Золотое кольцо Боспора

Владимир Александрович Жуков, 2019

Цикл очерков, статей об истории, личностях, памятниках и артефактах Боспорского царства, существовавшего в античные времена на территориях Керченского и Таманского полуостровов. А также о некоторых средневековых княжествах, объектах культурного наследия Крымского полуострова.

Оглавление

Нимфей — обитель богов

Руины древнегреческого городища Нимфей, что в переводе языка его обитателей означает святилище нимф, находятся на западном берегу Керченского пролива вблизи рыбацкого поселка Героевское (Эльтиген) в четырех километрах южнее Аршинцево. Нимфей был основан в VI века до нашей эры на высоком плоскогорье над морем переселенцами с острова Самоса. Выбор места оказался очень удачным с выходом на удобную бухту, что в I веке нашей эры отметил историк Страбон, называвший Нимфей «городом с прекрасной гаванью».

Его жители, кроме рыбного промысла и виноделия, занимались земледелием, выращивали пшеницу и другое зерно, которое продавали в Грецию и других средиземноморских странах. А также поставляли товары на рынки крупных городов полуострова: Кафы (Феодосия), Пантикапея (Керчь), Херсонеса (Севастополь), Керкинитида (Евпатория).

Успешная, прибыльная торговля привела к росту города, материальному достатку его жителей. Дольше других греческих городов, расположенных на востоке полуострова, они сохраняли независимость от Пантикапея, входили в состав, возглавляемого Афинами, Делосского морского союза, чеканили монеты и платили метрополии налоги. Защиту города обеспечивали воины афинского гарнизона.

Первооткрыватели

Нимфей после того, как в 111 веке нашей эры был разрушен готами, долгое время пребывал в забвении. Был обнаружен случайно в 1866 году уездным помещиком на принадлежащей ему территории. Решил использовать заросший травой земельный участок под виноградники. При вспашке почвы увидел остатки древних построек. Пока весть о находке дошла до археологов, кладоискатели золотых монет и украшений успели провести «ревизию». Чем им за почти десятилетие удалось поживиться неведомо?

После того, как ученые договорились помещиком о проведении раскопок, археологические исследования античного городища и некрополя проводились в 1876–1880 годах Императорской археологической комиссией, когда были описаны, найденные в 1867 году золотые серьги Артемидой и розетки, украшенные голубой эмалью, нанесены на план городище и курганы Нимфея. Когда владельцем поместья стал известный в ту пору коллекционер древностей А. В. Новиков, то под его руководством были продолжены раскопки и почти все артефакты он продал в коллекции Эрмитажа.

Впоследствии археологи выяснили, что в начале IV века до нашей эры город был обнесён крепостными стенами. Однако это его не спасло его от нашествия кочевых племен. Часто подвергался штурмам и разорению. Ученые предполагают, что в первый раз был разрушен во время одной из боспорско-гераклейских войн в 353–347 годах до нашей эры, но вскоре возродился из руин.

Культовые сооружения

Как известно из истории древнего мира, сыновья и дочери Эллады поклонялись богам Олимпа, о которых до наших дней дошли сказочные, романтические мифы о подвигах и других благодеяниях. Почитание всесильным покровителями вязанные с этим обычаи, ритуалы и традиции были важной частью духовно-культурной жизни населения. Поэтому в первой половине VI века до нашей эры в Нимфее на берегу моря у грота скалы было построено святилище в честь богини плодородия Деметры.

Древние зодчие постарались, проявили творчество и мастерство — возвели здание прямоугольной формы под черепичной крышей и с терракотовыми украшениями. Внутренние помещения были отделаны красной штукатуркой. Рядом с этим святилищем в ходе раскопок обнаружили алтари, жертвенник и фундамент небольшой постройке, предположительно сокровищницы, то есть хранилища даров богине.

На территории этого священного участка археологи нашли много терракотовых статуэток и осколков керамических изделий и сделали вывод о популярности места, о набожности жителей. По мере усиления влияния Римской империи на Боспоре святилище пришло в упадок.

Между тем город расширялся, возводились дома, развивались разные промыслы и ремесла, обеспечивавшие достаток. После морского сражения при Эгоспотамах, которое произошло в 405 году до нашей эры и распада Делосского союза гармост Гелон, дед знаменитого Демосфена, передал Нимфей под управление боспорского царя Сатира I. За это невыгодное решение, отозванный в Афины Гелон, подвергся судебному преследованию. Вынужден был бежать в Пантикапей под защиту царя Сатира 1. Судя по тому и другим фактам, и тогда существовали такие пороки, как измена, коварство и алчность. Личные своекорыстные интересы доминировали над государственными.

Ученые выяснили, что после побед, одержанных войсками полководца Александра Македонского, Боспорское царство утратило рынок зерна в Афинах, куда поставлялось более дешевое зерно из Египта. Жители Нимфее хлеба, профилировали хозяйство на виноделие. В середине III века до н. э. в верхней террасе города были сооружены крупные винодельческие объекты.

Находки в советский период

Участники экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР под руководством крымского археолога В. Ф. Гайдукевича в 1938 году на территории Нимфея провели разведочные работы, давшие старт планомерным археологическим исследованиям городища, его некрополя и хоры.

Найденные артефакты значительно дополнили ранее известные ученым свидетельства древних историков о городе, его жителях, укладе жизни, обычая и традициях. Тогда в Нимфее и было открыто святилище, посвященное Деметре. Кроме того фундаменты жилых и общественных зданий, фрагменты оборонительной стены IV века до нашей эры, остовы гончарных печей и винодельни. Отчасти удалось схематически воссоздать городскую планировку и систему городских коммуникаций, действовавших в разные периоды полиса жизни.

В 50-е годы прошлого столетия исследователь Л.Ф. Силантьева опубликовала материалы о погребальных обрядах и находках из курганного и грунтового некрополей Нимфея. Мужчин хоронили с оружием, золотыми гривнами, чернолаковой керамикой. Погребений коней рядом их погибшими или усопшими владельцами, говорит о наличии варварских признаков в погребальном ритуале, о симбиозе элементов эллинской и варварской культур.

В 1966 году археологи, занимаясь раскопками некрополя, обнаружили монументальный архитектурный комплекс, как святилище богов — покровителей мореплавания и моряков. В результате многолетних исследований на южном склоне нимфейского плато установили, что здесь на протяжении длительного периода существовал священный участок — теменос, разрушенный землетрясением, которое произошло в середине 111 века до нашей эры.

Присущие человеку эстетические чувства отразились в архитектуре сооружений. Матера добивались не только их функциональности, но красоты, гармонии, изящности. Центральная часть города застраивалась каменными домами, была украшена скульптурами богов, фонтанами.

Уже тогда среди состоятельных горожан появились меценаты. В 1 веке до нашей эры в Нимфее возвели мраморный фонтан пирамидальной формы на средства горожанки Гликарии. О том свидетельствует сохранившееся стихотворение, высеченное на каменной арке: «Гликария, супруга Асандра! У твоей пирамиды я с жадностью выпил воды, идущей от близкого источника с помощь Бромея (Диониса) и, утолив жажду, я сказал: и при жизни, и после смерти ты будешь спасать испытывающего жажду».

В ноябре 1943 года на побережье Эльтигена был высажен морской десант, в течение сорока суток атаками и обороной, сковавший огромные силы фашистов. В память о мужестве и героизме советских воинов на этой Огненной земле возведены обелиски. Над поселком, получившим во славу десанта название Героевское, возвышается огромный монумент в форме паруса. Так на этой легендарной земле соединились две эпохи — античная и современная.

Нимфей имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я