100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему

Вера Надеждина, 2015

Книга представляет собой сборник аннотаций на наиболее известные и широко признанные книги по самосовершенствованию и саморазвитию, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Сборник весьма полно отражает весь спектр распространенных в мире идей, касающихся развития и трансформации личности. Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Наследие XX столетия

АЛЕН Джеймс

Лишь изменив собственные мысли, можно улучшить свою жизнь.

Книга «Как мыслит человек» (1902)

Большинство людей терпит неудачу в попытке улучшить свое окружение, но лишь немногие пытаются, улучшить себя…

Нас привлекает не наше желание, а наша подлинная сущность.

Обстоятельства не делают человека, они являются его следствием.

Закон, а не случайность является основным принципом во Вселенной; справедливость, а не несправедливость является душой и субстанцией жизни. И правда, а не ложь является творящей и движущей силой в духовном управлении миром. Это всегда так, и мы должны сами стать правильными, чтобы понять, что мир устроен правильно.

Из всех прекрасных истин относительно души, которые сохранились и были открыты в нашу эпоху, ни одна не является более радостной или плодотворной и сулящей более божественных обещаний, чем эта: человек сам является хозяином своих мыслей, создателем своего характера, творцом и конструктором своего состояния, окружающей среды и судьбы.

Джеймс Ален (1864–1912) — английский литератор. В пятнадцатилетием возрасте он был вынужден бросить школу, чтобы начать зарабатывать на жизнь — его отец был ограблен и убит. Тридцать семь лет Ален служил в различных мануфактурных компаниях в Британии, после чего посвятил творчеству все оставшееся время. Он переехал в небольшой городок на юго-западе Англии, где проводил время в медитации и чтении, занимался садоводством и писал. За десять лет активного литературного творчества Ален создал 19 книг, из которых работа «Как мыслит человек» считается наилучшей.

Главная идея книги «Как мыслит человек» состоит в том, что, изменяя характер своих мыслей, человек неизбежно достигнет изменений в собственной жизни. Хорошие мысли и действия никогда не могут привести к плохим результатам; плохие мысли и действия никогда не могут привести к хорошим результатам. Люди принимают этот закон как естественный, но лишь немногие из них руководствуются им на практике.

Разум — основной источник изменений, создаваемых как внешними обстоятельствами, так и внутренним характером человека. Большинство людей убеждены в том, что разум и материя существуют совершенно независимо друг от друга, а кроме того, противоположны по свойствам. Такие убеждения позволяют людям думать одно, а делать совершенно другое. Но бессознательное в человеке является такой же причиной действий, как и сознательное, односторонний контроль, возлагаемый лишь на сознание, ограничен. Желания могут быть разрушены мыслями, это явление может наблюдать каждый. Однако, поскольку источник мыслей человека обнаруживается не в сфере желаний, а в сфере обретения сущностей (смысла), мышление может формировать желания, а значит, изменять в нужную сторону жизнь.

Мировосприятие человека также целиком зависит от характера его мыслей. Если мышление преимущественно состоит из отрицательных мыслей, окружающий мир выглядит охваченным страхом и неразрешимыми проблемами. Если индивидуальное мышление окажется способным отказаться от негативных мыслей, то индивидуальное сознание наполнится ощущением расположенности и участия внешнего мира. Вообще человеческое бессознательное склонно привлекать и удерживать как хорошие, так и плохие мысли, то, что человек любит, и то, чего боится. Обе эти группы мыслей впоследствии могут стать причиной производимых в окружающем мире человеком действий.

Человек в силах обращать в свою пользу любые жизненные обстоятельства. Если бы обстоятельства всегда определяли успех и благосостояние, человечество утратило бы способность к саморазвитию. В действительности отрицательный характер обстоятельств призван своим наличием к пробуждению лучшего в индивидуальной человеческой природе. Так почти общеизвестно, что распространенной причиной одаренности человека являются неблагоприятные обстоятельства в раннем возрасте. Изложенные Аленом предпосылки достаточны для утверждения полной ответственности человека за происходящее с ним. Осознав возможность управления действительностью посредством организации мышления необходимым для этого образом, человек начинает обнаруживать в окружающей действительности не препятствия, но потенциальные возможности. Процветание и счастье не могут взяться из ниоткуда — для этого необходимо как минимум изменить образ мышления. Люди почти всегда бессознательно выступают как причиной своих успехов, так и причиной упадка и неудач. Лучшим путем к успеху является спокойствие разума. Спокойствие предопределяет уверенность, уверенность определяет успех. Спокойствие и уверенность являются плодом самодисциплины. Успех избегает всего нестабильного, утверждает Джеймс Ален.

Книга «Как мыслит человек» продолжает привлекать читателя спустя сто лет после своего создания. Этим успехом книга обязана простоте стиля, отсутствию пустых высказываний, живости и яркости примеров, фактам из биографий известных личностей.

Другие произведения автора (основные): «От бедности к власти», «Пути благословления», «Триумфатор жизни», «Восемь столпов процветания».

Вейнингер Отто

Мужчин и женщин в обществе не существует, каждый индивид представляет собой некоторую пропорцию обеих сущностей.

Книга «Пол и характер» (1903)

Наиболее общая классификация большинства живых существ, подразделение их на самцов и самок, мужнин и женщин, не дает никакой возможности разобраться в фактах действительности. Многие более или менее ясно сознают полную несостоятельность этих понятий. Прийти к какому-нибудь ясному положению относительно этого пункта — такова ближайшая цель моей работы… Мужнина и женщина являются как бы двумя субстанциями, которые в самых разнообразных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, причем коэффициент каждой субстанции никогда не может быть равен нулю. Можно даже сказать, что в мире опыта нет ни мужчины, ни женщины, а есть только мужественное и женственное. Поэтому индивидуум А или В не следует просто обозначать именем «мужчина» или «женщина», а нужно указать, сколько частей того и другого содержит в себе каждый из них.

Я и ты — понятия соотносительные. Только в общении с другими людьми человек в состоянии особенно ярко познать свое «я», потому человек в присутствии других людей кажется особенно гордым. Только в часы одиночества он может позволить себе умерить свою гордость.

Наконец: кто себя убивает — убивает весь мир. Кто убивает другого человека, совершает самое тяжкое преступление, так как в нем он убил себя. Отсюда ясно, что практический солипсизм — бессмыслица. Его скорее следовало бы назвать нигилизмом. Если нет налицо понятия «ты», тогда подавно нет никакого «я», нет вообще ничего. Невозможность превратить человека в простое средство для достижения наших целей лежит в самом укладе нашей психической жизни.

Отто Вейнингер (1880–1903) — австрийский философ. Изданная им в 1903 году книга «Пол и характер» получила всемирную известность и широчайшее признание. Позднее это произведение легло в основу всех дальнейших исследований в так называемой области гендерных отношений, став классическим произведением этого исследовательского направления в гуманитарном знании. Сегодняшние оценки этой книги неоднозначны: зачастую она расценивается как сексистская и антисемитская, неоднозначно оценивается и сама личность философа, покончившего жизнь самоубийством в двадцатитрехлетнем возрасте. Вместе с тем текст остается чрезвычайно популярным, и не только в академической среде. Книга имеет широкую читательскую аудиторию и репутацию гениального произведения, исполненного проницательности и мудрости.

Отто родился в семье преподавателя еврейского языка, был одаренным учеником. После окончания средней школы в 1898 году он поступил в Венский университет, где изучал философию, психологию, естественные науки и медицину.

Уже в 1901 году Вейнингер предпринял попытку издать работу «Эрос и душа», ставшую его диссертацией, защищенной в 1902 году. Вопреки возражениям Фрейда, Вейнингер получил докторскую степень. Вскоре он предпринял длительное путешествие по странам Европы, однако вернулся в Вену, где через непродолжительное время у молодого доктора стали проявляться признаки душевного расстройства (депрессии).

В 1903 году труд «Пол и характер» был издан в Вене в виде книги, которая, хоть и не была принята неблагосклонно, не произвела тем не менее ожидаемого автором эффекта. 3 октября он был обнаружен в бессознательном состоянии в снятой комнате (в комнате, где скончался Бетховен). Его доставили в клинику, где он вскоре скончался.

Книга «Пол и характер» доказывает, что каждая человеческая личность представляет собой соединение взятого в определенных соотношениях «мужского» (активного, производительного, сознательного, логичного) и «женского» (пассивного, непродуктивного, бессознательного и алогичного) начал. Для эмансипированных женщин Вейнингер предлагает определение «мужская женщина».

Трагическая фигура Вейнингера плохо соотносится с теми настроениями, которые создали почву для увлечения им. Философ-моралист аскетического типа мало подходит на роль «модного» писателя, и если бы он был жив, то успех в далекой и чуждой ему стране только утвердил бы его в мнении о «женственности» русской нации.

Введя в свое исследование элемент дешевого сочинительства, Вейнингер одновременно и обесценил, и популяризировал свой труд. Смысл книги Вейнингера не столько в определении отношения к женщине и даже не в половом вопросе, а в отношении к основной для философии этической проблеме добра и зла, которую он непосредственно связывает с проблемой духа и плоти. Это краеугольный камень всей мировоззренческой системы философа. Средневековье отвечало на этот вопрос мистической фигурой дьявола. Вейнингер заменил дьявола женщиной. И хотя в конечном итоге он возлагает вину и ответственность на мужчину, непосредственная носительница зла для него все же женщина. Она — вечный соблазн, живое воплощение «греха» и мировое зло, которое правомерно отождествлять с ней. Моральная коллизия становится в силу этого безысходной.

Научным базисом для Вейнингера является самостоятельно переработанная теория бисексуальности, то есть двуполости всего живого. Основываясь на данных современной ему биологии, Вейнингер утверждает, что в природе нет такого живого существа, которое можно было бы просто определить как принадлежащее к тому или другому полу. В действительности повсюду наблюдается колебание между двумя крайними типами мужественности и женственности, М и Ж, которые в чистом виде нигде не встречаются. Каждый индивид помещается где-нибудь в промежутке между этими полюсами, и ввиду этого во всяком отдельном случае наука не может ограничиваться простым указанием на пол, но должна определять дробное содержание обоих элементов.

Основываясь на пропорциональном соотношении начал М и Ж, Вейнингер устанавливает особый закон полового притяжения, сущность которого заключается в том, что «для сексуального соединения необходимо, чтобы М и Ж находили свое дополнение к целому». Исходя из такого неравномерного распределения, он делает вывод, что «нет резкого различия между мужской и женской особью и существуют только бесчисленные смешанные типы». А если это так, то хорошо развитые masculina могут обладать женоподобной внешностью, а идеальные femmina в свою очередь могут иметь по-мужски устроенный мозг и прочный запас духовности. Теория бисексуальности послужила для ее творца перекидным мостом к замкнутому для него внутреннему миру женщины. Но эта теория не стала основой его психологии. Биология осталась сама по себе, а психология сама по себе. Первая конструируется по принципу бисексуальности, вторая — по принципу унисексуальности. Вместе с тем искомые М и Ж внезапно исчезают из поля зрения исследователя, уступая место живым мужчине и женщине и природе их отношений между собой, индивидуальных и общественных.

Существенная часть книги посвящена изучению природы гения и, несомненно, содержит в своей основе личные самонаблюдения. Философ отрицает «специализацию» гениальности: не существует, считает он, гения в математике или гения в музыке, имеет смысл говорить лишь о наличии некоего универсального гения, в той или иной степени присутствующего в каждом человеке.

Вейнингер, будучи по рождению иудеем (в 1902 году он обратился в христианство), характеризует архетип иудея как женский и глубоко неверующий, не обладающий действительной индивидуальностью, не различающий добра и зла. Христианство названо автором книги «самым высоким выражением самой высокой веры», хотя современное философу историческое время оценивалось им как «падшее», в значительной степени «женское», не в последнюю очередь благодаря евреям и их «женскому» существу.

Поворот в изложении материала совершается неожиданно: читатель только к концу книги окончательно выясняет, что научное исследование превратилось в особое моральное дознание по вопросу: кто является злейшим врагом духовной эмансипации женщины, а через нее и всего человечества? Мужчина и женщина фигурируют далее в книге в качестве подсудимых. Вейнингеру эти две ипостаси представляется совершенно невозможным рассматривать в одной плоскости. У них почти нет общих половых признаков, и если мужчина в силу своей всеобъемлемости может иногда превратиться в женщину, то женщина органически неспособна приблизиться к мужчине. Ибо самый плохой мужчина все же выше лучшей женщины. Установив, что у женщины нет способности к мышлению, автор доказывает, что у нее нет также непрерывной памяти, а следовательно, личности. Женщина не личность, а лицо, и хотя женщина вменяема, она не способна осознать свою вину, какое бы преступление ни совершила.

Женщине неведома правда и справедливость. Будучи мелочной и завистливой, женщина противообщественна и аморальна. Государство и политика не имеют для женщины никакого значения, ее главная цель состоит в том, чтобы отвлечь от этих занятий и мужчину, втягивая его в свое создание — семью, представляющую собой противоположность всем лучшим формам общения.

Отдельные идеи Вейнингера использовались нацистской пропагандой, несмотря на то что сам философ отстаивал свое неприятие нацистской доктрины. Адольф Гитлер впоследствии сожалел о смерти философа, высказав следующее: «Имелся только один приличный иудей, и тот уничтожил себя». В целом учение Вейнингера было осуждено нацистами, поскольку обосновывало притязания женщин на эмансипированность и полную социальную независимость. Идеи полного равноправия женщин противоречили нацистской идеологии, не предусматривавшей для женщин той степени социальной независимости, которая следовала из видения гендерного вопроса австрийским философом Отто Вейнингером.

Кроме представленного здесь фундаментального произведения австрийского философа отдельными книгами издавались его сборники афоризмов и переписка с друзьями.

АТКИНСОН Вильям

Изучите законы ассоциации мыслей, чтобы управлять ресурсами своей памяти.

Книга «Память и уход за ней» (1903)

Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша предсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Развитый человек обладает способностью устранять из области своего внимания ненужный в данный момент предмет и тем очищает поле своего сознания. Этот результат достигается им при посредстве воли, играющей здесь ту же роль, что и в деле сосредоточивания внимания на неинтересном предмете. Неразвитый человек, едва обладающий волевым вниманием, почти всегда пребывает во власти посторонних впечатлений и находится в положении ребенка, смотрящего на представление в цирке и забывающего родителей и окружающее, но только следящего за происходящим, пока последнее не кончится.

В книге Вильяма Аткинсона «Память и уход за ней» простым и доступным языком описываются человеческая память и факторы, которые влияют на ее развитие. Таким образом рассказывается о внимании и внимательности, о восприятии зрительных и слуховых впечатлений, об ассоциации мыслей; приводится ряд упражнений, способствующих повышению восприятия визуальной и аудитивной информации и тем самым улучшению навыков запоминания. Данную книгу смело можно рекомендовать всем тем, кто только еще собирается заняться развитием своей памяти.

Память — прежде всего одна из функций нашего предсознательного мышления. Ресурсы памяти сосредоточены в обширной области предсознания. С момента получения впечатления и до момента вторичного его появления в поле сознания работают силы предсознания, благодаря чему формируется и откладывается нами впечатление.

Вполне ясных представлений о природе памяти или о законах, управляющих способностью помнить и вспоминать, человек не имеет до настоящего времени, какими обширными ни были бы его познания в предсознательном поле мышления. Известно, что за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию.

Обширный фактический материал психологии позволяет выбрать из него такие сведения, которые позволяют построить теорию эффективного управления собственной памятью, чтобы максимально полно реализовывать свои способности в разных направлениях жизнедеятельности.

Мы можем научиться концентрировать внимание и контролировать внимательность. Для тех, кто не приучился сосредоточивать свое внимание на одном предмете, приобретение новых привычек покажется трудным и утомительным. Но дело облегчают упражнения, и со временем вы обнаружите, что внимание будет сосредотачиваться автоматически и без усилия. Если вы будете нуждаться в сосредоточенном внимании, как и в способности к мысленному анализу, эти навыки появятся у вас. Необходимо лишь приобрести умственную привычку, которой будет следовать ваш разум.

Мы можем управлять нашими зрительными и слуховыми впечатлениями, чтобы развивать и совершенствовать память. Для запоминания предметов, во-первых, нужно их видеть полностью, чтобы разум получил ясное впечатление и бережно сохранил его, как ценную вещь. Единственная же возможность достигнуть подобного успеха — развивать наблюдательность. Предметы, которые должны остаться в памяти, следует наблюдать внимательно и старательно. Развитие наблюдательности полностью вознаградит за потраченный труд. Такое развитие возможно путем выполнения приведенных в книге упражнений — это серьезная работа, а не ряд интересных опытов.

Упражнения не только полезны для развития памяти, но и способны изменить самооценку — вы покажетесь себе и другим гораздо более значительным человеком, чем раньше, приобретя новое своеобразное воспитание.

Среди прочего автор книги учит нас пользоваться сосредоточением так, чтобы получалось впечатление, достаточно интенсивное для быстроты последующего его оживления, точно заносить в память первое впечатление, оживлять впечатления в нужные нам время и ситуации.

Мы узнаем, что включать во впечатление слишком много подробностей сразу не следует, что, часто оживляя впечатление, мы увеличиваем его интенсивность, что при желании оживить какое-нибудь впечатление не следует прибегать к самому предмету, так как при этом получается наиболее длительная интенсивность (впечатление должно оживляться без посредства самого оригинала, а лишь мысленно постольку, поскольку это возможно — «непрослушанный урок быстро забывается»).

Оказывается, при припоминании какого-нибудь впечатления следует подумать и о какой-либо определенной вещи, связанной с ним, и пересмотреть другие полученные около того же времени впечатления, что эффективнее чем стараться припомнить его неясно. Если же первичное впечатление припоминается непроизвольно после первой безуспешной попытки припомнить его произвольно, заметьте оживившее его предшествовавшее впечатление для будущего пользования.

Самое главное, что мы не только приобретаем знания о удивительных, неразличимых «без подсказки» свойствах мышления, но овладеваем искусством управления этими на самом деле очень важными «мелочами». Применение каждого из этих правил, естественно, приведено автором на конкретных примерах и детально «расшифровано». Действенность систематического применения правил запоминания каждый в состоянии проверить на себе, применив их к произвольно выбранной области своей повседневной деятельности.

На протяжении более двух тысяч лет появились многочисленные методы заучивания наизусть, которые усиленно восхвалялись и рекомендовались их изобретателями или приверженцами. Полученные знания о структуре мышления мы теперь можем применить, например, для выработки систем запоминания, подбирая те из них, которые наиболее полно отражают наши индивидуальные особенности и индивидуальные цели, различая аналитическое запоминание, память на числа, хронологию и цены, память на места, память на лица, память на имена и т. д. и т. п. Прочитав предлагаемую книгу, мы научимся прекрасно ориентироваться в многочисленных искусственных системах запоминания и вырабатывать собственные эффективные принципы, «индивидуализируя» обучение в любой области знания под собственные потребности.

ШЕСТОВ Лев

Воля определяет характер разума, передача мысли не обязательно рациональна.

Книга «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)» (1905)

Тогда, только тогда, когда человек почувствовал совершенную невозможность жить с разумом, впервые возникает у него вера. Большей частью он этого не знает, т. е. он не думает, что его изменившееся, отношение к миру заслуживает такого названия, что оно вообще имеет какую-то заслугу, чего-нибудь стоит! Он думает, что верой должно называть приверженность человека к какой-нибудь Церкви, к каким-нибудь догмам, к этическим учениям или, по крайней мере, интерес к так называемым последним вопросам бытия. То, что выводит нас из нашего обычного равновесия, что разрывает на бесконечно малые части наш опыт, что отнимает у нас радости, сон, правила, убеждения и твердость, все это — есть вера.

Человек должен ценить только то, что в его власти («возможное») и быть равнодушным ко всему, что не в его власти («невозможное»). Знание же о том, что возможно и невозможно, дает нам разум.

Начало премудрости есть страх Божий, а не страх пред Ничто. Свобода же приходит к человеку не от знания, а от веры, полагающей конец всем нашим страхам.

Лев Шестов (Шварцман Иегуда Лейб) (1866–1938) — самобытный русский философ-экзистенциалист. Будущий философ родился в семье богатого мануфактуриста, обучался в Московском университете на физико-математическом, затем на юридическом факультете, несколько лет проживал в Киеве, большую часть жизни — в Италии.

В 1898 году появилась первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес». Центральными проблемами философского осмысления действительности Шестовым стали недостаточность научного познания и возрастание недоверия к идеям и мировоззренческим системам.

В «Апофеозе беспочвенности» раскрывается проблема индивидуального человеческого существования, каким она представляется мыслителю. Жанр афористической прозы позволил удачно сочетать рассмотрение серьезных проблем с парадоксальностью, нарочитостью, юмором, что сделало философскую прозу приемлемой для широкого читателя и помогло писателю сформировать впоследствии оригинальный авторский стиль.

Основополагающая мысль труда — многообразие окружающей человека действительности, несостоятельность любых попыток ее понимания, то есть построения исчерпывающих все вопросы бытия познавательных схем, которые способны лишь к ограничению личностного опыта и интеллектуального кругозора. Лишь приобретение «ответственного личного мышления», освобожденного от мифического, полностью несостоятельного «научного познания мира», такого мышления, которое проявляет готовность принимать жизнь такой, какова она есть, в полной ее красоте и трагизме, позволяет человеческой личности приобрести шанс не утратить себя в повседневности существования.

Любая философская система стремится разрешить «общую проблему человеческого существования» сразу, навязывая те или иные жизненные правила. Но подобное разрешение проблемы может быть только индивидуальным, может происходить лишь на глубоко личном уровне восприятия реальности: «Перестанем огорчаться разногласиями наших суждений и пожелаем, чтоб в будущем их было как можно больше. Истины нет — остается предположить, что она в переменчивых человеческих вкусах».

Принцип «доверия к жизни» Шестов предлагает в качестве первоочередного постулата плюралистической доктрины человеческого бытия. «В конце концов, выбирая между жизнью и разумом, отдаешь предпочтение первой». Так в кратком девизе философу удалось соединить критику научного мировоззрения и допущение множественности истин.

Единое, обобщенное для всех мировоззрение невозможно. Многообразие жизни и несхожесть в интересах и ценностях людей исключает практическую реализацию этого, казалось бы, единственно желанного и единственно достойного стать целью философа и правителя состояния человеческого общества. «Кто хочет помочь людям — тот не может не лгать», и поэтому любая философия, становясь общедоступной, превращается «всего лишь» в проповедь.

Цель самосовершенствования сознания может быть обнаружена лишь в освобождении от всевозможных догм и стереотипов, что должно превратиться в некоторую творческую силу с постоянными характеристиками, неизменно поддерживающую личную жизненную сущность, позволяющую самостоятельно, трезво и адекватно воспринимать окружающий мир, не перекладывая ни на кого ответственность за результаты собственного миропознания.

Вера, трагедия и творчество неразрывны. В многогранном человеческом «я» вера рождается из трагедии вследствие отчаяния, разочарования в очередной попытке рационального устройства окружающего мира сообразно собственным представлениям о гармонии. Всякая вера индивидуальна и имеет исключительно личное содержание — плод индивидуального творчества. Личная вера — индивидуальная попытка восстановления разбившегося единства мира, распавшейся связи времен. Она плод индивидуального творчества человека, ее нельзя сделать не только общеобязательной, но даже и общепонятной, о ней невозможно «нормально» говорить при помощи слов.

Вера — единственный способ достичь успеха в попытках создать для себя «параллельный мир», открытый пребыванию лишь той интимной части личности, которая не должна быть востребована другими людьми, обществом, историей. Но именно этот «параллельный мир» является подлинным нашим отражением, то есть, если точнее, мы сами являемся его отражением: помещенное в него делает нас такими, какие мы есть.

«Параллельный мир» — не «привнесенный мир». Здоровье и благополучие определяются не наличием или отсутствием ориентации на какую-либо внешнюю модель, тем более не степенью открытости внешним влияниям, а личным нравственным здоровьем, творческим потенциалом и активностью, способностью и готовностью изменяться, усваивать и создавать новые культурные ценности. Источник любого кризиса не вне, а внутри объекта, если этот объект — человек.

Для начала процесса осмысления жизни необходимо положить в основу жизнедеятельности принцип доверия к жизни. Когда это выполнимое для каждого индивида условие принимается, важнейшее необходимое для уверенного движения к подлинному самораскрытию понимание принципа, состоящего в том, что воля определяет характер разума, а передача мысли не обязательно рациональна, будет формироваться из повседневного опыта существования. Когда это произойдет, понимание неизбежного закона «Кто хочет помочь людям — тот не может не лгать» приведет к осмыслению недостаточности философии как общедоступного учения, поскольку в случае обращения ее на «общеполезные цели» последняя неизбежно превращается, как мы уже говорили, в проповедь.

Сознание должно освобождаться от всевозможных догм, от устоявшихся стереотипов, от расхожих анонимных представлений. «Нужно, чтобы сомнение стало постоянной творческой силой, пропитало бы собой самое существо нашей жизни», чтобы человек научился самостоятельно воспринимать окружающий мир, не перекладывая ни на кого ответственность за полноту и ясность своего видения.

Сам Лев Шестов относил свою философию к философии экзистенциальной, то есть к такой философии, в центре которой находится существование одинокого человеческого «я», стремящегося отстоять свое право на индивидуальность, на индивидуальное личностное видение. Вера в творчестве Льва Шестова представлена в качестве наивысшей степени освобождения человека от власти «самоочевидных истин», как прорыв в область абсолютной свободы.

Другие произведения автора: «Киркегор и экзистенциальная философия», «Афины и Иерусалим, опыт религиозной философии», «Умозрение и откровение».

ТАГОР Рабиндранат

Путь к освобождению можно обнаружить только внутри нас.

Поэма «Гитанджали» («Жертвенные песни»), (1910)

Освобождение для меня не в отречении. В тысячах оков я чувствую объятия свободы.

Люди спешат на рынок царя. Все покупатели и продавцы уже там. Но я получил необычный отпуск среди дня, в самый разгар работы. Так пусть расцветут цветы в моем саду, хотя не настал еще час, и пусть полуденные пчелы начнут свое ленивое жужжание. Много часов провел я в борьбе добра и зла, но теперь товарищу моих праздных дней угодно склонить мое сердце к себе, и я не знаю, зачем [звучит] этот призыв к цели, лишенный смысла.

Где мысль бесстрашна и чело гордо поднято;

Где знание свободно;

Где мир не разбит на клетки перегородками;

Где слова исходят из глубин истины;

Где неустанное стремление простирает руки к совершенству;

Где светлый поток разума не блуждает в бесплодной

и мертвой пустыне песков;

Где разум направлен к высоким помыслам и деяниям,

В этих небесах свободы, отец мой, да пробудится страна моя!

Рабиндранат Тагор (1861–1941) — индийский писатель и общественный деятель, давший «своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие» (К. Крипалана), автор гимнов Индии и Бангладеш.

Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье брахмана. Рано лишившись матери, юноша вел одинокую и замкнутую жизнь. В восемь лет он начал писать стихи, учился сначала дома, затем в частных школах, потом в Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру. Путешествие с отцом в 187 3 году по северу Индии, в ходе которого мальчик увидел красоту и богатство многовекового культурного наследия своей страны, оказало на него неизгладимое впечатление и во многом предопределило дальнейшее творчество будущего великого поэта Индии.

В 1878 году было опубликовано его первое крупное эпическое произведение — поэма «История поэта». После опубликования этой поэмы Тагор пробыл год в Англии, а, возвратившись в Индию, снова поселился в Калькутте, где продолжал писать. Начало поэтической карьеры было положено выходом в свет сборников «Вечерние песни» (1882) и «Утренние песни» (1883).

В 1883 году он женился на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, в 1890 году стал управляющим родового поместья в Шелайдехо, поэтому сельские пейзажи и обычаи — главная тема стихов Тагора 1893–1900 годов. В 1901 году Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с еще пятью учителями открыл школу, ради чего жена Тагора продала большую часть драгоценностей, а сам поэт — авторское право на издание своих сочинений. В это время Тагор совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.

Произведения Рабиндраната Тагора, особенно песни, которых поэт создал более трех тысяч, пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни, читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор. Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния» (Чакравати).

Тагор был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, стал почетным доктором Оксфордского университета. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира. Он умер в Калькутте в 1941 году после продолжительной болезни.

«Гитанджали» («Жертвенные песни») — самое известное произведение Тагора, в первую очередь благодаря которому он стал известен во всем мире в качестве классика индийской литературы. Именно этот труд привлек наибольшее внимание членов Нобелевского комитета в 1913 году, когда Тагору была присуждена премия. Поэма исполнена высокого философского смысла.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я