«Фломастеры для Тициана» – сборник рассказов о людях самых разных возрастов, профессий, конфессий. Сопоставление каждого рассказа с цветом – своеобразная игра, позволяющая читателю ощутить природу цвета, музыки – через слово. Выбери свой цвет. Это рассказы-тесты. Они полны искренней правды о человеке, его понимании ежедневной жизни и выполнения своего назначения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фломастеры для Тициана. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Портрет Тициана
— тициан
У лжи не может быть красивого лица, его искажает внутренняя грязь, вымарывая вначале неуверенными штрихами. Ещё в зародыше она тянет за собой шлейф внешней добродетели, а после обрастает коростой.
Спонтанная, подсознательная, она стратегически выверена, подобно тактике военных действий. Любая война — это большая ложь.
Свирепствующая чума лжи умеет огородиться объяснениями и причинами. И становясь бессознательной, она наносит масштабные удары по привычкам людей, и даже целых народов. И что в сравнение с ней невинная ложь ребёнка…
Екатерина Витальевна проработала двадцать пять лет в школе. Преподавая литературу, она верила, что её предмет учит человека взаимоотношениям. Как, впрочем, и любой вид искусства — живопись, музыка. Она размышляла так: «Если физика, математика, химия, биология дают основы физической и материальной жизни, то на искусство возложены огромные обязанности — оно должно стать связующим звеном человека с другим человеком, в каком бы времени он не находился: в нашем веке или тысячи лет назад».
— Катя, ты идеалистка! — как-то не выдержала философствований Екатерины её подруга Рита, когда однажды они, как обычно, дожидаясь звонка на урок, дискутировали в учительской.
Рита работала в этой же школе учителем химии. Её стаж был немного меньше. Да в её планы и не входило задерживаться здесь — так, ещё годик-другой, пока муж не встанет крепко на ноги в бизнесе, и она сможет уйти с работы насовсем — в домохозяйки. Вон, её приятельница, с которой они в больничке познакомились, когда аборт делали, — вся из себя, и день у неё так загружен — «мама пой гимн»! Она и в телешоу принимает участие, и даже книжку свою написала о светских львицах… Рита относила себя к реалистам, которые не хватают звёзд с неба и живут, как она любила говорить — в реальном мире, с баблом.
— Твоё правдолюбство, — говорила полушёпотом Рита, чтобы не втягивать в свои разговоры находящихся здесь же учителей, — заткнула бы ты куда подальше… Посуди сама — кто сейчас живёт нормально? Вот, то-то и оно — только те, кто умеют вовремя подсуетиться, где-то слукавить, кому-то подсластить… Вот — ты?! Как ты можешь жить на свои заработанные гроши?
Екатерина возмущенно сжала губы, нервно играя желваками и быстро перебирая в голове литературные примеры удачливых честных персонажей. Но аргументировано честным для неё в этот момент нарисовался в воображении только Пьер Безухов.
— Ну, знаешь, Рита! Если всё в жизни мерить благополучием, основанным на обмане, то вскоре человечество погрязнет во лжи…
— Ой-ёй-ёй… посмотри-ка на эту искательницу справедливости! Ты сама-то слышишь, что говоришь?! Да возьми любое произведение искусств… Ну вот, хотя бы этот портрет, — она указала на одну из картин, — Тициан… «Се человек»… И что, се человек? За что поплатился, за что распяли? Так и ты… Всю жизнь в школе оттарабанила, а что у тебя за душой-то: ни семьи, ни ребёнка, одна комната только с кучей книжной пыли.
— Рита! Как ты можешь?! Это, это..! И вообще… — Екатерина разнервничалась, пряча глаза и будто боясь сказать сейчас подруге то, что их расставит навсегда друг от друга на расстояние ямы, — Ты… ты… И это, — она указала на тициановский шедевр, невесть сколько лет висящий в учительской, — Не портрет!
Екатерина поджала губы, многозначительно помахала в воздухе указательным пальцем и отвернулась от подруги.
— Ещё скажи, что это святое, дорогая моя, — Рита перешла на шёпот, — Это твоя родина, которая тебе всё это предоставила.
— Я не хочу с тобой больше на эту тему… — Екатерина достала из-за рукава платочек, сняла очки и стала протирать стёкла.
— Да, ладно, Катька, не обижайся на меня… — по-свойски Рита поддела ладонью плечо Екатерины, — Ну, хватит… Тем более, накануне моего дня рождения! Мой решил мне устроить поход в ресторан…
— Ну, вот и хорошо! — дрожащим голосом, еле сдерживая слёзы, произнесла Катерина.
— Нет, ты не поняла! Он для всех нас устраивает банкет! Так что, подруга, вытаскивай из комода своё лучшее платье и завтра в девятнадцать ноль-ноль я жду тебя в «Рапсодии»!
— В «Рапсодии»?! — Катерина повернулась к подруге, — Там же цены…
— Ой, перестань! Это не твой вопрос…
Раздался звонок. Учителя, разбирая журналы, потянулись из учительской к выходу.
На уроке Екатерина Витальевна поприветствовала учеников, и, заходя издалека, но, считая важным — передать настроение дня, начала свой рассказ:
— Изображения пороков и недостатков общества — характерная черта всей классической литературы. Эта черта прослеживается в произведениях практически всех писателей девятнадцатого века. Произведение Гоголя «Нос», Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города», а затем и произведения Тургенева, Достоевского, графа Толстого, Гончарова обличают и раскрывают пагубные черты человека — трусость, лень, желание наживы…
— А можно вопрос? — поднял руку один из успешных учеников Олег Буц.
Екатерина Витальевна утвердительно кивнула головой.
— Вот вы говорите, что литература учит различать человеческие пороки, но мне кажется, что только за счёт пороков и происходит что-то в жизни. Если бы все вокруг были честные и добрые, то… — Олег замешкался, глядя на замерший класс, — ну, не знаю, что произошло бы, но вокруг вон только и держится всё на обманах…
— Дайте хоть один пример, — предложила Екатерина.
— Да хоть сколько… — с места выкрикнул непоседа и забияка класса Илья Кромкин и началось общее оживление.
— Тихо, тихо… — постучала по столу ручкой Екатерина, — Если вас так волнует эта тема, давайте обсудим, но только, разбирая примеры и давайте попробуем быть по возможности честными перед собой…
— Ну, вот, например, — продолжил Олег, — У моей сестры в институте, где она учится, студенты во время сессии, если не готовы — вкладывают в зачётку купюру — если хотят получить пятёрку, то кладут пять тысяч, ну а если денег только на тройку, то от двух с половиной… И преподаватель молча берёт деньги, и ставит оценку…
Екатерина Витальевна опешивши смотрела на ребят. Она слышала и раньше, ещё в бытность своего обучения в институте, что кто-то взятками получал оценки. Но это был единичный случай. А чтобы вот так — повально…
— Олег, — Екатерина перевела дух, — давайте по порядку. В основе любого поступка лежит первопричина. У нас два субъекта — человек дающий и человек берущий.
— Есть ещё кое-что — обстоятельства… — вклинился чей-то голос с задней парты, и по классу понёсся смешок.
— Подождите, — пытаясь удержать цепочку размышлений, остановила Екатерина, — Если связь между этими субъектами будет нарушена, значит, ситуация вырулит в другую сторону.
— Ну, да — вырулит неудом и вылетом из института… — не удержался ещё один ученик Марик Тлеубаев, — все берут, главное — сколько дать.
— Марик, ты готов давать? — обратился к нему Олег.
— А что тут такого? Я дам ему, а он потом даст мне… — ответил Марик.
— Ну, если у тебя отец занимает высокий пост, и у тебя всегда есть карманные деньги, тогда конечно, — вмешалась Зуля Ахметова.
— Да, при чём здесь мой отец?! — отпарировал Марик.
— А представь себе, что тебе не у кого взять деньги, чтобы отдать… — не отставал от Марика Олег.
— Стоп! — вмешалась Екатерина Витальевна, — Мы разбираем вопрос «давать» или «не давать», а вы уже сместили акцент — где взять, чтобы дать. Получается, что вопрос «не давать» у вас отпал автоматически? Почему?
Класс молчал. Олег поднял тяжёлый взгляд и тихо произнёс:
— Никто не любит конфликты. А правдолюбцы — источник конфликтов.
Олег сел на место. Екатерина Витальевна смотрела на ребят, и в голове пронёсся разговор с Ритой.
— Давайте поговорим об этом после. А сейчас — к теме урока… Достоевский, роман «Преступление и наказание».
Екатерина, показывая главного героя, пыталась вырулить на мотив поступка Родиона Раскольникова, раскрыть причину возникновения ситуации.
После урока ей на стол кто-то положил записку: «А я бы дал взятку, чтобы жить дальше без проблем».
Екатерина прочитала записку, закрыла лицо руками и заплакала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фломастеры для Тициана. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других