Психология жизни моей, или Моя лирика как самотерапия

Василий Пьянов, 2023

Эта книга для тех людей, которые хотят изменить свою судьбу, но пока не понимают, как это сделать и зачем. Вообще, изменить судьбу можно только лишь в одном случае – взять ответственность за свою жизнь на себя. Начав менять свою судьбу. Думаю, вы поймете, что счастье от вас никуда не уходило – оно внутри вас. Просто так случилось, что своё счастье вы когда-то заперли своими руками, а ключ от заветной двери забыли, куда положили. Но, найдя ключ от запертой двери, вы сможете выпустить своё счастье на волю и познакомиться с ним.Весь изложенный материал в книге проверен на себе, он помог мне изменить мою жизнь в лучшую сторону! Мин нет! В действительности у меня получилось стать тем сапожником (или строителем), но только с сапогами (или с домом).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология жизни моей, или Моя лирика как самотерапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Осторожно! Человек — существо словесное! На страницах этой книги идёт игра слов!

Слово может ранить, слово может исцелить, слово может убить, а может оживить.

Светлая память об М. Е. Литваке навсегда останется в моём сердце, будет жить в его работах, идеях и трудах его учеников.

Слово «самотерапия» звучит странно, не так ли? Microsoft Word это слово подчеркивает красным: мол, нет такого слова. На самом деле столь странное слово «самотерапия» есть. И, на мой взгляд, грош цена той психотерапии, что не становится самотерапией.

Чем больше я узнавал, как работают законы психологии, тем больше я понимал и осознавал серьёзность и ответственность за свою жизнь и жизни моих близких.

НО, если Вам НЕ хочется брать ответственность за свою жизнь на себя (это трудно, болезненно, неловко, жутко, незнакомо) и Вам куда проще скинуть её на других (сначала на родителей, потом на мужей/жён, детей, руководство/подчинённых, правительство или время), тогда эта книга НЕ для Вас. НЕ тратьте на неё своё время и свои деньги.

Эта книга для тех людей, которые хотят изменить свою судьбу, но пока не понимают, как это сделать и зачем. Вообще, изменить судьбу можно только лишь в одном случае — взять ответственность за свою жизнь на себя. Начав менять свою судьбу. Думаю, Вы поймете, что счастье от Вас никуда не уходило — оно внутри Вас. Просто так случилось, что своё счастье Вы когда-то заперли своими руками, а ключ от заветной двери забыли, куда положили. Но, найдя ключ от запертой двери, Вы сможете выпустить своё счастье на волю и познакомиться с ним.

P. S. Весь изложенный материал в книге проверен на себе, он помог мне изменить мою жизнь в лучшую сторону! Мин НЕТ! В действительности у меня получилось стать тем сапожником (или строителем), но только с сапогами (или с домом).

Вопросы, пожелания и мнения о сборнике стихов Вы можете направлять на электронную почту club-SSSR-RU@yandex.ru (IP отправителя будет записан). Это позволит нам сделать сборник лучше, так как нет ничего лучшего, чем конструктивная обратная связь от читателя.

Заранее Вам благодарны!

Предисловие к сборнику

…Без особых доказательств очевидно, что психология — будучи наукой о душевных процессах — может быть поставлена в связь с литературоведением. Ведь материнское лоно всех наук, как и любого произведения искусства, — душа. Поэтому наука о душе, казалось бы, должна быть в состоянии описать и объяснить в их соотнесенности два предмета: психологическую структуру произведения искусства, с одной стороны, и психологические предпосылки художественно продуктивного индивида — с другой. Обе эти задачи в своей сущности различны.

…Психологический подход к литературному произведению отличается от литературного подхода. Ценности и факты, имеющие значения для первого, могут оказаться для второго как бы несущественными; так, сочинения весьма сомнительной литературной ценности нередко представляются психологу особо интересными. Так называемый психологический роман не даёт ему так много, как ожидает от него литературный подход. Такой роман, если его рассматривать как замкнутое в себе самом целое, объясняет себя самого, он есть, так сказать, своя собственная психология, которую психологу остаётся в лучшем случае дополнить или подвергнуть критике, в ходе чего особо важный в данном случае вопрос — что заставило именно этого автора создать данный труд — отнюдь не получает ответа…

Отрывок из статьи Карла Густава Юнга[1] «Психология и поэтическое творчество»

Начинать всегда трудно, по крайней мере, мне лично. Чистый лист открытого документа на экране монитора вводит меня в ступор. Вроде идея сборника стихов обдумана, составлен целый план. Но вот написать первое предложение или первый абзац никак не получается. Смотрю в экран монитора… Завис… Потихоньку начинаю заниматься разминкой пальцев… Пальцы начинают бегать по клавиатуре с одной клавиши на другую — типа физкультуры. Вот на пустом экране появился текст. В голове появилась мысль, с которой я уже могу начать свою первую серьезную работу. Да и белый лист, кажется, не совсем уже белый. Что это, страх белого листа? Про страх белого листа на просторах сети Интернет гуляет одна шутка, что писатель — это человек, которому писать труднее, чем обычным людям. Придётся проверить на себе, ведь я не писатель, я инженер-строитель. Да, на секундочку, ведь и моя мама тоже инженер-строитель.

Во времена моих родителей чтение являлось одним из самых распространенных видов досуга. Очень приятным и полезным досугом, надо сказать. Сейчас же книгу чаще заменяют электронные устройства — смартфоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры и аудиоплееры, или же полноценному чтению современные люди предпочитают лишь короткие выдержки и цитаты из книг. В сборнике стихов я постарался учесть потребности современного читателя.

Итак, у Вас, читатель, в руках небольшая книжка. Книга для всех и ни для кого, книга о чём-то и ни о чём, книга без начала и какого-то логического окончания. Одним словом, это странная книга. Можно даже сказать, что на книгу она не претендует. Но всё же, если приглядеться, в ней можно разглядеть книгу, не так ли? В сей книге находится небольшой результат творческого и жизненного пути двух НЕпоэтов — сына и матери. Прежде чем Вы возьметесь за её прочтение, хочу сказать несколько вступительных слов.

На написание этой работы меня вдохновило множество прекрасных книг. Читая системно книги, я понимал, что чтение литературы (начиная со специально подобранной по психологии и заканчивая художественной) оказывает на меня психотерапевтическое воздействие, и мне становилось легче и понятнее жить. Читая книгу Ирвина Ялома[2] «Шопенгауэр как лекарство», я узнал, что фактически в психологии существует такое понятие, как библиотерапия[3] (ранее об этом я прочёл в статье М. Е. Литвака «Сам себе психотерапевт», но в тот момент не придал этому значения). После года чтения я не изменил свою жизнь кардинально, но зато сделал несколько ценных открытий для себя. Во-первых, я понял, что стою на правильном пути, а во-вторых, что психология — это действительно моё.

В своей работе мы постарались изложить непростые мысли простыми словами как простых, так и не непростых людей. К непростым я отношу научные труды, которые стоит прочесть и воспринять их вне зависимости от Вашей сферы интересов, специализации и тому подобных причин. Вообще, мой внутренний мир против подхода «я гуманитарий, мне эти физики ваши не нужно знать», «я не психолог, зачем мне всё это?», и так далее, и тому подобное. Тем самым общее образование отдаляется от нас, ведь именно в нём скрыт таинственный смысл. Лишь поэтому после каждого стиха я решил привести статьи и отрывки из книг замечательных людей. Для того чтобы Вы, читатель, смогли окунуться в удивительный мир под названием «Психология» и открыть в нём для себя что-то новое и прекрасное.

Сборник стихов, который Вы, читатель, сейчас держите в руках, не был бы написан, если бы:

1) меня устраивала моя судьба, то есть ежедневные события в жизни не ставили под сомнение её ценность;

2) я не хотел стать достойным счастья;

3) я не стремился стать авторитетом, прежде всего в семье;

4) я не стал объектом перевоспитания (перевоспитание возможно только при помощи самовоспитания. Человек может перевоспитать только одного человека — самого себя. Следовательно, я был вынужден проявить интерес к объекту перевоспитания, который всегда находился у меня под рукой, то есть к самому себе);

5) не существовало тревоги и озабоченности за будущую свою и близких жизнь;

6) я много лет не изучал труды в области психологии;

7) я не стремился показать, что наука открыта для любого, обладающего минимальной любознательностью, возможностью задавать самому себе вопросы;

8) я хотел оставаться невротиком[4] с «отвисшей челюстью».

Всему перечисленному хочу подвести итог словами психотерапевта М. Е. Литвака[5]:

«…Человек хочет быть счастливым. Что же для этого надо делать? Прежде всего, не стремиться к счастью, ибо оно, как и авторитет, и любовь, и радость, является побочным продуктом правильно организованной деятельности. Следовательно, надо стать достойным счастья, т. е. необходим личностный рост. На этом пути вы приобретете собственный стиль, собственный почерк, и вас не спутают с другими, ибо «быть — значит отличаться». Ведь в каждом человеке заложен алгоритм удачи. И если Вам не нравится ваша судьба, измените её. Помните, у Козьмы Пруткова[6]:"Если хочешь быть счастливым, будь им!"…»

На страницах сборника представлен один из отрезков жизни нашей семьи — длиной в семь лет. На данном отрезке были свои трагедии, своё счастье, взлёты и падения, ненависть и злость, и прочие чувства, присущие каждому живущему человеку. На мой взгляд, на этом отрезке нам посчастливилось прожить и осознать то насущное, с которым сталкивается всё наше человечество, а именно любовь, время и смерть.

Стихи, вошедшие в сей сборник, написаны в один из важных периодов моей жизни, период становления меня как личности, то есть когда я боролся за то, чтобы стать самим собой. Да, наверняка я проявляю наглость, что описываю в стихах свои мысли, которые, как мне кажется, присущи человеку в процессе его становления как личности. Ведь я убежден, что мое восприятие процесса становления личности нечёткое и неполное, так как его понимание и осмысление в каждый момент времени меняется под разными углами.

Карл Р. Роджерс[7] по этому поводу говорил следующее:

«Становление личности, это когда принимаешь, что ты — это поток становления, а не законченный продукт. Это значит, что человек — это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик».

Большинство представленных стихов, на мой взгляд, по содержанию глубоко психологичны, ведь в них отражены жизненный опыт, определённые потрясения, страстные переживания. Одним словом, в них показаны фрагменты человеческой судьбы и фокусы нашего бессознательного[8].

Немного в сторону и о науке

Большая часть психической жизни человека протекает вне нашего сознания, то есть является бессознательной. Метод исследования бессознательного был назван психоанализом. Открытие З. Фрейда[9], посвятившего свою жизнь исследованию бессознательных процессов, в том, что он нашел метод, с помощью которого можно понимать бессознательное, а значит и управлять им. З. Фрейд назвал этот метод техникой свободных ассоциаций, а также он назвал это «лечением разговором», или «лечением правдой». «Лечение разговором», поскольку аналитик предлагает пациенту говорить вслух все мысли, которые ему приходят в голову, то есть просто говорить.

Что же такое психоанализ?

Этот простой вопрос, на первый взгляд, не имеет однозначного ответа. З. Фрейд, впервые употребивший этот термин, на требование дать четкий ответ на данный вопрос счел необходимым выделить три различных смысла этого термина. Психоанализ, как заявил З. Фрейд в энциклопедической статье 1922 года, это, во-первых, способ исследования психических процессов, иными словами — недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанных на этом исследовании; в-третьих, ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения; эти понятия сообща формируют облик новой научной дисциплины.

В моём понимании, психоанализ — это метод психотерапии, метод понимания и лечения внутреннего мира человека, а также метод исследования детского развития. Психоанализ, в конечном счете, должен вывести пациента из глубин бессознательного и направить на путь сознательного, или, проще говоря, пациент вынужден осознать себя самого. Пациент вынужден принять как окружающий его мир, так и свой внутренний мир, а психоанализ как раз и помогает в этом, отыскать первопричины или истоки проблем, конфликтов и болезней. В глубине памяти, в своеобразном «хранилище», то есть в бессознательном мире пациента находятся его детские переживания, опыт различных ситуаций, отношений. Особенность бессознательных переживаний в том, что мы можем о них и не помнить, но «Оно», а именно бессознательное, помнит всё и влияет на нашу жизнь. Бессознательные психические силы управляют человеком, как марионеткой, а он даже и не ощущает этого и не осознает того, что бессознательное предопределяет многие важные решения. Например, выбор супруга или супруги, друзей, карьеры, стиля жизни, и даже болезни могут определяться также с помощью нашего бессознательного.

Недостаточное понимание собственных бессознательных побуждений приводит к тому, что люди снова и снова попадают в сходные неприятные ситуации, сталкиваются с одними и теми же конфликтными отношениями; другими словами, наше бессознательное водит нас по кругу, но каждый из последующих витков становится только хуже. Это влечет за собой неудовлетворенность своей жизнью, одиночество, проблемы со здоровьем. Психоанализ как раз и позволяет пациенту в диалоге с аналитиком выявить неосознанные потребности, побуждения, желания, чтобы пациент был способен лучше решать возникшие проблемы, получать больше удовольствия от своей жизни. Психоанализ как раз и должен привести пациента к простейшей эмоции, эмоции интереса, конечно же, интереса, в первую очередь, к самому себе.

О психоанализе можно рассказывать долго и написать много, но всё же предлагаю закруглиться и вернуться к вступительным словам о сборнике. Ведь разбор психоанализа не входит в программу сборника стихов. Пожалуй, оставим изучение психоанализа для внеклассного чтения.

Итак, продолжим!

В стихах описаны психологические состояния и их переходы в зависимости от ситуаций, в которые попадают авторы. На мой взгляд, в стихах можно проследить как теоретические, так и практические основы психологии. Что, в свою очередь, позволяет сопоставить личность и опоясывающий мир человека с более чуткими мирами, а именно: чувств, разума и морали. Позволю себе немного юмора о том, что авторы уже дали пищу для размышления психологу и готовы к его выводам и рекомендациям.

Сборник стихов включает в себя больше наших с мамой внутренних переживаний, чем рассуждений о других. Стихи написаны в разные периоды нашей с ней жизни, которые связаны с пониманием и её осознанием. Лично мне трудно говорить о внутреннем мире другого, но легко говорить о своём, хотя это было достигнуто не сразу. Много времени у нас ушло на то, чтобы открыто и свободно говорить о своих внутренних переживаниях друг другу, да ещё иногда и в стихах. На мой взгляд, не говоря открыто о своих переживаниях с близкими, мы, люди, как раз и упускаем ту самую возможность быть самими собой. Ведь говорить открыто о своих переживаниях на самом деле не так-то трудно. Но самое главное, что это ещё и полезно, а врать себе и прятать свои переживания — иррационально (или просто контрпродуктивно).

Когда у меня начали складываться стихи, я понял, что вынужден их записывать, вынужден стремиться сделать их лучше. Через некоторое время, когда стихов становилось больше, я начал показывать их своей маме, которая, как оказалось, когда-то давным-давно тоже увлекалась их написанием. Читая их, она по-доброму отшучивалась: «Слог — как у Маяковского!» После шли долгие дискуссии о стилистике и их подаче. Одним словом, так моя мама стала редактором и корректором моих стихов, а также автором своих.

Некоторые знакомые говорили, что написание стихов — дело сугубо личное, напоказ выставлять их не следует. Другие, напротив, говорили, что наши стихи надо в печать, так как они написаны простым и доступным языком. Со своей стороны могу лишь сказать, что они не просто написаны, это было на самом деле прожито, а потом уже записано на бумаге.

Внутренний мой голос всё-таки привел меня к этому сборнику. Как он получился — судить Вам, читатель! Всё в нём, от обложки до содержания, я сделал так, как велел мне мой внутренний голос. Каждый человек по жизни вынужден прислушиваться к своему внутреннему голосу, голосу своей совести, своего истинного «Я». Внутренний голос не может обмануть и направить нас на ложный путь, его просто необходимо научиться слышать и принимать. Ведь он исходит из самых глубин сердца и позволяет увидеть истинную картину мира. В любой, в самой трудной ситуации в жизни можно и нужно слышать подсказку внутреннего голоса.

Этим сборником стихов я хочу предложить Вам, читатель заострить внимание не на моей семье и на её ошибках, ведь ошибок в каждой семье предостаточно, а задуматься о Вашей семье и о любви к ней и тем самым позволить себе взглянуть на себя со стороны. Взглянув на себя, Вы, читатель, быть может, задумаетесь: «А что я знаю о себе и о своей психологии? Насколько я самостоятелен в своих суждениях? Как влияют на меня другие люди?» Ведь что является важным для семейной жизни? Общность взглядов. Ещё Экзюпери[10] сказал: «Любовь — это не когда смотрят друг на друга, но когда смотрят в одном направлении». Если в наших семьях имеются расхождения во взглядах, то Вы будете расти в одну сторону, а Ваш партнёр — в другую. Поэтому разные точки зрения в семье вредны. Ведь насколько ценности совпадают в семье, настолько долго семья и будет вместе. Об этом говорил и А. В. Петровский[11]:

«Ценностно-ориентационное единство в коллективе — это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности».

Этот сборник стихов не совсем про меня, не про мои какие-либо достижения, этот сборник всего лишь про то, что каждый из нас может изменить себя, что каждый из нас может чего-то достичь в этой жизни, но при одном условии: что стратегия его жизни — это жить для себя. Именно для себя, а не для кого-то из своего окружения, ведь только сделав полезное себе, ты сможешь понять, как сделать полезное для окружающих. Итак, хочешь быть полезным для других — живи для себя.

«Но цветок ответил:"Ты — дурак. Неужели ты думаешь, что я цвету для того, чтобы на меня смотрели? Я цвету для самого себя, а не для других, ибо мне это нравится: моя радость, мое наслаждение в том, что я цвету и живу"», Артур Шопенгауэр[12].

На мой взгляд, о мысли, что жить нужно для себя, ещё хорошо сказал М. Е. Литвак, мне импонирует его высказывание:

«…Не думай о деле, а думай о себе. Дело от этого только выиграет, а ты тем более.

Я писатель, но думаю только о себе и о получении для себя большого количества благ. Могу я их получить только в том случае, если мои книги принесут тебе пользу. Вот почему я стараюсь их писать как можно лучше и каждый раз прошу тебя воздержаться от покупки, если у тебя есть хоть малейшие сомнения в целесообразности её приобретения.

Если я думаю о себе, то всегда буду работать в полную силу независимо от того, заплатили мне много, или мало, или вообще не заплатили. Даже оказавшись без работы, я всё равно буду трудиться, чтобы шлифовать старые навыки и приобретать новые. Если этого не делать, произойдет деквалификация, и когда представится случай получить работу, я им не смогу воспользоваться»

Написав сборник стихов, я ничего не смог открыть для этого мира нового, не сделал какого-то прорыва в науке и не полетел первым в космос. Вообще, если сказать откровенно, всё придумано до нас, и придумать что-то новенькое весьма сложно, об этом говорили еще братья Стругацкие[13]:

«Ничего нельзя придумать. Всё, что ты придумываешь, либо было придумано до тебя, либо происходит на самом деле».

Пожалуй, кроме одного!

Я смог открыть себя для себя. Конечно, не могу утверждать, что на все сто процентов, но я и тому рад, так как смог посмотреть на себя и свою жизнь по-другому — со стороны. Хотя одно время я вообще был далёк от сегодняшней своей жизни и даже не мог представить, что я могу быть другим человеком. А теперь я смог увидеть окружающий меня мир совершенно в других цветах и тонах, и, как мне кажется, даже почти в истинных, без каких-либо примесей. По-моему мнению, лучше прожить один день, осознав себя, чем всю жизнь прожить, не поняв, что ты жил.

Я нашел пользу для себя в том, что научился пользоваться тем материалом, который лежит у меня под ногами, и не изобретать «чёртового колеса». Наверняка это самое ценное и единственно правильное решение, что я смог придумать для себя — это взять и воспользоваться тем, что изобрело человечество. Таким образом, это и стало самым гениальным моим изобретением, которое я смог выдумать, опять же для себя.

Несмотря на издание сборника стихов, поэтом я себя НЕ считаю и ни на что НЕ претендую. Да, мне трудно подбирать нужные слова, чтобы передать мои ощущения от процесса работы над сборником, но скажу лишь, что у меня возникают ощущения приобщения, радости и сопричастности к творчеству великих авторов. Для себя я решил: «Пусть то, что напишется, и будет нашим сборником стихов, чем бы он ни был — доверюсь внутреннему голосу!» Просто иногда я испытываю такие эмоции, такой интеллектуальный инсайт[14], что мурашки по коже идут (иногда размером со слона — ☺), и пока ты слова не положишь на бумагу, тебя не отпускает.

Скажу лишь одно: «Цените свою жизнь; не предавайте самих себя и свои мечты и желания; будьте открыты любому опыту; мужественно и всецело принимайте все сложные испытания и горечь переживаний, которые к нам приходят; не отрекайтесь от любой черты своего характера или «инаковости» (отличие, неодинаковость) от другого человека». И ещё: я верю в то, что данный сборник стихов, подскажет Вам, читатель, как Вы уникальны. Ведь ценность каждого человека заключается в следующем: каков бы ни был человек, он уникален по-своему.

Вообще, если посмотреть, то на сегодняшний день полки в книжных магазинах ломятся от книг на тему развития, родительства и воспитания. Но позволю себе наглость и скажу, что наш сборник стихов — это книга о чём-то большем. Возможно, я не прав, но именно сейчас я думаю именно так. Кроме того, хочу сказать, что предполагается продолжение данной книги, так как авторские материалы далеко не исчерпаны.

Закончить предисловие хочу афоризмом М. Е. Литвака:

«Если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открытия нет», — а также его статьей о том, «Как стать богатым и знаменитым ещё при собственной жизни (пособие для гениев, но может пригодиться талантам и просто способным, а также вылечившимся от невроза)».

«Гений не принадлежит себе — это рупор Бога», — писал неизвестный автор. Прежде чем начать изложение, хочу посоветовать гениям жить нормальной человеческой жизнью и не пытаться делать каких-либо открытий. Не волнуйтесь за человечество! Если открытию суждено выплыть на свет божий, то это сделают и без вас. Вы думаете, что если бы Колумб не открыл Америку, то этого не сделал бы кто-нибудь другой? Уверяю вас, её открыли бы и без него. Если бы он был истинным гением, он прожил бы долгую незаметную счастливую жизнь и умер бы в кругу семьи в возрасте 80–90 лет, а может быть, прожил и дольше. И не трепал бы им нервы дальними путешествиями, жена его была бы сексуально удовлетворенной, а дети воспитывались бы под присмотром умного отца. Наверное, он оставил бы своим близким и неплохое состояние. Истинно гениален тот, кто так и поступает. А если уж сделал великое открытие, то лучше опиши его на бумаге и никому о нем не рассказывай. Эти мысли у меня возникли после знакомства с одним юмористическим рассказом «Правила для начинающих авторов» (1885) одного малоизвестного врача и великого писателя А. П. Чехова.

Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши!..» Если же, несмотря на такую экзекуцию, оный младенец станет проявлять писательские наклонности, то следует попробовать ласку. Если же и ласка не поможет, то махните на младенца рукой и пишите: «Пропало». Писательский зуд неизлечим.

То же самое относится и к стремящимся к великому открытию. Клиническая практика показала, что ласка не только не отваживает от желания придумывать принципиально новое, но, наоборот, подталкивает на этот скользкий путь. Поэтому я предлагаю не тратить зря время на ласку, а интенсифицировать наказания. С моей точки зрения, каждого ребенка с момента его рождения надо сечь каждый день и хотя бы один раз в день повторять: «Будь как все! Не высовывайся! Не делай великих открытий!»

Почему так следует поступать с каждым? Потому что наукой установлено, что каждый из нас рождается гением. Ведь, как я уже говорил, каждому из нас во время нашего зачатия, когда мы были еще сперматозоидами, удалось победить 99 999 999 братьев и сестер. А статистика показывает, что гений рождается один на 100 000 000. Конечно, во время того, как наша мама выращивала нас у себя в животе, кое-кто этой гениальности лишился. А кое-кто лишился её в процессе родительского воспитания. Некоторыми гениями родители не занимались, и, следовательно, они (гении) таковыми и остались. В частности, в семье А. С. Пушкина старшая дочь была любимицей отца, а младший сын — любимцем матери. Предоставленный самому себе Александр Сергеевич Пушкин лет до шести-девяти развивался фактически сам по себе. А после этого возраста гениальность выбить уже не удается. И нам повезло, что из Пушкина родителям не удалось выбить её. Для самого же Александра Сергеевича было бы лучше, если бы они гениальность у него выбили, тогда, может быть, он прожил бы лет 70. Правда, мы о нем ничего бы не знали.

Обычно, когда родители начинают гениальность выбивать, ребенок из гения превращается в талант. Многие родители на этом не успокаиваются. С талантом тоже хлопот не оберешься.

Хочу заметить тем, кто пытается выбить из ребенка гениальность: она может в процессе этого «прорваться вбок» в виде «гениальных» болезней типа невроза с такой яркой и неповторимой симптоматикой, с которой не могут разобраться даже опытные врачи, а сам пациент достигает своей вожделенной мечты — стать известным и знаменитым. «Сам профессор Н. занимался мною и не смог меня вылечить!» — с гордостью заявляет он своим близким или очередному врачу, провоцируя последнего на длительную и бесплатную работу с собой.

Я занимаюсь лечением больных неврозами. Если лечение проходит успешно, то гениальность восстанавливается. Вот поэтому я и пишу не только для гениев, но и для больных неврозами. Ведь когда они, выздоровев, попытаются эту гениальность реализовать, они должны уметь вести себя так, чтобы их гениальность не забили, но теперь уже не родители, а взрослые «дяди» и «тети». Эти бьют покрепче, чем мамы и папы. Вспомните судьбу многих гениев, из которых родителям не удалось выбить гениальность: тот же А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. С. Высоцкий и многие другие.

Но продолжим рассказ о типичной судьбе таланта. Он тоже забивается, и человек становится способным. Это уже несколько терпимее для окружающих, ибо способный человек только старается усовершенствовать известное, не пытаясь придумать принципиально новое.

Дорогой мой читатель, если ты смог дочитать до этого места, то как минимум способности у тебя ещё выпирают, и может возникнуть желание вытащить из глубин своей личности забитый ранее талант, а может быть, и гениальность. Так что дочитай уж до конца эту статью. Это поможет тебе избежать многих неприятностей, а может быть, стать богатым и знаменитым ещё при собственной жизни.

Хочется заметить, что и способный человек может вызвать у окружающих неудобства. Поэтому нередко его продолжают воспитывать до того, что он становится серятиной или тупицей. Когда ребенку исполняется семь лет, к этому делу подключается школа — естественно, плохая. А вот хорошая может даже разобрать завалы, сделанные родителями и детским садиком. Но, к сожалению, многие учителя, также забитые гении, только увеличивают эти завалы, и из-под них гениальность в виде тяжелого невроза только подает сигналы о том, что она еще дышит.

Я сейчас расскажу вам, как это происходит. Дело в том, что некоторые учителя требуют от ребенка не просто правильного выполнения задания, но и выполнения его именно тем способом, которому обучают они. Тем самым выбивается творческий потенциал. Как-то помогал я решать арифметическую задачу своему сыну, когда он учился во втором классе. Сын сказал, что я решил неправильно, хотя ответ совпадал. А я просто решил ее другим способом, так как не знал способа, которому обучала его учительница, и считал, что нет разницы, каким способом решена задача, лишь бы она была решена правильно. Как ты думаешь, получил ли сын замечание от учительницы? Конечно! Тогда я вспомнил, что, когда мы учились в институте, то, готовясь к экзаменам, выясняли, как тому или иному преподавателю надо отвечать на тот или иной вопрос. Это знание имело большое значение для получения хорошей оценки.

Кстати, мои попытки организовать семинары для учителей школ по психологии педагогического процесса окончились полной неудачей, хотя проводил я их бесплатно. Они считали это глупостью и советовали мне самому преподавать в школе. Я последовал этому совету — стал преподавать психологию в 10-м классе школы и убедился, что учитель очень много может сделать. Свои впечатления и методы работы я описал в книге «Психотерапевтические этюды».

Если твоим родителям и учителям не удалось сделать доброе для тебя дело — отвадить от желания творить, то помни, что желание творить, как и писательский зуд, неизлечимо. И здесь правила, предложенные А. П. Чеховым начинающим авторам, подходят и для начинающих творцов, поэтому привожу эти правила полностью. А ты уж, дорогой мой читатель, сам «приложи» их к своему увлечению или страсти (всё-таки пишу-то я ведь для гениев).

Привожу эти правила с некоторыми сокращениями.

1. Следует помнить, что случайное авторство и авторство а propos (между прочим) лучше постоянного писательства. Кондуктору, пишущему стихи, живется лучше, чем стихотворцу, не служащему в кондукторах.

2. Следует зарубить себе на носу, что неудача на литературном поприще в тысячу раз лучше удачи. Первая наказуется только разочарованием да обидною откровенностью почтового ящика, вторая же влечет за собою томительное хождение за гонораром, получение гонорара купонами 1899 года, «последствия» или новые попытки.

3. Писанье как «искусство для искусства» выгоднее, чем творчество за презренный металл. Пишущие домов не покупают, в купе первого класса не ездят, в рулетку не играют и стерляжьей ухи не едят. Пища их — мёд и акриды приготовления Саврасенкова, жилище — меблированные комнаты, способ передвижения — пешее хождение.

4. Слава есть яркая заплата на ветхом рубище певца, литературная же известность мыслима только в тех странах, где за уразумением слова «литератор» не лезут в «Словарь 30 000 иностранных слов».

5. Пытаться писать могут все без различия званий, вероисповеданий, возрастов, полов, образовательных цензов и семейных положений. Не запрещается писать даже безумным, любителям сценического искусства… Желательно, впрочем, чтобы карабкающиеся на Парнас[15] были люди зрелые, знающие, что слова «Ъхать» и «хлЪб» пишутся через «ять». (То же годится и для тех, кто хочет прославиться на ниве науки. Желательно, конечно, иметь диплом о высшем образовании. Но если ты добиваешься Нобелевской премии и не претендуешь на получение степеней и званий, то такой мелочью, как диплом о высшем образовании, можно пренебречь. Само же образование просто необходимо. — М. Л.).

6. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей… Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную мысль, строчи. Строчи, о чём хочешь: о черносливе, погоде, Говоровском квасе. Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге… Настрочивши, бери в руки рукопись и, чувствуя в жилах священный трепет, иди в редакцию. Снявши в передней калоши и справившись, «Тут ли г. редактор?», входи в святилище и, полный надежд, отдавай свое творение… После этого неделю лежи дома на диване, плюй в потолок и услаждай себя мечтами, через неделю же иди в редакцию и получай свою рукопись обратно. Засим следует обивание порогов в других редакциях… Когда все редакции уже обойдены и нигде рукопись не принята, печатай свое произведение отдельным изданием. Читатели найдутся. (Полностью согласен! Два года я пытался пристроить свою первую брошюру, а затем опубликовал ее за свой счет. Читатели действительно нашлись. Я хочу модифицировать совет А. П. Чехова: не ходи по редакциям, а сразу печатай свое произведение за свой счет. Пока у тебя нет имени, с тобой никто даже разговаривать не станет — не то что читать твои произведения. Я хотел, чтобы на меня не обиделись издатели и редакторы, являющиеся исключением из этого правила. Вас так мало, что шансов у гения попасть к вам почти нет! — М. Л.).

Остальные советы также хороши, но прочтите их сами. Замечу, что, с моей точки зрения, юмор обязательно должен сопутствовать всем серьезным делам. Кто-то из философов определил человека как животное, которое умеет смеяться.

Чувство юмора тесно связано с творческим мышлением. Поэтому что-то серьезное можно сделать только с улыбкой. Отсюда вытекает, что несерьезно быть серьезным. Нельзя делать серьезные дела с серьезным видом. Это несерьезно. Итак, пойдем дальше. Еще раз вспомним, что история всех великих открытий имеет три этапа:

I — этого не может быть потому, что не может быть никогда;

II — в этом что-то есть;

III — только так и должно быть.

Отсюда вытекают следующие приметы.

1. Если то, что ты придумал, встречается публикой восторженно, значит, ты не придумал ничего принципиально нового. В лучшем случае усовершенствовал старое.

2. Если то, что ты придумал, вызывает бурный протест, возмущение, иронию, насмешку, а тебя пытаются поместить в сумасшедший дом, посадить в тюрьму или сжечь на костре, то не исключено, что ты сделал великое открытие. Ибо великое открытие заставляет людей пересмотреть и перестроить столь многое, что лучше от него отказаться, а его создателя уничтожить.

Точно не знаю, но почти уверен, что изобретателю автомобиля чиновник транспортного ведомства, который имел свой выезд, говорил, что повозка без лошадей не поедет, так как этого не может быть потому, что не может быть никогда. А когда была представлена действующая модель автомобиля, думаю, он со скепсисом сказал, что в этом что-то есть.

В свое время идеи З. Фрейда вызвали бурный протест. В средние века его точно сожгли бы на костре. Его работа «Толкование сновидений», факт существования которой сейчас известен практически каждому культурному человеку, в течение восьми (!) лет после её выхода была продана в количестве 600 экземпляров.

Сейчас многие издатели на ней неплохо заработали (правда, я не уверен, что количество читателей этой книги соответствует количеству проданных экземпляров… Просто Фрейд сейчас в моде).

В. Райх[16] сидел в тюрьме. Поняли его и приняли, и то не все, уже после его смерти. Ф. Перлз[17], создатель гештальттерапии, считался со школьных лет паршивой овцой.

Эти примеры можно было бы продолжить. Если некоторые и достигли славы и признания ещё при своей жизни, то это, скорее, исключение, о чём в свое время писал А. Шопенгауэр. Он советовал не добиваться славы, избавиться от гордости, особенно национальной. Но кто же слушается мудрецов? Так вот, он поступки человека, которые могут привести к славе и деньгам, разделил на творения и деяния. При жизни к внешнему успеху быстрее приводят деяния (путешествия, спортивные рекорды, покорение горных вершин, общественная и политическая деятельность и т. д.). Творения редко ведут к славе ещё при жизни их создателя. Но именно эту славу А. Шопенгауэр называет истинной. Она разгорается медленно и достигает апогея только после смерти создателя творения, нередко насильственной. Примером тому могут быть Иисус Христос, Сократ, Джордано Бруно. А если творца не убивают, то создают такие условия, что долго не проживешь. Вспомним В. Маяковского, В. Высоцкого.

Поэтому хочу ещё раз повторить, что родители правильно поступают, что выбивают из своих детей гениальность и доводят их до состояния тупости. Они тем самым спасают им жизнь. Но делают ли они их счастливыми? Ведь, как утверждает создатель гуманистической психологии А. Маслоу[18],

«Истинного счастья сможет достичь лишь тот, кто реализует свои способности, свою гениальность».

К сожалению, многих гениев можно назвать гениотами: гениальными идиотами. Гениями — потому что делают великие открытия, идиотами — потому что они пытаются их сразу же внедрить в жизнь, т. е. перестроить весь мир. Вот помочь нашим гениям избавиться от идиотизма и оставить одну гениальность я и хочу.

С моей точки зрения, все гении должны пройти психологическую подготовку, чтобы суметь ещё при своей жизни увидеть плоды своих трудов, стать богатыми и остаться здоровыми.

Дорогой мой гений! Если посещать тренинги и читать психологическую литературу у тебя нет времени, постарайся хотя бы следовать таким правилам.

1. Прежде чем приступать к свершению великих открытий, подготовь себя к тому, что ЕДИНСТВЕННЫМ источником положительных эмоций будешь ты сам (здесь необходим длительный психологический тренинг). Никто, кроме тебя самого, тебя не похвалит. За гениальность приходится расплачиваться одиночеством. Мы все нуждаемся в похвале. Но мы, рядовые люди, делая обычные дела, получаем необходимые нам «поглаживания» от окружающих.

Гений лишен этих источников «поглаживания» именно в тот момент, когда он больше всего в них нуждается. И здесь я советую прислушаться к мнению А. С. Пушкина:

Поэту

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Шопенгауэр считал, что основной источник счастья — это собственная личность. У гениев, совершивших великое открытие, личность развита особенно высоко, и следует научиться довольствоваться именно этим высоким развитием, что может избавить гения от многих мучений и издевательств. Шопенгауэр писал:

«Жизнь идет так быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей славы и не получу моей награды».

2. Сделав великое открытие, не выбегай голым на улицу, как Архимед, и не кричи «Эврика!», а притворись дурачком (по-моему, так поступал А. Эйнштейн); выскажи свою мысль, но припиши её другому (можно какому-нибудь древнегреческому мудрецу).

Если ты её преподнесешь как свою и покажешь большому авторитету, то тебя ждёт судьба Г. Менделя[19], скромного монаха, открывшего законы генетики. Плоды своих многолетних исследований он показал одному авторитету. Тот сказал ему, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Мендель ему поверил и больше научными исследованиями не занимался. Хорошо, что добросовестным ученым Моргану и Меллеру удалось отыскать эту брошюру и процитировать его работу. Иначе его имя так и осталось бы не известным даже потомкам. Несколько слов по поводу словосочетания «добросовестный ученый». Словосочетание довольно нелепое. Ученый всегда добросовестный, а если недобросовестный, то не ученый, а принявший вид ученого. У нас есть ряд слов, к которым присоединение любого эпитета неуместно: любовь, друг, честность, счастье и т. д. Как можно говорить «искренняя любовь», «преданный друг», «настоящая честность», «полное счастье»? Любовь — она и есть любовь. Искренность является её составной частью. Когда мы говорим, что есть искренняя любовь, то, значит, допускаем, что есть и неискренняя любовь. Может ли быть друг предателем, честность ненастоящей, а счастье неполным?

3. Избавься от миссионерских тенденций. Если убедишься, что твое открытие может перевернуть все представления и осчастливить многих людей, не говори об этом вслух и попытайся помочь хотя бы нескольким людям. Так у тебя постепенно сформируется группа поддержки.

4. Строй свою систему вне той официальной пирамиды, где находишься. Но в той системе, которую построил сам, ты должен занимать первое место.

5. В официальной пирамиде не будь вторым лицом. Второй в своей деятельности всё время выполняет указания первого. Но нельзя занимать и самое низкое положение, иначе тобой будут все помыкать.

6. Беседуй с нужным человеком один на один.

7. Чётко выполняй обязанности, за которые платят деньги, но прослыви чудаком. Тогда не уволят и не предложат заниматься административной или общественной работой (общественная работа сгубила не одного гения, так как они тратили на неё свою энергию и свое время, и на проявление гениальности их уже не хватало. В конце концов у них возникало субдепрессивное состояние, и они уже не жили, а доживали).

8. Веди себя так, чтобы начальник не видел в тебе конкурента. Тогда он не только не будет против тебя выступать, но и кое в чём поддержит. Если тебе удастся прослыть чудаком, то автоматически выполнится и это правило.

9. Не выступай на производственных совещаниях со своими предложениями. Здесь к ним никто не прислушается. Большинство совещаний не имеют никакого смысла и являются потерей времени. Тихонечко читай книгу или займись каким-нибудь своим делом (я, например, стараюсь скопировать позу и выражение лица кого-нибудь из присутствующих. Так мне удалось лучше узнать своих сослуживцев. Ведь наши мышцы тесно связаны с эмоциями, а эмоции — с мыслями. Когда я копирую позу и выражение лица человека, я начинаю чувствовать, как он, и меня посещают те же мысли).

10. Публикуйся где-нибудь на стороне. И делай это как можно чаще и как можно больше. Рано или поздно ты вырастешь так, что «прополоть» тебя уже не удастся.

Эти правила я вывел, опираясь на опыт тех, кому после прохождения психологической подготовки удалось выразить свою гениальность, добиться известности хотя бы в узком кругу специалистов и не бедствовать материально.

В заключение хочу привести несколько изречений А. Шопенгауэра, которые помогут тебе выстоять и победить. Кроме того, они действуют так успокоительно!

«…Что гарантирует мне подлинность, а с нею и непроходимость моего учения, это то, что я вовсе его не сделал, а оно сделалось само. Оно возникло во мне безо всякой помощи с моей стороны, в моменты, когда всякое хотение во мне как бы погружалось в глубокий сон и когда интеллект, освобожденный от своего господина и потому незанятый, отдавался самому себе, воспринимал интуиции реального мира и ставил их в параллель с мышлением, точно играя, соединял их вместе, причем воля моя даже нисколько не касалась этого дела, и всё происходило безо всякого моего содействия, совершенно само собой. А вместе с хотением исчезала и уничтожалась также и всякая индивидуальность; поэтому мой индивидуум совсем не участвовал в этом процессе, а это была интуиция, чистая сама по себе, т. е. чисто объективное воззрение или сам объективный мир, который в чистой форме и сам собой претворялся в понятия. Интуиция и понятия — обе избрали мою голову ареной для этой операции, потому что голова моя была пригодна для этой цели. (Вот готовить свою голову, т. е. изучать логику и повышать общее образование, для этой цели следует обязательно. — М. Л.). Что исходило не от индивидуума, то и принадлежит не одному индивидууму: оно принадлежит только познаваемому и только познающему миру, только интеллекту, а этот последний по своим свойствам (но не по степени) — один и тот же во всех индивидуумах; следовательно, должно встретить когда-нибудь признание у всех индивидуумов.

Только то, что мне являлось в такие моменты освобождения от воли познания, я записывал как простой зритель и свидетель, и только этим пользовался я для своего творения. Это гарантирует подлинность его и позволяет мне не сбиваться с пути, несмотря на отсутствие всякого участия и всякого признания…»

«Нет ничего более редкого, чем самостоятельное суждение. Меньше всего его можно ожидать от ученых по профессии. Узкое пространство их головы наполнено традиционным материалом: а последнему всякое самостоятельное мышление опасно.

На что может надеяться тот, кто славу за добытое собственной мыслью должен принимать из рук таких людей, которые не могли мыслить сами и хотят возместить этот недостаток с помощью традиционного материала, коего они служат хранителями?..»

«…Фундаментом всякой истинной славы является сознательное уважение; но большинство людей способны уважать только то, что похоже на них, т. е. посредственность. Оттого большинство людей будут питать уважение к гениям только на словах. Истинное же уважение опирается на сознательное же уважение очень малого числа высших индивидуумов, которые способны оценить создания гения: в этом и заключается причина той медленности, с которой вырастает истинная слава»

«…Быть великим — вот единственное средство показать маленьких людей в их малости. Кто прибегает к иным средствам, тот показывает этим, что в его распоряжении нет первого средства…»

Постскриптум

Так, что я хотел этим всем сказать? Да, всё просто: излечившись частично от невроза и отыскав у себя чуть-чуть способности, я начал писать. Если Вы, читатель, это читаете, значит, наш сборник вышел в свет. Повторюсь, теперь только Вам решать, что из него получилось: просто стихи для разового прочтения или всё же это тот сборник, который позволит Вам на секундочку задуматься о себе и о людях, которые Вам близки.

Что касается моей семьи, то, поняв, что мама имеет отношение к стихам, я начал провокацию[20] по их написанию. Ведь в стихах она открывала свою душу, а именно в тот момент, когда она, находясь в разных психологических состояниях, выдавала их на-гора. После написания стиха проходило определённое время, я просил её перечитывать вслух, да ещё и не один раз. Вы спросите, для чего? Всё просто: чтобы позволить посмотреть на себя со стороны, и при многочисленном прочтении трагедия становилась комедией, а следовательно, стихи приносили нужный эффект (комедия — это то, что происходит с другими, а трагедия — это то, что происходит со мной).

Иногда, перечитывая стихи вслух, мы им придавали разную окраску: то комедийную (читал сангвиник), то трагическую (читали флегматик и холерик), то драматургическую (читал меланхолик). Одним словом, писав стихи и перечитывая их, мы с ней исцелялись. Тем самым для семьи я открыл метод стихотерапии. Я, конечно же, не специалист в области психологии, но по большей степени данный метод мне напомнил метод когнитивной психотерапии[21], где в процессе лечения психотерапевт помогает пациенту решить следующие практические задачи:

1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение;

2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними;

3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, поддерживающие и опровергающие их («за» и «против»);

4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли;

5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология жизни моей, или Моя лирика как самотерапия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ка́рл Гу́став Юнг — швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.

2

Ирвин Дэвид Ялом — американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэндфордского университета; известен как автор научно-популярной и художественной литературы.

3

Библиотерапи́я (от лат. biblio — книга и греч. therapia — лечение) — метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом. Применяется для коррекции психического состояния с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. При библиотерапии может использоваться как научно-популярная литература (например, книги о психотерапии), так и художественная.

4

Невротиками называют людей, которые постоянно о чём-то тревожатся, у них наблюдаются резкие перепады настроения, проблемы с самооценкой. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать у себя и здоровый человек. Невротизм измеряется, как правило, с помощью специальных шкал или личностных опросников, и от него можно избавиться при помощи психолога.

5

Михаил Ефи́мович Литва́к — психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, автор 30 книг по практической и популярной психологии и ряда научных статей, посвященных вопросам психотерапии, психологии общения. М. Е. Литвак умер 10 сентября 2020 г. в г. Ростове-на-Дону.

6

Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50–60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых).

7

Карл Рэ́нсом Ро́джерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией».

8

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное («Ид») и сознательное рассматриваются как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики («Я» и «Сверх-Я»), также отсутствует в сознании.

9

Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории Эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контрпереноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

10

Антуа́н Мари́ Жан-Бати́ст Роже́ де Сент-Экзюпери́ — французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.

11

Арту́р Влади́мирович Петро́вский (14 мая 1924 — 2 декабря 2006) — советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976–1979), президент РАО (1992–1997).

12

Артур Шопенгауэр — немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп.

13

Бра́тья Струга́цкие, Арка́дий Ната́нович и Бори́с Ната́нович — русские советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

14

Инса́йт, озаре́ние — внезапное осознанное нахождение решения какой-либо задачи, ставшее результатом продолжительной бессознательной мыслительной деятельности (см. эврика). В психотерапии инсайтом обозначают сопровождающееся прозрением и катарсисом осознание человеком причин своего состояния или проблемы.

15

Парна́с — горный массив в центральной части Греции, к северу от Коринфского залива. В древности Парнас считался священной горой Аполлона и местопребыванием муз, связанной, подобно Олимпу, Геликону и Китерону, с мифическими сказаниями и известной местонахождением на её южном склоне дельфийского оракула. На протяжении более чем двух тысячелетий упоминается в культуре как символическое местообитание поэтов и, расширительно, вообще деятелей искусства.

16

Вильге́льм Райх — австрийский и американский психолог, неофрейдист, один из основоположников американской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa, развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения.

17

Фредерик Саломон Перлз (также известен как Фриц Перлз) — немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского происхождения. Основоположник гештальттерапии. Совместно с Полом Гудманом и Ральфом Хефферлином написал основополагающий труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности».

18

А́брахам Масло́у — американский психолог, основатель гуманистической психологии. Широко известна «пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

19

Грегор Иоганн Мендель — чешско-австрийский биолог-генетик, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков стало первым шагом на пути к современной генетике.

20

Провокация — вид психологической манипуляции, осуществляемой в интересах провокатора с целью побуждения кого-либо к определённым действиям.

21

Когнити́вная психотерапи́я, или когнитивная терапия (англ. cognitive therapy), — распространённая форма психотерапии, основанная на предположении, что в основе психологических проблем, а порой и психических расстройств человека лежат ошибки мышления, и направленная на изменение нелогичных или нецелесообразных мыслей и убеждений человека, а также дисфункциональных стереотипов его мышления и восприятия. В ходе когнитивной психотерапии пациент учится решать проблемы и находить выходы из ситуаций, прежде казавшихся ему непреодолимыми, при этом он переосмысливает и корректирует своё мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту учиться мыслить и действовать более реалистично и адаптивно, тем самым устраняя беспокоящие его симптомы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я