Как писать песни

Владимир Кочнев

Книга подробно разбирает, как создавать тексты песен. Подтекст, образы, глубина, рифма, темы. Разбираются и анализируется тексты русских легенд. Много примеров и практических заданий. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Место. Обстановка

Наряду с созданием образа героя следует уметь создавать образ пространства, места, пейзажа и т. п.

Многие лирические стихотворения и песни, как вы, наверное, уже заметили, вообще не содержат образов главных героев. Зато содержат описание, картинки места.

Место создается так же, как и образ героя — то есть деталями и подробностями. Без хотя бы двух-трех деталей места, происходящее как бы повисает в воздухе, и читателю очень сложно представить его.

Вернитесь к стихотворению И. Бродского и перечтите его. Вот так создается описание пространства. Можно действовать по-другому — см. стихотворение Гандлевского. Давайте, я приведу его снова.

Сигареты маленькое пекло.

Тонкий дым разбился об окно.

Сумерки прокручивают бегло

Кроткое вечернее кино.

С улицы вливается в квартиру

Чистая голландская картина —

Воздух пресноводный и сырой,

Зимнее свеченье ниоткуда,

Конькобежцы накануне чуда

Заняты подробною игрой.

Обратите внимание, как тонко, деликатно и тщательно Гандлевский создает зрительные образы — городской пейзаж, видимый из окна комнаты:

Сигареты маленькое пекло.

Тонкий дым разбился об окно.

Сумерки прокручивают бегло

Кроткое вечернее кино.

С улицы вливается в квартиру

Чистая голландская картина —

Воздух пресноводный и сырой,

Зимнее свеченье ниоткуда,

Конькобежцы накануне чуда

Заняты подробною игрой.

Конечно, требуется немного фантазии, чтобы это представить, а также некая осведомленность в живописи (опыт жизни должен включать созерцание голландских натюрмортов).

Далее действие переносится внутрь помещения, и мы видим дом изнутри:

Кактусы величественно чахнут.

К ночи глуше, к ночи горше звуки —

Лифт гудит, парадное стучит.

и так далее.

Рассмотрим еще одно стихотворение и роль деталей (и обрисовки обстановки, места) в нем.

«Любовь» Иосифа Бродского:

Я дважды пробуждался этой ночью

и брел к окну, и фонари в окне,

обрывок фразы, сказанной во сне,

сводя на нет, подобно многоточью

не приносили утешенья мне.

— ищем полный текст самостоятельно и читаем — —

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

руки не протяну уже, не вправе

оставить вас в том царствии теней,

безмолвных, перед изгородью дней,

впадающих в зависимость от яви,

с моей недосягаемостью в ней.

Бродский — автор сложный, продолжатель английских метафизиков, он иногда очень заковыристо выражается, пишет афоризмами, оперирует сложными понятиями, и если бы не было в его стихах двух-трех точных подробностей, конкретных предметов, его поэтику было бы крайне тяжело воспринимать. Но художник на то и художник, что умеет писать просто о сложном.

В самом начале, чтобы создать образ, картинку места, Б. пишет так:

Я дважды пробуждался этой ночью

и брел к окну, и фонари в окне,

обрывок фразы, сказанной во сне,

сводя на нет, подобно многоточью

не приносили утешенья мне.

Окно, фонарь. Лирический герой бродит по комнате, смотрит в окно, там фонари, похожие на многоточье. Время — ночь. Здесь а) создан пейзаж, б) задано время и место действия, в) показано внутреннее состояние героя

Первое дело сделано, можно продолжать.

Ты снилась мне беременной, и вот,

проживши столько лет с тобой в разлуке,

я чувствовал вину свою, и руки,

ощупывая с радостью живот,

на практике нашаривали брюки

и выключатель. И бредя к окну,

я знал, что оставлял тебя одну

там, в темноте, во сне, где терпеливо

ждала ты, и не ставила в вину,

когда я возвращался, перерыва

Герой пишет о своих чувствах, и нам, как читателям, интересно именно это, но чтобы не терять связь с реальностью, автор вынужден подбрасывать пару конкретных подробностей. Нам они не особо нужны и неинтересны, но нашему сознанию, воображению они необходимы.

Руки, живот, брюки, выключатель, окно — все эти прозаические вещи создают образ, они нужны.

Точно также, может быть менее изощренно сделаны некоторые тексты, в них угадывается определенное место, пространство. В тексте Виктора Цоя некая кухня.

«Перемен» песня группы «Кино»

Вместо тепла — зелень стекла,

Вместо огня — дым,

Из сетки календаря выхвачен день.

Красное солнце сгорает дотла,

День догорает с ним,

На пылающий город падает тень.

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе —

Эта схема проста,

И больше нет ничего, все находится в нас.

Упражнение: Описать какое-нибудь место, так чтобы создавался образ. Городской пейзаж, природный пейзаж, любимый двор, комнату, квартиру, дом, улицу и т. п.

Короткий итог: образы создаются предметами и деталями, для восприятия читателем текста они необходимы.

_______________________

Теперь следующее упражнение.

Упражнение на эмоцию (также можно в прозе): описать эмоцию, не называя ее, но так, чтобы читатель понял, какая эмоция здесь заложена. Это может быть короткий рассказ или описание чего-то (дома, улицы, человека) и т. п.

Если непонятно, о чем речь, читайте следующую главу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать песни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я