Грибные дни

Влад Костромин

Казалось бы, что плохого от того, что субботним днем отец позвал нас собирать грибы? А потом что-то пошло не так, все завертелось и понеслось. Мы с братом Пашкой стали убийцами, поджигателями, мясниками и расчленителями, и нам уже некогда разбираться какая связь между лешими, инопланетными лапшоидами, Станиславом – грибовиком, святым пионером Илларионом, ежебоками и ВЧК КГБ. Надо успеть устранить случайных свидетелей нашего внезапного похода за грибами, а дальше будет видно…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грибные дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Воскресенье — день

К нам домой заходил участковый, спрашивал у матери про отсутствующего в деревне отца. Мать напоила Семенова чаем с вареньем, расспрашивала его об убийстве. Мы подслушивали из комнаты. Версий у милиции было не особо много — считали, что кто-то убил Ларису Викторовну по пьяному делу с целью грабежа. Семенов обратил внимание матери на пропажу кур. Милиционеры проверили всех деревенских бывших судимых и асоциальных элементов, но у всех было алиби. Как сказал Николай Васильевич, видимо, кто-то из соседних деревень совершил черное дело. Допив чай, участковый откланялся, попросив, чтобы, когда вернется отец, ему непременно позвонил.

— Вот значит как, — мать налила себе еще чаю и задумчиво вертела чашку, — думают, кто-то из округи…

— Так я герой или нет? — спросил Пашка.

— Ты — баран. И ты, Виталий, тоже. Не додуматься вилы вытащить — это просто уму непостижимо. Это надо быть полными петрушками с пустыми головами. Про кур слышали?

— Да, — ответил я.

— Надо начинать их рубить и потрошить по-тихому, пока никто ничего не заподозрил.

— А кто и что может заподозрить?

— А вдруг обыск? — пристально посмотрела на меня мать. — И что ты им скажешь? Что чужие куры сами в сарай набились?

— Я не умею рубить…

— У неумеки руки не болят, — отрезала мать. — Что там уметь? Кладешь ее шею на пень, топором ёк и все: курица не птица, Советская Болгария не заграница. Вспарываешь ей пузо и вываливаешь в помойное ведро потроха. Потом тушку ошпариваешь кипятком и начинаешь ощипывать. Справитесь, — махнула рукой, — не сложнее, чем старушку замочить, Раскольниковы. Иди, что ты стоишь? Ты же будущий воин, — глумливо сказала она. — Не будете ротозеями — все у вас получится.

Пообедали жареными ночными грибами. Грибы как-то в горло не лезли, сразу вспоминался отец. Я незаметно подвинул свою тарелку Пашке, а он и рад стараться: смолотил мигом. Как в него только помещалось столько еды?

После обеда, мы с Пашкой поставили на очаг во дворе греться выварку с водой и пошли в сарай за первой курицей. Стоял у нас во дворе металлический обод от тракторного колеса, с вырезанным сбоку отверстием для дров, служивший очагом. На него ставилась длинная сорокалитровая выварка из нержавеющей стали. В любую погоду: в снег и дождь, в грозу и вёдро, град и буран, приходилось нам с братом разжигать огонь под этой вываркой и, постоянно подбрасывая дрова, караулить, пока вода закипит. Даже падающие с неба камни не могли освободить нас от этой обязанности. Когда вода закипала, засыпали туда комбикорм и заваривали, помешивая длинной узловатой палкой. Потом снимали и ставили следующую выварку. А дальше надо было в большом чугунке с дыркой от пули картошки сварить для поросят. Так весь вечер возле этого костра и проводили, под дождем и снегом, среди комаров и разного гнуса.

Курицу схватили первую подвернувшуюся. Приволокли ее к костру. Положив ее на пень, я достал спрятанный за калиткой топор. Прятали мы его, чтобы никто не спер, хотя, у нашего отца и так никто бы ничего не спер. Подкравшийся Пашка смотрел с острым любопытством, возбужденно подрагивали, словно хоботок насекомого, очки. Я стоял и чего-то ждал.

— Чего ты ждешь? — не выдержал Пашка.

— Она же живая, — попытался объяснить я. — Она дышит.

— Руби скорее, мамка успеет на ужин сготовить!

— Она же живая, как ты не понимаешь?

— Руби, а то опять один горох вечером жрать! — горячечно сказал Пашка.

Отец где-то спер целый мешок гороха, и мать из экономии постоянно варила его нам. Вздохнув, я резко опустил топор на покорно вытянутую шею. С легким хрустом перьев голова отделилась и отлетела к забору. Из обрубка шеи ударила длинная струя крови. От неожиданности я отпустил тушку, и обезглавленная птица рухнула с пня. Упав на землю, она вскочила на ноги и, поливая вокруг кровью, словно из брандспойта, кинулась прочь, в сад. Я остолбенело смотрел вслед. Пришел в себя только от воплей брата.

— Уйдет! — верещал он. — Уйдет же!!!

Схватив полено из кучки дров, приготовленных на вечер, он с неожиданной ловкостью, будто заправский городошник, швырнул его вслед беглянке, снеся курицу, словно кеглю.

— Попал!!! — заорал Пашка и начал скакать по двору, улюлюкая и изображая индейский танец.

От сарая к его воплям добавилось кукареканье нашего петуха. На шум из дома вышла недовольная мать.

— Опять скачешь, кособокий? — брезгливо поморщилась она. — Знать, не устал. Ты чего стоишь, шупальца свесив, Виталий? — перевела взгляд на меня. — Зарубил куру? Где тушка?

— Она убежала, — признался я.

— Безмозглый, весь в Витьку, — поставила диагноз мать. — Это у тебя от того, что шапку зимой не носишь. Смотри, мозги вытекут, безмозглым станешь.

— Я ее подбил! — ликующе вклинился в материнские поучения Пашка.

— Кого ты подбил, кочерыжка моченая? — спросила мать.

— Виталик ей голову отрубил, а она тикать, а я поленом ее, — хвастался брат.

— Хоть у кого-то здесь мозги с моей помощью работают, — похвалила мать. — Вовремя я за твое воспитание взялась. Теперь принеси добычу.

Пашка, схватив еще одно полено, пошел за тушкой.

— А ты не стой столбом, а то голуби гнездо в волосах совьют, — велела мне мать. Приняла из рук Пашки окровавленную птицу и положила на заборный столб. — Пускай пока полежит. Как вода закипит — меня позовете.

Вода закипела, Пашка позвал мать. Она пришла с кастрюлей и ножом. Брат волок следом таз.

— Клади куренка в таз, — командовала мне мать. — Теперь поливай кипятком. Павел, возьми за лапы эту падаль, только осторожно, не обожгись. Виталий, лучше лей, не жалей, не в пустыне. Теперь щипайте.

Мы начали отдирать мокрые скользкие перья.

— Шибче щипите, каторжники.

С грехом пополам ощипали птицу.

— Павел, опять бери за лапы, Виталик, возьми нож и вспори брюхо.

Я провел ножом по животу, из разреза хлынули петли кишок и что-то желто-зеленое, пошел резкий запах.

— Она не пропала? — заволновался поморщившийся Пашка.

— Нет, все нормально, это потрошки так пахнут.

— А их едят? — жадно спросил брат.

— Еще как, — она подмигнула. — Как пожарим с луком, так тебя за уши не оттащишь.

— А мы пожарим? — облизнулся Пашка.

— Конечно, — успокоила мать. — Виталий, теперь промой брюхо изнутри, внутренности пополоскай. Молодцы, — мать уложила птицу в кастрюлю. — Я пошла готовить, а вы рубите остальных, а потом заварите месиво свиньям. И перья под яблоней в саду заройте, это полезно для будущего урожая. Опять же, улики лишние скроет от глаз.

— А из головы можно что-нибудь приготовить? — смущенно улыбнулся Пашка.

— Что из нее можно приготовить, если она у тебя пустая? — удивилась мать. — Если только погремушку?

— Из куриной, — показал на запыленную голову брат.

— Возьми, юродивый, — проявив щедрость, разрешила мать, — я ее тебе сварю отдельно, заслужил.

Пашка раздулся от гордости, напомнив пьяного отца, тешащего свое мелочное самолюбие.

— Действуйте, неумеки.

Она ушла. Мы вытащили из сарая вторую курицу и сообща зарубили.

— Давай сначала этих ощиплем, — предложил я, — а потом еще зарубим.

— Давай.

— А что это вы тут делаете? — раздался незнакомый голос.

Мы подняли головы от тушки: над забором вырастала голова высокой девушки с пышными светлыми волосами.

— Курей потрошим… — ляпнул Пашка и поперхнулся от моего толчка локтем под дых.

— А вы кто? — настороженно спросил я. — Что вы тут делаете?

— Своя я, — улыбнулась девушка.

— В такую погоду свои дома сидят, — пытаясь ногой задвинуть таз с тушками за очаг, подальше от ее любопытных синих глаз, пробурчал я, — телевизор смотрят.

— Телевизор я могу и у вас посмотреть, хотя меня больше природа интересует. Сад у вас красивый…

— Чего это вы наш телевизор смотреть будете? — перебил ее Пашка. — Мы его сами не смотрим!

— А почему не смотрите?

— Экономим, — пробурчал брат.

Это было правдой: из экономии телевизор включался только для просмотра программы «Время», фильма «Семнадцать мгновений весны» и передачи «В мире животных» (отец надеялся увидеть в ней сюжет про разведение кур). И еще, на наши с Пашкой дни рождения отец разрешал нам посмотреть «Ералаш».

Девушка задорно рассмеялась. На крыльцо выглянула мать.

— Здравствуйте.

— Здравствуйте, — обернувшись, поздоровалась девушка. — Вы Екатерина Егоровна?

— Допустим. А вы кто? — подозрительно прищурилась мать.

— Родственница ваша…

— Какая еще родственница?! Нет у нас таких родственников! — мать нахмурилась.

— У вас может и нет, а у дяди Вити племянница есть. Марина я…

— Марина! — всплеснула руками мать. — Выросла то как! Совсем взрослая стала! Каким ветром к нам занесло?

— А вам дядя Витя не сказал?

— Что не сказал?

— Что я приеду?

— Ну… — мать пожевала нижнюю губу.

— Он должен был меня сегодня встретить в Дубровке с проходящего поезда, но я его не дождалась и на рейсовом автобусе сама решила приехать. Не помешаю?

— Нет… — мать задумчиво смотрела на нежданную гостью.

Пауза затягивалась.

— Чего это мы стоим? — спохватилась мать. — Гостей в пороге не держат! Проходи в дом, Марина, проходи. Не стесняйся. Пошли, умоешься с дороги, да расскажешь, что в мире творится, что генсек нового выдумал. Говорят, с лысых налог будут брать, как раньше с бездетных брали?

Подхватив гостью под руку, она со значением сделала нам знак глазами и поволокла ее в дом.

— Кто это? — спросил Пашка.

— Наверное, тети Раи, старшей сестры отца, дочка.

— Они же на Дальнем Востоке живут, — наморщил лоб Пашка.

— Ну вроде так, — я посмотрел под ноги на таз с добычей. — И что теперь?

— Давай сварим в выварке, — воровато оглянувшись, предложил брат. — И сожрем…

— Ты дурак? Мать нас потом самих сварит.

— А что делать?

— Давай дощиплем и будем ждать, что она скажет.

Ждать пришлось недолго: мать выскочила во двор.

— Что вы тут возитесь? — зашипела она. — Что с курами?

— Почти ощипали, — ответил я.

— Почти ощипали, — передразнила она. — Гости в доме, а на стол и поставить нечего!

— Эта дылда будет наших курей есть? — обиженно спросил Пашка.

— Эти куры такие же ваши, как и ее! — отрезала мать. — Будет! Или ты хочешь, чтобы она что-то заподозрила? Учтите: кур мы забили специально для нее, Витька про нее говорил, просто мы растерялись, что она без него явилась. Ясно?

— Ясно, — кивнули мы.

— А она надолго? — спросил я.

— Недельку где-то хотела погостить.

— Неделю? — Пашка почесал затылок.

— А что?

— Мы ее неделю курами будем кормить что ли?

— Да, неприятно, — вздохнула прижимистая мать, — но, с другой стороны, она поможет нам от улик избавиться. Будем изображать хлебосольных радушных хозяев, что делать?

— А как же остальные? — напомнил я.

— Ты про что? Про кур?

— Троха, Сазан… С ними что?

— А что с ними?

— Думаешь, эта белобрысая не заметит, если мы из дома ночью уйдем?

— Да… — мать призадумалась, — есть такая вероятность. Они же, гости, все как черти, любопытные, лезут во все щели, что твои тараканы. До всего им дело есть. Суют свои длинные носы, вынюхивают, как крысы, выдры американские или врачи-вредители. Ладно, давайте кур, будем решать проблемы по мере их поступления. Поживем, увидим. Надо бы узнать, умеет эта падлица плавать или нет?

— А зачем? — удивился Пашка.

— А затем, что у нас озеро есть, а она может вечерком пойти на него прогуляться, да и того… утонуть ненароком. Такое бывает: пьянящий воздух свободы в голову тук и девочка в озеро плюх. Наша Таня громко плачет и все дела… Узнает, сколько в рубле алтын да и даст Бог, свалит отсюда, а мы можжевельником дом окурим и будем жить как раньше. То, что она приехала — это нам свыше знак. Значит, сегодня нам надо воздержаться от очистительной карательной акции, что заодно ослабит подозрения милиции. Да и нечисть эта расслабится, не будет чувствовать угрозы. А как они расслабятся, так мы следующей ночью и ударим врасплох!

— А чего вы в разных носках ходите? — удивилась Марина, глядя на нас с Пашкой.

Мы, по настоянию матери, носили связанные ею разноцветные носки: на левой ноге — белый, на правой — красный. По мнению матери, это защищало нас от сглаза.

— Это… — я растерялся.

— От сглаза это, — сказала мать, ставя на стол большую сковородку, вмещающую курицу, фаршированную грибами. — Так бабушка ходить им завещала. Перед смертью.

— Ясно… — неуверенно кивнула Марина.

— Ладно, гостей баснями не кормят. Как говорится: злому человеку соли в глаз, а добру человеку хлеба в рот. Отведай курочку, что Бог послал.

— Крупные у вас куры, — похвалила гостья.

— Стараемся, ухаживаем за ними, — слегка порозовела от похвалы мать. — Витя же куровод знатный. Перед тем, как яйца под наседку положить, всегда их в своей шляпе выдерживает.

— Зачем?

— Обычай такой, еще с проклятых царских времен, а то и раньше, до Христа был. И скорлупу от пасхальных яиц мы в муравейник закапываем, чтобы куры хорошо неслись. А на сорок мучеников42 самолично орешками из ржаного теста их досыта кормит.

— Мать говорила, что ему даже медаль за куроводство дали. Он ей в письме писал.

— Ну, да, дали… — мать закашлялась.

Эту медаль на голубой ленте отец где-то спер, а в деревне всем рассказывал, что она получена за победу на международной куроводческой выставке в Париже. Оказывается, он и сестре своей успел нахвастаться. Отец, оправдывая медаль, часто ходил по деревне и определял носких куриц: осматривал гребни, выискивая яркие красно-пунцовые; уши белого цвета; красные веки. Если куры у кого-то не неслись, то советовал кормить птицу мелко рубленными дождевыми червями или мясными отбросами. По звездам под Рождество определял яйценоскость конкретных кур на весь год. Еще советовал, чтобы куры хорошо неслись, кормить их зерном, украденным у попов — это послужило причиной кражи у отца Василия, батюшки-секретаря из Дубровки, целого воза зерна (вместе с поповскими курами и поросенком).

Он даже выпускал стенгазету «Субботний куровод», в народе прозванную «Субботний курощуп», еженедельно вывешивая ее в правлении, чем приводил деревню в восхищение. В заглавии алел лозунг — «Впервые в истории человечества куровод в нашей стране сравнялся, встал вровень, с государственным деятелем!» Статьи по куроводству отец разбавлял собственными стихами, вроде:

— Кто в полемическом задоре мог предсказать Федоре горе?

Богатыри, не мы.

А в отношенье куроводства — одно сплошное благородство.

И не доводит до тюрьмы.

Или

— А он все прыгал вкруг и им кричал, что святость с куроводством повенчал.

А еще:

— Зима — крестьянин торжествует. В село приехал куровод.

Его лошадка, снег почуяв, устроила переворот.

Я голубей кормил зерном — они платили мне говном!

И статейками вроде: «Яйцо — это камешек в желудке. Лежит в нем долго, и пока лежит — хорошо, комфортно и этично». Публиковал идее вроде создания организации «Юный советский куроводыш»: со значками, членскими билетами, взятием каждым куроводышем индивидуального шефства над разводимой птицей. «Главное, чтобы дети, куроводыши, чувствовали с подопечной птицей кровную связь, были единокрылыми подкрылышами, как когда-то товарищи Ленин и Сталин со всем народом», — с сияющими глазами говорил отец.

Еще среди смелых отцовских замыслов был план курофикации всей страны, своим размахом превосходящий ленинский план ГОЭЛРО43. Злопыхатели шепотом называли отца «Куриный Наполеон». Но теперь всем этим грандиозным планам не суждено было осуществиться.

Кроме того он умел отличать по ширине головы и твердости клюва, длине шеи и форме груди и поведению молодых гусей от гусынь. Отец уверял, что гуси отличаются осторожностью и постоянно озираются, ища подвох, в отличие от спокойно пасущихся на травке гусынь. Учитывая, что по кражам гусей отец давно перещеголял Паниковского из «Золотого теленка», мы ему в этом верили. Отец учил, что когда воруешь, гуся нельзя ни в коем случае пугать, иначе у них мигом портится весь нагулянный нежный жир, превращаясь в вонючее ноздреватое вещество. И голову гуся лучше не рубить, положив на колоду — как мы обычно делали и не сворачивать, а отсекать острыми ножницами для стрижки овец так быстро, чтобы птица ничего не успела понять.

— Святой пионер Нильс на диких гусях фашистов бомбить летал, — вставляла в эти рассуждения свои «пять копеек» мать. — А гусей лучше на Никиту-гусятника есть. Гусь птица важная, представительная, погоду на три дня вперед видит. По гусям сразу видно, кто на селе асоциальный голодранец или классовое отрепье, а кто крепкий хозяин.

Кражи гусей отец оправдывал тем, что по старинному славянскому обычаю кража способствует плодородию птицы и скота.

«Вы поймите, — поедая очередной трофей, разглагольствовал отец, — я украду одного, ну двух, от силы десяток гусей, а с той кражи у хозяев цельная стая расплодится. Но вообще, конечно с позиций диалектического материализма, надо еще и ворованным зерном кормить, тогда точно разведутся необычайно».

— Краденого петуха нужно в ночь под Духов44 день на меже оставлять, — добавляла мать, — и красть нужно непременно так, чтобы никто не увидел и связки в шее ему потом подрезать, чтобы голос потерял.

— Зачем? — спросил я.

— Затем, что нечистая сила петушиного крика боится и если петух заголосит на заре, то полевик45 подумает, что ты ему пакость сделать решил, козью морду показать. И так тебе в ответ засандалит, что не только весь скот у нас на дворе передохнет, но и тебя удар солнечный хватит. А то и сам полевик на коне догонит, да и переедет так, что не вскочишь опосля. Или просто дети его, межевечки и полевички, поймают тебя, да и придушат промеж делом, всего-то делов, — трижды поплевала через левое плечо и перекрестилась.

Надо сказать, следуя своим же заветам, отец ворованным совхозным зерном забил весь амбар. Хватало не только курам и уткам, но и свиньям с коровой. Сено для коровы отец тоже предпочитал воровать. Потом по обвинению в кражах зерна посадили Хандика, а позже — Генку Шандорика.

Мать завидовала медали, но говорила, что добродетель сама себе награда и в мирских медалях не нуждается.

— Ладно, разговоры потом, — мать взяла нож и двузубую вилку и нависла над курицей. — Съешьте чеснок и по лаврушечке, а я пока поделю птицу.

— А зачем чеснок? — удивилась Марина, глядя как мы с Пашкой сноровисто очистили по зубчику и быстро съели, закусив лавровым листом.

— Для витаминов, — ответила мать, — и от цинги.

— У вас тут цинга бывает?

— У нас все бывает. И понос и золотуха.

— А еще мы горчицей зубы чистим, — ляпнул Пашка.

— Павел шутит, — мать незаметно для девушки пнула под столом Пашку по ноге. — А чеснок вообще полезен, он семь недугов изводит.

— Хорошо, — Марина с сомнением очистила зубчик и съела его.

— Вот и умница, — похвалила гостью мать.

— А лавровый лист зачем?

— В честь святого Флора, что у язычников Велесом46 звался, и Лавра47, лошадников. Это чтобы корова-кормилица не болела, ну и в целом, полезно для здоровья — от глистов, и для хозяйства. Хотя, замечу, некоторые считают, что функции Велеса, перешли святому Николаю48, а то и святому Власию49 и святому Георгию50, но это не доказано современной марксистско-христианской наукой, поэтому, скорее всего, враги наговаривают. Сами посудите, Велес выполнял функции великого змея, скотьего бога, воплощения смерти, противоборца Перуна-громовника51, рога ему с Мокошью52 наставившего, пастуха душ мертвых, коровьего вора. И где это все у Николая или Власия?

— Понятно, — неопределенно протянула Марина.

— Как в народе шутят: ешь лаврушку, лук и хрен — будешь, как Софи Лорен.

— Скажете тоже, — засмеялась девушка.

— Скажу. И не такое еще скажу! Я просто как козел Артем и его дрессированный свитер! — раздухарилась мать. — А вообще, лаврушка универсальное лечебное средство: хошь грибок на ногтях им лечи, хошь диабет сахарный, хошь псориаз, а хошь — так даже и геморрой с гайморитом. Все лаврушка осиливает, все побеждает, как святой богатырь Илья Муромец супостатов — половцев и печенегов.

— Какая вы образованная.

— Есть такое, так что твои племенные комплименты мною вполне заслужены. Но на самом деле, на лаврушку надейся, но помни, что почти от всех болезней помогает молитва. Надо только знать, кому молиться.

— Например?

— Запоминай: при глазных болезнях — святомученику Лонгину Сотнику53, а ежели ослабнешь зрением с возрастом — святому Виду54, зубы болят — священномученику Антипе Пергамскому55, если сердце прихватило — святителю Иоасафу56, при грыже межпозвоночной или паховой — Феодориту Студиту57, при бесплодии и гинекологических болезнях — Матроне Московской58 или Ксении Петербуржской59, кого раньше вспомнишь, а при раке — только Пресвятой Богородице, остальные уже не помогут.

— Спасибо, запомню.

— Это правильно, — мать кивнула, — запоминай. И ты это, Марина, ногами не болтай, когда за столом сидишь.

— Да я и не болтаю. С чего вы взяли?

— Я просто, на всякий случай.

— А что может случиться?

— Если, когда за столом сидишь, начнешь ногами болтать, то на них сядет анчутка беспятый, а то и сам Троцкий, — перекрестилась на портреты. — Или сигизмундики заведутся. Прости, святой Ленин, защитник коммунизма и податель всех социалистических благ.

— А кто такие сигизмундики?

— Это вроде кузутиков или анчутков либо хухликов али шуликунов60, маленькие, юркие. Только пятки у них гусиные, ходят ватажками, головы у них остренькие, как луковки. Сами с кулачок, а жрать горазды, не хуже Витьки нашего: сколько не поставь на стол — все ему мало. Жрет, что твой шведский Карлсон в марте. Ну да вернемся к нашим нечистикам. Сами они родом из Польши. Они у нас в стране появились после святого Дзержинского, до революции их не было тут. Хотя некоторые и говорят, что они с Лжедмитрием61 пришли и просто прятались с тех пор, но я думаю, что это все брехня, а их паразит Пилсудский62 из своих плевков сотворил, чтобы тут мелкие гадости делали, да стонали, визжали и хохотали. Усвоила?

— Да.

— Молодец! И хлеб не кроши, а то черти проклятые им наедятся до отвала. Вот, кушайте на здоровье, — щедро сказала она и начала делить курицу. — Курица в собственном соку, даже без перца и чесноку.

Отхватив у тушки бедра, разложила себе и гостье по тарелкам. Мне досталась шея, а Пашке гузка.

— Все по-честному, — закрыв сковородку крышкой, сказала мать. — Ты, Павел, задним умом крепок — тебе гузка. Ты, Виталий, вечно лезешь поперек батьки в пекло — тебе шея. А мы с Мариной женщины в полном расцвете сил — нам по ножке, чтобы ходили подольше. Мы же должны вас постоянно пинать, чтобы вы не ленились и стали достойными людьми. Мариш, мы в их возрасте крапиве и сныти были рады, а эти разгвоздяи курятины требуют, жрут как ежебоки. Дожились! Ешьте, пейте, оглоеды, а то на том свете не дадут!

Из стенки мать принесла бутылку отцовского коньяка «Белый аист». Пару месяцев назад в соседней деревне, куда мы ходили в школу, сошла с трассы фура с молдавским коньяком. Разбившегося водителя увезли в Дубровскую больницу, а фуру мы, школьники, разграбили, оставив только битое стекло, так что запас коньяка у отца был большой. Был… у отца…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грибные дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

42

Со́рок Севасти́йских му́чеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии. Православная церковь отмечает их память 9 (22) марта. Воины родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) были в составе римского XII Молниеносного легиона (лат. Legio XII Fulminata), стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам, они отказались. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Как показывает сличение имён, приведенных в «Завещании» святых Сорока мучеников Севастийских, и имён, приведенных в Святцах, имя этого воина было Мелетий. Один из римлян, Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Останки светились в воде ярким светом. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сорок_Севастийских_мучеников

43

ГОЭЛРО́ (сокр. от Госуда́рственная комиссия по электрифика́ции Росси́и) — государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1920 г постановление «О плане электрификации России». Аббревиатура часто расшифровывается как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. https://ru.wikipedia.org/wiki/ГОЭЛРО

44

Ду́хов день или День Свято́го Ду́ха — христианский и народный праздник в честь Святого Духа. В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник). В православных церквях праздник также носит название Понеде́льник Свято́го Ду́ха. В католицизме празднуется на 50-й день после Пасхи, одновременно с Пятидесятницей (всегда в воскресенье). В Римско-католической церкви праздник называется также Пра́здник Соше́ствия Свято́го Ду́ха. Во многих государствах День Святого Духа является выходным днём. В некоторых из этих стран праздник известен как «второй день Пятидесятницы». На востоке Балкан и у восточных славян Духов день был связан по преимуществу с комплексом поминальных ритуалов, с «душами» умерших и пр. (см. Задушницы, Русалии, Троицын день), тогда как на западе славянского мира этот день почти целиком посвящён пастушеским праздникам. Для восточно-славянской народной традиции были характерны поверья о том, что земля на Духов день — именинница. https://ru.wikipedia.org/wiki/Духов_день

45

Полеви́к, полево́й (белор. паляві́к, укр. польови́к) — дух-хозяин поля в мифологии восточных славян. Представления о полевике встречались редко, и, соответственно, дошедший до нас образ довольно смутен. Он описывается в основном как человекоподобное существо с отдельными животными, растительными и демоничными чертами, которого иногда сопровождает сильный ветер и искры или огоньки. Обычно считалось, что на каждом поле должен быть один и единственный полевик, обитающий в различных неровностях рельефа. Время его активности чаще приходится на полдень или знойный день. Есть отрывочные представления о том, что полевик охранял поле, влиял на его плодородие и благополучие пасущегося на нём скота. В некоторых местах к полевому обращались с просьбой приглядеть за пасущейся скотиной, а кое-где ему приносили дары, чтобы он поблагоприятствовал хорошему урожаю. К человеку полевой относился в основном враждебно: мог напугать, сбить с дороги и даже убить, а также навредить скотине и посевам. К образу полевика примыкают образы редко упоминаемых луговика, межевика и его жены полевой хозяйки. У полевика есть много общего с полудницей, лешим и некоторыми другими мифологическими персонажами. Полевик также является героем литературных сказок. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевик_(мифология)

46

Ве́ле́с, Во́лос (Ве́лес, Веле́с, др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна. Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна. Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом». Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белёсый ← белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий». Так, например, Боян «Слова о полку Игореве», названный в нём «Велесовъ внуче», осмысляется не как внук некоего Велеса, а как «богатырей внук». Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге, написание «Волос ~ Велес» как дань авторитету В. В. Иванова и В. Н. Топорова, всё же придерживается написания «Волос». https://ru.wikipedia.org/wiki/Велес

47

Флор и Лавр (II век) — раннехристианские мученики, пострадавшие в Иллирике. Известны только по житийной литературе. Почитаются Православной (память 18 (31) августа) и Католической (память 18 августа) церквями; на Руси считались покровителями лошадей. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флор_и_Лавр

48

Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Николай Мирлики́йский; Святи́тель Николай (около 270 года, Патара, Ликия — около 345 года, Миры, Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, возникли рождественские подарки. В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец. https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Чудотворец

49

Вла́сий Севасти́йский (ум. ок. 316) — христианский святой, почитаемый в лике священномучеников, епископ города Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Азии (ныне Сивас). В славянской народной традиции святой Власий — покровитель скота, «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы. Традиционные представления о святом Власии восходят к образу славянского скотьего бога Велеса. Соединению образов языческого божества и христианского святого в народном сознании, вероятно, способствовала звуковая близость их имён. На Руси с принятием христианства на местах языческого поклонения Велесу часто воздвигались церкви святого Власия. По мнению польского академика Г. Ловмянского, наоборот, сам Велес представляет собой мифологизированный образ святого Власия, заимствованный восточными славянами-язычниками из христианской Болгарии. Согласно житию, во время гонений на христиан при римском императоре Лицинии, святой Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. Мотив покровительства скоту отражён в иконографии святого Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В славянской народной традиции святого Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником». В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною». В Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота (серб. говеђа слава), в этот день не запрягали волов. Если Власьев день совпадал с Масленичным днём, тогда про этот день говорили: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масла. «Скотий бог — сшибает с зимы рог», а на Онисима-овчарника 15 (28) февраля, «зима становится безрогой». https://ru.wikipedia.org/wiki/Власий_Севастийский

50

Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Гео́ргий Каппадоки́йский, Гео́ргий Ли́ддский) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой с таким именем и один из наиболее известных святых в христианском мире. Существует множество вариантов его жития, как канонических, так и апокрифических. Согласно каноническому житию, пострадал во время Великого гонения при императоре Диоклетиане и после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен. Одним из самых известных сказаний о его чудесах является «Чудо о змие». https://ru.wikipedia.org/wiki/Георгий_Победоносец

51

Перу́н (др.-рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун; польск. piorun «гром») — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». https://ru.wikipedia.org/wiki/Перун

52

Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. По мнению Б. А. Рыбакова и его последователей, Мокошь была богиней жизненных благ и изобилия, а также «матерью урожая». https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь

53

Лонги́н Со́тник — согласно Священному Преданию, римский офицер, центурион (сотник), пронзивший копьём бок распятого Иисуса Христа. Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16 октября по юлианскому календарю (29 октября по новому стилю). Католическая церковь совершает его память 15 марта. Один из приделов храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лонгин_Сотник

54

Свято́й Вит (лат. Sanctus Vitus) — христианский святой, римский мученик периода раннего христианства. Был убит в 303 году. Память святого Вита совершается в Православной церкви 16 (29) мая и 15 (28) июня, в Католической церкви 15 июня. https://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Вит

55

Анти́па Перга́мский (I век, Пергам, Римская империя — 92, Эфес) — ученик Иоанна Богослова, епископ Пергамской церкви. Почитается христианскими церквями как святой в лике священномучеников. Память в Православной церкви совершается 11 (24) апреля, в Католической церкви 11 апреля. В четьях-минеях Димитрия Ростовского Антипа без номера упомянут в списке апостолов от семидесяти. Согласно житию, Антипа отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Его тело было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами, считавшимися мироточивыми, стала почитаться как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли, что отражено и в молитве ему). По свидетельству Георгия Кедрина, при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Антипа_Пергамский

56

Иоаса́ф Белгоро́дский (в миру — Иоаки́м Андре́евич Горле́нко; 8 [19] сентября 1705, Прилуки, Прилуцкий полк, Киевская губерния, Русское царство — 10 (21) декабря 1754, село Грайворон, Белгородская губерния, Российская империя) — епископ Русской православной церкви (РПЦ), со 2 (13) июня 1748 года — правящий епископ Белгородский и Обоянский. В 1911 году был прославлен в лике святителей Русской православной церкви. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоасаф_(Горленко)

57

Фео́дор Студи́т (Феодор Студийский 759 — 826) — византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель. Канонизирован в лике преподобных. Дни памяти: 26 января (8 февраля) и 11 (24) ноября. https://ru.wikipedia.org/wiki/Феодор_Студит

58

Матро́на Моско́вская (урождённая Матро́на Дими́триевна Ни́конова; 1881 или 1885, село Себино, Епифанский уезд, Тульская губерния (сейчас Кимовский район, Тульская область) — 2 мая 1952, рабочий посёлок Сходня, Химкинский район (сейчас Городской округ Химки), Московская область) — святая Русской православной церкви. https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрона_Московская

59

Ксе́ния Петербу́ргская (настоящее имя Ксе́ния Григо́рьевна Петро́ва; между 1719 и 1730 или около 1731 — около 1802 года, Санкт-Петербург) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге. Канонизирована в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ксения_Петербургская

60

Шули́куны (шили́куны/шилику́ны, чили́куны/чилику́ны, шалы́ганы/шалы́ханы, шулюка́ны/шулюкю́ны, шуликины, сюлюкюны) — у русского населения севера Европейской части России, Прикамья, Урала, Сибири, Дальнего Востока название святочной нечисти — сезонных духов, которые накануне Рождества или Нового года выходят из воды на землю, а после Крещения уходят обратно в реки и проруби. Согласно поверьям, шуликуны бегают по улицам с горячими углями на железной сковородке или железным калёным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «калёных» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову (ср. Чёрт), изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на перекрёстках дорог или около прорубей, в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шуликуны

61

Лжедми́трий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в сношениях с иностранными государствами — Император Димитрий (лат. Demetrius Imperator, XVI век, Москва, Русское государство — 27 мая 1606, Москва) — Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1 (11) июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии распространённому мнению — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из нескольких самозванцев, именовавших себя сыновьями Ивана Грозного и претендовавших на российский престол (см. Лжедмитрий II, Лжедмитрий III, Лжедмитрий IV, Михаил Молчанов). https://ru.wikipedia.org/wiki/Лжедмитрий_I

62

Ю́зеф Кле́менс Пилсу́дский (польск. Józef Klemens Piłsudski; 5 декабря 1867, Зулов, Свенцянский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Швенчёнский район, Вильнюсский уезд, Литва) — 12 мая 1935, Варшава) — польский военный, государственный и политический деятель, первый глава возрождённого Польского государства, основатель польской армии; маршал Польши. Начав политическую карьеру как социалист и став одним из лидеров Польской социалистической партии, во время Первой мировой войны основывает Польские легионы. Начиная с середины Первой мировой войны приобретает важное влияние в польской политике и становится одной из важнейших фигур на европейской политической арене. В 1918 году становится главой Польского государства, сыграв важнейшую роль в создании Второй Речи Посполитой, в течение 123 лет разделённой между Российской, Германской и Австро-Венгерской империями. Оставался главой государства до 1922 года. На этот период приходится шесть войн, включая советско-польскую, завершившуюся поражением Красной Армии в результате поражения под Варшавой и подписанием мирного договора. В 1923 году, когда в польском правительстве доминировали противники Пилсудского, на несколько лет он отходит от активной политики, однако после майского переворота 1926 года и до момента своей смерти становится фактическим главой государства. Являлся автором политического проекта, известного как прометеизм, целью которого было ослабление и расчленение Российской империи и, впоследствии, Советского Союза путём поддержки националистических движений на их территории, и который являлся комплементарным проектом идее создания конфедерации «Междуморье», которая должна была простираться от Чёрного до Балтийского моря и создание которой, по замыслам Пилсудского, позволило бы избежать в Центральной Европе доминирования Германии или России. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пилсудский,_Юзеф

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я