«Я родился в России». Юрий Бернадский

Владимир Леонов

От автора

Искра Божья —

Отечества свет..

(Ю. Бернадский)

Великодушный Читатель, мы впервые свидимся с тобой на страницах этой книги. Я представляю тебя истинным собеседником, человеком думающим и больше всего — добродетельным. Ты же поверь, мысли автора не лгут, слова не обманывают, ибо «О стыд, ты в тягость мне! О Совесть…» (Б. Пастернак).

Мое намерение, с которым предлагается тебе текущее словесное собрание, ты поймешь по мере чтения… На этот случай используем древнее суждение: «Стучите, да откроется вам» — Библ. Прибегнем к мысли Пушкина о том, что приятны те, кто разделяет твои чувства…

Но скажу одно, в книге нет прославления, важности и нравоучения. Она не исчисляет погрешности и пороки, ей неуместно исправлять грубые нравы. Она лишь рекомендует спасительную опеку разума, равно направленная против безнадежной усталости духа и заведомому «принижению» человеческого порыва к знанию.

Она не озарит тебя молниеносным словом и не потрясет силой шекспировского вдохновения. Однако речь идет о деяниях громких, сильных и перспективных, культивирующих идеал личности безустанно деятельный, творческий, «фаустовский»…

Есть единственное, пребывающее в ладу ума и чувств, показать тебе зримый окоем, современного Одиссея, по — мужицки работающего топором, чтобы построить собственный плот — личность, всяким размышляющую и разрабатывающую себя исключительным сюзереном мыслей, идей и дел

Писал А. Экзюпери: «В основе всякой цивилизации лежит поразительный парадокс: человек уравновешивает могущество толпы». Дополним советом Тибулла: «В одиночестве будь сам себе толпой».

При написании оного малого сочинительства автор не покусился на лесть и ханжество и помнил слова одного речужника: кто желает отдаться морю, тот не должен на реке страшиться слабого волнения…

А тебе, доброжелательному читателю, оставлю мнение древних писателей — если кто презирает малые вещи, тот никогда много разуметь не может… Спроецируем, как «солнечным зайчиком», сияние, которое исходит от легендарного Буаноротти:

— «Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы.

— Почему ты делаешь это?

— Потому что внутри спрятан ангел, и он хочет выйти наружу», — ответил Микеланджело»…

* * *

Всмотревшись в свою жизнь честно и и непринужденно, я ужаснулся, увидев глубину своего заблуждения. Страх сковал меня! Казалось, невозможным проделать такую работу по переоценке ценностей и познанию себя!…

Вырваться из отупляющей действительности, мира вульгарности, очистить себя от гламурной накипи. Произвести обновление своей «внутренней цивилизации», впитав в себя яркий свет Жизни…:

Два мира есть во мне:

мир Христа и мир Мамоны,

мир Спасителя и мир Сатаны:

как мне вместиться в них». — Мудрость времени.

И вдруг, я почувствовал чье — то невидимое присутствие! Какая — то сила прикоснулась ко мне, и я понял — Возможно все!… раскрыть новый мир мыслей и чувств, передающих и состояние земной завороженности и близко физическому восприятие жизненного самозабвения. Еще в Библии сказано: «Дух веет, где хочет»:

Так же прадеды наши седые

Смерть встречали в лицо.

Чтобы сильные и молодые

Заменили отцов. — Ю. Бернадский.

И, как пушкинский Вальсингам, герой «Пира во время чумы», обрел «неизъяснимые наслажденья» от общения с поэзией Ю. Бернадского, пламенные стихи которого выказывают любовь к жизни, дышат «настоящим», «счастливым днем», не упоминают о скоротечности жизни и освежают светлыми мыслями.

Они повергают душу в сладкие переживания — приходят воспоминания о том молодом, впервые пробудившемся чувстве, о юной красавице, взгляд которой, случайно встреченный тобой, затомил сердце; на них лежит яркий отблеск неувядающей строки Тютчева: «И солнце медлило, прощаясь //С холмом, и замком, и тобой».

Они призывают не экономить на душе и искренности, повышают октановое число кислорода в капиллярах, питающих сердце:

Как лебединая песня дана

Мне эта Вечность… И Женщина эта. — Ю. Бернадский.

* * *

Речь в авторской книге идет о той поэзии, выраженной метафорой «Устремленная ввысь», которая говорить о самом близком: о каждом из нас и о людях, среди которых мы становимся собой, среди которых отстаиваем себя, то сближаясь с людьми, то оставаясь в одиночестве посреди толпы. О поэзии, будто посланной светом дальним, сочетающей в себе всю загадочность звезд:

Найдешь в безбрежном том эфире

С Душою связывающую нить…

Бог есть. Жизнь обладает смыслом

У человека есть Душа. — Ю. Бернадский.

О стихах, проникнутых большой психологической и художественной правдой, когда впечатления от внешнего мира органически слиты в них с твоими душевными ощущениями. С твоей заботой о будущем. С твоим интересом верить и любить, не конструировать абстракции, а выращивать семена на плодородной душевной равнине. Фет словно подсмотрел твои мысли, когда написал:

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь.

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь.

О том поэте, на сердце которого камнем Полифема, колоссальным обременением лежит вся циклопическая нелепость и уродливость нынешней эпохи. Который несет груз этического решения, сумев выразить все насущные вопросы человеческого жития, ибо они и сегодня остро волнуют нашу веру, культуру и государственность. Писал Тютчев: «… Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле»:

Порядочность, верность и вера в людей

Дают мне три точки опоры. — Ю. Бернадский.

Да, внимательный читатель, ты прозрел… чисто русское явление, поднявшее из своего пройденного такой существенный характер, «Мелькартовый столп» современной поэтической России… новосибирский поэт Юрий Бернадский. С жизненной целью простой и ясной: «Чтоб идти за мечтой и не сбиться с пути…» — Ю. Бернадский:

Кто я? Лист на ветру на осине,

Что трепещет с неясною тоской…

Но зачем — то, беспечный РАзиня,

Видно нужен тебе и такой. — Ю. Бернадский

* * *

* * *

Автор приглашает вас в путешествие по реке творческой жизни Бернадского, имеющей непременными три чистых источника: его поэзия не превращает мечту в пытку, а жизнь в святость; свободного черта в повязанного ангела; о насилии вами судьбы мысль ею не владеет: «Твою мечту буду беречь я», — так ответила Планета Маленькому принцу. (Антуан де Сент — Экзюпери.).

Тем самым вместе с поэтикой Ю. Бернадского видеть в жизни новые миры с новыми чудесами красоты, чтобы сказать: «Эта сказка под названием жизнь — у тебя есть „Я“. Вместе мы справимся — для этого будем проводить каждый день без тревоги, трусости и притворства».

Вместе с поэтом будем продираться сквозь дебри действительности, находит себе дорогу среди заросших невежеством тропинок знаний. Взбираться на горные кручи истории, чтобы распознать прошлого пути и рассеять мрак будущего: «Анархии с хаосом мы супротив…» (меткость Бернадского)… При этом соблюдая три жизненных правила; если вы не сделаете шаг вперед — вы не сдвинетесь с места; если вы не спросите — вы не получите ответ; если вы не попробуете — вы не добьетесь цели:

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Писал Гомер свою вторую поэму: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, / Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, / Многих людей города посетил и обычаи видел, / Много и горя терпел на морях, о спасенье заботясь…»

На поэтическом плоту Бернадского, (словесная инверсия мифологемы о «плоте Одиссея») мы пересечем воды жизни и истории, которые не просто никто не пересекал, но которые никто так и не видел… но достаточно очевидно и об этом следует сказать: именно так мы можем понять свою глубинную природу, самих себя — только необычное, несхожее с банальным поэтическое озарение способно дать результат. Тот самый, пушкинский: «Жизнь — вот истинная дама сердца»:

Кому — подвал, кому престол,

Добра не выбрать из двух зол.

Когда по совести — и правда лишь одна. — Ю. Бернадский.

Вслед за поэтом, как за дантовским Вергилием, мы пойдем сквозь этические, философские и исторические интересы, «Воронку дьявола» (образно, из Данте), которые нас окружают, сквозь блеск всего мира красоты и спускаемся в мир современного человеческого существования, который стал для нас непроходимо скучен…:

Ждем красивую жизнь, и дождемся, покуда

Наши души убожество духа разъест. — Ю. Бернадский.

И к удивлению обнаруживаем, что Бернадский поворачивает зрение нашей эпохи: его поэзия, его лирическая полифония»…отзывается неуемным раздольем…», научает нас (многих) видеть сквозь пленку внешних событий — существо бытия, живое и трепетное, однажды обожженное страстным жаром Н. Некрасова: «Когда из мрака заблужденья// Горячим словом убежденья//Я душу падшую извлек…»:

Пусть процветает родовое древо

Одно на всех в заботе и тепле…

Нам говорит, — настало время сева,

Проросшая пшеница на столе. — Ю. Бернадский.

* * *

Проросшая пшеница — традиционное обрядовое дерево, символизирующее вечную жизнь.

* * *

Смею высказать одно ригористское соображение, понимая, что оно вызовет в ком-то дух Фронды, дух сопротивления: в нем поэзии больше, чем во всей отечественной словесности. На этот счет автор статьи обратился за поддержкой к библейской общепризнанной мудрости, вложенной в уста Христа: «Да воздастся каждому по делам его… по вере вашей да будет вам» (от Матф.)

Органический замес, дающий всходы всех желаний и целеполаганий, создан в далекие времена и сегодня актуален, свеж и плодоносит: Творец не железною рукою наводит порядок, но действует любовью и добротой И Сам есть Любовь и Доброта.

Именно в таком свете автор увидел блистательную поэзию Бернадского, постарался четко и ясно изложить свой концепт понимания его поэтического мира, в отличии от Данте не «…сбиваясь с верного пути», а лермонтовском акценте — «свободы для заблуждения» не отдавая:

И не знает Совесть отдыха и сна.

Даже если подлецы кругом и плуты.

Даже если ты — вконец уставший путник.

Не позволит заплутать тебе она. — Ю. Бернадский.

* * *

Истории, легенды и мифы, простота и мудрость крылатых слов вошедшие в авторскую книгу по ассоциации со смыслом стихов, будут невольно захватывать вас, заставят энергичнее включиться в ритмику поэзии Бернадского, формировать высокое эстетическое, этическое и гуманное восприятие поэтического мира Бернадского. Точне, чем Фет, суть его не выразишь:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Авторские схолии (короткие комментарии) посвящены философским, мифологическим, историческим, географическим, текстологическим вопросам, затронутым Бернадским в поэзии…

Книга полезна и актуальна для всех ценителей русского языка, русской поэзии и русской культуры, она придает яркость и красочность лексике, увеличивает «интеллектуальный мускул», понятийный и терминологический словарь думающего современника, имеющего интерес «побеждать, чтобы восхищать» — протопоп Аввакум.

* * *

Притча. Быть центром внимания!

Спросил мудреца — что делать, если про тебя идут слухи?

— Если про тебя идут слухи, значит, ты — личность, — отвечал мудрый. — Запомни: никогда не осуждают и не завидуют плохому. Завидуют лучшим, обсуждают лучших. Лучше быть центром внимания, имея скандальную репутацию, чем находиться в примитивном стаде осуждающих.

* * *

Автор книги объясняет свое восприятие творчества Бернадского с максимальной ясностью, изложение ненавязчивое, как и сама поэзия, запоминающаяся надолго, — она человеку и миру «дарит стройного пения лад», если применить античную риторику.

Без пиета, как воздух для легких, так и пища для души — поэзия Бернадского. Она — питатель Красоты слова и смысла:

В красоте мироздания слиты конец и начало.

И рожденье звезды и гробница Святого Петра.

Простота мудреца, невозможность достичь идеала.

Притяжение родственных душ у ночного костра. — Ю. Бернадский.

Уверяю тебя, будущего читателя книг Бернадского, ты приобретешь столь замечательное познание в области природы и человека, истории, культуры и языка своего народа, которым говорит само величество Время, что оно причинит тебе величайшее удовольствие:

Забытых ценностей растаптывая крошево,

Ты остановишься на миг, поняв не вдруг,

Что у тебя гораздо больше прошлого

В балансе, чем будущего, друг. — Ю. Бернадский.

Остается только добавит к этому предупреждение человека с «железным намордником»: «Так обманывает нас время под маской пространства». (А. Шопенгауэр).

Рискуя попасть под бульдозер, которым славные мастера — критиканы («бессмертие свиноподобного размножения») укатывать все необычное и несхожее в плотный асфальт (как он вознамерился хвалу себе напрочить!), выскажу маленькую надежду, (и чем жизнь не балует!), что представленное истинному читателю данное сочинение станет для него, пусть и не сегодня, а в дальней перспективе (или — не смеши черта!) настольным, когда придет время поиска знаний и добродетелей (скажете — ну и замахнулся!), чтобы мог он сказать: «А ведь Бернадский — это талантище! Он — это его поэзия, и нет другого Бернадского. Незаменимые есть, неповторимых — нет!»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я