Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей, у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: • описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; • задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); • большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5–7 лет. Книга адресована воспитателям речевых групп и учителям-логопедам. Кроме того, предложенные задания могут использовать воспитатели массовых детских садов и родители, заинтересованные в улучшении речевого развития своего ребенка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Фрукты. Сад
Новая лексика
Существительные:
апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло.
Глаголы:
расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть.
Прилагательные:
красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, кислый, сладкий, мягкий, твёрдый, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, грушевый, сливовый, виноградный, вишневый (сок), абрикосовое, яблочное, персиковое (варенье).
Пальчиковая гимнастика
Яблоко спелое,
красное, сладкое,
Яблоко хрусткое,
с кожицей гладкою.
(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово-определение на обеих руках одновременно.)
Яблоко я
пополам разломлю,
(Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны — раскрывают ладони.)
Яблоко с другом
своим разделю.
(Выставляют ладони вперёд.)
Я. Аким
Координация речи с движением «Осень»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, работать над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией).
Осень моя, осень,
Сад краснеет в росах.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Яблоки румяные
В зелени приносит.
(Сходятся в центр круга, руки поднимают вверх.)
Яблоки румяные,
(Расходятся из круга, руки вниз.)
Груши золотистые
Светятся, как звёзды,
(Отпускают руки.)
В зелени меж листьями.
К яблоньке пойду я,
(Делают поклон с рукой от плеча.)
Поклонюсь я тонкой:
Может быть, уронит мне
(Пожимают плечами.)
Яблочко в шапчонку.
(Протягивают руки вперёд.)
К груше подойду я
(Делают поклон с другой рукой от плеча.)
И подставлю кружку:
(Выставляют руки вперёд, пальцы сложены в виде кружки.)
Может быть, подарит мне
Наливную грушку.
(Пожимают плечами и берутся за руки.)
Осень моя, осень,
(Ведут хоровод в другую сторону…)
Сад краснеет в росах,
Яблоки румяные
В зелени приносит.
Е. Благинина
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение. Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Аким
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Абрикос и другие
Сказала мама:
— Апельсин!
— Нет, абрикос! —
Воскликнул сын.
— Арбуз! — Раздался папин бас.
А дочь вздохнула:
— Ананас…
Арбуз.
Ананас.
Апельсин.
Абрикос.
А что же вкусней? Очень трудный вопрос.
Есть лёгкий ответ:
— На вкус и цвет
Товарищей нет!
Б. Заходер
Игра «Найди различия»
Цель: развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти не менее пяти отличий.
Игра «Кто запомнит больше слов?»
Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование. Дети встают по кругу. Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч другому. Второй ребёнок должен запомнить предыдущее слово и назвать своё. Следующий ребёнок называет два предыдущих слова и своё. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остаётся последним.
Игра «Сад и огород»
Цели: учить различать овощи и фрукты. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».
Ход игры. Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми на ковре (столе) муляжи овощей и фруктов.
Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.
Игра «Повар»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинку, на которой изображён повар, а вокруг него картинки с изображением стакана с соком, банки с вареньем и пирожка.
Воспитатель закрепляет на ковролинографе какой-либо фрукт, а дети рассказывают, какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него.
Например:
Повар приготовил из яблок яблочный сок, сварил яблочное варенье, испёк пирожок с яблочной начинкой и т. п.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а]. Выигрывает тот, кто нарисовал больше фруктов.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением фруктов и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.
Например:
Первый звук [а], последний — [н] (апельсин).
Игра «Составь слово»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового слова.
СЛИВА, АНАНАС, ДЫНЯ — сад
ПАПАЙЯ, АПЕЛЬСИН, ПЛОДЫ, АЙВА — папа
МАНДАРИН, АВОКАДО, КОСТОЧКА — мак
Дополнительно можно задать детям вопрос, какое слово в ряду лишнее и почему (когда это целесообразно).
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в слове.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других