Предметом исследования поэмы «Смута», как и вообще всех исторических поэм, служит национальное прошлое, события общенародной значимости. Владимир Фадеев на присущем ему высоком поэтическом уровне рассматривает несколько таких ключевых событий под углом весьма актуальных ныне взаимоотношений с западом. Поэтическая оптика произведения во многом совпадает с воззрениями недавно ушедшего от нас историка Александра Пыжикова, которому автор и посвятил свой труд.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Смута. Поэма» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Фадеев В.А., 2024
© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2024
Дети солнца
Перво-наперво
Народ отсечь
От истока.
Чтобы заперло
На долгие века
Реку от родника.
Полтора века назад оборвалась жизнь великого русского этнографа и писателя Александра Афанасьева. Он ушел из жизни молодым — сорокапятилетним. Последние годы его жизни были ужасными: увольнение с работы, изоляция, страшная бедность и, как следствие всего этого, прогрессирующий туберкулез.
А виной всех невзгод знаменитого собирателя русских народных сказок стал его гениальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», намного опередивший свое время. Проанализировав народные сказания и легенды, Афанасьев сделал предположение, что русскому народу не одна тысяча лет, и наши ценности, передаваемые из уст в уста на протяжении сотен поколений, наш менталитет — глубинные константы индивидуального и коллективного поведения, сформировались в очень далекую дохристианскую эпоху. Фактически эта мысль стоила ему жизни.
Тема русских древностей, так же как и настоящего русского средневековья, до сих пор табуирована, к ней опасаются подступаться и историки и писатели. Но всякое сокращение, искажение, сокрытие истины о русской, славянской истории вредно и опасно для нашего будущего, поэтому обязательно нужно вооружить народ знаниями о прошлом. Именно таким подвижническим просвещением «без цензуры» занимался выдающийся русский историк Александр Пыжиков, чья жизнь оборвалась в 2019 году, когда ему было всего 54 года. К сожалению, он не успел создать своей школы, и его открытия вряд ли очень скоро приобретут значение мейнстрима в истории, поэтому чрезвычайно важна поддержка и популяризация смелых идей средствами литературы и искусства. Иосифу Виссарионовичу Сталину принадлежат слова: «Писатель — память нации». И поэма Владимира Фадеева «Смута», посвящённая Александру Владимировичу, наверняка станет именно такой памятью о событиях нашей многотысячелетней истории, и особенно её последних веков, когда наши алчные западные соседи по материку, раз за разом осознавая, что «мечом не взять», совершили три успешные операции на «организационно-идеологическом» фронте по смене веры — глава «Бог не тот!», власти — «Царь не тот!» и церковного обряда — «Поп не тот!». Три заговора против наших ценностей и нашего прошлого, используя в гибридной войне против России то, что еще недавно пренебрежительно и легковесно называли конспирологией, а ныне имеет свой термин — психоистория: изменение исторического самосознания и подмена традиционных ценностей.
Ценности, относящиеся к родовому телу этноса, называют традиционными. Они «улавливаются» интуитивно и «наследуются» через семейное воспитание, влияние коллектива, воздействие языка, магию фольклора, организацию быта и форму хозяйствования. Если человек отказывается от своего семейного родства, отрывается от коллектива, от наследия старины, то он может изменить и свою идентичность — стать предателем своей Родины, своего Отечества.
В основе любви к Родине лежат этические ориентиры. По этим ориентирам сейчас наносятся массированные удары духом наживы, эгоизмом, так называемой «массовой культурой».
В древности человек между смертью и поклонением чужим богам охотнее выбирал героическую гибель, чем погибель духовную. Нынешние поколения более эластичны, как ветви деревьев — под внешним воздействием они гнутся, склоняются в разные стороны, сбрасывают листву. Но, как бы ни подрезали и ни ломали крону, невидимые корни неуничтожимы — они питают дерево и насыщают его энергией жизни. Поэтому и стала неизбежной «обратка» 17 года — высвобождение энергии народа, возвращение ему этих традиционных ценностей и, как следствие, небывалый в истории взлёт — в поэме это глава «Бог не тот, царь не тот и поп не тот!»
Конечно, главный герой поэмы — народ.
«Народ» — это «на-родившиеся» на земле. В русском языке слова «родина» и «народ» однокоренные. Народ состоит из прошлых поколений, ныне живущих и еще не родившихся. С палеолитической эпохи жители Русской равнины «одомашнивали» ландшафт своей стороны. Сторона, страна и остров — также однокоренные. В те стародавние времена и началось формирование «острова Россия», который является Алатырь-камнем всего земного мироустройства.
Основной отличительной чертой русского человека является историческая непрерывность его обитания на Евразийском континенте, на его Русской равнине с периода последнего оледенения. Это обстоятельство стало решающим в становлении нашего менталитета, типа хозяйствования и религиозных представлений.
Бурно развивающаяся наука — палеогенетика — стала вспомогательной исторической дисциплиной, возвращающей нам наше прошлое. Мы уже имеем представление, где и когда произошла мутация, давшая начало современным русским людям, когда началось формирование славянской языковой группы. Как складывались основные ценности и черты нашего народа: коллективизм, справедливость, изобретательность, практичность, мечтательность, жертвенность, наивность.
И об этом хорошо осведомлены наши «соседи», потому уже в последние, апокалиптические времена замахнулись на главное (глава «Народ не тот!»)
Через всю поэму автор пропускает путеводную нить к спасению: как бы ни устраивали нам смуты, как бы ни унижали и ни уничтожали русский народ и российское государство наша картина мира, наш язык являются нашей крепостью. Русская культура и русский язык до сих пор остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем.
Кстати, об энергиях. Поэт и писатель Владимир Фадеев по образованию физик-атомщик, энергетик. В его недавнем романе-эпопее о последнем «предсмутном» времени (действие происходит в 1988 г.) «Возвращение Орла» один из героев изобретает и продвигает новую науку — физику истории, убедительно доказывая, что человеческая история может быть описана и чисто физическими законами, энергетическими взаимодействиями её субъектов. Похоже, законы этой, изобретённой в романе, науки, Фадеев-поэт применил и к поэтическому анализу нашей истории — в исторической поэме, довольно большой по объёму, практически нет исторических персонажей, они заменены как раз безымянными носителями энергий, смена и взаимодействие которых и есть русская история. И это нисколько не умаляет увлекательность повествования, а, наоборот, добавляет ещё и философское измерение тексту, выполненному, как и вся предыдущая поэзия Фадеева, на высоком поэтическом уровне — талантливо, мастерски. И не удивительно, что такой («научно-физический») анализ во многом совпал с открытиями историка Александра Пыжикова, памяти которого автор и посвятил свою поэму.
В добрый путь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Смута. Поэма» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других