1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Виолетта Валерьевна Ларикова-Захарова

В дань старине, преданий полной…

Виолетта Валерьевна Ларикова-Захарова (2016)
Обложка книги

Цикл мистических стихотворений «В дань старине, преданий полной…» молодой писательницы и художницы — Лариковой-Захаровой В.В. — раскрывает перед читателями богатый эпос былин и сказаний Руси языческой, витиевато переплетаясь с традициями Руси православной. Мистицизм, тайна, пантеон старорусских загадочных существ, верования и приметы наших суеверных предков, страшные сказки и великое историческое наследие русского народа — всё это — на страницах сборника тематических стихотворений. Познавательно для взрослых и увлекательно для детей. ( на обложке — рисунок автора.)

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В дань старине, преданий полной…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора:

Россия — страна с великим историческим прошлым. Но и по сей день, всё же, несёт она в себе отголоски времён «двоеверия», бережно храня и веру православную, и древние корни язычества.

В мой сборник стихотворений под названием «В дань старине, преданий полной…» — вошли произведения, раскрывающие богатый языческий эпос Руси, и, в то же время, произведения, говорящие о Руси христианской.

Зная, что верования эти издревле спорны и различны, что во многом схожи и противоположны во многом единовременно — всё же, не могу кардинально позиционировать бытие одного и отрицать бытие второго,( как, зачастую, это принято в мире религиозном) ибо всё это — и старые языческие капища с древними славянскими божествами, и светлые христианские празднования с многочисленными святыми великомучениками земли Русской — всё это — великое, богатое религиозно — историческое наследие одной огромной и прекрасной могучей державы — нашей России.

Долг наш — всегда помнить о нём; и детям своим подарить, и оставить внукам.

(Ларикова-Захарова В.В.)

Средь чащи дремучей под сизым туманом…

Средь чащи дремучей

Под сизым туманом,

Сковавшим холодным объятием лес,

Где морок болотный

В пучине обманов

Ждёт ночи и времени страшных чудес,

Где пляшут огни

Над трясиной глубокой,

И ягода волчья алеет во тьме —

Обитель кикиморы*

Тёмной болотной —

Кипит испарений котлом в тишине…

Здесь пухнут коряги,

Злым мхом застарелым

Осока и пень костяной порастёт;

А ночью беззвёздной —

В лягушачьих лапах —

Полено кикимора в дом понесёт;

В домишко за лесом,

Где женщина дремлет,

Небрежно в кроватку спустив малыша…

Поленом болотным

Дитятю подменит,

И пятками быстро мелькнёт в камышах.

Смотри, не зевай же;

И окна, и двери

Запри поплотнее. Ребёнка качай.

Свечу у иконы

Затепли светлее.

…Чтоб темень с болот не вползла невзначай…

Кикимора* — злой болотный дух девы. Любит поиздеваться над людьми, затягивая их на дно трясины. Кроме этого, любит ночью заходить в людские дома и воровать оттуда маленьких детей. Присутствие Болотной Кикиморы в доме можно распознать по мокрым следам на полу. (Информация взята из Языческой Википедии, раздел"Мировая мифология")

_______________________________

Иван Купала

Морок да туманы

Оплетут поляны;

Свет холодный кинет

Поздняя звезда…

Не ходи здесь, путник,

Не ищи ты рьяно

Клад, раз в год цветущий —

Сгинешь без следа.

Полночь съела месяц;

И в ожившем лесе

Искрой яркой вспыхнул

Папоротник-цвет*…

В чаще — хохот весел;

Хвост русалка свесит…

…Для тебя, мой путник,

Здесь дороги — нет.

*Цветок папоротника — мифический цветок, открывающий его владельцу клады и тайны мира, дарующий ясновидение и власть над нечистым духом. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы (на июля) сорвать цветок очень трудно нечистая сила этому всячески препятствует, запугивает человека. Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе — приобретает необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам — они рассыпаются перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличье. (Информация взята из Википедии)

_____________________________

Хозяин леса

В трущобах еловых среди буераков,

Где мох застарелый в прохладе лесов;

Где сосны — в корявых раскидистых лапах-

Сжимают нависнувший тлен лишаёв;

Во тьме леденящей соснового бора,

Где замерло время и спрятался мрак;

Под стоны деревьев ветрам подвывает

Дремучего леса хозяин — "лешак"*.

Аукает-бродит средь дня и средь ночи;

Глаза — будто фосфор — зелёным горят.

С лукошком пришедшего вмиг оморочит —

Заставит плутать средь загнивших опят…

Хохочет, свистит, да туман напускает,

А лесом когда он могучим идёт,

То вровень высоким стволам вырастает,

А в травах — былинкою малой бредёт.

Ему повинуются звери и птицы;

Есть трепет живой в буреломе густом;

Идти сюда с умыслом злым не годится-

Здесь леший вас видит за каждым кустом.

И в каждом лесу — свой хозяин суровый.

Он зорко следить за чащобой привык.

Коль хлопанье (в дебрях) услышишь в ладоши,

То знай — это рядом кружит"лесовик"*.

В рубахе, лаптях, сам — в цвет сизой водице,

С густыми бровями, суров, пучеглаз;

В зеленую бороду вплёл шелковицу;

Сидит — в предвкушении страшных проказ…

В дремучей прохладе легко затеряться,

Темнеет быстрее, а леший и рад…

Молитву читай, окрестись пошустрее-

Быть может отыщешь дорогу назад…

Поверий немало далёкого века:

"Дух чащи","заступник","хозяин лесам";

Он — кара, урок за грехи человеку.

А в чём виноват — каждый ведает сам.

Будь чистым душой — и плутать не придётся.

Вернёшься домой, день потратив не зря, —

Грибами лукошко сполна наберётся,

И ягод найдёт лесовик для тебя;

Приветливы сосны, чащобы, опушки,

И птицы в макушках щебечут, парят;

Лес — любит тебя. Но есть день, как гнилушка*:

Четвёртого — дома побудь — октября*…

* — "лешак","лесовик","леший" — славянское наименование духа-хозяина леса.

Леший описывался то как гигант, то как карлик, есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им.

Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Отношение к нему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло;с другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.

* — гнилушка — светящийся в темноте, полый и гнилой внутри — обломок дерева.

* — 4ое октября(по старому стилю, по новому — 17 октября) — "Ерофеев день","проводы лешего". В народе верили, что на Ерофея по лесам бродят лешие, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной. В этот день в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды. В лес не ходят — леший бесится. Все известные средства борьбы против лешего в этот день — бессильны. (Используемая литература: Максимов С.В. — Крестная сила: нечистая сила.М.:АСТ,1999)

_________________________________

Сказ о Духе хлебного поля

В полдень кудрявый

В размашистой ржи —

В поле на тёплых колосьях лежи.

Слушай, как спелым

Лучистым зерном —

Ветер шуршит и поёт об одном.

В шорохе слышится

Тихий рассказ.

Вспомнишь о нём в чистом поле не раз —

Ночью глубокой

При полной Луне,

Или в приветливом солнечном дне…

…Вслушайся: ветер

Подул и завис.

В воздухе замер насмешливый свист.

Кто-то стоит

В шевелящейся ржи.

Телом он чёрный, как земли межи;

Глаз разноцветных

Смеющийся взгляд;

В белой рубахе — простейший наряд;

Зелёной своей

Чуть кивнул головой,

Что вместо волос поросла вся травой;

Сжимает в руках

Тихих маленьких птиц,

Селянами даренных пару яиц.

Он хлебные здесь

Охраняет поля;

В колосьях шагал и — приметил тебя.

Проказливый дух,

Своим нравом не злой,

Знакомый всем пахарям — лар*"Полевой".*

Следит за порядком

В пшенице и ржи;

Проверит тихонько: что в травах лежит;

И если невежду

Хмельного найдёт —

Затащит к болотам, с дороги собьёт.

Он ревностно бережен

К юным хлебам,

К зерну и побегам — землицы дарам.

Любой сельский пахарь

Седых деревень

Несёт ему тару даров в Духов день.*

Подарки с охотой

Возьмёт"Полевик",*

Но тайно — увиденным быть не привык.

Мелькнёт да присвистнет,

В колосьях скользя;

А ты не гляди — его видеть нельзя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В дань старине, преданий полной…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я