы, как и отцы наши, грешили многообразно, а потому виновны.

Мы виновны в том, что предавали, грабили, изрекали хулу, вводили других в соблазн, и делали им злодеяния, намеренно творили зло, присваивали чужое, присоединялись ко лжи, давали дурные советы, лгали, высмеивали, бунтовали (роптали), оскорбляли (гневили), были непокорны, извращали [пути свои], притесняли других (ненавидели), упорствовали во зле, развратничали, делали мерзости, заблуждались сами, и вводили в заблуждение других.

Мы напрасно уклонились от Твоих заповедей и Твоих благих законов, потому Ты прав во всём (что с нами происходит) и суды Твои праведны, а мы — виновны, Ты справедлив, а мы грешны. И чем мы можем оправдаться пред Тобой, восседающим в высотах, что сказать в свое оправдание пред Тем, Кто обитает в Небесах?

Ведь всё — и скрытое, и открытое известно Тебе.

Тебе известны секреты мира и глубочайшие тайны всего живущего.

Ты исследуешь все части живота (нутра, нашего животного начала) и экзаменуешь почки (символ разума и мышления) и сердце.

Нет ничего сокрытого от Тебя и нет ничего утаенного от Твоих глаз.

Посему, да будет на то желание Твоё,

Господь и Бог наш, Бог наших отцов, извинить нас за все наши упущения (промахи), и простить нам все наши грехи наши, дать искупление всем нашим преступлениям: всем грехам, которые мы совершили перед Тобою вольно или невольно, тем, которые мы совершили перед Тобою по бесчувственности (сердца), тем, которые мы совершили перед Тобою в неведении (по невежеству), тем, которые мы совершили перед Тобою словами уст своих, тем, которые мы совершили перед Тобою распутством, тем, которые мы совершили перед Тобою явно и скрытно, тем, которые мы совершили перед Тобою осознанно или не осознанно, тем, которые мы совершили перед Тобою

наговорами, тем, которые мы совершили перед Тобою обманом и обидою ближних своих, тем, которые мы совершили перед Тобою лукавыми помыслами сердца своего, тем, которые мы совершили перед Тобою в распутном сборище, тем, которые мы совершили перед Тобою лукавой исповедью, тем, которые мы совершили перед Тобою

непочтением к родителям и наставникам, тем, которые мы совершили перед Тобою злонамеренно или в заблуждении, тем, которые мы совершили перед Тобою насилием разного рода, тем, которые мы совершили перед Тобою небрежением Имени Твоего, тем, которые мы совершили перед Тобою сквернословием, тем, которые мы совершили перед Тобою пустословием, тем, которые мы совершили перед Тобою своим злым произволением, тем, которые мы совершили перед Тобою разумом или неразумием, и за все это, Бог прощения, Ты прости нас, извини нас, искупи нас.

За грехи, которые мы совершили перед Тобою обманом и лицемерием, за грехи, которые мы совершили перед Тобою взяточничеством; за грехи, которые мы совершили перед Тобою насмешничеством, за грехи, которые мы совершили перед Тобою злословием, за грехи, которые мы совершили перед Тобою в деловых отношениях, за грехи, которые мы совершили перед Тобою в еде и питье; за грехи, которые мы совершили перед Тобою

лихвой и ростовщичеством, за грехи, которые мы совершили перед Тобою в надменности, за грехи, которые мы совершили перед Тобою нашими устами, за грехи, которые мы совершили перед Тобою лукавыми взглядами (подмигиванием), за грехи, которые мы совершили перед Тобою высокомерием, за грехи, которые мы совершили перед Тобою дерзостью. и за все это, Бог прощения, Ты прости нас, извини нас, искупи нас.

За грехи, которые мы совершили перед Тобою отказом от бремени заповедей Твоих, за грехи, которые мы совершили перед Тобою в неправедном суде, за грехи, которые мы совершили перед Тобою злыми умыслом против ближних своих, за грехи, которые мы совершили перед Тобою недоброжелательностью, за грехи, которые мы совершили перед Тобою легкомыслием, за грехи, которые мы совершили перед Тобою

упрямством, за грехи, которые мы совершили перед Тобою склонностью ко злу, за грехи, которые мы совершили перед Тобою сплетнями; за грехи, которые мы совершили перед Тобою напрасной и ложной клятвой, за грехи, которые мы совершили перед Тобою беспричинной ненавистью, за грехи, которые мы совершили перед Тобою присвоением чужого добра, за грехи, которые мы совершили перед Тобою смятением своего сердца. и за все это, Бог прощения, Ты прости нас, извини нас, искупи нас.

За грехи, за которые мы обязаны [принести] жертву всесожжения, и за грехи, за которые мы обязаны [принести] очистительную жертву, и за грехи, за которые мы обязаны [принести] посильную жертву,и за грехи, за которые мы обязаны [принести] повинную жертву,и за грехи, за которые мы подлежим побиению за непокорность, и за грехи, за которые мы подлежим сорока ударам плетью, и за грехи, за которые мы подлежим [преждевременной] смерти — каре небес, и за грехи, за которые мы подлежим отсечению нашей души от источника ее жизни,и за грехи, за которые мы подлежим прекращению нашего рода (бездетности), и за грехи, за которые мы подлежим четырем смертельным осуждениям (забрасыванию камнями, сожжению, обезглавливанию и удушению),предписанным за неисполнение или нарушение заповедей Закона.За всё то, что открыто нам, и за всё то, что скрыто от нас…

Ибо то, что открыто нам, мы уже изложили и признали пред Тобою,как и сказано в Писании:"сокровенное — Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сыновьям нашим навеки,чтобы исполнять все сказанное в этом Законе".

Ибо ты прощаешь Израилю и не вменяешь в вину коленам Йешуруна во всех поколениях их, ведь кроме Тебя, нет у нас Царя, извиняющего и прощающего. Бог мой! До того, как я был создан, я не стоил того [, чтобы быть созданным]. и сейчас, когда я создан, я, как будто, не [был] создан, я прах при жизни, [и] тем более, после смерти.

Вот, я перед Тобой как сосуд, полный стыда и позора. да будет благоволение Твое, Господь, Бог мои и Бог отцов моих, чтобы я не грешил более, а все те грехи, которые я совершил перед Тобою, сотри по великой милости Своей, а не осуди за них на страдания или тяжкие болезни.

Амен»

А согласно иудейскому Закону Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов.

Каждый Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрёт.

Ещё до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни.

В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением.

Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам.

Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон.

Возле тела всегда должен обязательно находиться «охранник» (шомер), а в случае с женщиной — «охранница» (шомерет).

Также возле тела запрещено есть и пить.

Члены этого общества совершают ритуал омовения тела: в порядке старшинства, присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз.

Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место.

Затем тело очищается при помощи платков.

Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком.

Ритуал омовения сопровождается молитвами и чтением псалмов.

Тело умершего кладется на землю. Затем покойного одевают в традиционное погребальное одеяние — тахрихин (саван), сшитый вручную из белой хлопчатобумажной (не шерстяной) материи и прошитый льняными нитями.

Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрыть лицо умершего.

Как на тахрихине, так и на талите (молитвенном покрывале) не должно быть украшений, ничего металлического: золота, серебра, вензелей, значков, пуговиц — нельзя давать это мертвому с собой.

Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.

На покойнике также не должно быть каких-либо украшений.

Стоит отметить, погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть.

Белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью покойного, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с ним.

Всё, что было отрезано или отпало от тела, кладут на дно гроба и также погребают вместе с покойником. Любое перемещение тела осуществляется вперёд ногами.

Гроб

Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба.

В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти.

В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см.

Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах.

Положение в гроб умершего у иудеев совершается родственниками. Усопший кладется на спину, лицо повернуто кверху, руки выпрямлены вдоль туловища, голова лежит на мешочке с землей Израиля, которой посыпано также тело покойного

Обычно гроб немного приоткрытым у изголовья, покрывается чёрным полотном и ставится ногами к выходной двери. Подобно христианам, иудеи занавешивают все зеркала в доме умершего и ставят в изголовье почившего свечу.

Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мёртвом теле это подобие нарушено, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ.

У иудеев запрещены аутопсия и процедуры бальзамирования.

Но тем не менее, бальзамирование являются обязательными в случае выезда из Израиля, так как гроб остается открытым и тело погребается в землю.

Погребение

Похороны должны состояться вскоре после смерти (обычно в течение суток), так как считается, что душа возвращается к Богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее.

Нельзя оставлять покойника на ночь, за исключением смерти в субботу или праздник.

Быстрые похороны защищают умершего от позора (разложения его тела у всех на глазах).

Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты.

Похороны запрещены вовремя Шаббата и праздника.

Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Тело покойного при этом не должно оставаться в одиночестве.

Друзья, удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения.

В синагоге церемония похорон не проходит, так как она считается домом живых

На кладбище гроб опускается в могилу так, чтобы ноги лежали на Восток.

Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землёй в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его (её) душа с миром».

Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти».

Каждый бросает три горсти земли, потом зачитывают Кадиш.

После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды.

Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце. Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду.

Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери. Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землёй.

Похоронная проповедь произносится раввином.

После похорон все моют руки, что является символом очищения, не вытирая их, чтобы символически остаться с усопшим и его семьёй. Похороны в иудаизме обычно обходятся без цветов.

Надгробные памятники у иудеев содержат надписи на иврите, содержащие информацию о покойнике и иногда символ таблиц закона.

Траур

Период между наступлением смерти и погребением называется анинут.

В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

Шива

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа.

Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей.

Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти.

Статус родственников покойного — онен (скорбящий) меняется на авель (в трауре) и для них начинается период траура, который называется шива (семь), так как длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу.

В течение этого времени скорбящие родственники не пользуются косметикой, не моются горячей водой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия.

Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь. Зеркала оставляют занавешенными или выносят из дому, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные тайны. Т. 8 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я