В основе книги уникальный опыт практической тренинговой деятельности в области повышения эффективности руководителя и бизнеса. Коллектив авторов-практиков предлагает пошаговый механизм – алгоритм достижения как финансовых, так и личностных целей в условиях современного мира. Основная идея заключена в синтезе психологических, финансово- экономических и проектных подходов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и бизнес. Осознанные шаги в новой реальности. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Ценности
Главное — не забывать главного.
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»
При отборе кандидатов на вакансию или при беседе с предпринимателями, как правило, предлагается написать список из 7-10 личных ценностей. Многих это задание приводит в замешательство.
Кто-то определяет свои потребности, мотивы, личные качества, мысли, поступки. Кто-то обозначает свою полезность для общества в целом.
Мы не ставим своей задачей детально разобраться с терминологией: масса информации в свободном доступе поможет, при необходимости, вам ее изучить. Ценности дробятся и делятся по самым разным категориям: базовые, личные, нравственные и так далее. Здесь же под «ценностью» мы предлагаем понимать следующее: то, что наполняет нашу жизнь смыслом, помогает принимать решения и отвечать на внутренний вопрос «зачем?»
Какой жизни я хочу для себя? Чем важным она должна быть наполнена?
Какими качествами я должен обладать, чтоб создать такую жизнь?
Какой уникальный вклад я готов внести в мир?
Почему это для меня ценно?
Важно отметить, что выбирать наиболее резонансные ценности из 300 пунктов, отмечая их «галочками» — неэффективно и, скорее всего, не достоверно. Важно обнаружить ценность внутри себя, в своем личном мире, почувствовать и осознать ее. Только при выполнении этого простого условия ценность начнет «работать».
Предлагаем вам список сфер жизни, для которых необходимо определить собственные ценности.
1. Фундаментальные: здоровье, энергия.
2. Личностный рост: мышление, интеллект, духовность, хобби.
3. Отношения (с родителями, детьми, партнерами, друзьями, государством, миром).
4. Самореализация (в том числе все, что приносит деньги: бизнес, наем, стартап).
Например, в отношениях это может быть любовь, радость и счастье. А возможно, в отношениях для вас, прежде всего, важен личностный рост. В бизнесе — свобода, саморазвитие, видение, миссия и так далее. Сферы жизни — это условия, в которых проявляются индивидуальные ценности каждого.
Далее возникает резонный вопрос: а как все это связанно с моим бизнесом? Отвечаем: напрямую. В любой области жизни нашими решениями, поступками, действиями управляют наши же собственные ценности. Они же являются критериями эффективности тех или иных процессов.
Попробуем разобраться.
Начнем с сотрудников, с которыми вы строите или будете строить свою компанию.
Менеджмент XXI века сильно изменился. Сотрудник сегодня — это уже не винтик с должностной инструкцией, не ресурс, который нужно правильно использовать. Это человек со своей собственной картиной мира.
Следуя логике — компания — это не просто юридическое лицо (ООО, ОАО, ИП), это сообщество людей, индивидуальностей.
Истинное лидерство всегда было связано с ценностями человека. Задача лидера — руководить компанией в соответствии с ее стратегическим направлением и основными ценностями, которые разделяет весь коллектив, вся команда.
Для этого важно изначально принимать в свою команду людей с аналогичными взглядами на жизнь, со схожими ценностями. Ведь они будут транслировать, то, что создает ваша компания, во внешний мир, то есть — продавать вашим клиентам. Все прописать регламентами и должностными инструкциями невозможно. Если в команде сотрудничают люди с диаметрально противоположными взглядами на жизнь, почти наверняка, рабочий процесс будет отягощаться конфликтами, непониманием, разными трактовками одного и того же.
Сегодня в нашу жизнь плотно входит понятие «управление по ценностям». Век управления посредством инструкций остался в прошлом: их просто не успевают менять под непрерывно меняющуюся действительность. Также уходит в прошлое «управление по целям», особенно для молодежи: их это уже не вдохновляет. Важно отметить, что все вышесказанное не исключает ни постановки целей, ни создания правил и регламентов: все это очень важные и полезные вещи. При этом эффективное управление опирается на создание общей системы ценностей.
Достичь такого уровня управления возможно путем создания единой культуры ценностей компании, которая и напрямую, и опосредованно реализует повседневную деятельность сотрудников всех уровней. Таких сотрудников не надо контролировать, они сами себе ставят задачи, цели, доверие их мотивирует. Компания в целом имеет вовлеченный персонал и достигает всех намеченных показателей.
Теперь о клиентах. Посмотрите внимательно на то, что сейчас все больше транслируется в средствах привлечения клиентов: «Создадим вместе…», «Мы заботимся о…», «Мы за здоровый образ…». То есть происходит вовлеченность потребителя в некий важный процесс: приобретению той или иной услуги или продукта придается смысл, опирающийся на ценности. Ваш покупатель опосредованно становится частью команды, несущей эти ценности и действует (покупает) исходя из ваших общих смыслов: он выбирает тот банк, кафе, школу, где ему комфортно находиться, где его мысли и жизненные концепции находят отклик.
Как самому предпринимателю, так и команде комфортнее, радостнее и проще строить бизнес в соответствии с собственными ценностями. Бизнес выходит за рамки зарабатывания денег и становится чем-то, транслирующим в мир ваши смыслы. Но для этого необходимо определиться с ценностями.
Для исследования своей системы ценностей мы предлагаем воспользоваться методикой Петера Кенсока, профессора, консультанта и личного коуча руководителей крупнейших немецких и международных компаний, руководителя Института коммуникации и коучинга в Штутгарте.
Шаг 1. Заполните колонку № 1. Выпишите все, что вам нравится делать (не менее 20 пунктов) без расстановки приоритетов. Пишите все, что вызывает положительные эмоции. Например: читать книги, спать, путешествовать, проводить время с друзьями и т. п.
Шаг 2. К каждому пункту первой колонки задайте вопросы: «Почему (нравится читать книги)? Что это мне дает?». Ответы зафиксируйте в колонке № 3 «Ценности», их может быть несколько. Например, новые знания, новизна восприятия, развитие. Примеры ценностей: свобода, радость, семья, доверие, любовь, отдых, порядок, безопасность, карьера, честность, надежность, ответственность, спокойствие, уверенность и др.
Шаг 3. Переходим к заполнению колонки № 2, отвечая на вопрос: «Что меня раздражает?» (не менее 20 пунктов). Например, нечистоплотность, обман, безответственность, агрессия, одиночество, опоздания и т. п. Важно прочувствовать каждую эмоцию, выбрать наиболее окликающиеся вам (критерий — реакция в теле).
Шаг 4. Последовательно читайте выписанные во вторую колонку пункты и ставьте значок «*» около той ценности (колонка № 3), которая, как вы считаете, задевается в этот момент. Необходимо понимать, что раздражение — это реакция на нарушение нашей ценности: когда на нее нападают либо игнорируют. Проделайте эту работу, отвечая на вопрос: «Какая ценность нарушается?». Возможно окажется, что какой-то ценности нет в списке, добавьте ее в колонку № 3 и продолжайте. Разные раздражители могут задевать не одну, а несколько ценностей. В этом случае ставим значок «*» в каждом случае. Вероятнее всего, у вас получится по несколько «звездочек» у каждого пункта.
Шаг 5. Выпишите отдельно те ценности, которые набрали наибольшее количество
значков. Возможно, что какие-то из них вы объедините (по принципу: одна включает другую). Например, «новые знания» и «развитие» — в «развитие».
Шаг 6. Создайте топ-10 ваших ценностей, которые набрали наибольшее количество «звездочек». Сохраните этот список, для последующей работы.
Почему так важно детально разобраться с системой собственных ценностей? Как это может влиять на бизнес? Разберемся на конкретных примерах.
Одна из самых распространенных бизнес-услуг — организация питания в формате ресторана, кафе, столовой. Обратите внимание: каждая точка общественного питания имеет своих клиентов, отличается по концепции и целевой аудитории. Например, в кафе, где для владельцев бизнеса ключевой ценностью является СЕМЬЯ столики круглые, возможно, есть камин, уютный домашний интерьер, детское меню, услуга в помощь родителям: «накормим ребенка и сделаем с ним уроки» и так далее.
Другой вариант: хозяйка заведения обожает кошек. Каждый желающий может приятно провести время в компании большого количества котов, попавших сюда из приютов. Любого котика можно забрать домой. Проводятся лекции, мастер-классы, тематически связанные с содержанием и воспитанием домашних животных.
Третий формат кафе, где ключевая ценность собственника бизнеса — ТВОРЧЕСТВО. Необычный креативный интерьер, каждый столик — это уникальный дизайн, стаканчики для кофе с посланиями и тематическими рисунками, особенным образом оформленное меню. Здесь вы сможете сами приготовить себе салат, т. к. все ингредиенты лежат отдельно, на выбор можно воспользоваться соусами, маслами, добавками.
Пример с кафе — самый очевидный, наглядный. Однако, каждый бизнес, выстроенный на базе ценностей владельца, опирающийся на его жизненные смыслы, автоматически становится уникальным и четко ориентируется на определенного потребителя.
Итак, вернемся к нашему списку. Мы имеем топ-10 собственных ценностей. Выберете из него 2–3 ключевые. Для этого напишите каждую ценность на отдельном листке бумаги, затем разложите на две группы, задавая себе вопрос: «Если бы мне пришлось выбрать из этих двух ценностей, то я бы выбрал эту…» до тех пор, пока в одной группе не окажутся 2–3 самые важные для вас ценности. Это то, что должно быть 100 % учтено при ответе на каждый вопрос о вашей компании. Это то, что необходимо обозначать на собеседовании с соискателями, то, что должно быть «вшито» в представление вашего бизнеса, то, на что вы будете привлекать «своих» людей.
Теперь, когда вы исследовали свои ценности, не спешите все сразу исправлять в своей компании, и раздражаться, что вы этого не делали раньше. Как правило, вы это делали, но не осознанно и не отдавая себе в этом отчет. Особенно если вы строили свой бизнес «с нуля» сами. Если же купили готовый, то, скорее всего, выбрали тот, который вам был близок, соответствовал вашей системе ценностей. И даже если вы поймете, что это не так, почти всегда можно не ломать, а всего лишь дополнить или изменить детали. Ведь ценности проявляются именно в деталях, в тонкой настройке.
Для того что бы понять, что именно необходимо дополнять и перестраивать ответьте (обязательно письменно) на следующие вопросы.
Комфортно ли вам каждый день приходить в свою компанию? Что особенно вас радует там каждый день? Какую вашу ценность это поддерживает?
Есть ли что-то, что вас раздражает? Выводит из себя? Это конкретное правило? Деталь? Может быть, человек? Проверьте, по какой ценности вы не совпадаете? Как вы можете это изменить или договориться о каком-либо правиле с этими людьми, чтобы изменение соответствовало вашим ценностным приоритетам.
На что вы давно не обращали внимания? Что стараетесь игнорировать или не замечаете в рутине? Как можно внести то, что вас вдохновляет, добавить радости в повседневность?
Задайте себе собственный вопрос о связи ценностей и бизнеса.
Найдите несколько минут свободного времени в своем дне и фокусируйте внимание на вопросе: как еще я могу привнести свои ценности в бизнес? Как сделать это наиболее экологично? Вы обнаружите, как это действие начнет наполнять вас энергией, а это самое важное и ценное, что вы можете сделать для своей компании: быть наполненным, энергичным, радостным. Так, как правило, и происходит, если человек живет в соответствии со своими ценностями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я и бизнес. Осознанные шаги в новой реальности. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других