Прыжок через терминатор

Владимир Ворошилов, 2022

Безопытность научной фальсификации, в которой автор попытался увидеть то, чего не может быть в природе – человеческое общество, где нет нищеты, голода и войн. Смелый и умелый морской пехотинец США попадает из XXI века в последнее десятилетие XXII века, где не нужны его навыки и знания, и он должен суметь найти свой путь в этом мире.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прыжок через терминатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Studu, studu kaj studu denove 13

Утром следующего дня Джошуа с профессором покинули здание лабораторного корпуса и направились к университетскому гостиничному корпусу, расположенному в километре от исследовательского комплекса. Было дождливое утро начала мая, и Брэнниган пожалел, что не согласился на предложение профессора купить ему одежду по сезону. Единственное на что он решился — взять на время куртку МакДермота.

Сам профессор снимал квартиру в городе примерно в пяти километрах от центра.

— Летом я проезжаю это расстояние на велосипеде, а зимой прохожу пешком. Кроме того, недалеко от дома, где я поселился, есть отличное кафе и здание довольно близко к центру творчества, что позволяет оптимизировать мои обычные маршруты в зависимости от того, хочу ли я побыть в обществе или заняться рисованием, — объяснял Фанастил такое свое решение Брэннигану.

В фойе гостиничного корпуса их встретила красивая женщина лет тридцати пяти в белом костюме со значком Общественника на груди. Профессор подвел Джошуа к чему-то похожему на большой телевизор, повернутый экраном вверх, почти горизонтально, на уровне пояса человека среднего роста. По бокам были непрозрачные защитные экраны больше человеческого роста. Четыре устройства стояли на расстоянии примерно трех метров друг от друга. У одного из них пожилой мужчина в строгом костюме привычного для двадцатого века кроя уверенно"нажимал"так называемую"виртуальную клавиатуру"и давая голосовые команды, которые Джошуа не понимал. Мода, как показалась Джошуа, не торопилась меняться.

Фанастил пояснил, что нужно говорить и что делать. Через пару минут Джошуа получил карту-ключ от номера на шестом этаже. По дороге в номер профессор рассказал, что право на жилье гарантировано в конституции любой страны. По мере роста общего благосостояния люди отказались от собственности на жилье и со временем от личного транспорта. Это был долгий процесс, который сопровождался и общественными дискуссиями, пересмотром требований к социальному жилью и общественному транспорту. Но в начале этого пути были и эксцессы с акциями протеста, попытками сохранить институт собственности на недвижимость. Только после того, как производство роботизированного общественного транспорта и строительство общественного жилья дошли до уровня, когда каждый мог воспользоваться в любой момент например, робси14 или переехать в другой город, не нуждаясь в длительном поиске жилья поближе к новому месту труда, когда это стало неотъемлемой частью культуры повседневных привычек, изменения в сознании людей приняли лавинообразный масштаб.

–… вот так люди, освобождаясь от привязанности к материальному, становились внутренне свободнее. А значит, и тех, кто полностью и искренне поддерживают современный порядок, становится все больше. Движение общественников набирало обороты и уже перестало походить на политическую партию, из которой оно выросло…

Джошуа пропустил вопросы политики мимо ушей — он внимательно разглядывал интерьеры гостинцы. Хорошо освещенные помещения с картинами на стенах вызывали у него ощущение, что он попал в место проживания очень обеспеченных людей."Там"или"тогда""дома"ему не доводилось посещать элитных резиденций, но, по его мнению, именно так они и должны были бы выглядеть.

Номер оказался двухкомнатным: гостиная и небольшая спальня. В гостиной оказались диван, два кресла, журнальный столик. Крупная"парящая"полка крепилась к стене напротив дивана. На стенах были развешаны два небольших пейзажа и плакат, на котором были изображены силуэты мужчины и женщины. А по остальной площади были изображены известнейшие места мира, как он понял. Джош узнал только Тауэрский мост и пирамиды. В правом верхнем углу плаката огромным шрифтом было написано по-английски:"Молодые люди! Путешествуя по миру, вы укрепляете экономику! Пользуйтесь льготными поездками от профсоюзов!".

— Профессор, а что означает этот плакат? Как туризм будет развивать экономику? И причем тут профсоюзы?

— Друг мой, это будет долгая лекция, а я очень спешу. Меня ждет гора отчетности и другой административной работы в ближайшие три недели. Вот придет тьютор, его попытайте.

— А кто вообще эти тьюторы?

— Тьюторы — это будущие учителя. Можно сказать, первая трудовая практика. Тьютор нарабатывает свой опыт, обучая методам обучения. Он должен будет придти к Вам через пару часов и поможет пройти часть школьной программы, и организовать систему самообучения. Вам это необходимо.

Профессор пожал руку Джошуа и, пожелав удачи, ушел.

Без пяти одиннадцать, на час раньше, чем ожидал Джошуа каких-либо посетителей, помощник сообщил о том, что кто-то пришел, и он вывел на панель киберпомощника изображение с дверного глазка. Перед дверью стоял щуплый чернокожий парень лет девятнадцати-двадцати, в белой рубашке, с уже знакомым значком на левой стороне груди, и рюкзаком в руках. Джошуа открыл дверь.

— Джошуа Брэнниган? — спросил юноша.

— Да, это я.

— Меня зовут Оуэн Мганди. Я буду вашим тьютором ближайшие три месяца. Могу я войти?

Джошуа посторонился:

— Да, конечно. Проходи.

Они прошли в гостиную. Джошуа сел на диван и закинул ноги на журнальный столик. На лице Мганди проскочила гримаса удивления. Но это была секундная вспышка. Он сел в кресло, раскрыл рюкзак и начал доставать от туда разные предметы.

— Т-а-а-а-к… Коммуникатор у Вас есть… Я же принес вершину прогресса — инструменты образования. Вот это, — он показал трубку длиной около двадцати сантиметров и диаметром около шести, — индивидуальный учебный планшет или индуп. Модель, предназначенная для детей, простая, надежная и экономичная… Т-а-а-а-к… Это интеракт. Шлем пассивного доступа к сети. — Штука, которую парень извлек и положил на стол, напоминала кепку, разрезанную на четыре сегмента, скрепленные между собой пластиковыми ремешками для подгонки размера. К двум секторам крепилось нечто, напоминающее половинки очков. Джошуа подумал, что это наверняка передняя часть, и эти половинки — какой-то дисплей дополненной реальности. — Он управляется голосом через коммуникатор. Можно так же использовать псевдоклавиатуры. Можно сказать, расширяет функции домашнего киберпомощника. К системе нейроинтеграции не подключается. Используется в основном для обучения и развлечения. Разрешается использование детьми. Т-а-а-а-к… — Продолжал парень и достал еще один шлем, с тем отличием, что у второго сектора были явно толще и из более твердого материала. Очки не были разделены, а на задних секторах были заметные выступы. Похоже, именно такие Джошуа и видел в лаборатории профессора Фанастила на ученых. — Вот. Это интегр. Шлем активной нейроинтеграции. Позволяет управлять собой с помощью мысли. Подключается к системе нейроинтеграции и может использоваться для любых целей. Один минус — от его использования очень быстро устаешь, и редко кто, даже из опытных пользователей, может проработать с ним больше четырех часов в сутки. Опять же, это и есть один из его плюсов. В общем, как всегда диалектика.

— Что за чертовщина эта ваша диалектика? Уже несколько раз слышал это слово.

— Я проведу вводный курс по диалектической логике после изучения формальной. Давайте я помогу настроить взаимодействие планшета…

— Погоди-погоди, не спеши. Я что-то должен заплатить? А то ты ведешь себя как наглый сетевик. Сейчас это подарок, а потом выставишь мне счет.

— Никакой платы. Это все бесплатно для Вас, — Оуэн был удивлен. — Такие же планшеты раздают всем школьникам в десять лет. Это необходимые блага и производятся за общественный счет. Шлемы же обмениваются через систему распределения или в частном порядке. Это правда. Их могут использовать все совершеннолетние и на свое усмотрение, какой тип именно. А некоторые приобретают оба. Но местный совет самоуправления понимает всю необычность вашей ситуации и предоставляет их Вам безвозмездно. Ведь Вам нужно в скорейшем порядке познакомиться с особенностями культуры современного общества и по возможности быстрее влиться в него…

— А если я не хочу вливаться? Я могу не быть частью общества?

— Вы ставите меня в тупик. Я уже не знаю, с какого курса начинать. Вы хотите жить в обществе и быть свободным от него?

— Ну, вроде того. Это же называется свободой?

От удивления Мганди открыл рот.

— И как Вы себе это представляете?

— Просто. Я делаю, что хочу. Ко мне никто лишний раз не лезет, а я за это соблюдаю законы.

— Как-то у Вас это все до примитивности просто. Вы же понимаете, что на Вашу жизнь в обществе будут влиять современная культура, экономические условия, участие в политической жизни по собственной воле или вопреки? И было бы очень хорошо, если бы Вы разобрались во всех этих вопросах. А я здесь как раз для того, чтобы помочь побыстрее адаптироваться к изменениям, произошедшим в обществе.

— А если я не хочу меняться?

— Тогда, скорее всего, Вам будет очень трудно. Настолько сильные изменения произошли за полтора века… Вы или нарушите какой-нибудь закон, или станете жертвой… Ни то, ни другое никому не нужно. Как минимум, Вы можете познакомиться с нынешними условиями, прежде чем принимать решение. Давайте уже начнем учиться. Я на сегодня запланировал уроки эффективного обучения и логики. А потом пойдем медитировать.

— Медитировать я точно не пойду. Мне эти ваши бредни до лампочки. А шлемы свои забери. Еще не дай Бог, спалите мои мозги, а они мне дороги, как память.

Юноша разглядывал Джошуа с нескрываемым любопытством. Джошуа это задело, и он вспылил:

— На мне что, узоры есть?

— Простите меня. Не хотел Вас смутить, — Оуэн слегка улыбнулся. — Просто интересно общаться с человеком, который жил еще при лоббикратии.

— Когда? При чем? Что это вообще такое?

— О-о-о. Да. Понимаю. Этот термин был введен в политику только в XXII веке. Лоббикратия — это политический строй в капиталистических странах, при котором декларируется демократия, то есть власть народа, а на самом деле происходит борьба за власть между лоббистами интересов крупного финансового капитала. Наиболее характерна лоббикратия была для Соединенных Штатов Америки.

— Скажи-ка, умник. Ты специалист по истории и экономике?

— Ну что Вы. Конечно же, нет! Я учусь на преподавателя школы среднего уровня.

— Тогда зачем тебе знать все эти подробности?

— Это часть основной программы обучения старшей школы. Все должны разбираться в политике и экономике.

— Зачем этому учить всех? Это же сложно…

— Это не настолько сложно, чтобы хорошо подготовленный подросток не смог понять. А нужно это затем, чтобы быть активной частью демократического общества. Вы когда-нибудь слышали фразу"Знания — это власть"? Нет? Однажды это сказал мыслитель викторианской эпохи. А через полторы сотни лет мыслитель эпохи начала империализма высказался уже иначе:"При нашей системе работнику нужно знать только то, что он должен делать и как делать."Некий Френсис Уинслоу Тейлор. Как считаете, чего именно он добивался?

— Хммм, я думаю, — Джошуа замолк на пару минут и задумался. Казалось, что смысл слов понятен и кристально ясен. — Я думаю, имелось в виду, что человек должен знать только то, что ему нужно для выполнения работы.

— Вы отчасти правы. Но вопрос немного в другом. Эту его формулу можно выразить другими словами."Знай свое место". По мнению этого инженера и мыслителя, человек должен был знать и уметь ровно столько, чтобы выполнять порученную работу. Вплоть до ограничения доступа к знаниям. А неграмотным человеком можно легче управлять. Рассказать ему какую-нибудь сказку про то, важно быть богаче других… Или то, что он намного лучше, чем люди других наций или рас… Жадность и гордость — основные инструменты манипуляции сознанием человека. Давя на эти рычаги, политики Эпохи Спящих могли добиваться очень серьезных результатов в управлении своими народами. Да и чужими тоже. Но самое главное, что они стремились внушить людям, что им не нужно знать больше, чем приходится использовать при повседневном труде. И желательно сделать образование очень дорогим. Ограничение доступа к образованию на финансовом уровне очень характерно для лоббикратий, потому что люди, получившие знания были опасны для так называемой элиты своими радикальными идеями по изменению мира. Сейчас образование бесплатно и единственный ресурс, который тратит человек на него — время.

— Ну а время — деньги.

— Не соглашусь с Вами. Время — это именно время бесценной человеческой жизни. И стоит научиться выбирать, на что же его потратить.

Джошуа обдумал услышанное и вспомнил одну из бесед с профессором.

— Скажи мне, Оуэн. Разве сейчас никто не учит, как добиться успеха в жизни?

— Почему же? Главное в этом вопросе определиться, что же мы называем"успехом". Да и сейчас стало меньше конкурирующих изданий и курсов лекций. Только дополнение и развитие лучших, подтвержденных наукой идей. Хорошее образование является одним из основных и важнейших прав и необходимым условием для успешной жизни. Ведь общество не может оценить по достоинству человека, который не может активно участвовать в его жизни. А безграмотный гражданин не может с пользой участвовать в ней. Именно для жизненного успеха и работает система образования.

— Не понимаю. А кто выполняет работы, где не нужен высокий уровень квалификации? Наверняка и здесь есть работа с низкой оплатой?

— Подобная работа в основном выполняется молодыми людьми. При этом они продолжают получать образование. А еще есть движение"Общественников". Я, например, отношусь к этой группе.

— Ты — "общественник". Это я уже понял… Слышал о вас, любителях белого. Какие привилегии это дает?

— Привилегии? — Оуэн рассмеялся. — Абсолютно никаких. Разве что облегчает получение"родительского аттестата". Возможно, когда-нибудь меня изберут депутатом в один из Советов или выдвинут на решение серьезных общественных задач, но это принесет только дополнительную ответственность. А до тех пор я должен разобраться в огромном количестве вопросов общественной жизни и, что самое важное, получить много опыта.

— Зачем тебе это? Ты фанатик?

— Вам, конечно, так может показаться, но это мой осознанный выбор, сделанный через осмысление полученных знаний и понимание неотделимости каждого из нас от общества. Ведь я участвую в формировании того общества, в котором будут жить и мои дети.

— Мне кажется, что те, кто не стал"общественником"живут проще.

На лице Оуэна отразилось удивление.

— Никогда об этом не думал. Но… Похоже, это так. Идиотом прожить легче.

— Идиотом? А ты не сильно много на себя берешь, чтобы называть других идиотами?

Оуэн с удивлением смотрел на Джошуа. Потом достал из рюкзака личный индуп, развернул его и что-то написал. Через полминуты он улыбнулся и произнес:

— О-о-о. Надо бы мне тщательнее подбирать слова иногда…

— Это точно, пацан, это точно.

— Дело в том, что ближе к концу XXI века слово"идиот"снова получило свое первое историческое значение. Так в древних Афинах называли, в частности, граждан, не принимавших участия в общественной жизни. Поэтому это слово вернулось из медицины в политику.

***

Только во второе посещение Оуэном Джошуа вспомнил про плакат и попросил пояснить, что это такое. Как оказалось, это стилизация под социальную рекламу XX века сделанная в конце XXI.

— А тут все просто. Еще в XXI веке психологи обнаружили, что более счастлив тот человек, у которого больше впечатлений, а не тот, кто собирает все возможные вещи. Основываясь на этих данных, в конце XXI века, когда еще не все страны были социалистическими, для стимуляции экономики был найден один интересный ход. Это развитие культурно-развлекательных туров правительствами Содружества так тогда называлось объединение соцстран. Туристы везли накопленные финансы, которые тратили в принимающей стране. Она потом или гасила прежние долги, или тратила эти деньги на закупку необходимых технологий и станков, развивая промышленность. Гостям были обеспечены культурные мероприятия. Не все были от этим довольны, но большая часть туристов воспринимала вполне благосклонно. Это оказалось очень выгодным для всех участников. Для туристов — путевка со скидкой за счет профсоюза, который получал частичное субсидирование на эти нужды от государства, которое выделяло деньги из налогов, плюс отличный отдых, сопровождаемый новыми впечатлениями и знаниями. А зачем трудится человек? Чтобы обеспечить себе комфорт и отдых. И люди стали трудится эффективнее, чтобы с получить возможность получить лучший отдых. Принимающая сторона получала возможность развивать свои проекты и обеспечить гостей подготовленными гидами. Гидам тоже приходилось изучать историю своей страны, и это усиливало их культурный рост. Получился интересный круговорот труда и товарообмена. Все это привело к снижению дефицита товаров массового потребления и положило начало культуре разумного потребления. В итоге сейчас любой гражданин, понимающий, как работает экономика, вполне сознательно тратит существенную часть своего дохода на туризм. Если в Ваше время основой потребления было разжигание эмоций, то сейчас — трезвое понимание разницы ощущений от переживания нового реального опыта и подмены такого опыта навязанным потреблением.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прыжок через терминатор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

Учиться, учиться и еще раз учиться…(эсп.)

14

роботизированное такси(фант)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я