Эта книга – открытая дверь в мир психологии для новичков.В ней вы найдете возможность познакомиться с собой и своими чувствами. Узнаете, как самые, на первый взгляд, негативные или разрушительные чувства сделать своими союзниками, научитесь любое чувство, включая лень, зависть, ревность, злость, страх превращать в свой ресурс.Изучите конкретные инструменты регуляции своего эмоционального состояния. Получите базовые знания и навыки для гармонизации жизни с самим собой и другими людьми.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алгоритм управления чувствами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1. Чувства
Глава 1. Где живут чувства
Где дремлет гнев? Где прячется будущая влюблённость? Из каких топких болот памяти всплывёт застарелая обида? Надёжно ли закрыт вход в потаённый лабиринт нашего подсознания, в котором упрятано то, чего принято стыдиться?
Любые чувства возникают внутри нас, внутри нашего физического тела. Оно, как зеркало, отражает мир наших чувств, переживаний и ощущений. Жар, озноб, влажность ладоней, бледность, дрожь, заторможенность могут быть не только симптомами заболеваний, но и отражением того, что мы чувствуем. Чувства живут в теле и мы можем наблюдать проявления этой жизни в виде смеха радости, слез печали, поджатых губ недовольства, напряжённых скул и сжатых кулаков агрессии, «гусиной кожи» удовольствия, выступающего пота, покраснения кожи от напряжения или возбуждения. Хорошо знакомы невидимые постороннему глазу, но явственно ощущаемые самими нами ком в горле, спазм желудка, онемение конечностей, оцепенение, учащение сердцебиения. Реакция каждого тела на чувства индивидуальна, но при этом есть и общие тенденции: от смущения краснеют или бледнеют, а от волнения учащается пульс. Художественная литература изобилует примерами такой связи чувств с телом: «всем сердцем полюбила», «волнение в груди», «его ноги парализовало от ужаса, и он не мог сдвинуться с места», «ком в горле от обиды не давал ему произнести ни слова». Тело помогает нам выразить чувства, участвуя в процессе переживания, или болеет от невозможности их выразить.
За зарождение чувств внутри нас отвечает отдельная часть нашей личности. Психологи и психотерапевты создали целые системы идентификации и классификации нашего «Я», для то чтобы вычленить эту часть, разобраться со сложным и до конца ещё не изученным устройством нашего сознания и подсознания, научить людей испытывать высокий уровень удовлетворённости и даже управлять некоторыми процессами внутри самого себя. В психологии и психотерапии возникло и существует поныне масса различных направлений и учений, методов и подходов к работе с клиентом. Но среди этой пестроты существуют общие положения и теории, базовые знания и обобщения, единые для разных психологических школ и способов работы. Эти обобщения позволяют понять принципы многих осознанных и неосознанных процессов нашей психики, работать над внутренними проблемами определёнными инструментами и обучить клиентов пользоваться ими самостоятельно.
Одним из прекрасных инструментов является условное разделение совокупности нашего сознания и подсознания на три части. На рисунке эта совокупность представлена в виде круга, разделённого на три сектора — составляющие нашего «Я»:
Каждая из трех частей имеет свое название и отвечает за тот или иной аспект нашей личности. Названия могут отличаться в зависимости от школы, например в классическом психоанализе эти части называют «Эго», «Суперэго» и «Ид». В появившемся позже транзактном анализе Эрика Берна, они получили названия «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок». В этой книге я буду использовать терминологию Берна, так как она очень ярко и образно описывает эти три феномена.
Теперь, когда мы условно разделили наш богатый внутренний мир на три основные части, выясним, в какой из них живут наши чувства. Та часть, благодаря которой мы радуемся жизни или горюем, страстно желаем или огорчаемся, называется «Ребёнком». В психоанализе ее называют «Ид», у Эрика Берна — «я-состояние Ребёнок», мы будем также называть ее «нашим внутренним ребёнком». Более подробно «я-состояние Ребёнок» мы рассмотрим далее.
Перед тем, как закончить эту главу и приступить к выполнению упражнения, давайте сформулируем, что такое чувства. Мы часто употребляем слова «чувства», «ощущения» и «эмоции», пытаясь описать состояние нашей эмоциональной жизни. Есть разные трактовки и толкования различия между чувствами и эмоциями. Чтобы не лезть в дебри теории, чтобы наше сознание не цеплялось за форму в ущерб сути, представим себе простую метафору: вся наша эмоциональная жизнь — это океан, чувства в ней — это пласты воды, течения и глубины, а эмоции — это волны на поверхности океана. Ощущения — это запах воды, ее температура, вкус, плотность, прозрачность, цвет.
Домашнее задание: постараться в течении нескольких часов, дня или недели наблюдать и по возможности записывать чувства, возникавшие у Вас по отношению к чему — или кому-либо в течении дня. Отследить взаимосвязь изменений и микроизменений в вашем теле и испытываемыми чувствами. Попытаться выяснить, с какими именно чувствами связаны эти изменения.
Если сложно определить и назвать возникшее чувство, но вы понимаете, что настроение изменилось, опишите, что происходило с вашим телом, какие изменения вы испытали. Чтобы точнее определить ваши чувства, переживания, ощущения, используйте приведённый ниже список состояний, чувств и эмоций. Вы можете добавлять в него ваши собственные варианты, но помните, что чувства и эмоции, в отличие от мыслей, выражаются одним или двумя словами, в то время как выводы разума выглядят многосложно.
Список чувств, эмоций, состояний, в алфавитном порядке:
Глава 2. Я — состояние Ребенок
Мы появляемся на свет, не имея никаких знаний и представлений об окружающем мире. Мы не рождаемся с осознанием того, что нам придётся ходить в детский сад, затем в школу и на работу. Мы понятия не имеем, что вот тот бегающий за кошкой маленький человек — мальчик, которому положено играть в мяч, машинки и солдатиков, а эта в платьице — девочка, судьба которой пеленать куклы и мечтать о счастливом замужестве. Мы еще не знаем, ни что такое мяч или солдатики, ни того, что мир делится на мальчиков и девочек, хорошее и плохое. Мы не подозревает о том, что существуют пицца «Маргарита», материки и океаны, мама называется мамой, а нас ждет незавидная карьера, если не получим высшего образования. Все это мы узнаем позже: от других людей, окружающих нас от рождения, из книг, интернета и прочих источников информации.
Мы приходим в мир как чистый лист бумаги, на котором ещё ничего не написано — ни знания того, какой должна быть наша жизнь, ни идей о том, чего мы в ней должны достичь. Однако в нас с рождения заложен потенциал — наши врождённые способности. Это инстинкты, аффекты, умение испытывать чувства, эмоции и переживания, фантазировать, творить, играть и заниматься сексом. Да-да, за способность к сексу тоже отвечает наш внутренний ребенок. Именно поэтому со временем секс с партнёром становится столь скучным, как только мы перестаём в него играть. Почему нас так умиляют детская непосредственность и открытость? Да потому, что мы утрачиваем способность быть собой. Приобретая знания о мире не из глубины своих собственных ощущений, а извне, мы все более теряем контакт со своим внутренним центром, в котором находятся подлинные желания, потребности и мотивы. Ребёнок поначалу воспринимает себя безусловно. Он уверен в том, что достоин безусловной любви простым фактом своего бытия. Он плачет и размазывает грязь по щекам, он кормит кашей плюшевого мишку, и вовсе не задумывается о том, что его поведение может кем-то быть расценено как «неправильное» или «некрасивое». Ведь ему ещё не объяснили, что такое «можно», и что такое «нельзя». Что есть «правильно» и «неправильно». И то, что в мире принято, положено все делить на хорошее и плохое.
Для ребёнка любой продукт его деятельности прекрасен и естественен. Прекрасен смех, естественно желание играть и каждый день узнавать что-то новое. Он чувствует, переживает, ощущает. И он ещё не подозревает о том, что существуют «хорошие» или «плохие» чувства, «правильные» или «неправильные» реакции. Когда мы были маленькими, совсем маленькими, мы плакали, когда нам хотелось плакать, смеялись, когда нам было смешно. Мы негодовали и злились, когда нас обижали. Мы могли уснуть посреди игрушек. Мы умилялись и радовались бабочке и горько рыдали при виде сломанной куклы.
Это ощущение — безоценочного бытия, радости существования и творческого проживания каждой минуты реальности мы после так упорно ищем в медитациях, духовных практиках. Именно его мы отыскиваем в кабинетах разного рода специалистов — от натуропатов и тренеров по йоге до шаманов и эзотерических консультантов. Ищем и, зачастую, безуспешно. Это происходит не потому, что специалисты плохие, а потому, что мы путаем причину со следствием. Вместо того чтобы разгрести заваленный мусором чердак, мы пытаемся избавиться от доносящегося оттуда запах тлена и пыли с помощью духов и благовоний.
Почему же мы, уже будучи взрослыми, зачастую так боимся этой встречи с подлинным собой? Что это: привычка притворяться бесчувственными или боязнь меняться, отдаться творчеству и спонтанности? В действительности, причин две: нам так спокойнее и безопаснее. В детском возрасте мы не готовы нести ответственность за то, что совершаем. Общее послание Внутреннего Ребёнка можно было бы озвучить так: «Я хочу делать то, что хочу, и не готов нести за это ответственность». Это существенная черта Внутреннего Ребёнка. Взрослые люди, у которых в организме главенствует Внутренний Ребёнок, чертовски обаятельны, они очаровывают окружающих своей спонтанностью и игривостью. Но точно так же они способны сводить нас с ума своей безответственностью, непредсказуемостью и капризами.
Мы можем бояться встречи со своей злостью из страха впасть в состояние аффекта и совершить нечто, что может разрушить нашу жизнь или жизнь наших близких. Мы боимся влюбляться из опасения потерять голову и стать беспомощным — в этом состоянии мы более уязвимы. К слову, выражение «потерять голову» восходит ко временам Великой французской революции. В то время многие люди сходили с ума при виде катящихся с гильотины голов казнимой на площадях аристократии. Выражение perdre la tête — потерять голову — дошедший до нас каламбур тех времён, потерявший первоначальный жуткий смысл.
Мы избегаем чувств не оттого, что трусливы по натуре, а оттого, что у нам может не хватить внутреннего ресурса, чтобы встретиться со своими чувствами и прожить их, не впадая в детство, в аффекты или деструктивные состояния. Упражнения, которые я предлагаю после этой главы, позволят вам маленькими шагами, не разрушая привычного самоощущения, познакомиться ближе с миром своего Внутреннего Ребёнка.
1. Каждый день отведите себе от 10 до 20 минут «вынужденного безделья». В это время не нужно читать, смотреть телевизор, слушать радио. Не пытайтесь делать параллельно что-нибудь полезное. Поставьте будильник так, чтобы он зазвонил через 10, 15 либо 20 минут — то время, которое вы без торга с собой готовы отвести на данное упражнение. Сядьте удобно или лягте, расслабьтесь и наблюдайте за тем, что приходит из этого состояния. Вначале могут появиться тревога, беспокойство. Тем не менее, просто дайте этим ощущениям приходить и уходить. Возможно, не с первого раза, а после нескольких попыток, начнут появляться импульсы к действию. После того как прозвенит будильник, встаньте и запишите приходившие ощущения, импульсы и желания.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алгоритм управления чувствами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других