Русский мир и Тибет. Том 1

Владимир Петрович Бровко, 1921

Данная книга посвящена истории взаимоотношений Российской империи с Теократическим государством Тибет. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся правдивой историей России.

Оглавление

ч.1 Древня история Тибета

Рассказ о древней истории Тибета я начну с того, что вначале отмечу интересный факт: страна находится между двумя центрами древнейшей культуры нашего Мира — Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически был все время как бы изолирован от них.

Однако в исторической науке нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов.

Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются с времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.

По данным палеопротеомики, к денисовскому человеку был близок живший 160 тыс. лет назад обитатель карстовой пещеры Байшия находящейся в уезде Сяхэ (Ганьсу)

Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками.

В центральной части нагорья на высоте 4,6 тыс. метров в Нвия Деву люди жили 30—40 тыс. лет назад. Следующие свидетельства о проживании людей в Тибете относятся к 3000-2000 годам до н. э. Неолит датируется VI веком до н. э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй — близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.

На плато Чангтан были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась страна Шангшунг, от которой началась религия бон (подробная информация о этом государстве находится тут: http://www.shangshunginstitute.ru/ru/ssi/kingdom/В конце VI — начале VII века так называемая

Ярлунгская династия тибетских царей постепенно подчинила себе соседние племена и создала царство Тубо.

Период Ярлунгской династии слабо освещён в литературе. Династическая хронология вызывает споры.

Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены династические браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие.

Во второй половине IX-го века царство тубо пришло в упадок.

В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола.

В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. https://bon.su/panteon/shang-shung-meri/

В Китае это время также было смутным (Эпоха «пяти Династий и Десяти царств» и последующая династия Сун), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны.

В середине XIII века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи.

После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации

Но все это как говорится скупые исторические факты, а ведь есть еще и не менее интересное «Легендарное происхождение Тибета». Этот материал для читателей, считающих себя «материалистами» ничего кроме иронической улыбки вызвать не может, но раз большая часть тибетцев в это верят и в наше время то я и приведу эту историю в своем личном пересказе, чтобы показать ее в наиболее понятном для неподготовленного читателя вида.

А согласно тибетским историческим сочинениям, начало тибетскому народу положил бодхисатва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступивший в брак с горной деменцией, чтобы укротить её жестокий нрав.

Потомками этого союза были первые тибетцы!

В общем мы тут видим опять же генетические эксперименты представителей инопланетной высокоразвитой цивилизации по скрещиванию своего вида с представителями первобытных людей.

Примерно так как в свое время проделали над людьми пришельцы с планеты Нибиру сведения о которых до нас дошли из документов Древней Вавилонии и Шумера.

Далее мы видим, что прямой потомок мужского пола — сын бодхисатва Авалокитешвараи первобытной женщины становится на Тибете — «Первый царем» под именем: Ньяти-цэнпо (Gnya'-khri-btsan-po) (что переводится как «спустился с неба или прибыл из Индии и почитался как божество»!

Он всё время поддерживал контакт с небом с помощью верёвки и не умер, а вернулся по верёвке на небо.

Далее на престол взошел легендарный царь Дигум-цэнпо, но он как утративший связь с «небом» с представителями инопланетной цивилизации закончил свою жизнь плохо. Однажды он спровоцировал своего конюха на драку, во время которой его «небесный шнурок» оборвался, и он был убит.

Дигум-цэнпо и все последующие цари умирали как обычные люди, и их тела подлежали обязательной кремации.

Далее в тибетских исторических записях есть упоминания о правление царя Лхатотори Ньянцэна, когда ему «с небес упали священные тексты» («Чинтамани-дхарани»)

Тут тоже мы можем историю чем-то напоминающую нам приключения еврейского вождя и учителя Моисея! Он тоже, примерно в это же время от своего «Бога ИЕГОВЫ» получил первые 4 части Библии под названием «Тора».

В тибетской «Синей Летописи» так же указано, что, возможно, это было придумано для бонцев, которые почитали священное небо, а на самом деле тексты были привезены Буддхаракшитой (Лосэмцо) и переводчиком Литэс.

Написав все это, я на основе ранее уже самостоятельно прочитанных древних тибетских рукописей о возникновении Тибета решил более подробно и в более общедоступной и занимательной для современного читателя форме рассказать об этих же событиях.

Итак, согласно общепринятой среди тибетских крестьян и монахов легенде, возникшей на стыке древних языческих верований и традиционного буддизма, тибетцы произошли от союза обезьяны и горной демоницы.

Вся эта история началась в 483 году до н.э., когда Просветленный Будда Шакьямуни лежал на смертном одре на Севере Индии.

Тихим голосом он подозвал к себе одного из своих учеников, бодхисатву (буддийский термин, обозначающий существо, стремящееся к просветлению) Авалокитешвару и произнес:

«Царство снега на севере пока остается только царством животных, нет там даже намека на существование людей… в будущем, о бодхисатву, ты преобразуешь его.

Сначала ты перевоплотишься как бодхисатва, чтобы защитить человеческий мир своих учеников… затем объединишь их религией».

Таким образом, Авалокитешвара отправился из благословенной Индии высоко в холодные неприветливые горы.

Далее в легенде идут расхождения.

Либо доблестный бодхисатва лично перевоплотился в обезьяну, чтобы совокупиться с горной демоницей, либо же передал благодать местной обезьяне в виде радуги, соединившей их сердца в то время, как последняя совершала процесс межвидового скрещивания с демоницей.

И в результате всего этого на Тибете появился выводок из шести младенцев, отказавшихся питаться пищей обезьян и пищей демонов тоже отказались (

Собственно говоря, это и были «первые тибетцы».

Чтобы не допустить конфликта отцов и детей, милостивый Авалокитешвара, которого тибетцы почему-то стали называть Ченрезиг, научил тибетцев сеять ячмень на берегах озер Южного Тибета. Спустя семь поколений ячменной диеты полуобезьяны-полу демоны обрели вполне себе человеческий облик современных тибетцев.

Дальнейшие столетия остаются тайной, покрытой мраком за недостатком письменных источников.

Как в любой древней цивилизации расплодилась туева куча мелких царьков и князьков.

Были основаны несколько относительно крупных городов на Юге Тибета, где возможно было заниматься земледелием, наиболее крупные из которых — Лхаса и Шигацзе.

Несмотря на подаренный Ченрезигом ячмень, подавляющее большинство тибетцев оставались кочевниками, выращивающими горных яков, которые были для них всем: и транспортом, и одеждой, и едой и… много еще чем.

На основе древних языческих верований, гималайского шаманизма и горными тропами проникавшего из Индии буддизма оформилась загадочная исконная религия Тибета — бон.

Несмотря на то, что ее последователи сохранились до наших дней, специалисты до сих пор ломают голову над тем, что же это, собственно, такое.

То ли что-то вроде буддистского сатанизма, то ли просто буддизм, только все ритуалы проводятся наоборот или же поклонение языческим духам, маскируемое под буддийское учение.

Ничего нельзя утверждать с большой уверенностью.

И вот, внезапно очнувшись от затянувшейся на более чем тысячу лет Нирваны, бодхисатва Авалокитешвара понимает, что все идет отнюдь не по плану и потомки обезьяны и демоницы пошли совсем не туда, куда ему приказал вести их Учитель.

Тогда Ченрезиг решает встать хотя бы ко второй и вновь посетить эту бренную землю в облике Сонгцена Гампо — первого тибетского Императора, сумевшего около 600 года нашей эры объединить разрозненные тибетские царства в единую империю, которая смогла поставить на колени Китай, где тогда правила династия Тан.

А в перерывах между походами в соседние государства, откуда зачастую привозил себе очередных жен, он еще способствовал укреплению буддизма в качестве единой религии на Тибете. Видимо, иногда он все-таки вспоминал, что является аватарой одного из самых почитаемых бодхисатв.

Авалокитешвара, он же Ченрезиг.

Итак, к VI веку на Тибетском нагорье расплодилось великое множество мелких царств и княжеств.

При помощи злобных бонских духов, а может благодаря наиболее выгодному положению (я думаю, все-таки, духи) постепенно начали возвышаться две династии: Ярлунг на Юге Тибета, в области великих озер, и династия правителей Шаншунского царства на Западе Тибета, чью фамилию история умалчивает.

К 575 году обе династии начали активные действия по объединению Тибета. Правителям из династии Ярлунг удалось подчинить большую часть Тибета к началу VII века кроме могущественного царства Шаншун, правитель которого отравил царя династии Ярлунг в 618 году.

Однако династии Ярлунг несказанно повезло, так как божественный покровитель Тибета Ченрезиг воплотился в наследнике ярлунгского престола Сонгцене Гампо в 605 году.

Соответственно, в 618 году, в возрасте 13 лет, он стал единоличным правителем Ярлунга.

Первым делом молодой царь подавил мятеж своих вассалов, бывших царьков Тибета, которые участвовали в отравлении его отца.

В ходе решительных мер, митинги были разогнаны, их участники отправлены в КПЗ, оппозиционные группы «за банены», а в стране установлена долгожданная СТАБИЛЬНОСТЬ.

Не будь Сонгцен Гампо хитрым буддийским бодхисатвой, если бы пошел воевать с царем Шаншуна.

Нет, он просто выдал свою сестру замуж за Шаншунского царя, которая заманила его в засаду, где люди Сонгцена отправили того в дальнейшее путешествие по Сансаре, но уже в другом теле.

Теперь, когда Тибет впервые за свою историю объединился вокруг единого Императора, связавшего их своими мудрыми решениями и карательными мерами, настало время и о духовных скрепах подумать.

Ничто так не объединяет нацию, как военные походы на соседей и единая религия.

Не будь Сонгцен Гампо хитрым буддийским бодхисатвой, если бы не убил двух зайцев одним выстрелом.

В промежуток времени между 620 и 635 годами Сонгцен Гампо совершил несколько маленьких и не очень, но действительно победоносных войн, в числе которых были походы в соседнее с Тибетом королевство Непал, откуда вместе с многочисленной данью была привезена принцесса в жены Сонгцену Гампо.

Поскольку буддизм к тому времени уже был доминирующей религией Непала, в комплекте с принцессой к императорскому двору была доставлена огромная статуя Будды (нет, ну а что, в хозяйстве, пригодится).

И тогда понадобилось построить буддийский храм для ее хранения.

Так появился старейший в Тибете буддийский храм и монастырь Джокханг, почитаемый буддистами и по сей день.

С него, собственно, началось постепенное распространение буддизма в Тибете.

Одержав победы в нескольких «маленьких победоносных» Сонгцен решил, что достоин большего и потребовал себе в качестве очередной, пятой жены не абы кого, а принцессу Великой

Поднебесной Империи, где в то время правила династия Тан (618-907 г.г.).

Таким образом, летом 735 года в тогдашнюю столицу Китая Чанъань (между прочим, самый населенный город мира на тот момент) отправляется посольство с предложением, от которого нельзя отказаться.

Не трудно догадаться, в какое место были посланы китайским императором Тайцзуном немытые варвары, спустившиеся с гор с таким нахальным предложением.

Тогда Сонгцен начал действовать и к 638 году покорил кочевые племена, обитавшие между Тибетом и Танским Китаем.

В этом же году он разграбил китайский город Санчоу и разбил наголову посланные китайским императором войска.

Тибетская армия продолжала продвигаться вглубь китайской территории, подбивая встречающиеся кочевые племена на антикитайские восстания.

Трудно сказать, что заставило Сонгцена закончить поход и подписать мир.

Возможно, он зашел слишком далеко от границы и начал испытывать сопротивление китайского населения.

Поскольку Сонгцен был несколько талантлив он предпочел подписать мир, пока преимущество было еще на его стороне.

Итого, в декабре 640 года тибетский министр привез в Чанъань нехилый такой выкуп за невесту, а уже весной 641 года вся Лхаса отплясывала на свадьбе Сонгцена Гампо и китайской принцессы Веньчэнь.

Но тут получилось, как в известной поговорке: «Беда не приходит одна». Почетное место на свадьбе заняла еще одна статуя Будды, для которой также, как и для первой был построен храм и монастырь при нем, названный Рамоче.

(современное состояние монастыря вы уважаемый читатель увидите если прейдете вот по этой

ссылке:https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамоче#/media/Файл: Jowo_in_Ramoche_temple1.jpg или

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамоче#/media/Файл:Ramoche-Tempel_Schuh_2007.JPG)

Между Тибетом и Китаем на долгие годы установились добрососедские отношения.

Так, когда китайский посланник в Северной Индии подвергся нападению, Тибет направил карательный отряд для его спасения.

Дипломатические представительства существовали в столицах обоих государств — Лхасе и Чанъане.

Теперь упомянем немного о внутренней политике Сонгцена Гампо.

Во-первых, законы были кодифицированы, и на территории Тибета впервые действовало единое законодательство

Во-вторых, именно при нем была изобретена тибетская письменность.

Ощущая необходимость в единой религии для сплочения Тибета, он отправил ученого Тхомби-самбхота в Индию, где тот вместе с иностранными грамотеями изобрел тибетский алфавит (стоит отметить, что это отнюдь не иероглифическое письмо, а нормальный такой алфавит из непонятных закорючек в индийском стиле).

В-третьих, в первых монастырях Джокханг и Рамаче ламы начали усердно переводить древние буддийские тексты с санскрита на тибетский язык.

Сонгцен Гампо умер около 650 года, окруженный пятью женами, двумя буддийскими монастырями и оставил потомкам объединенный Тибет, ставший вместе с Китаем гегемоном в Центральной Азии.

Однако самая маята начнется при внуке Сонгцена Гампо — императоре Трисонге Децене, когда Тибет станет самой мощной державой в регионе, захватит китайскую столицу Чанъань, после чего возведет на престол Поднебесной своего ставленника. Его Величество, Император Тибета Сонгцен Гампо

650 год закончился величественной смертью Сонгцена Гампо в порфире, золоте и уважении.

Забыл упомянуть, что, по легенде, он растворился вместе с самыми каноничными женами (китайской и непальской принцессами) в статуе Будды.

Следующие сто лет можно и пропустить, поскольку бодхисатва Ченрезиг ушел в столетнюю Нирвану, а, как известно, без него на Тибете ничего не делается.

Власть спокойно переходила по старшинству представителям династии Ярлунг без каких-либо эксцессов, тибетские императоры продолжали дружить с Китаем (за исключением пары приграничных стычек, но это в порядке вещей), грабить соседние разрозненные кочевые племена: тюрков и уйгуров.

Буддизм в народе особо не прижился и практически не существовал за стенами монастырей Джокханг и Рамоче.

Остальные тибетцы продолжала приносить жертвы бонским божкам, демонам и духам. Идиллия, что тут сказать.

Но Ченрезиг не забывает заветы Учителя и, после своей жизни в теле Сонгцена Гампо, он воплощается в его правнуке Трисонге Децене что-то около 742 года.

Молодой наследник восходит на престол Тибета в те же 13 лет, что и его прадед, то есть в 755 году.

Пользуясь малолетством и неопытностью императора, некоторые не совсем хорошие министры и вельможи из его окружения решают окончательно избавиться от буддизма и вернуть на Тибет исконную религию бон.

Они оскверняют храмы и монастыри, построенные при Сонгцене Гампо, а монахов высылают из страны и вывозят статую Будды из Лхасы в какие-то ебеня.

Специальным указом проведение религиозных церемоний было запрещено, а горные яко любы из народа в общем-то и не против. Однако у буддизма нашлись и верные защитники, оказавшие сопротивление.

Для борьбы с неверными из Индии был приглашен пандит (буддийский богослов) Шантаракшита. Прославленный индийский ученый с серьезным видом принялся за пропаганду тибетцам буддийского учения.

Первым делом он основал близ Лхасы монастырь Самье, открыл курсы йоги и повышения самооценки, пригнал транспорт с книжками по эзотерике 100 шт. которые пустил в широкую продажу.

Однако необразованные крестьяне и пастухи с трудом воспринимали сложную философию Шантаракшиты.

Тогда Трисонгом Деценом было принято решение выписать настоящего специалиста по работе с умственно отсталыми, а по совместительству фокусника — пандита Падмасамбхаву из волшебной страны Уддияны, населённой нагами (полузмеи-полу демоны) и прочей нечистью.

Прибыв на место, Гуру сразу определил, что здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

«Все ваши проблемы из-за засилья злых демонов и духов на Тибете» — заявляет авторитетный специалист.

На базе курсов йоги Шантаракшиты в монастыре Самье Падмасамбхаву устроил цирковое шоу, в котором посрамил боннских колдунов и шаманов при помощи буддийских заклинаний в колдовском состязании.

Чары Падмасамбхавы произвели на местных настолько сильное впечатление, что они мигом перешли в буддийскую веру и одарили его титулом Гуру Ринпоче, что в переводе значит"драгоценный учитель".

Буддийское изображение гуру Ринпоче находится тут: http://probud.narod.ru/tibet/shantarakshita.html

Падмасамбхава был настолько крут, что вскоре даже бонских демонов подчинил и заставил Будду почитать. Важно отметить, что именно в Самье появляются первые монахи тибетского происхождения.

В первых монастырях Джокханге и Рамоче ими были эмигранты их Китая, Индии или Непала.

В результате совместной деятельности Падмасамбхава и Шантаракшита основали еще несколько монастырей по всему Тибету и организовали первую буддийскую школу — Ньингма, называемую также «школой старых переводов», потому что в Самье был организован системный перевод индийских рукописей.

Это очень важно запомнить, ибо в дальнейшем этих школ расплодиться как грибов, и они будут устраивать махачи между собой.

Но пока что власть императора, в очередной раз скрепленная буддийской верой, держит тибетскую нацию вместе и направляет на махачи с соседями.

Так, расправившись с бонцами и решив все внутренние проблемы, Трисонг в 763 году собирает огромную армию в 200 000 человек и направляет ее на китайскую столицу Чанъань.

Официальная причина — отказ Китая платить дань рулонами шелка, подписанный когда-то очень давно.

Китайское руководство нелепейшим образом поступило в этой ситуации.

Главный евнух императорского двора решает не тревожить императора Поднебесной, ничего ему не сообщает и берет руководство обороной в свои руки.

Первым делом он увольняет талантливого полководца Го Цзы-и.

Когда император Дай-цзун все-таки узнал о нашествии тибетцев, то немедленно восстановил в должности Го Цзы-и, которому удалось для обороны города собрать всего 20 000 конников.

В общем в воздухе запахло песцом. Бежал Дай-цзун, в общем. Тибетцы перемахнули через стены и захватили Чанъань.

На престол был возведен младший сын Дай-цзуна, объявивший о начале новой династии. Он немедленно подписал с Трисонгом договор об огромной ежегодной дани и отписал все западные провинции Китая Тибету.

Вскоре Дай-цзун таки выбил тибетскую армию из столицы, а его блудный сын при загадочных обстоятельствах скончался.

Тибетская армия без особых потерь отступила из Чанъаня и повернула на запад — в отписанные им земли уйгуров и тюрков, которые Китай и так уже давно не контролировал.

Результатом кратковременного взятия Чанъаня стала оккупация тюркских и уйгурских земель на западе современного Китая, включая ряд городов, лежащих на Великом Шелковом пути, расширение восточной границы Тибетской империи далеко за пределы Тибетского нагорья, а также подрыв авторитета династии Тан, прекратившей свое существование совсем скоро, в 906 году.

Опьяненный победами, Трисонг Децен предпринял поход на запад, в ходе которого достиг реки Окс (ныне Амударья) и столкнулся там с войсками арабского халифа Гаруна аль-Рашида.

К сожалению, никакой конкретной информации по данному столкновению найти не удалось. Известно лишь, что с этих пор войска Трисонга вели перманентную войну на два фронта с кебабами и китайцами вплоть до самой смерти Трисонга в 797 году.

Последним крупным событием эпохи Трисонга стал так называемый диспут в Самье 790 года.

Когда Трисонгу наскучило воевать на два фронта, он решил устроить самый масштабный диспут за историю Тибета.

Сошлись ученик Шантаракшиты, индиец Камалашила, представляющий идеи школы Ваджраяны (или тактического буддизма), и мудрец Хэшан Махаяна, представляющий идеи китайского буддизма (впоследствии эволюционировавшего в дзен).

Диспут получился. Китайский представитель был разбит железными аргументами о том, что без загадочных обрядов просветления не достичь.

Честным голосованием Трисонг Децен единолично отдал победу Каммалашиле, отчего Хэшан Махаяна сразу же покончил жизнь самоубийством. Примеру учителя последовали многие его приверженцы.

Трисонг, как истинный правитель правового государства, запретил исповедание китайского буддизма на Тибете.

Этот факт стал поворотным в истории Тибета, так как начиная с этого момента тантрический буддизм окончательно установился в качестве официального течения в духовной жизни яко любовь.

Ченрезиг покинул тело Трисонга Децен в 797 году и вновь надолго удалился в Нирвану.

(источник фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Padmasambhāva#/media/File:Shrine_to_Mandarava_in_cave_above_Lake_Rewalsar.jpg)

Падмасамбхава думает, как обучить тонкостям буддийской диалектики.

Вот такая общая мифологическая часть древней истории Тибета! И тут мы видим, что пока никаких следов Шамбалы не усматривается хотя и утверждается, что мол первые Тибетские правители «сошли с небес» и туда вернулись!

Т.е. что это были некие таинственные представитель инопланетной цивилизации, побывавшей на нашей планете Земля в ходе ее исследования и колонизации!

Но если в первой части «древня история Тибета» была автором предана в форме иронии, то вот далее я твердо став на исторические рельсы изложу точно установленные исторические факты.

И раз так-то давайте отложим «шутки» в сторону и вернемся к исторической хронологии. Ибо то что себе об своей истории приставляют сами жители Тибета увы не есть их история

Более детально тибетская история известна исторической науке начиная c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии (и Индийского океана) на юге до Монголии на севере.

В период максимального могущества в империю входила также территория, которую занимают сейчас Бангладеш, Ассам, Бутан, Аракан.

(источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/Тибет#/media/Файл:Tibetischer_Kulturraum_Karte_2.png)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я