Казахстан и Россия… Надежда и Боль

Вильям Абдурахимович Садыков

Эту книгу я советую начинать читать не с начала и не с конца, а с оборота обложки, на которой размещена ксерокопия страницы из Энциклопедии «Современный ислам России в лицах и деяниях…», дающей коротко представление о персоне, предлагающей свой труд для прочтения: читатель имеет право заранее знать, кто напрашивается к нему в собеседники…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахстан и Россия… Надежда и Боль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Эту книгу я советую начинать читать не с начала и не с конца, а с оборота обложки, на которой размещена ксерокопия страницы из Энциклопедии — «Современный Ислам России в лицах и деяниях…», дающей коротко представление о персоне, предлагающей свой труд для прочтения: читатель имеет право заранее знать, кто напрашивается ему в собеседники.

Я — родом из Узбекистана, но родители мои пришли в Этот Мир и встретили друг друга в Казахстане. Поэтому, считаю я, корни мои здесь.

Более 60 лет сознательной жизни провёл я в России, которая раньше называлась РСФСР. Этим объясняется, почему большая часть моих стихов посвящена ей.

Однако все мы родом из Союза ССР, а это значит, что писал я и пишу свои стихи, уважаемые соотечественники, для вас.

Мне бы очень хотелось думать, что хотя бы часть из включённого в предлагаемый сборник найдёт отклик в сердцах любителей поэзии (и — не только!), ибо всё мною написанное пропущено через сердце моё, а оно всегда желало и желает людям добра.

Свою очередную книжку открываю я стихотворением, посвящённым выдающемуся представителю уйгурского народа, бывшему Первому Секретарю ЦК Компартии Казахстана Исмаилу Юсупову. Делаю это сознательно, преднамеренно, и — вот почему…

Незадолго до его ухода в Мир Иной у меня состоялась встреча с Исмаилом Абдурусуловичем в его маленькой квартирке, расположенной в уютном районе центра Алма-Аты (ныне — Алматы). Говорили о многом и о разном… Напоследок Исмаил ака сказал мне доверительно и как-то уж очень печально (цитирую почти дословно):

«Вильян Абдурахимович! Я знаю, что Вы часто встречаетесь с молодёжью и у Вас есть среди наших братьев-казахов друзья. Если когда-нибудь речь зайдёт обо мне, передайте тем, кто будет жить в Этом Мире после нас, что я в своей жизни совершил одну очень серьёзную ошибку — согласился стать Первым Секретарём ЦК Компартии Казахстана.

Тогда это означало, что я возглавил Республику. И это при том, что всегда считал и считаю: во главе многонационального государства, каким является Казахстан, должно стоять лицо государствообразующей нации!

Последствия моего шага, который был вынужденным (!), оказались для меня и всей моей семьи плачевными. Я уж не говорю о том, что на меня в итоге обиделись и казахи, и уйгуры…

Подробно с этой стороной моей жизни можно ознакомиться, прочитав документальную повесть известного уйгурского поэта и публициста Абдукарима Ганиева, которую он назвал — «С чистотой помыслов»: 130 страниц, 1997 год. Выпущена Государственным издательством национального агентства по печати и массовой информации — «Казахстан». Тираж — 2 тыс. экземпляров. Книга издана на двух языках: русском и уйгурском».

Я обещал Исмаилу Абдурусуловичу исполнить его просьбу, что и делаю.

Добро пожаловать в мир моих привязанностей и антипатий!

…Этой фразой заканчивалось в типографском варианте книги моё приглашение читателям — начать диалог. Истекшие 5 лет показали, что современникам автор, которому в наступившем году исполнится (если это будет угодно Всевышнему!) 85 лет, не интересен. Поэтому сегодня я решил рекомендовать каждому, в чьё поле зрения попадёт электронная версия книги, ознакомиться всё-таки ещё и с текстом Послесловия (стр. 257), а — далее… Пусть будет — как будет: каждому — своё.

С уважением,

Вильям Садыков

(Велям Садык)

Посвящается

Дню Независимости

Республики Казахстан

* * *

Казахстан и Россия… Надежда и Боль…

Эпизоды XX века.

Дорогой мой потомок, поведать позволь

О мечте и беде человека!

Как мы жили… Запутанно. Жили вот так!

Веря искренне в сказку, страдая…

До сих пор не поняв, кто был друг, кто был враг…

Да простит нас земля дорогая…

Те и эти нашли свой последний приют

У неё… Под её покрывалом…

И весенние грозы гремят, как салют,

Возрождая святое начало…

То начало, где были «Алаш»1 и Магжан2

И — Вернадский!3 И — Вера! И — Братство!

Обо всём и расскажет Садыков Вильян,

Возвращая вам

это

богатство.

Исмаилу Юсупову4… К 90-летию со дня рождения

ДОСТОЙНЫЙ СЫН ДОСТОЙНОГО НАРОДА…

Как хорошо, что он ещё живёт!

Его ты помнишь?.. Помнишь (!), непогода:

Вот он один по улице идёт!..

В одной руке — газета, как обычно,

В другой — кошёлка (рядом — магазин) —

Обычный день… Обычно и привычно.

И каждый день — один… Почти один.

Жена хворает, дети — на работе,

Внучата — в школе… В доме — тишина.

И начинали вместе в комсомоле:

Он и она — красавица жена,

Дочь Украины, друг, Анастасия.

Отец — моряк! Характером — в него!

Теперь все — врозь! Украина… Россия…

И ближе нет на свете никого!

Промчались годы… Всякое бывало…

Была вершина! Планы и дела!

Всё дальше-дальше светлое начало…

Неужто жизнь закончена?! Прошла!

Такие мысли посещают часто,

Когда не спится… Ночью. При луне.

Всё есть. Всё (!) есть… А что такое — счастье?!

Вопрос терзает душу в тишине.

Седой рассвет заглядывает в окна…

И снова дом наполнят голоса

На полчаса… Все — по делам! А около —

Лишь друг, жена. И всё! И — небеса…

«Не так уж мало!» — кто-то скажет искренне.

Что ж, большинству такого не понять…

Таким, как ты — без дела?!.. Вот в чём — истина!..

И эту боль — годами (!) не унять…

Я убеждён (надеюсь, так и будет!),

Мой старший брат, достойный Исмаил:

Тебя народ уйгурский не забудет!

Ты честно жил. Ты очень честно жил!

Не для себя! Для всех! Для Казахстана!

Мне так знаком порыв твоей души!

И если вдруг услышишь ты Вильяна,

Прошу тебя: ты людям напиши!..

Всё! Без утайки! Это всем нам надо!

Ведь молодёжь обязана… Должна!..

Она — не стадо! Слышишь?! Нет, не стадо!

Должна понять, как выжила страна!

О, Казахстан! Отцовский край! Отчизна!

Здесь мой отец родился, здесь он жил…

Ты для меня (для нас!) дороже жизни!

Тебе (!) служил твой верный Исмаил!

Пока он жив, ответь ему признанием

Его заслуг, свободный Казахстан!

Народ велик и славен по-ни-ма-ни-ем!

Ты для меня — столица мусульман!

Уйгур с казахом — братья от рождения!

Мы — мусульмане! Вот — моя рука!

И я надеюсь: эти откровения

Закрепят нашу дружбу

на

века!

Апрель, 2004 г.

КАЗАХСТАН И РОССИЯ… НАЧАЛО

Казахстан и Россия… Начало!

Если был он, то тронулся лёд!

Словно два корабля от причала

Отправляются в дальний поход…

Впереди — и торосы, и вьюги!

Глубина под килями, шторма!

Но когда мы уверены в друге —

Не страшны ни шторма, ни зима!

Морякам эти чувства понятны.

Потому я — морской офицер —

Заявляю: мне очень приятно

Видеть этот конкретный пример

Созидания нового братства

В этом мире коварства и зла!

Здесь я вижу такие богатства,

В перспективе такие дела,

О которых не скажешь словами…

И слова не нужны тут совсем!

Кто не верит — увидите сами

Разрешение многих проблем.

А чтоб люди душой захотели

Поддержать этот новый союз,

Мы должны показать им на деле

Силу братства и дружеских уз.

Тут нужны механизмы такие,

Без которых мы жили уже,

И родной Казахстан, и Россия…

Нынче мы — на ином рубеже.

За спиной — и «Алаш»,5 и Советы,

И расстрелы, и 70 лет…

Но сегодня — иные рассветы:

В них бесстыжих опасностей нет!

Тем не менее, помнить — не лишне:

Не всегда будет мир и покой…

А в беде помогает Всевышний

Лишь достойным (!), земляк дорогой…

Я — к тому, что ресурсы земные

Ведь закончатся, брат, и тогда

Все (!) поймут, что такое Россия —

Наш сосед и партнёр (!) господа…

А чтоб было и скептикам ясно,

По секрету шепну, мой земляк,

Что дружить с кем попало опасно!..

Говорит это друг (!), а не враг.

Э-пи-зо-ды XX века (!)

Вспоминаются мне иногда…

И не надо (!) судить человека

За практичный расчёт, господа…

Пусть пока — только три государства,

Но не только мой личный прогноз:

Возрождается братство без барства!

Планомерно, логично, всерьёз!

Из истории нашей, оттуда (!)

Продиктованы эти слова.

Налицо — результат, а не чудо!

Так (!) держать,

Астана и

Москва.

* * *

Корнями я — из Казахстана.

Отец — уйгур,6 уйгурка мать.

Язык же русский, как ни странно,

Я начал раньше понимать,

Чем свой, уйгурский. Вспоминая

События далёких лет,

Теперь я просто объясняю,

В чём этой странности секрет:

У нас иное было детство —

Иные были времена.

Нехватка — никуда не деться:

Вставала на ноги страна.

Специалистов не хватало.

Был бесконечным фронт работ!

Всего на свете было мало

За исключением забот.

Трудились до седьмого пота!

Был на учёте каждый час!

Работа, только лишь работа…

И взрослым было не до нас.

Нет! Ясли, садики и школы —

Всё это было. Только я

С рожденья вплоть до комсомола

Не знал, что значит — дом, семья.

А круглосуточные ясли

И бесконечный детский сад —

Не сыр! Тем более — не в масле…

Хотя и —

далеко не ад.

Но, малолетних защищая,

Скажу на опыте моём:

Пусть ясли — рай. Но кроме рая

Ребёнку всё же нужен дом.

По воскресеньям был я дома,

Но помню: даже и тогда

(Как многим это всё знакомо!)

Отца я видел не всегда.

Я помню: приходили люди,

Мне слышались обрывки фраз —

«…Никто не принесёт на блюде…»,

«…Аму-Дарья… природный газ…» —

Беседы. Часто — до рассвета

Сквозь сон я слышал вдалеке.

В беседах — добрые советы,

И всё — на русском языке!

И этот дар мне в душу влился,

Как… чувства в светлую строку!

Я слушал. Слушал и учился!

Всему! Не только языку!

Какие это были люди!..

О них и через толщу лет

Я вспоминаю, как о чуде (!),

Принесшем нам тепло и свет.

Простые люди новой эры…

В те дни впервые понял я,

Что значит ЧЕСТЬ, что значит

ВЕРА, Что значат ДРУЖБА и

ДРУЗЬЯ

Приобретённое богатство

Я в сердце бережно ношу,

И для друзей, во имя братства

На языке друзей пишу

Мои стихи. И я уверен (!),

Всей прошлой жизнью убеждён (!)

Не ждать, а действовать намерен:

Союз наш

будет (!)

возрождён!

* * *

У всех, у нас когда-то, братья,

Была великая страна,

Добру раскрывшая объятья!

И не её была вина

В том, что бывают злыми люди

С амбициями королей…

Я вспоминаю, как о чуде (!),

Святые образы людей,

Пытавшихся построить Братство

На Богом созданной Земле…

То, что случилось — святотатство!

Безумный пир (!) в кромешной мгле…

Явленье в образе тирана

Заворожило этот мир!

Все стали жертвами обмана!

Исчадьем ада был кумир.

Сфабриковал он гениально

Кошмарный заговор в стране!

И к цели шёл маниакально.

Те времена судить не мне:

Я привожу лишь только факты

Давным-давно минувших лет.

Оттуда к нам пришли теракты.

Оттуда! Не с других планет!

Куда девалось наше Братство?!

Где та Великая Страна?!

Вот что такое святотатство!

Вот вам явлению цена!

Число оболганных несметно!

Виновные известны всем!

Потомки назовут конкретно

Все имена! Здесь нет проблем!

Орджоникидзе, Тухачевский —

Не жертвы! Доблесть (!) гордых лет!

Хранители традиций Чести!

Таких людей теперь уж нет…

И внукам предстоит работа

На-и-важ-ней-шая, друзья (!):

Вернуть (и не забыть кого-то!)

Поруганных

из

небытья…

А счастье было так возможно,

Как не бывало никогда…

И убедиться в том

не сложно:

Лишь

захотеть бы!..

Господа.

ЗАЧЕМ (!?) РАССТРЕЛИВАТЬ ЮРИСТА…

Зачем расстреливать юриста?!

Он не садист и не подлец…

Но расстреляли коммуниста.

Тот коммунист был мой отец.

Потом, конечно, извинились!

Да ну-у-у… Какая е-рун-да-а…

Ну, постреляли, порезвились…

Ведь извинились?..

Без стыда!

Без осознанья преступлений,

Повлекших бездну страшных бед!

Вплоть до растленья поколений!

И — ничего… Виновных нет.

Ах, да… Отдельные ошибки…

И то — не всюду, а — в «верхах»…

И — лицемерные улыбки…

И — фразы… фразы… впопыхах:

«Напоминать не на-а-а-до. Бы-ы-ло.

Все знают: было и прошло!»

Нет уж, простите! Я — не быдло!

Распознавать умею зло!

Идёт процесс. Он управляем!

Понять несложно — как и кем!

А мы его не замечаем:

«Я глух и нем, я пью и ем…»

— Уже была игра такая

В далёком детстве, друг и брат,

И доигрались. Потакая!

Все пожинаем результат!

А был бы УМ… Уж ЧЕСТЬ и СОВЕСТЬ,

Бездумно брошенные в печь,

Могли создать иную повесть!

Могли жемчужины сберечь,

Освобождённые от шлака!

Рыдай, таинственный народ…

Измордовавший Пастернака…

Прозренье только лишь идёт.

Оно ещё не наступило!

Ты до сих пор ещё — в плену!

Доверчивость… Какая сила!

Куда хочу — туда и гну!

Вот и достукались, ребята…

Искать виновных? А — зачем?!

Уже стреляли братья в брата.

И что? Ушли мы от проблем?..

Искореняются пороки

Не по веленью волшебства,

А там, где прошлые уроки

Способна помнить голова!

Но мы — любители покоя.

А, может быть, мы все больны?!

Шизофрения? Паранойя?

Болезнь в масштабе всей страны?!

А Григоренко!7 Солженицын!8

Сейфуллин!9 Галич!10 А Пильняк?!11

Иль, может, мне всё это снится?

Ответь, придирчивый земляк!

Бубнишь: «Не сыпь мне соль на рану!

Не заставляй меня вникать!»

Тогда я сам не перестану

Напоминать! Напоминать!

Не ради чьих-то пьедесталов!

Не ради призрачных идей!

А ради прежних идеалов!

И ради собственных детей!

Во имя тех из коммунистов,

Чью боль и скорбь не передать…

Оболганных! Пред миром — чистых!

Напоминать. Напоминать!

Во имя тех из всех чекистов,

Кто не смолчал! Молчать не мог!

Кто защищал тех коммунистов,

Предвидя собственный итог!

Рискуя семьями своими…

Рискуя всем! Ты слышишь, век?!

Я преклоняюсь перед ними!

Вот что такое — человек!

Не сметь марать всех чёрной краской,

Во имя нас принявших смерть!

Все были — люди: белый, красный!

Не сметь кощунствовать! Не сметь…

Во имя белоэмигрантов,

Кому на честь не наплевать,

Кто жил не ради аксельбантов!

Напоминать. Напоминать!

Во имя тех, кто заблуждался,

Познал и пытки, и позор…

Всё перенёс и жив остался,

Но кто не понял до сих пор,

Что происходит в этом мире

И что уже произошло,

Баррикадируясь в квартире…

Себе и правнукам назло!

Пусть он не понял. Ну, а мы-то!

Мы, современники его!

Не паразиты! Не бандиты —

Не понимаем ничего?!

Понять трагедию народа!..

Понять несчастных стариков!

Ты слышишь, гордая Свобода?!

Не выходи из берегов!

Во имя будущего братства

Не забывай: мир полон зла!

Там, где накоплены богатства,

Творятся страшные дела!

Останови процесс забвенья!

Судьбой Планеты не играй!

Из поколенья в поколенья

Напоминай! Напоминай!

Не безымянно-монотонно,

Не для казённого словца,

А — с болью! Страстно! Поимённо!

Не расслабляясь! Без конца.

Памяти

Хасият Таировой-Мухаммади…

ОНА ПРИШЛА К НЕМУ ПРОСИТЬ РАБОТУ

Она пришла к нему просить работу…

Зимой, в насквозь промокших башмаках!

Достойная вниманья и почёта!..

Пришла пешком! С ребёнком на руках…

Тащилась долго, верная надежде:

Была в пути четырнадцать часов!

Сейчас он скажет, как бывало прежде:

«Входи, сестра!» — И после тёплых слов

Усталость, страх, сомненья, опасенья

Растают, словно азиатский снег!

Вот дом, в котором ждёт её спасенье:

Тепло, еда, поддержка и ночлег.

Она стоит (ребёнку меньше года!)

Пред тем, к кому безумно долго шла,

И слышит: «Я жену врага народа

Принять не вправе». Прошлые дела…

…Немало лет с той ночи пролетело

Ребёнок вырос, инженером стал.

Жива и мать. Вот только постарела…

А про него я долго не слыхал!

Быть может, он раскаялся в поступке?

Искал потом её, но не нашёл?

Не следует толочь мне воду в ступке:

Он не искал её. Он не пришёл.

Его недавно я случайно встретил:

Седой старик, два взрослых сына, дочь…

Живёт же вот такой на белом свете!

А интересно: помнит он ту ночь?!

Не может быть, чтоб вот такой не помнил:

Здоровья впору — на два молодца!

Всё хорошо… Но очень нелегко мне,

Когда я вдруг

встречаю…

подлеца!

* * *

«Финкельштейна, семнадцать», где ты,

Моя улица?.. Отчий дом…

Ни писатели, ни поэты

Не напишут теперь о нём…

Неказистый, одноэтажный…

Лишь на улицу — два окна…

Кто живёт в нём теперь — не важно!

Что — не я, не его вина…

Здесь росла и цвела орешня,

И бассейн в глубине двора,

Орошая водой черешню,

Мне прохладу дарил вчера…

Здесь бывал Абдулхай12 — мечтатель

И светлейшей души поэт…

Здесь уйгур Абдулла13 — писатель,

Не однажды встречал рассвет…

Жили планами те поэты,

Жил надеждами мой народ!

Но, увы, растоптал надежды

Тот проклятый, тот чёрный год!

Да, погашены все рассветы

В тот кошмарный декабрьский день…

Но причина — не те наветы,

Что виновников прячут в тень!

Врут не только враги порою…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахстан и Россия… Надежда и Боль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Алаш» — первая в истории казахского народа демократическая партия. Провозглашена в 1905 г. группой членов партии «кадетов» (лидеры — Ахмет Байтурсынов, Миръякуб Дулятов, оба — поэты). Организационное (официальное) оформление партии «Алаш» состоялось в июле 1917 г. Её лидером стал 32-летний Алихан Букейханов — Комиссар Временного правительства России по Казахстану. «Кадеты» — леволиберальная Конституционно-демократическая партия, получившая в 1906 г. большинство мест в Государственной Думе — Первом Российском Парламенте. В партию «кадетов» входил цвет тогдашней интеллигенции России (в том числе академик В. И. Вернадский), а также — крупные помещики, купцы, банкиры, предприниматели. Центральный Комитет партии «кадетов» состоял на одну треть из юристов. Пришедшие к власти «большевики» партию «Алаш» упразднили, а её лидеров физически уничтожили.

2

Магжан Бекенович Жумабаев (1893—1938), казахский поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, идейный вдохновитель партии «Алаш». Репрессирован органами НКВД СССР дважды: в 1929 и 1937 годах. В 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в 1960 г. Его именем названа улица в городе Алма-Ате (ныне — Алматы).

3

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) — выдающийся русский учёный, названный научным сообществом уже при жизни «Ломоносовым XX века». В 1905 году — участник Учредительного съезда партии Конституционных демократов («кадетов»), был избран членом её ЦК.

4

Юсупов Исмаил Абдурусулович (1914—2005), с 1962-го по 1964-й год — Первый Секретарь ЦК КП Казахстана.

5

«Алаш» — первая в истории казахского народа Демократическая партия (см. сноску на стр. 15).

6

Уйгуры — тюркоязычный мусульманский народ, проживающий, в основном, в Китае — Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе (СУАР) КНР. Там компактно проживает (по официальным данным около 12 миллионов человек. На территории бывшего Советского Союза (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркмения) проживает около 500 тыс. человек.

7

Григоренко Пётр Григорьевич (1907—1987), генерал-майор Советской Армии, преподаватель Военной Академии им. М. В. Фрунзе, профессор, кибернетик, правозащитник. За критические высказывания в адрес властей был помещён в психиатрическую лечебницу (1965), подвергся принудительному лечению. Эмигрировал (1977). Умер на чужбине. В Киеве именем П. Г. Григоренко назван проспект.

8

Солженицын Александр Исаевич (1918—2008), русский писатель, автор монументальных исторических произведений, в том числе — документально-публицистической книги «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). В 1974 г. выслан из СССР. С 1976 г. жил в США. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

9

Сейфуллин Сакен (р. 1894 г.), казахский писатель, поэт, основатель Союза писателей Казахстана. Арестован НКВД СССР в 1937 году. Расстрелян 25.04.1938 г. Реабилитирован в 1957 году.

10

Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич (1918—1977), советский драматург, ПОЭТ. С начала 60-х годов — автор и исполнитель песен-новелл. Темы — память и ответственность за прошлое, противостояние произволу властей. С 1974 г. жил за границей. Умер на чужбине.

11

Пильняк (Вогау) Борис Андреевич (1894—1937), советский писатель, автор «Повести непогашенной луны…» (1926) о гибели М. В. Фрунзе. Репрессирован органами НКВД СССР в 1937 г. Погиб в лагерях ГУЛАГа.

12

Абдулхай — уйгурский поэт Абдулхай Мухаммади (1901—1937). Репрессирован органами НКВД. Расстрелян. Реабилитирован в 1956 г. Его именем названа улица в селе Байсейит Республики Казахстан.

13

Абдулла — Абдулла Ахметович Розыбакиев (1897—1938), политический деятель, лидер уйгурской интеллигенции 30-х годов XX века в СССР. Репрессирован органами НКВД. Расстрелян. Реабилитирован в 1956 г. Его именем названа улица в городе Алма-Ата (ныне — Алматы).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я