Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте

Владимир Марков

Варган – необычный музыкальный инструмент. Простой на вид, он обладает богатством возможностей. Но простота играет коварную шутку: быстро научившись извлекать звуки, многие думают, что это всё, на что варган способен. Эта книга покажет разнообразие техник и приёмов, научит играть с нуля и откроет мир варганной музыки, а также даст идеи, как развиваться самостоятельно. Здесь собран многолетний педагогический опыт двух известных в России варганистов, разработавших авторскую технику обучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Начинаем

Музыка приходит в жизнь людей по-разному. Кто-то получает музыкальное образование и становится профессионалом, другие же бросают, не доучившись, но спустя годы возвращаются, поняв, что музыка их действительно интересует. Наконец, кто-то осваивает инструменты сам, чувствуя, что только в музыке может найти возможность творческой реализации.

Не на всех музыкальных инструментах легко научиться играть, но такие есть — это традиционные, или, иначе, народные инструменты. Среди них заметно выделяется варган: именно он даёт замечательную возможность стать музыкантом даже тем, кто никогда не учился музыке. Простой для освоения, он в то же время обладает богатым потенциалом для дальнейшего развития и творческого совершенствования.

Что это жужжит, или Немного истории

Среди множества инструментов, изобретённых человеком, маленький варган легко не заметить. В музеях музыкальных инструментов с самой богатой коллекцией он обычно помещается на нижней полке дальнего стенда. Однако его звук, негромкий и монотонный, так необычен, что всегда привлекает внимание. «Что это жужжит? — спросите вы, впервые услышав варган. — Неужели вот эта железка?» Мало кому удаётся скрыть удивление.

И конечно, глядя на варган, трудно себе представить, что он существует в культуре практически всех народов мира, оброс легендами и мифами, переживал периоды популярности и забвения, кормил целые деревни, звучал при дворе английских монархов и в цыганских таборах.

Тем не менее дело обстоит именно так. История варгана долгая и богатая. Он относится к архаичным музыкальным инструментам. Об этом несложно догадаться уже по его внешнему виду: звучащая пластина в железной раме — такая простота, не сказать, примитивность. Проще варгана разве что барабан или другой ударный инструмент. И всё же изначально он был ещё проще: к предкам варгана относят щепки, травинки, веточки, листья бамбука, натянутую тетиву охотничьего лука, даже жуков, трепещущих крылышками, — всё, что могло создавать вибрацию, с помощью которой древний человек мог научиться модулировать обертоны у себя во рту и забавляться таким образом.

Когда именно и где возник варган, вряд ли удастся установить, да и так ли это важно? Как все простые предметы, он мог быть изобретён совершенно независимо в разных точках земного шара и долгое время существовать без изменений в виде палочек, костяных или бамбуковых пластинок с вырезанными язычками, изготавливаться по мере необходимости и на короткий срок, возможно, на один раз.

Первый из известных инструментов такого вида, пластинчатый варган, был найден во Внутренней Монголии, его датируют V веком до н. э. Следующим шагом в улучшении инструмента стало изменение формы, когда у рамы появилось кольцо, а также стал использоваться новые материалы — железо и сталь. Так возник новый тип варгана — дуговой. С этого момента инструмент стал прочнее, а звук — громче. Оба эти вида варгана существуют до сих пор — пластинчатый, который изготавливают из дерева, бамбука, кости или латуни, и более поздний, дуговой, для которого применяют преимущественно сталь.

Рис. 1. Виды варганов: пластинчатые (сверху) и дуговые (снизу)

Сейчас в России в массовом сознании варган относится к некоему «северному региону» и «северным народам». Между тем на протяжении большого исторического периода, от средних веков до XIX века, эпицентром его развития была вся территория Европы вплоть до Урала. Изображения варгана встречаются на фресках в храмах, на гравюрах и картинах мастеров Возрождения. В XVIII—XIX веках варганы массово производились в Австрии, Германии и Великобритании. В России варганы находят в средневековых городах, таких как Великий Новгород и Псков; при Петре I он упоминается в списке обязательных инструментов на шутовской свадьбе в Ледяном доме; варганами торговали в казацких крепостях на границе со Степью.

О том, что этот инструмент имеет своё место в культуре многих народов, говорит хотя бы множество его имён, в каждом языке — своё. Так, русский варган становится дрымбой на Украине, доромбом в Венгрии, комусом или хомусом у народов Сибири, темир-ооз-комузом в Киргизии, дан мои во Вьетнаме, коу сяном в Китае — и так далее, всего около тысячи (!) наименований насчитывают учёные. Поэтому неудивительно, что его одинаково считают своим и в Норвегии, и в Австрии, и путь преемственности установить невозможно — да и вряд ли в этом есть большой интерес. Интересно другое: что варган сумел прижиться в совершенно разных, несхожих культурах. Причём у одних народов это ритуальный шаманский инструмент, у других — символ любви, у третьих он звучал только на женской части дома, служил для успокоения скота и младенцев. Где-то на нём исполняют сложнейшие мелодии, в другом месте создают с его помощью ритмический рисунок, а в третьем — копируют звуки природы, птиц и зверей.

Однако при всех этих различиях варган остаётся варганом, просто разные культуры и исполнители могут делать акцент на каких-то его особенностях: играют более ритмично, уходят в сторону большей тембральной окраски или чистой мелодичности или смешивают это в разных пропорциях.

Что нас ждёт

Интереснейшая история, необычный звук, широкие музыкальные возможности и завораживающая лёгкость освоения при той глубине, которая открывается с каждым новым шагом, — всё это некогда пленило и нас и удерживает любовь к варгану вот уже много лет. Знакомясь с национальными культурами, сохранившими традицию игры, осваивая его и преподавая, мы всё больше погружались в это море и понимали, что инструмент очень мало оценён и понят в России. И это несмотря на то, что он сейчас известен и, можно сказать, популярен в нашей стране: существует множество мастеров, кто его изготовляет, он звучит со сцены, им уже не удивишь так, как было в середине XX века. И всё же подавляющее большинство людей, впервые берущих в руки варган, учатся извлекать начальные звуки и останавливаются на этом, даже не задумываясь, что инструмент гораздо глубже и интересней, что в нём сокрыты огромные творческие и музыкальные возможности.

Поэтому возникла идея написать эту книгу, в которой мы хотим представить варган настолько, насколько знакомы с ним сами. Сразу оговоримся, что здесь он будет рассмотрен только в качестве музыкального инструмента, других сфер его бытования мы касаться не станем. Однако мы будем говорить о разных аспектах звучания варгана — мелодическом, ритмическом и тембровом, — расскажем и покажем, как играть в разной стилистике, но всё же сосредоточиться нам бы хотелось на исполнении мелодий.

У нас часто спрашивают: почему мы считаем именно игру мелодий столь важной? Ведь варган кажется простым инструментом, созданным для того, чтобы на нём играли как и что хочется. Ответов на этот вопрос у нас накопилось много.

Во-первых, опыт показал, что, хотя игра мелодий на варгане сложна, она открывает бо́льшую свободу владения инструментом. Техник игры на варгане существует множество, однако человек, воспринявший мелодическую игру, с лёгкостью осваивает любые другие приёмы. Это основа, на которой хорошо удаётся делать украшения, но, владея только украшениями, не получится легко создать твёрдую основу.

Во-вторых, играя мелодии и изучая обертоны, вы получите чистый звук. В этой книге вы будете часто сталкиваться с этим поистине загадочным понятием, это и будет наша цель и главная сложность. Почему мы считаем, что это так важно? Тем паче, что, послушав ведущих варганистов, вы не всегда услышите этот самый чистый звук, часто тембр варгана обогащён гармоническими призвуками. Однако, владея чистым звуком, вы сможете сознательно разнообразить его теми призвуками, какими вам хочется, а не теми, какие получились случайно и от которых вы не умеете избавиться.

Вы можете спросить: почему нельзя просто играть на варгане, как душа поёт? Конечно, можно. Но будет ли эта игра интересна окружающим, богата и разнообразна? И кроме того, как надолго вы сами сможете сохранить интерес к инструменту?

Все упражнения вы найдёте в аудиоприложении. Они помогут вам разучить, повторять и закреплять материал. А чтобы получить представление о том, чему именно вы будете учиться, вы можете уже сейчас послушать запись 1—01 с примером мелодической игры, которую вам предстоит освоить.

⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕

О самом главном: как заниматься по этой книге

При всей кажущейся простоте варган — инструмент, требующий терпения и усердия. Чтобы освоить его и научиться играть на хорошем уровне, мы рекомендуем действовать следующим образом:

Повторение и возвращение. Все уроки нужно повторять много раз, а кроме того, необходимо возвращаться к пройденному спустя несколько месяцев или даже через год. Таким образом вы избежите фиксации ошибок. К примеру, в первом уроке говорится, как правильно ударять по язычку и удерживать варган губами. Даже научившись этому сразу, вы можете делать это не совсем правильно, а так как внешнего контроля не будет, заметить ошибку сможете лишь позже. Поэтому мы советуем периодически возвращаться к предыдущим урокам и проверять себя.

Регулярность и последовательность. Чтобы освоить что бы то ни было, нужно заниматься этим регулярно, лучше ежедневно. Когда игра на варгане войдёт у вас в привычку или станет необходимостью, тогда вы почувствуете первые результаты. Если вы научитесь воспринимать регулярные репетиции не как тяжёлую работу, а как радость, тогда они быстрее принесут плоды.

Ставьте цели и добивайтесь их. Уроки не стоит ограничивать по времени — 15 минут или 3 часа в день. Лучше ориентироваться на результат. Ставьте себе цель: к примеру, освоить материал одного урока — и занимайтесь до её достижения. Впоследствии можно ставить более сложные, но конкретные задачи, например, добиться ровной ритмики, придумать и отрепетировать красивый пассаж и т. д.

Интерес — это важнейшая вещь, которую нужно сохранить. Слишком настойчивые, монотонные занятия, отсутствие нового материала, нетворческий подход к делу — всё это может убить главный движущий фактор — энтузиазм.

Две крайности в подходах подстерегают новичка. Первая — это откладывать творчество на потом, «когда выучусь». Другая, ещё более распространённая и губительная, — это мнение, что я изначально творец, обучение только нивелирует мою индивидуальность. Зная эти крайности, постарайтесь избежать обеих — и тогда несомненно добьётесь успеха.

Не уставайте. На первых порах лучше заниматься три раза в день по 20 минут, чем один раз, но целый час. Чередование циклов познавания и усвоения материала, а также отсутствие усталости (читай, зажатости в губах, кисти и других мышцах) позволит правильнее освоить варганные тонкости.

Настойчивость. Необходимо ли наличие специальных варганных талантов у ученика? Да: настойчивость, трудолюбие и последовательность — вот таланты, дающие прекрасные результаты.

⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕ ⁕

Уже на ранних этапах занятий по этой книге вы начнёте учиться импровизировать, используя изученные обертоны. После того как вы хорошо с ними освоитесь, мы перейдём к разучиванию несложных мелодий.

Удачи в ваших занятиях!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я