Для победы в войне и преодоления кризисов правительствами стран предпринимаются чрезвычайные меры ускоренного развития экономики. В мирное и более спокойное время чрезвычайные меры отменяются, мобилизация творческого потенциала людей постепенно снижается, что раньше или позже приводит экономику к следующему кризису. Возможна ли превентивная, мирная мобилизационная экономика? Автор приглашает к обсуждению своего взгляда по поводу развития экономики и общества с позиции психологии, философии и исторического опыта нашего народа. А также поднимает темы объединяющей идеологии и экономики будущего, взаимоуправления и разделения ответсвенности, активного преобразования мира и экономики воплощения идей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экономика воплощения идей (мирная мобилизационная экономика)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В начале всегда идея.
Традиционно считается, что целью и причиной любого действия человека всегда является получение наибольшего наслаждения в связи с наиболее полным удовлетворением его потребностей. Согласно этому убеждению, люди, руководствуясь пятью органами чувств, совершают действия и поступки исключительно в связи со своими потребностями и стремлением к приятным ощущениям. Своим упрощённым взглядом на суть человека, утилитаризм, согласно которому человек управляется двумя богами: удовольствием и болью, унижает человека. Однако, именно такой взгляд на сущность человека прописан в законах современного общества, а в конституциях государств высшей ценностью утверждается свобода стремления к счастью.
Но если бы первичной в жизни являлось получение удовольствия, то люди бы шли к этой цели самым коротким путём. Однако, у каждого из нас есть неписанные, а в обществе есть и закреплённые в литературе и законах моральные принципы. То есть у нас есть частные и общие представления и идеи о том, как можно и как нельзя достигать удовольствия и строить своё счастье. Счастливы мы только следуя этим принципам и воплощая идеи. Соответственно, именно идея является минимально необходимой причиной действий человека. Удовольствие, боль и другие чувства и ощущения играют важную роль в жизни человека, но являются только индикаторами взаимодействия человека с окружающим его миром, своего рода маяками, навигационными ориентирами в пути к воплощению идей.
Действия же человека подчиняются идеям, намеченным планам, индивидуальному пониманию того, что и как нужно сделать в данный момент ради их воплощения. Иммануил Кант (Immanuel Kant) утверждал, что моральность действия зависит от причин, по которым оно осуществляется, именно потому, что причина, как идея о том, что и как должно быть, инициирует действие человека. Даже спонтанные действия подчиняются интуиции и шаблонам поведения, а значит заранее сформировавшимся идеям, к чему я ещё вернусь в следующем разделе. Люди готовы на многое, чтобы достичь важной им цели. Человек готов на всё, если считает, что правда на его стороне, что борется за правое дело. Принципиальность, подвиг — самые крупные свершения человечества наполнены ими. Это ли не доказательство того, что именно идеи являются причиной и целью каждого действия человека? И уж наш то народ точно не устаёт доказывать, что за идею можно и пострадать.
Идеи являются также причиной и предметом взаимодействия людей. Современный человек, мир современного человека, невозможны без взаимодействия с людьми по поводу воплощения идей. Культура человека, всё чем мы себя окружаем в повседневной жизни — это воплощения идей миллионов людей. Новые идеи невозможны без, как минимум косвенной, кооперации людей. История научных открытий и развития технологий — это история такой кооперации, взаимодействия людей сквозь века. Все сегодняшние исследователи и изобретатели основывают свой труд на открытиях, знаниях и идеях тех, кто жил до них. Сегодняшние средства коммуникации делают их доступными, одновременно соединяя идеи миллионов людей в едином, объединяющем время и преодолевающем расстояния, информационном пространстве коллективного гения взаимообогащения идеями и взаимодействия по их воплощению.
Многие религиозные люди представляют мир вокруг себя конечным результатом уже совершившегося Творения. Логично находиться в состоянии ожидания ссудного дня и конца света, если Творение мира видится качестве законченного процесса. В то же время, очевидными фактами является то, что Вселенная динамична, эволюция не заканчивается, а наш мир постоянно развивается/изменяется. Сегодняшнее состояние мира является только мигом между прошлым и будущем. Понимание этого, наряду с очевидностью присутствия у человека воли, автоматически делает нас частью не только результата Творения, но и самого процесса Творения и Творца.
Созерцание мира и изучение результатов своего воздействия на него создаёт основу для преобразования мира через творчество созидания, способность к которому является неотъемлемой частью личности каждого. Человек рождён организовывать, усовершенствовать мир вокруг себя используя аналитический склад ума и созидательное начало. Если мы согласны с тем, что труд сделал из обезьяны человека, то именно творческий, созидательный подход — идея побудила человека к труду для создания нового: выращивания и строительства вместо простого потребления, то есть, вместо использования того, что было создано природой до него без какого-либо усовершенствования.
Если человек перестаёт творчески созидать новое, генерировать идеи и воплощать их, этим он останавливается в развитии ограничиваясь простым потреблением. Возвращается в мир неосознанности результатов своих действий, в рай Адама и Евы, мир простого потребления равный миру растений, вне зависимости от того, какого уровня развития отдельный человек и общество, в котором он находится, до этого достигли.
Основа жизни человека не в беспричинном движении, а в созидательном действии. Человек начинает действовать тогда, когда у него возникает идея, определяющая направление движения. Воодушевлённость мыслью рождает потенциал действия. На основе идеи вырабатывается план действий по её воплощению. В ходе разработки и осуществления плана возникают новые идеи. Изменение, совершенствование и рождение новых идей и постоянное стремление человека к их воплощению является залогом созидательного действия, а значит и жизни человека.
Но есть одно исключение: когда идеей является закрепление и восхваление достигнутого без изменений, когда идеей становится консервация во времени, смысловая консервация существующего порядка вещей. В таком случае созидательное действие прекращается, что противоречит природе человека. Тогда человек не может ни оценивать критически мир вокруг себя, ни оценивать соответствие декларируемых ценностей с существующим порядком вещей, не может ни стремиться к новому, ни стремиться к воплощению идей. Он может долго делать вид, что соответствует идее консервации, тем более, если существующее положение вещей завоёвывалось не одним поколением, большой кровью и обильным потом, если неоспоримо, что наше дело правое. Причём, это касается не только отдельного человека, но может относиться и к обществу. Так случилось со всем народом позднего Советского Союза. Никто не мог ясно выразить и объяснить в чём заключается раздирающее страну противоречие и как его устранить без страха угодить в ряды диссидентов или быть объявленным антисоветчиком, даже если все стремления были направлены только на улучшение жизни людей и движение к идеальному обществу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Экономика воплощения идей (мирная мобилизационная экономика)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других