Навигатор лидера

Виктор Николенко

Секреты лидерства от российского топ-менеджера с уникальным опытом работы на трех континентах и руководства пятью инженерными центрами, включая совместные предприятия с маяками мировой индустрии. Пошаговое руководство для развития будущих и действующих лидеров инновационных разработок. Те, кому интересен личный карьерный рост, найдут здесь практические советы по развитию профессиональной компетентности, по формированию личных качеств лидера, управлению коллективом на основе системного подхода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор лидера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Кратко о профессиональной карьере автора

За спиной каждого из квалифицированных инженерных лидеров лежит мозаика многолетнего опыта исполненных предыдущих должностей и обязанностей, взаимодействия с менеджерами, инженерами и руководителями, а также позитивных и негативных уроков, которые мы извлекли на протяжении своей карьеры. К этому добавлен жизненный опыт, который приходит извне периметра профессиональной работы. В результате формируется то, что классики художественной литературы называют личностью. Для наших целей это личность главного конструктора. Нас выращивают многолетние жизнь и работа, а также связанные с этим переживания и эмоции. Иногда мы можем активно ориентироваться на своем пути, в других случаях этот опыт навязывается нам снаружи. Вот как выглядела моя профессиональная линия жизни.

После окончания весной 1970 г. факультета двигателей Московского авиационного института (диплом с отличием) первые 18 лет карьеры я проработал на МНПО «Союз». В этой когда-то блиставшей в СССР организации с 1970 по 1980 гг. прошел ступени от молодого специалиста до инженера-конструктора первой категории. Мне преподали азбуку профессии авиадвигателиста, основы системного подхода к работе. Я заложил крепкий фундамент для будущего развития, научился многому из того, что поддерживало меня в профессии далее. Сюда же вошла двухгодичная служба (1971—1973 гг.) в Вооруженных силах СССР. В стенах Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского я занимал должность инженера стенда для испытаний авиационных двигателей. По факту во время армейской службы продолжил свое образование в части освоения комплексных задач испытаний двигателей. С 1980 по 1988 гг., после перевода на должность ведущего конструктора МНПО «Союз», занимался выполнением задач в роли лидера небольших проектов и коллективов. В 1981 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. В ожидании повышения по службе написал докторскую диссертацию, однако в результате неожиданных перемен в окружающей среде до ее защиты время не дошло. Сначала было просто некогда, а позже это уже не имело особого значения. Незадолго до ухода с предприятия (подробности изложены в [7]) был представлен коллективу в качестве заместителя Генерального конструктора.

Опыт, полученный в организации

• Анализ и выбор инженерных решений (расчеты, конструкция).

• Испытания и модификации изделий и узлов (постановка задач, анализ данных, принятие решений).

• Разработка технических предложений по новым изделиям.

• Разработка методов проектирования узлов авиадвигателей и наземных газовых турбин, модулей специализированного программного обеспечения.

• Успешные замыслы и реализация инновационных конструкторских решений, около 40 изобретений.

• Осознание, что работа в команде важна для решения сложных задач.

• Изучение тонкостей руководства небольшой командой и создания связей внутри команды.

• Опыт руководства проектом нового вертолетного двигателя (в составе триумвирата ведущих конструкторов из перспективных сотрудников).

• Педагогический опыт преподавания системного подхода на базовой кафедре МФТИ (по совместительству).

Далее я работал уже в роли руководителя инженерных коллективов.

Отраслевой НИИ (1988—1991 гг.) вклинился переходным пунктом в неразберихе перестройки при выборе дальнейшего пути развития. На позиции начальника сектора удалось заключить и исполнить ряд коммерческих договоров с предприятиями Министерства тяжелого машиностроения в порядке помощи промышленному газотурбостроению. Закупили за счет доходов по коммерческим договорам и освоили персональные компьютеры первого поколения, организовали разработку специализированного программного обеспечения для них.

Опыт, полученный в организации

• Оказалось, что в лидерстве есть хорошие и плохие стороны.

• Принимать решения сложно, если есть высшее руководство.

• Начальник не всегда прав.

• Внешние взаимодействия осложняются необходимостью следовать указаниям начальства, однако расширяют возможности.

• Если вы сначала не позаботитесь о себе, вы не сможете добиться успеха ни в чем другом.

• Персональные компьютеры обещают прекрасное профессиональное будущее.

На волне перестройки мы с коллегой создали частную организацию НПО «Турбина» (1991—1998 гг.). В течение ряда лет пытались почти на равных конкурировать с лидерами отрасли, что само по себе является достижением. Успешно вышли на мировой рынок. За счет международных контрактов удалось профессионально подрасти и финансово выжить в сложное перестроечное время. С одним из партнеров (Великобритания) обсуждали коммерческий проект с разделением торговых зон по земному шару примерно пополам. В этот период автор был включен в международный справочник Who is who в качестве эксперта по газотурбостроению.

Опыт, полученный в организации

• Опыт работы и ответственности в роли главного конструктора.

• Управление инженерными проектами и программами (сроки, ресурсы, бюджет, качество).

• Активный опыт международного сотрудничества, два десятка завершенных контрактов с европейскими, корейской и американской компаниями.

• Практическое применение анализа рисков.

• Возможность изменить свое мнение на основании новых доказательств.

• Опыт набора и сплочения коллектива команды, люди иногда плохо влияют на окружающих коллег.

• Продолжение знакомства с подходами системной инженерии.

На ФГУП ММПП «Салют» (1999—2001 гг.) удалось впервые в РФ организовать на серийном заводе с нуля современное работоспособное КБ перспективных разработок и получить за короткий срок впечатляющие результаты. Впервые в истории авиапрома РФ зафиксированы успешные результаты: сертифицированы две модификации двигателя АЛ31 (включая одну для китайского заказчика). Первыми в РФ применены в реальных проектах на предприятии аддитивные технологии (на 15 лет ранее других российских и зарубежных фирм) и электронный макет двигателя.

Опыт, полученный в организации

• Организация полномасштабного конструкторского бюро на серийном авиадвигательном предприятии, которое успешно работает с 1999 г.

• Опыт интеграции команды внутри и представления внешне единого подразделения из 300 сотрудников.

• Если вы сначала не заявите о себе, вы не сможете добиться успеха ни в чем другом.

• Руководство принятием решений (приятная, но иногда одинокая работа).

• Эффективная работа с трудными людьми занимает много времени, но необходима и возможна.

• Использование архитектуры инженерной компьютерной инфраструктуры (3D, хранилище данных, удаленная работа).

• Разработка пакета документов системы менеджмента качества, успешная сертификация конструкторского бюро.

• Основы управления портфелем проектов.

• Обучение и мотивация персонала, индивидуальные творческие планы сотрудников.

• Воспитание смешанного коллектива в единой культуре конструирования.

В инженерном центре компании General Electric (2001—2005 гг.), кроме обучения в великолепной школе от многолетнего мирового лидера авиадвигателестроения, под руководством автора для российских предприятий были реализованы три уникальных крупных совместных проекта.

Опыт, полученный в организации

• Умение работать с людьми очень важно. У успешных лидеров оно есть.

• Политика может мешать правильным поступкам, поэтому лучше держаться этического курса.

• Всестороннее изучение вопросов лидерства в одной из лучших компаний мира.

• Курсы руководителей в корпоративном учебном центре в Кротонвилле.

• Личные отношения важны, но не должны мешать работе с другими.

• Сочувствие является ценным лидерским навыком.

• Практическое использование системно-инженерных компонентов.

При руководстве инженерным центром ECAR российское СП с Airbus (2006—2008 гг.) довелось отшлифовать системно-инженерные подходы в управлении портфелем проектов (более десятка команд по проектам) и заметно улучшить экономику работы конструкторского коллектива в целом.

Опыт, полученный в организации

• Конструкторский коллектив обязан быть самоокупаемым.

• Молодые сотрудники быстро усваивают негативный опыт предшествующих поколений. С позитивным опытом все сложнее и медленнее.

• Личные отношения в команде не должны идти во вред другим коллегам.

• Организационная дисфункция может затронуть все уровни.

• Яркие лодыри иногда находят опору у нормальных сотрудников.

• Хороший наставник очень ценится в коллективе.

• Курсы в Академии параллельного инжиниринга в Тулузе.

Работа в рамках частно-государственного проекта компании «АКМЭ-Инжиниринг» (2008—2013 г.) с предприятиями госкорпорации «Росатом» позволила подтвердить универсальность и эффективность подходов системной инженерии в разных отраслях деятельности. Также в этот шестилетний период была написана моя первая книга «Современная организация создания авиатехники». Стал членом российского отделения международной некоммерческой организации системной инженерии (INCOSE).

Опыт, полученный в организации

• В государственно-частном партнерстве высшее руководство находится высоко в иерархии, но это просто люди.

• Действующие должности иногда обладают всей ответственностью, но не властью, присущей их позиции.

• Главные конструкторы могут иметь влияние, однако подрядчики могут его дезавуировать, имея поддержку в верхнем эшелоне программы.

• Умение слушать людей очень важно на любых уровнях общения.

• Не все профессионалы ответственно относятся к своим рабочим обязанностям.

Логичной вершиной удачной профессиональной карьеры явилось формирование впервые в РФ уникального Центра проектирования в АО «Технодинамика» (2013—2017 гг.) и реализация его эффективной работы. Здесь я стал заместителем генерального директора и директором Центра проектирования, то есть главным конструктором холдинга, где разрабатывают 18 различных авиационных систем. Мы одновременно вели более 100 опытно-конструкторских работ по авиационной тематике. Это позволило осуществлять надзор и оценку широкого спектра программ и проектов, а также продолжить активную политику практического внедрения системной инженерии. Как главному конструктору холдинга, приходилось исполнять некоторые новые роли. Например, взаимодействовать с другими главными конструкторами предприятий и участвовать в министерских совещаниях. Приходилось контактировать с Минпромторгом, Министерством обороны и отраслевыми НИИ. Мне была предоставлена свобода действий для решения ряда проблем. В том числе снова преподавал на кафедре МФТИ базовый курс системной инженерии. В 2015 году за достижения в работе Центра награжден Почетным знаком №101 Союза авиапроизводителей России.

Опыт, полученный в организации

• Сильная команда является залогом успеха проекта, сильный лидер в такой команде удваивает эффективность работ.

• Опыт интеграции восьми разных тематических команд внутри и представления во внешних инстанциях единого подразделения из 550 сотрудников.

• Создана объединенная инженерная команда и инфраструктура распределенных конструкторских бюро в пяти городах на восьми площадках. Организована их эффективная работа на основе системного подхода.

• Одновременное управление большим портфелем из сотни проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на разных стадиях развития.

• Компетентность в сочетании с гибкостью помогут продвинуться дальше и выше.

• Постоянное обучение команды является залогом успеха.

• Технический авторитет лежит в основе успешной организации, но экономика и порядок остаются важными составляющими.

• Политика команды важна, но важнее то, как она реализуется.

• Удача — это часть успеха. Она предпочитает сопутствовать лучшим.

По этому пути я прошел все ступени от молодого специалиста до главного конструктора по авиационной технике. Восемь солидных организаций, пять инженерных центров, три из которых создавались под руководством автора с «нулевой отметки». Эта траектория уникальна для меня. Есть много дорог, по которым вы можете пройти от начального уровня до высшего руководства. Меня к нынешнему положению подготовили не только должности и работа, которую я выполнял, но и все уроки, которые пришлось усвоить на этом пути. Эти фрагменты опыта в совокупности сделали меня таким, а не титулы, которые у меня были. Различные титулы и награды дают за прошлые заслуги. В высоких технологиях, как и в других отраслях, требуется совершать новые подвиги сегодня и завтра. Я все еще учусь и буду продолжать учиться. Даже после 50 лет работы в профессии можно найти резервы для улучшения квалификации.

Содержание книги может помочь подготовить главных конструкторов настоящего и будущего к их сложной и важной работе. Изложены мой опыт, мысли и убеждения с целью дать полезное руководство нашим главным конструкторам и тем, кто хочет ими стать. Подсказать поведение, которое они ожидаемо могут продемонстрировать. При этом нужно помнить, что освоение и успешное применение десятков навыков и умений главного конструктора достигается в первую очередь посредством упорного многолетнего труда. Могут сказать, что это доступно только талантливым людям. С высоты собственного опыта и регулярного обмена мнениями с многочисленными коллегами могу утверждать, что компонента таланта может вносить до 5% в ваши достижения, кому как повезет. Остальные 95% остаются на долю ежедневной работы над собой. Лидер должен еще обладать сильным характером, чтобы выдержать такой ритм жизни на протяжении лет и десятилетий. Надеюсь, что вы поняли уровень требований и согласны с этим.

Эта книга станет для читателя полезным источником руководства и вдохновения при покорении профессиональных вершин. Надеюсь, что последующее чтение будет для вас интересным. Вы сможете усвоить, как реалистичным путем можно стать настоящим лидером, главным конструктором, участником команды построения инфраструктуры общества будущего. Пожелаю вам успеха, и в путь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор лидера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я