Вспоминания

Виктор Викторович Овчаренко, 2021

Рассказ о Скоромошьей сказке – тому сказочному и тайному, свидетелем чего мне довелось побывать. Воспоминания о тех, чья жизнь которых была связана с одной из народных традиций, именовавшей себя Мазыками или потомками Скоромохов.

Оглавление

Магические вещи

Мы стояли на входе в кухню, а баба Настя рассказывала:

— Не стойте-то, в проходе, — и махнула рукой, — cюды вон вставайте. Каждая семья имела магические вещи. У всех по разному было, но главные магические вещи в семье были: кресало, хлебная закваска, веретено, фамильный крест, топор, сапоги, возжи и кнут. Точнее, сапоги были символом достатка и силы мужчин в семье и покупались либо дедом, внуку, либо отцом сыну. Существовал целый обряд, связанный с заказом на изготовление и покупкой, и последующей подготовкой сапог.

—Кресало — огонь для печи добывать, да не простой а божественный, очищающий — Крёс.

После чего продемонстрировала кресало в виде плоской кованной железки с загнутыми калачом на встречу друг-другу сторонами с закрученными концами и камень — кремень, лежащие в печурке чуть повыше и сбоку от устья большой белёной русской печи рядом с парой спичечных коробков. Я взялся было и сам попробовать высечь искры, но лишь отбил пальцы и раздражённо, под смех матери и бабы Насти, сунул огниво с кремнём ей назад. Она показала как высекать огонь. Уперев камень в шесток и, резко проведя — проскользнув по нему крёсалом, высекла сноп искр, полетевших на кусок пакли — растопки, отчего та затлела. Мне предложили раздуть её и поджечь обрывки газеты, сухую стружку и бересту, — давай-ко, раздувай, паклю-то.

Спустя минуту небольшой костерок уже весело полыхал в поде большой русской печи. Баба Настя же, тем делом, рассказывала:

— Крёс можно добыть и трением двух деревяшек друг о друга. Его, почитай, раньше до огнива так и добывали. Это божественный и очищающий огонь, много где использовался для очищения и лечения. Если хочешь, это лечебный огонь, и людей и животных лечить можно.

— Трением как первобытные люди, что-ли? Руками или лучком с верёвочкой?

— Лучком конечно. Ладонями не добудешь. Только деревяшки, что на палку, что на колоду, не каждая пойдёт, не каждая загорится.

— Ну это понятно, сухие должны быть.

— Запомни — ольха, высохшая на корню, да не трухлявая. Если на земле лежит, то не пойдёт, влага в ней будет и огонь добыть не получится. Из неё и веретёно и колоду делать надо, чтобы Крёс трением получить. Сухая осина тоже подойдёт. Лучёк из ивы лучше всего выходит, с ясеня, да не коротенький, а с руку длинной, чтобы ловчее двигать им было. Песка сухого чуток в лунку бросить, чтобы быстрее дело было.

— А в чём разница в Крёсе от добытого огнивом и трением лучка?

— Считай, что сейчас уже и нет особой разницы.

— Хитро посмотрев на меня, спросила, — ты сказку «Огниво́» читал поди? — взяла в руки кресало и покачивая его в руке пояснила, — с ним-то, куда как сподручнее загаданные желания исполняются. В сказке-то, солдат желания свои исполнял, а не собак вызывал. Стукнет кресалом — сноп искры вышибет, вот уже и чего ему угодно у него появляется. И еда и деньги и царевна.

— Это, что-же и я так смогу? Стукнул кресалом и всё исполнилось?

— Ты и сейчас можешь, только медленно исполнятся будет. Пока исполнится, ты уж и забудешь чего загадывал.

— А у солдата почему-же тогда быстро всё исполнялось? Или это потому что в сказке?

— Помех у него не было, вот и исполнялось всё быстро. А помехи кресением убираются. Мир-то, наш медленный, помехи ещё вязкости и твёрдости добавляют. Пока через всё пробьёшься, время-то и уходит.

С ожиданием, словно ждала очередной вопрос, глянула на меня, — через Крёс помехи желаниям убираются и через Крёс-же желания исполняются. Помехи и есть вязкости и твёрдости — тверди, считай, как комки в киселе или в манной каше. Каша по о̀фе́нски лухта. И вот она должна быть жидкая, чтобы на ложку взял, подул и губами, как есть, всю в рот втянул с ложки. А не размешаешь как следует и комки — тревди будут в каше, куда уж такую кашу губами втянуть, потянешь и комок, а то и расплескаешь всю с ложки из-за разной вязкости. Так же и человек с помехами — течь не может в мире и мир такой же вокруг нас тягучий, но с комками — твердями и разной вязкостью. А солдат-то из сказки лухтово по миру двигался, помех не было в нём самом, не переживал попусту. Вот желания и сбывались быстро.

— Сейчас печь прогорит и хлеб ставить будем. Я сама в печи вот в формах пеку, не покупаю, на своей закваске делаю. Дрожжевое, тесто-то, для сдобы. Все ухватки в семье передавались с закваской. Как жену брать будешь, накажи, чтобы с закваской своей приходила. Сейчас все городския стали, готовый хлеб покупают в хлебном. Откуда «старая закваска»-то будет. Закваска эта, она из поколения в поколение в семьях передавалась. Как основа для новой семьи — лучшее вбирает в себя от предков. Жена с собой после свадьбы закваску в семью приносила. Давала и свекровь закваску, однако, их лучше было не смешивать. Иногда смешивались и получалась закваска вобравшая в себя закваски из обеих семей, а иногда погибала. Это за дурной знак считалось, но невестка-то, не всю свою принесённую из дома с приданным закваску смешивала, немного-то смешивать пробовала, на всякий случай. Вот, в таких случаях и использовала отложенную тихонько.

— А если, нет у невесты закваски в семье, как быть тогда?

— Тогда, свекровь давала закваску в новую семью, либо невеста ставила сама закваску. Тут ведь суть в чём, что с закваской некая невидимая сила семье передавалась, знания, ухватки.

В 2019 у сестры в деревне узнал, что они для выпечки домашнего хлеба использовали закваску идущую, по её словам, «как бы не от пробабушки деда Коли, а то и раньше, или пять или семь поколений уже».

Интересное подтверждение рассказу бабы Насти об особой магической силе закваски:

«Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф., 66 зач., 16, 6–12).

«Закваска фарисейская, саддукейская и иродова« (Мф‚ 8:15; 16:6; Лк. 12:1)

«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.» ( Мф.13:33)

Дальше баба Настя начала рассказывать про веретено, обычно передававшееся от бабушки внучке. Про веретено баба Настя сразу сказала, — «это волшебная палочка» и науки в ней не меньше, а как бы не больше чем в огниве, тебе оно, может, и не к чему, так как это бабская вещь. Ты-то, всё равно прясть не будешь.

Раз так, то я решил, что действительно — ни к чему мне это и решил сбегать в туалет. И не стал вслушивался в то, чего она там маме про веретено рассказывала. Пока вернулся, они уже про крест говорили.

Всё что баба Настя про крест с самого начала рассказала, я не застал. Но основное она для меня ещё раз повторила кратко. Крест фамильный, чтобы по любви и правде жить, «Царствие Божие внутри», добро людям нести. Но крест-то уже позже добавился, когда христианство на Русь пришло.

Дальше речь зашла о топоре. Спросила умею ли я работать топором, держал ли его вообще в руках. Я ответил, что умею и работал достаточно много, и у меня даже есть свой топор дома. Дед Гриша долго искал топор для меня и выбирал его «на толкучке» по звону. Чем мелодичней и звонче, тем лучше. Топор кованный ещё до революции. Мы вместе с ним строгали топорище и затем он торжественно вручил мне этот топор в подарок.

–Ну, раз работал, то и рассказывать особо и нечего, тебе дед Гриша всё, поди, рассказал. Топор — это Кормилец, Помощник в работе. Защитник дома. Выбирать по звону. Брать дореволюционной ковки. Если покупаешь готовый дом или сруб, с собой непременно брать топор, чтобы простучать обухом брёвна в срубе и услышать как они звучат. По звуку определяется хорошее бревно или отсырело, либо начало гнить. Дед Коля в деревне на избе бабы Кати показал, как определять по звуку состояние брёвен в венце. Гораздо позднее, когда я с дедом Гришей работал на лесопилке, он рассказал, как, постукивая обухом по деревьям, определять по звуку годное ли дерево на доски, либо гнилое изнутри. Можно по звуку, а можно и ощущать, видеть внутренним взором всё строение дерева и определить, годно оно для намеченного дела либо нет.

Ещё баба Настя рассказала о том, как топором или ножом в деревнях делали правку тела и лечение. Особо отметив, что правильно такую правку выполнять не касаясь физического тела — Тели руками, только топором, либо ножом и тоже не касаться лезвием Тели. Если тела касаешься, то это, считай, уже хирургическая операция. Всё над Телью, делается руками, без прикасаний. Напряжения, они над Телью внутри Пузыря — Жило, их надо наперво править, не касаясь тела. Мы с ней поспорили ещё по этому поводу. Я напирал на то, что хочу все целебные травы изучить, записать и знать, что и когда использовать для лечения. А она посмеялась и говорит, что все болезни внутри Пузыря сидят. И видятся они каждому по своему, но в чём-то одинаково. Если можешь видеть «состав» то и замутнения в нём сможешь увидеть и убрать их. Либо сможешь видеть гвозди, занозы, грязь. В общем, все чужеродное и постороннее для тела, имеющее характерное такое отличие в виде ржавчины, липкой грязи и тому подобного. На уровне состава, когда разум не превращает замутнения в упомянутые образы инородных тел в теле управляться легче, но состав как одёжки, чем тоньше видишь, тем больше слоёв этих одёжек видно, убрал с одной «верхней», а на нижних всё равно осталось. Напряжения они над Телью плывут. Выправишь напряжения, уберёшь их и трав не надо и тело мять не надо, оно само в порядок придёт. Я про китайское игоукалывание, да про точечный массаж заикнулся, а она в пример свою коленку привела, что выправила сустав не касаясь даже. Да и потом на маме показала как.

Ещё, по тому как топором работали, определяли как человек мыслит. На отмашь бъёт — «лупит со всей дури», правда сказано было «х….чит со всей дури» — значит, не задумывается особо, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Возжи и кнут — хозяйством, лошадьми да скотиной управлять. Традиция возить в машине нагайку или кнут «чтобы слушалась» пошла с того времени, когда ещё на лошадях ездили. Кнутом, могли обойти дом, либо огород, либо иное имущество по кругу и закрыть его от недоброжелателей. Расскажу отдельно, как обход делался.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я