Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений

Владимир Иванович Казимирский

Программа курсов повышения квалификации предусматривает как формальное, так и неформальное повышение квалификации, что в наше время находить все более и более широкое распространение в связи с появлением тезиса – lifelong learning – обучение на протяжении всей жизни не только педагогов, но и самых главных воспитателей – родителей. Хотелось, чтобы программа создала некую культурно – образовательную среду для личностного развития родителей и педагогов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 2.

Христианская семья и брак

Брак и семья в православно-русском понимании

Проблема брака стара как мир. Библейское сказание о сотворении мира полно сверхчеловеческой мудрости. Первый брак был брак Адама и Евы в раю. Они были сотворены Богом, и брак их был благословлен, как была благословлена и вся земля, и все, что на ней совершалось в то время.

Первым, по библейскому сказанию, был сотворен Адам, т.е. мужчина, затем из ребра его была сотворена Ева, ибо Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему». И сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа». Дальше в книге Бытия говорится: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будет одна плоть». Апостол Павел прибавил к этим словам: «Тайна сия велика есть!» Далее апостол Павел говорит о взаимоотношениях мужа и жены: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится своего мужа». (Ефес.5) Конечно, «боится» надо понимать не в житейском страхе, а в религиозном: «бояться» обидеть, «бояться» оскорбить, «бояться» сделать неприятное любимому, «бояться» потерять его любовь и расположение. Так как в христианском браке муж, отец, является духовным главой семьи, её опорой, её защитой, жена и дети чувствуют себя спокойно, когда отец дома, рядом с ними. Примером может служить стихотворение А. Н. Плещеева «На берегу»

«…В доме не дождутся

С ловли рыбака:

Обещал вернуться

Через два денька.

Но прошел и третий,

А его все нет,

Ждут напрасно дети,

Ждет и старый дед.

Всех нетерпеливей

Ждет его жена.

Ночи молчаливей

И как холст бледна.

Вот за ужин сели,

Ей не до еды.

«Как бы в самом деле

Не было беды».

(Текст стихотворения дан в пособии «Экология чувств или этюды о воспитании» стр. 22—24, как пример формирования эмоциональной культуры ребенка через психические процессы (эмоции) для развития внутреннего духовного мира.)

В трудные минуты жизни отец дает окончательное, выстраданное решение и принимает на себя всю полноту ответственности. Он защищает в нужные минуты и юридически, и морально, и, если надо физически. Он показывает личный пример мужества. Он успокаивает в тревоге. Он один остается твердым, когда все в отчаянии (например, при огромном горе). Он — моральная сила. Он строгий, и мудрый, и высший суд в семье. И он же самоотверженно любящий, готовый отдать свою жизнь за жену и детей, если это понадобится.

Жена — всегда рядом с мужем, всегда друг, самый близкий, единственный в своем роде «помощник». Она умеет по — новому посмотреть и оценить события, умеет его успокоить в «минуты душевной невзгоды». Поэтому в тяжелые личные минуты жизни мужу легче бывает с женой; он набирается сил около своей жены; мужская угловатость и резкость сглаживаются и смягчаются её лаской, её словом, одним её присутствием. Жена смягчает законный и парализует незаконный гнев отца на детей. Жена дает на «семейном совета» свой особый, «сердечный» совет.

В христианском браке дети любят и уважают родителей, всегда чувствуют духовную связь с ними, дорожат этой связью. «Духовная пуповина» тем дольше связывает детей с родителями, чем более брак и семья приближаются к идеальному.

Добрая христианская семейная жизнь источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой, поэтому среди своих семи таинств (крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священства, елеосвящения) имеет и таинство Брака — телесно — духовное единение, двуединство мужчины и женщины.

Венцы над головами брачующихся — прежде всего символы мученичества, ибо благословенный брак несет с собой непременно много страданий. И начинается во исполнения завета: «Несите тяготы друг друга!» кроме тягот, которые приносят друг другу в браке муж и жена, они получают еще другие тяготы, когда появляются дети. Скорби в браке неизбежны, и брак есть всегда особого рода мученический подвиг! Думают ли об этом вступающие в брак? Почти никогда!

Венцы над головами брачующихся — это и символ помощи свыше, символ победы, награды, торжества и славы! В таинстве брака церковь не только венчает на мученичество, но и увенчивает обещанием помощи свыше и обещанием торжества добра. «Per aspera ad astra!» — через тернии к звездам. В истинном христианском браке любовь никогда не идет на убыль. С годами она растет, ширится, углубляется, одухотворяется.

Брак есть воссоединение двух полов, т.е. половин до единого целого. Но пол — не просто однородная половина. Мужчина и женщина — разные элементы, и брак есть не просто двуединство, а нечто новое, чего не могут никогда получить, будучи отдельно. Символом этого нового является дитя. Когда в браке появляются дети, муж и жена изменяются, превращаясь в отца и мать. Это пробный камень истинного брака. Дети связывают духовными узами родителей между собой очень крепко. Муж не только муж, но и отец, тот без которого нет и не могло быть материнства. Детям нужна не только мать, но и отец, которого мать никогда заменить не может. И настоящая мать это чувствует, знает, понимает и становится лучшей женой тем больше, чем она больше мать, т.е. чем она больше любит детей.

Такой должен быть христианский брак. Возрождение русской христианской семьи — современная задача педагогов в родительском просвещении.

Духовные традиции русской семьи

Душевное тепло и уют старой Москвы, старых московских, укорененных в предании и вместе с тем живущих усиленной культурной жизнью семей! Впрочем, не только московских, но вообще русских старозаветных культурных семей. Но остановимся на Москве, особенно на этом своеобразном, исполненном огромной прелести мире московских переулков, например, в районе Арбата и Пречистенки, Поварской — центре сосредоточенной, радушной, патриархально — уютной, простодушной и вместе с тем часто столь утонченно — культурной жизни, столь дышащей преданием, столь неразрывно с ним связанной и вместе с тем нередко столь динамической, и творческой духовно.

Это действительно целый особый мир, связанный с остальным миром, но живущим вместе с тем своей особой, сосредоточенной жизнью. Маленькие, порою кривые переулки, особняки, частью спрятанные в глубине двора или сада, частью выходящие на улицу, преимущественно одноэтажные, с мезонином, с несколькими колоннами «ампир» и 8 — 9 окнами фасада (часто этот домик, кажущийся небольшим с улицы, тянется вглубь двора и оказывается огромным домом). И тут же напротив приходская церковь (часто по две в том же переулке, иногда и по три), маленькая, с зелеными, синими или золотыми куполами или луковицами, нередко пятиглавая, с маленькой, отдельно стоящей колокольней, полу вросшей в землю, с обсаженным деревьями двором, иногда проходным, в котором мирно тянутся по бокам деревянные домики притча, а посередине иногда расстилается большая лужа с полоскающимися в ней утками. Отсюда, из этой церковки, доносится колокольный звон во всякое время дня. В самой церкви какой мир благодатный, какая сосредоточенность, особенно в часы вечернего богослужения! У прихожан свои излюбленные, более или менее постоянные места. Стоят и молятся, одни по одиночке, другие семьями, пожилые ближе к стенам, иногда со стулом. Мерцают лампады, отражаясь на окладах икон, в церкви полутемно. Поют: «Свете тихий, святые славы… Пришедше на запад солнце, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа Бога» Отрадно и тихи и не только успокоительно, но и бодряще действует эта собранная церковная жизнь не только на прихожан, а на весь уклад Московской жизни.

А в особняках так тепло душе и мирно.

Двор с многочисленными службами, садик на улицу, часто тянется сад и за домом, порой и большой, с беседкой, густыми зарослями сирени, где весной громко поют соловьи, с серебристыми тополями. О прелести этих особняков и жизни в них замечательно написал в своих воспоминаниях большой любитель и знаток старой России и особенно старой Москвы, человек рыцарского благородства и при этом художник в душе — Николай Николаевич Львов. «…Дети росли, учились дома у приходящих учителей и учительниц, катались с гор и на коньках на Патриарших прудах и на Пресне, с детской радостью играли простыми игрушками кустарного изготовления, резной деревянной лошадкой, раскрашенными забавно куколками от Троицы или разрумяненной матрешкой в сарафане, лакомились изюмом, халвой, подсолнухами, и не было ничего лучше винной ягоды в няниной комнате. На масленой их водили на гулянье в балаганах на Подновинском, Великим Постом все постились, на Страстной все говели, и исповедывались у своего приходского батюшки или в монастыре, где так страшно было входить в маленькую келью к старому духовнику в черной рясе, встречали Светлое Христово Воскресение в своем приходе и переживали всю таинственную радость темной весенней ночи, когда раздается первый гул колокола Ивана Великого, и к нему со всех концов несутся в ночном воздухе встречные призывные голоса московских колоколов и сольются в один таинственный радостный переливный звон, уходящий далеко, далеко в небо над погруженным в темноту городом».

Святая ночь… Залит огнями храм

Молитвы грешников восходят до небес,

Как в алтаре зажженный фимиам…

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Природа нежным трепетом полна,

Мерцают звезды в глубине небес.

Царит над грешным миром тишина…

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Как перед бурей замерла трава…

Затих пред Тайною дремучий старый лес.

Лишь ветер шепчет нежные слова:

«Христос воскрес! Воистину воскрес!»

А. Чернов

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

А. Майков

Воскресение

Тяжкий камень отвален от гроба,

Белый ангел камень отвалил,

Где теперь отчаянье и злоба

Ваших темных и безумных сил!

Там, где Тело Господа лежало,

Светит чистым мрамором плита,

И сама земля не удержала

Смертью смерть поправшего Христа.

Оттого, что в мире это было,

Переплавлены и ты и я,

Молния навеки осветила

Тайные истоки бытия.

(неизвестный автор)

Красота, уют и внутренняя теплота патриархальной семейной жизни. Как раскрываются духовные и душевные ценности в этом семейном тепле, в этой насыщенности культурной традицией, в этой живой связи с живым миром прошлого. В этой тихой, не бросающейся в глаза традиции, питающихся из жизненных источников, что текут в мире русской семьи, бросаются все новые семена, дающие ростки. И мы видим иногда — но гораздо чаще не видим — и самое бросание семян, и первые всходы, и завязь плода, а потом видим богатый плод и жатву. Так что же это за семена и плод? Плод — это ребенок, который своим духовным направлением (семена), благодарит свою мать. Если мы обратимся к архивам, где есть воспоминания москвичей, красной линией в них пройдет воспоминание детства. Например, философ князь Евгений Трубецкой, показывает на маленьких эпизодах, как влияла их мать на восприимчивые души детей, так что на всю жизнь запечетлевалось сознание нравственной невозможности обижать слабых или другое не менее важное сознание: всевидящего, везде присутствующего Ока Божия: «Не помню, что сказала на это мама. Помню только, с этой минуты с какой — то необычной силой гипноза мне врезалось в душу религиозное ощущение, навсегда оставшееся для меня одним из центральных — самых сильных — ощущений, какого — то ясного и светлого Ока, пронизывающего тьму, проникающего в душу, и в самые глубокие мирские, и никуда от этого взгляда не укроешься. Такие внушения — самая суть воспитания, и мама, как никто, умела их делать». (из книги: «Из русской духовной и творческой традиции»)

«Родители не были оторваны от детей своими ежедневными занятиями или службой, они жили с ними общей жизнью, летом в деревне, зимой в Москве в своих особняках, и воспитание детей было согрето теплым чувством любви, которого ничто заменить не может. Слова молитвы, повторяемые детским шепотом и выученные за матерью и няней, и детский страх перед первой исповедью, и радостное чувство, и детское горе, и слезы — все связывалось в воспоминаниях с дорогими лицами, с доброй старой няней, с нежностью матери, с её тихим голосом и мягким, ласковым прикосновением её руки к горячему лобику больного ребенка, а после в этих общих чтениях и в музыке по вечерам в большой гостиной все впечатления от чтения и игры на фортепиано сливается в памяти со звуком голоса матери, читающей вслух, с запахом сирени и черемухи, вливающимся в комнату через открытое окно, со смехом и детской слезой при чтении печальной повести или веселого рассказа, и звуки бетховенской сонаты глубоко проникают в детскую душу, и так же, как чтение вслух и слова молитвы, все остается на всю жизнь — как одно светлое радостное воспоминание детства».

(Н.Н.Львов. Былые годы. Русская мысль».Прага:1923. Кн.1 — 2. С. 104; 98 — 99.)

Как близка была эта семья к жизни церкви, как сплеталась эта жизнь церкви с жизнью семьи и в первых религиозных наставлениях, и в самой стихии матери, питающейся из этого благодатного потока и насыщенной им, и в благочестивых домашних обрядах, и, наконец, через участие всей семьи в церковных богослужениях и постах, празднествах и таинствах церковных. Вся ткань жизни пронизана этим: благословение родителей, совместные молитвы, заветные родовые, из поколения в поколение переходящие семейные иконы — родительское благословение, более того, священными для детей и семьи символами Божия благословления. Семейные иконы воплощают в себе духовную связь, духовную преемственность отцов и детей. У крепких русских семей, простых и знатных, скудного достатка, зажиточных и богатых, были эти заветные семейные или родовые иконы, «родительского» или «дедовского» благословения.

Благословение родителей детям — это стержень и путеводный маяк в жизни детей при всех обстоятельствах жизни: в обыденной ежедневной обстановке семейного тепла и уюта. Благословение всех членов семьи на сон грядущий — черта, свойственная патриархальным русским семьям дошла и до наших дней, что сумели донести до нашего времени живое сокровище молитвенного общения детей с родителями. Из этой теплоты вечерних семейных переживаний и из тоски по ним появилось известное стихотворение А.С.Хомякова:

…Бывало, в глубокий полуночный час,

Малютки, приду любоваться на вас,

Бывало, люблю вас крестом знаменать,

Молиться, да будет на вас благодать,

Любовь Вседержителя Бога…

(1838г.)

Благословение при прощании и в моменты решающих событий жизни детей — при отъездах, разлуках, особенно при основании детьми собственной семьи. Новая жизнь, новая семья начинается с благословения родителями новобрачных, «оно утверждает дома чад». Через таинство брака даруется благодать и на воспитание детей.

О воспитании детей

Дошедшие до нас памятники воспитания в Киевской Руси сложились под влиянием византийской литературы, т.к. в тот период Византия была в известной мере хранительницей античной культуры и находилась под влиянием христианства. Эти черты византийской культуры и перешли в литературу, архитектуру, музыку (пение) и живопись Киевской Руси, а позже Московское Государство. Воспитание в Киевской Руси складывается, с одной стороны, под влияние Византии, а с другой, под влиянием исстари сложившегося патриархально — родового строя славян и древнерусского быта. После принятия христианства, в Киевской Руси получили широкое распространение сборники поучений, в которых статьи педагогического характера занимали очень заметное место. Одним из примеров, дошедшее до наших дней — поучения Иоанна Златоуста «О воспитании детей». Значительный материал для иллюстрации о воспитательных идеалах Киевской Руси дает «Поучение князя Владимира Мономаха детям», относящееся к 1096 году.

Характер древнерусского воспитания с его дисциплиной, подчинением главе семьи, почитание старших («Старыя чти яко отца»), привитие трудолюбия и мужества (Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод,…сами снаряжайте охрану и ночью, расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь… оружия же с себя никогда не снимайте: второпях, не разглядев по небрежности, внезапно ведь человек погибает… дело исполняйте мужское, какое вам бог пошлет…) было связано с духовно — нравственным христианским направлением.

Сведения о грамотности в Киевской Руси крайне скудны. Появление первых школ связано с крещением Руси — потребность в русском духовенстве, сама профессия которого требовала грамотности, и грамотных людях заставила приступить к открытию училищ. Летопись 988г. указывает, что Владимир «поча ставити по градам церкви и попы и люди на крещение приводити по всем градам и селам. Послав начи поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное; матере же чад сих плакахуся по них, еще не бяхуся утвердили вероб, но аки по мертвеци плакахуся» (полное собрание летописей, т. 1, стр. 51.) В. Н. Татишев в своем труде «История Российская» (т. 2, стр. 138), указывает, что при киевском Андреевском монастыре княжной — инокиней Анной Всеволодовной было основано в 1096 г. женское училище: «Собравше младых девиц (около 300) неколико обучали их писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».

Роль книги, как об этом свидетельствуют памятники древнерусской письменности, ценилась очень высоко. «велика бо бывает полза от учения книжного; книгами бо кажеми и учими есмы покаянию, мудрость бо собретаем и воздержание от словес книжных;… Аще бо поищите в книгах мудрости прилежно, то обрящети великую ползу души своей: иже бо книгы часто чтеть, то беседуеть с богом или со святыми мужы» (полн. собр. Летописей, т. 1, стр. 65 — 66). Так, в «Изборнике» Святослава (1076 г.) есть статья о книжном почитании, в которой рекомендуется читать не спеша, перечитывать трижды прочитанное.

При отсутствии книгопечатания и громадном труде, какой затрачивался на переписку книги, последняя, естественно, представляла собой большую материальную ценность. Переписка книг сосредотачивалась большею частью при монастырях, которые, таким образом, сделались хранителями книжной «мудрости». В монастырях создавались библиотеки; здесь же составлялись летописи. Монастыри были хранителями и распространителями письменности и культуры.

Как и в Киевской Руси в Московском государстве значительное распространение имели сборники поучений, в которых помещались статьи и отрывки педагогического содержания. По-прежнему большое место уделяется поучению Иоанна Златоуста: «Не от естества приходит людям зло, но своею волею злы бываем». Этим он показывал, что дурными дети становятся вследствие плохого воспитания. Главнейшая обязанность родителей — воспитание детей. От того или иного воспитания зависит вся будущность детей. В своих поучениях Иоанн Златоуст приводит высказывания, одно — умирающего Давида своему сыну: «Если ты, сын мой, захочешь жить по заповедям Божиим, то не постигнет тебя никакое неожиданное зло, но все дела будут идти у тебя благополучно, и будешь ты наслаждаться великою безопасностию; если же лишишься этой помощи, то не будет тебе никакой пользы от царства и от великого могущества».

Другим памятником воспитания является «Пчела» — сборник афоризмов и изречений, заимствованных из разных источников: большей частью из Святого писания и взятых у Платона, Аристотеля, Плутарха и др. греческих писателей. Например, Аристотель: «Тверже тот, кто побеждает желания, а не воинов. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет». Филон: «Тело развивается трудом умеренным, душа же — разумным усердием». Епихарм: «Учитель да покорит ученика примером, а не словом». Пифагор: «Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое». Исократ: «Больше сохраняй богатство слов, чем собственность». Демокрит: «В учении корень горек, да плод сладок». Нравоучения подчеркивают большое значение нравственного воспитания, добрых дел, трудолюбия.

Наиболее полным источником, дающим материал характеристики воспитания, является Домострой, который хотя и относится к XYI в., но отображает уклад жизни, слагавшийся веками. В Домострое, как бы подытожены обычаи и взгляды Руси XIY — XYвв. Стремление подчинить все вокруг определенной, строгой системе мироустройства и миропонимания, исходящий от государственного начала и интересов, распространяемых на семью и домашний быт людей того времени. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие поступать только так, а не иначе в разных житейских ситуациях, стал Домострой, или как записано в заголовке одного из списков «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням». Большое внимание уделяется навыкам «рукоделия»: матери должны обучать дочерей, а отцы сыновей. Гл. 16 «Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать», гл. 30 «Хорошие жены — рукодельные — доход и сбереженье всему; что скроит — остатки и обрезки беречь», гл. 38. «Как порядок в избе навести хорошо и чисто». Сыновьям даются советы «Как двор устраивать, или лавку, или деревню, или амбар», гл. 61. В «Назирателе», т.е описании домашних дел, даются советы «Как определить место, пригодное или вредное для поселения и жизни человека», «О построении двора или сельского дома, удобного для жизни и пригодного к разведению всяких плодов» и др. В «Послании и наставлении от отца к сыну» гл.68, сказано: «Имей, чадо, истинную справедливость и любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого ни в чем, о своих грехах думай, думай, как их избыть; чего сам не любишь, того и другому не твори, и сохраняй чистоту телесную пуще всего…». Воспринимая весь мир как дом или храм Божий, человек многозначно понимал домостроительство, видя в этом неустанную духовную работу. Дом был одним из источников внутренней гармонии, дававшим пищу и тепло очага, лад с родными и близкими, покой после трудов, уверенность в себе и окружающем мире. Слово «домострой» включает в себя два славянских слова «дому строитель». Слова эти были известны русскому человеку издревле: «О дому печемся, еже на строи ему, то же с тщанием творим» или «дом свой с правдою строй». Как видим, дом не просто жилище, но и все, что с ним связано — семья, хозяйство, отношения, на которых они строятся.

Сведения о характере воспитания и об уровне грамотности, о школах дают «Жития святых», например, Сергия Радонежского. Значительная роль в развитии числа школ с начала XYI в. сыграла политическая теория «Третьего Рима». В 1453г. Константинополь был взят турками — Восточное римское государство пало. Превратившаяся в сильное централизованное государство Москва взяла на себя роль «Третьего Рима» — защитника и покровителя православия, преемника византийской культуры. Эта роль была подчеркнута родственными связями: браком московского великого князя с сестрой византийского императора Софьей Палеолог. Из великого княжества Московское государство превратилось в царство. Роль «Третьего Рима» обязывала Москву заботиться о повышении грамотности, развития культуры и образования. В XYI — XYII вв. воспитанием детей занималась в основном семья, которая была замкнутой в хозяйственном и экономическом отношении. Во главе ее стоял отец семейства.

Наставником детей, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, был язык народа. Выразительный, богатый по своему содержанию язык русского народа являлся могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Например, загадки:

— Я видывал в поле цветочек весной;

Зелена ножка, глазок голубой.

В траве он чуть виден, не пышно растет:

Но пахнет прекрасно, хоть скромно цветет.

(незабудка)

— Маленький, удаленький, сквозь землю прошел. Красну шапочку нашел.

(гриб подосиновик)

— Антипка низок, на нем сто ризок.

(капуста)

— Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто ни взглянет, всяк заплачет.

(лук)

— Без рук, без ног на батог ползет.

(горох)

Наши предки учили детей иносказательной, тайной речи, используя для этого загадки. Назначение загадок, конечно, же шире. Загадки являясь поэтическими произведениями, воспитывали у детей поэтическое видение мира, они учили видеть сходное в несходном, в одинаковом — разное, учили мыслить нестандартно, т.е. обучали, способствовали развитию мыслительной деятельности. Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить ребенка с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

Вот как изображалась подвозка снопов к овину:

Скрипит скрипица,

едет царица,

просится ночевать:

«Мне не век вековать,

одну ночку ночевать:

придут растопорщики,

разложат мои косточки,

тело в вал бросят,

а душу в рай стащат».

Скрипица — это телега, а царица — хлеб; царица рассказывает, что станет со снопами во время молотьбы.

Как предполагают ученые, в древности загадки являлись средством обучения, но не вообще обучения, а вполне определенного — с иносказательной, тайной речью. Начало XI века. Князь Ярослав с новгородцами стоит на берегу Днепра против Святополка. Быть битве. Но надо вызнать, каковы силы противника. Ярослав посылает в стан Святополка лазутчика. В стане уже есть разведчик. Лазутчик находит его, и между ними происходит знаменательный разговор, переданный Новгородской летописью. Лазутчик спрашивает: «Что ты тому велиши творити? Меду мало варено, а дружины много». И отрече ему муж той: «Рцы Ярославу тако: да еще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И понял Ярослав, что надо выступать против Святополка в ночь.

Для человека, знакомого с иносказательной речью, понятно, что мед — это битва. В произведениях древнерусской литературы битва нередко сравнивалась с пиром, на котором лилось кровавое «вино», мед… этот образ использовал и автор величайшего памятника русской литературы «Слово о полку Игореве».

Широкой была сфера употребления тайной речи. Она использовалась не только в военных, дипломатических делах, но и в повседневной хозяйственной жизни.

Но о загадках, как таковых, до нас дошли сведения с XYII века и самое раннее в «Памяти» — верхотурского воеводы Рафа Всеволжского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину (1649г.). Воевода приказывал строго следить за тем, чтобы служилые люди и крестьяне в воскресные и праздничные дни ходили в церковь, не занимались чародейством, не пьянствовали, не заводили непристойных игрищ. И сказано было: «Многие человецы неразщуменьем веруют в сон, и в встречю, и в полаза, и в птичий грай, и загадки загадывают и сказки сказывают небылые, и празднословием и смехотворием икощунанием души свои губят».

Дети с малого возраста являлись свидетелями, а иногда и участниками народных увеселений и забав.

Народные сборища, свадьбы, кукольные комедии, потехи с медведями — это яркие, популярные виды народных гуляний, куда сливались песни, потешки, игры и оставляли неизгладимые впечатления у маленьких детей от пережитого восторга. На любом народном увеселении можно было услышать остроумные обращения к покупателям, веселую характеристику товара и самого себя, его продающего, указание цены:

Оладьи, оладушки,

Для деда и бабушки.

Для малых ребяток

На гривну десяток.

Вот оладьи…

Существовала настоящая «игрушечная поэзия» зазывалок:

Всем необходима

Проходившим мимо

Детская игрушка —

Веселый петрушка!

Веселый бим — бом

Веселит весь дом!

Сказки. Особенно большое воспитательное значение имели народные сказки. Отмечая педагогическое значение сказок, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Русские сказки идут, конечно, из глубокой языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа. Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, — понимали инстинктивно и знали по опыту, что… мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». В этих произведениях народного творчества рисуется идеал русского человека и, следовательно, идеал нравственного воспитания. Это доброта и отзывчивость к людям, правдивость, честность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, сметливость, скромность, вежливость, почтение к родителям, отвага.

Огромно было воспитательное значение былин о русских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Илья Муромец — защитник народа, вдов и сирот, непоколебимый страж границ русской земли, блюститель её единства и мощи. В других былинах русский народ создал величественный образ богатыря — крестьянина, пахаря Микулы Селяниновича.

Народ сложил несколько сказаний (повестей) о разорении русских земель. Эти произведения народного творчества призывали к объединению и к отпору страшному врагу, угнетавшему её. Таково было пользовавшееся большой популярностью составленное в начале XIYвека «Житие Александра Невского».

Часто в своей речи использовали скороговорки:

— Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла.

— Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

— Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

— Выдерни лычко из — под кочедычка.

Спутниками жизни русского человека на протяжении всей его жизни были песни. Старые няни, подростки — пестуньи убаюкивали малышей колыбельными песенками

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани!

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под горой;

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

— «Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

Песенки знакомили детей с народной жизнью, с родным языком, его звучанием.

Разнообразные произведения устного народного творчества учили детей уважать и любить труд, народ, подвиги и звали к защите от внутренних и внешних врагов, показывая образцы мудрости, смелости, мужества, героизма.

Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Многие народные изречения, пословицы, поговорки, имевшие педагогический характер, помещались в древнерусских сборниках, прописях и букварях.

Например, «У семи нянек — дитя без глазу», «Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «Верная указка не кулак, а ласка», «Век живи, век учись», «Грамоте учиться — вперед пригодится», «К мягкому воску печать, к молодому — учение», «Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать».

«…В пословицах наших… видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека, задирая за все её живое», — писал Н. В. Гоголь.

«Мал глаз, а весь божий мир видит», «Держи язык на веревочке», «Пустая мельница мелет, помолу нет». «А что за роскошь. Что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — восхищался А. С. Пушкин в беседе с известным собирателем пословиц и поговорок В. И. Далем. Кстати сказанная пословица оказывает подчас несравненно более сильное воспитательное воздействие, чем пространное объяснение. Как отмечает К. Д. Ушинский «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку,… — это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника — вечно юной, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящееся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. В пословицах, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц.» Например, «За совесть, за честь хоть голову снесть», связана с передачей мысли о чести, доблести и созвучна другой «С родной земли — умри, не сходи». Объяснение детям шло о значении родины для человека, о необходимости защищать свою землю, когда ей угрожает враг.

Пословицы легко соединяют разные области жизни, связь явлений и зависимость следствий от причин: «Дыма без огня не бывает», «Снявши голову, по волосам не плачут». «Вырастут детки, доспеют и сметки» (то есть вырастут и опыт приобретут) и др.

Пословицы давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. «Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…» М. Шолохов.

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки и потешки —

Тоню тяну,

рыбу ловлю,

в кошель несу.

Щучки в кучки,

Плотички на полички;

Один ершок,

Да и тот в горшок.

Ухи наварю,

Детей накормлю

Да и спать уложу.

«Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

А. Н. Толстой

Являясь продуктом народного творчества, выражением этических и педагогических идеалов русского народа, сказки, былины, пословицы, поговорки были тем материалом, но котором воспитывались дети до появления письменности. И после появления письменности и принятия христианства эти произведения народного творчества продолжали служить педагогическими источниками наряду с письменными поучениями, проповедями духовенства. На устном народном творчестве, на летописях и рукописях поучительного характера воспитывались те русские люди, которые затем бились за освобождение от монголо—татарского ига и, наконец, свергли его.

Определенную роль в воспитании детей имели картинки. Нравоучительные, познавательные, веселые картинки для народа, размноженные в сотнях экземплярах пользовались большой любовью в России. Картинки — иконы, картинки — плакаты раздавались паломниками в монастырях, продавались монахами на ярмарках. Забавные карикатуры, рисунки на темы излюбленных песен, сказок, пословиц, загадок — свойственна поэтическая образность содержания. Народные картинки в России с давних пор назывались «лубочными».

Первый слой древесины — сразу под корой назывался в России «лубом». Сохранились свидетельства, что луб, так же, как и береста, использовались для письма.

В губерниях среднерусской полосы липу называли «лубом». Возможно, отсюда, от материала первых печатных досок и пошло название дешевой, общедоступной картинки. Некоторые историки считали, что печатные листы именовали «лубком» от лубяных коробов, в которых бродячие торговцы — офени — разносили свой товар. Но отчего бы не произошло слово «лубок», он сыграл в образовании детей важную роль. Картинки пробуждали тягу к знаниям, к печатному слову и лубок заменял дорогостоящую книгу. Например, лубок «Как мыши кота хоронили» быстро привлек всеобщее внимание и завоевал народную любовь.

На грани XYII — XYIII столетий появилась в продаже огромная картинка — девятерик (из девяти склеенных листов), с изображением символических фигур времен года и месяцев. Лубок точно повторял роспись потолка одного из залов в Коломенском дворце царя Алексея Михайловича (дворец был построен в 1671 году. Украшенный затейливой резьбой по дереву и яркой росписью, он вызывал удивление и восторг современников. Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света». К моменту выхода лубка дворец оставшись без хозяина, уже начал ветшать. В центре лубка сверкало желтыми, синими, красными лучами огромное солнце. По окружности расположились двенадцать знаков Зодиака с надписями: «Месяц апрель. Телец. Естеством студен и сух. Имеет дней 30», или «Месяц октябрь. Скорпион. Естеством студен и мокр. Имеет дней 31» и т. д. Эта нарядная картинка, а точнее первый примитивный типографский календарь, пришлась по вкусу покупателям.

К серии развлекательных картинок относятся лубки с изображением народных празднеств и гуляний. Почти все познавательные, развлекательные картинку посвящены жизни и быту городского населения, что расширяло кругозор крестьянских детей, формировало представление о предметах быта городской жизни, отличий окружающей действительности.

В продаже появляются одно за другим раскрашенные изображения полюбившихся сказочных героев. Наибольшим успехом пользовалась сказка о Бове — Королевиче. Её героям посвящено семнадцать отдельных листов. Тут и портреты самого Бовы, и царя Гвидона, и короля Додона, и Салтан Салтановича, и королевны Милитрисы Кирбитьевны, и мн. др. охотно раскупались лубки с рисунками на темы сказок о Петре — Златые Ключи (шесть картинок) и о Еруслане Лазаревиче (четыре картинки). Эти сказки стали излюбленными произведениями российской устной литературы. Через нянюшек, мамушек, бродячих сказителей проникали они в дворянские семьи, зажиточных богатых лавочников и мужиков, крестьянские семьи.

Вспоминая на склоне лет свои детские годы, поэт Г. Р. Державин писал, как он увлекался «изображением богатырей, каковые деревянной печати в Москве на Спасском мосту продаются».

О значении лубочных картинок на сказочные темы говорил В. Г. Белинский в статье, посвященной творчеству поэта А. В. Кольцова: «На Руси не одна одаренная богатой фантазией натура, подобно Кольцову, начала с этих сказок свое литературное образование».

Немалую роль сыграли лубочные сказки и в творчестве А. С. Пушкина. ведь не случайно имена героев сказок о Бове — Королевиче и Еруслане Лазаревиче — царь Салтан, царь Додон, царевич Гвидон, Руслан — перекочевали в произведения великого поэта.

Гравюры с изображением монастырей появились на свет одновременно с печатными иконами и картинками на библейские сюжеты. Изображение Троице — Сергиевой лавры — одного из крупнейших монастырей России, мощной подмосковной крепости. Крупнейшие монастыри часто переиздавали лубки с видами своих соборов.

На Урале большой популярностью пользовался раскольничий лубок. Композиция и рисунок их строги и даже несколько суховаты. Но в орнаменте, в отдельных деталях, в яркой красочности этих лубков ощущается влияние московского барокко эпохи Алексея Михайловича. Уйдя в леса, на север, за Каменный пояс еще до реформ Петра, раскольники старались сохранить исконные нравы, обычаи, культуру.

Тысячи людей приобщались благодаря лубочным изданиям к грамоте, к чтению. В семьях картинки бережно хранились, их передавали из поколения в поколение.

Лубок — сохраняя свои национальные черты — традиции русской живописи, миниатюры, росписи по дереву, — народная печатная картинка рассказывает о нравах и быте Руси. Рассказывает подчас подробнее и занимательнее, чем многие письменные источники.

Лубок, наравне с природой — был одним из методов познания родного языка. Лубочная картинка стимулировала детей к выражению своих мыслей. Между детьми, детьми и взрослыми возникали диалоги, что способствовала развитию диалогической и монологической речи, беседы.

«Весь наш мыслительный процесс, руководимый внутренней врожденной ему силой идеи, состоит только из тех элементов, которые были восприняты нами из внешнего мира. Идея принадлежит нашему духу; но материал для работ и выражения этой идеи нет другого, кроме того, что дает внешний, видимый, ощущаемый мир. Весь наш язык проникнут этими влияниями внешнего материального мира».

К. Д. Ушинский

Лубочные картинки обеспечивали развитие восприятия, как ведущего познавательного процесса, наглядно — образных форм мышления и речи, развития игры, трудовой деятельности.

С раннего возраста дети начинали участвовать в труде взрослых, помогали уходу за маленькими (няньки), по хозяйству.

Большое развивающее значение имели в жизни детей народа самодельные игрушки. На протяжении тысячелетий человеческая жизнь непрерывно связана с куклой. Трудно сказать, когда была создана первая в мире кукла, но у наших бабушек куклы, сделанные своими руками, почитались как оберег, хранительницей семейного очага. Наши предки кукол для детей мастерили из подручного материала: тряпок, лыка, соломы, стружки. Одежду шили из лоскутов ткани, оставшихся от изношенной юбки или сарафана. Кукол в семье хранили много лет и передавали из поколения в поколение. Куклы использовались в обрядах, связанных с рождением ребенка. У крестьян роды проходили в бане, и обрядовых кукол развешивали в предбаннике. Наши предки верили, что злые духи, явившиеся за младенцем, обманутся и вселятся в кукол, поэтому после родом их непременно сжигали. На смену делали другую куклу, которую клали младенцу в колыбель. Куклы, сшитые заботливыми руками бабушки или мамы, играли роль оберега и уже став взрослыми, люди хранили их всю жизнь.

В качестве игрушек использовались в семейном воспитании и разные предметы домашнего обихода.

Огромное воспитательно — образовательное значение для детей имели народные игры, передававшиеся из поколения в поколение, начиная с глубокой древности они входили в содержание воспитательной работы с детьми в разные периоды их жизни. Отдельные народные игры были предназначены для детей преддошкольного и дошкольного возраста, одни из них для индивидуального использования, другие — коллективные. Многие игры детей были связаны с трудом и отражали некоторые стороны производственно — бытовой жизни населения.

Представим на минуту, что оказались в 17 начале 18 века на подворье тетушки Варварушки.

Варварушка:

Ой, сколько гостей, да из всех волостей?!

Пусть сегодня никому дома не сидится,

Выходи честной народ будем веселиться!

Вас давно поджидаю, игры без вас не начинаю! Игры да шутки для смеха!

Направо — забава, налево — потеха

А прямо веселье кипит через край

Заходи, подходи не зевай!

Милости просим к тетушке Варварушке в гости!

Как вас звать, величать по батюшке?

Раз, два, три вместе дружно говори!

Все вы для меня ребятушки, лапушки.

А у меня в ушах сережки, а на ногах сапожки

Поиграем-ка немножко!

Сейчас сходим в погребок, поглядим чуток на мои запасы, припасы.

Садитесь в рядок на лавочку, чур, первая считаю считалочку,

Но одна я не могу

Я подмогу позову!

Варварушка приглашает считать считалку.

Считалка:

Первинчики-другинчики летом голубенчики

По утренней росе по зеленой полосе

Тут яблочки, орешки, медок, сахарок

Поди вон в кружок.

Ты будешь котик-коток, становись в кружок, а вы все мыши, сидите тише, тише. Кота Ваську не сердите.

Проводится игра «Кот Васька». Играющие садятся в круг — это «Мыши». Кот Васька ходит по кругу, «мыши» поют.

Ходит Васька серенький хвост у Васьки беленький,

Глазки закрываются когти расправляются,

Шерсть у Васьки пышная поступь-еле слышная,

Зубы — как игла. Разбегайтесь, кто куда!

С этими словами все разбегаются, а Васька ловит мышей.

Хозяюшка после игры хвалит кота, заслужил киска сметаны миску.

Варварушка:

А сейчас пойдем во двор

Не свалился ли забор?

Куры могут убежать, огород мой поклевать.

Нужен сторож мне хороший

Укрываться он будет рогожей.

Выходи вперед, настал твой черед.

Считалку считай да себя не забывай.

Проводится игра: «Куры в огороде».

Считалка:

Тары-бары-растабары у Варвары куры стары

Три, четыре, семь, восемь… огород стеречь попросим?

Огород стерегли, пуще глаза берегли.

«Сторож» ходит туда-сюда, вдоль «забора», затем садится на пенек рогожку — дремлет.

Тетка Варварушка:

Ой, что-то ветер сильный дует,

а забор-то очень стар, ветер дунул он упал.

Куры этого и ждали, в огород все побежали.

«Куры» по сигналу бегом через двор, перепрыгивая «забор» бегут в «огород», выполняя имитационные движения руками «крыльями». Говорят: ой, беда, беда, беда, уж на грядках пустота, куры весело клюют и морковку, лезут в лук, прогони-ка сторож их бей в ладоши, крикни «кыш»!

«Сторож» старается прогнать «кур» и загнать их обратно в курятник.

Ах, «сторож» молодец,

загнал «кур» на насест,

будет тебе огурец!

Ну порядок. Куры на насесте,

так душа на месте.

Тетка Варварушка:

Теперь детушки касатушки покажу вам ребятушки стадо свое рогатое — коровушек, телятушек, да строптивых козлятушек. Нужен им пастушок, чтоб водил их на лужок, да от волка берег! Кто из вас не водил, никого не ловил, выходи и считалкой удиви.

Считалка:

Три бычка в хлеву стояли, траву сочную жевали и сказали раз-два-три будешь их пасти!

Далее дети выбирают, кто будет «волком» со словами:

«Шел поп через мост, увидел лисий хвост, цап его за хвост!»

Чей палец был схвачен водящим тот становится «волком» остальные становятся «телятами, козлятами, коровушками».

Тетка Варварушка:

Ну, пастушок заиграй в свой рожок,

веди стадо на лужок.

Рано, рано по утру, пастушок туру-ру-ру,

а коровки в лад ему

затянули му-му-му.

Громче, громче мычите, теляток зовите,

ешьте траву сочную, зеленую, молочную.

Стадо идет за пастушком имитируя мычание коров.

Ой, кто-то стадо напугал волк из чащи прибежал!

Пастушок, пастушок поспешай,

волка от коровушек отгоняй,

домой стадо загоняй.

Волк прибежавший, старается поймать коровушек, козляток, а пастух ему не дает это сделать.

Тетушка Варварушка радуется, что все ее коровки, телятки, козлятки дома.

Ну, пастушок помог твой рожок, будет тебе творожок.

А в народе, ребятушки, говорят: мешай дело с бездельем, а проводи время с весельем.

Скажу вам по секрету как всему свету, поселилась хромая плутовка у меня в темной кладовке. Ну, всем мешает! Кого метлой задевает, тот в миг замирает, звать ее Ёжкой костяной ножкой! Ну-ка девчушки-хохотушки, ребятушки-лапушки выбирайте Ёжку — Ёжку-одноножку!

Проводится подвижная игра: «Бабка Ёжка!».

Считалка:

Тароча, тороча, одна нога короче.

Ёжка, Ёжка выходи и на ножке поскочи.

Вот тебе метелка пойма-ка нас, ну-ка не стойка!

«Бабка Ёжка» прыгает с «помелом» в середине круга на одной ноге, тот, кого она задевает, замирает на месте. Вокруг бегают играющие и дразнят ее.

Тетка Варварушка:

надо Ёжку подразнить и ее расшевилить.

Дразнилка:

Бабка Ёжка костяная ножка

с печки упала ножку сломала,

А потом говорит: «У меня нога болит».

Пошла она по улице — раздавила курицу.

Пошла на базар раздавила самовар.

Варварушка:

Хоть Ежка весела да уж кончилась игра.

Тара-бара домой пора кашей детушек кормить, телятушек поить, коровушек доить. Завтра приходите рано разбудим Полкана. Сходим на охоту играть страсть, как охота. А вечером посидим на скамеечке, пощелкаем семечки, а придете на лавочку дам по сладкому пряничку. А кому нужна подмога не печальтесь ради бога, не раздумывайте много приходите, буду тут.

Играм нашим конец, а кто играл молодец.

Вот напоследок вам по цепушке, не прячьте их под подушку, вырастет курица, гулять водите на улицу, а меня не забывайте на игры свои приглашайте. Играм нашим конец, а кто смотрел — молодец, получит сладкий леденец».

Играя, у детей непроизвольно формировалось слуховое внимание: игра «ЗВОНАРЬ». Считалкой выбирается «звонарь» и «жмурка».

Ехал мужик по дороге

Сломал колесо на пороге

Сколько гвоздей, говори скорей.

На кого приходится последнее число, тот «звонарь» и «жмурка». Звонарь говорит: дили-дили, дили-дон, отгадай откуда звон. Звенит колокольчиком и убегает от жмурки. Жмурка ловит и обхватывает его поясом.

Умение строить диалог: «ИГРА В ГОРШКИ». В старину посуду делали из глины, а мастеров, которые её лепили, звали гончарами. Гончары сами продавали свой товар на базаре — отсюда и пошла эта игра.

Дети делятся на пары, девочки садятся на корточки перед мальчиками.

Один из детей покупатель. Покупатель ходит по кругу, а горшки показывают себя, какие они красивые.

Покупатель останавливается около одного продавца и говорит:

«Стук, стук по горшки! Продаётся ли горшок?»

Продавец отвечает:

«Продаётся»

Покупатель:

«Да не худой ли?»

Продавец:

«Худой»

Покупатель:

«А какая за него плата?»

Продавец:

«По спине лопата».

Покупатель подходит к другому продавцу и спрашивает:

«Хозяин, хозяин, сколько стоит твой горшок?»

Продавец отвечает:

«Мой горшок не дорог, стоит грошей сорок»

Покупатель:

«А каков твой горшок?»

Продавец:

«Горшок красен,

Огня не боится,

Воды не страшится.

Много лет у меня был,

Всю семью кормил,

Бери покупай,

Домой забирай»

Покупатель:

«Ладно, по рукам»

Продавец:

«Горшок бери, да кругом беги!»

После этих слов, покупатель должен взять за руку «горшок» и прыгать с ним на одной ножке в одну сторону, а продавец в другую. Кто первый займёт пустое место — становится продавцом. Горшки с продавцами могут меняться местами.

Игра являлась стимулом жизнедеятельности человека. Содержание игр хранилось и передавалось по наследству от поколения к поколению, как опыт, традиции прошлого. Игры способствуют развитию двигательной активности ребенка, его личностных качеств, вводили ребенка в мир общечеловеческих ценностей.

С XYI в. довольно распространенным явлением становится индивидуальное обучение детей частными учителями, получившими название «мастеров грамоте». В «Степенной книге» (ХУI в.) излагалось наставление учителям, которые должны учить детей «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостно, видным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым рассуждением».

Большинство «мастеров грамоты» широкого образования дать своим учащимся не могло. Их обучение ограничивалось лишь элементарной грамоте — чтение, письмо, счет. Вот как это описано в стихотворении П. Беранже «Урок»:

На лужайке детский крик:

Учит грамоте ребят

Весь седой ворчун старик,

Отставной солдат.

— Я согнулся, я уж слаб,

А виды видал;

Унтер не был бы, когда б

Грамоты не знал.

Дружно, дети! Все зараз:

Буки — аз! Буки — аз!

Счастье в грамоте для вас.

У меня ль в саду цветок

Посадил я каждый сам,

И из тех цветов венок

Грамотному дам.

Битый, правду говорит

Молвь людей простых,

Стоит двух, кто не был бит:

Грамотей — троих.

Дружно, дети! Все зараз:

Буки — аз! Буки — аз!

Счастье в грамоте для вас.

Как бы мало не было то просвещение, которые давали «мастера грамоты», оно было прогрессивным явлением, особенно, если учесть, что в этом направлении проявлялась инициатива самого народа.

СЕМИНАР: Духовные традиции русской семьи (4 часа)

а/ «Домострой» — «зерцало» быта, традиции и обычаев русского народа.

б/ Поучения и наставления «мудрых отцов» Древней Руси.

в/ Художественное слово, живопись и декоративно — прикладное искусство — путеводитель в историю христианской семьи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология чувств. Истоки сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я