Буддийская школа Ньингма в Тибете XVII-XVIII вв.

Виктория Александровна Иванова, 2021

Книга посвящена старейшей школе тибетского буддизма – школе Ньингма (букв. «старая»), распространенной, в том числе в настоящее время, на территории России и странах бывшего СССР. В этой книге автор сконцентрировалась на монастырской, тантрической и ритуальной системе Ньингма. Особый интерес вызывает уникальная и совершенно не изученная в отечественной тибетологии традиция терма – «скрытых сокровищ» (тиб. gter-ma) и связанных с этим феноменом «скрытых земель» (тиб. sbasyu-yul), активностью ньингмапа в распространении своей традиции, в том числе за пределами Тибета. Книга будет интересна не только для людей, интересующихся тибетским буддизмом, историей, культурой и религией Гималайского региона, но и для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Буддийская школа Ньингма в Тибете XVII-XVIII вв. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Способы передачи учений в школе Ньингма: кама и терма

В традиции тантры тибетского буддизма передача учения — это самый важный аспект практики. Учения традиционно передаются от учителя ученику посредством ритуалов, церемоний посвящения. Считается, что для тех, кто не получил посвящения, изучение и практика тантры чреваты опасностью и не приносят пользы.

Чтобы разобраться в традиции передачи учений в школе Ньингма, сначала необходимо понять, что представляет собой система тантрийской передачи согласно традиции этой школы. Передача учений и скрытая сила, исходящая от изначального Будды и идущая от учителя к ученику, являются основой тантрийской традиции. Чтобы учения были действенными, необходимо чтобы они не утратили своей чистоты в процессе передачи из поколения в поколение. Поэтому, чтобы не стать всего лишь сводом условностей и избежать искажений, все школы тибетского буддизма уделяют большое внимание передаче, линии преемственности.

В источниках школы Ньингма различают три вида линии преемственности по способу передачи практик и ритуалов: длинная линия устной передачи — кама (тиб. bka ma), короткая линия — терма (тиб. gter ma) и глубокая передача — дак нанг (тиб. dag snang), связанная с чистым видением. Передачи чистого видения подразделяются на три вида: те, что проявились через переживания в медитации; те, что исходят из творческой способности ума к воображению; и те, что возникают непосредственно в потоке чувственного восприятия сознания практикующего90. Но, в основном, ньингмапинские ученые рассматривают два метода передачи учений — кама и терма.

Традиция кама

Длинная линия устной передачи (тиб. ring-brgyud bka’ ma) объединяет основные тексты и учения циклов Махайоги, Ануйоги и Атийоги.

Учения кама основаны на тантрах, которые были переведены во время раннего распространения (тиб. snga dar) буддизма в Тибете между VII и X вв91. Слово «ка» (тиб.“bka’”) является главным почтительным словом, используемым в отношении речи, бесед, предписаний и других вербальных дествий или произведений. В частности, в буддистском контексте это словосочетание иногда используется как сверхпочтительное в отношении наставлений Будды, сутры и тантры, называемые «перевод наставлений», или Канджур (тиб. bka’ ‘gyur).

Под категорией кама иногда подразумеваются индийские буддийские писания и комментарии, переведенные на тибетский язык. Однако также они включают оригинальные тибетские сочинения, которые передавались от человека к человеку в непрерывной линии передачи. Следует заметить, что в то время как терма могут обозначать также материальные предметы — статуи, реликвии, ритуальные принадлежности и тому подобное, — термин кама используется только для обозначения учений, хотя они могут быть устными по характеру.

Кама — это собрание важной индийской и тибетской комментаторской литературы школы Ньингма, имеющей полуканонический статус и в основном проигнорированной Танджуром как не аутентичная. Эти собрания, которые широко варьируются по своему содержанию, в основном не содержат текстов авторов-будд, и, по сути, частично являются ответом на собрание Танджура издателей школ сарма92.

Стандартно и кама, и терма в школе Ньингма классифицируются по трем разделам. Длинная линия устной передачи (тиб. ring-brgyud bka’ ma) описывается следующей тройной типологией: традиция Ануйоги с коренной тантрой93 Сутра собрания сущности татхагат (тиб. sangs rgyas tham chad dgongs pa 'du pa), традиция Махайоги с коренной тантрой Гухьягарбхой, и Атийога, которая упоминается как «школа Ума», где коренной тантрой является Кунджед Гьялпо (тиб. byang chub kyi sems kun byed rgyal po).

Короткая линия терма также подразделялась на три категории (тиб. bla rdzogs thugs gsum): цикл учений Гуру Падмасабхавы, цикл учений Авалокитешвары и цикл учений Атийоги класса семде94.

Хотя последователи терма и сторонники ранних переводов были объединены под именем «ньингма», очень важно различать последователей терма от тех, кто следовал ранним переводам, так как их соответственная реакция на это новое движение (терма) в тантре было различным.

В то время как имелось очевидное сходство между двумя группами, позиция некоторых адептов ранних переводов была более консервативной, они одинаково относились с недоверием к таким нововведениям, как новые переводы школ сарма и открытиям терма. Во главе такой консервативной фракции стоял знаменитый клан Цур из Центрального Тибета, возглавляемый тремя великими фигурами — Цур Старший (Цурчен), его племянник Цур Младший (Цурчунг, 1014–1074) и его внук Цур Шакья Сенге (Дропугпа, 1074–1134). Старший из этого клана, Цурчен, учился непосредственно у знаменитого Нубчена Сангье Еше.

Главными центрами распространения традиции кама стали монастыри Укпалунг в Центральном Тибете, резиденции семейного клана Цур, и Катог в Восточном Тибете. В кодификации устной передачи Цуров центральную роль играла коренная тантра Ануйоги «Сутра собрания сущности татхагат»95. Согласно Дж. Дэлтону, эта тантра имела глубокое историческое влияние на школу Ньингма и сыграла ключевую роль в объединении школы, как в ее ранней истории, так и в более поздний период времени (XVII–XVIII вв.). Цуры рассматривали ранние тантры в целом как «устную передачу» (кама)96, которую противопоставляли вновь открытым учениям терма. «Устная передача» была настолько тесно связана с этим кланом в то время, что они были известны как «Устный класс Цуров» (тиб. bka’ sde zur pa)97.

Если кодификация устной передачи была начата ранними Цурами, то этот процесс был завершен в Восточном Тибете в монастыре Катог.

В XII в. Дампа Дешег (1122–1192) прибыл из Восточного Тибета учиться у мастеров клана Цур. С их благословления он принес систему устной передачи на свою родину, в Кхам (Восточный Тибет). Здесь он основал монастырь Катог в 1159 г. Он стал первым главным монастырем Ньингма в Кхаме, и, благодаря деятельности Дампа Дешега, развился в один из наиболее преуспевающих монастырей Тибета. В течение только первых двух лет численность монахов составила тысячу человек98.

В дальнейшем, в течение нескольких столетий, традиция Катог, также известная как традиция Кхам, была тесно связана с устной передачей. Даже после того, как школу Ньингма заполонили учения терма, Катог продолжал акцентировать свое внимание на устной передаче. И как считает Дж. Дэлтон, это во многом способствовало ослаблению влияния монастыря после XIV в., когда учения терма стали нормой в школе Ньингма.

Но даже несмотря на это внешнее давление, века спустя ньингмапа, жившие в окрестностях монастыря, описывались Пятым Далай-ламой (1617–1685) как «приверженцы исключительно длинной традиции». Он также рассматривал приверженность Катог исключительно устной передачи почти как одержимость. Традиция кама и по сегодняшний день остается тесно связанной с монастырем Катог99.

После Дампа Дешега монастырь Катог оставался источником распространения учений устной передачи. Один из его четырех главных учеников, Дручаганпа, основал 108 отшельнических ритодов по всему региону, начиная с трех районов — Пум, Ронг, Шак — и заканчивая районом Кава Карпо. В период управления монастырем последующих 13 регентов в Катоге также успешно распространялось учение устной передачи: «учения ньингма широко распространялись по всему региону Гьялморонг на востоке, Цаваронге и Мон на юге и Конгпо на западе, вплоть до Центрального Тибета и Цанга. И когда учения кама стали редки в Центральном Тибете и Цанге, традиция Кхам поддерживала их существование»100.

Благодаря деятельности мастеров Катог, учения кама распространялись не только в Тибете. Так, например, в начале XVI в. лама этого монастыря по имени Сонам Гьялцен (род. 1466 г.)101 стал известен тем, что привнес учения устной передачи в Сикким и Бутан.

Согласно Дуджому Ринпоче, со временем традиция кама стала ослабевать, учения устной передачи постепенно становились все более редкими. И в этих обстоятельствах ключевую роль по сохранению традиции устной передачи в XVII в. взяли на себя Тердаг Лингпа и Лочен Дхармашри, которые собрали разрозненные линии и объединили их в одной традиции102. Таким образом, исчезающая и ослабевающая линия учений устной передачи была благополучно сохранена и послужила объединяющим фактором для всей школы Ньингма.

Важно понимать, что изначальным источником школы Ньингма является традиция кама. Сегодня ньингмапа могут следовать любому из большого множества ритуальных систем терма, но всех их объединяет одна система: учения устной передачи. Поэтому реформаторы Ньингма, в XVII в. вставшие перед необходимостью сохранения наследия своей школы, а также усиления ее позиции, уделили большое внимание именно этим учениям устной передачи и особенно «Сутре собрания сущности татхагат» при основании новых монастырей. В тоже время, мастера линии передачи посвящения «Сутры» были связаны с большими монастырями, которые в свою очередь имели тесные связи с правительством, что давало дополнительные ресурсы для развития ньингмапинской традиции.

Традиция терма — Учения, «хранящие в себе теплое дыхание дакинь»

103

Особое внимание следует уделить традиции терма в школе Ньингма. Хотя эта традиция существовала и в других школах, именно в Ньингма появлялось такое большое количество тертонов. Между открытием новых циклов терма и распространением традиции Ньингма существовала прямая связь.

Терма — это система передачи открытых тертонами тайных учений-кладов буддийского учения. Тер (тиб. gter) означает «клад», «сокровище». Тертон — это человек, который обнаруживает эти «клады». Терма, в большинстве своем, — это тантрийские тексты, в особенности, относящиеся к внутренним тантрам, наиболее глубоким и сложным тантрийским учениям. К тому же терма — это самые прямые, не требующие толкования учения, изложенные просто, практично и с большим мастерством, что делает их легкими для понимания и практики104. Тексты терма состоят из большого количества различного рода литературы, которая включает: ритуальные тексты, описывающие медитативные техники визуализации божеств; исторические тексты, излагающие прославленные события тибетской истории императорского периода; биографии знаменитых тибетских персонажей, чаще всего Падмасабхавы; объяснения философских и доктринальных вопросов; инструкции по созданию произведений религиозного искусства, танцев и архитектуры105. Кроме текстов наставления по медитации и ритуалам, в терма могут содержаться пророческие тексты, предсказывающие будущие события и дающие рекомендации, ритуальные предметы, статуи.

Хотя открытия терма имеют достоверных индийских предшественников106, все же рост и развитие этой традиции в Тибете — это уникальное тибетское явление, возникшее из политических, социальных и религиозных обстоятельств, специфических для истории тибетской культуры.

Точно неизвестно, когда появилась традиция терма в Тибете. Также из-за взаимовлияния буддизма и бона, в их активности, касающейся открытий терма, невозможно точно сказать, какая из двух групп ответственна за возникновение этой традиции. По мнению Дж. Гьяцо, сама идея терма, возможно, связана с тенденцией прятать важные объекты в земле с целью защитить их от уничтожения в периоды конфликтов107.

В Тибете терма существуют в различных школах тибетского буддизма, но наиболее богата ими школа «старых переводов», Ньингма, в которой терма составляют значительную часть учений и практик. В школах, следующих новой тантрийской традиции, сарма (Гелуг, Кагью, Сакья), никогда не появлялось так много тертонов, как в Ньингма. Полный список терма насчитывает тысячи текстов. Конгтрул Йонтен Гьяцо (1813–1899) составил собрание важнейших учений-терма школы Ньингма «Драгоценная сокровищница терма» (тиб. Rin chen gTer Gyi mDzod), которое составляет 60 томов, но много циклов терма даже не вошли в это собрание108.

Существует множество хорошо известных сутр и тантр, указывающих на то, что традиция терма была известна как в Индии, так и в Тибете. Так, в «Арьясарвапуньясамучаясамадхисутре» говорится: «О, Вималатеджас! Для Бодхисаттв, великих духовных воинов, которые стремятся к Дхарме, сокровища Дхармы были сокрыты в горах, ущельях и деревьях. Богатства Дхармы и дхарани попадут в их руки»109.

Этот отрывок хорошо объясняет существование учений-кладов, местностей, где эти клады находятся, и личностей, которые обнаруживают их.

Самтену Гьяцо, коренному учителю Тулку Ургьена Ринпоче (XX в.), принадлежат следующие слова об учениях терма: «Красота их слога изумительная! Такую красоту и глубину, какие есть в практиках терма, трудно выразить кому бы то ни было. В отличие от трактатов, написанных просто учеными людьми, в учениях терма каждое слово можно понимать на все более и более на глубоких уровнях»110.

Падмасабхава изложил 18 классов терма, включающих бесчисленное многообразие видов «тер». Содержание одного-единственного терма суммирует квинтэссенцию всего буддийского учения, излагая практическое применение на уровне внутренних тантр (Ануйоги, Махайоги и Атийоги). Поскольку они соотносимы со временем своего обнаружения, они всегда оказываются своевременными и оптимальными для текущего настоящего. Вообще же термин «тер», согласно Тартангу Тулку, приложим ко всему, что достойно сохранения111.

Хотя временной интервал между сокрытием и открытием терма может быть довольно продолжительным, эта линия преемственности наиболее прямая, поэтому она называется короткой. Так, в такой линии передачи между учителем, сокрывшим терма в IX в. и, например, современным тертоном нет больше никого. Такая схема, по мнению последователей этой традиции, исключает появление каких-либо искажений в учении, которые, например, могли появиться в длинной линии передачи, кама.

Согласно Намкаю Норбу Ринпоче, благодаря продолжающемуся процессу открытия терма, учение в ходе передачи постоянно обновляется и очищается, а не становится менее ясным, и тем более не исчезает, как это могло бы произойти, если бы существовала только устная передача112.

О назначении учений терма сказал один из самых знаменитых учителей Ньингма, тертон Джигме Лингпа (1729–1798): «Когда канонические учения станут искажать, как разбавляют молоко на рынке, и они окажутся на грани исчезновения, тогда учения-терма будут распространяться. Поскольку терма свободны от искажений, они являются быстрым путем практики,… обладают множеством превосходных качеств, в том числе огромной силой, и являются более простым способом достижения свершений. Поэтому терма так важны»113.

Также считается важным, чтобы разные виды терма обнаруживали в разные периоды времени, для того, чтобы они соответствовали желаниям, способностям и возможностям рожденных в соответствующее время людей.

Так, Чомо Менмо (1248–1283), открывшая терма под названием «Собрание всех тайн дакини» (тиб. mkha’ gro’ gsans-ba kun dus) так и не смогла передать это учение другим людям по настоянию ее учителя Чоки Вагчука (1212–1270). Он сказал ей, что хотя «это учение является глубоким, но сейчас не подходящее время для его распространения на благо живых существ»114. Это учение терма было открыто вновь в XIX в. Джамьяном Кхъенце Вангпо (1820–1892) и распространялось уже в его время115.

Ключевую роль в тибетской традиции терма школы Ньингма играет личность Гуру Падмасабхавы116, который, как считается, скрыл эти учения для будущих поколений. Целе Нацог Рангдрол в «Драгоценной гирлянде из золота» приводит слова Падмасабхавы: «Я, Падмакара, пришел, дабы принести благо Тибету. Являя чудеса, я укротил злых духов и наставил многих людей, которым было предначертано, на путь созревания и освобождения. Глубокие учения-терма наполнят сиддхами Тибет и Кхам»117.

Согласно терма Джигме Лингпы, Падмасабхава идентифицировал шесть стран (Тибет, Индия, Сикким, Бутан, Афганистан, Непал) и пять долин, как священные земли нахождения терма. Четыре из пяти долин находятся в Тибете, а одна — в Сиккиме118. В тибетской буддийской традиции утверждается, что, сокрыв «клады» в различных местностях, Падмасабхава вверил их могущественным духам-охранителям, дакам и дакини119. Эти существа нечеловеческой природы играют очень важную роль в традиции терма и в тибетском буддизме в целом. Так, утверждается, что в течение четырех лет Падмасабхава давал буддийское учение дакиням и всегда был окружен их свитой. Поэтому дакини стали нести ответственность за многие учения, которые вверил им Падмасабхава и его духовная супруга Еше Цогьял. Считается, что эти учения должны оставаться тайной для тех, кто не готов воспринять их, поэтому тщательно охраняются бестелесными дакинями. Они хранят терма, пока не придет время, чтобы их обнаружил тертон.

Передача терма от Падмасабхавы к ученику традиционно описывается тремя этапами: пророчество-поручение, или пророчество-посвящение; передача посредством посвящения-пожелания, или передача-наказ; вверение дакини. Таким образом, Падмасабхава сначала учил подходящего ученика и удостоверялся, что его или ее понимание данного учения является подлинным. После того, как ученик должным образом получил учение, Падмасабхава произносил пророчество, касающееся будущих обстоятельств открытия учения. И в конце он скрывал учение и вверял дакиням охранять его до тех пор, пока не придет подходящее время для его открытия120.

В школе Ньингма существует много классификаций терма, которые изложены в трудах Ньима Осера, Гуру Чованга (1212–1270), Ургьена Лингпы, Лонгченпы (1307–1363), Ратны Лингпы (1403–1478) и, наконец, Джамгона Конгтрула, чья система классификации «сокровищ» является наиболее влиятельной. Он разделяет терма на два основных вида: терма земли, сатер (тиб. Sa gTer)121 и терма ума, гонгтер (тиб. dGongs gTer). Что касается терма земли, то само название указывает на местонахождение этих «сокровищ» в земле, скалах или в каких-либо других материальных местах. Гонгтер же открывались непосредственно в уме тертона. Впервые терма ума появились в XIV в. в работах Лонгченпы, в частности, в Кадро Янгтиг (Сокровенная сущность дакини), а также в Хронике Падмасабхавы (тиб. Padma bka’ thang) Ургьена Лингпы. Джамгон Конгтрул называл Лонгченпу царем среди открывателей терма ума122.

При сокрытии и обнаружении терма земли в качестве ключа используется символический текст на свитках бумаги. Эти свитки, спрятанные, например, в каменных глыбах, озерах и храмах, способствуют пробуждению воспоминания об учении, которое было сокрыто в исконной природе ума тертонов.

Символический текст, как правило, бывает написан на «языке дакинь» и состоит из букв и символов, которые не подлежат прямому переводу. Это набор шифро-символов, настолько емких, что шесть или семь томов учения могут содержаться всего лишь в нескольких буквах или знаках. Иногда целое учение кодировалось одной буквой. Считается, что способность понимать значение этого языка есть удел совсем немногих — тех, кто получал в IX в. передачу от Падмасабхавы123.

Таким образом, тертон способен восстановить, правильно расшифровать и объяснить теорию и практику, содержащиеся в раскрытых текстах и даже в их фрагментах. Благодаря усилиям тертонов возникают новые формы учения, и само учение как бы видоизменяет свою форму согласно постоянно меняющимся условиям мира. В то же время, человек, который открывал терма, играл намного более выдающуюся роль в его формулировании и распространении, нежели держатель учений длинной линии передачи. Хотя тертоны не являлись авторами открытых ими терма, они играли решающую роль в их расшифровке и адаптации для восприятия современников124.

В тибетской традиции часто указывают еще на один, третий вид терма — терма чистого видения (тиб. thugs gter). Первое упоминание этого вида терма относится к XII в.; это терма, которые были открыты Ньянгрелом Ньимой Осером. Отличие этого вида терма заключается в том, что в то время как терма ума указывает на сокрытое и открытое в уме тертона учение, чистое видение просто указывает на учение, изначально сформулированное в уме Будды или высокореализованного буддийского мастера125.

Существует множество описаний открытия терма из скал, озер, храмов, статуй и т.д. Так, в «Великой истории терма Гуру Чованга» этот тертон рассказывает, как извлекал терма земли из пьедестала статуи Хаягривы в храме монастыря Самье, из большого пальца правой руки статуи Вайрочаны в храме Ко и из трона статуи Вайрочаны в Бумтанге в Бутане. В «Драгоценном ожерелье из лазурита» Джамгон Конгтрул описывает открытие терма Пемой Лингпой из озера, когда тот «на глазах огромной толпы прыгнул в озеро со светильником в руке, а когда вынырнул, светильник все еще горел, а под мышкой у него был небольшой, размером с горшок, ларец с терма»126. Иногда открытия терма происходили прилюдно. Такие открытия терма называются «тромтер», что значит «публичное терма», терма, обнаруженное при стечении множества очевидцев.

Открыватели терма, тертоны, считаются воплощениями главных учеников Падмасабхавы, которым он передавал учения в IX в. Падмасамбхава сам предсказывал людей, которые будут становиться тертонами и указывал детали их рождения. Первый тертон, Сангье Лама, появился в XI столетии. После него были сотни лам, которые специализировались в обнаружении этих сокровищниц. Называется 100 великих тертонов и 1000 малых. Среди 100 тертонов, было пять величайших, которые известны как «Пять Царей»: Ньянгрел Ньима Осер (1124–1192), Гуру Чованг (1212–1270)127, Дордже Лингпа (1346–1405), Падма Лингпа(1346–1405), Джамьянг Кхьенце (1820–1892)128.

Период между Лонгченпой (1308–1363) и Тердагом Лингпой (1634–1714) характерен небывалым расцветом традиции терма. Это было время появления 108 тертонов-посредников.

Выдающимся тертоном XVIII в. был Джигме Лингпа (1729–1798). Он имел много раз видения Лонченпы, и стал составителем и главным издателем сборника Лонгчен Ньингтиг, а также автором окончательной редакции фундаментального собрания всех текстов школы Ньингма «Ньингма Гьюдбум».

Поздними тертонами XIX в. были Чогьюр Дечен Джигпо Лингпа (1829–1870), Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820–1892) и Джамгон Конгтрул Лодой Тайе (1811–1899) — главный компилятор текстов терма129.

Согласно Дуджому Ринпоче, учения терма (тиб. gter-chos), обнаруженные начиная со времени Тердага Лингпы стали именоваться «новые терма» — тер-сар (тиб. gter-gsar) по контрасту с теми, которые были обнаружены ранее, т.е. со «старыми терма» — тер-ньинг (тиб. grer-rnying)130.

Существуют следующие категории текстов терма: цикл Восточного терма, цикл Южного терма, цикл Западного терма, цикл Северного и цикл Центрального терма131. Наиболее известными циклами терма является Северное и Южное терма, главными держателями которых, соответственно, стали монастыри Доржедраг и Миндролинг, основанные в XVII в. в Центральном Тибете под патронажем Пятого Далай-ламы.

История терма ньингмапинской традиции чрезвычайно сложная и специфическая. Традиция терма, начавшаяся в XI в. с религиозной деятельности тертона Сангье Ламы, по времени своего появления совпала со второй волной распространения буддизма в Тибете с X по XIV вв. Но эта традиция вплоть до XIII в. не распространилась широко в качестве особой формы письменной передачи132.

Отсутствие упоминаний терма в источниках до XIII в. говорит о том, что численность последователей и влияние этой традиции до этого времени были очень незначительными, по крайней мере, до появления Ньянграл Ньима Осера во второй половине XII в. С первым появлением полемических работ в первой половине XIII в., нападающих на традицию терма, можно заключить, что именно в этот период эта традиция постепенно набрала силу, и в основном благодаря деятельности двух тертонов — Ньима Осера и Гуру Чованга133.

Самая первая критическая работа в отношении терма была составлена Гой Лоцзавой Чонупалом (1197–1255), который обвинял эти учения в ложности. Особенно резок он был в отношении Гуру Чованга.

В этот период другие ученые новых школ, такие как Джигтен Гонпо (1143–1217), Сакья Пандита и Будон (1290–1364), подобно Гой Лоцзаве также предостерегали в отношении учений терма. Основной пункт их обвинения заключался в том, что терма являются ложными тибетскими сочинениями, не имеющими связи с индийским буддизмом, и что тертонами овладевали демоны.

Полемика и критика по поводу аутентичности терма продолжалась и в последующие столетия. Но к XVIII в. аргументы против учений терма, которые выдвинул гелугпинский ученый Сумпа Кхенпо (1704–1788), уже говорят о небольшой эволюции в сравнении с ранней критикой. Теперь уже открывателями терма не «овладевали демоны»; Сумпа Кхенпо настаивал, что учения терма следует избегать, так как они не что иное, как сочинения шарлатанов134.

Интересно, что хотя подобные нападки были часто категоричны и решительны, но в них не было полновесных исторических, филологических или философских аргументов для обоснования своей позиции135.

Ньингмапинцы вынуждены были защищаться от подобных нападок, и на протяжении веков были созданы примирительные сочинения, отстаивающие аутентичность терма. Из многочисленных сочинений ньингмапа, защищающих тексты и практики «старой школы», наиболее детальными работами по традиции терма являются две «Хроники сокровищ» Гуру Чованга и Ратна Лингпы. Оба ученых заключали, что тибетские сокровища не представляют собой нового или какого-то необычного способа духовной передачи, а фактически они продолжают уже установившуюся традицию открытия письменных откровений, которая не противоречит учению Будды и имеет свои прецеденты в Индии.

Защищая учения терма в своем труде, Ратна Лингпа бросал вызов скептикам в виде риторических вопросов: «если терма не аутентичны, то, как оппоненты могут объяснить широко распространенные самовозникшие статуи терма, имеющиеся долины сокрытия терма, большое число реализованных мастеров в линии терма, изобилие богатств, возникающих в результате открытия терма богатства»136.

Несмотря на критику со стороны последователей школ нового перевода, среди них было много лам-открывателей терма, в том числе основатель Другпа Кагью Дже Цангпа Гьярэ (1161–1211). Кроме того, многие учителя, в том числе Рэчунг Дорже Трагпа (1084–?) — один из главных учеников Миларепы, Дрогон Чогьял Пагпа (1235–1280) — учитель школы Сакья, ставший в 1253 г. правителем Тибета, третий Кармапа Рангжунг Дордже (1284–1334), Второй Далай-лама Гьялва Гедун Гьяцо (1476–1542) и другие, — все они изучали и практиковали терма137.

Считается, что есть множество учений терма, которые еще предстоит раскрыть тертонам из так называемых Тысячи Помогающих тертонов, предсказанных Падмасабхавой. Таким образом, многие из них еще не появились.

Как считает Тартанг Тулку: «Нахождение текстов терма, сохранение этих бесценных наставлений и уникальная возможность пользоваться ими… позволяет проникнуть в удивительное поле внутренних тантр традиции Ваджраяны и, следуя их бесценным методам, эффективно и безошибочно обретать просветленное состояние. При этом, преодолевая неумолимый барьер времени, можно почувствовать себя современником великих подвижников, чье творчество не подвластно никаким сансарным ограничениям»138.

Терма, вышедшие из немонашеского мира тибетских йогинов, описывали радикальные новые практики, которые могли практиковаться людьми, жившими в отшельничестве или в небольших общинах. В сравнении с учениями терма, например, одна из центральных тантр «устной передачи» «Сутра собрания сущности татхагат» представляла собой сложную систему с громоздкими ритуалами. Традиция «Сутры» больше подходила для больших постоянных групп с установленной системой образования, регулярным финансированием и достаточным количеством людей и ресурсов для выполнения детально разработанных церемоний. В то время, как подобная тантра могла процветать в большом монастыре, например в Катог, она меньше подходила для практики одинокого отшельника или сельского ламы из-за своей сложной структуры.

И хотя некоторые последователи школ сарма отрицали значимость терма, большинство тибетцев считают эту традицию величайшим достоянием своей культуры. Простые миряне, монахи и религиозные практики-миряне имели огромное уважение к духовной силе терма, равно как и к их открывателям, которые своими откровениями воплощали собой потенциальность Будд.

Одному известному ньингмапинскому ламе принадлежат следующие слова, касающиеся двух главных традиций передачи учений в школе Ньингма: «Учения устной передачи (кама) обеспечивают структуру, а учения терма являются украшениями»139. Из этого высказывания можно сделать вывод, что по сегодняшний день ньингпмапа следуют любому из учений терма из всего их многообразия, но все они разделяют одну общую систему — учения устной передачи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Буддийская школа Ньингма в Тибете XVII-XVIII вв. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

90

Далай-лама о Дзогчене. М., 2002. С. 54.

91

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo in the Development of the rNying-ma School of Tibetan Buddhism. University of Michigan, 2002. Р. 15.

92

Germano D. A Brief History of Nyingma Literature // http//: www.thdl.org.

93

Коренная тантра — это тантра, отражающая суть всего раздела, с ней связаны все остальные тантры этого раздела.

94

Nyingma literature // http://www.thdl.org.

95

Именно под руководством первых Цуров три тантры — «Сутра», «Гухьягарбха» и «Кунджед Гьялпо» — были собраны вместе и стали известны как триада сутры-тантры-ума (тиб. mdo-rgyud psеms-gsum). Цуры определили эти тантры как коренные для Ануйоги, Махайоги и Атийоги, соответственно [См.: Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo in the Development of the rNying-ma School… P. 103, 131].

96

Оппонентами клана Цур в отношении классификации трех внутренних тантр в рамках школы Ньингма являлись приверженцы традиции Ронг-Лонг, представителями которой были Ронгзом Чоки Зангпо (XI в.) и Лонгченпа (1308–1363). Разница между ними заключалась в том, что в традиции Ронг-Лонг три внутренние тантры рассматривали с точки зрения Атийоги, в то время как Цуры рассматривали эти тантрические системы как отдельные традиции со своим уникальным воззрением. Преемником традиции Цуров был Лочен Дхармашри — одна из ключевых фигур возрождения школы Ньингма в XVII в. [См.: Afton N. D. Penetrating the Secret Essence Tantra: Context and Philosophy in the Mahayoga System… P. 111].

97

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo… P. 101–102. О деятельности Цуров см. также: Gyurme Dorje. Guhyagarbhatatntra: An Introductin // http://www.wisdom-books.com.

98

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo… P. 5, 109–120.

99

Ibid. Р. 131.

100

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism.… Р. 698–699.

101

О Сонаме Гьялцене см.: Ehrhard F.-K. Kha thog pa Bsod nams Rgyal mtshan (1466–1540) and His Activities in Sikkim and Bhutan // Bulletin of Tibetology. 2003. №2. Р. 9–26.

102

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism.… Р. 728.

103

Цитирую здесь слова ньингмапинского Учителя Гьетрула Джигме Ринпоче (линия Рипа), услышанные на учении по практики Гесара в 2021 г. На мой взгляд очень красиво сказано и выражает суть.

104

Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 215–222.

105

Jacoby S. H. Consorts and Revelation in Eastern Tibet: the Auto/Biographical Writings of the Treasure Revealer Sera Khandro (1892–1940). University of Virginia, 2007. Р. 93.

106

Терма не является чисто тибетским изобретением. Ранними формами терма считаются сутры Будды Шакьямуни, спрятанные нагами и впоследствии обнаруженные Нагарджуной во втором столетии. Но особенно принцип непрекращающегося откровения, или терма, получил широкое распространение именно в Тибете. [См.: Тартанг Тулку. К естественной свободе ума // Гаруда. 1997. №1. С. 15.]

107

Известна история из ранней истории распространения буддизма в Тибете, касающаяся сокрытия буддистских текстов после смерти покровителя буддизма царя Меагцома (сер. VIII в.), чтобы защитить их от антибуддийски настроенной аристократии. [См.: Gyatso J. Apparitions of the Self.… Р. 153].

108

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 61.

109

Цит. по: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism.… Р. 743.

110

Цит. по: Блистательное величие (Воспоминания йогина дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче). М., 2007. С. 47.

111

Тартанг Тулку. К естественной свободе ума // Гаруда. 1997. №1. С. 14. Очень емкую формулировку терма дал тертон Ратна Лингпа (1403–1478): «Это сокровище, потому что оно сокрыто. Это сокровище, потому что оно спрятано. Это сокровище, потому что оно неисчерпаемо. Это сокровище, потому что оно исполняет [все] желания». [Цит по: Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master Mchog gyur bde chen glig pa (1829–1870). University of Calgary, 2003. Р. 35–37.]

112

Намкай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света (Сутра, Тантра и Дзогчен). СПб., 2007. С. 174–175.

113

Цит. по: Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006. С. 61.

114

Цит. по: Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism.… Р. 773.

115

Ibid. P. 773.

116

Есть также линии терма, источником которых не является Падмасабхава. Так, знаменитое терма «Маникабум» было учением Сронцен Гампо. Также есть линия терма, идущая от Трисонг Децена, Нуб Намкай Ньингпо, Ньяк Джнянакумары. Вайрочаны, Нанам Дорже Дуджома и Нубчена Сангье Еше. [См.: Gyatso J. Apparitions of the Self.… P. 294].

117

Цит. по: Целе Нацог Рангдрол. Прояснение истинного смысла // Рожденный из Лотоса. СПб., 2003. С. 33.

118

Chowang Acharya, Acharya Sonam Gyatso. Sikkim. Hidden Land and Its Sacred Lakes // Bulletin of Tibetology. — 1998. — №3. — P. 2.

119

Дакини (тиб. mKha’ Gro), или кхадро, что переводится, как «обитающие в пространстве». Это существа женского облика, обладающие духовной силой. Считается, что дакини охраняют терма, передают их тертонам и оберегают последователей учений. Главные охранители терма проявляются в женском облике, поскольку оберегать и сохранять — естественное проявление женского начала. В Тибете кхадро это также почтительное обращение к супругам тантрийских учителей.

120

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master Mchog gyur bde chen glig pa (1829–1870). University of Calgary, 2003. P. 9–10.

121

Это может быть не только текст, но и религиозные объекты, такие как ваджра, пурбу или статуэтки Будд. Такие терма земли классифицируются как «материальные сокровища» (тиб. rdzas gter). А, например, драгоценные камни и металлы назывались «сокровища богатства» (тиб. nor gter). [См.: Ibid. Р. 11–13].

122

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master… Р. 17–19.

123

Знаменитые йогини. М., 1996. C. 20. В символических письменах также может содержаться намек на тему, историю учения или на его название, краткие сведения о событии, которое может способствовать пробуждению в памяти сокрытого учения. Так, Тулку Тхондуб Ринпоче приводит пример, когда тертон обнаруживает символический текст со следующими словами: «Во время первого прилета кукушки перед Гуру Ринпоче, царем и его подданными, которые остановились в шелковом шатре в Трагмар Цомогул, ежедневно собиралось и резвилось множество птиц, в том числе гуси и кукушки. Это доставляло великую радость». Прочитав это, тертон подумает: «А, в то время Гуру Ринпоче дал нам — царю и подданным — такие-то и такие-то учения!» — и таким образом вспомнит все учения целиком. [См.: Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С.124].

124

Gyatso J. Apparitions of the Self.… Р. 150.

125

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master… Р. 14.

126

Тулку Тхондуб. Указ. соч. С. 76–78.

127

Ньима Осера и Гуру Чованга часто называют Солнцем и Луной, а найденные ими терма — Верхними и Нижними сокровищами (тиб. gTer kha gong ‘og). Эти тертоны стоят в начале первого периода обнаружения терма. Их находки и терма последующих тертонов были собраны и в XV в. изданы Ратной Лингпой. Это собрание текстов получило название «Южного сокровища» (тиб. Lho-gter).

128

Тартанг Тулку. Традиция Ваджраяны в Тибете (История школы Ньингмапа) // Гаруда. 1998. С. 15.

129

Там же. С. 16.

130

Dudjom Rinpoche. The Nyingma History of Tibetan Buddhism.… P.68.

131

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 90, 111. В число текстов Восточного терма входили терма Падма Лэдрецала (1291–1315) и терма Сангье Лингпы (1340–1396). Цикл Западного терма составляют тексты, которые обнаружил Пема Лингпа (1450–1521). По одним источникам, Центральное терма включает тексты-терма Тердага Лингпы (1646–1714), по другим — это тексты Сангье Лингпы (1340-1396). [См.: Там же. С. 222].

132

Jacoby S. H. Consorts and Revelation in Eastern Tibet: the Auto/Biographical Writings of the Treasure… Р. 75.

133

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master… Р. 29.

134

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master… Р. 34.

135

Ibid. Р. 29–32.

136

Doctor A. The Tibetan Treasure Literature — a Study of Revelations of the Visionary Master… Р. 37.

137

Тулку Тхондуб Ринпоче. Указ. соч. С. 159, 236–237.

138

Тартанг Тулку. К естественной свободе ума… С. 15.

139

Dalton J. P. The Uses of the dgongs pa ‘dus pa’i mdo… Р. 258.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я