5 шагов к успешному развитию ребенка. От 0 до 7 лет

Виктория Львова

Развивать ребенка правильно и интересно легче, чем вы думали!Если вы хотите быть уверенным, что все правильно делаете для развития ребенка.Если вы не хотите тратить свое время на поиск развивающих игр и заданий, а всегда иметь под рукой готовые материалы от специалиста.Если вы хотите привить своему ребенку любовь к обучению, то эта книга для вас!В этой книге описаны и подобраны задания с учетом нейропсихологических процессов, для гармоничного развития ребенка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов к успешному развитию ребенка. От 0 до 7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Мамам, которые хотят понимать, что развивают в ребёнке

Я знаю, что вы очень ответственная мама. Я знаю, что вам важно понимать, что вы делаете для развития ребёнка и для чего. Поэтому я постаралась максимально чётко и конкретно описать очерёдность и цель каждого задания. Каждый шаг — это определённая последовательность формирования психических процессов у человека.

Мы не можем помочь ребёнку узнать цвета, если у него не будет сформирована память. Мы не можем развить память у ребёнка, если не сформировано внимание и т. д. Для развития всего есть определённая последовательность. В этой книге я постаралась передать её, для того, чтобы максимально облегчить вам задачу гармоничного развития ребёнка.

Шаг 1. Развитие познавательных способностей

Задание 1. Зрительное восприятие

Для гармоничного развития ребёнка необходимо стимулировать восприятие. Почему дети в детских домах отстают в развитие интеллектуальном и психическом? Не от нехватки развивающих игрушек, а от нехватки в первый год жизни разнообразных стимулов восприятия. Это и новые помещения, и новые люди, и новые звуки и т. д.

Первым зрительным стимулом является лицо мамы.

Возраст от 0 до 1 лет. «Рассматриваем лицо». Возьмите ребёнка на руки и дайте ребенку рассмотреть свое лицо. Поговорите с ним. Посмотрите, следит ли он за вашими губами. «Постройте» ребёнку рожицы. Устанавливайте с ребёнком контакт «глаза в глаза».

Возраст от 1 года до 2 лет.«Рассматриваем игрушку». Возьмите любую игрушку ребёнка. Можно машинку или куклу. Рассмотрите её с ребёнком. Рассказывайте ему, что вы видите. Например: «Давай с тобой посмотрим что это. Это машинка. Какого она цвета? Красная. Давай её потрогаем, твёрдая она или мягкая? Твёрдая. Она из пластмассы. Посмотри, что у машинки есть? У машины есть колёса. Где колёса? Вот они. Потрогаем колёса. Их можно покрутить, давай покрутим колёса». И так далее. Внимательно рассматриваете и проговариваете с ребёнком каждую деталь игрушки. Уделяйте внимание цвету, форме, материал, размеру, тому, что можно делать с этой игрушкой и т. п.

Возраст от 2 лет до 3 лет. «Рассматриваем игрушку». Возьмите любую игрушку ребёнка. Желательно ту, которую он любит. Задавайте ребёнку вопросы про игрушку. Например: «Это у тебя машинка или самолёт? Какого цвета твоя машинка?» и т. п. Если ребёнок ещё не умеет говорить, задавайте вопрос так, чтобы он мог вам отвечать, кивая головой «да» или «нет».

Возраст от 3 лет до 4 лет. «Рассматриваем игрушку». Возьмите любую игрушку ребёнка. Желательно любимую. Попросите его рассказать, почему ему эта игрушка нравится. Затем рассмотрите её вместе с ребёнком детально и проговорите визуальные характеристики игрушки. Например: «Это железная машина. Она синего цвета. У неё открываются двери. Окошки в машине прозрачные. В машине видно сиденья и руль» и т. д.

Возраст от 4 лет до 5 лет. «Рассматриваем игрушку». Попросите ребёнка показать вам любимую игрушку. Пусть ребёнок вначале сам вам о ней расскажет. Вы можете задавать дополнительные вопросы о внешнем виде игрушки, её свойствах и возможностях. Обращайте внимание ребёнка на различные детали в игрушке, чтобы он больше вам объяснял, для чего они.

Возраст от 5 лет до 6 лет. «Рассматриваем игрушку». Попросите ребёнка показать вам любимую игрушку. Попросите его описать внешний вид игрушки. Обращайте внимание ребёнка на различные детали в игрушке, чтобы ребёнок больше вам объяснял, для чего они. Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребёнок отвечал не одним словом, а предложением. Например: «У машины есть двери», а не «Это дверь». Если ребёнку трудно отвечать предложением, то проговаривайте предложение сами, чтобы он слышал и запоминал.

Возраст от 6 лет до 7 лет. «Рассматриваем игрушку». Попросите ребёнка показать вам любимую игрушку. Попросите его описать внешний вид игрушки. Обращайте внимание ребёнка на различные детали в игрушке, чтобы он больше вам объяснял, для чего они. Спросите ребёнка, хотел бы он добавить какие-либо детали в игрушку и для чего. Старайтесь построить беседу с ребёнком так, чтобы он отвечал вам предложениями, а не отдельными словами.

Задание 2. Зрительное внимание

Чем лучше у ребёнка развито внимание, тем выше у него интеллект и лучше развиты крупная и мелкая моторики и все психические процессы. Первое, c чем начинают работать специалисты-дефектологи при подозрении на задержку психического или умственного развития у ребенка — это с диагностики развития его внимания. И в начале работы все задания направлены на стимулирование развития внимания. Во взрослой жизни мы тоже понимаем, что высокая концентрация внимания имеет большое значение. При снижении концентрации внимания теряется работоспособность и восприятие реальности.

Возраст от 0 до 1 года. Возьмите погремушку или любой яркий, контрастный предмет и двигайте им медленно из стороны в сторону перед лицом ребёнка, на расстоянии примерно 30 см от его лица. Начинаем двигать справа—налево, потом слева-направо. Если вы замечаете, что ребёнок уже хорошо прослеживает это движение, добавляйте движение вверх-вниз и снизу-вверх. Игрушка должна быть на расстоянии вытянутой руки, чтобы ребёнку было комфортно смотреть. Наша задача, чтобы он взглядом прослеживал за игрушкой.

Возраст от 1 года до 2 лет. Возьмите машинку или небольшой мячик. Покатайте его перед ребёнком из стороны в сторону. Наблюдайте за ребёнком, прослеживает ли он взглядом за вашим действием. Покатайте машинку или мячик друг другу. Если ребёнок ещё не умеет этого делать, катайте ему сами. Помогайте ему учиться катать небольшие предметы. Основная задача этого упражнения — научить ребёнка следить за движением предмета.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Когда одеваете ребёнка на прогулку, специально отставьте в сторону свой и его второй ботинок. Покажите ребёнку его ботинок и попросите найти второй. Если ребёнок не понял задание, в первый раз помогите ему найти пару обуви. В следующие разы можно постепенно усложнять поиск.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Попросите ребёнка найти вам в том помещении, где вы находитесь что-то определённой формы (синее, зелёное), формы (круглое, треугольное), размера (маленькое, большое) и т. п. Эта игра особенно нравится детям, когда приходится ждать в очереди в поликлинику или в транспорте.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Попросите ребёнка найти вам в том помещении, где вы находитесь что-то, называя пару его признаков по форме, цвету, размеру (например, синее и круглое или белое и квадратное и т.п.).

Возраст от 5 лет до 6 лет. Попросите ребёнка найти что-то в том помещении, где вы находитесь, называя какие-то три его признака по размеру, форме, цвету, материалу (синее, круглое и резиновое или белое, квадратное и стеклянное и т.п.).

Возраст от 6 лет до 7 лет. Попросите ребёнка найти что-то в том помещении, где вы находитесь, называя три его признака по размеру, форме, цвету, материалу (синее, круглое и резиновое или белое, квадратное и стеклянное и т.п.). Потом попросите, чтобы ребёнок составил такую загадку для вас.

Задание 3. Зрительная память

Глаз — самый активный из органов чувств. Накапливание зрительных впечатлений способствует развитию зрительной памяти. Задача родителей — обеспечить ребёнку богатую зрительными стимулами среду для получения новых зрительных впечатлений. Когда таких впечатлений мало, дети начинают проявлять зависимость от просмотра мультфильмов или различных электронных гаджетов.

Возраст от 0 до 1 года. Лучшая игра для развития зрительной памяти у ребёнка до 1 года — это игра в «Ку-ку». Закрываем лицо руками и спрашиваем ребёнка: «Ку-ку, где мама?». Открываем лицо и весело говорим: «Вот она!». Усложняем игру, закрывая себе лицо платком, и стимулируем ребёнка, чтобы он платок снял. Потом закрываем лицо ребёнка платком. Тоже стимулируем его, чтобы он снял с себя платок. Лучше вначале использовать для игры легкий прозрачный платок.

Возраст от 1 года до 2 лет. Берём два стаканчика и небольшой предмет. На глазах ребёнка прячем под один стаканчик предмет. Просим его показать, где спрятан предмет. Игру лучше начинать, пряча предмет под один стаканчик. Ребёнок сначала учится сам находить и прятать предмет под один стаканчик. Потом вы добавляете второй стаканчик в игру.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите любой небольшой предмет. Покажите его ребёнку и скажите, что будете сейчас его прятать. Можно пригласить ребёнка спрятать предмет вместе с вами. Засеките время и через час попросите ребёнка вспомнить и показать вам, куда вы спрятали предмет. Если он легко справляется с заданием, увеличьте продолжительность времени между поиском. Напомните ребёнку о предмете через два или три часа.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Возьмите два любых предмета. Покажите их ребёнку и скажите, что хотите их спрятать. Можно попросить его помочь вам спрятать их. Прятать предметы нужно в разных местах. Через час или два попросите ребёнка найти предметы. Если ребёнок легко их находит, увеличьте продолжительность времени между поисками.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Возьмите три любых предмета, покажите их ребёнку и скажите, что хотите их спрятать. Можно попросить его помочь вам спрятать их. Прятать предметы нужно в разных местах. Через час или два попросите ребёнка найти предметы. Если он легко их находит, увеличьте продолжительность времени между поисками.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Возьмите четыре любых предмета, покажите их ребёнку и скажите, что хотите их спрятать. Можно попросить его помочь вам спрятать их. Прятать предметы нужно в разных местах. Через час или два попросите ребёнка найти предметы. Если он легко их находит, увеличьте продолжительность времени между поисками. Если ребёнку трудно найти 4 предмета, то для начала уменьшите количество предметов. Начните прятать с одного предмета, а потом увеличивайте постепенно их количество.

Возраст от 6 до 7 лет. Возьмите пять любых предмета, покажите их ребёнку и скажите, что хотите их спрятать. Можно попросить его помочь вам спрятать их. Прятать предметы нужно в разных местах. Через час или два попросите ребёнка найти предметы. Если он легко их находит, увеличьте продолжительность времени между поисками. Если ребёнку трудно найти пять предметов, то для начала уменьшите количество предметов. Начните прятать с одного предмета, а потом увеличивайте постепенно их количество.

Задание 4. Слуховое восприятие

Для гармоничного развития слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти у ребёнка должна быть сформирована способность прислушиваться к звуку. Без этого невозможно научится слушать и слышать другого человека и воспринимать весь богатый мир звуков. Слуховое внимание влияет на развитие речи ребёнка, а в дальнейшем и на усвоение учебного процесса, когда детям нужно продолжительное время слушать учителя.

Возраст от 0 до 1 года. Возьмите погремушку, чашку с ложкой, целлофановый пакет или лист бумаги. Скажите малышу, что сейчас вы с ним будете слушать разные звуки. Комментируйте свои действия ребёнку: «Сейчас мы послушаем погремушку». Сначала пошумите погремушкой себе возле уха, потом возле уха ребёнка. Затем погремите ложкой о чашку и пошуршите пакетом или бумагой. Повторите несколько раз. Посмотрите, как ребёнок реагирует на разные звуки.

Возраст от 1 года до 2 лет. Для обогащения слухового восприятия детей очень полезно слушать голоса животных, птиц, насекомых, звуки техники и т. д. Обращайте внимание ребёнка на различные звуки окружающие его, как журчит водичка, как шумит дождь и т. п.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите с ребёнком различные предметы, издающие звук (ложки, погремушки, кастрюли и т.п.) или музыкальные инструменты, если они у вас есть. Включите весёлую музыку и вместе с ребёнком стучите под ритм мелодии. Учите ребёнка прислушиваться к ритму.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Создайте с ребёнком список любимых мелодий. Включайте ему различные мелодии классические и современные. Пусть он вам скажет, какая ему музыка нравится, а какая нет.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Включите ребёнку музыку из произведения «Времена года» А. Вивальди или из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Поговорите с ним, что он слышит. Какая музыка? Грустная? Весёлая? О чём она? Для чего композитор сочинил её? Нравится ли она ребёнку? Если да, то почему? Если нет, то почему?

Возраст от 5 лет до 6 лет. Включите ребёнку музыку из произведения «Времена года» А. Вивальди. Расскажите ему, какой музыкальный отрывок, к какому времени года относится. Попросите ребёнка послушать и описать, что во фрагменте о лете слышится летнего (пение птиц, греет солнышко и т.п.), что во фрагменте об осени слышится осеннего (капает дождь, дует ветер и т.д.).

Возраст от 6 лет до 7 лет. Включите ребёнку музыку из произведения «Времена года» А. Вивальди. Попробуйте вместе с ребёнком на слух угадать, какой фрагмент, к какому времени года относится и почему вы так подумали. Какие звуки в музыке повлияли на решение. Если ребёнку трудно что-то различить, обращайте его внимание на различные звуки и звучания музыкальных инструментов. Что на что похоже. Что в природе может также звучать и т. д.

Задание 5. Слуховое внимание

Нервная система новорождённого так устроена, что он не может сразу различить все звуки. Слышание и различение звуков формируется постепенно. От того, на сколько гармонично будет организованна звуковая среда вокруг ребёнка, на столько быстро он начнет понимать речь и хотеть общаться.

Возраст от 0 до 1 года. Возьмите звучащие игрушки — погремушки, пищалки и т. п. Шумите так, чтобы ребёнок не видел источник звука, а поворачивался искать его глазами. Похвалите ребёнка, когда он повернется в сторону звука.

Возраст от 1 года до 2 лет. Поиграйте с ребёнком в прятки. Возьмите звучащий предмет или игрушку. Спрячьтесь и шумите игрушкой, чтобы ребёнок вас нашёл по звуку.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите разные предметы, которые издают звуки. Можно взять как музыкальные игрушки, так и бумагу или целлофановый пакет. Сначала послушайте с ребёнком, какой предмет как звучит. Затем пусть он угадывает, каким предметом вы шумите. Для этого попросите ребёнка отвернуться или сделайте небольшую ширму. Достаточно 2—3 предмета. Если ребёнок легко справляется с заданием, можно увеличить количество звучащих предметов.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Возьмите разные предметы, которые издают звуки. Можно взять как музыкальные игрушки, так и бумагу или целлофановый пакет. Сначала послушайте с ребёнком, какой предмет как звучит. Затем пусть он угадывает, каким предметом вы шумите. Для этого попросите ребёнка отвернуться или сделайте небольшую ширму. Для выполнения задания достаточно 3—4 предметов. Если ребёнок легко справляется, можно увеличить количество звучащих предметов. Если ребёнку трудно различить звуки, начните с двух контрастно звучащих предмета. Например: погремушка и железные ложки.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Возьмите различные предметы, которые издают звуки. Можно взять как музыкальные игрушки, так и бумагу, книга (шелест страниц) или целлофановый пакет. Сначала послушайте с ребёнком, какой предмет как звучит. Затем пусть он угадывает, каким предметом вы шумите. Для этого попросите ребёнка отвернуться или сделайте небольшую ширму. Для выполнения задания достаточно 4—5 предметов. Если ребёнок легко справляется, можно увеличить количество звучащих предметов. Если ему трудно различить звуки, начните с двух контрастно звучащих предметов. Например: погремушка и железные ложки.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Поиграйте с ребёнком в игру «Растение — еда — птица». Если вы называете растение, то ребёнок поднимает руки вверх, если называете еду — хлопает в ладоши, если называете птицу — машет руками, как крыльями. Например: берёза, яблоко, ворона, ромашка, голубь, печенье, дятел, роза и т. д. Если ребёнку трудно запомнить три движения, начните с двух движений. Например: «Растение — еда», движения — руки вверх и хлопки.

Возраст от 6 до 7 лет. Поиграйте с ребёнком в игру: «Растение — еда — птица — транспорт». Если вы называете растение, то ребёнок поднимает руки вверх, если называете еду — хлопает в ладоши, если называете птицу — машет руками, как крыльями, если транспорт — крутит руками перед собой, изображает звук мотора. Например: берёза, яблоко, ворона, автобус, ромашка, голубь, трактор, печенье, дятел, роза, самолет и т. д.

Задание 6. Слуховая память

Хорошо развитая слуховая память — залог своевременного и гармоничного развития речи у ребёнка. Чем лучше будет слуховая память, тем ярче и выразительнее будет речь ребёнка и обширнее словарный запас. По статистике, у детей с хорошо развитой слуховой памятью и слуховым вниманием успеваемость в учёбе гораздо выше, чем у остальных детей. Нас окружает богатый мир звуков, который мы привыкли не замечать. Скрипит дверь, капает вода, шумит листва, поют птицы и т. д. — мир вокруг нас постоянно обращает на себя внимание различными звуками.

Возраст от 0 до 1 года.«Звуки животных». Развитие слуховой памяти начинается со знакомства с игрушками или домашних животных и их изображениями, которые издают звуки. Показываете ребёнку животное и произносите, какой звук оно издает. Собака: «ав-ав», кошка: «мяу», коровка: «му» и т. д. Потом спрашиваете ребёнка: «Кто говорит „мяу“? Кошка!». Показываете ребёнку на животное. Постепенно он научится связывать произнесенный вами звук с нужным животным.

Возраст от 1 до 2 лет. «Звуки животных». Для выполнения задания необходимы фигурки или картинки домашних животных, возможно на планшете или компьютере. Вы показываете ребёнку животное и произносите звук, который оно издаёт. Затем просите ребёнка повторить звук, который произносит животное или сами произнесите звук и просите показать животного. Так ребёнок начинает запоминать звуки домашних животных и птиц. Идеально это делать в форме игры. Например: берёте фигурку или картинку с кошкой и говорите ребёнку: «К нам в гости пришла кошка! Здравствуй, кошечка! Кошечка говорит нам „мяу“. Давай поздороваемся с кошечкой. Тоже скажем ей „мяу“!»

Возраст от 2 лет до 3 лет.«Звуки животных». Для выполнения задания необходимы фигурки или картинки домашних животных, возможно на планшете или компьютере. Показываете ребёнку животное и произносите звук, который оно произносит. Затем просите ребёнка повторить звук, который произносит животное или сами произнесите звук и просите показать животного. Лучше всего начинать знакомство со звуками животных в игровой форме. Например: вы берёте фигурку или картинку с кошкой и говорите ребёнку: «К нам в гости пришла кошечка! Здравствуй, кошечка! Давай поздороваемся с кошечкой по-кошачьи. Как кошечка говорит? „Гав?“, может „му?“. Кошечка говорит: „Мяу“!». Можно взять фигурки нескольких домашних животных и сказать ребёнку, что животные забыли свои голоса. Попросите его помочь животным вспомнить, кто из них какой звук произносит.

Возраст от 3 лет до 4 лет. «Звуки диких животных». Послушайте с ребёнком звуки диких животных (их можно найти в интернете). Затем поиграйте с ребёнком в «Угадайку звуков». Включайте ребёнку звук животного и просите его называть животного, чей звук он услышал.

Возраст от 4 лет до 5 лет.«Звуки диких животных и птиц». Послушайте с ребёнком звуки диких животных и птиц. Затем поиграйте с ним в «Угадайку звуков». Вы включаете ребёнку звук животного или птицы и просите его называть, чей звук он услышал.

Возраст от 5 лет до 6 лет. «Звуки транспорта». Послушайте с ребёнком звуки транспорта и техники. Затем поиграйте с ним в «Угадайку звуков техники». Вы включаете ребёнку звук техники или транспорта и просите его называть транспорт или технику, чей звук он услышал.

Возраст от 6 лет до 7 лет.«Звуки музыкальных инструментов». Послушайте с ребёнком звуки музыкальных инструментов. Затем поиграйте с ним в «Угадай-ку звуков». Вы включаете ребёнку звук инструмента и просите его называть музыкальный инструмент, чей звук он услышал.

Задание 7.Тактильное восприятие

С первых мгновений жизни мы начинаем воспринимать этот мир ощущениями. Холодно, жарко, твёрдо, мягко, сыро, сухо и т. п. Мы учимся понимать приятные ощущения или не приятные ощущения окружают нас. Конечно, лучше получать приятные ощущения, но неприятные или болезненные нам тоже нужны. Они индикатор опыта, что лучше в следующий раз так не делать, потому что будет больно или неприятно. Самый основополагающий контакт для гармоничного развития ребёнка — это тактильный контакт с мамой. Есть много научной литературы, в которой уже доказано неоспоримое значение телесного контакта мамы и ребёнка «кожа-к-коже» с первых мгновений жизни ребёнка.

Возраст от 0 до 1 года. В течение дня полежите или посидите с ребёнком кожа-к-коже. Столько времени, сколько комфортно вам и ребёнку. Но в принципе 15—20 минут достаточно. Время кормления грудью не считается. Это должно быть именно время спокойного единения, чтобы вы почувствовали тепло ребёнка, а он чувствовал вас.

Возраст от 1 года до 2 лет. «Массаж». Поиграйте с ребёнком в весёлый массаж: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…», или «Мы эту ручку разотрём…«и т.п.Подберите весёлую массажную песенку, чтобы ребёнку было и приятно и весело. Цель массажа — научить ребёнка чувствовать своё тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Возраст от 2 лет до 3 лет. «Самомассаж». Вместе с ребёнком погладьте или разотрите руки, ноги, живот, спину, уши, шею, щёки, лоб, ступни и ладони и т. д. Можно это делать массажным мячиком или просто рукой. Расскажите ребёнку, что его ручкам, ножкам и другим частям тела очень нравится, когда их гладят, что они так быстрее растут, радостные и довольные, а потом быстрее бегают, прыгают, играют и т. п. Детям очень нравится делать себе массаж под песенку «Мы эту ручку разотрем…» или «Катится колючий ёжик…». Цель самомассажа — научить ребенка чувствовать свое тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Возраст от 3 лет до 4 лет. «Самомассаж». Вместе с ребёнком погладьте или разотрите руки, ноги, живот, спину, уши, шею, щёки, лоб и т. д. Можно это делать массажным мячиком или просто рукой. Расскажите ребёнку, что его ручкам, ножкам и другим частям тела очень нравится, когда им делают массаж, что они так быстрее растут, радостные и довольные. Лучше делать массаж под весёлую музыку. Цель самомассажа — научить ребёнка чувствовать свое тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Возраст от 4 лет до 5 лет. «Самомассаж». Вместе с ребёнком погладьте или разотрите руки, ноги, живот, спину, уши и т. д. или он может сделать это самостоятельно. Пользуйтесь массажным мячиком или просто рукой. Расскажите ребёнку, что его ручкам, ножкам и другим частям тела очень нравится, когда им делают массаж, что они так быстрее растут, радостные и довольные. Лучше делать массаж под весёлую музыку. Цель самомассажа — научить ребёнка чувствовать свое тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Возраст от 5 лет до 6 лет. «Самомассаж». Вместе с ребёнком погладьте и разотрите кожу головы пальцами, словно расчесывая волосы, или он может делать это самостоятельно. Это упражнение можно делать как отдельно, так и вместе с самомассажем всего тела. Цель самомассажа — научить ребёнка чувствовать свое тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Возраст от 6 лет до 7 лет. «Самомассаж». Вместе с ребёнком погладьте и разотрите кожу головы пальцами, словно расчесывая волосы, или он может делать это самостоятельно. Это упражнение можно делать как отдельно, так и вместе с самомассажем всего тела. Цель массажа и самомассажа — научить ребёнка чувствовать свое тело.

Пример стишка для массажа:

Мы наши ручки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ручки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наши ножки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ножки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы наш животик разотрем, разотрем, разотрем. Мы наш животик разотрем, чтоб вырос побыстрей.

Мы наши ушки разотрем, разотрем, разотрем. Мы наши ушки разотрем, чтоб выросли побыстрей.

Мы нашу спинку разотрем, разотрем, разотрем. Мы нашу спинку разотрем, чтоб выросла побыстрей.

Задание 8. Тактильное внимание

Тактильное внимание нам необходимо чтобы понять, что становится холодно или жарко или, что нам твёрдо или мягко сидеть. Тактильное внимание служит нам для поддержания комфорта физиологических ощущений и устранения дискомфорта физиологических ощущений.

Возраст от 0 до 1 года. У совсем маленьких детей тактильное внимание развивается лучше всего на ощущениях контраста. Например: гладкое — шершавое, тёплое — холодное, мягкое — твёрдое и т. п. Возьмите малыша на руки и его рукой потрогайте разные предметы, контрастные на ощупь. Говорите ему, что он сейчас чувствует: тёплое или холодное, твёрдое или мягкое и т. п.

Возраст от 1 года до 2 лет. Возьмите предметы, контрастные на ощупь. Например: кубик твёрдый, текстильная игрушка мягкая. Расскажите ребёнку о свойствах этих предметов, потрогайте их, а потом спросите его, где мягкий предмет, а где твёрдый.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Тактильное внимание можно развивать не только через контакт с предметами, но и ощущая себя. Например, вы можете щекотать или гладить ребёнку руку, ногу, голову и т. д. и спрашивать его, где он почувствовал, что вы его трогали и как вы его трогали. Когда трогаете на ощупь разные предметы, обязательно спросите у ребёнка, какой предмет ему было приятнее трогать, а какой нет, чтобы он учился осознавать свои ощущения.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Подберите несколько разных на ощупь предметов. Например: кубик, пушистая мягкая игрушка, щётка-расческа, карандаш. Предложите ребёнку игру в «Угадай-ку». Ребёнок должен сидеть закрытыми глазами, а вы по руке проведёте предметом. Задача ребенка угадать предмет. Достаточно 3—4 предметов. Вы их можете чередовать. Если ребёнку трудно узнавать предмет, используйте в игре сначала 2—3 предмета. Если ребёнку легко узнавать предметы, то смело увеличивайте количество разных на ощупь предметов. Обязательно спросите у ребёнка, какой предмет ему было приятнее трогать, а какой нет, чтобы он учился осознавать свои ощущения.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Подберите несколько разных на ощупь предметов. Например: кубик, пушистая мягкая игрушка, щётка-расческа, карандаш. Предложите ребёнку игру в «Угадай-ку». Ребёнок должен сидеть закрытыми глазами, а вы по руке проведёте предметом. Задача ребёнка угадать предмет. Достаточно 4—5 предметов. Вы их можете чередовать. Если ребёнку трудно узнавать предмет, используйте в игре сначала 2—3 предмета. Если ребёнку легко узнавать предметы, то смело увеличивайте количество разных на ощупь предметов. Обязательно спросите у него, какой предмет ему было приятнее трогать, а какой нет, чтобы он учился осознавать свои ощущения.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Подберите несколько разных на ощупь предметов. Например: кубик, пушистая мягкая игрушка, щётка-расческа, карандаш. Предложите ребёнку игру в «Угадай-ку». Ребёнок должен сидеть закрытыми глазами, а вы по руке проведёте предметом. Его задача угадать предмет. Достаточно 5—6 предметов. Вы их можете чередовать. Если ребёнку трудно узнавать предмет, используйте в игре сначала 2—3 предмета. Если ему легко узнавать предметы, то смело увеличивайте количество разных на ощупь предметов.

Возраст от 6 лет до 7 лет. Подберите несколько разных на ощупь предметов. Например: кубик, пушистая мягкая игрушка, щётка-расческа, карандаш. Предложите ребёнку игру в «Угадай-ку». Ребёнок должен сидеть закрытыми глазами, а вы по руке проведёте предметом. Его задача угадать предмет. Достаточно 6—7 предметов. Вы их можете чередовать. Если ребёнку трудно узнавать предмет, используйте в игре сначала 2—3 предмета. Если ему легко узнавать предметы, то смело увеличивайте количество разных на ощупь предметов.

Задание 9.Тактильная память

Благодаря тактильной памяти мы помним, что огонь горячий, лёд холодный, кошка пушистая, а кактус колючий. Тактильная память дана нам для поддержания организма в безопасности.

Возраст от 0 до 1 года. Потрогайте с ребёнком разные поверхности. Например: шкаф, диван, текстильную игрушку. Когда с ребёнком трогаете текстильную игрушку, говорите ему, что игрушка мягкая. Через время, беря текстильную игрушку в руки, спрашивайте ребёнка: «Где у нас мягкая игрушка? Вот она! Потрогаем, какая она мягкая!» При вопросе: «Где у нас мягкая игрушка?» побуждайте ребёнка искать её вместе с вами.

Возраст от 1 года до 2 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда, например, кубики и шарики, по 3—4 штуки каждого. Дайте ребёнку потрогать шарик и кубик. Объясните, что шарик гладкий и круглый, а кубик ребристый. Покажите ребёнку, что вы не смотрите в мешочек, а просто рукой достаете шарик или кубик. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. В первые разы помогайте ребёнку своей рукой нащупывать нужный предмет.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда, например, грецкие орехи и шишки, или крупные монеты и ватные диски. Подойдут любые похожие предметы нескольких видов, по 3—4 штуки каждого. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. Если ребёнок легко достает нужный предмет, увеличьте количество различных предметов.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда 3—4 вида разных небольших предметов (монеты, кубики, прищепки, крупные макароны и т.п.). Подойдут любые похожие предметы нескольких видов, по 2—3 штуки каждого. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. Если ребёнок легко достает нужный предмет, увеличьте количество различных предметов. Если ребёнку трудно найти нужный предмет, уменьшите количество предметов и постепенно увеличивайте, тренируя тем самым тактильную память.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда 4—5 видов разных небольших предметов (монеты, кубики, прищепки, крупные макароны и т.п.). Подойдут любые одинаковые предметы нескольких видов, по 2—3 штуки каждого. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. Если ребёнок легко достает нужный предмет, увеличьте количество различных предметов. Если ему трудно найти нужный предмет, уменьшите количество предметов и постепенно увеличивайте, тренируя тем самым тактильную память.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда 5—6 видов разных небольших предметов (монеты, кубики, прищепки, крупные макароны и т.п.). Подойдут любые похожие предметы нескольких видов, по 2—3 штуки каждого. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. Если ребёнок легко достает нужный предмет, увеличьте количество различных предметов. Если ему трудно найти нужный предмет, уменьшите количество предметов и постепенно увеличивайте, тренируя тем самым тактильную память.

Возраст от 6 лет до 7 лет. Возьмите мешочек или небольшой непрозрачный пакет и положите туда 6—7 видов разных небольших предметов (монеты, кубики, прищепки, крупные макароны и т.п.). Подойдут любые одинаковые предметы нескольких видов, по 2—3 штуки каждого. Задание для ребёнка — достать из мешочка предмет, который вы попросите, нащупав его рукой. Смотреть, что находится в мешочке, нельзя. Если ребёнок легко достает нужный предмет, увеличьте количество различных предметов. Если ему трудно найти нужный предмет, уменьшите количество предметов и постепенно увеличивайте, тренируя тем самым тактильную память.

Задание 10. Развитие речи

За развитие речи отвечает много психических процессов: слуховое восприятие, слуховая память, слуховое внимание, а так же развитие артикуляционного аппарата. По развитию речи ребёнка часто судят об уровне его общего интеллектуального развития. Для каждого возраста существуют свои нормы овладения речи. В современном мире на детей увеличилось количество визуальных стимулов, а внимание к слуховым стимулам развития снизилось. Мы всё время что-то смотрим. Прошли времена, когда вся семья собиралась слушать по радио спектакли и дети понимали, как важно и интересно слушать.

Возраст от 0 лет до 1 года.«Развитие речи». Чтобы ребёнок вовремя и хорошо заговорил, с самого рождения разговаривайте с ним. Говорите о каждом действии, комментируйте каждое свое действие. Например: «Мы сейчас пойдем купаться, мама нальет водичку, возьмет полотенце и т.д.»

Возраст от 1 до 2 лет.«Развитие речи». С одного года, а можно и раньше, в общении с ребёнком, кроме простых объяснений, нужно говорить фразы с вопросами. Например. «Мы надеваем штаны. Где штаны? Вот они! Нам нужны ножки. Где наши ножки? Вот они!«и т. п.

Возраст от 2 лет до3 лет.«Развитие речи». Чаще в общении с ребёнком задавайте вопросы, чтобы он учился строить сам ответ предложения. Например: «Тебе дать синюю кружку или зелёную?»

Возраст от 3 лет до 4 лет. Поиграйте с ребёнком в слова «Большой — средний — маленький». Например: Домище — дом — домик. Ручище — рука — ручка. Объясните ребёнку, как слово можно поменять и как меняется из-за этого общее представление о чём-либо.

Возраст от 4 лет до 5 лет.«Развитие речи. Придумываем рассказ». Дети очень любят фантазировать. Чем лучше у ребёнка развита фантазия, тем шире его кругозор и больше информации он впитает и будет более любознательным. Например, вы можете начать рассказ «Жили-были ботинки, и решили они…«и спросите ребёнка, что решили ботинки и т. д. Куда пошли, с кем познакомились и т. п. Достаточно 5 — 6 предложений.

Возраст от 5 лет до 6 лет.«Развитие речи. Придумываем сказку». Дети очень любят фантазировать. Чем лучше у ребёнка развита фантазия, тем шире его кругозор и больше информации он впитает и будет более любознательным. Спросите ребёнка, если бы он написал сказку, то о чем или о ком она бы была. И пофантазируйте вместе с ним.

Возраст от 6 до 7 лет. «Развитие речи». Попросите ребёнка придумать историю про себя. Про то, как он вырастет, кем станет и т. п.

Шаг 2. Развитие интеллектуальных способностей

Задание 1. Мышление

Мышление нам необходимо, чтобы организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. До 3 лет мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер. Оно формируется в ходе предметной деятельности. Самые распространённые предметы для формирования мышления — пирамидка, матрешка, сортер и т. п.

Возраст от 0 до 1 года. Возьмите пирамидку или палочку с колечками. Покажите ребёнку, как снимаются колечки. Скажите малышу, что сейчас вы будете снимать колечки. Если ему 3—4 месяца, снимайте колечки его рукой. С 6 месяцев стимулируйте ребёнка самостоятельно снимать колечко.

Возраст от 1 года до 2 лет. Возьмите пирамидку или палочку с колечками. Покажите ребёнку, как надеваются колечки. Скажите ему, что сейчас вы будете надевать колечки. Если ребёнку трудно, сначала помогайте ему надеть колечко его рукой.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите пирамидку. Снимите с неё колечки и покажите ребёнку, что все колечки разного размера. Выложите колечки в ряд, чтобы он увидел различие в их размере наглядно. Покажите ребёнку, как надевать колечки, чтобы пирамидка была ровная. Покажите ему, как будет выглядеть пирамидка, если надеть колечки не по очереди. Потом попросите ребёнка надеть на пирамидку колечки, чтобы она была ровная: от самого большого колечка к самому маленькому.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Возьмите 2 вида предметов по несколько штук. Например: шишки и орехи. Скажите ребёнку, что вы будете делать дорожку из предметов, а он должен понять, какой предмет будет следующим. Вы кладёте орех — шишка — орех — шишка — орех. Ребёнку нужно сказать, что следующая будет шишка. Если ребёнок быстро понял задание, то усложняйте его. Делаете дорожку из предметов, например: орех — орех — шишка-шишка или орех-орех — шишка — орех-орех и т. п.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Возьмите 3 вида предметов по несколько штук. Например, шишки, орехи, жёлуди. Это могут быть и фасоль, и макароны, и печенья, и конфеты и т. п. Можно проявить фантазию и вырезать цветные фигурки. Вариантов масса. Скажите ребёнку, что вы будете делать дорожку из предметов, а он должен понять, какой предмет будет следующим. Начинайте с простой последовательности: шишка-орех-жёлудь. Постепенно усложняйте последовательность. Например, шишка-шишка — орех — жёлудь и т. п.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Возьмите 4 вида предметов по несколько штук. Например: шишки, орехи, жёлуди, фасоль. Это могут быть и кубики, и макароны, и печенья, и конфеты и т. п. Можно проявить фантазию и вырезать цветные фигурки. Вариантов много. Скажите ребёнку, что вы будете делать дорожку из предметов, а он должен понять, какой предмет будет следующим. Начинайте с простой последовательности: шишка-орех-жёлудь — фасоль. Постепенно усложняйте последовательность. Например: шишка-шишка — орех — жёлудь — фасоль. Если ребёнку сложно справится с заданием, начните последовательность из 3 предметов.

Возраст от 6 лет до 7 лет. Возьмите 4 вида предметов по несколько штук. Например: шишки, орехи, жёлуди, фасоль. Это могут быть и кубики, и макароны, и печенья, и конфеты и т. п. Можно проявить фантазию и вырезать цветные фигурки. Вариантов много. Скажите ребёнку, что вы будете делать дорожку из предметов, а он должен понять, какой предмет будет следующим. Начинайте с простой последовательности: шишка-орех-жёлудь — фасоль. Постепенно усложняйте последовательность. Например: шишка-шишка — орех — жёлудь — фасоль. Если ребёнку сложно справится с заданием, начните последовательность из 3 предметов. Попросите его самостоятельно построить свою последовательность, чтобы вы угадывали, что должно быть следующим.

Задание 2. Логика

Развитие логики есть обязательный элемент воспитания. Благодаря развитой логике человек может впоследствии правильно оценить ситуацию или проблему, в которой он оказался, дать ей оценку и выбрать рациональный способ её решения. Многие люди имеют стереотипное мышление, которое загоняет их в рамки и не даёт полностью реализовать себя и свои способности. Чтобы избежать этого с детства полезно развивать логическое мышление.

Возраст от 0 до 1 года. Возьмите небольшой предмет, например, кубик и стакан, которым можно этот предмет накрыть. Покажите ребёнку, как кладёте предмет и накрываете стаканом. Затем спросите ребёнка: «Где кубик?» Поднимите стакан и покажите ему, что кубик под стаканом. Ребёнок с 7 месяцев уже может поднимать стакан, чтобы найти кубик.

Возраст от 1 года до 2 лет. Возьмите небольшой предмет, например, кубик и два стакана, которыми можно этот предмет накрыть. Покажите ребёнку, как кладёте предмет и накрываете одним стаканом, а другой стакан ставите рядом. Затем спросите его: «Где кубик?» Поднимите стакан и покажите ребёнку, под каким стаканом кубик. Затем ещё раз спрячьте кубик, чтобы ребёнок сам поднял стакан, под которым спрятался кубик.

Возраст от 2 лет до 3 лет. «Что лишнее?» Положите перед ребёнком, например, три яблока и одну морковь. Объясните, что морковь здесь лишняя и почему. Задача — выделить общий признак у нескольких объектов и найти лишний объект, который под общий признак не подходит. Например: четыре кубика и один шарик, три красные машинки и одна синяя машинка и т. п.

Возраст от 3 лет до 4 лет. «Что лишнее?». Скажите ребёнку, что вы сейчас будете перечислять предметы, а он должен в них узнать лишний. Например: трактор, грузовик, самосвал, яблоко. Признаком может служить общая тема: фрукты, овощи, одежда, техника, еда и т. п.

Возраст от 4 лет до 5 лет. «Что лишнее?». Скажите ребёнку, что вы сейчас будете перечислять предметы, а он должен в них узнать лишний. Например: трактор, грузовик, самосвал, самолет. Признаком служит одинаковое действие. Например: те, кто едят траву, те, кто ползает и т. п.

Возраст от 5 лет до 6 лет. «Что лишнее?». Скажите ребёнку, что вы сейчас будете перечислять предметы, а он должен в них узнать лишний. Например: трактор, грузовик, самосвал, самолет. Признаком служит одинаковое действие. Например: те, кто едят траву, те, кто ползает и т. п. Потом попросите ребёнка самому придумать задачу «Что лишнее?» для вас.

Возраст от 6 лет до 7 лет. «Что общее?» Спросите у ребёнка, как он думает, что общего между яблоком и грушей (фрукты, растут на деревьях, съедобные и т.п.) или между книгой и столом (сделаны из дерева, пользуются люди т.д.). Чем больше отличаются предметы, тем интереснее искать общий элемент, но он есть у всех.

Задание 3. Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное зрительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Развитие наблюдения и наблюдательности у детей является одной из важнейших задач для интеллектуального роста ребёнка. Лучшая среда для развития наблюдательности есть окружающая нас природа. Как капает дождь, как летят снежинки и какой они формы, как бегают муравьи, как летят птицы, как плывут по небу облака — всё это самая богатая почва для наблюдения.

Возраст от 0 до 1 года. Быстрее всего маленькие дети учатся наблюдать за животными. Когда гуляете с ребёнком на улице, покажите ему кошку (если у вас нет животных дома) или голубей, которые ходят по дорожкам.

Возраст от 1 года до 2 лет. Покажите ребёнку, как льется вода из крана и наполняет чашку. Понаблюдайте вместе с ребёнком за водой.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Возьмите с собой корм для птиц. Выйдите на площадку, где можно покормить птиц. Кормите птиц и наблюдайте за ними вместе с ребёнком.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Посмотрите с ребёнком на облака, как они плывут по небу. Спросите ребёнка, на что похожи облака, меняется ли их форма.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Посмотрите с ребёнком вечером на небо. Покажите ему звёзды и Луну.

Возраст от 5 лет до 6 лет. В зависимости от погоды, когда выходите с ребёнком на прогулку, понаблюдайте с ним, как качаются деревья от ветра, или как тает снег на ладони, или как ползают насекомые.

Возраст от 6 лет до 7 лет. Возьмите с ребёнком краски, воду и палитру. Если нет палитры, подойдут несколько стаканчиков с водой. Покажите ребёнку, как при смешивании красок, меняется цвет воды. Пусть он сам попробует смешивать цвета.

Задание 4. Чувство ритма

Чувство ритма тесно связанно с развитием речи у ребёнка и с развитием слухового внимания. Уделяя внимание развитию чувства ритма, и стимулируя его, мы помогаем ребёнку в сложном процессе познания и овладения родной речью. Хорошее чувство ритма заставляет нас прислушиваться к звукам вокруг, быстрее их распознавать и узнавать. В дальнейшем это поможет в изучении иностранных языков.

Возраст от 0 до 1 года. Самым маленьким чувствовать ритм помогают упражнения с музыкой и стихами, где меняется медленный и быстрый ритм. Хорошо для этого подходит стих про «Большие ноги шли по дорогое…". Возьмите ножки ребёнка своими руками и под ритм стиха топайте ножками, сначала медленно потом быстро.

Большие ноги шли по дорогое. Топ-топ, Топ-топ. (Говорите медленно, топайте ногами медленно). Маленькие ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ-топ-топ». (Говорите быстро и топайте ножками быстро).

Повторяйте стих и упражнение 3 раза. Если ребёнку нравится, то можно делать и больше повторов.

Возраст от 1 года до 2 лет. Вместе с ребёнком топайте под стих «Большие ноги шли по дороге…». «Большие ноги шли по дорогое. Топ-топ, Топ-топ. (Говорите медленно, топаем ногами медленно). Маленькие ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ-топ-топ». (Говорите быстро и топайте ножками быстро).

Повторяйте стих и упражнение 3 раза. Если ребёнку нравится, то можно делать и больше повторов.

Возраст от 2 лет до 3 лет. Похлопайте с ребёнком в ладоши под простую мелодию. Например: «Жили у бабуси два веселых гуся». Сначала возьмите руки ребёнка в свои руки, чтобы он почувствовал, как попадать в ритм. Затем пусть ребёнок сам попробует хлопать и попадать в ритм.

Возраст от 3 лет до 4 лет. Похлопайте с ребёнком в ладоши под простую мелодию. Например: «Жили у бабуси два веселых гуся». Сначала вы похлопайте, чтобы ребёнок понял и уловил, что такое ритм. Потом попробуйте вместе с ребёнком и отдельно.

Возраст от 4 лет до 5 лет. Включите весёлую музыку. Расскажите ребёнку, что в каждой мелодии есть ритм и когда мы танцуем, мы прислушиваемся к ритму. Покачайтесь с ребёнком в ритм музыке. Потом включите другую мелодию, более медленную и потанцуйте под другой ритм, чтобы ребёнок почувствовал разницу ритмов.

Возраст от 5 лет до 6 лет. Поиграйте с ребёнком в барабанщиков. Возьмите по паре карандашей. Включите весёлую музыку и попробуйте барабанить ритм музыки. Можно по столу или по полу. Покажите ребёнку, что есть ритм медленный, есть быстрый.

Возраст от 6 лет до 7 лет. Поиграйте с ребёнком в барабанщиков. Возьмите по паре карандашей. Включите весёлую музыку и попробуйте барабанить её ритм. Можно по столу или по полу. Покажите ребёнку, что есть ритм медленный, есть быстрый, есть ровный ритм, есть дробный, скачкообразный.

Задание 5. Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве нужна для расширения кругозора и стремления изучать мир. То, как мы видим окружающий нас мир, лёжа или стоя — мы получаем разные картины, благодаря объединению которых мы понимаем, что под разным углом зрения объекты разные. И только имея разностороннее видение объекта, можно создать о нём представление. Поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно раньше знакомился со всем пространством, желательно у мамы на руках, а не проводил время в манеже или кроватке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов к успешному развитию ребенка. От 0 до 7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я