Звезда Востока

Михаил И. Большаков

Кемер привлекает туристов сочетанием красивой природы и развитой туристической инфраструктуры: более 300 гостиниц, Сети магазинов и частных торговых лавок, масса учреждений общепита, увеселительных заведений, наличие пляжных и морских развлечений, пригорода хвойным лесом и горами, подступающими вплотную к морю, всё это в совокупности и привлекает массы туристов…

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда Востока предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Михаил И. Большаков, 2023

ISBN 978-5-0060-2874-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О книге.

Михаил И. Большаков, автор более 6 десятков книг в приоритете изысканий которого: история и культура. В увлекательной форме автор повествует об империи османов прошлого и современной жизни турецкого города Кемер.

Слово к читателям.

Творчество моё — не ширпотреб и не ответ на массовый запрос! От первой и до крайней точки — это философские ответы на житейские вызовы и прожитые события. Живой отклик они, найдут у людей неординарных, философски мыслящих и опытных….

Эта книга посвящена турецкому городу Кемер с его прелестями «земного Рая», написанная в творческой командировке, в октябре 2022г.

Книга интересна туристам и взрослым любителям свежего не ангажированного творчества. Приятного послевкусия!

Михаил И. Большаков — учредитель литсоюза, Почётный Доктор, Академик искусств, Посол Мира 2021—23г.

Звезда Востока!

Не ставя перед собой задачу, — написать очередную памятку для туриста, остановлюсь на интересных особенностях Кемера.

В течение октября 2022 года я пребывал в Кемере, в творческой командировке, совмещая отдых со сбором материала для своих книг.

Кемер мне понравился экзотическими пейзажами, морем, возможностями отдыха и развлечений. Я назвал Кемер — «Звездой Востока и Земным Раем». Это действительно так!

Я сделал тысячи фотографий и видео, написал сборник стихов и собрал материал для этой книги — в подтверждение моих восторженных впечатлений. Кратко изложу всё интересное и удивительное, об этом славном городе.

Кемер — курортный и портовый город на побережье Средиземного моря в Турции, в 42 километрах к юго-западу от города Антальи, одноименной провинции у подножия Таврских гор Турецкой ривьеры. Он расположен в историческом регионе, связанном с деятельностью древних греков и римлян.

Население города — 22 тысяч человек и многократно повышается в летне-осенний сезон.

Кемер — молодой курорт, с репутацией комфортабельной локации с широким спектром доступных развлечений.

Он находится в зоне средиземноморского климата, но муссонный характер климата выражен слабее и в сравнении с Антальей, имеет почти на четверть меньше осадков, особенно зимой.

Основной туристический интерес в Кемере представляют археологические памятники, природные ландшафты и инфраструктура пляжного отдыха.

Воздух в городе пропитан ароматами моря и зелени.

Из любой точки курорта открываются шикарные виды на море или горы.

Не буду цитировать энциклопедии, лишь отмечу теплоту морской воды, которая даже зимой не опускается ниже 9—12° C, а в прибрежной зоне летом — повышается до 23—26° C.

Примерно такая температура воды, до 21—23° C была в продолжении моего отдыха в октябре!

Визитной карточкой курорта являются природные достопримечательности — Таврский горный массив с самой высокой точкой Тахталы. Также, природные достопримечательности Кемера и его окрестностей это: бухта в Чамьюва, горный каньон Гёйнюк, дикий пляж Чиралы.

Гомер в «Илиаде» рассказал миф о происхождении названия этого города… Химера была повержена Беллерофонтом, но язык огнедышащего чудовища до настоящего времени виден на вершине горы Янарташ (в переводе с турецкого — «горящий камень»).

Гора Янарташ — Огненная гора — именно так называют вершину Янарташ или Химеру. Природное явление, которому нет равных в мире, вызвано испарениями природного газа, вырывающемуся на поверхность из скал. Химера особенно зрелищно после заката. Для посещения горы Янарташ необходимо пройти пешком около 3 километров. Преодолеть это расстояние можно также на арендованном у подножья вершины автомобиле.

Вершина Тахталы была воспета Гомером в Илиаде. Для туристов здесь доступна обзорная площадка на высоте 2300 метров. Подняться к ней можно как пешком, так и на канатной дороге Олимпос Телеферик за 10 — 15 минут. Путешественникам доступны следующие развлечения «на высоте»: ужин в ресторане с живой музыкой; покупка сувениров в местной лавочке; полет на параплане.

Пещера Бельдиби — открыта в середине прошлого столетия неподалеку от одноименной реки. С тех пор она представляет собой объект для изучения археологов, историков, спелеологов, благодаря особенностям: шесть различных слоев демонстрируют эпохи палеолита, мезолита, неолита; были найдены украшения и предметы быта доисторических людей; наскальные рисунки животных, растений и предков турецкого народа. Прогулку можно завершить у водопада.

По окрестностям Кемера проходит Ликийская тропа — маршрут для походов пешком.

Кемер привлекает туристов сочетанием красивой природы и развитой туристической инфраструктуры.

Здесь — более 300 гостиниц: включая семейные пансионаты, гостевые дома и роскошные пятизвёздочные отели, а ещё 20 лет назад в городе было всего 20 гостиниц и отелей…

Сети магазинов и частных торговых лавок, масса учреждений общепита, увеселительных заведений, наличие пляжных и морских развлечений, окружёние города хвойным лесом и горами, подступающими вплотную к морю, всё это в совокупности и привлекает массы туристов.

Из Кемера, как и из большинства турецких курортов, доступно множество экскурсий к другим туристическим достопримечательностям. Наибольшей популярностью пользуются экскурсии в Анталью, Миры Ликийские и Памуккале.

Достопримечательности Кемера:

— Бульвар Ататюрка — главная улица Кемера

— Центральная площадь (на пересечении бульваров Ататюрка и Дёртйол) с памятником Кемалю Ататюрку, белокаменной часовой башней и танцующими фонтанами

— Ночные клубы «Kristal, Aura и Inferno» — эпицентр ночной жизни города с регулярными выступлениями звёзд турецкой и российской эстрады

— Мечеть Huzur Cami на бульваре Дёртйол

— Каньон Гёйнюк — расположен неподалеку одноименной реки и деревни на территории Таврского горного массива. По тропе встретится и водопад, а также динопарк с фигурами динозавров

Здесь есть вся инфраструктура для самостоятельного посещения природной достопримеча-тельности

— Дикий пляж Бельдиби

— Парк «Лунный свет» (Moonlight Park), располагающий насыпным песочным пляжем, аттракционами и заведениями общепита Парк занимает площадь в 55 тыс. кв. м.

На его территории разместились: детская площадка и разнообразные аттракционы для малышей под открытым небом; песчаный пляж, имеющий престижную награду Голубой флаг; теннисные корты и площадка для баскетбола; дельфинарий.

В нем не только демонстрируют шоу с морскими жителями, но и разрешают поплавать с ними; небольшой контактный зоопарк; аквапарк с водными горками и бассейнами для всей семьи; несколько кафе и ресторанов, где подают блюда как средиземноморской, так и европейской кухни; множество отдельных зон отдыха — лавочек в тени деревьев, на которых приятно перевести дух; сувенирные лавочки и магазинчики.

— Канатная дорога Olympos Teleferik c обзорной площадкой на вершине горы Тахталы.

— Динозавров — парк в посёлке Гёйнюк

Населённые пункты района Кемер: города — Бельдиби, Гёйнюк, Текирова, Чамьюва.

Деревни: Бейджик, Куздере, Оваджик, Улупынар, Чиралы.

Вблизи от Кемера сохранились руины городов Фазелис и

Олимпос (с 3 века до н.э. — пристанище пиратов).

Здесь имеются руины бань, базилик, надгробий и саркофагов. Поблизости находится канатная дорога, позволяющая подняться прямо к вершине Тахталы (высота над уровнем моря — 2365 метров).

Историческая инсталляция «Йорюк парк», воссоздающая быт древних кочевников-йорюков. В Кемере — расположен живой фольклорный тематический парк «ЙОРЮК» — этнографический музей под открытым небом. «ЙОРЮК» (Юрюк) — означает турок — кочевник.

С 1982 года — частный туристический объект и товарный знак. Расположен музей — на полуострове Кючюкбурун и является государственным национальным парком.

Для того, чтобы оказаться в прошлом турецкой нации, не нужно изобретать машину времени.

Достаточно посетить этнографический парк, посвященный народности йоруоков. Здесь путешественников ожидают все основные атрибуты древности: костюмы и украшения; обряды, ремесла и традиции; предметы быта и традиционные блюда.

Расположение: на окраине Кемера на горе горе Кючюкбуруне. Посетители могут посетить реконструкцию палаточного лагеря, где воспроизведена повседневная жизнь турецких кочевников-номадов: имеются экспозиции с ковроткачество, бытом, посудой и т. п.

Можно отведать традиционные турецкие блюда: айран (йогуртовый напиток) и гёзлеме (лепешки с начинкой), послушать фольклорную музыку в аутентичной среде, купить сувениры. Здесь встречаются прошлое с будущим!

Эко-парк — комплекс Текирова является уникальным природным комплексом. Он разделен на две части: ботанический сад с более, чем 10 тысячами редчайших видов экзотической флоры и зоопарк, посвященный пресмыкающимся и птицам. Для посетителей здесь оборудованы зоны отдыха, кафе и сувенирный магазинчик.

Вблизи от Кемера находятся хорошо сохранившиеся развалины городов Фаселис — античного поселения, основанного в VII веке до н.э. греческими колонистами из легендарного Родоса, — сегодня — остались лишь руины.

Но они дают прекрасную возможность познакомиться с культурой и бытом тех времен.

Туристы остаются в восторге после осмотра таких культурных памятников: эллинистического амфитеатра; храма и гробницы; небольшой крепости; акведука; местного некрополя; желающие могут отправиться на ближайший пляж, пригодный для купания.

Дополняет удивительную обстановку сосновая роща.

Земля Ликийская хранит следы великих полководцев древности: Александра Македонского, Марка Аврелия и др. Археологические артефакты находят и на территории города, где ведутся раскопки.

Руины Олимпоса — Олимпос считается самым старым городом древних Ликийского государства. Поселение было создано во II веке до н. э. Покровителем Олимпоса стал Гефест — бог огня и кузницы. Его руины уникальны тем, что вобрали в себя сразу несколько эпох: античности и времена господства Византийской империи. Расположение: в 40 км от Кемера. сегодня остались лишь руины. Но они дают прекрасную возможность познакомиться с культурой и бытом тех времен.

Туристы остаются в восторге после осмотра таких культурных памятников: эллинистического амфитеатра; храма и гробницы; небольшой крепости; акведука; местного некрополя; желающие могут отправиться на ближайший пляж, пригодный для купания.

Дополняет удивительную обстановку сосновая роща.

Кемер до 1910 года возник на месте небольшого поселения Ескикей (Старое село) — его в древности вспоминали, как ликийский город Идриос.

Местные жители, спасаясь от селевых потоков с гор — за 7 лет (в 1910—1917гг.), построили 23-х километровую каменную стену — «пояс», как бы опоясывающий поселение. Впоследствии, поселение назвали Кемер (в переводе с турецкого — пояс, или карман).

До 60-х годов прошлого столетия, в Кемер можно было попасть только морем!

Позже с развитием Антальи в международный курорт — появилась отличная автодорога до Кемера и в 1990 году он развился до большого центра туризма.

Зимой 2010 года были построены 3 новых туннеля, что сократило число автоаварий.

Дно моря выстлано галькой и камнями разной величины, вода сильносолёная, чистая и прозрачная, поэтому можно понаблюдать за рыбами и другими обитателями моря.

На пляжах, которые прилегают к гостиницам, камни с галькой «выточены» под один размер. Поэтому они называются галечные пляжи. Вход в воду пологий.

В самом море имеются волнорезы.

Пляжи в Кемере ухоженные, чистые и оборудованы всем необходимым для комфортного водного и пляжного отдыха.

На побережье имеются кафе и закусочные с едой и напитками.

В отелях при пляжах есть бары, рестораны и детские площадки с горками, качелями.

Береговая линия дорогих пансионатов засыпана мелким песком, либо — искусственным покрытием. Для детей оборудованы теплые бассейны, с подсветка для ночного купания.

Отдых на морском побережье — всегда прекрасен. Полезные солнечные и водные ванны оставляют массу впечатлений от отдыха.

Достопримечательности Кемера придутся по душе и взрослым, и маленьким путешественникам.

Отмечу, что во все заслуживающие внимания места можно попасть самостоятельно, без организованной экскурсии.

*

В Кемере и вокруг него определенно есть на что посмотреть. Путешественники могут уделить внимание следующим природным, культурным и историческим достопримеча-тельностям. Особенно интересно:

1. Античный город Фаселис.

2. Античный город Олимпос. Кроме остатков древнегреческих построек в нем сохранилось архитектурное наследие Римской, Византийской и Османской Империй.

3. Еще один древний прибрежный город — Мира. Особенно много здесь остатков древней римской цивилизации, включая хорошо сохранившийся амфитеатр и гробницы.

4. Пылающие склоны горы Янарташ (Химера), где из-под земли на поверхность выходит метан с примесью, которая возгорается при контакте с воздухом.

5. Пещерный комплекс в хвойном лесу недалеко от курортного поселка Бельдиби. Вход в пещеры застлан водопадом, а внутри сохранились следы присутствия доисторических людей.

6. Уютная деревушка Чирали и заповедник с бурыми горами и галечным пляжем. Подходящее место для любителей уединенного отдыха и природы.

7. Глубокий и величественный каньон Гейнюк с горной речкой на дне.

8. Центральная улица Кемера — бульвар Ататюрка. Особенно его центральная часть с архитектурным ансамблем из памятника Мустафе Кемалю, основателю Турции, танцующего фонтана и башни с часами.

Пешеходная улица Мунир Озкуль Лиман для неспешных вечерних променадов с заходом в местные кафе, рестораны и магазины.

Гора Тахталы с проторенными тропами для восхождения и фуникулером для комфортного подъема.

Выше приведены только основные достопримечательности. Природа, историческое наследие и развитая инфраструктура предоставляют множество мест для посещения и проведения досуга различного плана.

Подобно другим морским курортам, расположенным рядом с горами, в Кемере есть и песчаные, и галечные пляжи. Отметим следующие:

1. Ухоженный центральный пляж, оборудованный всем необходимым для комфортного отдыха: зонтами, шезлонгами и прочим.

2. Рядом с центральным галечным пляжем расположен песчаный пляж Moonlight. Это также цивилизованный и отлично оборудованный пляж с платными и бесплатными зонами без единого ограждения.

3. В 20 км к югу от Кемера расположен поселок Текирова со своим обустроенным галечно-песчаным пляжем.

4. В 15 км к северу имеются пологие галечные пляжи поселка Гейнюк.

5. Пляжи деревни Кириш такие же пологие и не менее обустроенные.

6. Сравнительно небольшой пляж Чамьюва подойдет тем, кто предпочитает спокойный отдых на берегу чистого моря.

7. Множество небольших «диких» пляжей недалеко от Фаселиса станут находкой любителей отдыха на лоне природы.

*

Развитие индустрии развлечений стало одной из причин стремительного превращения Кемера из просто портового города в один из центров туризма Турецкой Ривьеры. Развлечениям в городе и его окрестностях можно посвятить не один день. Утром, к примеру, можно отправиться на экскурсию в один из нескольких тематических парков:

1. Mini-zoo рядом с развлекательным парком Moonlight.

2. Dinopark с впечатляющими скульптурами динозавров.

3. Eko Park с множеством экзотических растений.

4. Этнический парк Folklorik Yoruk Parki с воссозданной деревней местных кочевников йоруков.

5. Olbia Park с впечатляющей скульптурной группой.

Во второй половине дня от созерцательных развлечений настает время ярких впечатлений в дельфинарии городского парка Moonlight или в аквапарках Aqua World и DoluSu Park. Или, наоборот, расслабится в современных спа-салонах La Perla Hammam and Spa или Sanitas Spa & Wellness.

Любители экстремального отдыха могут посвятить свое время:

— рафтингу (центр Ayat Group);

— дайвингу (центр European Divers);

— прыжкам с парашютом;

— беджи-джампингу;

— зиплайну.

Вечером (как, впрочем, и в любое другое время) доступно все множество рынков, базаров и торговых площадей Кемера.

Некоторые из них работают с раннего утра и до позднего вечера, иные — только в определенные дни недели.

К примеру, вторничный рынок на улице Мунир Озкуль Лиман.

Для тех, у кого после насыщенного дня остается нерастраченная энергия, в Кемере работают клубы и дискотеки.

К примеру, клуб Aura, в который нередко наведываются звезды танцевальной музыки мировой величины.

Дискотека Charlotte на набережной Deniz — выбор тех, кто предпочитает танцы на открытом воздухе.

Отели.

Будучи туристическим центром, Кемер предлагает своим гостям множество вариантов размещения: от люксовых пятизвездочных отелей до комнат в небольших уютных прибрежных домиках.

Обратить внимание стоит на следующие:

1. Ak-ka Antedon — пятизвездочный отель с собственным пляжем в регионе Бельдиби, окруженный красивым ландшафтным парком.

2. Alkoclar Exclusive Kemer расположен в центре города, и при этом имеет собственный парк, внушительный бассейн и необычайную популярность.

3. Alva Donna World Palace — один из самых уютных отелей Кемера. Площадь его территории — почти 11 гектаров, и на ней нашлось место даже для небольшого зоопарка.

4. Amara Dolce Vita это обширный комплекс рядом с поселком Текирова. Кроме территории в 16 гектаров имеет собственный галечный пляж протяженностью в 630 метров.

5. Barut Kemer — пятизвездочный отель, ориентированный на молодежный отдых. Даже его расположение было рассчитано так, чтобы обеспечить постояльцам быстрый доступ ко всем клубам и дискотекам города.

Выше приведены только пять отелей, но на деле их в Кемере сотни. В данном разнообразии наверняка найдется вариант, подходящий по конкретные запросы и бюджет.

ПАМЯТКА ТУРИСТА:

Полезная информация, способная сделать отдых комфортнее:

1. Велосипед — распространенный транспорт в Кемере.

2. Имеется возможность аренды автомобиля. Для этого понадобятся: международные водительские права; копию документа, подтверждающая личность арендатора; банковская карта, баланс которой равен или превышает сумму залога за авто.

3. Такси опознаются по кузову, покрашенному в желтый цвет. Стоимость поездок вполне приемлема, но между полуночью и шестью часами утра действует ночной тариф. Он в полтора раза выше стандартного.

4. Местное маршрутное такси, долмуш — экономный транспорт. По большинству маршрутов долмуши ходят не реже одного раза в 20 минут.

5. Оплата покупок и услуг банковской картой возможна в магазинах, ресторанах, кафе и отелях. На рынках нужны наличные. И здесь принято торговаться. Торг — это часть турецкой культуры и возможность получить скидку до 20%.

6. Водители Кемера склонны к легкомысленному отношению к правилам дорожного движения. Дороги следует переходить очень внимательно, а от прогулок вдоль оживленных трасс лучше воздержаться.

7. В Кемере присутствует культура чаевых. Традиционные 10% подойдут для ресторанов, а в кафе или при оплате других услуг достаточно округлить сумму в большую сторону в любой приемлемой степени.

* * *

Часть 2. В блокнот любителям старины: фрагменты истории Турции (Османской империи).

Более чем 3 века турецкой оккупации Бессарабии, наглядно продемонстрировали всю тяжесть османского ига. Когда — то свободные крестьяне края (русы молдаване и прочие народы) стали рабами турок — тимариотов.

Сотни различных налогов, дань, повинности, поборы, грабежи, «дань крови»: отбор у местных жителей — мальчиков — в янычарские питомники, а девочек — в гаремы. Надругательство над чувствами православных верующих и разрушение церквей — таков далеко не полный перечень «прелестей» турецкого ига.

Народы Придунавья боролись с захватчиками, сбиваясь в отряды мстителей-гайдуков. Набеги этих отрядов и казаков, стали значительным «раздражителем» для поработителей, несущих потери. Однако, главная освободительная миссия легла на плечи солдат русской армии.

«История — самый опасный продукт, вырабатываемый химией интеллекта. Она заставляет мечтать, опьяняет народы, порождает у них ложные воспоминания,… вызывает у них манию величия и манию преследования и делает нации желчными, нетерпимыми и тщеславными.

История оправдывает все, что угодно. Она не учит абсолютно ничему, ибо содержит в себе все и дает примеры всего» (Поль Валери).

Османская империя в результате завоеваний представляла обширное феодальное государство. Турецкие нашествия сопровождались жестоким разорением городов и сёл, разграблением материальных и культурных ценностей, угоном в рабство сотен тысяч мирных жителей.

Для балканских, кавказских, арабских и других народов, подпавших под турецкое иго, исторической катастрофой, надолго задержавшей процесс их экономического и куль-турного развития.

На оккупированных территориях, частые голодовки и эпидемии, сопровождались вымиранием крестьянских селений.

Разрушение городов, ограбление поселений, истребление и обращение в рабство, продажа на невольничьих рынках жителей — визитная карточка турецкого трехвекового ига. Многочисленные феодальные повинности, несли крестьяне-райяты в пользу земельного собственника.

В Османской империи существовали три формы феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная.

Наиболее распространённой была рента продуктами.

Райя-мусульмане обязаны были платить десятину с урожая зерновых, садовых и огородных культур, налог со всех видов скота, а также выполнять фуражную повинность. Землевладельцу принадлежало право наказывать и штрафовать виновных. В некоторых районах крестьянам приходилось также отрабатывать несколько дней в году у землевладельца на винограднике, на постройке дома, доставке дров, соломы, сена и приносить ему всевозможные подарки и т. п. Все перечисленные выше повинности обязаны были выполнять и райя-немусульмане.

Более того они платили в казну особый подушный налог — джизью с мужского населения, а в некоторых областях Балканского полуострова обязаны поставлять каждые 3—5 лет мальчиков для янычарской армии — «девширме», насильственная ассимиляции покорённого населения, являлась особенно тяжкой и унизительной для них.

Помимо всех повинностей, которые райяты выполняли в пользу своих землевладельцев, они должны были ещё выполнять ряд специальных военных повинностей-«авариз», непосредственно в пользу казны.

Взимавшиеся в виде отработок, различного рода натуральных поставок, а нередко и в денежной форме, эти так называемые налоги Дивана были тем многочисленнее, чем больше войн вела Османская империя.

Таким образом, оседлое земледельческое крестьянство в Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи.

Янычарское войско состояло на казённом жаловании и комплектовалось из христианских юношей, которых в возрасте 7—12 лет насильственно отбирали от родителей, воспитывали в духе мусульманского фанатизма в турецких семьях в Анатолии, а потом в училищах в Стамбуле или Эдирне (Адрианополе).

Результатом турецких завоеваний явилось серьёзное расстройство торговли по Средиземному и Чёрному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока.

В Стамбуле, Эдирне, в анатолийских городах и в Египте существовали невольничьи рынки, где велась обширная работорговля. Турецкие завоеватели во время своих походов уводили из порабощаемых стран десятки тысяч взрослых и детей в качестве пленных, превращая их в рабов.

В домашнем быту турецких феодалов широко использовались рабы. Множество девушек попадало в гаремы султана и турецкой знати. Государственная власть, стремясь увеличить доходы казны, стала из года в год повышать старые и вводить новые налоги.

Налог джизья, в начале XVI в равный 20—25 акче с человека, к началу XVII в достиг 140 акче, а чрезвычайно злоупотреблявшие своими полномочиями сборщики налогов доводили его иногда до 400—500 акче.

Возросли также феодальные поборы, взимавшиеся землевладельцами. Вместе с тем казначейство стало отдавать право сбора налогов с государственных земель откупщикам. Так появилась и начала усиливаться новая категория земельных владельцев — откупщики, превращавшиеся фактически в феодальных собственников целых областей. Произвол чиновников, откупщиков, всевозможные повинности и отработки, связанные с необходимостью обслуживать султанскую армию во время постоев, вызывали вспышки недовольства среди крестьян в течение последней четверти XVI в. Основной формой феодальной эксплуатации крестьянства была издольная аренда. Согласно давнему обычаю урожай делился на пять частей в зависимости от того, кому принадлежали земля, вода, семена, тягловый скот, рабочие руки.

Так как в большинстве случаев из всех перечисленных пяти элементов крестьянину мог принадлежать лишь последний, то и доля его чаще всего составляла лишь одну пятую урожая.

Однако крестьянин-издольщик часто не получал и этой доли; сложная шкала всяких повинностей и оброков обязывала его отдавать более или менее значительную часть и из этой пятой части урожая представителям государственной власти и мулле. Число таких повинностей доходило до трёх, а иногда до четырёх десятков.

2. Османская империя, кратчайшая история.

Турки — народ сравнительно молодой. Его возраст составляет немного более 600 лет.

Первые турки представляли собой кучку туркменов, беглецов из Средней Азии, убежавших от монголов на запад. Они добрались до Конийского султаната и попросили землю для поселения.

Им выделили место на границе с Никейской империей около Бурсы. Там беглецы и стали обживаться в середине XIII века. Главным у беглых туркменов был Эртогрул-бей. Выделенную ему территорию он назвал Османским бейликом. А с учётом того, что конийский султан потерял всякую власть, стал самостоятельным правителем.

Эртогрул умер в 1281 году и власть перешла к его сыну Осману I Гази. Именно он считается основателем династии османских султанов и первым правителем Османской империи.

Просуществовала Османская империя с 1299 по 1922 годы и сыграла заметную роль в мировой истории.

Образование Османской империи датируется 1299 годом.

С момента своего появления на Малой Азии османы начинают периодические войны с Византией за лидерство на полуострове, которые заканчиваются в 1453 году падением Константинополя, который переименовали в Стамбул и сделали новой столицей.

Столица империи менялась 4 раза.

Расположив их в хронологическом порядке, столицами были города Сёгют, Бурса, Эдирне и Стамбул.

Уничтожив тысячелетнюю империю, султаны Османской империи продолжили завоевание Балкан, покорив Албанию, Черногорию, Болгарию, Валахию.

К XVI веку границы османского государства простирались от Алжира до Персидского залива и от Крыма до Южного Египта.

Ее официальный флаг был белым полумесяцем со звездой на красном фоне, армия считалась непобедимой, а правители видели роль Османской империи в объединении всех арабских народов под своей властью.

В 1505 году Османская империя нанесла Венеции поражение в войне за контроль торговли в восточном Средиземноморье.

* * *

ЭПОХА СУЛЕЙМАНА ВЕЛИКОЛЕПНОГО

На годы правления Сулеймана выдался настоящий расцвет государства османов. Начало его правления ознаменовалось амнистией многих египетских заложников, державшихся в плену его отцом.

В 1521 году Сулейман завоевывает главную крепость рыцарей-иоанитов — остров Родос. За год до этого под его командованием был взят Белград.

В 1527 году Османская империя достигла максимума своих завоеваний в Европе, вторгнувшись в Австрию и Венгрию.

В 1529 году турки пытались взять штурмом Вену, имея семикратный перевес, но погодные условия помешали им взять город. Сулейман был искусным политиком. Дипломатические победы он любил больше военных.

Еще в 1517 году французский король Франциск I предлагал императору Священной Римской империи союз с целью изгнания турок из Европы. Но Сулейману уже в 1525 году удалось договориться с королем Франции о заключении военного союза. Благодаря Франциску I впервые после крестовых походов. Иерусалиме начала вести службу католическая церковь.

Султанское войско.

Важным фактором, способствующим образованию могущественного турецкого государства, послужило то, что монголы, дойдя до Антиохии, дальше не пошли, так как считали Византию своим союзником.

Поэтому они не тронули земли, на которых находился Османский бейлик, полагая, что тот вскоре войдёт в состав Византийской империи. Осман Гази, подобно крестоносцам, объявил священную войну, но только за мусульманскую веру. Он стал приглашать всех желающих принять в ней участие.

И со всего мусульманского востока к Осману начали стекаться искатели удачи.

Они готовы были сражаться за веру ислама, пока сабли у них не затупятся и пока они не получат достаточное количество богатства и жён.

А на востоке это считалось очень большим достижением. Таким образом, османское войско стало пополняться черкесами, курдами, арабами, сельджуками, туркменами.

То есть любой мог прийти, произнести формулу ислама и стать турком. А на захваченных землях таким людям начали выделять маленькие участки земли для ведения сельского хозяйства. Назывался такой участок «тимар».

Представлял он собой дом с садом. Хозяин тимара становился всадником (спаги). В его обязанность входило по первому зову являться к султану в полном вооружении и на собственном коне, чтобы служить в конном войске. Примечательным было то, что спаги не платили налоги в виде денег, так как налог они платили своей кровью.

При такой внутренней организации территория Османского государства начала быстро расширяться.

В 1324 году сын Османа Орхан I захватил город Бурсу и сделал его своей столицей. От Бурсы до Константинополя рукой подать, и византийцы потеряли контроль над северными и западными районами Анатолии.

А в 1352 году турки-османы переправились через Дарданеллы и оказались в Европе.

После этого начался постепенный и неуклонный захват Фракии.

Янычары

В Европе одной конницей обойтись было невозможно, поэтому возникла острая необходимость в пехоте. И тогда турки создали абсолютно новое войско, состоящее из пехоты, которую назвали янычарами (янг — новый, чарик — войско: получается янычар). Завоеватели силой брали у христианских народов мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет и обращали в ислам. Этих детей хорошо кормили, обучали законам Аллаха, военному делу и делали пехотинцами (янычарами). Эти воины оказались самыми лучшими пехотинцами во всей Европе.

Ни рыцарская конница, ни персидские кызылбаши не могли прорвать строй янычар.

Эта традиция была очень распространена на заре становления Оттоманской империи. Специально обученные люди со всей страны собирали насильно молодых мальчиков, чтобы передать их на службу стране.

Жители Греции и Балкан вынужденно отдавали своих отпрысков — тех вели в Стамбул, где самых сильных превращали в мусульман и заставляли поступать на военную службу.

Корпус янычар давал отличную возможность возвыситься — и такую же отличную возможность погибнуть во время суровых испытаний. Традиция сгинула примерно в 18 веке, когда служба янычаров превратилась в наследственную. Секрет непобедимости турецкой пехоты заключался в духе боевого товарищества. Янычары с первых дней жили вместе, ели из одного котла вкусную кашу, и, несмотря на то, что принадлежали к разным народам, были людьми одной судьбы. Когда они становились взрослыми, то женились, обзаводились семьями, но продолжали жить в казармах. Лишь во время отпуска посещали жён и детей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда Востока предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я