Трезвон колоколов

Вера Сытник, 2019

Основная мысль сборника заключается в простых словах: у каждого человека своя дорога к Богу. Кто-то приходит к вере естественно и легко, не испытывая сомнений, кто-то – мучительно долго, преодолевая невзгоды и страдания, а кто-то идёт к ней всю свою жизнь, но так и не приходит. В сборнике собраны рассказы, в которых повествуется о том, как по-разному люди обретают веру в Бога. Наши современники – какие они? Автор вглядывается в их лица, в их души, стараясь понять, какими ценностями руководствуются люди. Рассказы повествуют о тех, кто с нами рядом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трезвон колоколов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Несправедливость

— Нет, согласись, это большая несправедливость! — горячилась Наташа, белоруска лет сорока пяти, крупная, высокая, конопатая, с голубоватыми, отёкшими по причине нездоровых почек глазами и узкими губами, зрительную полноту которых увеличивала яркая татуировка по контуру.

Раньше, в естественном состоянии, губы казались размытыми. Теперь же, когда красная полоска ползла вокруг них, даже немного выше, губы выглядели чересчур полными. Особенно издалека. А когда Наташа красила их розовой помадой, глядевшему на неё человеку делалось неловко. Человек не знал, куда отвести взгляд, который так и тянулся к розовым Наташиным губам, окаймлённым пунктиром красных точек, соединявшихся в неестественно яркую подводку.

Взгляд голубых Наташиных глаз был жёстким. Вот уже минут пятнадцать она разговаривала с Надеждой — соседской женщиной одного с ней возраста, суховатой, кареглазой, черноволосой, выразительной от природы, но блёклой от вечной усталости, от беготни по магазинам и трёх мужиков в доме — мужа и двух взрослых сыновей, — которых надо было плотно кормить, чтобы они могли зарабатывать деньги, каждое утро садясь на водительские места городских автобусов. Вот этой хлопотливой, заботливой женщине Наташа доказывала, что заходить в церковь кому попало — это высшая несправедливость.

— Высшая несправедливость! — воскликнула она громко.

Её сильный голос долетел до последнего, пятого этажа, ударился о потолок и, вернувшись вниз, пронёсся к выходу из подъезда. Наташа посторонилась, словно задетая невидимой волной, и продолжила уже тише:

— Ведь должна же где-то быть справедливость! Где, как не там, не в церкви?

Она давно поставила на пол ведро с клубникой, которую привезла с дачи, и отдыхала, обмахиваясь носовым платком, дожидаясь мужа, который ставил машину в гараж. Рядом с клубникой стояла потрёпанная хозяйственная сумка Надежды, с которой она уже сбегала на базар, купив картошки, морковки, капусты и лука. Мясо лежало на самом дне. Надежда боялась, как бы оно не потекло, — слишком уж было жарко. Она догнала Наташу на площадке между вторым и третьим этажами и, поздоровавшись, хотела пройти дальше, в том же быстром темпе, но соседка остановила её вопросом.

— Как ты считаешь, — спросила Наташа, и лицо её сделалось строгим, будто она сидела за столом, на рабочем месте медсестры в кабинете терапевта, и по просьбе врача выписывала больному рецепт, — это справедливо, когда в церковь идут все кому не лень?

— Как это? — опешила Надежда, только сегодня бывшая на литургии.

Она исповедалась, причастилась Христовых Тайн и, осчастливленная нечастым событием в жизни, переделала много работы после посещения церкви. И за квартиру заплатила, и постриглась покороче, чтобы волосы не мешали смотреть на мир Божий, и на базар забежала. Теперь осталось наварить борща да закончить уборку — завтра воскресенье, надо всем отдохнуть.

— Кому «кому не лень»? — переспросила она. — Я вот сегодня была. Так мне не лень, мне это в радость. Хотела бы чаще, да не успеваю. Господь простит за мои труды по хозяйству.

— Потому и спрашиваю тебя, что вижу, как ты носишься со свечками! Наверное, и сейчас лежат в сумке? Пахнет от тебя дурманно.

— Лежат! А как же иначе? — подтвердила Надежда. — Всегда покупаю, как в церкви бываю, — когда ещё зайду-то, думаю. Про запас. Да и кто попросит на работе, я дам. Мои продавщицы, пока полы-то намываю, всегда просят рассказать что-нибудь, я и рассказываю. Как служба прошла, что батюшка на проповеди говорил, как хор пел. Бывает, что хорошо поют, сердце сжимается, так сладко становится! Так бы и вспорхнула птичкой под купол! Он у нас самый высокий в городе, Свято-Вознесенский собор! Весь из леса сделан! Была ведь, знаешь! А насчёт запаха дурманного, так это ладаном пахнет. Ты задержись как-нибудь до конца службы — увидишь, почувствуешь. От ладана голова светлеет и душа поёт. Вся жизнь начинает казаться вроде вечного праздника.

— Вот-вот! И я о том же! Почему же в этот праздник допускают кого попало?

— Как это? — снова не поняла Надежда, начиная обижаться. — Ты про меня, что ли?

— Ой, не придумывай! — засмеялась Наташа. — Нужно мне про тебя думать. Я о другом. А вдруг в церковь зайдёт преступник? Вор? Убийца? Тогда что?

— А что тогда? — ещё больше не понимает Надежда. — Молиться тогда начнёт, наверное, плакать станет. Ведь в церкви всегда плачут, кого пробирает обстановка да кто с искренним сердцем заходит. Я, например, по первости, ревела не переставая. Как зайду, увижу эти лики светлые, полные любви, как услышу этот запах, который достаёт до самого сердца, так мне кажется, что кто-то меня жалеть начинает, и от этого ещё пуще реву. Наревусь, успокоюсь — и домой. Как будто снегом умылась. Лицо — горит, а на душе тепло! Словно соловьи поют. У тебя разве не так?

— Не так, — хмурится Наташа и пытается ещё раз объяснить непонятливой соседке. — Нельзя, чтобы наравне с обыкновенным человеком, как я, как ты, в церковь заходили воры. Сколько их по нынешним временам? Ведь знаешь! Всю страну разворовали! И что же, свечку поставят, перекрестятся и — нет греха?

— Ну почему же «нет греха»? — говорит Надежда, начиная понимать смысл разговора. — Грех — он всегда есть. Отступает, когда покаешься в нём. А поставить свечку — это ещё не значит покаяться. Только вот ты скажи мне, почему ты решила, что тебе заходить в церковь можно, а ворам и убийцам нельзя? — спросила Надежда и пытливо, серьёзно уставилась в лицо Наташи. — Почему ты думаешь, что им нельзя заходить? И кто должен запретить?

— Ну, я не знаю, кто должен запретить, — нервничает Наташа, — наверное, попы. Те, кто следят за порядком в церкви.

— Но ведь на лбу человека не написано, кто он? — настаивает Надежда.

— В таком случае надо просто разъяснять, чтобы люди понимали, что таким в церкви делать нечего.

— Вона куда ты загнула! — поражается Надежда, однако ничуть не раздражаясь, но и без тени насмешки. — Так ты скажи, Наташа, почему тебе заходить в церковь можно, а ворам нельзя?

— Так я не ворую, а воры должны сидеть за решёткой.

— Не воруешь? — усмехается Надежда. — А мешки ваты и бинтов, что ты носишь с работы, — разве это не воровство?

— Ох, и бесстыжая ты, Надежда. Сама ведь у меня выпрашивала.

— Выпрашивала, а всё равно воровство. А других осуждаешь. Ты меня как-то приглашала на дачу в бане помыться. Классная у вас баня, из мрамора. Наверняка твой Саша тайком натаскал. Он ведь у тебя в строительной части служит?

Или там даром раздают мрамор? Или офицеру можно… воровать?

— Ну и наглая ты! — искренне удивляется Наташа, хватаясь за ведро с клубникой. — Не ожидала я от тебя такого. Сколько раз тебе помогала! Уколы твоим ребятишкам ставила. Эх ты! Как ты можешь такое говорить?

— Ты ведь сама разговор завела. Напоследок спрошу тебя. Ты медсестра, работаешь рядом с врачом. Это хороший пример к твоему вопросу: кому ходить в церковь. Идут ли к вам здоровые люди? На приём?

— Да зачем же они будут к нам идти? О чём ты, Надя? — машет рукой Наташа.

— О том, что и Христос пришёл не к здоровым, но к больным. Грешников он пришёл спасать, тех, кому ты запрещаешь в церковь ходить, — говорит Надежда, поднимая сумку и готовясь идти дальше. — Куда же им, бедным, деваться? У нас общий Отец! Вот они и идут к Нему. За советом. За раскаянием. А без этого как им облегчить душу? Тебе ведь, наверное, хочется поболтать после того, как съездишь в отпуск или купишь новое платье? А когда тебе удалили камни из желчного пузыря, как долго ты потом об этом рассказывала. Забыла? А им — кому ты запрещаешь в церковь ходить? Им тоже надо кому-то рассказать о своей ноше. Чтобы не сделаться ещё злее.

— Нет, тут что-то не так, — не соглашается Наташа, стараясь закруглить разговор, чтобы подумать, общаться ли ей дальше с Надеждой, с этой неблагодарной женщиной, не желающей сейчас понять её, Наташу, или нет.

— Подожди, — говорит Надежда, что-то вытаскивая из карманчика хозяйственной сумки. — Вот, возьми, утром на голодный желудок съешь, простой водичкой запьёшь. А потом свечку зажжёшь, может, поплачешь. Иногда надо.

И протягивает растерявшейся Наташе просвирку, вынув её из беленького платочка, а следом за ней и жёлтенькую свечку, пахнущую мёдом.

— Бери, бери! Это тепло, — говорит Надежда и, схватив хозяйственную сумку, идёт по ступеням наверх, не дожидаясь Наташи, которая опять поставила ведро с клубникой на пол и принялась рассматривать просвирку и свечку.

19 мая 2013 г., Китай

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трезвон колоколов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я