– А дети у тебя есть, – спросил я.– Двое, в конце семидесятых оба тут, в Гоа, родились.– И где они сейчас?– Уехали в Америку. Галстуки, тачки, деньги, карьера – вот их интересы, – с грустью в голосе сказал Роберт.– Значит, твоя жена родила их естественным путем, – спросил я.– Тридцать с лишним лет назад тут никто кесарево сечение и не предлагал. Индира Ганди проводила демографическую политику, но только по отношению к индийцам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гоа – мой остров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЮЖНОЕ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ И СЕВЕРНОЕ ГОА
А наш экскурсионный автобус продолжает свой путь. От хаотичного движения на дороге и от огромного количества поворотов некоторым становится нехорошо. Мы останавливаемся и дышим свежим воздухом. Периодически туристы просят выключить кондиционер. Через десять минут включить кондиционер. Я к этому уже привык. Мы проезжаем самую большую гоанскую речку «Зуари». Так как океан рядом, то в этой части реки бывают приливы и отливы. Проехав речку, мы из южного Гоа переехали в центральное. Это все один штат, просто люди все время что-то делят и даже этот райский уголок. Административно штат Гоа разделен на тулуки (районы), а люди условно делят на южное, центральное и северное Гоа. Климат везде одинаковый. Разница в образе жизни, особенно жизни туристов.
В южном Гоа первые отели были построены в 2000 году. А стиль отдыха можно назвать безмятежный. Тишина и покой. Безлюдные пляжи, сменяющие друг друга, белой, песчаной полосой протянулись от края до края. Отели находятся вдали от деревень, до которых можно доехать только на такси. В южном Гоа практически нет ночных клубов, один, два, не более того. Но много шикарных ресторанов и ювелирных магазинов. Маленькая деревенька Кавелоссим за десять лет превратилась в эпицентр шопинга южного Гоа. Будете в Кавелоссиме, обязательно посетите ресторан и магазин «Юля и Амир». Там можно в ресторане покушать так вкусно, а в магазине купить такие ювелирные шедевры, что впечатления останутся на всю жизнь.
В центральной части Гоа, что находится между речками «Зуари» и «Мандови» туризм практически не развит. В этой части Гоа находится большой и шумный порт Мормугао. Вдобавок, тут построены, два самых больших города: Васко да Гама и столица штата город Панаджи. А еще в этой части находится старая столица, город Старый Гоа. У этого города, построенного мусульманами, очень длинная и интересная история. Экскурсия по Старому Гоа почти всегда привлекает туристов. Я не буду описывать историю этого города. Есть много книг, где их авторы уже рассказали, как султан Мохаммед Шах третий Лашкари на берегу реки Мандови построил город Ила (Ela) — нынешний Старый Гоа. Но я хочу привести несколько примечательных фактов. Некоторые авторы пишут, что Васко де Гама был первым португальцем, нога которого впервые вступила в Гоа. Это не так. Васко де Гама, в первое свое пребывание в Индии (17 мая 1498г.) был в порту Кожикод штат Каликут. В настоящее время этот порт относится к штату Керала. В Гоа он тогда не был. После Васко де Гама португальский король отправил в Индию Педро Алвариша Кабраля. Педро Алвариш, обходя шторм, случайно открыл Бразилию. До Гоа, первым из португальцев, доплыл Афонсу де Альбуркерки. Именно он, 17 февраля 1510 года, руководил первым штурмом города Ила. 25 ноября 1510 года, благодаря Афонсу де Альбукерке, город Ила, ранее переходящий из рук в руки, полностью перешел под контроль португальцев. В течение следующих трех дней Альбукерке жестоко расправился с мусульманами. Из их числа погибло более шести тысяч мужчин, женщин и детей. 25 ноября, по церковно-католическому календарю, является днем Святой Екатерины Александрийской. Поэтому, в городе Старый Гоа португальцами был построен самый большой в Азии Кафедральный Собор Святой Екатерины. Его строительство началось в 1562 году и продолжалось 90 лет. Будете в Старом Гоа, обязательно посетите этот собор. Там есть много интересного: алтарь, чудотворный крест, статуя девы Марии в индийской национальной одежде — сари. Обратите внимание на картины. Особенно на те, что находятся слева от алтаря. Почему я обращаю внимание на эти картины? Если вы внимательно посмотрите на них, то увидите на них Иисуса Христа и Мусульманина. Сначала это кажется странным. Ислам, как религия, появилась в самом начале 7-го века нашей эры. Поэтому Иисуса Христа и первого мусульманина время разделяют как минимум на 537 лет. А на картинах они вместе. И эти картины никак не отнести к коллажу, современному поп-арту или искусству Энди Уорхола. Это действующий Кафедральный Собор. С этим вопросом я обратился к самому авторитетному гиду в Гоа (лично для меня самому авторитетному). Не буду раскрывать кто этот гид, так как у меня нет его разрешения. Вот, что я узнал. До появления португальцев в Гоа, местные индусы и мусульмане жили относительно мирно между собой. Португальцы, захватив власть, жестоко расправились с мусульманами. Индусы, видя страшно жестоких португальцев, убивающих и женщин и детей, отказывались торговать с ними. Добавлю к этому еще один штрих. Португальцы крестили индусов, но библию им читать не давали и сами вслух не читали. В 1545 — 1563 годах закончился Тридентский собор, запрещающий свободное чтение библии. Поэтому гоанские католики:
— с целью оправдания убийств мусульман;
— с целью очернения исторической роли мусульман в глазах индусов;
— с целью возвышения своей роли в глазах индусов;
— с целью обращения индусов в католицизм;
— с целью развития торговли;
…использовали картины.
Если вы обратите внимание на эти картины, то на некоторых из них Иисус Христос стоит в португальской военной одежде. То есть Иисус был португалец. Практически на всех картинах, в этой части кафедрального Собора, имеется негативный образ мусульманина.
Например:
На картине изображён Иисус Христос (в военной одежде). Его правая рука поднята, а раскрытая ладонь говорит о том, что он принес благую весть. Но перед ним в кресле сидит мусульманин, его легко узнать по одежде. Он, указывая пальцем в сторону Иисуса, спорит с ним.
На другой картине стоит Иисус в набедренной повязке, за ногу его целует Иуда. А римских солдат привел мусульманин.
На картине рядом римские легионеры избивают и издеваются над Иисусом, а за ними стоит и смотрит мусульманин.
Нетрудно догадаться, как действовал на индусов образ португальского Иисуса и предавшего его мусульманина. Хитрое переплетение политических и религиозных интересов португальцев, оставляло за скобками, шести вековую разницу между жизнями Иисуса Христа и основателем ислама пророка Мухаммеда.
В городе Старый Гоа есть много других интересных мест, но о них вы можете узнать на экскурсии. А наш автобус от речки «Зуари» отъехал уже далеко. Мы приближаемся к реке «Мандови». Проехав Мандови, мы оказались на северном Гоа.
На северном Гоа культура отдыха имеет уже 38-летнюю историю. Это особая культура, ее сформировали счастливые дети цветов — Хиппи. В 1947 году Индия получила независимость от англичан. Но португальцы по-прежнему удерживали власть в Гоа до 1961 года. В этом году части индийской армии вошли на территорию португальского Гоа. Сложно назвать это войной, но, тем не менее, бои длились два дня. Индия потеряла 34 солдата убитыми, ещё 51 получили ранения. Потери Португалии составили: 31 солдат убит, 57 получили ранения и 4668 солдат попали в плен. Несмотря на приказы из Лиссабона сопротивляться вторжению Индии, генерал-губернатор Мануэль Антонио Сильва принял решение капитулировать перед наступающей мощью индийских войск. Акт о капитуляции был подписан 19 декабря 1961 года. Это был конец 451-летнему португальскому владычеству в Гоа. После капитуляции Португалии, Гоа, Даман и Диу были объявлены Федеральной союзной территорией и стали подчиняться непосредственно президенту Индии. Но это было только начало, так как Португалия признала суверенитет Индии над Гоа только после революции 1974 года. Все эти 13 лет в Гоа было неспокойно. Были теракты и человеческие жертвы, не сложно догадаться, кто их финансировал. Но с 1974 года гоанским революционерам перекрыли краник финансовой подпитки, и их стало не слышно и не видно. Начинался новый этап в жизни Гоа. Индийские власти определили стратегическое развитие этому штату в туристическом направлении. Для туризма был выбран район северного Гоа. С 1975 года, с целью привлечения туристов были отменены визы. Отмечу, что туристы были в Гоа и ранее, но не в больших количествах. А с этого времени Гоа становилось новым туристическим направлением. По всей Европе были развешены плакаты, призывающие посетить Гоа на автобусах. Были специальные недорогие автобусные туры, которые пользовались успехом. Газеты пестрили рекламными заголовками. А кто в те времена легко переезжал с места на место в поисках счастья? Хиппи! Вот так, с 1975 года на северный Гоа и нахлынули эти дети цветов. Автобусы доезжали до города Панаджи. Дальше буквально пешком по тропинкам или на лодках до дикого пляжа Анджуна. Местные власти и жители приветствовали всех туристов, лишь бы они тратили свои деньги. И они тратили. Это было безмятежное время. Наркотики употреблялись почти легально. И всем казалось, что так будет вечно. Когда у хиппи заканчивались деньги, то они садились на пляжную тропу и продавали что-нибудь из своих личных вещей. Плели косички, кололи татуировки, мастерили сувениры, танцевали и пели песни. Эта стихийная перепродажа личных вещей и изделий переросла в знаменитый блошиный рынок в Анджуне. Так и жили с октября по май. А на сезон дождей с июня по сентябрь разъезжались в разные стороны. Кто-то уезжал на север в Гималаи, а кто-то занимался контрабандой наркотиков в Европу, Канаду, США, Австралию. Шли годы, и на северный Гоа приезжали новые люди, все в больших количествах. Люди с разных концов света, на разных языках находили взаимопонимание. Зарождалась новая субкультура. Вначале 80-х, с появлением электронной музыки, именно в Гоа, слились в единую мелодию духовность востока и электроника запада. Так появился музыкальный стиль Гоа-транс. Со временем в разных уголкам мира движение хиппи сходило в ноль или перерождалось во что-то новое, более социальное и приемлемое для остальной части общества. А северное Гоа оставалось самим собой. Многие и сегодня называют его последним пристанищем хиппи.
Вот такая огромная разница между северным и южным Гоа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гоа – мой остров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других