Цикл очерков, статей об истории, личностях, памятниках и артефактах Боспорского царства, существовавшего в античные времена на территориях Керченского и Таманского полуостровов. А также о некоторых средневековых княжествах, объектах культурного наследия Крымского полуострова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое кольцо Боспора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Царский курган
После подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мирного договора о передаче Турцией полуострова Российской империи в вечное владение, на эту территорию с материка устремились путешественники, ученые-исследователи. Они были удивлены множеством холмов в степной и предгорной частях Таврии — рукотворными курганами.
Наибольшее их количество, более двух тысяч, обнаружили на территории Керченского полуострова в границах могущественного Боспорского царства, существовавшего в эпоху античности.
Самые величественные из них Царский, Золотой и Мелек-Чесменский курганы оказались на территории Керчи, где прежде находилась столица Боспорского царства — Пантикапей, что в переводе с древнеиранского языка означает рыбный путь. Можно предположить, что одним из основных занятий, кроме ремесел и торговли, было рыболовство. Неглубокое и хорошо прогреваемое Азовское море являлось нерестилищем для разных видов рыб, в том числе осетровых.
Поселок Аджимушкай — пригород Керчи — всемирно известен не только подвигами подземного гарнизона в каменоломнях, отважно сражавшегося с фашистами летом и осенью 1942 года, но и уникальным памятником античности Царским курганом. Он в 1833 году был обнаружен директором Керченского музея древностей Антоном Ашиком, организовавшим раскопки этой величественной усыпальницы. На правах первооткрывателя, он и дал название кургану.
Интересна личность археолога. Антон Бальтазарович Ашик (1801–1854 гг) родился в семье купца, далматинского серба. В 1812 году семья переселилась в Одессу, а через пять лет Антон поступил на службу в канцелярию Херсонского военного губернатора графа Ланжерона. Впоследствии по предложению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора князя Михаила Воронцова с 1833 по 1849 год Антон Ашик работал директором Керченского музея древностей. Будучи действительным членом Одесского общества истории и древностей, основал библиотеку Керченского музея.
В ту пору, да и ныне, курганы являются заманчивыми объектами для кладоискателей. Основным мотивом для этого «черного бизнеса», связанного с трудоемкими, затратными землеройными работами, остается поиск золотых, серебряных изделий, монет, украшений, драгоценных ваз и других предметов ювелирного искусства.
Затраты на раскопки Царского кургана, не окупились. Не были обнаружены останки погребенного, драгоценности, предметы быта. Предполагают, что гробница была ранее разграблена или не обрела своего вечного хозяина. Ашик был уверен, что открытие древней усыпальницы имело огромное научное событие для археологии.
Он, в частности, заявил: «Труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на керченской земле». Время подтвердило правоту археолога. В Царский, как и в другие, наиболее сохранившиеся, курганы, не зарастает тропа для людей, историков, туристов, увлеченных историй Отечества.
Несколько раз мне довелось посетить Царский курган, поразивший своей монументальностью, величием, классикой архитектурно-инженерного исполнения в период античности. Невольно возникают мысли о быстротечности человеческой жизни и вечности памятников, созданных древними мастерами, жившими тысячи лет назад. Окружность основания кургана превышает 250 метров, диаметр — 80 метров и высота — 18 метров. К расположенной внутри гробницы погребальной камере проложен туннель или коридор (дромос) длиною 36 метров. Камера квадратная со сводчатым потолком, ее основание высечено в скале. Пол вымощен каменными плитами. Купол состоит из двенадцати, плавно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых плитой, представляющих ложный уступчатый свод.
Дромос, ведущий в погребальную камеру, кое-где имеет цоколь. Перекрытие дромоса также составляет ложный уступчатый свод. Блоки известняка, из которых сложены камера и туннель, тщательно, без раствора, подогнаны друг к другу, что свидетельствует о мастерстве строителей. В качестве материала использовался камень, добытый в находящихся рядом катакомбах. Сверху курган был покрыт глиной, перемешанной с водорослями. Это оберегало его от размыва селевыми потоками.
Древние зодчие использовали конструкцию, символизирующую очищение души усопшего по пути в загробный мир. Уже в то, по нашему представлению, дикое время, скифы почитали праведный образ жизни, заботились о чистоте души. Вера и страх перед наказанием за грехи служили иммунитетом против варварства.
На каменных глыбах по пути к камере изображены фигуры людей. Установлена жертвенная чаша, вырезанная из каменной глыбы. На стенах сохранились изображения с христианской атрибутикой, очевидно, появились в более позднее время. По версии ученых, этот факт указывает на то, что ранние христиане использовали курган для проведения культовых обрядов.
Для кого была возведена усыпальница и насыпан курган? По сей день это остается тайной. Некоторые из ученых предполагают, что гробница предназначалась для скифского царя из династии Спартокидов — Левкона I, (389–349 гг. до н. э.), правившего Боспорским царством в первой половине IV столетия до н. э.
Благодаря кропотливым исследованиям, из глубины веков просочились сведения о том, что он был умным, проницательным монархом, так как государство при нем достигло пика могущества и процветания.
Поскольку следов погребения не обнаружено, то у археологов два варианта: либо оно не состоялось, либо могильник разграбили еще в древности? Так как в погребальной камере обнаружены остатки деревянного саркофага, то вторая версия более всего вероятная. Отличительной особенностью сооружения является оптический эффект. Он связан с тем, что если смотреть в туннель, представляющий собой коридор, со стороны погребальной камеры в сторону входа, то он кажется намного длиннее, чем при входе в курган. Секрет таится в математических расчетах. Из-за разной ширины по всей длине туннеля его стены не параллельны, в результате чего возник необычный эффект.
Дело в том, что по форме дромос похож на кипарис, который греки считают символом мертвых. Это наводит на мысль, что в царство мертвых путь короче, а вот возврата оттуда нет, поэтому и расстояние от саркофага, благодаря оптическому эффекту, длиннее.
Археологи пришли к выводу: чем величественнее курган, тем значимее погребенная в нем особа, приближенная к тому или иному мифическому божеству. Строго соблюдался магический ритуал очищения и перемещение душ усопших в загробный мир. Уже тогда насаждался культ личности, возвеличивание царей и вождей над чернью, рабами и смердами, которых часто, особенно слуг, приносили на заклание, отправляли следом за почившим, его драгоценным скарбом в усыпальницу.
Остается восхищаться уровнем интеллекта древних мудрецов, сумевших в архитектуре отразить символы античного мировоззрения. Царский курган привлекает не только историков, туристов, но и кинематографистов для съемок научно-фантастических и сказочных фильмов.
Рядом с курганом расположен музей. В нем хранятся артефакты, обнаруженные археологами во время раскопок древних городищ. Упорно, терпеливо и настойчиво ученые исследуют пласты многовековой истории. И пусть им в этом сопутствуют новые открытия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое кольцо Боспора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других