Слабоумие и толерантность

Виктор Владимирович Кузовков, 2017

Данный сборник статей Виктора Кузовкова относится, преимущественно, к периоду наиболее острого кризиса в российско-украинских отношениях. Это не только летопись событий – и даже не столько она – сколько попытка рационально анализировать происходящее.

Оглавление

Про глупого скворца и гадкую ворону (грустное)

Вы помните, вы всё, конечно, помните… (с) Помню и я, и это до сих пор скребёт на душе похлеще самой злой кошки. Андрей Макаревич, которого я, чего уж там, любил как певца и очень уважал, как человека, вдруг встал на сторону тех, кто «скачет и не москаль». Не сказать, чтобы всё это было так уж внезапно — своих демократических взглядов он, в общем, никогда не скрывал. Но я, глупый и наивный человек, всё-таки думал, что демократия — это не всегда предательство и глупость.

Но произошли известные события, и понеслось… И звонкие заявления о необходимости уважать выбор, и требования вывести все вооружённые формирования, и открытые письма, требующие, в той или иной форме, всё того же — «русские, не вмешивайтесь во внутренние дела Украины». Увидеть вмешательство во внутренние дела Украины других участников процесса Андрею, видимо, не позволила демократическая религия…

Дальше, как вы помните, больше — и акции в поддержку майдана в России, и обматывание себя флагами Украины, и бравирование, пусть даже и шуточное по форме — «мы все сейчас бандеровцы». И всё, как обычно, облечено в правильные слова и вполне человеколюбивые лозунги.

Всё это, разумеется, было поддержано не только Макаревичем. Письма подписывало немало людей, которыми мы, без преувеличения, можем гордиться. Или могли — сейчас мне уже трудно об этом сказать так однозначно. Кто-то подписывал, а кто-то, как, например, Л. Ахеджакова, и вовсе стала популярнейшим медийным персонажем Украины, давая интервью в духе «никогда не предам!» и «это тоже моя Родина!». Но что мне до всех, когда кумир юности на моих глазах вдруг превратился… Эх, лучше я без эпитетов, потому что приличных в данном случае просто нет…

И вот сейчас — Донецк, Славянск, Краматорск. И пришло время…

Да, я думаю, пришло время дать хоть какие-то оценки. Не Майдану, нет — тем, кто у нас кричал про свободолюбивый украинский народ и его право выбирать себе тех кумиров, которые ему нравятся. И вздергивать на гиляке тех, кого «виднейшие представители» этого народа, как обычно, присвоившие себе право говорить от его имени, сочтут москалями.

Знаете, для меня есть некоторая разница между Макаревичем и, к примеру, уже упомянутой Ахеджаковой. Просто очень большая разница. Даже не знаю, с чем сравнить… Ну, скажем, как разница между черноземом, на котором растут и плодоносят полезные злаки и бесполезные васильки. И грязью на ботинках, которая, в принципе, того же происхождения, что и чернозем. И, однако же, при виде неё стараешься как можно быстрее свои ботинки почистить. Почему так? Сейчас поясню….

Конечно, позиция Макаревича мне не нравилась и не нравится. Я считаю её неправильной и вредной, да. Но я не могу её игнорировать. Точнее, не могу игнорировать его. Ибо, как ни крути, а он был одним из тех, кто, в меру своих сил, формировал культурный пласт последних десятилетий. Лично я с трудом представляю себе музыкальную культуру целого поколения без некоторых его песен. Причем, их довольно много, и каждый может вспомнить то название, которое ему ближе."Глупый скворец","Новый поворот","Я пью до дна","Костер,"Марионетки","Изменчивый мир" — как ни крути, а без этого «музыкального контента» мы получим что-то ещё более печальное, унылое и безликое, чем имеем на данный момент.

Дает ли это ему право говорить, поглядывая на собеседников чуть-чуть свысока? Да, пожалуй.

Делает ли это его мнение единственно правильным? Разумеется, нет — большие таланты, большие ошибки… В принципе, там и сомнения должны быть большими, но в данном случае их не видно. И это, пожалуй, единственное, в чем я могу упрекнуть Макаревича, помимо собственно его позиции. Да, забронзовел, братуха. Забронзовел….:(

Что не помешает мне, тем не менее, в очередной раз послушать песню про глупого скворца, который не хотел улетать со своей Родины.

А вот, к примеру, госпожа Ахеджакова. Ещё один борец. Соратник. Подписант. Как всегда, за правду и против Мордора. За слезинку ребенка, демократию и европейский выбор.

Она, конечно, вполне себе достойная актриса. Таких, если вдуматься, на всю Россию тысяч пять всего наберется, не больше. Но сделала ли она сама хоть что-то, что является безусловным и важным вкладом в нашу культуру? Вряд ли. Нет, милые роли, запоминающиеся образы… Недаром ведь Рязанов снимал её во всех своих фильмах…

Даже тогда, когда никто особо не снимал и, прямо скажем, в упор не видел. Типаж интересный, да. Даже, я бы сказал, внезапный. Хотя, я не сомневаюсь, что любую из её ролей сыграли бы десятки других актрис. Хорошо сыграли бы. Может, даже отменно… И, честно сказать, я не уверен, что мы бы знали такую актрису, не случись в её жизни дружбы с Э. Рязановым. Играла бы сейчас в каком-нибудь областном театре. Боролась бы за звание «заслуженной» к пенсии. Что, в общем, тоже достойно и вполне по-человечески понятно. Однако, «и не более того».

То есть, масштаб у этих двух личностей совершенно разный. Это, как говорится, «номер раз». А если вспомнить Ахеджакову, истерически кричащую в 1993-м году с экранов телевизора — "Защитите меня от этой Конституции!!!"и всячески оправдывающую расстрел сотен людей у Останкино и ГД, прорисовывается и «номер два». Ну почему, почему расстрелы людей в России — это нормально? А попытка остепенить зарвавшихся «протестувальников» в Киеве — тирания и попрание демократии?

Я не знаю, какой меркой отмерять госпоже Ахеджаковой за те крики в 93-м. Сколько загубленных людей на её совести? Нет, не убитых прямо тогда на площадях и улицах Москвы — их бы всё равно убили. Но сколько на её совести тех, кто был брошен на «алтарь реформ» после, когда они, наконец, зашагали по стране семимильными шагами, под отзвуки её истерических завываний, калеча и убивая, грабя и насилуя? Сколько на её совести всех этих «не вписавшихся в рынок», всех этих школьников и школьниц, умерших на игле во имя демократии, всех этих жертв конфликтов или русских жителей бывших окраин, так и не доехавших до России… Сколько? Тысячи? Десятки тысяч? Сотни?

А, Лия Меджидовна?

Теперь она снова «на стороне добра». Жизнь не научила её ровно ничему. Она снова «никогда не предаст» тех, кто идет убивать людей. Главное, чтобы убивали за демократию, вы же понимаете…. И когда я вижу её одухотворенное лицо, мне становится действительно страшно — и за Славянск, и за Донецк, и за Луганск, и за, конечно же, Москву. Потому что дерево демократии всё так же требует полива кровью патриотов. А уж кого настоящие демократы назначат жертвенными патриотами, это им виднее…

К чему я всё это пишу? А черт его…. Я хотел дать какую-то оценку, но вдруг понял, что если людей ничему не учит даже история — не учебная, а та, которую они лично формировали, по мере своих скудных сил и отпущенного Богом таланта — то и мои оценки, скорее всего, окажутся очередным бисером. Опять же, история — понятие многовалентное и зависящее от трактовок чуть более, чем полностью… Они ведь все образованные, не надо им про историю. Они про аншлюс вам хоть сейчас. И аналогии, аналогии… А я тут с какими-то глупостями про 93-й год и несколько миллионов жалких русских, «не вписавшихся в рынок». Ну понятно, что их история гораздо историчнее, а моя — тьфу и местечковый миф…

Поэтому, наверное, никаких оценок. Просто довожу до сведения, что лично мне немного грустно, что я с Макаревичем по разную сторону баррикад. Но там, на его стороне, я вижу… Нет, не Яроша, не Ляшко, не Сашко Билого. Я вижу там Ахеджакову, и понимаю, что я на правильной стороне…

30.05.2014

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слабоумие и толерантность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я