Загадки географии. От Отюкэна до Телья. Альманах «А ты ищи меня на карте!». Выпуск второй

Владимир Кучин

Второй выпуск альманаха «А ты ищи меня на карте!» включает шесть новелл. Автор в популярной форме расскажет читателю о родине тюрков Отюкэн, стране Ематай в Японии, стране Ма И на Филиппинах, государстве Гангга Негара в Малайзии, Панхейе – стране богов у африканского берега и загадочном городе Телья в Финляндии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки географии. От Отюкэна до Телья. Альманах «А ты ищи меня на карте!». Выпуск второй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Новелла двенадцатая. Казахстан. Монголия. Отюкэн

Наш последний 11-й географический рассказ в первом походе по страницам альманаха «А ты ищи меня на карте!» мы завершили в Чуйской долине, в предположительном месте нахождения города Баласагун — столицы Государства Каракитаев. Переместимся на восток — на правый берег реки Артис — так древние тюрки называли Иртыш, позже называвшийся Ертиш. Нас интересует местность под названием Отюкэн.

Все историки, занимавшиеся изучением истории тюрок, упоминают это название. Уместно будет привести некоторые цитаты.

Гумилев в сочинении «Древние тюрки», написанном после 1935 года, сообщает [1]:

«Поэтому Кутлуг перевел орду в Отюкенскую чернь — горную тайгу на склонах Хангая. Здесь, в чащах и ущельях, укрылись тюрки от имперских латников; здесь основали они БАЗУ (выделение мое) своих сокрушительных набегов».

Гумилев, таким образом, Отюкэнскую чернь поместил на склоны хребта Хангай в западной Монголии, и предположил, что тюрки основали там БАЗУ. Применение подобного непривычного для древних времен термина было вынужденным — т.к. никакого древнетюркского города на склонах Хангая археологами не обнаружено.

Работа русского историка Кляшторного, написанная совместно с казахским историком Султановым, и изданная в 1992 году, содержит такое упоминание Отюкена [2]:

«В 679—687 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство. Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган. Его ближайшим помощником и советником был Тоньюкук, оставивший описание своих деяний запечатленным на каменной стеле руническим письмом. Центр каганата находился в Отюкене (Хангайские горы), а его западной границей уже при Эльтерише был Алтай».

Кляшторный заменил слово «база», использованное Гумилевым, на слово «центр», но не прибавил ясности с существованием столицы тюркского каганата, а также отказался от термина «чернь».

Чтобы уточнить термин «чернь» обратимся к географической энциклопедии [3]:

«ЧЕРНЬ, черневая тайга, — наименование пихтовых лесов, развитых на зап. склонах хребтов Салаира, Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Зап. и Сев.-Вост. Алтая (на выс. От 500 до 1400 м). Для Ч. Характерны: высокая производительность древостоев; примесь осины; подлесок из черемухи, рябины и калины, мощный травостой».

Таким образов «чернь» это пихтовые леса в среднегорье.

В монументальном труде «История Казахстана» современные казахские ученые пишут [4]:

«В середине VI в. сеяньто (кыпчаки) находились в политической зависимости от тюркских каганов. Значительная их часть жила в Хангае, другая переселилась в Восточный Тянь-Шань. В начале VII в. в Северной Монголии сеяньто возглавили союз десяти племен теле. В 630 г. сеяньто, отделившись от этого союза, образовали свое Сирское государство в центре Отюкенской черни (Хангай). Его границами стали Алтай и Хинган, Гоби и Керулен. На севере каган сеянто подчинил страну енисейских кыргызов. В 646 г. токуз-гузы нанесли поражение сеянто, таким образом, государство сиров (кыпчаков) пало. Однако вскоре сиры в союзе с тюрками стали грозной силой в Центральной Азии. В 691 г. вместе с тюрками они отвоевали у уйгуров, возглавлявших конфедерацию племен тогуз-гузов, Отюкенскую степь».

Авторы «Истории Казахстана» невольно вступают в противоречие с Гумилевым, который называл Отюкен — чернью «с чащами и ущельями», ибо в степи нет чащи и ущелий и, следовательно, нет возможности создать «базу» и укрыться от «имперских латников». И как мы уточнили в энциклопедии — «чернь» это леса, растущие на склонах гор средней высоты, т.е. — это не степь!

Главными источниками по истории тюрок служат каменные стелы с руническими текстами, один из которых упоминает Кляшторный. Обратимся к работе советского археолога Малова «Памятники древнетюркской письменности», изданной в 1951 году, и содержащей практически полные сведения об тюркских текстах. Стелы с этими текстами [5] находятся в Монголии в верхнем течении реки Орхон, которая начинается в Хангайских горах.

В этих текстах неоднократно встречается термин «Отюкэнская чернь». На тюркском языке в записи русскими буквами это звучит как «ОТКН ЖЫШ». При этом, в частности, говорится: «Ол амты анык жок тюрк каган Отюкэн жыш олурсар». Что означает — «Если в Отюкэнской черни сидит (на престоле?» тот тюркский каган».

Из этой фразы, практически и сделан вывод, что «база» либо «центр», а не упомянутые мной историки также пишут — «столица», тюркского каганата была в Отюкэнской черни.

Завершим наше небольшое исследование, и обратимся к карте. Мы уже использовали этот единственный картографический древнетюркский источник — карту 11-го века, нарисованную Махмудом аль-Кашгари [6].

Иллюстрация к новелле двенадцатой.

На приведенной в качестве иллюстрации карте можно прочитать названия:

— тюрки;

— северо-восточнее тюрок — уйгуры;

— Отюкэн — на восточном берегу реки Иртыш;

— западнее реки Иртыш — Татарская пустыня;

— на границе Татарской пустыни — река Атиль — Волга.

Таким образом, карта аль-Кашгари противоречит и трудам наших историков, и содержанию рунических надписей на тюркских стелах.

В своем труде «Диван Лугат аль-Тюрк» Аль-Кашгари дает точное определение термину Отюкэн [6]:

«Отюкэн — это название места в пустынях земли татар. Это близко к земле уйгуров».

В Орхонской надписи устами Тоньюкука (см. выше) дано другое определение места Отюкэн [5]:

«Когда же ты (тюркской народ) находясь в Отюкэнской стране, лишь посылаешь караваны (за данью), у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз, и ты, тюркский народ, сыт».

Большинство историков верят надписям на Орхонских стелах, но что делать в таком случае с очень авторитетным трудом аль-Кашгари. Мог ли он ошибаться? Ответа на этот вопрос нет.

На иллюстрации справа я привел небольшой фрагмент рунической надписи. Тюрки писали столбцами сверху — вниз, столбцы шли справа — налево. Я привел подряд четыре слова — как на стеле. Некоторые гласные буквы у древних тюрок писались, некоторые не писались. Поэтому термин Каган, записанный КГН, вполне вероятно в те далекие времена звучал не так, как мы его произносим — «Каган», но понять это нет никакой возможности.

Это касается и темы нашей новеллы — возможны разные произношения: Отукен, Отюкен, Ётукэн, и т. д. Малов, пишет «Отюкэн», большинство историков «Отюкен». Я использую транскрипцию Малова.

На этом наша новелла завершена, но загадка Отюкэна не разгадана.

Географических успехов Вам, друзья.

Литература к новелле двенадцатой

1. Л. Н. Гумилев «Древние тюрки», М.: «Кристалл», 2003.

2. С. Г. Кляшторный, Г. И. Султанов «Казахстан — летопись трех тысячелетий», Алма-Ата: «Рауан», 1992.

3. Краткая географическая энциклопедия, в 5 т., ред. А.А.Григорьев, М.: ГНИ «Советская энциклопедия», 1960—1964.

4. «История Казахстана» в 4 т., ред. М. К. Козыбаев, Алматы: «Атамара», 1996.

5. С.Е.Малов «Памятники древнетюркской письменности», М. — Л.: Изд. АН СССР, 1951.

6. Mahmud al-Kashari «Diwan Luyat at-Turk», Harvard University, 1982.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки географии. От Отюкэна до Телья. Альманах «А ты ищи меня на карте!». Выпуск второй предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я