Цикл мистических стихотворений «В дань старине, преданий полной…» молодой писательницы и художницы — Лариковой-Захаровой В.В. — раскрывает перед читателями богатый эпос былин и сказаний Руси языческой, витиевато переплетаясь с традициями Руси православной. Мистицизм, тайна, пантеон старорусских загадочных существ, верования и приметы наших суеверных предков, страшные сказки и великое историческое наследие русского народа — всё это — на страницах сборника тематических стихотворений. Познавательно для взрослых и увлекательно для детей. ( на обложке — рисунок автора.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В дань старине, преданий полной…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора:
Россия — страна с великим историческим прошлым. Но и по сей день, всё же, несёт она в себе отголоски времён «двоеверия», бережно храня и веру православную, и древние корни язычества.
В мой сборник стихотворений под названием «В дань старине, преданий полной…» — вошли произведения, раскрывающие богатый языческий эпос Руси, и, в то же время, произведения, говорящие о Руси христианской.
Зная, что верования эти издревле спорны и различны, что во многом схожи и противоположны во многом единовременно — всё же, не могу кардинально позиционировать бытие одного и отрицать бытие второго,( как, зачастую, это принято в мире религиозном) ибо всё это — и старые языческие капища с древними славянскими божествами, и светлые христианские празднования с многочисленными святыми великомучениками земли Русской — всё это — великое, богатое религиозно — историческое наследие одной огромной и прекрасной могучей державы — нашей России.
Долг наш — всегда помнить о нём; и детям своим подарить, и оставить внукам.
(Ларикова-Захарова В.В.)
Средь чащи дремучей под сизым туманом…
Средь чащи дремучей
Под сизым туманом,
Сковавшим холодным объятием лес,
Где морок болотный
В пучине обманов
Ждёт ночи и времени страшных чудес,
Где пляшут огни
Над трясиной глубокой,
И ягода волчья алеет во тьме —
Обитель кикиморы*
Тёмной болотной —
Кипит испарений котлом в тишине…
Здесь пухнут коряги,
Злым мхом застарелым
Осока и пень костяной порастёт;
А ночью беззвёздной —
В лягушачьих лапах —
Полено кикимора в дом понесёт;
В домишко за лесом,
Где женщина дремлет,
Небрежно в кроватку спустив малыша…
Поленом болотным
Дитятю подменит,
И пятками быстро мелькнёт в камышах.
Смотри, не зевай же;
И окна, и двери
Запри поплотнее. Ребёнка качай.
Свечу у иконы
Затепли светлее.
…Чтоб темень с болот не вползла невзначай…
Кикимора* — злой болотный дух девы. Любит поиздеваться над людьми, затягивая их на дно трясины. Кроме этого, любит ночью заходить в людские дома и воровать оттуда маленьких детей. Присутствие Болотной Кикиморы в доме можно распознать по мокрым следам на полу. (Информация взята из Языческой Википедии, раздел"Мировая мифология")
_______________________________
Иван Купала
Морок да туманы
Оплетут поляны;
Свет холодный кинет
Поздняя звезда…
Не ходи здесь, путник,
Не ищи ты рьяно
Клад, раз в год цветущий —
Сгинешь без следа.
Полночь съела месяц;
И в ожившем лесе
Искрой яркой вспыхнул
Папоротник-цвет*…
В чаще — хохот весел;
Хвост русалка свесит…
…Для тебя, мой путник,
Здесь дороги — нет.
*Цветок папоротника — мифический цветок, открывающий его владельцу клады и тайны мира, дарующий ясновидение и власть над нечистым духом. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг, в ночь накануне Ивана Купалы (на июля) сорвать цветок очень трудно нечистая сила этому всячески препятствует, запугивает человека. Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе — приобретает необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам — они рассыпаются перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличье. (Информация взята из Википедии)
_____________________________
Хозяин леса
В трущобах еловых среди буераков,
Где мох застарелый в прохладе лесов;
Где сосны — в корявых раскидистых лапах-
Сжимают нависнувший тлен лишаёв;
Во тьме леденящей соснового бора,
Где замерло время и спрятался мрак;
Под стоны деревьев ветрам подвывает
Дремучего леса хозяин — "лешак"*.
Аукает-бродит средь дня и средь ночи;
Глаза — будто фосфор — зелёным горят.
С лукошком пришедшего вмиг оморочит —
Заставит плутать средь загнивших опят…
Хохочет, свистит, да туман напускает,
А лесом когда он могучим идёт,
То вровень высоким стволам вырастает,
А в травах — былинкою малой бредёт.
Ему повинуются звери и птицы;
Есть трепет живой в буреломе густом;
Идти сюда с умыслом злым не годится-
Здесь леший вас видит за каждым кустом.
И в каждом лесу — свой хозяин суровый.
Он зорко следить за чащобой привык.
Коль хлопанье (в дебрях) услышишь в ладоши,
То знай — это рядом кружит"лесовик"*.
В рубахе, лаптях, сам — в цвет сизой водице,
С густыми бровями, суров, пучеглаз;
В зеленую бороду вплёл шелковицу;
Сидит — в предвкушении страшных проказ…
В дремучей прохладе легко затеряться,
Темнеет быстрее, а леший и рад…
Молитву читай, окрестись пошустрее-
Быть может отыщешь дорогу назад…
Поверий немало далёкого века:
"Дух чащи","заступник","хозяин лесам";
Он — кара, урок за грехи человеку.
А в чём виноват — каждый ведает сам.
Будь чистым душой — и плутать не придётся.
Вернёшься домой, день потратив не зря, —
Грибами лукошко сполна наберётся,
И ягод найдёт лесовик для тебя;
Приветливы сосны, чащобы, опушки,
И птицы в макушках щебечут, парят;
Лес — любит тебя. Но есть день, как гнилушка*:
Четвёртого — дома побудь — октября*…
* — "лешак","лесовик","леший" — славянское наименование духа-хозяина леса.
Леший описывался то как гигант, то как карлик, есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им.
Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Отношение к нему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло;с другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку.
* — гнилушка — светящийся в темноте, полый и гнилой внутри — обломок дерева.
* — 4ое октября(по старому стилю, по новому — 17 октября) — "Ерофеев день","проводы лешего". В народе верили, что на Ерофея по лесам бродят лешие, при этом громко кричат, хлопают в ладоши и хохочут. Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной. В этот день в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды. В лес не ходят — леший бесится. Все известные средства борьбы против лешего в этот день — бессильны. (Используемая литература: Максимов С.В. — Крестная сила: нечистая сила.М.:АСТ,1999)
_________________________________
Сказ о Духе хлебного поля
В полдень кудрявый
В размашистой ржи —
В поле на тёплых колосьях лежи.
Слушай, как спелым
Лучистым зерном —
Ветер шуршит и поёт об одном.
В шорохе слышится
Тихий рассказ.
Вспомнишь о нём в чистом поле не раз —
Ночью глубокой
При полной Луне,
Или в приветливом солнечном дне…
…Вслушайся: ветер
Подул и завис.
В воздухе замер насмешливый свист.
Кто-то стоит
В шевелящейся ржи.
Телом он чёрный, как земли межи;
Глаз разноцветных
Смеющийся взгляд;
В белой рубахе — простейший наряд;
Зелёной своей
Чуть кивнул головой,
Что вместо волос поросла вся травой;
Сжимает в руках
Тихих маленьких птиц,
Селянами даренных пару яиц.
Он хлебные здесь
Охраняет поля;
В колосьях шагал и — приметил тебя.
Проказливый дух,
Своим нравом не злой,
Знакомый всем пахарям — лар*"Полевой".*
Следит за порядком
В пшенице и ржи;
Проверит тихонько: что в травах лежит;
И если невежду
Хмельного найдёт —
Затащит к болотам, с дороги собьёт.
Он ревностно бережен
К юным хлебам,
К зерну и побегам — землицы дарам.
Любой сельский пахарь
Седых деревень
Несёт ему тару даров в Духов день.*
Подарки с охотой
Возьмёт"Полевик",*
Но тайно — увиденным быть не привык.
Мелькнёт да присвистнет,
В колосьях скользя;
А ты не гляди — его видеть нельзя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В дань старине, преданий полной…» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других