В современной экономике к традиционным видам капитала добавляется интеллектуальный капитал, который, несмотря на его нематериальный характер, оказывает значительное влияние на результативность и эффективность деятельности любого субъекта – будь то отдельный человек, группа (команда), организация, регион или страна. Таким образом, знания о структуре и процессах формирования интеллектуального капитала становятся жизненно важными.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Основные понятия и их классификация
1.1. Понятия «информация», «знания», «продуктивные социально-экономические отношения», «интеллектуальный капитал»
Информация и знания отличаются от других видов ресурсов, используемых человеком, являются «общественным благом» и не убывают по мере их тиражирования и социализации.
Представим понятия «информация» и «знание», раскроем их базовые свойства.
Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — это продукт исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности — сущности, явления, объекта, процесса — в определенной нематериальной форме, ценность которого для пользователя заключается в повышении содержательности отраженной в сознании действительности и в снижении неопределенности конкретной ситуации с учетом контекста его деятельности.
Отсюда можно выделить базовые свойства информации:
— является результатом исследовательско-поисковой деятельности человека;
— имеет определенное содержание, отражающее отдельные аспекты объективной реальности, дискретна;
— нематериальна;
— формализована — представлена на определенных языке и носителе;
— для практического применения требует интеллектуальной деятельности, применения тех или иных знаний;
— обладает ценностью и полезностью для пользователя;
— быстро устаревает;
— является внешней по отношению к интеллекту (сознанию) человеку, поступая из определенного источника;
— является объектом коммуникации, безгранично и свободно распространяясь в информационной среде;
— служит «сырьем» для создания знаний.
Знания — это продукт познавательно-созидательной интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность и позволяющий ему более эффективно выполнять определенную практическую деятельность, т.е. формирующий его экономический потенциал.
Исходя из определения, основные свойства знаний:
— являются результатом познавательно-созидательной, т.е. исследовательско-аналитической и проектной деятельности человека;
— системно отражают реальность, объективную действительность;
— нематериальны;
— могут быть формализованы в определенном объеме (части) и форме;
— обладают возможностью безграничного распространения в социальной среде (социализация);
— имеют жизненный цикл развития — онтогенез знаний;
— обладают экономическим значением, возможностью практического применения и, вследствие этого, ценностью для человека, принося ему определенную пользу;
— становятся неотъемлемой частью интеллекта человека;
— возможность создания знаний и эффективность их использования определяются социально-психологическими характеристиками их владельца, его генетическими данными.
Интеллектуальный капитал — это вид капитала, являющийся проявлением интеллекта социального субъекта, и представляющий собой результаты его деятельности — информацию, знания и продуктивные отношения, имеющие социально-экономическую ценность, обеспечивающие ему благо и конкурентные преимущества.
Основные свойства интеллектуального капитала:
— является результатом социально-экономической деятельности;
— комплексность — сочетание интеллекта, информации, знаний, продуктивных социально-экономических отношений;
— нематериален;
— частью неформализован (интеллект, неявные знания), частью детально формализован для практического использования (продукты интеллектуальной деятельности);
— предназначен как для внутреннего использования (натуральный), так и для внешнего (продуктовый);
— онтогенез (жизненный цикл) во многом связанный с развитием науки и техники;
— имеет определенную социально-экономическую ценность, является объектом социально-экономических отношений;
— частью (объекты интеллектуальной собственности) имеет собственника и правовую защиту;
— предоставляет собственнику определенное экономическое и неэкономическое благо;
— может накапливаться;
— является объектом инвестиций.
Поскольку в состав интеллектуального капитала мы включаем и продуктивные социально-экономические отношения, которые в отличие от информации и знаний, не являются информационным ресурсом, то дадим определение данному понятию, являющимся видовым понятием по отношению к понятию «общественные отношения» и к категории «отношения».
Продуктивные социально-экономические отношения — это взаимосвязи, возникающие между разноролевыми субъектами в процессе их социально-экономической деятельности, неформальных и формальных коммуникаций, зависящие от уровня развития их интеллекта и носящие положительный (продуктивный, синергетический) характер и дающие данным субъектам благо.
Основные свойства продуктивных социально-экономических отношений:
— являются результатом взаимодействия субъектов;
— имеют как неформальный, так и формальный характер;
— зависят от социальных и экономических ролей субъектов, их статуса, выполняемых ими функций;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других