своей книге основатель «Международной ассоциации раннего массажа» Вимала МакКлюр не только пошагово описывает технику раннего массажа, но и делится своим многолетним опытом, который подтверждает, что благоприятное действие такого массажа не ограничивается лишь физиологией. Ежедневный массаж, утверждает автор, способен создать фундамент для физической, эмоциональной и духовной гармонии ребенка, а также прочную и доверительную связь с родителями. Все упражнения снабжены понятными комментариями и цветными фотографиями. Книга предназначена для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ранний массаж. Искусство общения с ребенком с помощью прикосновений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Мир чувств вашего ребенка
Два маленьких глазика смотрят вокруг,
Два маленьких ушка слышат звук,
Один маленький носик знает, где сладкое,
Один маленький ротик любит кушать.
Органы чувств ребенка развиваются в определенной последовательности
Органы чувств ребенка развиваются в следующей последовательности: сначала формируются чувства непосредственной близости, затем — чувства большей удаленности (те, которые помогают воспринимать вещи, находящиеся в удалении от ребенка). Из чувств непосредственной близости самым первым и важным является прикосновение.
Это можно наблюдать в эмбрионе человека уже восьмой неделе внутриутробного развития. Несмотря на то что ребенок всего в дюйм длиной (2,54 см. — Прим. ред.) и у него нет ни глаз, ни ушей, чувствительность кожи уже развита. Эмбрион отодвинется от объекта, который прикасается к его лицу. К четырнадцатой неделе ребенок ощущает прикосновения всем телом. Связи нейронов мозга, отвечающие за боль, полностью развиты на сроке в двадцать шесть недель. Действительно, недоношенные младенцы, рожденные примерно в этом возрасте, уже отвечают на болезненное стимулирование. Исследователи-медики описывают химическую реакцию стресса на потенциально болезненные прикосновения, например от укола иголкой в ходе амниоцентеза на сроке в двадцать три недели. Отметим, что до сих пор считалось спорным, может ли ребенок чувствовать боль на таком раннем этапе развития.
Природа начинает делать массаж ребенку еще до того, как он появился на свет. Сначала зародыш раскачивается и «парит» в водной массе, потом мир окружает эмбриона более тесным образом. Мягкое прикосновение стен матки постепенно становится сильнее и переходит в сжимание, что оказывает массирующий и стимулирующий эффект на кожу и все внутренние органы плода. Для детей, рожденных через кесарево сечение, ранний массаж становится важным способом стимулирования кожи и системы внутренних органов.
К моменту рождения младенцы уже привыкли к тактильной стимуляции через постоянное движение, и после родов необходимо обеспечить им восстановление этих условий. В двух научных исследованиях матерям одной группы было предложено носить их младенцев не только во время кормления или плача, но и дополнительно каждый день в мягкой переноске лицом к матери. Этих младенцев сравнили с младенцами, которых носили как обычно. В возрасте шести недель младенцы, к которым больше прикасались и которые больше двигались через ношение в руках взрослого, плакали вдвое меньше, чем в контрольной группе. Сегодня переноски типа «кенгуру» — естественный и распространенный инвентарь в детских отделениях больниц благодаря признанию их положительного эффекта на состояние недоношенных детей и их физиологического, социально-эмоционального и психологического здоровья. Также недоношенные дети часто получают массаж в качестве процедуры ежедневного ухода за ними. Доктор Тиффани Филд и ее исследования показали мощнейший эффект массажа на рост и развитие ребенка. Мы более подробно поговорим об этом в главе 16.
Новорожденные не просто обладают хорошо развитым чувством прикосновения, но это чувство важно для их выживания. В начале XX века в США многие младенцы в домах ребенка (и в Румынии в недавний период) умирали от того, что мы привыкли называть смертью от отставания в развитии и отсутствия прибавки в весе. Причиной смерти служили не антисанитарные условия или нехватка питания, а отсутствие человеческого контакта. Младенцы, которые успешно переживают свои первые шесть месяцев жизни, но не получают адекватного уровня прикосновений, демонстрируют замедленный темп роста и развития, что было зафиксировано исследователями в 1994 году в журнале Американской академии детской и подростковый психиатрии.
Кожа вашего малыша — самый большой орган. Тактильное чувство задействует большую по объему площадь тела, чем любое другое чувство. Прикосновение к вашему ребенку (будь это во время кормления, купания, переодевания, объятий, массажа или игры) не только помогает ему расти, но и способствует выбросу эндорфинов, которые нужны малышу, чтобы чувствовать себя счастливым, снизить уровень боли и развить другие чувства. По данным медицинского центра Университета Питтсбурга, ранний массаж помогает укрепить иммунную систему вашего ребенка, оптимизировать работу нервной и пищеварительной систем, улучшить мышечный тон и увеличить продолжительность сна.
В мае 2012 года отчет, составленный медицинской библиотекой Кохрэйн, сообщил о том, что новорожденные, у которых был ранний контакт «кожа к коже», были «теплее», меньше плакали, больше взаимодействовали со своими родителями и испытывали более высокий уровень взаимной привязанности к матери, чем дети, которые не имели такого контакта.
Другими чувствами непосредственной близости являются чувства вкуса и запаха. Каждое из них связано с прикосновением и очень важно для новорожденного: ребенок уже в возрасте пяти дней может по запаху и вкусу молока отличить свою мать от других людей. Младенцы также обладают химическими «подписями», по которым матери могут отличить их от других детей. Исследования показывают, что многие матери могут опознать одежду своего ребенка по запаху.
Удаленные чувства зрения и слуха могут быть очень важны для эмоциональной привязанности к матери — связи, которая чрезвычайно существенна для развития здоровых отношений между родителем и ребенком. Однако даже если ребенок родился с нарушениями слуха или зрения, он не будет страдать от нехватки такой привязанности, если у него просвещенные родители. Материнское прикосновение не менее эффективно при решении этой задачи, чем зрение и слух. На самом деле прикосновение может многое, поскольку это наиболее важное и высокоразвитое чувство.
Еще до рождения ребенок может видеть. До того как вы узнали о своей беременности, оптический нерв ребенка (структура, которая передает сигналы между глазом и головным мозгом) уже сформирован. К шести-семи месяцам беременности мозг ребенка уже реагирует на свет, он может открывать и закрывать глаза, смотреть вверх, вниз и в сторону. Ваш новорожденный запрограммирован на то, чтобы видеть вас. Его глаза довольно четко фокусируются на предметах, находящихся на расстоянии двенадцати дюймов (30,4 см. — Прим. ред.) — на таком расстоянии ребенок видит вас, когда вы держите его на руках. Его особенно привлекают формы глаз и соска. Пристальный зрительный контакт и контакт «кожа к коже» формируют привязанность к матери и позволяют ребенку выжить. Кроме того, стимуляция пристального зрительного контакта способствует миелинизации нервов и оптимизации психологического развития.
В статье Анжелы Огунджими для сайта www.livestrong.com «Может ли младенец слышать за пределами матки?» говорится о том, что ребенок может слышать уже во время беременности. Формирование ушей уже завершено к двадцать четвертой неделе беременности, когда ребенок может моргать и реагировать на пугающие звуки извне. В течение второго триместра малыши начинают реагировать на шумы, а знакомые голоса могут спровоцировать «пинок». Младенец может испугаться, услышав неожиданные звуки. После шести месяцев мозг уже достаточно развит для того, чтобы позволить малышу размышлять. Он может «прыгнуть» в ответ на громкий шум или успокоиться в ответ на колыбельную. Наша «массажная» колыбельная «Ами Томаке Бхалобашт Бэйби» поется в ходе сеанса массажа и доступна на CD-дисках, которые можно проигрывать во время беременности и после, чтобы успокоить вашего малыша.
В одном эксперименте младенцам было предложено четыре конфигурации речи и четыре зрительных образа, из которых они могли выбрать предпочтительный вариант: мать, говорящая своим нормальным голосом; незнакомец, говорящий своим нормальным голосом; мать, говорящая голосом незнакомца и незнакомец, пытающийся говорить голосом матери. Вариант выбора матери, говорящей своим нормальным голосом, был самым предпочтительным из всех! Младенцы почти не смотрели на незнакомца, говорящего своим нормальным голосом. Но зрительно-слуховая смесь матери и незнакомца была невыносима для младенцев, и они реагировали на нее громким плачем каждый раз при прослушивании записи. В другом эксперименте на новорожденных надевали наушники, через которые они слышали голос, читающий им сказку. Как только они начинали сосать соску, им проигрывалась версия голосом матери. Когда они прекращали сосать, то получали версию с голосом незнакомца. Очень скоро младенцы научились вызывать голос матери через усердное сосание соски, так как голос матери они предпочитали любому другому.
Начальные этапы обучения родному языку можно наблюдать в движениях ребенка в синхронности с материнскими паттернами речи, интонацией и паузами. Компьютерные исследования, анализирующие видеоматериал с участием матерей и младенцев, говорят о том, что каждый ребенок обладает уникальным репертуаром телесных движений, которые синхронизируются с ритмами окружающего его речевого потока. По мере того как ребенок растет, его движения становятся микрокинетическими, что возможно выявить только при помощи специального оборудования. Сначала ребенок демонстрирует постоянные рефлекторные движения, затем следует развитие вокализации, появляются эмоциональное содержание и лепет. Наконец появляются слова, слова эти имеют значения, которые ребенок знает, и он не нуждается в рефлекторных движениях, их сопровождающих. Однако даже дошкольница все еще рефлекторно пошевелит ногой, если ее попросить сказать слово «ступня». У ребенка все еще есть внутренняя ассоциация с голосом матери, говорящим «ступня», и тело малыша отвечает на это рефлекторно. Звуки, которые произносит родитель, включая «сюсюкание», ритмичные песенки и стишки, попадают прямо в нужное место в правом полушарии головного мозга ребенка, которое на этой стадии развития развито лучше, чем левое.
Ребенок слышит голос родителей с момента завершения формирования органов слуха в матке, а ритмы речи ему доступны даже раньше — через вибрации звуков, перемещающиеся через кости матери. Сейчас ученые говорят о том, что младенцы начинают расшифровывать язык уже возрасте шести недель после рождения. Другие исследования показали, что младенцы могут реагировать на различные виды предложений и комбинации отдельных слов.
В 1997 году невролог Вашингтонского университета Патрисия Кул доказала, что родители неосознанно утрируют гласные звуки, помогая младенцам фонетически развить свою речь. К примеру, слова bead, bed и bid можно легко перепутать между собой. Но родители говорят со своими младенцами на «младенческом» языке, растягивая гласные, произнося звуки нараспев, высоким голосом, неосознанно помогая ребенку понять разницу и таким образом помогая им в будущем научиться говорить, а позднее читать.
Кул пришла к выводу, что шестимесячные дети классифицируют гласные звуки по степени их значимости в родном языке и что утрирование родителями гласных звуков — это универсальная практика во всем мире и на любом языке. Так что, похоже, мы запрограммированы на передачу слуховой информации, в которой нуждаются наши младенцы для того, чтобы начинать понимать, а затем и говорить на родном языке.
«Я люблю тебя»
Позднее, когда вы начнете делать первый массаж, вы увидите, что движения сопутствуют определенным стишкам и звукам, ассоциирующимся с ними, что позволяет достичь цели, описанной выше. Прием «я люблю тебя» выглядит следующим образом: массаж производится на животике ребенка, родители произносят слова «я люблю тебя», удлиняя гласные звуки и произнося их высоким голосом. На каждом занятии, которое я вела сама или просто наблюдала, младенцы моментально реагируют именно на это движение. Зачастую, если какой-то из малышей беспокоится, все родители в группе одновременно делают движение «я люблю тебя», произносят эти слова громко и удлиняют гласные. Беспокойство моментально прекращается, и все малыши хихикают, улыбаются и явно ожидают повторения. Это движение — одно из самых любимых и среди уже ходящих детей, которые любят повторять эти слова сами.
Ранняя стимуляция
Хотя остается неоспоримым тот факт, что младенцы естественным образом притягиваются к тем видам стимуляции, которые им нужны для здорового развития, исследователи все еще спорят на тему ценности искусственного стимулирования чувств. Приверженцы ранней стимуляции говорят о том, что рассматривание ярких контрастных черно-белых картинок, прослушивание аудиозаписей (в том числе «белых шумов» — таких монотонных звуков, как гудение пылесоса или звук мотора) и другие сенсорные стимуляторы способны ускорить развитие ребенка и увеличить его интеллектуальный потенциал. Также они оптимизируют сон и снижают уровень дискомфорта от колик.
Стремление помочь ребенку успешно сдать тесты на определение уровня интеллекта часто подталкивает родителей принимать программы, которые, будучи эффективными или нет, могут потенциально негативно сказаться на эмоциональном и духовном развитии ребенка. Производители товаров для младенцев зачастую дают понять, что наши дети не смогут быть компетентными (и успешно бороться за деньги и статус в соревновательной среде), если они не будут иметь доступ к определенным объектам и не научатся как можно раньше обрабатывать информацию. «Привязывание» наших младенцев к таким материальным объектам, как сенсорные стимуляторы, безусловно, имеет положительное влияние — но только на финансовый успех компаний — производителей этих товаров и экспертов, их продвигающих.
В то же время родители, которые не получают достаточной поддержки своей родительской роли, часто ощущают облегчение или смягчение чувства вины, покупая такие механические изобретения. Я очень обеспокоена постепенно снижающимся уровнем способности родителей воспринимать вещи интуитивно и верить в себя. Однажды мы можем прийти к слепой вере в то, что материальные объекты на самом деле лучше справляются с задачей стимуляции, успокоения, расслабления и наиболее эффективно развивают детский мозг, чем мы сами, и что без этих товаров нашим детям не жить. Вместо того чтобы дать нашим детям эмоциональную подпитку, воспитать духовно и позволить им естественно исследовать окружающий мир, мы все больше и старательней работаем, чтобы иметь возможность дать нашим детям все «необходимые» предметы для стимуляции их развития.
Позитивные результаты от использования раннего массажа интересуют не только специалистов по раннему развитию; наши методики не прошли мимо тех, кто ищет новые источники прибыли. Много лет назад я шутила, что если мы хотим заработать много денег, мы можем создать приспособление по раннему массажу, к которому можно будет «подключать» ребенка. Здесь налицо лишь одна проблема: все преимущества массажа при этом будут отсутствовать.
К моему вящему смятению одна компания на самом деле создала массажер для младенцев, похожий на приспособление для массажа шиацу, которое отлично продается и которое, как правило, заканчивает свое существование в шкафу. Потому что ничто на свете не может так расслабить ребенка и снизить уровень его напряжения, как прикосновение рук человека. Согласно статье в «Цифровом журнале», «уже скоро измученные усталостью родители по всему миру смогут наконец-то вздохнуть с облегчением при появлении доступного уникального приспособления для раннего массажа». Это приспособление, как написано в издании, есть панацея от родительского стресса; оно якобы естественным образом успокаивает плачущего ребенка, симулируя прикосновение матери. Прибор называется уникальным и инновационным изобретением и включает в себя клипсы для пристегивания к одежде ребенка, мягкую и расслабляющую музыку, проигрывание материнского голоса, а также дополнительные опции безопасности (автоматическое отключение, если ребенок перевернется на живот и придавит прибор).
В целом меня уже мало что беспокоит в жизни. Но когда я читаю подобные статьи и вижу фотографии этих приспособлений, я долго расстраиваюсь. Ранний массаж включает в себя зрительный контакт, живой голос родителя, его запах, прикосновение «кожа к коже» — все это очень важно для формирования крепкой связи между взрослым и ребенком. Массаж также помогает развить пищеварительную функцию, кровообращение и стимулирует дыхательную систему. В практике массажа, как ему обучают в Международной ассоциации раннего массажа, подчеркивается важность эмоционального и духовного контакта между ребенком и родителями. Каждое движение отличается от другого, и у каждого есть свой смысл. Последовательность движений помогает ребенку расслабиться и выпустить газы из кишечника. Массаж, которому мы обучаем, занимает от пятнадцати до тридцати минут, и едва ли это может глобально решить проблему родительского стресса, хотя опытным путем было выявлено, что, делая массаж ребенку, каждый родитель получает свою дозу позитива. Регулярный массаж расслабляет, успокаивает, он связывает ребенка и родителя невидимыми узами и помогает избавиться от таких банальных проблем, как колики. Никакое приспособление не способно заменить руки любящего родителя, делающего настоящий массаж.
Когда я увидела это приспособление, я подумала: «Ну вот, скоро у нас появятся механические приспособления, в которые мы сможем поместить наших младенцев, чтобы не прикасаться к ним и вовсе не тратить время на попытки их успокоить». Меня огорчает, что авторы таких статей рассматривают подобные приспособления как «уникальные и инновационные» и любуются их «изящным, футуристичным дизайном». Нет никаких исследований, которые подтверждали бы хоть какую-нибудь пользу от таких изобретений. Они не могут быть альтернативой родителю, делающему массаж своими руками, с любовью реагирующему на сигналы младенца, смотрящему малышу в глаза, напевающему, разговаривающему с ребенком все это время. Я беспокоюсь, что многие некомпетентные родители купят это приспособление, думая, что оно каким-то образом будет полезно их ребенку.
Специалисты по раннему развитию сегодня едины в том, что младенцы учатся естественным образом и получают все, что им нужно из окружающей их теплой и любящей среды. Базовый уровень безопасности, который формируется благодаря сильной связи между родителями и ребенком, позволяет младенцу выйти в большой мир и развиться до своего полного потенциала как физически, так и ментально и духовно. Ранний массаж дает огромный объем сенсорного опыта. Ваши глаза, волосы, улыбка, запах, звук вашего голоса, читающего сказку или поющего песенку, — все это не только необходимо ребенку, но и дает наполненную любовью отдачу родителям. Массаж не только ускоряет процесс миелинизации нервов, но позволяет ребенку понять, что он пришел в живой, дышащий мир. Нет слаще музыки, чем голос поющей матери. Никакая игрушка не расскажет историю так, как расскажет ее папа. Никто не сможет изобрести замену любящему прикосновению. Никакой вестибулярный стимулятор не сможет сравниться с ощущением укачивания и ношения в любящих руках. А что касается «белого шума», то ничто не заменит звук дыхания и сердцебиения близкого человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ранний массаж. Искусство общения с ребенком с помощью прикосновений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других