Менталитет русского человека как базовый фактор российских методов управления

Виктор Васильевич Козлов, 2021

Цель данного исследования не в том, чтобы определить качество менталитета российского человека, позитивный он или нет. Менталитет русского (российского) человека такой, какой он есть. Цель исследования состоит в том, чтобы восстановить, как он (менталитет) формировался, опираясь на свидетельства ученых, философов, публицистов, современников предыдущих эпох. Определить его особенности, по сравнению с менталитетом других народов и оценить, что надо сделать, чтобы обществу с таким менталитетом добиться успеха в современном мире.

Оглавление

2. Что такое менталитет

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) — устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. Ментальность, с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с другой — сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение ментальности может привести к психологическим кризисам, отклонениям в поведении[1].

Менталитет (ментальность, лат. mens, mentis — душа, дух, ум и alis — другие) — склад ума и образ мыслей, совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации, общественной группе или отдельному индивидууму[2].

Основа (или фундамент) менталитета человека, нации, народа формируется веками, а изменяется по частичкам и то не весь, а только надстройка, которая сформировалась в более короткие сроки, под влиянием внешних обстоятельств в стремительно меняющемся мире.

Кто такой «русский человек», обладает ли он какими-либо особенными качествами, отличающими его от «не русского человека»? Формализуем вопрос, определив четче базовое понятие. Прежде всего — «русский» или «российский» человек — понятие национальное или государственно-территориальное? Поскольку мы поставили цель найти отличительные качества более или менее принципиальные, естественно задаемся вопросом: могут ли быть эти отличия достаточно значительными, например, у русского (по национальности) и татарина, родившихся в одной стране, проживающих на одной улице и воспитывавшихся в качественно сходных социокультурных условиях? Если могут, то это не социальные, а национально-расовые отличия, не имеющие отношения к предмету нашего исследования. Таким образом, мы определяем в нашем исследовании понятие «русский человек» с государственно-территориальных позиций.

Принимаем во внимание, что в нашем исследовании русский человек — это человек, который проживает в российском обществе, сформировался под воздействием русской национальной культуры, ее духовных ценностей и традиций, считает своим основным языком общения русский язык, осознает и причисляет себя к данному типу человека. Понятие «русский человек» является обобщенным и абстрактным, так как оно отражает черты русского человека, жившего в различных исторических эпохах и представляющего разные социальные слои населения. В данном понятии обнаруживаются, прежде всего, типичные, общие свойства русского человека. Такими свойствами являются, во-первых, своеобразное сочетание позитивных и негативных качеств, во-вторых, противоречивость, сложность и, в-третьих, потенциальность, востребованность его основных качеств в современном обществе.

Русская ментальность, как составная часть национальной культуры, определяется совокупностью характеристик. Обобщение мнений многих исследователей позволяет выделить различные качества «русского характера», нашедших отражение в том числе в произведениях отечественной классической литературы, историко-философских исследованиях (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Гончаров, Л. Гумилев, Ф. Достоевский, И. Ильин, В. Ключевский, Н. Лесков и др.): ведомость и пассивность, противоречивость («наличие ангельского и демонического»), преклонение перед красотой, жертвенность и жестокость в любви, русская удаль и размах, незнание меры, «жажда свободы и раба», покорность, вера в доброго царя или в судьбу, отсутствие самодисциплины и самоограничения, боязнь и потребность страдания, особая святость — религиозность и атеизм. А еще — огромная сила воли, упорство, неприхотливость, практическая направленность ума, ловкость и рациональность, оптимизм, чувство мощного единения друг с другом, терпеливо-доброжелательное отношение к народам-соседям.

В своих работах вышеуказанные отечественные авторы проанализировали своеобразие русского человека, выявили его позитивные и негативные свойства, отметили противоречивый характер российского человека, составили его обобщенный портрет, пытались спрогнозировать возможные траектории его дальнейшего развития. Так, например, Н. А. Бердяев выявил зависимость российского человека от евразийской сути России, проанализировал его противоречивую сущность, отметил возможные пути развития российского человека в будущем.

Н. О. Лосский рассмотрел сочетание в русском человеке позитивных и негативных сторон, отметил особое значение таких черт русского человека, как религиозность, доброта, духовность. И. А. Ильин отмечал своеобразие проявления характера русского человека в различных конкретно-исторических обстоятельствах. Д. С. Лихачев особо отмечал противоречивость проявления основных качеств человека в российском обществе. В. С. Барулин рассмотрел процессы развития русского человека в советском обществе, выявил своеобразие сочетания в нем различных, противоречивых качеств, отметил потенциальную возможность позитивного развития русского человека. Вместе с тем в этих работах в недостаточной мере были рассмотрены такие важные вопросы, как: какие основополагающие качества характеризуют русского человека с момента его появления на историческом горизонте до настоящего времени, какие основные качества характеризуют русского человека в современном российском обществе, каковы пути развития русского человека в России в ближайшем будущем?

Интересен подход к менталитету с точки зрения анализа географического расположения, культурной среды и природы. Выделяются такие группы факторов, как географическое положение: обширность территории; климат (длинная зима, низкие температуры и др.); ландшафт.

Первая группа факторов определяет следующие черты характера: широту души, стремление к вольности, духовной свободе, склонность к подавленности, бесхозяйственности, безынициативности, лени.

Вторая порождает меланхоличность, медлительность, недооценку своего труда, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм, соборность, чувство локтя, противоречивость, безудержность.

Третья пробуждает созерцательность, мечтательность, наблюдательность, вдумчивость, склонность к осмыслению природных явлений.

Российский историк Василий Осипович Ключевский в свое время выделил характерную черту русских. «Нигде в Европе мы не сможем найти такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии», — отметил он.

Однако, по мнению автора, суть в том, что в историческом прошлом «Россия — страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы были неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл — 4–5 месяцев — заставлял земледельца постоянно торопиться. Именно поэтому людям приходилось работать аврально, когда это критически важно, а всё остальное время — реагировать на обстоятельства»[3].

Значимой чертой русско-российского менталитета представляется мечтательность. Возможно, она является, в числе других причин, следствием того, что царь Борис Годунов законом 1592 года закрепостил крестьян. В связи с этим большинство наших предков редко покидали родное село. Несправедливость, помноженная на бедную жизнь, привела к коллективным фантазиям и мечтам о всеобщей справедливости, благе, красоте и добре. Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем. Им казалось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня — это временная задержка в наступлении другой жизни, когда все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь. Весь смысл жизни — в этом будущем, а нынешний день для жизни не в счет.

На разных этапах исторического развития во всех проявлениях народного сознания находит свое отражение противоречивая черта национального духовного склада — готовность к утопизму и одновременная уверенность в возможности воплощения утопии в действительность.

Безусловно, менталитет любой нации выражается в моделях восприятия и поведения, которые влияют на политическую и экономическую жизнь страны. Причем базируется менталитет на историческом опыте. К примеру, одно и то же событие русские и американцы могут видеть под разным углом зрения, как раз из-за различной ментальности. У каждого народа будет своя правда, а переубедить друг друга стоит большого труда.

Изучают менталитет нации и для того, чтобы понять, с кем придется иметь дело, или даже, с кем воевать. К примеру, немцы всегда остро интересовались русским народом. Первое детальное описание России сделал немецкий этнограф Иоганн Готлиб Георги еще в 1776 году. Труд так и назывался «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий».

«…Нет на земле такого государства, каким является Российское государство, которое вмещало в себя столь великое множество различных народов, — писал Иоганн Георги. — Это руссы, с их племенами, яко лопари, семояды, юкагиры, чукчи, якуты (далее на целой странице идет перечисление народностей)… А также переселенцы, яко индийцы, немцы, персияне, армяне, грузины…»[4]

Впоследствии канцлер Германии Отто фон Бисмарк писал, что считает русских (к которым он относил все население России) сплоченной нацией. Он утверждал: «даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских…»[5] Ему также приписывают изречение: «…Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить».

Однако история ничему не учит даже прагматичных немцев, в связи с чем Германия потерпела сокрушительное поражение во Второй мировой войне.

Примечания

1

Г. Коджаспирова, А. Коджаспиров, Педагогический словарь, М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2

URL: http://chtooznachaet.ru/mentalitet.html

3

Ключевский В. О. Курс русской истории: в 5 частях. — СПб., 1904–1922.

4

URL: https://svpressa.ru

5

URL: https://topwar.ru

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я