Эта книга составлена из 50 статей на историческую тематику, опубликованных автором в течение последних 15-20 лет. Наиболее хороши они будут для развлекательного вечернего чтения или для того, чтобы приобщить вашего ребёнка-старшеклассника к историческому наследию человечества. Прочитав книгу, вы убедитесь, что люди не меняются: как и тысячи лет назад, так и сейчас они все разные. Совсем разные.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Скифы и Скифия
Важным событием в истории советской археологии стали раскопки кургана Аржан в Туве, которые велись в 1971-74 гг. под руководством М. Х. Маннай-оола и М. П. Грязнова. Захоронение в кургане было обнаружено, как это часто случается, практически случайно, во время строительства шоссейной дороги, идущей из Турана через городок Аржан в Тарлык. Разрывая находящийся неподалёку от городка курган, бульдозеры разрушили находящуюся в его толщах кладку из брёвен. Узнав об этом, археологи решили провести там раскопки, которые велись в основном силами учащихся старших классов. Там были обнаружены захоронения скифского «царя» и его приближённых, располагавшиеся в деревянных срубах. В кургане также было захоронено не менее 160 коней. С помощью радиоуглеродного метода захоронение было датировано 800 г. до н. э. Именно после исследования Аржана была раскрыта тайна происхождения скифов. Если до этого некоторым учёным нравилось располагать их прародину в Северном Причерноморье, то с открытием Аржана окончательно стало ясно, что в причерноморские степи скифы пришли с Алтая.
Как гласят древние хроники, в начале VIII в. до н. э. китайский император Сиуэн, принадлежавший к династии Чу, нанёс серию сокрушительных поражений кочевникам, обитавшим на северных рубежах его державы. Именно в это время скифы с Алтая и Семиречья двинулись на запад. Пройдя по территории Казахстана и Туркестана, они обогнули Каспийское море с севера и к началу VII в. до н. э. вошли в соприкосновение с киммерийцами. Киммерийцы, узнав о многочисленности приближающейся орды, буквально впали в оцепенение. Согласно легенде, записанной Геродотом, народ прочно решил спасаться бегством. Учёным известно, что ранее киммерийцы со своими союзниками — государством Урарту — несколько раз устраивали набеги на Ассирию. Для борьбы с ними ассирийский царь Ассархаддон заключил союз со скифами, которые тогда жили в Казахстане и Туркестане. В составе союзнических войск кочевникам довелось сразиться друг с другом. Видимо, исход столкновения оказался не в пользу киммерийцев. Теперь, по свидетельству Геродота, отчаявшись поднять народ на битву, киммерийские предводители в конце концов устроили взаимную бойню и поубивали друг друга. Подданные похоронили их, после чего устремились в бегство. Одна лавина киммерийцев ушла на территорию современной Турции, другая — в низовья Днестра.
На установление господства в Северном Причерноморье и контроля над сопредельными народами у скифов ушло примерно полстолетия. После этого они пошли походом на богатый Ближний Восток. Пройдя западным берегом Каспийского моря, они разгромили Урарту, а затем осели на берегах озера Урмия. Древние государства Востока сразу почувствовали на себе боевую мощь скифской конницы. Она неожиданно появлялась в самых разных местах — от Ирана и Малой Азии до границ Египта, где скифам принёс дань фараон Псаметтих. Царь ассирийцев Ассархаддон отдал свою дочь в жены скифскому царю Партатуа. В 653 г. до н. э. скифы установили контроль над Мидией, которая стала выплачивать им дань. В то же время мидийцы научились у скифов особой конно-стрелковой тактике. В 625 г. до н. э. мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей на грандиозный пир. Напившихся допьяна вождей умертвили, и скифы, лишившись предводителей, бежали обратно в Северное Причерноморье. В 612 г. до н. э. вновь заключившие между собой союз скифы и мидийцы стёрли с лица земли ассирийскую столицу Ниневию. Они покончили с ненавистным всей Передней Азии государством, чьи жестокосердные правители изощрялись до того, что приказывали обклеивать стены домов на центральных улицах своей столицы сорванной с пленников человеческой кожей. За потомками скифов, ходивших в поход на Ближний Восток, утвердилось название царских скифов.
Скифы были весьма воинственным народом. Древние авторы знали их как конных стрелков из лука. Скифские стрелы возникли в конце бронзового века, когда вырабатывались их прототипы. Однако наибольшее их разнообразие падает на ранний скифский период. Не перечисляя все типы наконечников стрел, можно отметить среди них большие трёхгранные, пулевидные и большие плоские с шипом у основания. Шипастый тип наконечников стрел является своеобразным предшественником разрывной пули, рассчитанной на тяжёлые ранения. Такие стрелы трудно или, вернее, невозможно вынуть из раны, а в случае изъятия древка наконечник оставался в ране. Медная окись от оставшегося в теле наконечника рано или поздно приводила к смерти даже в случае лёгкого ранения. Помимо лука и стрел, конные скифы вооружались дротиками для метания и тяжёлыми копьями. Вооружение дополнял короткий (30-50 см) меч, который в археологической литературе обычно называется акинаком.
В раннее время в украшении скифского оружия господствовали восточные элементы, по-видимому, навеянные искусством Ассирии и Урарту, в более позднее — греческие. Эти иноземные элементы сосуществовали и тесно переплетались с местным, типично скифским «звериным» стилем. Украшения имели не только эстетическое назначение. По представлениям людей того времени, они должны были усиливать действие оружия, помогать воину в ратном деле. Излюбленные скифами изображения скачущего оленя, фигуры орлов, грифонов, клюва хищной птицы должны были сообщать воину быстроту, силу и ловкость. Изображение на рукояти или навершьи меча когтя или глаза орла, по представлениям скифских воинов, придавали силу и меткость удару. Естественно, что богато отделанное золотом оружие было доступно не всем, а только знатным воинам. Как правило, его находят в курганах, в которых и остальные вещи отличаются роскошью и свидетельствуют о привилегированном положении погребённого.
К оборонительному вооружению относились шлем, панцирь, поножи и щит. Шлемы, преимущественно бронзовые, имели полусферическую форму с вырезом для лица и существовали с VI-V вв. до н. э. Панцирь защищал туловище воина. Изготавливался он из железных или медных пластинок, нашиваемых на кожаное основание. Пластины делались прямоугольные с полукруглой нижней частью. Поножи — щитки, закрывавшие ноги от колена до щиколотки, употреблялись сравнительно редко. Сами скифы их не изготавливали, а использовали поножи греческой работы. Щит был круглым, с выемкой сверху.
Значительную часть времени скиф, по крайней мере, зажиточный, проводил на лошади. Женщины и дети передвигались со становища на становище в четырёх — и шестиколёсных кибитках-фургонах, запряжённых волами. Внутри такая кибитка имела несколько отделений. Одежда у мужчин состояла из куртки, спускавшейся ниже пояса, и длинных штанов, носившихся навыпуск, или вправленных в невысокие мягкие полусапоги, стянутые на подъёме ремнём. Куртка без ворота запахивалась, оставляя открытой шею, и имела узор по краям и орнаментальную полосу на спине, или была обшита мехом. Штаны так же украшались узорами. На голове — башлык с выступом надо лбом. Скифы носили длинные волосы и бороду. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана с левой стороны и кинжала — с правой. Он нередко покрывался металлическими бляшками. О женской одежде мы знаем очень мало. На голове был убор, напоминающий башлык с поднимающейся вверх передней частью. Они носили длинные платья, на которые надевали длинную же одежду. У некоторых женщин и голова покрывалась накидкой. Такой женский костюм известен по ряду изображений. Одежда делалась из шерсти, из растительного волокна (конопли) и кожи. Скифы широко применяли всевозможные украшения, часть которых, как это часто было в древности, имело значение магических оберегов.
Скотоводством и хлебопашеством, рыбной ловлей и бортничеством занимались или могли заниматься каждая семья, хотя существовала некоторая специализация, зависевшая, прежде всего, от окружающих природных условий. Все исследователи скифских поселений и городищ отмечают высокое развитие металлургии. Одним из крупнейших ремесленных центров скифов справедливо считается Каменское городище на Днепре. Исследователи даже при поверхностном осмотре городища обнаружили много железных шлаков и криц. Раскопки дали ясную картину существования там в древности металлургического центра. Встречены сотни кусков шлака, обломки ошлакованных тиглей и разбитых горнов. Были раскрыты мастерские. На Каменском городище было обнаружено много редких ремесленных орудий. Так, например, найден молот-пуансон, служивший, как предполагают, для изготовления панцирных чешуек. Найдены пробойники и зубила разных размеров. Продукция различных мастерских городища представлена остатками копий, бронзовыми наконечниками стрел различных типов, крючками для подвешивания горитов или колчанов, камнями для пращи, панцирными бляшками, железными и медными, различными частями конского убранства. Помимо мастеров-металлургов в городище жили и представители других ремёсел, например, специалисты по обработке кожи.
Скифы высоко чтили бога войны и сооружали в его честь из хвороста святилища в виде пирамиды или кургана, на котором приносили в жертву в его честь рогатый скот и лошадей, а после успешной войны — и человеческие жертвы. Во главе же скифского пантеона стойло женское божество, верховная богиня, которая, по Геродоту, носила имя Табити. Предводителей своих они хоронили в курганах. В Северном Причерноморье сначала это были так называемые впускные курганы, когда захоронение делалось в курганах, сооружённых ранее теми же киммерийцами. Затем скифы стали сами насыпать курганы, которые были особенно богатыми в IV-III веках до нашей эры. Огромные и богатые, они вошли в науку под именем царских. Таковы всемирно известные курганы Четомлык, Солоха, Александровский, Мелитопольский и другие.
Под властью скифов оказалось большое количество племён. Сложился целый конгломерат народов, в который, помимо иранцев, входили славяне, финно-угры и балты. Исследования лингвистов Абаева и Георгиева показали существование своего рода скифского периода в истории праславянского языка, выразившегося в большом количестве иранизмов, включённых в славянские языки; из них на первое место следует поставить «Бог», сменившее индоевропейское «Deivas». Как праславян историки склонны рассматривать сколотов, известных также как скифы-пахари, невров и гелонов. Именно сколотская пшеница привлекла греков к колонизации Северного Причерноморья. В скифских землях греки также покупали рабов, скот, шкуры, меха, рыбу, лес, воск и мёд. В обмен они продавали текстиль, вино, оливковое масло и различные предметы искусства и роскоши. По некоторым данным до 30 % потребляемого в Греции хлеба вывозилось из Скифии.
Скифы, наряду с греками, долгое время представляли собой ведущую силу в Восточной Европе. В 514 г. до н. э. скифам удалось отразить нашествие гигантской армии персидского царя Дария. Скифы два месяца отступали перед полумиллионной армадой вглубь степей. Убедившись в безнадёжности преследования скифов и испытывая всё большие и большие сложности с продовольствием, Дарий повернул войско назад. Отступать пришлось по предварительно опустошённому пути, под неожиданными фланговыми наскоками скифской кавалерии. Вернуться удалось немногим.
Тогда смертельная угроза была отражена. Но приблизительно через два с половиной столетия с востока пришла новая сила — кочевые племена сарматов и савроматов. Именно под их ударами Скифия перестала существовать. Прежние пришельцы с востока были покорены новыми номадами с той же стороны света.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические миниатюры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других