Дома и люди Васильевского острова

Виталий Соболь, 2023

Это уникальное издание познакомит вас с Васильевским островом – центром науки, образования, средоточием музеев и крупной промышленной зоной. Вы узнаете мельчайшие подробности о каждой из улиц района, историю ее названия, изменения в нумерации зданий, биографию домов и сведения об их строителях, владельцах и интересных жильцах. Книга построена по принципу энциклопедического справочника, где в алфавитном порядке можно проследить историю развития Васильевского острова. Адмиральский проезд, Биржевая площадь, переулок Декабристов, Университетская набережная, Шкиперский проток – раскроют вам свои тайны и секреты. Авторы по крупицам собрали множество неизвестных фактов и материалов, которые заинтересуют всех, кому небезразлична история Санкт-Петербурга. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Большой проспект

Проходит от 1-й линии до Наличной улицы. Длина — около 3280 метров.

Один из старейших проспектов города, он исторически складывался как главная магистраль Васильевского острова. Около 1710 года был проложен в виде просеки, продолжившей до взморья направление поперечной аллеи регулярного парка Меншиковской усадьбы (см.: Университетская набережная, № 15). Разрабатывая проект планировки острова, утвержденный в 1716 году, Д. Трезини использовал трассу просеки как главную планировочную ось прямоугольной сети линий и пересекающих их проспектов.

Первоначально на планах именовался Большим каналом, отражая проекты планировки Васильевского острова первой четверти XVIII века. Правда, широкий судоходный канал так и остался неосуществленной идеей. Но именно благодаря этому проекту проспект получил значительную ширину — более 85 метров. В 1730-х годах именовался Большой перспективой улицей, Большой перспективой или Большой проспективой. В 1780-х годах появился существующий вариант — Большой проспект. В 1918–1922 годах получил название в честь австрийского социалиста — проспект Фридриха Адлера, а в 1922–1944 годах — проспект Пролетарской Победы. В 1944 году проспекту было возвращено его историческое имя.

Застройка сначала была в основном деревянная и в 1730-х годах доходила до 13-й, а в 1750-х — до 18-й линии. В конце XVIII века были застроены и участки вблизи Галерного селения. Но оставалась неосвоенной нечетная сторона проспекта, который ограничивал Смоленское поле.

В 1730-х годах предполагалось разбить бульвары по обеим сторонам магистрали, но в XVIII веке эту идею так и не реализовали. А в 1809 году землю придали тем домам, перед фасадами которых она находилась. Ее нельзя было застраивать, а палисадники предлагалось обнести сквозной оградой. На месте дренажных канав, окаймлявших проезжую часть, в 1809–1810 годах от 1-й до 6-й линии проложили кирпичные галереи и над ними разбили аллеи. Автором проекта был архитектор Л. Руска. Писатель И.И. Панаев в середине XIX века отмечал: «Вы идете как будто по большой аллее сада, потому что домов не видать за кустами и деревьями. За 7-й линией появляются уже деревянные мостки вместо плитных тротуаров; экипажи все реже и реже; за 12-й линией вам попадаются только извозчичьи дрожки, и то изредка. Здесь и пешеходов-то немного…»

1870-е годы явились началом больших инженерных работ — прокладка линии конно-железной дороги, по которой в 1907 году пошел трамвай, сооружение водопроводной магистрали. Важным этапом развития проспекта явилась застройка его со стороны Смоленского поля — от 21-й линии до нынешней Детской улицы. Продолжалось возведение многоэтажных доходных домов.

За Косой линией проспект сужается, здесь уже нет бульваров по четной стороне. Хотя предполагалось сохранить его прежнюю ширину, этот план нарушили: к концу XVIII века проспект был сужен, и постепенно здесь возникла каменная застройка. В 1884 году расширение проспекта было признано невыгодным, так как для сноса застройки требовались слишком большие средства. Правда, на нечетной стороне проспекта, на Смоленском поле, где строились здания городского ведомства, отводилась полоса для садов. И до Детской улицы проспект на нечетной стороне почти сохраняет прежнюю красную линию. В 1950-х годах сквер был продлен до улицы Шевченко.

Сразу после революции проспект стал административным и общественным центром района — здесь разместился райком партии, а затем и райсовет. Ныне располагается администрация района.

В 1922 году архитектурная мастерская, руководимая И.А. Фоминым, создала проект, которым предусматривалось объединить все бывшие частные сады на проспекте в длинные бульвары по обеим сторонам мостовой. Его реализовали на участке от 1-й до 6-й линии. В 1927 году архитекторы Л.А. Ильин и В.В. Данилов и садовый мастер Р.Ф. Катцер разработали новый проект в развитие идеи Фомина: вместо одного проезда устроили три — два боковых и один центральный, шириной 19 метров, для транзитного транспорта. Широкие бульвары пролегли до 24-й линии.

Во время блокады магистраль оказалась в зоне интенсивных обстрелов и бомбардировок. Многие здания получили повреждения, деревянные строения были разобраны на топливо.

В конце 1940-х и первой половине 1950-х годов на месте разрушенных домов — преимущественно у Смоленского поля и Гавани — были выстроены жилые и общественные здания в формах неоклассицизма. В 1953 году сняли трамвайные пути, заменили булыжное покрытие асфальтобетонным. В 1954 году открылось троллейбусное движение. Были установлены монументальные осветительные колонны художественного литья, изготовленные по эскизам архитектора В.С. Васильковского и скульптора В.В. Исаевой.

Церковь Святой Екатерины (лютеранская). Фото 1900-х гг.

К 1968 году закончилось формирование прибрежной площади Морской Славы (см.), сооружение причалов Ленинградского морского пассажирского вокзала. Тогда же были смонтированы три выставочных павильона на берегу, а в 1982 году завершилось сооружение здания Морского вокзала. Магистраль вышла к Финскому заливу.

В 1994–1997 годах проезжую часть в начале проспекта отделили металлической решеткой, изготовленной в ТОО «Олимп», основанном на базе предприятия «Эскалатор». В 1990 — 2000-х годах были капитально отремонтированы подземные коммуникации и проезжая часть проспекта.

Застройку проспекта открывают здания, относящиеся к лютеранской церкви Святой Екатерины, — № 1/20. В центре ансамбля — кирка, построенная по проекту выдающегося зодчего Ю.М. Фельтена в 1768–1771 годах. На проспект выходит ее главный фасад с четырехколонным дорическим портиком. В 1902–1903 годах по проекту архитектора Л.Х. Маршнера по обеим сторонам портика пристроили помещения для лестниц, а статуи святых Петра и Павла перенесли из ниш по сторонам входа в ниши этих пристроек. Здание увенчано небольшим куполом на высоком барабане, игравшем роль архитектурной доминанты среди невысокой застройки этой части проспекта в конце XVIII и первой половине XIX века.

Церковь Святой Екатерины (лютеранская).

Фото 1990-х гг.

В 1783–1784 годах архитектор А.И. Жерве возвел часть здания (дом пастора), выходящего на 1-ю линию под № 20, — ту, которая примыкает к участку № 22. В 1807–1808 годах строитель И.И. Щербаков присоединил вторую часть — она оформила угол 1-й линии и проспекта. В 1830 — 1850-х годах обе они перестраивались. Из архитектурных деталей первоначального убранства сохранилась легкая кованая решетка балкона со стороны 1-й линии. На фасаде дома имеется мемориальная доска с отметкой уровня и надписями по-русски и по-немецки: «Высота воды 7-го ноября 1824 г.».

В 1859 году архитектор В.Я. Лангваген реставрировал кирку и одновременно возвел по левую сторону ее каменный четырехэтажный жилой корпус, оформивший угол проспекта и нынешней улицы Репина. Во время войны его угловая часть была разрушена бомбой. При восстановлении дома в 1946 году фасады получили классицистическую обработку по образцу симметричного ему дома на углу 1-й линии (архитектор Ф.З. Мазель).

Среди жителей этих домов в 1860-х годах был адъюнкт Академии наук Л.И. Шренк, впоследствии академик. Зоолог по специальности, он исследовал Сибирь и Дальний Восток. В этом доме он работал над «Очерками физической географии Северо-Японского моря» и другими крупными трудами.

В 1864 году жил выдающийся журналист Г.З. Елисеев, который в то время вел отдел внутренних обозрений в знаменитом журнале «Современник».

В 1915 году тут родился и до ареста в 1937 году жил Г.С. Жженов, впоследствии народный артист СССР. С 1927 по 1948 год, со стороны улицы Репина, находилась квартира выдающегося филолога-романиста академика В.Ф. Шишмарева. В то время он заведовал кафедрой университета. На основе его уникальной личной библиотеки, складывавшейся с 1890-х годов, в университете создали научный кабинет романской филологии имени В.Ф. Шишмарева. До конца 1960-х годов в этой квартире жили члены его семьи — известные ленинградские графики Т.В. Шишмарева, В.А. Власов и Б.В. Власов.

Г.С. Жженов

В 1930-х годах в этом доме была квартира преподавателя Горного института Б.В. Бокия, впоследствии крупного шахтостроителя и исследователя физико-механических свойств горных пород.

Кирку занимали различные организации. Последними среди них были в 1970-х годах — один из отделов ленинградского филиала института «Гидропроект» имени С.Я. Жука, а в 1980-х — фирма «Мелодия». В конце 1990 года вновь начались церковные службы.

В ноябре 1918-го, к годовщине Октябрьской революции, перед киркой был открыт памятник «Красногвардеец» скульптора В.Л. Симонова. Возле него собиралось пополнение Василеостровских отрядов Красной гвардии. Гипсовый монумент простоял пять лет.

За улицей Репина — дом № 3/16. В 1780—1790-х годах здесь стоял деревянный дом хлебника Сиверса. Двухэтажный каменный дом был возведен для купца И. Барнеса в первой половине XIX века. Значительные изменения произошли в 1870 — 1880-х годах, когда домом владел купец 1-й гильдии А.А. Мазурин. В 1873 году по проекту архитектора В.Ф. Розинского существовавший балкон заменили эркером. Через два года архитектор П.А. Радецкий пристроил к эркеру наружную чугунную лестницу для выхода в сад. В 1878 году архитектор А.И. Жоффрио удлинил крыло здания по переулку и устроил здесь парадную лестницу. По его же проекту в 1883 году дом надстроили третьим этажом.

В 1900-х годах владельцем участка стал крупный банкир М.А. Соловейчик, директор Сибирского банка, член Совета фондового отделения Петербургской биржи. Помимо квартиры хозяина здесь была контора Общества Сызранско-Печорской асфальтовой и горной промышленности. Перестройка дома в 1907 году была проведена под руководством архитектора Б.И. Гиршовича.

Дом № 15/5 по Большому проспекту. Фото 1987 г.

В начале XX века тут жили университетский профессор истории В.В. Святловский и инженер-технолог А.В. Печаткин, владевший большой писчебумажной фабрикой на Уральской улице. В 1930-х годах здесь жил директор консерватории Б.И. Загурский.

В 1875–1876 годах на месте деревянного особняка архитектор К.К. Андерсон возвел пятиэтажный доходный дом для купца Ю.А. Ломача — № 5. Фасад решен в «стиле Людовика XVI», и в его композицию введен объемный акцент — массивный трехэтажный эркер.

Среди тех, кто снимал здесь квартиры, в 1892–1894 годах был редактор первого в России научно-популярного журнала по метеорологии и климатологии «Метеорологический вестник» А.И. Воейков. К этому времени он был широко известен в стране и за рубежом как автор капитального труда «Климаты земного шара, в особенности России».

Угловой участок № 7/15 начал застраиваться в 1720 — 1730-х годах небольшими деревянными домами и службами. Во второй половине XVIII века он принадлежал портному Б. Риттеру. В 1777 году был приобретен секунд-майором Петровым. В 1780-х годах здесь жил садовник Розенкранц, продававший луковицы голландских тюльпанов и других цветов. Это был один из первых цветочных магазинов на Васильевском острове.

В 1788 году дом перешел к статскому советнику И.В. Яворскому, ав 1791-м — к вдове генерала и флота кригс-комиссара Т.М. Лебядниковой. В ее доме в 1790-х годах останавливались известные литераторы начала XIX века С.Н. Глинка и В.А. Озеров.

Каменный дом в четыре этажа на углу 2-й линии был возведен для художника П.И. Шварца в 1861 году. Спроектировавший его видный петербургский зодчий Е.И. Винтергальтер в 1880-х годах сам стал его хозяином. В 1914 году для очередного владельца архитектор И.Б. Калиберда надстроил здание пятым, шестым и мансардным этажами.

Среди жителей дома в 1920 — 1960-х годах был университетский профессор А.Ф. Добрянский, автор капитального исследования «Геохимия нефти».

С 1890-х по 1910-е годы здесь находились скульптурные мастерские А.И. Вейценберга и К.И. Мекки. Словно поддерживая традицию, в этом же доме в 1950—1970-х годах жили скульпторы А.А. Айриев и Б.Я. Воробьев — автор фарфоровых фигурок животных, тиражировавшихся заводом имени М.В. Ломоносова.

На углу 3-й линии каменный двухэтажный дом № 9/6 появился еще в середине XVIII века. В 1820-х годах он принадлежал виноторговцу Завьялову, а в 1860-х перешел к купеческой семье Кениг. Ее винные погреба занимали подвал. В 1914 году вместо каменной ограды, выходившей на 3-ю линию, архитектор М.М. Синявер построил одноэтажные магазины. В советское время их помещения приспособили для производственных целей, уличные входы переделали в окна. Неоднократно реконструировалось и само здание. После войны его надстроили третьим и четвертым этажами.

В 1890-х годах здание арендовала Василеостровская женская гимназия, в 1920-х ряд помещений занимало Общество исследования культуры финно-угорских народов, с 1930-х — завод гидрогеологических приборов, затем — НИИ научного приборостроения. В 1990 — 2000-х годах здесь располагались консульства Таиланда и Филиппин.

Участок № И в 1791 году был куплен владельцем крупной частной типографии И.К. Шнором, построившим к 1795 году каменный дом. Шнор издавал Фонвизина, Державина, одну из первых русских поэтесс А.И. Бунину. На купленном у него станке А.Н. Радищев печатал «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1830-х годах дом принадлежал столичному обер-полицмейстеру И.В. Гладкову. В 1874 году для жены майора М.М. Клейнеке по проекту Е.И. Винтергальтера дом надстроили третьим и четвертым этажами.

Среди жителей в 1898–1900 годах был крупный ученый — лингвист, педагог и музыковед С.К. Булич, который преподавал русский язык в университете и одновременно вел кафедру русского и церковнославянского языка в Историко-филологическом институте. В 1898–1907 годах там жил скульптор Н.А. Лаверецкий, автор бюстов Александра II, певца О.А. Петрова, Екатерины II. В этот последний период творчества он закончил портрет графини А.Г. Шереметевой.

На участке № 13 двухэтажный каменный дом появился на рубеже XVIII и XIX веков. В 1802 году его купил член Коммерц-коллегии статский советник П.И. Литке. Здесь провел детские годы его сын — впоследствии знаменитый мореплаватель Ф.П. Литке.

А.П. Брюллов

В 1837 году квартиру в этом доме снимал выдающийся астроном, основатель Пулковской обсерватории В.Я. Струве. В 1840–1844 годах дом принадлежал известному зодчему А.П. Брюллову, переделавшему его интерьеры. Отсюда Брюллов переехал на Кадетскую линию. С 1840-х годов участок принадлежал купцу В.А. Фролову, а затем крупному оптовому торговцу А.П. Тименкову, который возглавил фирму «Фролов и Тименков». В начале XX века здесь был 1-й полицейский участок Васильевской части, а в 1918 году — комендатура 1-го подрайона Васильевского острова.

На месте старого здания в начале 1950-х годов возвели новое, пятиэтажное, по проекту архитектора Б.М. Серебровского. Здесь располагается Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге.

Крупный четырехэтажный дом № 15/5 занимает по проспекту два старинных участка. На одном из них, угловом, во второй половине XVIII века стоял каменный дом. Он принадлежал переводчику Ф.А. Галченкову, который в 1783 году открыл здесь одну из первых частных типографий столицы. Через два года он принял в компанию книгопродавца Е.К. Вильковского, и тот с 1788 по 1797 год продолжал дело самостоятельно. Несколько лет типография печатала учебники для Комиссии об учреждении народных училищ, занимавшейся реформой образования: «Всемирную историю», «Краткое руководство к математической географии и к познанию небесного шара» и еще десятки названий. Издавались и другие книги, которые продавались тут же в лавке.

Издательское дело оказалось традиционным для этого дома. В 1840–1841 годах, когда участок принадлежал художнику П.И. Угрюмову, здесь находилась редакция «Художественной газеты», выходившей один раз в две недели. В это время ее издание и редактирование принял от известного писателя Н.В. Кукольника журналист и талантливый переводчик А.Н. Струговщиков. Газета широко освещала художественную жизнь не только Петербурга и России, но и Европы. В критических статьях она оценивала состояние живописи, скульптуры, декоративного искусства своего времени, подробно рассматривала творчество русских и зарубежных художников.

В 1860-х годах тут издавалась газета на латышском языке. Редактировал ее молодой литератор К. Барон, впоследствии собиратель латышских народных песен, писатель и общественный деятель. Тогда же среди жителей дома были видные петербургские зодчие И.А. Варнек и Ф.И. Габерцетель.

В 1830 — 1850-х годах дом на правой стороне участка принадлежал учителю литературы в благородном пансионе И.С. Ленинскому. На этой должности он заменил будущего декабриста В.К. Кюхельбекера. Известен разбор «Славянской грамматики» Ленинского Кюхельбекером.

В 1870-х годах оба участка приобрел крупный заводчик Л.Е. Кениг. Желая получить хороший проект большого доходного дома, он объявил конкурс, в котором победил автор ряда особняков, дач и других построек К.К. Рахау. В 1878–1879 годах он возвел существующее здание.

В начале 1904 года в этот дом переехали живописец Н.К. Рерих с женой Еленой Ивановной. В продолжение 1905 и 1906 годов художник вел здесь работы над эскизами майоликовых панно для украшения фасада дома страхового общества «Россия» на Большой Морской, дом № 35. Среди их гостей бывал и художник М.А. Врубель. Здесь у Рерихов появился второй сын, названный Святославом, будущий известный художник.

В 1900—1910-х годах в этом доме жили крупные петербургские зодчие Н.И. Алексеев и А. А. Полещук, построившие ряд зданий на Васильевском острове.

Н.К. Рерих с сыновьями Юрием и Святославом

В 1918–1920 годах в своей домашней мастерской работал изобретатель оружия капитан 1-го ранга Н.Н. Шрейбер. По заказу Главного управления кораблестроения он разработал изготовил здесь первый в мире электромагнитный трал разминирования рек.

Угол проспекта и 5-й линии (№ 17/16) широко известен в истории города как место, где стоял дом Г.В. Рихмана — исследователя в области теплофизики и электричества, современника и друга М.В. Ломоносова. Именно здесь 26 июля 1753 года Рихман погиб от разряда молнии.

На аксонометрическом плане Петербурга, исполненном под руководством П. де Сент-Илера, И. Соколова и А. Горихвостова в 1764–1773 годах, этот дом показан одноэтажным, на подвалах, семи окон по фасаду. Он не сохранился. На его месте в 1780—1790-х годах возвели каменный угловой дом. Несмотря на многократные реконструкции, он сохранил черты жилого здания конца XVIII — начала XIX века: три этажа, классическая обработка фасада, балконы на гранитных кронштейнах.

В середине и второй половине 1860-х годов первый этаж занимали кухмистерская Т.Н. Мазановой и ее же дешевые меблированные комнаты для студентов. Среди ее жильцов был молодой художник А.И. Куинджи, приехавший в столицу учиться. Сюда к нему приходили студенты Академии художеств И.Е. Репин и В.М. Васнецов. Репин вспоминал: «Мы как-то быстро подружились и часто начали ходить к Мазанихе, где жил Куинджи, втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи».

В 1858–1866 годах одну из квартир арендовала домашняя учительница Э.П. Шаффе для своей частной гимназии. В 1868 году она основала и детский сад, явившийся одним из первых в нашем городе.

Переменив ряд адресов, гимназия вернулась сюда и с 1871 года занимала весь дом, так как к тому времени она получила статус перворазрядного учебного заведения. Для ее нужд переделывались помещения, возводились пристройки. Но для того чтобы обеспечить учебный процесс на уровне, соответствующем начинавшемуся XX веку, архитектор К.К. Шмидт по заказу приемного сына Э.П. Шаффе — инженера-электрика Л.И. Шпергазе — построил в 1907 году специальный корпус. Четырехэтажный, он выходит главным фасадом на 5-ю линию. Его фасад отличается предельной строгостью и лаконизмом композиции и является примером позднего модерна, тяготевшего к конструктивизму.

В гимназии Шаффе учились дочери Д.И. Менделеева — Любовь и Мария. В 1904 году с дипломом «домашней наставницы» гимназию закончила Елена Кареева, дочь известного историка и сама в будущем писательница — Е.Н. Верейская. Сейчас в доме по 5-й линии по-прежнему находится школа. А в угловом доме до начала 1990-х работали ясли-сад № 13 Василеостровского района.

Женская гимназия Э.П. Шаффе. Фото 1900-х гг.

Витражи главной лестницы гимназии.

Фото 1900-х гг.

Люстра в гимназии.

Фото 1900-х гг.

Литография К.П. Беггрова по рисунку К.Ф. Сабата и С.П. Шифляра.

Вид Большого проспекта. 1820-е гг.

В 1978–1979 годах архитектор П.М. Харитонов пристроил к гимназическому корпусу бассейн. Здесь по-прежнему средняя общеобразовательная школа № 21 и лингвистический центр. В 1960 — 1980-х годах пионерская организация школы носила имя погибшего на Ленинградском фронте секретаря комсомольской организации А.В. Соловьева.

Трехэтажный дом № 19/9 был возведен в 1817–1818 годах. Он оформил угловой участок проспекта и Волжского переулка. В 1860-х годах его владельцем стал граф Г.А. Кушелев-Безбород-ко. Он основал тут приют для младенцев, который также обеспечивал небогатые семьи кормилицами. В начале XX века он именовался Василеостровским Мариинским приютом.

По другую сторону Волжского переулка — участок № 21, по 6-й линии — № И. В 1731 году тут было закончено возведение деревянной церкви, которую в 1732 году освятили в честь святого апостола Андрея Первозванного. Деньги на ее постройку завещал один из первых кавалеров ордена — генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин. Иконостас перенесли из домовой церкви князя А.Д. Меншикова, средства на облачения и утварь дала императрица Анна Иоанновна. В 1744 году церковь получила статус собора. Возле него возникло кладбище, где, по преданию, был похоронен известный государственный деятель князь Я.Ф. Долгорукий. В 1761 году собор сгорел от молнии.

Андреевский собор. Фото 1913 г.

Новый каменный собор, спроектированный архитектором А.Ф. Вистом, заложили в 1764 году и строили около пятнадцати лет. Пластичность форм, усложненность и динамизм силуэта собора, характерные для стиля барокко, сочетаются с общей строгостью и величавостью классицизма. Только в 1781 году собор был полностью освящен. В 1797 году, при императоре Павле I, он стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплен знак ордена Святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами. В 1848–1850 годах архитектор Н.П. Гребенка пристроил боковые приделы. В 1858 году по проекту и под наблюдением крупного столичного зодчего

А.М. Горностаева заново отделали интерьеры на средства купцов Тименкова и Фролова. До нашего времени сохранился резной деревянный иконостас большой художественной ценности. С 1869 года при соборе действовало приходское благотворительное общество, содержавшее детский приют, богадельню с больницей. Кроме двух часовен в ограде, к собору была приписана часовня Святого Николая Чудотворца на Николаевском мосту через Неву (не сохранилась).

Собор был закрыт в 1938 году. Здание было передано в аренду тресту художественно-промышленного производства. При этом нижнюю часть иконостаса защитили фанерными листами. В 1947–1948 годах собор арендовался Библиотекой Академии наук, с 1949-го — ЦКТБ-4 Министерства Военно-морского флота, а с 1970-х годов его занимали фонды Института и музея этнографии АН СССР. В 1990-х здесь возобновились службы.

Возле собора 27 мая 2001 года был установлен памятник в честь 300-летия учреждения ордена Святого Андрея Первозванного. Он представляет собой гранитный обелиск высотой восемь метров. На бронзовых досках тексты указа Петра I об утверждении ордена Святого Андрея Первозванного и указа президента Б.Н. Ельцина о возобновлении ордена в 1998 году. Обелиск был создан усилиями ЗАО «ПО Возрождение» (директор И. Букат) и Архитектурно-реставрационной мастерской «КРОЛ» (архитекторы А.А. Казанков и Ю.В. Ситников). Рядом с собором по 6-й линии стоит церковь Трех Святителей (см.: 6-я линия, № 11).

Участок № 23/24 на углу проспекта и 7-й линии в 1740-х годах принадлежал видному государственному деятелю, сенатору

В.Я. Новосильцеву, являвшемуся в то время президентом Мануфактур-коллегии. Здесь стоял деревянный дом. Во второй половине XVIII века возвели угловое каменное здание. В 1800-х годах оно имело три этажа. Без значительных переделок просуществовало до капитального ремонта 1960-х годов, в результате которого стало пятиэтажным.

С середины XIX века здание занимал трактир «Золотой олень», называвшийся также просто «Олень». Его сад, обнесенный оградой, занимал часть нынешнего бульвара на проспекте. В саду имелся кегельбан, стояли столики, играл оркестр. Осенью 1863 года один из гостиничных номеров трактира снял девятнадцатилетний И.Е. Репин, впервые приехавший из Чугуева. С 1830-х и до революции домом владела семья купцов Жерновых (Жирновых).

Огороженный палисадник с беседкой был и перед домом № 25, который до конца XIX века оставался деревянным. Там с 1827 по 1836 год жил Е.А. Энгельгардт, второй по счету директор Царскосельского лицея. Почти все бывшие воспитанники лицея бывали у него в гостях на дружеских обедах, которые он устраивал в дни годовщин.

Е.А. Энгельгардт

В 1900–1901 годах техник М.А. Андреев на месте деревянного возвел каменный пятиэтажный доходный дом на высоком полуподвале. В этот дом в 1904 году возвратился после боя командир легендарного крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев. К тому времени здесь уже несколько лет жила его семья. Перед революцией в доме жил художник Е.М. Чепцов, широко известный своей картиной «Заседание сельячейки».

Большой проспект у 8-й и 9-й линий. Фото 2006 г.

Больше сорока лет — с 1916 по 1957 год — этот адрес был связан с именем профессора химии Технологического института В.Я. Курбатова, гораздо более известного в качестве автора архитектурных путеводителей «Павловск» и «Петербург», вышедших перед Первой мировой войной. В них он напомнил о сокровищах петербургской архитектуры барокко и классицизма. После революции он стал активистом Отдела охраны памятников искусства и старины при Комиссариате искусств.

На участке № 27 в 1830 — 1840-х годах возвели каменный трехэтажный дом. В 1912 году гражданский инженер А.А. Гимпель надстроил его четвертым и пятым этажами, продлил до № 25. Почти двадцать лет — с 1918 по 1937 год — здесь была квартира живописца и крупного педагога В.Е. Савинского. В этот период он руководил мастерской, оставленной по болезни его учителем П.П. Чистяковым. В этот последний период своего творчества он работал главным образом в акварели. В настоящее время сохраняется его мемориальная мастерская.

В XVIII и первой трети XIX века на углу проспекта и 8-й линии стоял деревянный особняк — № 29. В 1801 году его купил живописец по финифти академик П.Г. Жарков, автор многочисленных миниатюр на меди и кости. Многие из них он исполнил по заказу Екатерины II, которая предназначала их для подарков. Это был последний год жизни большого мастера, незадолго перед тем завершившего преподавательскую деятельность в Академии художеств.

В 1836 году для следующего владельца, купца Б. Буха, архитектор П.И. Габерцетель возвел на месте особняка угловой четырехэтажный дом. В 1840-х годах он перешел к аптекарю А.Р. Гедике, затем к его сыну Р.А. Гедике, одному из крупных петербургских зодчих второй половины XIX века, и принадлежал этой семье до самой революции.

Одну из квартир в 1860-х годах занимали редакции трех журналов — «Натуралист» под руководством Д.С. Михайлова, «Учитель» и «Чтение для юношества». Два последних редактировал Г.З. Елисеев. С 1890-х по 1915 год в этом доме жил видный петербургский зодчий, педагог и общественный деятель А.К. Бруни.

В ходе послевоенной реконструкции проспекта в конце 1940-х — начале 1950-х годов здание надстроили пятым этажом. В начале 1970-х здесь открыли букинистический магазин, который работает и сегодня. В 1986 году со стороны 8-й линии было открыто одно из первых в городе бистро.

На углу проспекта и 9-й линии большой участок (№ 31/14—16) с садом и деревянными строениями в 1760-х годах принадлежал выдающемуся поэту и драматургу А.П. Сумарокову. В тот период появились его трагедия «Вышеслав», комедии «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие.

Этот участок в 1783 году приобрела жена знаменитого портретиста Д.Г. Левицкого. Здесь художник работал над полотном «Портрет Екатерины II — Законодательницы», создал портреты детей семьи Воронцовых и дочерей великого князя Павла Петровича. Весной 1783 года из-за ослабления здоровья Левицкий оставил преподавание в Академии художеств, а через два года покинул свое владение.

В начале XIX века владельцем дома стал известный хирург И.З. Кельхен — основатель и директор Обуховской больницы, управляющий Медицинской коллегией. В 1866 году в деревянном доме, сохранявшемся здесь, снимал квартиру руководитель московского революционного кружка «ишутинцев» И.А. Худяков.

Этот участок в 1878 году купили известный ученый-палеонтолог В.О. Ковалевский, его жена, первая женщина-математик С.В. Ковалевская, а также ее брат — кандидат математических наук Ф.В. Корвин-Круковский. Супруги Ковалевские поселились в деревянном угловом доме. Для продолжения своих исследований им необходимо было создать прочную матермальную базу. В то время едва ли не единственным путем было домовладение. Примером для Ковалевских служил видный ботаник и в то же время домовладелец и содержатель бань М.С. Воронин (см.: набережная Лейтенанта Шмидта, № 11/2). Поэтому Ковалевские в 1878–1879 годах по проекту архитектора П.Ю. Сюзора возвели со стороны 9-й линии (№ 16) пятиэтажный доходный дом, а во дворе бани. Деньги на постройку одолжила им подруга Софьи Васильевны, математик Ю.В. Лермантова. Стройка не дала желаемой прибыли, а лишь разорила владельцев. Впоследствии участок пришлось продать Тульскому поземельному банку. До нашего времени бани, именовавшиеся «Андреевскими», не сохранились — их снесли в начале 1980-х годов. С 1970-х годов в подвальном этаже дома помещается магазин «Академкнига».

С.В. Ковалевская

В угловом деревянном доме в конце XIX и начале XX века находился ресторан «Белый медведь». В 1956–1962 годах на этом месте возвели монументальное здание по проекту архитекторов Б.М. Серебровского и П.И. Трубникова и инженера А.М. Фундылера. В начале 1960-х годов его занял НИИ высокомолекулярных соединений АН СССР. Мемориальная доска на фасаде напоминает, что здесь с 1962 по 1967 год работал член-корреспондент АН СССР химик А.А. Коротков. Институт был организован в 1948 году. Он занимается изучением структуры, механических, электрических и других свойств, а также синтезом высокотермостойких, высокопрочных, водорастворимых и биологически активных полимеров. В 1976 году институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Небольшие строения, занимавшие участок № 33, не сохранились. В глубине двора остался только четырехэтажный жилой флигель. В начале XX века здесь жил профессор университета, историк Античности Ф.Ф. Соколов.

На участке № 35 в 1811–1812 годах в собственном деревянном доме жил астроном академик С.Я. Румовский — вице-президент Академии наук. В течение тридцати лет он издавал ежегодно академический астрономический календарь.

В 1881 году на месте этого особняка архитектор Ф.К. Пуншель возвел каменное четырехэтажное здание для Е.Д. Калина. Одну из квартир в 1887–1888 годах занимал профессор университета И.М. Сеченов, к тому времени уже знаменитый ученый, автор признанного во всем мире труда «Рефлексы головного мозга». Это был его последний петербургский адрес. Отсюда он навсегда переехал в Москву.

Участок № 37/5 на углу проспекта и 10-й линии с 1740-х годов являлся владением статского советника А.К. Нартова — выдающегося механика, конструктора и изобретателя. В этот период он продолжал работу при Канцелярии артиллерии и фортификации, изобрел оптический прицел. Сотрудничал и с Адмиралтейств-коллегией, разрабатывая конструкции опорных частей для шлюзных ворот Кронштадтских доков, которые строились под его наблюдением. Тогда же он проектировал Катальную горку в Царском Селе и заканчивал большую рукописную книгу — пособие для механиков «Театрум Махинарум», в которой описал и изобразил на гравюрах все известные ему станки и инструменты. В ноябре 1747 года у Нартова нашел временный приют после пожара поэт В.К. Тредиаковский со своей семьей.

С 1756 года, после смерти А.К. Нартова, земля перешла к его сыну Андрею и принадлежала ему до 1813 года. В этот период А.А. Нартов участвовал в создании Вольного экономического общества, где он был секретарем, а затем президентом. Один из патриотов-просветителей, он переводил на русский язык труды по истории, философии, металлургии, минералогии, имел собственные литературные произведения и был избран президентом Российской академии.

В 1850-х годах здесь жил академик живописи С.С. Ершов, автор портретов художников М.Н. Воробьева, А.Е. Егорова, Ф.И. Иордана. В 1862–1863 годах на месте деревянного дома возвели каменный четырехэтажный по проекту Р.А. Гедике для бриллиантовых дел мастера Брейтфуса. В 1868–1872 годах тут жил книгоиздатель Н.П. Поляков. В этот период он подготовил к изданию на русском языке первый том «Капитала» К. Маркса.

В конце 1890-х годов в списке жителей два известных имени: Д.А. Тимирязев, брат известного ботаника, крупный чиновник Министерства финансов, и М.А. Шателен — будущий крупный ученый-электротехник.

С начала XX века по 1917 год ряд помещений занимало метеорологическое бюро Главного управления землеустройства и земледелия, которым руководил университетский профессор географии П.И. Броунов — один из выдающихся отечественных метеорологов. В 1920-х годах здесь была квартира писателя-символиста Ф.К. Сологуба (Тетерникова).

Деревянный особняк на углу проспекта и 11-й линии (№ 39/14) в 1778 году приобрел только что назначенный обер-секретарем Сената В.И. Крамаренков. Один из учеников и друзей М.В. Ломоносова, он был известен как переводчик на русский язык сочинений Овидия, римских историков, французских просветителей. В 1784 году он продал участок, являясь уже председателем палаты гражданского суда Харьковского наместничества и имея чин статского советника. В 1790 — 1810-х годах особняк принадлежал тайному советнику М.П. Бакунину, директору Царскосельской земледельческой школы. Живя здесь, он закончил и опубликовал руководство по обрабатыванию полей.

Дом № 39 по Большому проспекту. Фото 2006 г.

Деревянный дом сохранялся до начала XX века. А в каменных дворовых флигелях с 1878 по 1900-е годы находился небольшой меднолитейный и механический завод Ф.В. Михаэля, который выпускал водопроводные краны, клапаны и другую арматуру.

В 1912–1914 годах по проекту Н.И. Алексеева возвели существующий ныне шестиэтажный угловой дом. В 1920 — 1930-х годах здесь жил архитектор С.С. Серафимов — в то время член Петросовета, сотрудник архитектурной мастерской по урегулированию плана Петрограда. Наиболее известна его постройка Дома госпромышленности и Дома проектных организаций в Харькове. В 1950—1970-х годах в доме жил известный филокартист Н.С. Тагрин. Его коллекция открыток хранится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. С 1960-х годов первый этаж занимает кафе «Фрегат». Его отделку — стилизованные мотивы Петербурга XVIII века — выполнил архитектор А.И. Акмен.

На месте дома № 41 до 1860-х годов было два участка. Правый — у границы с № 39 — с середины XIX века принадлежал академику живописи Е.И. Ботману, а левый — генерал-майору Н.Я. Бутковскому, состоявшему вице-директором строительного департамента Морского министерства. В 1860-х годах к Ботману перешел и левый участок. Во дворе владелец построил для себя живописную мастерскую. В 1910-х годах это был адрес выдающегося зодчего А.И. Таманова (Таманяна), строившего в тот период в Москве и Петербурге. Впоследствии он уехал в Армению, где создал генеральный план Еревана.

В 1972 году по проекту архитекторов И.П. Журавлевой и Е.М. Старчеуса на месте старых строений возвели семиэтажный дом для жилищного кооператива Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

Участок на углу проспекта и 12-й линии (№ 43/7), где стояли деревянные особняк и флигели, летом 1783 года купил молодой скульптор М.И. Козловский и жил здесь до отъезда в 1788 году во Францию. В этот период он работал над мраморными статуями Александра Македонского и Екатерины II в образе Минервы, над барельефами для Концертного зала в Екатерининском парке Царского Села.

В 1840 году был возведен каменный угловой дом в два этажа. В 1876 году для барона К.К. Стандершельда архитектор Л.Ф. Шперер надстроил его тремя этажами. С 1893 по 1911 год тут жил востоковед, член-корреспондент Академии наук Д.А. Хвольсон. В 1910-х годах здесь жил экономист, активный деятель Вольного экономического общества С.Н. Ленин. Исследователи предполагают, что именно его фамилию взял как псевдоним В.И. Ульянов, так как был знаком с его трудами.

В этом доме с 1930-х годов располагался ряд районных служб. Ныне здесь проектно-инвентаризационное бюро, садово-парковое предприятие, райжилобмен. Здесь же районный совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов и муниципальный совет округа № 7.

На углу проспекта и 13-й линии стоит шестиэтажный жилой дом № 45/16, облицованный бетонной плиткой. При постройке в 1970–1971 годах он поглотил и соседний участок № 47.

Оба исчезнувших здания были связаны с именами деятелей отечественной культуры и науки. В двухэтажном с мезонином доме № 45 в 1860-х годах жил академик В.П. Безобразов, один из крупнейших специалистов по финансово-экономическим проблемам. Он разрабатывал тему экономической политики России и практических вопросов развития промышленности, выступал в печати как публицист, писал о государственном управлении и земском самоуправлении. Тогда же там жил профессор Горного института Г.А. Иосса, а в начале XX века — другой представитель этой семьи, Н.А. Иосса, ученый-металлург, директор Горного департамента.

Около двадцати лет, с 1910-х по 1931 год, там была квартира академика архитектуры В.А. Покровского. Ведущий мастер неорусского стиля, он проектировал церкви и общественные здания в Царском Селе, Москве, на Украине, создал храм-памятник русской славы в Лейпциге. По соседству в 1919–1921 годах здесь жил известный художник П.А. Мансуров.

Дом № 47 — адрес университетского профессора математики и механики О.И. Сомова. Он жил здесь в 1860-х годах, когда был избран академиком.

Обширный угловой участок № 49–51 в 1760 — 1780-х годах принадлежал чиновнику А. Поливанову, в 1800-х — действительному статскому советнику И. Винтеру, а в 1820-х — надворному советнику А. Башуцкому. В 1830-х годах участок был разделен. Угловым, выходящим на 14-ю линию, участком № 51 владела семья чиновника Зяблова. Соседний, № 49, в 1840—1860-х годах перешел к действительному статскому советнику К.А. Майеру, а затем купцу Д. Лютеру. Лютер открыл медоваренное заведение, где делали содовую воду, фруктовые лимонады и другие прохладительные напитки. Здесь же в деревянном доме в 1893–1897 годах жил специалист по литературе и культуре Древней Греции и Рима университетский профессор Ф.Ф. Зелинский.

В 1897–1899 годах по проекту К.К. Шмидта было сооружено крупное здание Александрийского женского приюта, в котором имелись специально предусмотренные помещения для родильного дома и больницы. Приют создавался по инициативе частных лиц, прежде всего пастора К. Фрейфельдта и доктора К.Г. Видемана. Средства на постройку были собраны среди евангелических прихожан. В устройстве заведения участвовали известные промышленники Л.Е. Кениг, Э.Л. Нобель, К.Б. Зигель. 7 марта 1899 года состоялось освящение и торжественное открытие приюта.

Новое крупное здание современники считали образцовым. Удачное расположение на обширном участке с садом, продуманная внутренняя планировка, новейшее техническое оснащение и нарядный, мажорный облик фасадов создавали благоприятные условия для пациентов. Заведение состояло под покровительством императрицы Александры Федоровны.

На этом же участке, в деревянном доме со стороны 14-й линии, жил директор и главный врач больницы К.Г. Видеман, чье имя родильный дом Василеостровского района носил до 1950-х годов.

После реконструкции Большого проспекта (по проекту 1927 года) сад с южной стороны здания был отделен боковым проездом и включен в общий бульвар. Непосредственно перед южным фасадом разбили узкий палисадник, огражденный металлической решеткой.

Дом № 55 по Большому проспекту. Фото 2006 г.

В 1999 году в здании открыта многопрофильная клиника им. Н.И. Пирогова.

Пятиэтажный дом № 53/10 в неоклассических формах был возведен на углу проспекта и 15-й линии в 1950-х годах для фабрики имени В. Слуцкой. На его месте в 1860-х годах стоял деревянный особняк видного зодчего и инженера Р.Б. Бернгарда. В тот период он сооружал Газовый завод на Обводном канале, перестраивал Обуховский мост на Фонтанке, проектировал и строил ряд других зданий.

Под № 55 значатся два дома, и здесь действительно было два участка: они объединились в 1840-х годах. Левый, ближе к № 57, с 1798 по 1826 год принадлежал выдающемуся минералогу и химику академику В.М. Севергину. Это был завершающий период его научной деятельности. Именно тогда вышли капитальные труды — двухтомный «Подробный словарь минералогический» и «Опыт минералогического землеописания Российского государства», а также другие, ставшие настольными книгами для отечественных исследователей. В своем доме он имел химическую лабораторию и кабинет, где систематизировал уникальную коллекцию минералов.

Позднее оба участка принадлежали графине С.В. Строгановой, которая открыла тут школу земледелия и горнозаводских наук для крестьянских мальчиков из своих имений. К их обучению она привлекала профессоров Горного института.

Дом № 57 по Большому проспекту. Эскиз фасада. Проект Л.Н. Бенуа

В 1870-х годах объединенный участок перешел к лютеранской церкви Святой Екатерины. В 1885–1886 годах по ее заказу крупный петербургский зодчий И.С. Китнер построил на правой половине, ближе к № 53, училищный корпус. В 1908 году архитектор А.Р. Гавеман возвел вплотную к нему корпус на левой половине и во дворе. А перед Первой мировой войной академик архитектуры Г.Д. Гримм сделал пристройки к дворовому флигелю. В этих зданиях находились приходское училище, приют, квартиры обслуживающего персонала.

После революции здание занял Василеостровский райком, а затем и районный исполком. С 1936 по 1961 год, когда остров был разделен на два района, здесь размещались Свердловский райком партии и райисполком. Летом 1930 года перед райкомом открыли памятник В.И. Ленину, созданный скульпторами В.В. Козловым и А.В. Крыжановской.

В конце 1980-х годов здесь вел прием избирателей депутат Верховного Совета СССР, видный политический деятель А.А. Собчак, позднее ставший мэром Санкт-Петербурга.

Участок № 57/15 на углу проспекта и 16-й линии, где стояли деревянный дом и флигели, в конце 1880-х годов приобрела семья нотариуса К.Ф. Рериха. В 1902 году, когда она переехала на Галерную улицу, старшему из сыновей — Н.К. Рериху, впоследствии знаменитому художнику, — исполнилось 18 лет.

Один из последующих владельцев участка, архитектор Л.Н. Бенуа, в 1913–1914 годах возвел угловое шестиэтажное здание в неоклассических формах. После революции Василеостровский райисполком занял его под свои комиссии, учреждения и квартиры ответственных работников. С 1927 по 1933 год здесь жил один из организаторов комсомола, видный партийный деятель П.И. Смородин.

Участок № 59/14 на углу проспекта и 17-й линии с 1840-х годов принадлежал евангелическому сиротскому заведению, а позднее — лютеранской церкви Святого Петра. В 1900 году архитектор Е.И. Гельман возвел каменный двухэтажный приют. В советское время его надстроили и разместили в нем лечебные учреждения.

Деревянные строения на участке № 61 в 1820-х годах принадлежали академику живописи Д.И. Антонелли, который писал в основном иконы и портреты. В тот период он исполнял заказы для Александро-Невской лавры, плафон в алтаре дворцовой церкви Царского Села и т. и. Во второй половине XIX века очередной хозяин — купец В.В. Гюртлер — организовал тут бетонное и асфальтовое производство, которое в начале XX века перешло к предпринимателю П.Е. Заварзину. В Летнем саду сохранялись крышки канализационных люков «Система Гюртлера». Тогда же одну из построек занимала типография В. Безобразова, где в 1907 году печатался сборник статей Ленина.

В 1950-х годах на месте старых построек возвели шестиэтажный жилой дом. Рисунок его ворот воспроизводит ворота Летнего сада. Ряд помещений занял ленинградский филиал Института машиноведения имени А.А. Благонравова АН СССР, ныне Институт проблем машиноведения РАН. В одной из квартир второго этажа с 1958 по 1970 год жил актер Академического театра драмы имени А.С. Пушкина И.О. Горбачев, впоследствии художественный руководитель этого театра. «С теми годами были связаны самые любимые роли, — вспоминает он. — Это была лучшая пора жизни — расцвет. Перед моими окнами всегда были ветви деревьев — Большой проспект…»

И. О. Горбачев

Четырехэтажный дом № 63/17 на углу проспекта и 18-й линии построен в 1843 году архитектором Г. Спиндлером по заказу купца Э.К. Мюнстера. В 1890-х годах его сын, известный типограф А.Э. Мюнстер, перевел сюда свое литографское заведение, где печатал иллюстрации для журналов, календарей, книг. С 1846 по 1849 год здесь снимал комнату, затем небольшую квартиру молодой преподаватель Горного института Н.И. Кокшаров, впоследствии выдающийся кристаллограф, академик. Его наставником стал профессор Горного института, металлург Г.А. Иосса, живший в этом же доме.

За 19-й линией в 1730—1740-х годах Большой проспект представлял собой лесную просеку. Для путников эта дорога была небезопасна. Известен случай разбойного нападения на М.В. Ломоносова. Лишь необычайная сила и отвага ученого спасли его. Подобная же история описана в мемуарах англичанина Д. Кука.

Лес был вырублен в середине XVIII века, и к началу XIX века справа от проспекта простиралась болотистая низменность, которая называлась Смоленским полем. Местные жители использовали ее как выгон для скота, городские власти видели в ней резерв территории для застройки. По Смоленскому полю во второй половине XIX века начали прокладывать новые улицы, а к 1940-м годам оно практически исчезло.

В конце XVIII века на углу Большого проспекта и 19-й линии отвели участок для фуражного двора Кексгольмского полка. В 1806 году место Кексгольмского занял Перновский мушкетерский полк. Но в 1808 году и он покинул остров, освободив место вновь образованному Финляндскому гвардейскому батальону, вскоре развернутому в полк. Полк отличился в сражениях Отечественной войны в 1812 году в битве под Лейпцигом.

В 1818–1820 годах на территории фуражного двора архитектор А.Е. Штауберт построил полковой госпиталь с помещением для домовой церкви (дом № 65). Протяженное трехэтажное здание в формах классицизма обращено главным фасадом на проспект. Во втором этаже устроили полковую церковь во имя святого Спиридона Тримифунтского, которая была освящена 20 декабря 1820 года. Одновременно со строительством главного здания на участке построили три флигеля: офицерский корпус лазарета и корпус для служащих при лазарете (перестроены), а также здание сушильни с прачечной.

Здесь в 1906 году, к столетнему юбилею полка, был установлен бронзовый памятник герою войны 1812 года гренадеру Леонтию Коренному (архитектор И.С. Китнер, скульптор Е.И. Малышев). На гранитном постаменте имелись накладные бронзовые барельефы. Памятник был изготовлен в мастерской А. Баринова. После революции скульптуру сняли, а гранитный постамент перенесли к зданию Военно-исторического музея А.В. Суворова на Кирочной улице, 43, во дворе которого он находится и в настоящее время.

В 1920-х годах здание занимала Окружная военно-политическая школа имени Ф. Энгельса, клуб «Василеостровский металлист», затем Дом культуры Балтийского завода, ныне Дворец культуры «Гавань».

Среди деревьев бульвара на углу проспекта и 19-й линии стоит часовня Святого Спиридона Тримифунтского, возведенная в 1901–1904 годах в честь столетия полка гражданским инженером С.П. Кондратьевым (№ 67). Прежде она находилась в саду, существовавшем перед зданием госпиталя. В 1920—1930-х годах часовню занимала скульптурная мастерская, в 1960—1970-х — магазин «Цветы». В 2000-х годах она реставрирована и освящена и относится к церкви Святой Екатерины в Академии художеств.

Дом № 69/19 на углу 20-й линии — бывший манеж Финляндского полка. Первый манеж, деревянный, был сооружен в 1840 году инженер-капитаном Лихачевым. В 1854 году на его месте завершили строительство каменного. В начале XX века здесь помимо военных занятий устраивались хоккейные соревнования, в 1917 году проходили революционные митинги. В начале 1930-х годов манеж перестроили под хлебозавод, а через 30 лет надстроили вторым этажом. Он именовался Свердловским по названию района. Не прекращал работу даже во время блокады. Ныне это АОЗТ «Хлебозавод Василеостровского района».

Смоленское поле, простиравшееся до 1880-х годов за манежем Финляндского полка, использовалось как место казни. 3 сентября 1866 года там был повешен революционер-террорист Д.В. Каракозов, покушавшийся на царя. 4 октября на том же месте вновь стояла виселица, а вокруг нее — 11 позорных столбов: к смерти был приговорен московский революционер-народник Н.А. Ишутин, а к лишению гражданских прав и каторге — остальные участники его кружка. Ишутину казнь заменили двадцатилетним пребыванием в Шлиссельбургской крепости и последующей каторгой. В 1878 году на Смоленском поле казнили народовольца А.К. Соловьева, пытавшегося убить Александра II.

Застройка между 21-й и 22-й линиями на бывшей территории Смоленского поля представляет собой комплекс небольших краснокирпичных зданий (№ 71, 73, 75). Первое из них — № 71/12 трехэтажное — возвели в 1882–1885 годах по проекту гражданского инженера В.Г. Шаламова для полицейского управления Васильевской части. Там же были казарма для городовых, помещение для мирового судьи, арестантские помещения и т. и. В 1906–1907 годах по 21-й линии пристроили корпус для родильного приюта. В 1930-х годах его занимали службы райисполкома, после войны до 1970-х годов — школа, а затем научные организации. В 1980-х годах здесь располагался Институт особо чистых биопрепаратов. В настоящее время здесь учебный корпус юридического факультета Санкт-Петербургского университета.

Центральную роль в этом комплексе играет двухэтажный дом № 73, возведенный тем же Шаламовым для Васильевской пожарной части. На фасаде здания дата постройки — 1884 год. Его высокая кирпичная каланча доминирует над окружающими строениями. Здесь и сегодня пожарная часть. Ряд помещений занимает пожарнотехническая выставка, открытая в 1957 году и носящая имя одного из ее создателей, Б.И. Кончаева, руководителя противопожарной обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Она рассказывает об истории этой службы в Петербурге — Ленинграде. В 1995 году установлен памятник бойцам-пожарным работы скульптора Л.К. Лазарева и архитектора В.В. Попова, стоявший с 1983 года во дворе.

Под № 75/7 — небольшое двухэтажное здание, во фризе которого мозаикой выложена надпись: «Городской дом С.П. Боткина для начальных училищ». Спроектированное видным петербургским гражданским инженером А.Р. Гешвендом, оно было построено в 1891–1892 годах. Здесь находились мужское и женское начальные училища, курсы Русского технического общества. В начале 1920-х годов здание занимал Василеостровский райсовет, в 1970 — 1980-х — подростковый клуб «Каравелла». В конце 1990-х здесь располагался НПО «Катод».

Квартал между 23-й и 24-й линиями на Смоленском поле в 1880-х годах отвели Биржевому комитету под строительство больницы для портовых рабочих (№ 77). В 1887–1889 годах по проекту архитектора В.А. Шретера возвели несколько двухэтажных и одноэтажных больничных корпусов (именовавшихся бараками). Часть денег на больницу выделил статский советник и 1-й гильдии купец Г.П. Елисеев. В 1891 году построили часовню, которую освятили во имя святого Александра Невского. Иконы для нее писал художник С.И. Садиков. С 2000-х годов в ней вновь совершаются богослужения.

В 1900 году архитектор А.К. Гаммерштедт построил одноэтажный деревянный корпус на 23-й линии и двухэтажный каменный — по 24-й. В 1920-х годах это была больница «В память Октябрьской революции», а с 1930-х — детская инфекционная. Ныне детская инфекционная больница № 3.

Под № 79 — Василеостровский сад. Металлическая ограда на каменных колоннах отделяет его от проспекта. В 1880-х годах для устройства общественного сада отвели на Смоленском поле пространство между 25-й линией и нынешним Клубным переулком. В 1886 году в центре его по проекту К.К. Андерсона построили на деньги Василеостровских фабрикантов и заводчиков деревянное, простейшей конструкции, здание Василеостровского театра для рабочих. Его открытие состоялось через год. Репертуар зависел от антрепренеров, которые в разное время работали здесь: П.А. Денисенко, А.Ф. Макарова-Юнева, Н.И. Мерянского и других. Большим успехом пользовался «Ревизор» Н.В. Гоголя, пьесы А.Н. Островского, старинная драма А.А. Шаховского «Двумужница», переводные мелодрамы. Здесь играли известные артисты Н.И. Соболыциков-Самарин, В.Д. Рокотов и другие. В начале XX века режиссеры Н.А. Попов, В.Р. Гардин, К.Т. Бережной ставили на этой сцене пьесы А.П. Чехова, А.М. Горького, Э. Золя. На этой сцене играл и артист Г.Е. Котельников, более известный как изобретатель парашюта.

После революции это был государственный театр, просуществовавший до 1930-х годов. Он не сохранился.

От Клубного переулка до 26-й линии идет сквер. На его месте в начале XX века находились Гаванский родильный приют и больница для хронически больных детей (1894–1895 годы, гражданский инженер В.В. Корвин-Круковский). В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится бронзовая закладная доска, найденная при разборе больницы, со следующим текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В благополучное царствование благочестивейшего государя императора Александра III, сентября 25 дня 1894 года совершена закладка сего приюта-лечебницы для хронически больных детей Общества попечения о бедных и больных детях, состоящего под августейшим покровительством ее императорского высочества государыни великой княгини Елизаветы Маврикиевны. Приют возводится по мысли и усердием супруги С.-Петербургского градоначальника Елизаветы Георгиевны фон Валь на собранные ею при содействии почетного попечителя князя Владимира Петровича Мещерского добровольные пожертвования, трудами именитых купцов С.-Петербургских потомственных граждан братьев Николая и Александра Брусницыных. При закладке присутствовали управляющий Министерством внутренних дел, товарищ министра сенатор генерал-лейтенант Николай Игнатьевич Шебеко, С.-Петербургский градоначальник генерал-лейтенант Виктор Васильевич фон Валь, С.-Петербургский городской голова, тайный советник Владимир Александрович Ратьков-Рожнов и др. Здание строится по проекту и под непосредственным наблюдением гражданского инженера Василия Васильевича Корвин-Круковского».

26-я и 27-я линии, пересекая проспект, ведут в глубину бывшего Смоленского поля, к крупному зданию Дворца культуры имени С.М. Кирова — дому № 83. Динамичная композиция дворца, возведенного в 1931–1937 годах по проекту архитекторов Н.А. Троцкого и С.Н. Козака, решена в характере конструктивизма. Весной 1933 года были торжественно открыты театр, библиотека, детский сектор и спортивные залы. Постепенно достраивались остальные части здания. Во время войны ряд помещений отвели под госпиталь. В первые же послевоенные годы Дворец культуры был полностью восстановлен и вновь стал крупнейшим в городе культурно-просветительным комплексом. В его составе несколько лекционных и выставочных помещений, богатая библиотека, многочисленные аудитории для занятий различных кружков и творческих коллективов.

В 1967 году здесь был создан кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф». Только здесь жители города могли познакомиться с классическими фильмами советского и мирового кино. Проводились лекции по истории киноискусства, встречи с известными режиссерами и актерами. В середине 1980-х годов Госфильмофонд перенес базу показа фильмов в кинотеатр «Спартак» на улице Салтыкова-Щедрина.

В 1990-х годах здесь открылся дом национальных культур: «Карибе» — латиноамериканской, «Нур» — татарской, азербайджанское общество, немецкое общество, украинское товарищество имени Т.Г. Шевченко, тувинское общество «Тыва» и русское общество «Русь».

По сторонам 26-й и 27-й линий в конце 1960-х годов были построены из стекла и металла павильоны для международной выставки «Инрыбпром-68» по проекту архитекторов С.И. Евдокимова и Е.И. Травникова. В 1970 — 1980-х годах тут размещалась Ленинградская постоянная выставка товаров народного потребления, а летом 1991 года открылась городская товарно-фондовая биржа «Санкт-Петербург».

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я