100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему

Вера Надеждина, 2015

Книга представляет собой сборник аннотаций на наиболее известные и широко признанные книги по самосовершенствованию и саморазвитию, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Сборник весьма полно отражает весь спектр распространенных в мире идей, касающихся развития и трансформации личности. Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Новое время. Классические произведения жанра

ФРАНКЛИН Бенджамин

Залог успеха 6 неустанном самосовершенствовании.

Книга «Автобиография» (1790)

Если вы не хотите, чтобы о вас забыли сразу же после того, как умрете и сгниете в могиле, то либо пишите книги, которые стоит читать, либо делайте дела, о которых стоит писать.

Постепенно я начал убеждаться, что истина, искренность и честность в отношениях между людьми имеют громадное значение для счастья жизни, и я написал максимы поведения, которые сохранились в моем дневнике, чтобы следовать им в течение всей своей жизни. Откровение как таковое, действительно, не имело для меня самодовлеющего значения; но я пришел к мнению, что хотя определенные действия могут и не быть плохими только потому, что они им запрещаются, или не быть хорошими только потому, что они им предписываются; однако вероятно, что эти действия могли быть запрещены, потому что они плохи для нас, или предписаны, потому что они полезны нам по своей собственной природе, при учете всех обстоятельств.

Бенджамин Франклин (1706–1790) — один из наиболее известных отцов-основателей Соединенных Штатов Америки. Он был литератором, политическим деятелем, ученым, философом, издателем, изобретателем, гражданским активистом и дипломатом. Франклин родился в Бостоне в 1706 году в семье торговца свечами и был младшим из 17 детей. Его домашнее образование продолжалось до 10 лет, после чего он стал трудиться в типографии подмастерьем у своего брата-печатника, выпускавшего первую в стране газету. Впоследствии Бенджамин переехал в Филадельфию, где основал собственный магазин печатной продукции и уже в 20 лет публиковал пользовавшийся большой популярностью «Альманах бедного Ричарда», собрание практической информации и афоризмов, многие из которых до сих пор популярны. К 42 годам Франклин уже был достаточно состоятелен, чтобы отойти от дел, однако занялся гражданскими проектами и опытами с электричеством. Результатом последних стало изобретение молниеотвода.

Будучи лидером партийной фракции в Ассамблее Пенсильвании, Франклин участвовал в переговорах между Британией и колониальной Америкой, также он был занят в Комитете подготовки Декларации независимости. В 69-летнем возрасте Франклин стал послом Америки во Франции, в ходе своей работы добился помощи от Франции и мирного соглашения с Британией.

Франклин избирался делегатом Конституционного собрания в 1787 году. Он считается выдающимся американским предпринимателем. Среди его заслуг картографирование Гольфстрима, изобретение домашнего обогревателя, открытие публичной библиотеки, организация городской пожарной службы.

Бенджамин Франклин оставил после себя уникальный текст — «Автобиографию». Исследователи этого произведения неоднократно высказывали мнение, что влиятельность Франклина в разных аспектах жизни во многом основывалась на его литературном даровании. «Автобиография» называлась «первой великой книгой, написанной в Америке» (Ричард Амахер). Сочинение Франклина стало основой для подражания многим поколениям выдающихся людей. Автор создал форму автобиографии, которая на протяжении двухсот лет служила эталоном для других, хотя так и не была закончена и никогда не подвергалась тщательному редактированию. До настоящего времени эта книга числится также в списке бестселлеров, имея стабильный читательский рейтинг на различных языках мира.

«Автобиография» — не хроника одних только достижений Франклина. Его идея состояла в том, чтобы показать, каким образом жизнь и характер человека могут претерпевать изменения, если постоянно размышлять над собой. Франклин, будучи ученым, писал автобиографию подобно научному отчету, поэтому текст напоминает научный трактат, описывающий эксперимент под названием «жизнь». По этой причине «Автобиографию» следует считать одной из самых оригинальных книг по саморазвитию.

Франклин никогда не пытался показать свое превосходство; он написал книгу с легким юмором, обращаясь непосредственно к читателю и создавая атмосферу непринужденной беседы у камина. В первой части повествуется о семье, друзьях, начальниках и коллегах по работе, а также о путешествиях автора и его попытках начать новое дело, и все это, без сомнения, интересно и актуально для современного читателя.

Франклин считал, что добродетель имеет ценность сама по себе, что не важно, посвящена ли она прославлению Бога или нет. Корни воспитания Франклина лежали в пуританизме, и этот факт предопределил его последующую жизнь, на протяжении которой он оставался изучающим и улучшающим самого себя.

Будучи печатником по профессии, Франклин утверждал, что характер является результатом исправления «опечаток», которые мешают нам достичь совершенства. Жизнь не должна быть страданием, она неизменно требует улучшения.

Франклин смотрел на человека, как на чистый лист, в каждый момент созданный для успеха. Он обладал подлинно современным мировоззрением в понимании того, что человек не является раз и навсегда созданным и сформированным, но открыт к саморазвитию.

Обладая инстинктивным знанием о том, что мастерство обращения со словом будет его счастливым билетом в мир процветания, Франклин убедил друга, который работал продавцом в книжной лавке, одалживать ему на ночь книги, которые он читал после работы. Франклин разделял точку зрения о том, что «все лидеры — хорошие читатели». «Читайте, по крайней мере, десяток книг, не имеющих отношения к фантастике — и ваша жизнь неизмеримо обогатится и улучшится», — утверждал он.

В молодости Франклин никогда не мечтал о политической карьере. Он и представить не мог, что со временем станет лидером движения за независимость, а затем послом США во Франции. При чтении «Автобиографии» важны не столько реальные достижения ее автора, сколько само стремление достичь совершенства. Описанное в книге является посланием, обращенным к каждому человеку. Это послание не имеет границ во времени: величие не является уделом избранных, оно есть долг каждого из нас. Этика постоянного самосовершенствования — сила, способная помочь индивиду осознать свое положение в мире.

Хрестоматийный пример этики саморазвития Франклина вошел в историю под названием «Искусство добродетели» и включает 12 качеств, которыми стремился обладать Бенджамин Франклин. Он ввел в свою жизнь систему самоотчетности по развитию добродетелей. Испытывая трудности с, как иногда выражаются, управлением временем, но осознавая личную гордость по поводу самого факта жизни по собственному стандарту, Франклин дополнил впоследствии этот перечень скромностью.

1. Умеренность. Не наедаться до одури. Не пить до беспамятства. Необходимо избегать крайностей. От крайностей следует воздерживаться насколько возможно.

2. Молчание. Говорите только при наличии необходимости. Необходимое — то, что полезно для себя и других людей. Избегать многословных и излишних бесед.

3. Порядок. Каждая вещь должна иметь свое место. Каждое дело должно иметь свое время.

4. Решительность. Необходимо иметь решимость делать задуманное. Намеченное следует делать безошибочно.

5. Бережливость. Нельзя тратить ничего на иные цели, кроме необходимых. Ничего нельзя терять.

6. Предприимчивость. Нельзя терять время. Всегда следует заниматься чем-то полезным. Необходимо отказаться от всех действий, которые не являются необходимыми.

7. Искренность. Нельзя планировать что-либо, что может причинить вред другим. Необходимо мыслить невинно и справедливо.

8. Справедливость. Нельзя допускать несправедливость, наносить вред, как не следует избегать выгод, если в них состоит долг.

9. Чистота. Не следует терпеть грязь на теле, на одежде или в доме.

10. Спокойствие. Не следует беспокоиться по поводу мелочей, при любой неприятности необходимо сохранять спокойствие.

11. Целомудрие. Секс необходим лишь ради поддержания здоровья или продолжения потомства. Нельзя распущенностью доводить себя до глупости, слабости или потери репутации, собственной или близкого человека.

12. Скромность. Необходимо стремиться походить на Христа или Сократа.

Франклин также был сторонником регулярных размышлений, рекомендуя всем задумываться в соответствующее время суток над вопросами: «Что хорошего я могу сделать сегодня?» и «Что хорошего я сделал сегодня?» Идея Франклина о том, что каждое утро человек должен сочинять свою эпитафию для того, чтобы понимать собственные жизненные достижения, в настоящее время является общепринятой техникой улучшения своей жизни.

Франклин обладал врожденной способностью завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, что привлекло внимание Дейла Карнеги. В молодости Франклин был убежден, что обладает искусством спора, но позднее пришел к выводу, что этот навык лишь вредит достижению целей. Более полезно уметь сдерживать слова, всегда выражаться «скромно и неопределенно», не употреблять слово «несомненно», не пытаться исправлять людей. Вместо этого он пользовался более вежливыми фразами: «Мне кажется, что…» или «Если я не ошибаюсь, то…» Не став великим оратором, Франклин стал человеком, к высказываниям которого всегда прислушивались, и начал быстро завоевывать доверие.

«Автобиография» Франклина воспевает идеалы свободы творчества и процветания, которые являются основой американской морали. Он полагал, что этика саморазвития не связана с накоплением денег, а имеет отношение к достижению большего процветания.

ЭМЕРСОН Ралф

Что бы ни происходило, оставайтесь самостоятельным человеком.

Книга «Уверенность в себе» (1841)

Все люди посвящают свою жизнь улучшению общества, и никто не улучшает себя.

Мылишь наполовину выражаем себя и стыдимся божественной идеи, которую несет в себе каждый из нас.

Политическая победа, увеличение доходов, восстановление после болезни или возвращение старого друга — эти или другие славные события поднимают вам дух, и вы думаете, что вас ждут хорошие дни. Не верьте этому. Ничто не может дать вам спокойствие, кроме вас самих. Ничто не может принести вам мир, кроме победы ваших принципов.

Мудрый человек всегда встает на сторону тех, кто на него нападает. Он больше, чем они, заинтересован найти в себе слабое место.

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

Величайшая почесть, которую можно оказать истине, — это руководствоваться ею. Крохотный факт стоит целого сонма несбыточных грез. В сумасбродстве есть надежда, в заурядности — никакой. Существует приятное заблуждение, поощряемое формой нашей планеты, — что каждый человек находится на вершине мира.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803–1882) — американский поэт и мыслитель, возглавлявший объединение философов-трансценденталистов. Философ родился в Бостоне в многодетной семье. Ралф был вторым по старшинству среди братьев в большой, насчитывающей восемь детей, семье достопочтенного Уильяма Эмерсона, пастора Первой (унитарианской) церкви Бостона, основателя литературного клуба Бостона. Проработав некоторое время школьным учителем, Ралф поступил в Гарвардский богословский колледж, по окончании которого стал пастором. После непродолжительного периода супружеской жизни, завершившегося смертью жены Элен от туберкулеза, Эмерсон предпринял длительное путешествие в Европу, в ходе которого встречался с Карлейлем, Колриджем, Вордсвортом. Возвратившись в 1835 году в Соединенные Штаты, Эмерсон поселился в Конкорде, где вступил в брак во второй раз. Его супругой стала Лидия Джексон. Основные идеи своей философской концепции Эмерсон изложил в вышедшей в 1836 году книге «Природа».

Этика Эмерсона в наиболее сжатом виде представлена в произведении «Уверенность в себе». В этом тридцатистраничном тексте изложена этическая концепция американского индивидуализма. Эта работа стала своеобразным конспектом духовных оснований американской мечты, источником и предшественником большей части современных трудов по совершенствованию личности, значительно более полновесных по объему.

Философов-трансценденталистов объединяли спиритуалистическое мировоззрение и близость к идеям немецкого классического идеализма. Эмерсон сам называл себя идеалистом, к идеалистической философии относят его все современные ему критики, а также нынешние исследователи истории философии. Вместе с тем достаточно трудно отнести Эмерсона к тому или иному специфическому направлению идеализма, настолько авторская концепция целостна и неповторима.

Близкие к изложенным в этом труде трансценденталистским принципам идеи разделяли Торо, Маргарет Фуллер, Амос Бронсон Алкотт, Элизабет Пибади и Джонс Бери, объединенные в философском кружке. Известны изложенные в посланиях идеи Эмерсона касательно необходимости установления верования за пределами церквей и конфессий, что должно бы предотвратить угрозу господства церковных институтов над сознанием, а также послание о утверждении интеллектуальной независимости Америки от Европы.

«Уверенность в себе» — декларация свободной личности. Уверенность в себе — главное качество свободной сознательной личности, воплощения американской идеи свободного творческого сознания, лишенного конформизма, бескомпромиссного и не терпящего посредственности. Эмерсон — индивидуалист. Нет необходимости реформировать общество и улучшать мир до тех пор, пока человек не найдет в нем свое место. Нравственное самосовершенствование личности устанавливается достижением гармонии со «сверх-душой».

Восточная философия, провозглашающая принцип единства всего живого, стала, таким образом, основой этических воззрений Эмерсона. Вечное и неизменное космическое начало, с которым необходимо объединиться человеческой душе, по мнению трансценденталистов, существует, и человек должен подчиняться прежде всего именно его законам, а не так называемым предписаниям общественной морали, «нормам жизни», проникнутым ложью и иллюзиями. Прежде чем улучшать внешнюю сторону жизни, каждый человек должен усовершенствовать свой внутренний мир. Науки же, как правило, концентрируя внимание на жизни внешней, никоим образом не ведут к совершенствованию внутренней жизни человека. Точно также традиционное образование не ведет к улучшению понимания. По мнению трансценденталистов, подлинное понимание достижимо практикой медитации, предоставляющей не набор разрозненных компонентов знания, а постижение некоей первичной мудрости, называемой интуицией. Медитация, приводящая человека на путь согласия с мировыми законами, в дополнение к силе воли способна направлять человеческую активность на верные и успешные пути.

Человек не обязан быть заложником детерминирующего его поступки внешнего мира, он способен отрешиться от него и выйти за его пределы.

Если человек в недостаточной степени понимает самого себя, если он затрудняется в определении собственного индивидуального призвания, трудно ожидать от него существенной общественной пользы. Недостаток такого понимания превращает людей в марионеток, руководствующихся в повседневной жизни так называемыми общественными нормами, в то время как сами эти нормы не принимают во внимание понятия индивидуального (красоты, свободы, призвания).

Большинство граждан избирают путь конформизма. Основная масса соглашается с требованиями «общества» в обмен на гарантии фиксированного статуса и лучшего материального обеспечения. Таким образом свобода, данная человеку для реализации творческой жизни без ограничений, в большинстве случаев приносится в жертву реальности общественного комфорта и согласия.

Подлинная свобода Эмерсона целиком основана на личной самостоятельности. В мире Эмерсона существуют только возможности, всякие же отговорки не принимаются в расчет. Однако успех не требует волевого противостояния природе. Напротив, чем более полным познанием законов природы и общества обладает человек, тем более плодотворно он может трудиться по улучшению мира, на благо этого мира. Принцип сознательного ответа миру, взятый Эмерсоном в качестве основополагающего, призван научить человека существовать в качестве не продукта деятельности мира, а создателя его.

Другие произведения автора (основные): «Нравственная философия», «О бессмертии души», «О доверии к себе», «Духовные законы», «Компенсация и опыт», «Представительный человек», «Английские черты», «Руководство для жизни».

ГОГОЛЬ Н. В

Взирайте на ближнего как на наилучшую свою драгоценность.

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847)

Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит.

Посмотрим на нашу Россию, и в особенности на то, что у нас так часто перед глазами, — на множество всякого рода злоупотреблений. Окажется, что большая часть взяток, несправедливостей по службе и тому подобного, в чем обвиняют наших чиновников и нечиновников всех классов, произошла или от расточительности их жен, которые так жадничают блистать в свете большом и малом и требуют на то денег от мужей, или же от пустоты их домашней жизни, преданной каким-то идеальным мечтам, а не существу их обязанностей, которые в несколько раз прекрасней и возвышенней всяких мечтаний…

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852), один из величайших русских писателей, родился в местечке Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов) и происходил из старинного украинского рода.

Для понимания источника духовных исканий и самого творческого облика писателя важно знание того, каким образом начиналась литературная карьера писателя, изобиловавшая неудачами и курьезами. Написанная еще в период учебы в Нежинской гимназии и изданная под псевдонимом В. Алов романтическая идиллия «Ганц Кюхельгартен» (1829) не была принята петербургской публикой. В актеры поступить не удалось, служба чиновника тяготила бессодержательностью, так что литературное поприще оказалось единственной стезей успеха Гоголя.

В беспокойных исканиях Гоголь отправился морем за границу, в Любек, однако по прошествии месяца вернулся в Петербург. Позднее он оправдывал это приключение божественным предначертанием: якобы Бог указал ему путь в чужую землю, в других случаях он ссылался на какую-то безнадежную любовь. Биограф же отмечает, что «его тянуло в какую-то фантастическую страну счастья и разумного производительного труда», каковой казались писателю Соединенные Штаты. Однако, вместо того чтобы добраться до Америки, Николай Гоголь попал на службу в департамент уделов на почти двухгодичный срок, за время которой произошло сближение служащего с кругом Жуковского и Пушкина, что не могло не повлиять на окончательное утверждение Гоголя на литературном поприще.

В марте 1837 года Гоголь посетил Рим, город, ставший для писателя как бы второй родиной. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил «показывать» Рим приезжим русским.

Главным предметом работы в Риме стали «Мертвые души», задуманные еще в Петербурге в 1835 году. В 1939 году писателем была предпринята поездка в Москву, а по возвращении в Рим Гоголь возобновил работу над «Мертвыми душами». К лету 1841 года первый том произведения был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Однажды ночью среди религиозных размышлений Гоголем овладел религиозный ужас и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, среди которых была и рукопись второго тома «Мертвых душ», сжег их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом графу Толстому и счел, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852. Он похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, и на его памятнике выбиты слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся».

«Выбранные места из переписки с друзьями» — духовное завещание Гоголя, главная тема которого соотношение Церкви и Культуры.

Выше перечислены лишь наиболее важные для рассмотрения «Выбранных мест…» аспекты насыщенной биографии писателя. Завершение работы над «Мертвыми душами» и пребывание в Риме остаются событиями, в наибольшей степени имеющим отношение к формированию содержания «Выбранных мест…» Эта книга создана писателем после тяжелого душевного расстройства, мучившего его в течение долгого времени, и к 1842 году, видимо, окончательно сломившего духовные силы писателя.

Высокое представление о своем таланте, о якобы лежащей на нем обязанности привело к осознанию мессианства своей личности. Развилось навязчивое стремление к внутреннему совершенствованию, предоставляемому богомыслием. Тяжелые болезни лишь увеличивали религиозное настроение писателя.

В кругу знакомых Гоголь находил удобную почву для развития религиозной экзальтации: принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Он был готов отвергать все, им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества, в том числе первый том «Мертвых душ».

Параллельно с новой работой над вторым томом поэмы Гоголю пришла в голову идея как можно скорее высказать людям все то, что он считал полезным, ради чего он собрал в одну книгу все написанное им друзьям в духе своего нового настроения и поручил издать эту книгу Плетневу. Так появились «Выбранные места из переписки с друзьями».

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда это настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Книга произвела тяжелое впечатление даже на близких друзей Гоголь своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, крайнее самомнение. Книга произвела удручающее впечатление на литературных поклонников Гоголя. Высшая степень негодования, возбужденного «Выбранными местами», выразилась в известном (неизданном в России) письме Белинского, на которое Гоголь не сумел ответить.

Не пытаясь высказывать в очередной раз версию социально-политического значения «Выбранных мест» и оценивать их место и значение в творчестве писателя, взглянем на это произведение, как на действительно весьма любопытное с точки зрения саморазвития.

«Выбранные места из переписки с друзьями», по мнению большинства критиков, — утопия, смысл которой в продолжении традиции сентименталистских идиллий и постулирования идеала патриархального прошлого, «золотого века». Своеобразие же гоголевского утопизма состоит в попытке социального развития им славянофильских идеалов, в результате чего и рождается утопия-«призрак», фантастическая «смесь» идей.

Гоголю удается продемонстрировать, как замыкается круг превращений «признанных идеалов» XIX века: мечты об общечеловеческом братстве, ставшие предметом разговоров в модных гостиных, легко обнаруживают свою несостоятельность. Декларация любви к абстрактному человечеству ничего не меняет в формализме моральных отношений и оборачивается «гордостью» собственным идеализмом. От поклонения разуму («гордости ума») до признания законодательства «ничтожной моды» и «чистой злобы» интеллектуального фанатизма оказывается один шаг. Символом бесперспективности подобных идейных исканий становится «исполинский образ скуки». Пафос Гоголя можно было бы рассматривать как антиутопичный, если бы пародировались сама мечта о «преобразовании человечества», идеал человеческого братства. Мечта оборачивается идеологической «скукой», но причину этого писатель ищет не в природе самой мечты. Утверждается возможность выхода из «порочного круга» философских блужданий, причем из любой его точки.

«Выбранные места из переписки с друзьями» — произведение сложное и многоплановое. Было бы неверно игнорировать то, что многое в политических и социальных воззрениях Гоголя не оригинально и ограничено общим кругом идеалов его времени. Важно, что в книге, сохраняющей органическую связь с предшествующими произведениями писателя, нашли отражение глубокая нравственная философия Гоголя, понимание им собственного творчества и общих целей искусства, своеобразное видение истории. «Переписку» вообще-то трудно рассматривать как утопию. Писатель не предлагает здесь определенного проекта идеального будущего, он стремится вести диалог о возможностях нравственного развития общества.

Бытовая этика Гоголя во многом апеллирует к женской мудрости, вызывая необходимость в соответствующем языке изложения. Его взгляды, впрочем, традиционны: благотворное женское влияние на общество обнаруживается в сохранении нравственных основ семьи, в основанном на здравом смысле участии в хозяйственных делах, в общем моральном воздействии на жизнь «света». Однако возможность активной роли женщины в духовном прогрессе связана с решением нравственных задач, имеющих общечеловеческий смысл: обретение (фактически сохранение) собственной индивидуальности и личной нравственной позиции («оставаться собой»),

В кульминационной точке своей книги писем, «Светлом Воскресении», Гоголь утверждает открытость будущего для надежды и веры. Но, не предложив готового утопического образца, писатель сделал нечто более значительное: его художественные образы и идеи определили центральную тему всей позднейшей русской литературной утопии, тему несовместимости подлинного общественного идеала с любыми формами омертвления человеческой души.

Видимо, писатель до конца не отдал себе отчета в этом значении своей книги. Нападки на нее он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем, что цензура не пропустила в книге несколько важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчетами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики от него ускользал.

В письмах писателя с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и учительства; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди нее и изучая ее. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работу, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Другие произведения автора (основные): «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (сборник повестей), «Миргород» (сборник повестей), «Шинель», «Коляска», «Портрет», «Арабески» (сборник эссе), «Ревизор».

ТОРО Генри

В жизни всегда можно найти возможности для самопознания и время для размышлений.

Книга «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854)

Для дружбы недостаточно просто доброй воли, гармонии и практической доброты, ибо друзья живут не просто в гармонии, как считают некоторые, а в мелодии.

Друзья вовсе не должны питать и укрывать наши тела — для этого достаточно соседей, нет, они должны заботиться о наших душах.

Ничто не пахнет так отвратительно, как подпорченная праведность.

Люди рождаются для успеха, а не для падений.

Лишь забывая о себе, возможно стать ближе к Богу.

И вера, и опыт говорят мне об одном и том же: поддерживать свое существование на земле — это не тягостный труд, а развлечение, если мы живем просто и мудро.

Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.

Живи как можно ближе к тому каналу, по которому течет твоя жизнь.

Большинство предметов роскоши и так называемых жизненных удобств не только не являются необходимыми, но и определенно служат препятствиями к развитию человечества.

Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.

Генри Дэвид Торо (1817–1862) родился в Конкорде в бедной мелкобуржуазной семье. В 1837 году Торо окончил Гарвардский университет и стал работать к учителем, однако ему вскоре пришлось прервать свою деятельность из-за несогласия с практиками применения телесных наказаний. Оставив школу, Торо отправился работать на производственное предприятие, принадлежавшее его отцу. После путешествий по Конкорду и реке Мерримак Торо всерьез стала интересовать природа, изучению которой в дальнейшем он посвящал очень много времени и внимания. В 1841–1843 годах Торо проживал в доме своего друга Эмерсона и, так же как и хозяин дома, был заметной персоной в кругу философов-трансценденталистов.

Генри Дейвида Торо наряду с Ралфом Уолдо Эмерсоном считают основоположниками этики американского индивидуализма. Перу Г. Торо, кроме «Уолдена», принадлежат эссе «Гражданское неповиновение», «Рабство в Массачусетсе», «Кейп Код», «Янки в Канаде». Первые два произведения являются передовыми образцами прогрессивной политической мысли Соединенных Штатов Америки XIX столетия, оказавшими значительное влияние на Ганди и Мартина Лютера Кинга. Эти работы интересны и современному читателю.

Значительная часть литературного наследия Торо представляет собой природоисследовательские проекты. Эмерсон в знак восхищения феноменальными знаниями своего друга написал работу «Торо».

Основу культурной жизни в развитых странах составляет культура потребления. Торо отрицает правомерность и необходимость подобного личного отношения к жизни, утверждая, что современное индустриальное потребительское общество подавляет личность, отрицает ее значение. До настоящего времени его главное произведение — «Уолден, или Жизнь в лесу», представляет интерес для жаждущих от жизни большего свободолюбивых творческих натур. Основная масса изложенных в книге идей, будучи новыми и революционными в свое время, в нынешнюю эпоху являются неотъемлемой частью обыденного сознания современного человека. Многие идеи Торо послужили отправными точками для создания более поздних пособий по самосовершенствованию и развитию личности.

«Уолден, или Жизнь в лесу» написана автором на основе личного жизненного опыта. Два года Торо добровольно и сознательно прожил в отшельничестве, в собственноручно построенной вдали от посторонних глаз хижине в нескольких милях от Конкорда. Находясь в поисках одиночества, Торо желал обнаружить главное содержание своей жизни, что представлялось достижимым лишь вдали от лживого общества. Построив примитивное, но собственное жилище, Торо приобрел много свободного времени, которое посвящал обеспечению собственных материальных потребностей, весьма скромных, выращиванию и продаже на рынке бобов, а также длительным прогулкам по лесу, наблюдению за природой, чтению, ведению дневника, легшего впоследствии в основу многих его произведений.

Живя в лесу, Торо был уверен в том, что ведет образ жизни, намного более правильный и гармоничный, чем большинство современных ему людей. Торо считал себя богаче всех своих знакомых, поскольку, практически ничем не владея, он имел все необходимое для обеспечения собственных потребностей. Удовлетворение последних, впрочем, требовало постоянного труда, однако и позволяло полноценно работать над моральным самосовершенствованием, наслаждаться красотой и величием природы, наиболее глубоко познаваемых в одиночестве.

Торо жил во времена рабовладения и стал знаменит в штате Массачусетс во многом благодаря самоотверженной борьбе против этого общественного явления. Однажды Торо не пожелал заплатить налоги, объяснив свой поступок протестом против несправедливого общественного устройства, за что был арестован и провел ночь в тюрьме. Впрочем, его общественная деятельность против рабовладельческих отношений была достаточно обширной и разнообразной. В литературных произведениях Торо не только критиковал современное ему рабство как феномен экономических отношений, как американское явление, но и рассматривал рабство как глобальную проблему всех людей на Земле.

Книга «Уолден, или Жизнь в лесу» вообще многопланова и отражает всестороннюю философскую концепцию. Каждый критик вправе выделить в тексте приоритетное направление по собственному усмотрению, и многие позднейшие интерпретаторы подчеркивали в нем гражданскую составляющую уникального опыта практического философствования. Мишель Майер видел в проекте Торо манифест гражданского равноправия, хронику побега личности из неволи, из жизни-рабства, которое словами автора произведения определяется как жизнь, подобная «тихому отчаянию». Люди, наслаждаясь материальным благополучием, в большинстве своем, по мнению философа, просто не знают, что живут в заключении. Тонко, красочно и литературно содержательно автор описывает южноамериканский город как своего рода тюрьму, способ уничтожения человеческого в человеке.

Кроме всего вышеперечисленного, «Уолден» нетипично высоко для своего времени оценивает значение для гармоничного существования людей живой природы. Природа достойна сохранения ради себя самой, но для Торо она была еще и учителем философии. Смена времен года, преображение в процессе смены времен года растений, животных, воды были для Торо источником раздумий. Ощущение единства с природой никогда не покидало Торо. Все, что он видел в природе, никогда не было оторвано от того, что философ наблюдал в людях.

Торо не разделял поэтики тяжелого упорного труда. Общественное положение и материальный достаток являются, по мнению Торо, ценностями менее высокого порядка в сравнении с свидетельством природного совершенства. Труд, по его мнению, необходим лишь для того, чтобы обеспечить действительные личные потребности и средства для творческой активности. Торо не провозглашал свой эксперимент единственно правильным образом жизни. Философ не призывал всех своих сограждан последовать его примеру, переселиться в хижины и приступить к разведению бобов. Современная действительность принципиально способна предоставить каждому человеку то, в чем он наиболее нуждается, и человек просто обязан пользоваться соответствующими возможностями. «Если человек не хочет идти в ногу со своими попутчиками, то, возможно, это потому, что он слышит другие барабаны, — считал американский философ. — Дайте ему возможность идти под ту музыку, которую он слышит, насколько бы другой она ни была».

Торо выступает с критикой тотальной поглощенности техническими инновациями, обоснованно утверждая, что технический прогресс, если и является отражением так называемого благополучия нации (национального достатка), то одновременно, другой своей стороной, оказывается свидетельством упадка человечества.

СМАЙЛС Сэмюэл

Все «невероятные» результаты достигаются лишь проявлением личной воли и настойчивости.

Книга «Помоги себе сам» (1859)

Не талант требуется, для достижения успеха в любом предприятии, а также по отношению к любой цели — не только способность достигать, но и желание энергично и настойчиво работать. Поэтому энергия воли может быть определена как главная сила характера человека — в своем слове проявляется весь человек.

Смелая и необычная жизнь одного человека зажигает огонь в умах остальных, способности и стремления которых схожи, а если есть мужественное стремление к достижению цели, то результат всегда обязательно последует. Такая цепочка примеров успеха тянется сквозь историю бесконечной линией — восхищение порождает имитацию и воспитывает подлинную аристократию гениев.

Никакие законы, насколько строго они бы ни исполнялись, не смогут сделать ленивого человека предприимчивым, расточительного — бережливым, а пьяного — трезвым. Такие реформы могут проводиться лишь при помощи индивидуальных действий, экономии и самоотречения; при помощи лучших привычек, а не более хороших законов.

Сэмюэл Смайле (1812–1904) — английский писатель. Смайле родился в многодетной семье. Его отец занимался производством бумаги. В семнадцатилетнем возрасте Сэмюэл поступает на медицинский факультет Эдинбургского университета. Некоторое время будущий писатель занимался медициной, пока его интересы не сместились в сферу политики. Результатом этого стало назначение его главным редактором газеты «Лидс тайме», в должности которого он и провел длительное время. Политические взгляды Смайлса не в последнюю очередь определились под влиянием утилитаристов И. Бентама и Дж. Милля. Смайле включился в борьбу по утверждению политических реформ: за свободу торговли, расширение избирательных прав и улучшение условий труда. Автобиография Смайлса вышла в свет уже после его смерти, наступившей в 1904 году.

Разочаровавшись в политических реформах, Смайле активно занялся саморазвитием. Устроившись на работу в качестве железнодорожного управляющего, он начал читать лекции по саморазвитию, на основе которых впоследствии и появилась книга «Помоги себе сам». Книга была переведена на многие языки, вышла даже в проводившей политику самоизоляции Японии. Этот труд долго оставался настольной книгой большинства западных промышленников и предпринимателей.

Во многих домах книга Смайлса уступала по популярности только Библии. До настоящего времени ее считают отражением викторианских ценностей — предприимчивости, прогресса, бережливости и т. д. Устаревшие обороты книги, мораль, которая не может быть поставлена под вопрос, не отменяют достоинств книги как произведения, являющего пример достижения успеха в преодолении жизненных трудностей.

Этика самопомощи представлена в виде цикла биографий выдающихся людей, имена некоторых из них уже ничего не говорят современному читателю. Жизнеописания воспроизводятся Смайлсом не для восхищения читателями, но для получения ими представления о неисчерпаемых возможностях, которые можно выявить в жизни каждого человека. Твердость воли, уверенность и предприимчивость названы Смайлсом важнейшими человеческим качествами. В соответствии с этими представлениями построена композиция книги.

Настойчивость, упорядоченность разума и целеустремленность составляют основной набор черт, определяющих преимущества известных деятелей перед рядовыми согражданами. Эти качества невозможно привить «сверху».

Главную тему книги, видимо, лучше сформулировать как проблему формирования характера. Правда, само понятие «формирование характера» ассоциируется в наши дни с человеком, ежедневно принимающим холодный душ и осуществляющим многокилометровую утреннюю пробежку. На самом деле, книга передает читателю убеждение автора в том, что ни образование, ни богатство, ни благородное происхождение не в состоянии заменить хороший характер. Современный человек формирует свой внутренний мир, проживая в так называемом «обществе знаний», в котором важнейшей, принципиальной ценностью становится творческое развитие, а также получение и обработка новой информации, хотя сам автор утверждает, что характер — это всего лишь власть, но власть, гораздо большая, чем знания.

Книга Смайлса создает впечатление простой книги для простых людей. Тем явственнее заметна благодаря этому авторская «мораль»: характер формируется вопреки силам инстинктов человека и силам стереотипов культуры, в которой он пребывает. Человеку, таким образом, прежде всего необходима смелость. Эта смелость нужна не для совершения подвигов, а для принятия ежедневных независимых решений.

Приемы, посредством которых достигается столь поразительный результат, состоят в следующем. Смайле принимает во внимание все слабые стороны человеческой природы и все те черты характера, которые складываются в человеке под влиянием чисто практических условий жизни. Если ленивому сказать: «Вальтер Скотт работал 18 часов в сутки, вот почему он и достиг столь блестящего успеха, а вы столько же часов бездельничаете», то это нравоучение пропадет в огромном большинстве случаев даром. Но если сказать: «Уделяя 20 минут на такое-то дело, вы можете достигнуть блестящего успеха» и подкрепить это наставление десятками примеров, то вряд ли найдется кто-либо, кто хоть из любопытства не решится испытать на деле благой совет. Главное зло, мешающее человеческому усовершенствованию, заключается в непонимании значения собственных сил, в недостатке самоуверенности.

Другой прием, чрезвычайно плодотворный в смысле воздействия на читателя, — развенчание гениальности. Смайле весьма убедительно и наглядно доказывает, что гениальность также может развиться в человеке со средними способностями, как и всякое другое качество, путем приложения энергии, труда и любви к делу. Он приводит массу примеров, как люди, которые в детстве и юности не обещали ровно ничего, впоследствии сделались всемирно известными гениями исключительно благодаря непоколебимой настойчивости, с которой они стремились к достижению намеченной цели. Осознание этого весьма важно. Множество людей относятся небрежно к своим способностям и умениям только потому, что считают: «Все равно, сколько бы я ни старался, ничего особенного не выйдет — я ведь не гений». Когда эти люди поймут, что так называемая гениальность есть результат неутомимого труда и твердой решимости, то, наверное, многие из них почувствуют желание испробовать свои силы или, по крайней мере, отнесутся с большим вниманием к своим способностям — что и требовалось доказать. Отнюдь не умаляя роли природных способностей, Смайле, однако, придает гораздо большее значение способностям приобретенным, развитие которых зависит непосредственно от личной воли человека.

Неотразимое впечатление, производимое этой книгой, обусловливается еще и тем, что Смайле выдвигает на первый план труд самый обыкновенный, черную работу. Сплошь и рядом в жизни приходится встречать людей, которые относятся с презрением к совершаемой ими работе и говорят, что только горькая нужда или печальная необходимость заставляет их делать то-то и то-то, а не будь этой необходимости… Что же было бы? По глубокому и совершенно правильному убеждению Смайлса, ровно ничего: люди, пренебрежительно относящиеся к скромному труду, не достигнут ничего, какое бы дело им ни предоставить.

Наблюдая за исторической динамикой своего времени, Смайле предвидел, что свободное предпринимательство вскоре станет основной ареной для борьбы самых ярких и творческих личностей. Упреждая будущие исследования, Смайле одним из первых выделил важнейшую предпосылку успешного бизнеса — единство слова и дела. Поскольку доверие — обязательное условие, соединяющее общество в единое целое, успех будет сопутствовать тому, кто сумеет завоевать доверие остальных.

Книга «Помоги себе сам» является ровесницей работы Чарлза Дарвина «Происхождение видов» и эссе Джона Стюарта Милля «О свободе». Эта работа также несет на себе гражданскую, социальную нагрузку. Смайле также пропагандировал идею прогресса, наиболее популярную идеологию своего времени, с той лишь разницей, что в его представлении прогресс воспринимался не в качестве государственной задачи, а в качестве индивидуального смысла, жизненной цели отдельного человека. Само содержание идеи прогресса состоит в «полноосмысленном» прочтении лозунга Милля: «Благополучие государства относительно большого промежутка времени заключается в благополучии людей, из которых оно состоит».

Другие произведения автора (основные): «Характер», «Бережливость», «Долг».

Достоевский Ф. Μ

Можно очень многое знать бессознательно.

Литературный проект «Дневник писателя» (1873–1881)

Хорошо же, после того, хлопотать о самосовершенствовании в духе христианской любви, когда настоящего христианства, стало быть, нет совсем на земле, или так мало, что и разглядеть трудно, иначе (по моим же, то есть, словам) мигом все бы уладилось, всякое рабство уничтожилось… Да, конечно, господа насмешники, настоящих христиан еще ужасно мало (хотя они и есть). Но почем вызнаете, сколько именно надо их, чтоб не умирал идеал христианства в народе, а с ним и великая надежда его? Примените к светским понятиям: сколько надо настоящих граждан, чтоб не умирала в обществе гражданская доблесть1? И на это тоже вы не ответите. Тут своя политическая экономия, совсем особого рода, и нам неизвестная, даже вам неизвестная…

И тут вовсе не лицемерие, а самая полная искренность, мало того — потребность. Да и лицемерие тут даже хорошо действует, ибо что такое лицемерие? Лицемерие есть та самая дань, которую порок обязан платить добродетели, — мысль безмерно утешительная для человека, желающего оставаться порочным практически, а между тем не разрывать, хоть в душе, с добродетелью. О, порок ужасно любит платить дань добродетели, и это очень хорошо; пока ведь для нас и того достаточно, не правда ли? Таким образом бал есть решительно консервативная вещь, в лучшем смысле слова, и я совсем не шучу, говоря это.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в семье белорусского униатского священника, был вторым из семи детей. Мать, Мария Федоровна, происходила из купеческого рода. После смерти матери (Федору было 15 лет) отец отправил старших сыновей, Федора и Михаила (впоследствии тоже ставшего писателем), в Петербург, в пансион К. Ф. Костомарова. Принято считать, что писатель страдал эпилепсией и что первый приступ у будущего писателя случился в возрасте 7 лет.

В 1837 году Достоевский переехал в Петербург и поступил в военно-инженерное училище. В 1839 году он получил известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые перевел и издал «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя вышло в свет его первое произведение, «Бедные люди», после чего начинающий писатель приобрел известность. Однако следующая книга, «Двойник», натолкнулась на непонимание.

После публикации «Белых ночей» Федора Достоевского арестовали в связи с «делом Петрашевского» (1849). Суд приговорил его и других обвиняемых к смертной казни. В последний момент осужденным объявили о помиловании и замене смертного приговора каторжными работами.

Федор Достоевский провел четыре года на каторге в Омске. В 1854 году за хорошее поведение он был освобожден из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон, где женился. В период заключения и военной службы писатель превратился из вольнодумца в глубоко консервативного и очень религиозного человека. Впоследствии он подружился с другим ультраконсерватором, К. П. Победоносцевым.

В 1859 году Достоевские покинули Семипалатинск, а в I860 году Достоевский с женой и приемным сыном Павлом возвратился в Петербург, где работал с братом Μ. Μ. Достоевским в собственном журнале. В Петербурге им были написаны романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». В 1868 году был написан роман «Идиот».

Несмотря на широкую известность, полученную Достоевским еще при жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Фридрих Ницше утверждал, что лишь Достоевский сумел ему объяснить, что такое человеческая психология. «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой», — так выразился о себе сам великий писатель.

Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. В январе 1881 года Ф. Μ. Достоевский пережил неприятные сцены в ходе разговора о судьбе совместного с сестрами наследства, в результате чего у Достоевского пошла кровь горлом (наступило обострение его болезни), и через два дня великий писатель скончался. «Дневник писателя» — особенное произведение Ф. Μ. Достоевского. Он составлен из произведений различных жанров: политические статьи, очерки, размышления, судебные заметки, автобиографическая проза. «Знал ли Достоевский, когда создавал свой «Дневник писателя», что это будет произведение, актуальное на все времена? Эту книгу можно было бы назвать «Русский вопрос в конце XIX века». Эта книга, отвечающая на многие «проклятые» вопросы, принесла Достоевскому общероссийскую славу и сделала его кумиром многих поколений» — так отозвался о произведении в свое время Н. А. Бердяев.

В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где, не ограничившись редакторской работой, размещал собственные тексты всевозможных жанров. «Пестрота» формы сглаживалась единством интерпретации: целостностью позиции, единством взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так создавался «Дневник писателя», которому Достоевский уделял особенное внимание в последние годы жизни.

В 1864–1865 годах Достоевский набрасывает в рабочей тетради план единолично осуществлявшегося им издания «Записная книга» и делает расчет необходимых затрат на него. План «Записной книги» явился прямым предшественником замысла будущего «Дневника писателя». В 1865 году Достоевский писал А. Е. Врангелю: «В голове у меня есть одно периодическое издание, не журнал. И полезное и выгодное. Может быть, осуществлю в будущем году».

В «Бесах» Достоевский вкладывает в уста Лизы Дроздовой-Тушиной проект «одной полезной книги». Лиза так характеризует эту книгу в разговоре с Шатовым, предлагая ему план ее совместного издания: «Издается в России множество столичных и провинциальных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. Год отходит, газеты повсеместно складываются в шкапы или сорятся, рвутся, идут на обертки и колпаки. Многие опубликованные факты производят впечатление и остаются в памяти публики, но потом с годами забываются <…> А между тем, если бы совокупить все эти факты за целый год в одну книгу, по известному плану и по известной мысли, с оглавлениями, указаниями, с разрядом по месяцам и числам, то такая совокупность в одно целое могла бы обрисовать всю характеристику русской жизни за весь год, несмотря даже на то, что фактов публикуется чрезвычайно малая доля в сравнении со всем случившимся <…> Это была бы, так сказать, картина духовной, нравственной, внутренней русской жизни за целый год».

Как редактор «Гражданина» Достоевский предполагал «задумываться» над сущностью явлений русской жизни, изучать их, пытаясь понять и затем делиться своими мыслями с читателями в форме «Дневника писателя». Диалогическое строение стало одним из главных структурных принципов «Дневника писателя» на всем протяжении издания.

«Дневник писателя» — одновременно отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и трибуна для изложения собственных убеждений. В 1874 году Достоевский отказался от редактирования журнала из-за осложнений отношений с издателем. В конце 1875 года работа над «Дневником» была возобновлена. «Дневник» имел колоссальный успех. Он побудил многих людей вступить в переписку с его автором. Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель.

По своим политическим взглядам Достоевский очень близок к славянофилам правого толка, порой даже сливается с ними, и в этом отношении «Дневник писателя» особого интереса не представляет; но он ценен, во-первых, воспоминаниями, во-вторых, как комментарий к художественному творчеству Достоевского: нередко находишь здесь намек на какой-нибудь факт, который дал толчок его фантазии, а то и более детальное развитие той или иной идеи, затронутой в художественном произведении; немало также в «Дневнике» превосходных повестей и очерков, порой лишь намеченных, порой вполне дорисованных.

Философское значение проекта Ф. Μ. Достоевского признавали многие русские мыслители. Уже младший современник и друг писателя философ Вл. С. Соловьев призывал видеть в Достоевском провидца и пророка, «предтечу нового религиозного искусства». В XX столетии проблема метафизического содержания его сочинений — это особая и очень важная тема русской философской мысли.

О Достоевском как гениальном художнике-метафизике писали многочисленные его современники. Подобная традиция прочтения творчества Достоевского отнюдь не превращала его в «философа», создателя философских учений, систем и т. п. «В историю русской философии Достоевский входит не потому, что он построил философскую систему, — писал Г. В. Флоровский, — но потому, что он широко раздвинул и углубил самый метафизический опыт… Достоевский больше показывает, чем доказывает… С исключительной силой показана вся глубина религиозной темы и проблематики во всей жизни человека».

Метафизические идеи и проблемы («проклятые вопросы») наполняют «Дневник писателя», становятся его неотъемлемым элементом («приключение идеи»), сталкиваются в полифоническом диалоге позиций и мировоззрений. Эта диалектика идей менее всего имела отвлеченный характер. Она в художественно-символической форме отразила глубоко личный, духовный, можно сказать, экзистенциальный опыт автора. Для Достоевского поиск истинных ответов на «последние», метафизические вопросы был смыслом жизни и творчества, и жанр дневника предоставлял особенные возможности для выражения подобных исканий.

Лев Шестов утверждал, что «с неменьшей силою и страстью, чем Лютер и Киркегард, выразил основные идеи экзистенциальной философии Достоевский. Оценки идейно-этической позиции, равно как и отнесение писателя к числу приверженцев того или иного философского направления, могут различаться, но несомненна лишь христианская сущность его учения, диалектическая последовательность в поиске ответов на вечные «вопросы совести».

Достоевский следует тем идеям, в которых обнаруживается суть христианства, христианской метафизики. Его христианское миросозерцание воспринималось далеко не однозначно: имели место как резко критические, так и исключительно позитивные характеристики.

Бесспорно, что, изображая в своих произведениях взлеты и падения человека, «подполье» его души, безграничность человеческой свободы и ее соблазны, отстаивая абсолютное значение нравственных идеалов и онтологическую реальность красоты в мире и человеке, обличая пошлость в ее европейском и российском вариантах, противопоставляя материализму современной цивилизации и разнообразным утопическим прожектам собственную веру в путь Церкви, путь «всесветного единения во имя Христово», Достоевский искал ответы на «вечные» вопросы, выразив с огромной художественной и философской силой присущий христианской мысли антиномизм, ее несводимость к каким-либо рациональным схемам.

Другие произведения автора (основные): «Бедные люди», «Дядюшкин сон», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» (1880).

Толстой Λ. Η

Царство Божие внутри нас.

Книга «В чем моя вера?» (1884)

Я верю в учение Христа, и вот в чем моя вера. Я верю, что благо мое возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа. Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно. Я верю, что и до тех пор, пока учение это не исполняется, что если бы я был даже один среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это учение, как ничего другого нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел дверь спасения.

Церковь, составлявшаяся из тех, которые думали соединить людей воедино тем, что они с заклинаниями утверждали про себя, что они в истине, давно уже умерла. Но Церковь, составленная из людей не обещаниями, не помазанием, а делами истины и блага, соединенными воедино, — эта Церковь всегда жила и будет жить. Потому люди этой Церкви не могут не исполнять этих заповедей и не учить других исполнению их. Мало ли, много ли теперь таких людей, но это — та Церковь, которую ничто не может одолеть, и та, к которой присоединятся все люди.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий русский писатель, публицист и религиозный мыслитель, принадлежавший к богатому и знатному роду, приобретшему выдающееся положение уже во времена Петра I.

Юность писателя прошла в Казани. В казанский период жизни писателя две его натуры — самолюбие и желание познания истины вступили в борьбу. Юноше страстно хотелось блистать в обществе, однако внешние данные с очевидностью препятствовали этой цели: он был некрасив, неловок и от природы застенчив.

Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза, а с 1843 года в среде студентов Казанского университета, пребывавшего в то время в не самом видном состоянии. Толстой провел два года на восточном факультете, два года — на юридическом, где преподавал выдающийся профессор, ученый-цивилист Мейер. Толстой одно время очень интересовался его лекциями и даже занялся сравнением «Esprit des lois» Монтескье и Екатерининского «Наказа». Однако вскоре ему надоело работать, и он лишь числился в университете, мало занимаясь и получая неудовлетворительные оценки на экзаменах.

Толстой бросил университет перед наступлением третьего курса, и с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне. О жизни писателя в этот период можно составить наиболее достоверное впечатление из рассказа «Утро помещика», если представлять за героем рассказа Нехлюдовым личность автора. Критики полагают, что Толстой оказался неспособен мыслить научно, то есть подчинять свою мысль результатам исследования, и этим обусловлена неуспешность его университетских занятий.

От астронома он требует указаний путей к достижению счастья человечества, а философии ставит в укор отсутствие тех осязательных результатов, которых достигли науки точные. Широко известны его попытки стать действительным отцом и благодетелем своих мужиков, проявившиеся в невиданной ранее барской филантропии, оказавшейся, впрочем, неспособной оздоровить безнравственный в основе крепостной быт, которые лишь подчеркивают, мягко говоря, нестандартность мышления писателя.

В увлечениях филантропией, музыкой и игрой, расстраивавшей финансовые дела, прошло четыре года жизни писателя, пока в Ясную Поляну не приехал служивший на Кавказе брат Толстого, Николай, с предложением последовать его примеру и поступить на военную службу.

Крупный карточный проигрыш в Москве помог решению уступить уговорам брата. Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в артиллерийскую воинскую часть. В глухой станице Толстой обрел лучшую часть самого себя: он стал писать ив 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую часть автобиографической трилогии «Детство».

Редактор «Современника» Некрасов, оценив литературные достоинства рукописи, написал ее автору любезное письмо, которое посодействовало продолжению литературных опытов: Толстой занялся продолжением трилогии, планами «Утра помещика», «Набега», «Казаков». «Детство», подписанное скромными инициалами Л. H. Т., имело чрезвычайный успех. На Кавказе вскоре произведенный в офицеры Толстой пробыл два года. В ходе Крымской войны (1853) Толстой перевелся в Дунайскую армию, с которой участвовал в ряде сражений и защите Севастополя.

Окруженный известностью и пользовавшийся репутацией храброго офицера, Толстой тем не менее «испортил» себе военную карьеру, сочинив песенку, имевшую шумный успех, но задевшую ряд важных генералов. После Севастополя Толстой был послан курьером в Петербург, где написал «Севастополь в мае 1855 г.» и «Севастополь в августе 1855 г.».

С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором был редактором и главным сотрудником. Журнал публиковал теоретические статьи, рассказы, басни.

В конце 1850-х годов Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шел уже четвертый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, что, увенчайся даже его любовь взаимностью, брак будет несчастливым и рано или поздно молодая женщина полюбит другого, тоже молодого и не «отжившего» человека. Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, «Семейное счастье», в котором сюжет развивается именно по этому пути.

В действительности роман Толстого разыгрался совершенно иначе. Три года вынесши в сердце своем страсть к Софье, Толстой осенью 1862 года женился на ней. На его долю выпала такая полнота семейного счастья, что он и вообразить не мог прежде. В лице своей жены он нашел не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни — время упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны материального благосостояния, величайшего, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

В течение первых 10–12 лет после женитьбы Толстой создал «Войну и мир» и «Анну Каренину», после чего писателя поразил духовный кризис. Личная трагедия писателя состояла в том, что, будучи в цвете сил и здоровья, он утратил способность к наслаждению благополучием; ему стало «нечем жить»: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом? Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!.. Как народ может достигнуть благосостояния? А мне что за дело?»

Естественным результатом явилась мысль о самоубийстве. Чтобы найти ответ на измучившие его вопросы и сомнения, Толстой прежде всего лихорадочно бросился в область богословия и написал и издал в 1891 году в Женеве соответствующее «Исследование догматического богословия», в котором подверг критике учение Макария (Булгакова).

Религиозно-философские искания Льва Толстого отличались последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере — на уровне здравого смысла) при объяснении фундаментальных философских и религиозных проблем и, соответственно, своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного «символа веры». Факт огромного влияния литературного творчества Толстого на русскую и мировую культуру бесспорен. Идеи же писателя вызывали и вызывают неоднозначные оценки. Они были восприняты как в России, так и в мире (в частности, очень серьезный отклик проповедь Толстого нашла у крупнейших деятелей индийского национально-освободительного движения). Однако в традиции представлено также широко критическое отношение к Толстому. О том, что Толстой был гениальным художником, но «плохим мыслителем», писали в разные годы известные философы, однако какими бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского учения, оно занимает уникальное место в истории русской мысли, отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на «последние», метафизические вопросы.

Серьезным оказалось влияние на молодого Толстого идей Ж. Ж. Руссо. Критическое отношение писателя к цивилизации, проповедь «естественности», вылившаяся в прямое отрицание значения культурного творчества, в том числе и своего собственного, во многом восходят именно к его увлечению Ж. Ж. Руссо.

Этическая доктрина писателя синкретична. Лев Толстой черпал вдохновение из различных источников — трудов Руссо, Шопенгауэра, Канта, из буддизма, конфуцианства, даосизма. Но фундаментом собственного религиозно-нравственного учения этот далекий от ортодоксальности мыслитель считал христианскую мораль, особенным образом этизируя ее. Христианство он сводил к сумме определенных этических принципов, допускающих рациональное обоснование. Этой задаче посвящены все религиозно-философские сочинения позднего Толстого — «Исповедь», «Царство Божие внутри вас», «О жизни». Отрицая мистическую сторону христианства, Толстой пришел к конфликту с Церковью.

Последнее крупное произведение Толстого — роман «Воскресение» поражает свежестью чувств и страстностью, на удивление проявленной автором в возрасте 70 лет. Наконец, завершающий этап творчества Льва Толстого ознаменован определением Святого Синода от 20–22 февраля 1901 года об отлучении писателя от Церкви: «доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Жизнь Толстого — это жизнь великого писателя и великого учителя света. Вехи его жизни лишь углубляют народное признание. И, когда произошел разрыв с Церковью, именно ему принадлежало безраздельное сочувствие народа. Обсуждались пророчества Толстого после широкого оповещения в прессе некоторых удивительных прогнозов. В своих предсказаниях писатель уже предвидел великую войну и другие общеизвестные события.

Свое мировоззренческое учение в книге «В чем моя вера?» Лев Толстой излагает путем выявления собственных жизненных заблуждений, представленных на суд людей через призму евангельского учения и поданных на суд читателя с откровенностью и раскаянием, которые должны быть присущи всякой исповеди. В отношении проявленной эмоциональной силы произведение «В чем моя вера?», возможно, превосходит другие, не менее значимые работы морально-религозного характера, не менее важные для прочтения: «Исповедь» и «Царство Божие внутри вас».

«Христос показал мне, что первый соблазн, губящий мое благо, есть моя вражда с людьми, мой гнев на них. Я не могу не верить в это и потому не могу уже сознательно враждовать с другими людьми, не могу, как я делал это прежде, радоваться на свой гнев, гордиться им, разжигать, оправдывать его признанием себя важным и умным, а других людей ничтожными — потерянными и безумными; не могу уже теперь при первом напоминании о том, что я не поддаюсь гневу, не признавать себя одного виноватым и не искать примирения с теми, кто враждует со мною.

Я знаю еще, какой соблазн приводил меня в него. Этот соблазн состоял в том, что я отделял себя от других людей, признавая только некоторых из них равными себе, а всех остальных — ничтожными, не людьми («рака») или глупыми и необразованными (безумными). Я вижу теперь, что это отделение себя от людей и признание других за «рака» и безумных было главной причиной моей вражды с людьми. Выше других людей будет стоять только тот, кто унизит себя перед другими, кто будет всем слугою. Только теперь я понимаю это и верю в это, и вера эта изменила всю мою оценку хорошего и высокого, дурного и низкого в жизни. Все, что прежде казалось мне хорошим и высоким — почести, слава, образование, богатство, сложность и утонченность жизни, обстановки, пищи, одежды, внешних приемов, — все это стало для меня дурным и низким.

Христос показал мне, что другой соблазн, губящий мое благо, есть блудная похоть, то есть похоть к другой женщине, а не той, с которой я сошелся. Зная теперь, что блудная похоть есть зло для меня, я знаю еще и тот соблазн, который вводил меня прежде в него, и потому не могу уже служить ему. Я знаю теперь, что главная причина соблазна не в том, что люди не могут воздержаться от блуда, но в том, что большинство мужчин и женщин оставлено теми, с которыми они сошлись сначала. Я знаю теперь, что всякое оставление мужчины или женщины, которые сошлись в первый раз, и есть тот самый развод, который Христос запрещает людям потому, что оставленные первыми супругами мужья и жены вносят весь разврат в мир. Я понимаю теперь слова Христа: Бог сотворил вначале человека — мужчиной и женщиной, так чтобы два были одно, и что поэтому человек не может и не должен разъединять то, что соединил Бог. Я понимаю теперь, что единобрачие есть естественный закон человечества, который не может быть нарушаем.

Христос открыл мне, что третий соблазн, губящий мое благо, есть соблазн клятвы. Я не могу не верить в это и потому не могу уже, как я делал это прежде, сам клясться кому-нибудь и в чем-нибудь и не могу уже, как я делал это прежде, оправдывать себя в своей клятве тем, что в этом нет ничего дурного для людей, что все делают это, что это нужно для государства, что мне или другим будет хуже, если я откажусь от этого требования. Я знаю теперь, что это есть зло для меня и для людей, и не могу делать его.

Но мало того, что я знаю это, я знаю теперь и тот соблазн, который уловлял меня в это зло, и не могу уже служить ему. Я знаю, что соблазн состоит в том, что именем Бога освящается обман. Обман же состоит в том, что люди вперед обещаются повиноваться тому, что велит человек или люди, тогда как человек не может никогда повиноваться никому, кроме Бога.

Христос открыл мне, что четвертый соблазн, лишающий меня моего блага, есть противление злу насилием других людей. Я не могу не верить, что это есть зло для меня и других людей, и поэтому не могу сознательно делать его и не могу, как я делал это прежде, оправдывать это зло тем, что оно нужно для защиты меня и других людей, для защиты собственности моей и других людей; не могу уже при первом напоминании о том, что я делаю насилие, не отказаться от него и не прекратить его.

Христос открыл мне, что пятый соблазн, лишающий менямоего блага, — есть разделение, которое мы делаем между своими и чужими народами. Я не могу не верить в это, и потому если в минуту забвения и может подняться во мне враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу уже в спокойную минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправдывать себя, как я прежде делал это, признанием преимущества своего народа над другими, заблуждениями, жестокостью или варварством другого народа; не могу, при первом напоминании о том, не стараться быть более дружелюбным к человеку чужого народа, чем к соотечественнику.

Но мало того, что я знаю теперь, что разделение мое с другими народами есть зло, губящее мое благо, — я знаю и тот соблазн, который вводил меня в это зло, и не могу уже, как я делал это прежде, сознательно и спокойно служить ему.

То самое, что прежде подрывало для меня истинность и исполнимость учения Христа, то, что отталкивало меня от него — возможность лишений, страданий и смерти от людей, не знающих учение Христа, — это самое теперь подтвердило для меня истинность учения и привлекло к нему. Я понял, в чем мое благо, верю в это и потому не могу делать того, что несомненно лишает меня моего блага.

Христианин только для того и знает истину, чтобы показать ее другим и — более всего — близким ему, связанным с ним семейными и дружескими связями людям, а показать истину христианин не может иначе, как не впадая в то заблуждение, в которое впали другие, не становясь на сторону ни нападающих, ни защищающих, а отдавая все другим, жизнью своей показывая, что ему ничего не нужно, кроме исполнения воли Бога, и ничего не страшно, кроме отступления от нее.

Всякое насилие: война, грабеж, казни происходят не вследствие неразумных сил природы, но производятся людьми заблудшими и лишенными знания истины. И потому чем большее зло делают эти люди христианину, тем более они далеки от истины, тем несчастнее они и тем нужнее им знание истины».

Другие важнейшие произведения автора: «Севастопольские рассказы», повести «Детство», «Отрочество», «Два гусара», «Юность», «Альберт», «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Дьявол», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Поликушка», «Казаки», «Кавказский пленник»; романы «Семейное счастье», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».

Ницше Фридрих

Человек есть нечто, что дол жно превзойти.

Книга «Так говорил Заратустра» (1885)

Ваши собственные чувства должны вы продумать до конца.

«Враг» должны вы говорить, а не «злодей»; «больной» должны вы говорить, а не «негодяй»; «сумасшедший» должны вы говорить, а не «грешник».

Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и дурные; государством, где медленное самоубийство всех — называется — «жизнь».

Если есть врагу вас, не платите ему за зло добром·, ибо это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал для вас нечто доброе.

Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и кротка она в своем блеске: дарящая добродетель есть высшая добродетель.

Некогда говорили: Бог, когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: сверхчеловек.

Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе — ему учит вас Заратустра.

Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье там, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом.

Фридрих Ницше (1844–1900) вошел в историю философии как многосторонняя личность — философ, филолог, литератор. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869–1879 годах был профессором классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью.

Жизнь Ницше, хоть он и ознаменовал своим появлением начало эпохи так называемой неклассической философии, не была чужда философии как образу жизни. Попытавшись доказать невозможность свободного творчества как творчества вне идеологии и вне власти, он продемонстрировал, что быть изгоем или безумцем становится неизбежным уделом философа уже в современном Ницше обществе.

Известный массовому читателю прежде всего как автор вызывающих афоризмов («Бог умер», «Все ложно! Все дозволено!», «Идешь к женщинам? Не забудь плетку!»), Ницше неоднократно обвинялся в нигилизме, или отрицании жизни. В то же время он имел множество сторонников, как раз в его учении эту самую жизнь и находивших. Каждая сторона приводит множество аргументов в защиту своей точки зрения. Поэтому единственный вывод, который уместно сделать в нашем случае, — творчество Фридриха Ницше должно быть принято к рассмотрению, как только мы займемся изучением книг, способных перевернуть наше представление о мире, как только начнем искать идеи для самосовершенствования личности.

Отстаивая независимость собственного мышления, Ницше критикует древнегреческую философию за создание «теоретического человека». Ницше не верит во всемогущество разума и осуждает позицию Сократа. По мнению философа, «теоретическому» человеку необходимо противопоставить человека «интуитивного», свободного творца, утверждающего жизнь посредством воли, а не научной истины. Из этого «интуитивного» человека со временем в творчестве Ницше вырос «сверхчеловек», та загадочная ипостась идеального человека будущего, которая вызвала наиболее ожесточенные споры и наиболее ожесточенную критику вокруг Ницше, бушевавшую долгие годы.

Греческая философия — не единственная культурная ценность, отвергнутая Ницше. Вслед за ней было отвергнуто христианство, само понятие бытия, включая основополагающий принцип его умопостижимости, затем последовала критика сознания, субъекта, разума, интеллекта и познания.

Не существует единого субстрата всех наших действий и мыслей, утверждает Ницше. Все человеческие состояния и переживания различны, в сознании человека возможно и должно обнаруживать множество субъектов. Познание иллюзорно. Вместо качества человек воспринимает разности количеств, а различия в восприятии определяются разницей в условиях существования. Такой приговор выносит Ницше ценности так называемого познания.

Субъекту Ницше противопоставляет аффекты и «телесную самость». Воля к власти вызывает всевозможные аффекты, утверждающие как стремление к творчеству, так и стремление к разрушению. Сила воли Ницше оценивается продолжительностью неосмысленного существования, которую может вынести человек. Поскольку аффекты (или сильные желания) регулируют всю жизнедеятельность человека, единственный смысл — тренировать свои аффекты, с развитием которых воля к власти должна лишь возрастать. Сверхчеловек, который должен прийти на смену человеку, — человек непревзойденной силы и страсти. Преодолеть человека — значит обрести позицию по ту сторону добра и зла.

Вообще заслуга Ницше перед философией огромна. Представив миру абсолютное противопоставление всей предшествующей философии, подобно зеркальному отражению цивилизации, он дал продолжающийся до настоящего времени стимул развития и совершенствования гуманитарной мысли. Старая философия возводила в абсолют статичное бытие, несбыточная философия Ницше — абсолютное становление. Все реально существующее в культуре Нового времени заняло серединную позицию, в той или иной степени смещенную к одному из полюсов.

Но Заратустра остался одинок. Выхода для свободомыслящего человека не обнаружилось.

Философские взгляды Ф. Ницше противоречивы и не могут быть сведены к чему-то единому. Помимо новаторства, точнее, революции взглядов, это послужило причиной сильного влияния произведений немецкого философа на последующее развитие философии, оформившейся в XX столетии в различные направления, каждое из которых обращалось к Ницше, но по-своему трактовало его учение. Экзистенциализм, прагматизм и «философия жизни» — важнейшие направления мышления в XX веке, черпавшие вдохновение в революционных идеях Ницше, занимавшиеся одновременно разоблачением человека и утверждением принципов, объединяющих общество, которое мы называем «современным».

Сами же труды Ницше, хотя уже и не выглядят современными, именно по той же причине разрозненности и многообразия, подобно памятникам восточной философской мысли (а в большинстве своем они и жанрово близки, представляя собой сборники коротких символических (аллегорических) повествований), остаются источником гениальных мыслей, каждая из которых может стать началом нашего глубокого преображения. Самое главное, чтобы принятых нами к исполнению мыслей было не слишком много, чтобы не повторить судьбу их великого генератора.

Книга «Так говорил Заратустра» впервые была издана в 1885 году. Это наиболее известное произведение Ницше и одно из наиболее известных и наиболее спорных философских произведений XX столетия. Идеями, изложенными в этой книге, как считается, открывается новая эпоха в мировой философии.

В первом издании книга насчитывала три части, написанные в течение нескольких лет. В дальнейшем Ницше намеревался написать еще три части, но закончил только одну, четвертую. После смерти Ницше книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в одном томе.

Книга рассказывает о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратустры). Важнейшей идеей романа является предположение о неизбежном эволюционировании человека в сверхчеловека. Здесь же впервые было высказано предположение о смерти Бога, сделавшее произведение «одним из ключевых текстов Нового времени» (Борис Гройс).

Другие произведения автора (основные): «Рождение трагедии из духа музыки», «Генеалогия морали», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Воля к власти».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить жизнь к лучшему предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я