На тандеме до Тихого океана

Владимир Басалаев

Мы сами сделали тандем – велосипед на двоих, задавшись целью летом 2001 года проехать своим ходом до самого Тихого океана.Дорога предстоит длинная и не вся покрыта асфальтом, а на большом участке Читинской и Амурской областей было неизвестно, есть ли дороги вообще?Сумеем ли мы преодолеть весь путь за счёт своих физических сил?Об этом и не только в книге, интересной людям, увлекающимся путешествиями, а также и самому широкому кругу читателей.Это были удивительные дни и незабываемые километры!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На тандеме до Тихого океана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Владимир Басалаев, 2022

© Людмила Басалаева, 2022

ISBN 978-5-4483-6976-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Немного об истории путешествия

Вы прочитаете о путешествии на самодельном велотандеме от города Пенза до города Владивосток, совершённом нашей семейной парой летом 2001 года.

Мы, Владимир и Людмила, 1949 и 1950 года рождения. Нам нравится путешествовать и путешествовать вместе. Мы любим замечательные изобретения человека, переносящие его в пространстве, но за счёт его же физических сил. Применительно к нам это лыжи, коньки, весельная лодка, ласты и конечно же, велосипед.

Отличие нашего путешествия от других, пройденных на велосипедах по близким маршрутам, в том, что мы проехали его на тандеме.

Все участки маршрута, включая бездорожье Амурской и Читинской областей, были преодолены за счёт своих физических сил.

Никаких спонсоров не было. Все ресурсы для путешествия — наши. Идея этого дальнего путешествия тоже наша. Мы посвятили его тридцатилетию нашей совместной жизни.

О чём эта книга

Вы прочитаете о совершенно реальных событиях. Без художественного вымысла, но с эмоциями, рассуждениями, анализом складывающихся ситуаций, нашего поведения и самочувствия в непростых условиях дальнего путешествия.

Книга написана от первого лица, но это плод нашего совместного труда. На её страницах мы рассказываем о впечатлениях и мыслях, как общих, так и каждого из нас.

В книге описаны совершенно реальные события. В ней отсутствует художественный вымысел, но на её страницах есть эмоции, рассуждения, анализ складывающихся ситуаций, нашего поведения и самочувствия.

Во многих книгах о путешествиях, которые нам доводилось читать, первые страницы посвящены достаточно подробному описанию биографических данных путешественников. О том, как они пришли к такому образу мышления и пониманию ценностей жизни, когда естественными становятся приоритеты, действия и решения, кажущиеся большинству людей неоправданными. Мы лишь коротко упомянем об этом в предисловии, потому что многое прояснится при прочтении книги.

В книге не приводятся энциклопедические данные о посещённых нами местах, так как их можно без труда отыскать в других источниках, а описываются только наши личные впечатления.

Основой книги стал дневник путешествия. По каждому дню по данным велокомпьютера вечером в палатке подводился краткий итог: пройденное расстояние, время в пути, средняя и максимальная скорость. Эти цифры в совокупности с описанием событий дня и наших ощущений, создают реальную и живую картину жизни в дороге.

Дневник мы вели совместно, когда появлялось свободное время или появлялась необходимость записать что-либо конкретное. Информация сохранилась в письмах бумажных, которые мы писали вдвоём в палатке и на стоянках во время отдыха, а также набранных на компьютере, когда таковой попадался и отправленных электронной почтой.

За тысячи километров мы встретили многих людей, своим добрым отношением помогавших нам успешно идти по маршруту. Их слова в книге стараемся приводить точно. Это они существенно помогали нам преодолевать этапы нелёгкого и длинного пути. Их слова убеждали нас в том, что наша идея воспринимается с пониманием и с тёплыми чувствами, укрепляли стремление пройти весь путь своим ходом.

Мы же без особой нужды старались не беспокоить их и не «озадачивать» своими проблемами. Во время путешествия семьдесят ночей было проведено в палатке, наедине с природой.

На протяжении всего маршрута путешествие сопровождалось в Интернете на сайте «Veloplus.ru». Это была первая в России Интернет-поддержка дальнего путешествия, осуществлённая в режиме реального времени.

Описание путешествия разбито на десять этапов: Пенза — Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск Улан-Удэ — Чита — Сковородино — Хабаровск — Владивосток.

Каждый участок по своему интересен, имеет своё географическое и природное своеобразие, особенности жизнеустройства территории, самобытность людей. Это описано так, как возможно в условиях кратковременного пребывания в данных местностях.

Россия не просто огромная, а бесконечная страна. Это мы хорошо прочувствовали во время путешествия. Но, несмотря на её кажущуюся «неподъёмность» уже хорошо были заметны даже в самых отдалённых её районах положительные тенденции и факты, указывающие становление на путь с новым качеством жизни.

Вдыхайте глубже и, поехали! Ехать далеко и быстро прочитать не получится. Поэтому наберитесь терпения. Оно ещё никого не подводило.

Как случилось, что мы поехали так далеко

Мы любим велопутешествия в повышенном темпе и не однажды совершали такие в составе группы или вдвоём.

Всё хорошо, но скорость передвижения группы определяется скоростью слабейших (без отрицательного оттенка) членов группы. Каждый из нас может попасть в число «слабейших». Это зависит от состава конкретной группы, а также от состояния организма во время движения.

Для всех членов группы разница предпочтительных скоростей движения создаёт определённые неудобства — психологические и физиологические, которые иногда могут быть сглажены подбором ровного состава группы или перераспределением веса снаряжения. Но суть проблемы при этом остаётся. Её разрешение я увидел в тандеме.

Вот, на мой взгляд, главная идея тандема:

Два человека на велосипедах. Один из них сильнее другого, но им нужно ехать вместе с одной скоростью. Слабый быстрее начинает уставать и отстаёт. Сильный начинает ехать с неполной нагрузкой и отдыхает. За счет слабого! Нередко, за счет женщины. Слабый же едет на пределе своих возможностей. В конце поездки у них совершенно разное самочувствие. Один — размявшийся и отдохнувший, другой — измотанный и уставший.

Два человека на тандеме. Они всегда вместе, им нет нужды ждать или догонять друг друга. Их педали связаны между собой жестко. Каждый может крутить в силу своих возможностей и даже, желания. Усилие, приложенное к педалям, суммируется. Каждый ощущает помощь другого и чувствует, что помогает другому. Когда слабый начинает уставать и прикладывает меньше усилий для вращения педалей, сильному, если он хочет ехать с желаемой скоростью, приходится прилагать больше усилий. Слабый не выматывается, потому что ему помогает сильный. Двое на тандеме будут ехать быстрее и легче, чем ехали бы вместе на разных велосипедах. В конце поездки они устанут примерно одинаково. А если одному из них захочется крутить в полную силу, другой не осудит его за это, как нередко бывает при поездках на обычных велосипедах.

Идея сделать тандем одолела меня давно. Купить, даже в голову не приходило. В продаже тандемов не было, да и сработала старая туристская привычка: всё снаряжение делать своими руками. Ну, а предвкушение радости от грядущего процесса технического творчества окончательно склонили чашу весов в пользу самоделки.

Велотандем — велосипед на двоих

Близкие отнеслись к этой затее скептически. Все мои оптимистические, ни на чём тогда ещё не основанные версии и высказывания о том, что тандем станет для нас основным средством передвижения в путешествиях, не находили никакой поддержки. Но я не сдавался.

Тандем — не новое изобретение в веломире. Уже несколько лет наш друг, Валерий Асташин, ездит на самодельном тандеме, изготовленном им из двух велосипедов «Турист» со своей супругой Людмилой. Катят спокойно, но уверенно. Даже берут с собой в небольшие велопоходы маленькую дочь, которая сидит на седле, прикреплённом к передней раме.

Долго мы смотрели на них, но вот, наконец, лёд тронулся. Идем в гости к Асташиным смотреть тандем и попробовать прокатиться на нём, чтобы получить личные ощущения. Они оказались почти обычными, но с некоторым предпочтением в пользу тандема. Ну что? Надо делать!

Процесс пошёл по формуле:

Балкон нашей квартиры

+ две старые рамы от велосипедов «Старт-шоссе»

+ фланцы для их соединения

+ газовая сварка

+ настойчивость и аккуратность

= рама велотандема, на которую можно навешивать всё остальное.

Спасибо нашим друзьям: велотуристке Татьяне Паниной за подаренные фланцы для разборной рамы и альпинисту Сайкову Евгению Михайловичу за отлично выполненную сварку!

Приручаем тандем, привыкаем к тандему

За делами и короткими велопоходами на обычных велосипедах пролетело лето. Тандем оказался готовым к испытаниям только в конце августа.

Когда мы в первый раз сели на тандем, то разругались в пух и прах! Каждый из нас, считая себя опытным велосипедистом, вместо того, чтобы осваивать причитающуюся ему часть обязанностей, беззастенчиво лез в зону ответственности другого. Людмила учила меня рулить, а я учил её переключать скорости и обозревать заднюю полусферу. Всё это в совокупности с пока ещё не полностью отрегулированными узлами тандема ставило под сомнение жизнеспособность идеи.

Но пришло понимание того, что тандем — не просто велосипед на двоих. Тандем — это команда. Здесь надо стараться самому не совершать ошибок и прощать их другому. Нужно быть терпеливым. Не забывать, что в словах и желаниях другого всегда есть, как минимум, доля истины, которую нельзя игнорировать. Когда мы встали на этот путь, многое стало получаться.

Наконец, тандем уверенно поехал! После ряда пробежек в несколько десятков километров решаемся пройти маршрут вокруг Сурского водохранилища, расположенного южнее Пензы. Это кольцо популярно среди наших велотуристов, большинство из которых любят пройти его с ночёвочкой. От крыльца до крыльца проехали 162 километра за один день. Получилось быстрее, чем ранее проходил я один и с несколько большей средней скоростью. На Людмилу эта поездка оказала большое впечатление: «Я никогда не думала, что за один день проеду вокруг Сурского моря!».

Для поездок вдвоём тандем стал предпочтительней велосипедов

Через неделю — поездка в село Неверкино в гости к друзьям-лыжникам за 186 километров. Тоже за один день и тоже оказалась удачной. Хотя и с поломками, которые удалось устранить.

Далее, дождливая осень позволила лишь съездить на родину Михаила Юрьевича Лермонтова — в село Тарханы, находящееся в 115 километрах от нашего дома.

Тандем для поездок вдвоём стал предпочтительней наших обычных велосипедов.

Зимой тандем благополучно отдыхал на балконе, а мы ездили на лыжах, также горячо любимых нами. Но мысли постоянно возвращались к тандему, и мы обсуждали идеи будущих поездок.

Испытание тандема и его экипажа в многодневном путешествии

Летом следующего года мы уже окончательно пересели на тандем. На своих велосипедах ездили, только если тандем был не в порядке или когда надо было ехать одному.

Мы поняли, что тандем — это не экзотика, а серьёзный механизм, позволяющий продолжительное время передвигаться на нём вдвоём и обладающий замечательным свойством — справедливо распределять нагрузку между членами экипажа и выравнивать тем самым степень их усталости.

Постепенно мы подготовились к серьёзному испытанию тандема как средства передвижения в многодневном путешествии. У нас не было информации о длительных путешествиях на тандемах, а иногда встречающиеся редкие публикации в различных изданиях не всегда вызывали доверие. Но нам грезились новые горизонты, и мы верили в возможность их достижения.

В середине августа 2000 года едем на тандеме из Пензы в Москву. Около семисот километров пройдено за пять дней, против ветра, с велорюкзаком весом двадцать пять килограммов. Особенностью этого маршрута, тогда ещё, являлось то, что вся трасса от Пензы до Рязани была очень узкая, в плохом состоянии и перегружена машинами. Часто приходилось подолгу ехать по обочине, и поэтому не удавалось показывать высокую скорость. Но накапливался опыт, делались выводы.

Велотуристы из Пензы избегали ездить по этой дороге, и на годовом подведении итогов наш велопоход даже был отнесен к разряду экстремальных.

В пути проблем с ночёвками не было. Чисто, сухо и дров полно. Но оказалось, что наша комфортная и ветроустойчивая палатка тяжеловата для дальнего похода. Значит, сошьём ещё одну.

Дожди поначалу просто пугали нас плотными тучами на горизонте. А затем перешли к делу. Шли подряд два дня и две ночи, что сказалось на нашем продвижении по маршруту.

Более-менее нормальная дорога началась только после Рязани. Но машин там было очень много. Они часто стояли в пробках. И, объезжая их, нам всё равно приходилось ехать по обочине.

С людьми контачили постоянно. Ближе к Москве наши собеседники стали задавать вопрос, который в Пензе нам никогда не задавали: «Сколько стоит такой велосипед? Наверное, он дорогой?»

Неужели с приближением к престольной я стал похожим на человека, который всё покупает? Да, одет я в яркое и красное, но это не значит, что у меня много зелёных! Да, слова на майке, купленной, естественно, в «Second Hand», на нерусском. Но ежели их перевести, то получается довольно скромно: «Пицца-Сервис». Всего-то.

Москва и остальная Россия-матушка сильно отличаются. Наверное, люди здесь раньше стали видеть то, что позволить себе путешествовать скорее могут состоятельные люди, чем просто романтики. А вот они-то в большей своей части путешествовать перестали ввиду постоянной нехватки оных и времени, которое уходит на их зарабатывание.

Перед Москвой заехали в Подольск, где переночевали у Юрия, нашего давнего друга. А от него прямиком в Москву, на Казанский вокзал.

Купили билеты, благополучно сдали тандем в багажный вагон. А когда поезд прибыл в Пензу, получили тандем и прикатили на нём от вокзала домой.

Схема маршрута Пенза — Москва

В итоге

Это первое многодневное путешествие на тандеме многому научило нас. Мы убедились, что тандем отлично подходит для путешествий вдвоём, и поняли, что ещё следует изготовить, улучшить, изменить.

Вечером, за ужином, Людмила ставит точку: «Теперь мы можем ехать во Владивосток!». Согласимся с поэтом, сказавшим: «Есть женщины в русских селеньях…». Но заметим, что не каждая из них может так вдохновить! И, как говорят французы: «Чего хочет женщина, того хочет Бог!».

На 10.00 20 мая 2001 года назначаем старт. Часы включены. Пошёл отсчёт времени. Готовимся морально, материально и физически.