Игнатий Брянчанинов писал, что «тот, кто по-настоящему постится, воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения, а также воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы…». Пост – не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой… В нашей книге собраны рецепты для постных столов. Вы увидите, что это очень простые блюда, и к тому же они вкусны и полезны. Представлены разнообразные рецепты как традиционных православных блюд, так и современных. Предлагаемые технологии достаточно быстры и просты в исполнении. А некоторые рецепты вас даже удивят. Такие блюда украсят постный стол своей формой и оригинальностью. И вы, несомненно, согласитесь, что и в постные дни можно сытно накормить семью. К тому же все эти рецепты можно использовать не только в постные дни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сытные постные блюда на каждый день. Традиции православного постного стола. Рецепты старинные и современные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Православные посты
Святой Ефрем Сирин писал: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство и подвинуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то, отпадаем от источника жизни — Бога, и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедание и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает так сказать у души её крылья…».
По Библии, через пищу сатана вошел в человека и стал его властелином. Человек вкусил запретный плод и стал зависим от пищи настолько, что теперь на этом держится его существование. Поэтому пост в библейской перспективе — это не просто ограничение в еде и не вид элементарной гигиены. Истинный пост, действительное воздержание, то, что прославляет Церковь в Святых Отцах — это, по сути, вызов так называемым законам природы и через них самому сатане. Потому что ничто не вредит ему настолько, ничто так не ослабляет его силы, как преступание человеком законов, от которых он стал зависим, которые стали «естественными» и «абсолютными». Без пищи человек умирает, поэтому его жизнь полностью зависит от еды. И теперь во время поста, добровольно отказываясь от еды, человек обнаруживает, что он жив не хлебом единым. И тогда пост становится отрицанием того, что было «необходимым», действительно умерщвлением этой плоти, которая зависит полностью и исключительно от «непреодолимых законов природы». Во время поста человек обретает свободу, которую он потерял через грех, открывает в космосе царственность, которой он лишился, отвергнув предложение Бога. Пост — это свободное возвращение к выполнению той заповеди, которую нарушил Адам. Принимая это, человек опять получает пищу как Божественный дар, пища перестает быть «необходимостью» и становится так похожа на образ брачного пира, и «есть, чтобы жить» опять становится «жить в Боге». Эта идея поста укоренена в сорокадневном посте Христа, и Его состязание с сатаной является основанием аскетического поста, который отличается (но неотделим) от евхаристического поста, определяя собой состояние приготовления и ожидания.
Поэтому время приготовления к великим праздникам с древ них времен принято освящать постом. Во время поста придерживаются строгих запретов и ограничений на пищу животного происхождения — мясо, молоко, яйца — в определенные дни по установленным правилам. Даже продукты растительного происхождения в это время употребляют в умеренном количестве.
В наше время человеческий организм зашлакован вредными для здоровья соединениями (радиоактивными элементами, солями тяжелых металлов, нитратами, пестицидами), от которых можно частично избавиться, употребляя растительную пищу или голодая. Такое питание также способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз. Оно благотворно сказывается на работе почек, печени, мочевыделительной системы и других органов.
При соблюдении поста человек начинает ощущать прилив сил, бодрости, проявляются уверенность и воля.
Пост — время воздержания. Ученые доказали, что на время Великого поста приходится наибольшая активность солнечной радиации, и, отказываясь на время от определенных видов пищи, мы спасаем себя от рака органов пищеварительной системы.
Помимо явной и очевидной пользы для организма, пост способствует духовному очищению и покаянию.
Душа словно бы становится легче, рассудок проясняется. Можно сказать, душа радуется.
Игнатий Брянчанинов отметил, что «Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто по-настоящему постится, воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения, а также воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия».
Пост — это самосовершенствование. Пост — это сознательный отказ от удовольствий, добровольный отказ от радостей плотской жизни во имя торжества духа. Обильная еда, развлечения, супружеские отношения — все это замирает на время поста.
В течение постов Церковь запрещает даже совершение Таинства брака.
Но в некоторых случаях от поста следует отказаться:
— могут смягчаться пищевые предписания поста для больных людей, освобождаются от ограничений в еде беременные и кормящие женщины;
— можно не поститься тем, кто путешествует и тратит на это много сил, а также тем, кто занимается тяжелым физическим трудом;
— детям разрешено не поститься до 14 лет.
При соблюдении постов необходимо отказаться от употребления спиртных напитков, а также ограничить возбуждающие аппетит продукты — острые пряности и приправы. Не следует увлекаться сластями (сахаром, медом), различными кулинарными изделиями. Посты различаются по степени строгости:
— разрешается только растительная пища без масла (овощи, фрукты, каши), а все продукты животного происхождения исключены полностью. Пища может быть термически обработанной либо сырой (это дни сухоядения).
— строгий, когда едят вареную растительную пищу с растительным маслом;
— обычный, когда кроме того, что едят в строгий пост, добавляется рыба;
— ослабленный (для немощных, находящихся в пути), когда едят все, кроме мяса.
Посты Православной церкви
В Православной церкви существуют посты однодневные, многодневные и евхаристический (литургический) пост.
Из многодневных постов следует назвать, в первую очередь, Великий пост, Святая Четыредесятница, установленный в память сорокадневного поста Спасителя в иудейской пустыне. К Великому посту примыкает Страстная седмица (в переводе — неделя страданий), посвященная событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. Страстная седмица является вершиной христианских постов, подобно тому, как Пасха — прекраснейшим венцом всех праздников.
Время Великого поста зависит от переходящего праздника Пасхи и поэтому не имеет устойчивых календарных дат, но продолжительность его вместе со Страстной седмицей всегда 49 дней.
Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов.
Успенский пост — с 14 по 28 августа — установлен в честь Успения Божией Матери.
Рождественский пост — с 28 ноября по 7 января.
Количество постных дней в году — от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день.
Пост евхаристический (литургический). Перед Причастием по традиции Церкви необходим так называемый литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост — полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).
Посты однодневные и многодневные
По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные.
Однодневные посты:
— пост в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых;
— пост в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября) установлен для того, чтобы почтить память великого праведника;
— пост в навечерие праздника Крещения (18 января) установлен ради величия дня и освящения в этот день воды.
Еженедельные посты по средам и пятницам
Пост в среду и пятницу каждой недели (среда в воспоминание предательства Иудой Христа, пятница — в память крестных страданий и смерти Спасителя).
Итак, еженедельно соблюдается пост в среду и пятницу (исключение составляют свободные от поста Сплошные седмицы и Святки («святые дни»), которые начинаются с приходом праздника Рождества Христова (7 января) и длятся до Крещения (19 января).
В еженедельные постные дни запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, сыра, яиц), разрешается растительная пища, постное масло и рыба. Особо строгий пост должен соблюдаться спустя неделю после Троицы (от Недели Всех Святых) до Рождества Христова — по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.
Многодневные посты:
— Рождественский пост, или Филипповский (с 28 ноября по 7 января сорокадневный);
— Великий пост (от Прощеного воскресенья до Пасхи — 49 дней);
— Петровский (или Апостольский) пост (от Недели Всех Святых (через неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла (12 июля) — длится от одной до пяти недель, в зависимости от того, когда празднование Пасхи);
— Успенский пост (двухнедельный, с 14 по 28 августа).
Многодневные и однодневные посты имеют календарный характер, начинаются и заканчиваются в полночь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сытные постные блюда на каждый день. Традиции православного постного стола. Рецепты старинные и современные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других