События и лица. Мемуары журналиста

Владимир Николаевич Лукашук, 2020

В книге собраны материалы о встречах со знаменитыми личностями и событиях, свидетелем которых был автор в ходе своей профессиональной деятельности. Приводятся уникальные фото и любопытные факты о людях, которые у всех на слуху: А. Пугачёва, Ф. Киркоров, А. Кашпировский, Е. Исинбаева, А. Караченцов, М. Задорнов, И. Алфёрова, Е. Леонов, М. Танич, А. Калягин, Л. Дуров, В. Цыганова, М. Боярский, В. Леонтьев, П. Глоба, Сидео Кин, Л. Агутин, Дж. Аджигирей, Андре Брюжиру и др. В отдельных блоках – о легендах рока (Д. Маккэферти – Nazareth, К. Хенсли – Uriah Heep, К. Норман – Smokie, Э. Скотт – Sweet), героях ВОВ, мастерах единоборств. Издание рассчитано на широкую аудиторию читателей

Оглавление

Актёр Николай Караченцов

Не могу не рассказать об этой очень талантливой и харизматичной личности — советском и российском актёре театра и кино. И напомню, что Н. Караченцов не зря имел звания Народного артиста РСФСР и лауреата Государственной премии Российской Федерации; он был их достоин!

Мне пришлось встречаться с ним трижды — первый раз в Латвии, два раза — уже у себя на родине, в Волгограде.

Всегда так получается в журналистской практике, что если ты познакомился с каким-либо актёром, певцом, спортсменом, то волей-неволей уже после наблюдаешь за его жизнью, личными успехами. Пообщавшись с такой личностью вблизи, воспринимаешь его жизнь уже иначе — радуешься за него или наоборот, сочувствуешь при неудачах.

В отличии от многих, я до некоторой поры не воспринимал Караченцова всерьёз. Ну, есть такой любимчик разновозрастных женщин, который с экрана так уж покоряет дамские сердца! «А в жизни ты столь же крутой? — скажут многие мужчины, — выдали мы и не таких «перцев»!».

И вот российский актёр театра и кино приезжает в Даугавпилс (Латвия). Я отправляюсь на концерт, чтобы после него сделать с Караченцовым интервью. Но уже на самом концерте артист действительно меня поразил своим многогранным талантом: пел, рассказывал забавные и интересные истории, декламировал стихи. Фортепиано на сцене было невероятно завалено букетами от поклонниц! Что ж, понравилось и мне его выступление.

Здесь не приводится лишь частично текст интервью с Николаем Петровичем. Предоставляю лишь то, что мне показалось наиболее важным, что наиболее хорошо отражает отношение Караченцова к тем или иным событиям, лицам и явлениям. Интервью появилось в газете «Динабург» 16 мая 1992 года.

(фото из архива автора)

***

Я должен был приехать сюда…

……….

— Николаем Петрович, зная вашу постоянную занятость в театре Ленком, а также в кино, хотелось бы понять, как вы ещё решились поехать куда-то?

— Это удалось мне с большим трудом. Уже давно — года два-три назад — звонили, приглашали приехать к вам, а я всё не мог. И вот в конце концов, нашли два дня — 8 и 9 мая. Но в последний момент мне говорят в театре, что 9-го мне опять надо быть в Москве. На день ехать, вроде бы, глупо, но я обещал! И вот сейчас я здесь — прямо с поезда, а сразу после выступления — снова на вокзал. Не удалось даже толком увидеть город, хотя заметил сразу, насколько тут у вас чисто и аккуратно.

— Кем вы себя в первую очередь считаете — актёром кино, театра, а, возможно, артистом эстрады, певцом?

— Всё это разные вещи. Хотя я изначально — актёр театра, как мне кажется. Кинематограф… Я к нему отношусь потребительски. Он мне нужен больше для расширения знакомства с партнёрами, для профессионального обучения. В кино вообще другая специфика. В театре, например, я должен жить в течении трёх часов, передавая зрителям всю гамму своих чувств. А в кино — там отдельные кадры склеят вместе, сложат вас по кусочкам. И всё готово!.. Хотя, конечно, перед эти нужно выдать порой до десяти дублей, вымотав себе нервы. А эстрада — это своего рода проверка на профессиональную «вшивость», извините за дурное слово. Я один на сцене, и мне никто не помогает. В течение двух часов я должен «держать» зрителя. Насколько мне хватит сил. Чтобы быть неназойливым, разнообразным. То есть передо мной стоят определённые актёрские задачи, которые я стараюсь решать по мере возможности. И об этом уже судить зрителю.

— Как вы относитесь к происшедшим вокруг нас переменам, к той же перестройке теперь, по прошествии времени? С чем вы согласны и с чем нет?

— Сложный вопрос… Я рад, что мы теперь не зациклились на временах вождей, что у нас открываются церкви. Мы-то уж отучены, атеисты! Но вот у следующего поколения начнётся возвращение к Богу, к церкви. Я рад, что появилась какая-то свобода. В том числе — в мышлении. И мы теперь можем ставить спектакли, которые нам хочется. Вот это — положительная вещь. Смущает, если честно сказать, появилась большая группа лиц, которые, пользуясь свежими веяниями, пытаются на этом что-то не по заслугам сколотить, нахватать себе дивидендов. Смущает наплыв дилетантов в экономику. Политику, которые рассуждают о том, в чём они не совсем компетентны — лезут не в свои сани! Мало того, топят коллег.

— А своим конкретным делом мало занимаются?..

— Занимаются, наверное, но — меньше, чем нужно. А жизнь коротка! Тебе Бог дал великий дар — жизнь, дал каждому талант, и ты должен заниматься своим любимым делом. А если говорить о некоторых наших актёрах, то доходит до смешного. Иной из них начинает рассуждать, как нам торговать с Америкой. Да ведь этому нужно учиться 20 лет! Вы извините, что я так говорю, но мне кажется, что часто у таких людей больше вырывается на трибунах не крик, не боль души, а просто желание «засветиться», напомнить о себе в подобной ситуации.

— Я смотрю, у вас много поклонниц в нашем городе. А есть ли у вас любимое женское имя?

— Да нет, все женские имена по-своему хороши! Но, если говорить о моей жене, то я чаще называю её другим любимым словом, а не по имени. То ли дело мужские имена, которые меня часто смущают.

— С каким девизом или афоризмом вы идёте по жизни?

— Вроде бы такого нет. Но разве что моё любимое выражение «Сдюжим!».

— Задам уже традиционный вопрос: какую роль вы ещё бы хотели сыграть в своей жизни?

— Это секрет! Во-первых, боюсь, сейчас вам скажу. А мне её не дадут. Во-вторых, скажу, а сыграю плохо. А вы потом об этом напишите. И все начнут говорить: вот посмотрите на него — мечтал об этом, на самом деле этой роли не стоит! И потом вообще не стоит мечту трепать… А что? Это и есть мой ответ на ваш вопрос!

Караченцов от души всем желал добра, и это — правильно!

***

Во второй раз мы встретились с Николаем Петровичем в июне 2000 года. Интервью с ним было опубликовано в рубрике «Планетарий» газеты «Волгоградская правда».

…И хвост пистолетом!

Николаю Караченцову — «звезде» театра, кино и эстрады — в свои 55 лет любви и оптимизма не занимать. И недавний приезд актёра в Волгоград вызвал повышенный интерес со стороны публики, особенно женщин. Аплодисменты и цветы артисту во время концерта говорили сами за себя. А перед выходом на сцену Караченцов побеседовал с журналистами в одном из ночных клубов.

Николай Петрович, ваш концерт называется «Что тебе подарить?». А какой самый необычайный подарок делали вам?

— Не припомню ничего особенного… Правда, подарили однажды большое двуствольное ружьё, которое при внимательном осмотре оказалось… Бутылкой водки!

Вы выступаете в театре, на эстраде, снимаетесь в кино… Что для вас ближе?

— Для меня на первом месте всегда стоит театр. Это мой дом, моя лаборатория. В кинематографе есть свои прелести. А к эстраде я отношусь скорее потребительски: работаю в основном ради денег. Как вы заметили, я не обладаю вокальными данными Паваротти, поэтому моя задача — сыграть песню, как маленький спектакль.

Вы так выкладываетесь на сцене! Откуда берёте силы?

— Один институт к моему 55-летнему юбилею построил даже график биоритмов, где было указано, когда у меня опасные дни. Но я этот график порвал. Ведь если я буду знать, что завтра, например, мне должно быть плохо, как же я смогу выйти на сцену? Нет, я стараюсь держать нос кверху и хвост пистолетом всегда. Но бывает, когда очень нужно, а настроения никакого, просто сжимаю зубы и — вперёд!

Каким для вас должен быть идеальный партнёр по сцене?

— Играю с комфортом только в доброжелательной атмосфере. А если режиссёр «давит» на моего партнёра, то у меня портится настроение. Тогда я придумываю какую-нибудь — пусть даже плоскую — шутку, чтобы все рассмеялись и расслабились.

В каких постановках «Ленкома» вы сейчас заняты?

— Мы репетируем пьесу Григория Горина «Шут Балакирев». Такой шут действительно существовал в последний год жизни Петра I. Царя в спектакле играет Олег Янковский, а я — Меньшикова.

У меня закончились съёмки у режиссёра Светланы Дружининой в фильме «Тайны дворцовых переворотов». Там Петра I играю уже я. Есть ещё кое-какие планы…

Ваше отношение ко всяким актёрским «междусобойчикам» и тусовкам, где друг друга награждают различными премиями.

— Такое же, как и ваше: я ведь чувствую иронию в вопросе. Зрителей трудно обмануть, они видят сами, хороший фильм получился или нет. Мне тоже несколько раз предлагали снимать кино в качестве режиссёра. Но я всегда отказывался: снять «средне» со своим опытом, конечно, смогу, но зачем? А снимать, как Тарковский, не умею, ибо режиссёр — это особый «штучный» дар. И за тот год, что уйдёт у меня на съёмки, я лучше сыграю четыре роли.

Расскажите, пожалуйста, о киноверсии спектакля «Чешское фото».

— Да, прошлым летом мы начали снимать такой фильм. Пока по ряду причин съёмки приостановлены, но основная часть уже готова. К сожалению, пока я не очень доволен этой работой.

Ваше отношение к современному отечественному кинематографу?

— Считаю, что сейчас он мёртв, так как нет проката. Сегодняшняя молодёжь, в отличие от моего поколения, не знает российских актёров. Я как-то разговаривал с 12-летней девочкой (мы поспорили с её отцом насчёт её знаний о кино) и стал спрашивать, знает ли она Леонова, Ульянова, Смоктуновского, Орлову, Крючкова? Нет! А Тома Круза? Да, конечно! А Ди Каприо? О, она за него замуж хочет выйти! Вот и весь ответ.

И даже если отечественный фильм сделан удачно, и все это видели на фестивалях, появиться в прокате у него мало шансов. А всё потому, что российские картины сегодня невыгодно прокатывать: всюду теперь зарубежные ленты средненького уровня. Да, в таких фильмах технические достижения самые совершенные, но — не более! Я, например, не большой поклонник «Титаника», ибо он — как хорошо упакованная конфета. А по сути наши фильмы бывают круче!

Насколько вам интересен самому ваш последний киногерой — детектив Дубровский?

— Мне он нравится. Весь сценарий фильма пронизан лёгкой иронией. И разве плохо, что в наши трагические времена встречается интеллигентный человек, умеющий с юмором смотреть на ситуацию?

Такого хорошо бы иметь в друзьях: он остроумный, верный, смелый. И в то же время не супермен. Он может растеряться. По уши влюбиться в женщину, в которую категорически нельзя влюбляться. Приятно также, что режиссёром является Саша Муратов — мой друг. С ним легко работать.

Что с вашей школой искусств в подмосковном Красноармейске?

— В своё время один знакомый актёр предложил мне: «Давай создадим школу искусств — лучшую в мире! Чтобы у нас были свои Бельмондо, Ван Даммы и т.д. Я буду учить их всему: живописи, конному спорту, акробатике, фехтованию, степу, вокалу. Я знал: этот человек — бессребреник и фанат своего дела, поэтому согласился принять участие в проекте. Помог ему на начальной стадии, когда, грубо говоря, нужно было «носить своё лицо» в различные кабинеты вплоть до министерства культуры. Школа обрела статус педагогического учреждения. Через полгода мой знакомый пригласил меня посмотреть, что получилось.

Вхожу в нетопленный зал некоего ДК, забитого родителями и какой-то шпаной, и представление началось. В осветительских ложах, находящихся под самым потолком, появлялись дети 6-12 лет и горохом прыгали в оркестровую яму! Мне аж плохо стало… Я на месте родителей этих детей убил бы руководителя школы. Но, к счастью, никто из детей не разбился! Они вышли на сцену и стали вытворять такое, что привело меня в восторг!..

Потом узнал, что многие из них не раз побеждали во всяких «утренних звёздах». Сейчас я часто приезжаю туда.

Не знаю, все ли воспитанники «моей» школы станут в дальнейшем актёрами, но то, что ни изначально «заражены» этим, — прекрасно! По крайней мере, первая выпускница школы на «отлично» сдала экзамены в ГИТИС.

***

В 3-й раз мы встретились с Караченцовым в 2004 году опять же в Волгограде. Тогда он дал интервью для журнала"Волгоградский автомагазин", который я возглавлял. Он уже вспомнил меня, как старого знакомого, и мы с удовольствием побеседовали вновь. Интервью вышло в газете «Жизнь», и жизнь покатилась своим чередом.

Тем ужаснее для меня была весть о трагедии, которая позже случилась с актёром прямо через год! Автоавария, в которой актёр серьёзно пострадал, случилась в полночь 27 февраля 2005 года. Через некоторое время, когда самочувствие Караченцова стало лучше, я, помнится, даже передавал ему по интернету ободряющий привет: «Всё у вас будет хорошо! Помните, ваше главное выражение по жизни — «Сдюжим!»?». Мне хотелось верить, что эти слова хотя бы как-то вселят оптимизм в народного кумира, позволят бороться за своё здоровье. Были ли услышаны мои слова Караченцовым, не знаю. В 2018 году мне стало известно, что актёр ушёл от нас. Я откликнулся на это статьёй по предложению одного сайта. Привожу её тут полностью.

Когда не следуешь собственным советам…

Можно много спорить, есть «знаки свыше» или нет, но даже самым отпетым атеистам придётся признать — в жизни знаменитого и всенародно любимого артиста мистика, связанная с машинами, имела место быть. Автору данного материала приходилось однажды брать интервью у Николая Караченцова как раз насчёт вождения автомобиля. Это произошло 14 лет назад — как раз за год до того, как он попал в первую автоаварию.

В статье «Какие мы, такие и дороги!» (журнал «Волгоградский автомагазин», №7, 2004 г.) актёр рассказал, что управляет машиной уже 30 лет. За это время он сменил не один автомобиль, и начинал с «Жигулей» 13-й модели. Однако откровенно признался, что начал водить машину… совершенно не имея никаких прав. Просто ему по ходу съёмок в очередной роли пришлось садиться за руль. Хотя его учили профессионалы, работавшие на киностудии. Впрочем, позже Караченцов всё-таки пошёл в автошколу, чтобы иметь настоящее «автотехническое» и «автодорожное» образование. Он понимал, что отвечает не только за себя, но и за тех, кто с ним в автомобиле — за жену и сына.

Именно тогда инструктор по вождению предупредил артиста: «Автомобиль — невероятная опасность, потенциальный убийца, и я буду учить тебя водить его так, чтобы никто и никогда по твоей вине не пострадал». Он же просил Караченцова запомнить правило «Трёх Д»: дай дураку дорогу. И сказал тогда: «Ты должен ездить с ощущением того, что каждую секунду в метре от тебя может открыться люк, и из него покажется голова дорожного рабочего…»

Надо признать, Николай Петрович был хорошим учеником, и никто ему под колёса точно не попадал. И, по словам его супруги — Людмилы Поргиной, позже с ним случилась авария из-за того, что он случайно влетел на большой скорости в яму на тёмной дороги.

Справедливости ради добавим, в том интервью артист признался, что часто ездит на большой скорости так как живёт в напряжённом ритме: репетиции, звукозапись на студии, съёмки фильмов и на ТВ, встречи с композиторами и режиссёрами, потому иногда опаздывает из-за пробок.

«Но пробки — одно из следствий отсутствия нашей культуры вождения, — делал вывод он, — Например, на светофоре — жёлтый предупреждающий сигнал. Нет, именно в этот момент каждый «здравомыслящий» автомобилист давит на педаль, чтобы успеть проскочить до включения красного! Другой водитель, который чувствует, что вот сейчас жёлтый свет сменится зелёным, тоже давит на педаль, чтобы тронуться первым. Не трудно представить, что произойдёт через несколько секунд! И таких случаев много…».

При этом он оговорился: «Надо просто понять: культурно вести себя на дороге выгодно! Это закон нравственный, если хотите, своекорыстный». А в конце добавил: «Увы, каковы мы, таковы и дороги!». То есть, фактически признал, что он сам не всегда соблюдает правила дорожного движения. И прямо через год он попадает в аварию!

По словам Андрея Кузнецова, родственника актера, они вдвоём мчались в ночь на 28 февраля 2005 г. по Мичуринскому проспекту в Москве. Караченцов поздно заметил железнодорожный переезд и едва успел нажать на тормоз. Увы, из-за резкого торможения на обледенелом шоссе машину занесло, она ударилась о фонарный столб.

Сам Кузнецов отделался лишь сотрясением мозга так как был пристёгнут ремнём безопасности. А вот Караченцев проигнорировал это важное условие, что, по заключению экспертов, стало причиной тяжёлых последствий: опасная черепно-мозговая травма, тупая травма живота, сломаны три ребра.

Актера срочно доставили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Там Николаю Петровичу сделали 2 операции, но он оставался по-прежнему в коме, пришлось подключать к аппарату искусственной вентиляции легких. Позже актёру стало лучше, и он был переведён на домашнее лечение.

Разумеется, сыграл роль форс-мажор: Караченцов находился на даче в Подмосковье, когда ему сообщили, что умерла его тёща, и вместе с мужем сестры жены А. Кузнецовым он поехал к супруге в Москву. Иные защищают актёра, говоря, что он был так взволнован вестью, что вёл машину, забыв пристегнуться ремнём безопасности, кроме того, превысил допустимую скорость. Вот, мол, и получил серьёзные травмы. Однако попробуйте это привести в виде оправдания инспектору ГБДД!.. Именно в таких случаях водитель расплачивается за собственною неосмотрительность здоровьем, а то и жизнью.

После аварии Караченцов 26 дней пролежал в коме. Позже был переведён в Центр патологии речи и нейрореабилитации. И процесс выздоровления затянулся.

Казалось бы, после этого актёру категорически не стоило садиться в автомобиль. Но вот почти ровно через 12 лет 72-летний артист опять попадает в аварию. Вечером 27 февраля в Щелковском районе Московской области его Toyota Highlander столкнулась с «Газелью». От удара джип перекувыркнулся, но вновь встал на колёса. Актёр находился на переднем пассажирском сиденье, и в результате аварии получил сотрясение мозга. Помимо Караченцова, в машине находились его родственница, медсестра и супруга Л. Поргина.

Как известно, после первой аварии Николай Караченцов проходил в 2011 году курс лечения в Израиле, и ему даже стало лучше. К сожалению, дальнейшее развитие событий пошло по иному, трагичному, пути.

Что в заключение можно добавить? Очень печально, что такой артист раньше времени умер. Без сомнения, он мог бы выступить ещё не одной роли мужественного и неунывающего героя, на которого равнялись многие зрители. Жаль…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги События и лица. Мемуары журналиста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я