В январе 1973 г. на Чивруайском перевале погибает группа туристов. Комиссия установила, что причина гибели – переохлаждение организма. Родственники не поверили в официальную версию. Результаты расследования засекретили. Автор на основании документов Мурманского обкома партии доказывает, что туристы погибли в районе перевала Юкспоррлак. На Чивруае была проведена имитация места происшествия. Раскрывается причина и обосновываются версии гибели туристов. Самая вероятная – авария на Кольской АЭС.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чивруайская трагедия – имитация места происшествия. Туристы погибли на перевале Юкспоррлак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Начало похода. Состав группы. Секретные военные объекты на маршруте
Согласно «официальной» версии в составе группы туристов Куйбышевского авиационного института (КуАИ) было 10 человек. Два руководителя: М. Кузнецов и В. Землянов. В группе было два выпускника КуАИ (Землянов, Альтшулер), студент юридического института (Кузнецов), инженер НИИ «Экран» (Мартина) и шесть студентов радиотехнического факультета КуАИ (Новоселов, Ушков, Лекант, Гусев, Кривов, Пирогов).
Группа туристов Куйбышевского авиационного института. Картинка с сайта Виктора Ворошилова
Анализ биографии участников похода показывает, что их всех объединял повышенный интерес к радиотехнике, связанной с советским военным авиапромом.
Куйбышевский авиационный институт был основан в 1942 году согласно программы советского атомного проекта для обеспечения военно-промышленного комплекса конструкторами для авиации и ракетной отрасли. В настоящее время Самарский государственный аэрокосмический университет имени С. П. Королева. ВУЗ носит имя советского ученого, конструктора ракетно-космических систем.
Михаил Кузнецов прежде чем стать студентом заочного факультета юридического института два года учился в КуАИ, затем бросил. Главная персона группы — Лидия Мартина, инженер НИИ «Экран». В этом секретном конструкторском бюро разрабатывали приборы и аппараты радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы для военной авиации и ракетно-космической отрасли.
И этот факт — весьма важная деталь похода, поскольку маршрут группы проходил через секретные военные объекты Советского Союза:
— стратегический объект РСДН-20 (условное наименование «Маршрут»). Радиотехническая система дальней навигации располагалась рядом с поселком Ревда. Была предназначена для отслеживания передвижения атомных подводных лодок, надводных военных кораблей Северного флота, полетов самолетов-ракетоносцев с ядерным оружием на борту, баллистических ракет.
Стратегический объект РСДН-20. Источник картинки: https://fishki.net/
— оперативный аэродром морской авиации Северного флота Советского Союза. Место дислокации: поселок Октябрьский. На аэродроме базировались стратегические самолеты-ракетоносцы Ту-16 с ядерным оружием на борту, самолеты РЭБ Ту-16Е предназначенные для радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.
Самолет РЭБ Ту-16Е. Источник картинки: http://www.airwar.ru/enc/spy/tu16e.html
— радиотехнический спецназ войск ПВО. Радиотехнический батальон дислоцировался в поселке Имандра и предназначался для радиолокационного прикрытия объекта РСДН-20 (п. Ревда), оперативного аэродрома морской авиации (п. Октябрьский) и подземного бункера для хранения ядерного оружия, расположенного в Оленегорске Мурманской области.
РЛС спецназа войск ПВО. Источник картинки: https://www.yaplakal.com/forum7/st/325/topic1720124.html
Из материалов официальной справки Мурманского обкома КПСС «О гибели самодеятельной группы туристов из г. Куйбышева на территории Мурманской области» следует, что на маршрут вышло две группы туристов по 7 человек каждая (руководители тт. Кузнецов и Землянов).
«25 января 1973 года в контрольно-спасательную службу г. Кировска поступило 2 телеграфных подтверждения о выходе обеих групп на маршрут из пос. Ильма Ловозерского района за подписью руководителей Кузнецова и Землянова» (Приложение 3, лист 2).
Не думаю, что Кузнецов и Землянов, отправляя две телеграммы о выходе двух групп на маршрут по 7 человек в каждой находились в состоянии «меряченья».
Появившаяся 3 февраля информация из гор. Куйбышева о том, что на маршруте находилась одна группа в составе 10 человек не заслуживает доверия. Поскольку мертвые к этому времени туристы ничего рассказать уже не могли. К тому же на месте происшествия произошло загадочное событие — в одежде погибших и в рюкзаках пропали документы.
«Никаких документов в одежде погибших и в рюкзаках не обнаружено» (Приложение 4, лист 3).
После такой ювелирной зачистки места происшествия посторонними лицами партийным органам власти заявлять можно было о чем угодно. Видимо сделали выводы после гибели группы Дятлова, где на месте происшествия «документально» наследили. Информация о загадочной пропаже четырех туристов советского военного авиапрома до сих пор является государственной тайной с грифом «Особая папка». Погибли или остались живы?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чивруайская трагедия – имитация места происшествия. Туристы погибли на перевале Юкспоррлак предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других