Религии Древнего мира. Тесты, ключи, иллюстрации

Вероника Гиндер

Издание включает в себя разнообразные типы тестовых заданий, которые помогут быстро освежить и проверить прежние знания, а также обрести новые.Для абитуриентов и студентов высших учебных заведений, обучающихся в области гуманитарных наук, а также всех, кому небезразлична древность.

Оглавление

3. Малая Азия: хатты, хурриты, хетты

Исследования и учебники.

1. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. — М.: Наука, 1982. — 252 с.22

2. Гернот В. Древний народ хурриты. Очерки истории и культуры. — М.: Издательство «Наука», 1992. — 158 с. (Серия «По следам исчезнувших культур Востока»).

3. Гёрни О. Р. Хетты. — М.: Наука, 1987. — 233 с.23

4. Глаголев С. С. Очерки по истории религий. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. Ч. 1: Религии древнейших культурных народов.24

5. Иванов В. В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. / Пер. с древнемалоазиатских языков Вяч. Вс. Иванова. — М.: Художественная литература, 1977. — 317 с.25

6. Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. Послесл. В. Г. Ардзинба. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. — 183 с. (Серия «По следам исчезнувших культур Востока»).

7. Самозванцев А. М. Мифология Востока. — М.: Алетейя, 2000. — 384 с.26

8. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с. (Серия «Библиотека атеистической литературы»).27

9. Хачикян М. Л. Хурритская мифология // Мифы народов мира. — Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1992.28

I. Тестовые задания на выбор одного правильного варианта ответа.

1. Форма правления хеттского государства периода Древнего царства:

а) абсолютная монархия

б) демократия

в) ограниченная монархия

г) тирания.

2. «Великий царь», титул хеттского царя:

а) аринна

б) табарна

в) таваннанна

г) хаттусили.

3. Столица Хеттского царства начиная с царя Хаттусили I (XVII век до н.э.):

а) Аринна

б) Куссар

в) Пурусханда

г) Хаттуса.

4. Человеческие жертвоприношения были отменены в государстве хеттов при:

а) Лабарне

б) Мурсили I

в) Телепинус

г) Хаттусили I.

5. Хеттский царь-завоеватель, боровшийся с египетским царём и религиозным реформатором Аменхотепом IV за Митанни:

а) Лабарна I

б) Суппилулиума I

в) Хаттусили I

г) Хаттусили III.

6. Сирия была окончательно разделена между хеттским и египетским царствами:

а) в XVI веке до н.э.

б) в XV веке до н.э.

в) в XIV веке до н.э.

г) в XIII веке до н.э.

7. Начало Нового года праздновалось хеттами:

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью.

8. «Владыка земли хатти» Тархунт был у хеттов богом:

а) грозы

б) скота

в) растительности

г) солнца.

9. «Богиня Неба и Земли», «хозяйка страны Хатти», богиня солнца у хеттов:

а) Аринна

б) Аруна

в) Инара

г) Камрусепа.

10. Прародитель богов и первый их правитель, побеждённый своим сыном:

а) Алалу

б) Ану

в) Кумарби

г) Тархунт.

11. Праматерь богов, их «бабушка» у хеттов:

а) Ариннити

б) Инара

в) Камрусепа

г) Ханнаханна.

12. Бог диких животных и охоты у хеттов, свергнувший Тархунта и потворствовавший богоборчеству у людей:

а) Истанус

б) Кумарби

в) Курунта

г) Энки.

13. Хеттский бог моря, Мировой Океан, который после ссоры с людьми увёл к себе бога солнца Истануса:

а) Тархунт

б) Аруна

в) Камрусепа

г) Пирва.

14. Миф о победе бога грозы над драконом Иллуянкой связан с празднованием:

а) интронизации царя

б) нового года

в) сбора урожая

г) рождения наследника.

15. Главный персонаж хеттского мифа об исчезающем боге плодородия:

а) Аринна

б) Камрусепа

в) Тару

г) Телепинус.

16. Существо, разбудившее спящего бога плодородия:

а) комар

б) муха

в) пчела

г) шмель.

17. Богиня-мать Новохеттского царства, с которой связан миф о членовредительстве её почитателя:

а) Забаба

б) Инара

в) Кубаба

г) Ханнаханна.

II. Тестовые задания на выбор нескольких правильных вариантов ответа.

1. Религия хеттов имела характер:

а) аскетический

б) монотеистический

в) оргиастический

г) политеистический.

2. Сезонные хатто-хеттские праздники, связанные с ритуальным царским объездом страны и наступлением нового времени года:

а) антахшум

б) вуруллия

в) килам

г) нунтариясха

д) хассумас.

III. Тестовые задания на выбор альтернативных вариантов ответа.

1. Хетты противопоставляли магию и религию?:

а) да

б) нет.

2. Хетты использовали оракулов?:

а) да

б) нет.

3. Хетты практиковали человеческие жертвоприношения?:

а) да

б) нет.

4. Хетты упоминаются в Библии?:

а) да

б) нет.

IV. Тестовые задания исключения лишнего.

1. Характерные черты хеттской религии и мифологии:

а) боги, управляющие чувствами и профессиями

б) вражда богов-отцов и богов-сыновей

в) отсутствие заимствований из чужеземных мифологий

г) сосуществование государственного и локальных пантеонов.

2. Виды гадания, использовавшиеся хеттами:

а) по расположению звезд

б) по внутренностям животным

в) по полету птиц

г) по брошенному жребию.

3. Священные животные хеттов:

а) бык

б) лев

в) свинья

г) леопард.

V. Тестовые задания на восстановление правильного соответствия.

VI. Тестовые задания на восстановление правильной последовательности.

1. Последовательность правления богов:

а) Ану

б) Тархунт

в) Алалу

г) Кумарби.

VII. Тестовые задания на дополнение.

1. Богиня диких животных степи по имени _______________ помогла своему отцу одолеть дракона.

2. ______________ — великан, пытавшийся разрушить город бога грозы.

3. Хеттское святилище в скалах близ Богазкёя в Центральной Анатолии называется _______________.

4. Культурные традиции хеттов были унаследованы _____________________ царством.

5. Главным атрибутом бога грозы у хеттов был ____________.

Примечания

22

Владислав Григорьевич Ардзинба (1945—2010) — хеттолог, действительный член Академии наук Абхазии, доктор исторических наук. Первый президент республики Абхазия (1994—2004).

23

Оливер Роберт Гёрни (1911—2011) — британский ассириолог и хеттолог. Указанная работа впервые была опубликована на английском языке в 1952 году.

24

Сергей Сергеевич Глаголев (1865—1937) — российский историк религии, кандидат богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии (1917) и руководитель Института народного образования (1919—1920). Репрессирован коммунистами.

25

Вячеслав Всеволодович Иванов (1929 г.р.) — отечественный лингвист, семиотик, переводчик, антрополог, директор Института мировой культуры МГУ, доктор филологических наук.

26

Андрей Михайлович Самозванцев (1949 г.р.) — советский и российский историк-востоковед, индолог, доктор исторических наук. Сотрудник Отдела истории ИВ РАН.

27

Сергей Александрович Токарев (1899—1985) — советский этнограф, причастный к составлению многотомных изданий «Сказки и мифы народов Востока», «Страны и народы», двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» и других. За свою научную деятельность был отмечен государственными наградами.

28

Маргарита Левоновна Хачикян (1949 г.р.) — лингвист, специалист по древним языкам.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я