Менталитет русского человека как базовый фактор российских методов управления

Виктор Васильевич Козлов, 2021

Цель данного исследования не в том, чтобы определить качество менталитета российского человека, позитивный он или нет. Менталитет русского (российского) человека такой, какой он есть. Цель исследования состоит в том, чтобы восстановить, как он (менталитет) формировался, опираясь на свидетельства ученых, философов, публицистов, современников предыдущих эпох. Определить его особенности, по сравнению с менталитетом других народов и оценить, что надо сделать, чтобы обществу с таким менталитетом добиться успеха в современном мире.

Оглавление

Рецензия (перевод с английского)

В. Козлов: Русский менталитет как фундаментальный фактор российских методов управления, Москва 2020.

История отбрасывает длинную тень. На заре Второй мировой войны Уинстон Черчилль сказал, что Советский Союз — «загадка, окутанная тайной, внутри загадки». Черчилль прекрасно понимал, насколько плохо Европа к западу от польско-советской границы понимала Россию, страну, которая была вне поля зрения большинства политиков и ученых, не говоря уже об обывателях. Можно утверждать, что порядок вещей очень мало изменился за последние восемьдесят лет — во всяком случае, холодная война лишь добавила любопытной смеси невежества и предрассудков, питаемых большей частью мира в отношении России, и событий последних тридцати лет. мало что сделаю, чтобы их развеять. Однако было бы ошибкой утверждать, что дискуссии о России и ее народах выходят за ее пределы. Напротив, со времен Петра Великого в России ведутся ожесточенные споры о ее природе; насколько она европейская? Или азиатская? Поскольку на протяжении веков Россия сталкивалась с различными проблемами, ответы на них сильно различались, но сохраняющаяся неопределенность никогда не исчезла: как будто, заставляя Россию идти по пути «вестернизации». Петр Великий позволил джинну кризиса идентичности высвободиться, а вернуть его в бутылку было невозможно. с тех пор. Как писал венецианский эрудит Франческо Альгаротти в 1739 году, новая столица Петра Великого должна была стать «окном в Европу», свидетельством подъема России и принятия европейской культуры. Как заметил философ Александр Герцен, Санкт-Петербург «отличается от всех других европейских городов тем, что похож на них всех». Но, продвигая западные технологии и культуру, Петр Великий отверг ее либерализм. За грандиозными фасадами его новой столицы в неоклассическом стиле скрывались пот и кровь 540 000 крепостных и шведских военнопленных, которые трудились на болотистых болотах в течение первых 18 лет строительства, и десятки тысяч из них погибли в этом процессе Политический философ Николай Бердяев, который считал, что многие проблемы России проистекают из «непоследовательности русского духа», назвал российскую проблему объединения Востока и Запада «вечной». Однако, несмотря на его предположение об обратном, вопрос о душе России был в значительной степени продуктом XVIII–XIX веков, поскольку в прежние века русских мало волновали вопросы сосуществования между Востоком и Западом. Другими словами, великий раскол между «европейским» и «азиатским» в России — типично современный продукт. К сожалению, для России даже самые простые вопросы, такие как определение того, где кончаются Россия, Европа и начинается Азия, были далеко не беспроблемными, а в основном надуманными. Замечание Джона Робертса: «Европейцы не знают, где Европа «кончается» на востоке. На западе и на юге море является великолепным ориентиром… но на востоке равнины катятся все дальше и дальше, а горизонт ужасно далек».

Такое довольно длинное рассуждение положения России между Востоком и Западом в рецензии на книгу, посвященную российскому менталитету и его влиянию на менеджмент, может показаться несколько странным, но, как отмечает В. Козлов во вступительной статье его замечательной работы, чтобы понять русский менталитет, нужно «оглянуться назад на нашу историю и проследить процесс формирования национального характера». Поэтому неудивительно, что, сосредотачиваясь на настоящем, Козлов снова и снова ищет примеры из прошлого, чтобы в полной мере изучить развитие того или иного явления. Он отмечает, что «важная черта русского менталитета — мечтательность, усугубленная бедностью, привела к коллективным фантазиям и мечтам о всеобщей справедливости, благополучии, красоте и добре». В целом россияне склонны жить мечтами о будущем. Они представляли, что суровая и унылая реальность повседневной жизни — всего лишь неровность на дороге в другую жизнь, где все будет по-другому и где они найдут причину, истинное счастье и радость. Весь смысл жизни был в этом воображаемом будущем, в то время как настоящее подсчитывали зря. Неоспоримо, названия глав, как „свобода печати“, „русофобии и nationalophobia“, „Коррупция“ или „недоразвитость гражданского общества“ оставляют мало сомнения, что никакая натяжка воображения не может нарисовать картину отсутствия проблем в Российской Федерации. Напротив, как и в случае с большинством стран мира, Россия сталкивается с множеством проблем, среди которых наиболее заметны проблемы экономического характера, и такое осознание послужило первоначальным стимулом для В. Козлова начать работу над «Русским менталитетом». Как он пишет, «экономика нуждается в трансформации другого масштаба, чтобы сделать качественный скачок вперед». Действительно, сама цель его книги — пролить свет на вопросы, связанные не только с тем, как особенности русского мышления транслируются в трудовую этику, например, но также до какой степени необходимы структурные реформы для создания среды, в которой бизнес может процветать. Эта цель, несомненно, заслуживает самой высокой оценки, и можно только надеяться, что некоторые выводы этой выдающейся поучительной книги будут использованы не только теми, кто стоит у руля страны, но и теми, кто изо дня в день работает, чтобы формировать ее экономику и ее будущее.

Джеральд Мако, профессор,
Кембриджский форум по Центральной Азии Колледж Иисуса, Кембриджский университет

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я