Моральный капитал

Ван Сяоси, 2023

Книга «Моральный капитал» известного китайского ученого, специалиста в области этики, профессора Ван Сяоси впервые публикуется на русском языке. В издании всесторонне рассмотрены вопросы морали, связь морали с экономикой и механизмы их взаимодействия. Представлена концепция морального капитала, проанализированы его особенности и формы. Большое внимание уделено практическим вопросам формирования морального капитала предприятий и критериям его оценивания, показаны роль и основные задачи морального капитала в функционировании и развитии предприятий. Книга представляет несомненный интерес для представителей академического сообщества и широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Введение

Теория морального капитала — основное понятие экономической этики и стержневая аксиома этической экономики. Это не только важная, заслуживающая особого внимания область этики, но и ключевой сектор экономической теории, который нельзя недооценивать.

В 2000 г. мною впервые было выдвинуто и обосновано понятие «моральный капитал». С тех пор я опубликовал ряд работ о сочетании теории и практики морального капитала по итогам проведенных исследований[1]. Они широко обсуждались в научных кругах как в Китае, так и за рубежом.

Результаты исследований теории морального капитала позволили мне более глубоко подойти к теоретическим вопросам и подготовить книгу «Моральный капитал» для читателей с различным уровнем знаний, проживающих в разных регионах и условиях. В ней я постарался сочетать теорию и практику и в целостном виде представить свои взгляды на моральный капитал как теоретическую систему. Цель книги состоит в том, чтобы люди в полной мере осознали силу морали в экономическом развитии, сознательно брали на себя моральную ответственность в экономической деятельности и эффективно противостояли неэтичной деловой практике, ориентированной исключительно на получение прибыли.

Моральный капитал — главная категория экономической этики или этической экономики. Но прежде чем говорить о нем, нужно ответить на следующие вопросы: какая связь между моралью и экономикой; может ли мораль помочь экономике получить больше выгод; каким образом она способствует увеличению стоимости и как может играть свою уникальную и незаменимую роль в экономической деятельности? Прояснив эти вопросы, мы сможем по-настоящему осознать, что мораль необходима для понимания экономики, поддержания ее естественного и ускоренного развития. Она может указывать направление для инвестирования капитала и рационального регулирования, помогать предприятиям повышать эффективность и получать большую прибыль. Иными словами, мораль — это духовный элемент капитала. Рациональный капитал нуждается в морали и неразрывно с нею связан.

Представления об экономической морали и нравственной экономике должны укорениться в экономической этике, этической экономике и экономической науке в целом. Углубленное рассмотрение и изложение теории морального капитала является лучшим способом решения вышеуказанных вопросов. Оно также объясняет суть самого понятия моральной экономики, раскрывает глубинный смысл экономической этики, этического экономического учения. Теоретическое исследование морального капитала разъясняет роль морали в экономическом поведении с различных точек зрения и под разным углом и закономерности ее проявления в увеличении стоимости, что также помогает в построении экономической этики или этической экономики.

Книга состоит из шести глав. Первая глава «Что такое мораль?» посвящена двум основным темам: морали и ее роли в совершенствовании человека и гармонизации межличностных отношений. В процессе понимания сущности морали анализируются ее функции, роль и цели в экономическом и социальном развитии.

Во второй главе «Экономика неотделима от морали» речь идет о том, что экономика неизбежно включает в себя мораль и неотделима от нравственного взгляда на вещи. Без морали общественные экономические отношения лишены правильного понимания, не могут быть объективно осознаны и надежно управляемы. Мораль может и должна играть незаменимую и уникальную роль в экономическом развитии и создании предприятий, которую необходимо выявлять, а не принижать, поскольку это служит теоретической предпосылкой для понимания сути морального капитала.

Третья глава «Что такое моральный капитал?» посвящена рассмотрению морального капитала под углом привычных взглядов на капитал и логической связи морали и капитала. На основе фундаментальных характеристик объясняется отличие морального капитала от капитала в марксистской политэкономии как отражения или критики сущности капиталистической общественной системы и экономических отношений. Одновременно подчеркивается, что мораль — не только значимая составляющая рационального капитала. Она является серьезным основанием для сдерживания беспорядочной экспансии капитала, обеспечения существования рационального капитала, а также важным условием для увеличения его стоимости. Таким образом, мораль — это духовный капитал. Мораль может быть капиталом.

В четвертой главе «Мораль как капитал и увеличение его стоимости» исследуется влияние морали как производственного фактора на достижение предприятиями более высокой эффективности и прибыли, а также на развитие и совершенствование моральных качеств человека. Показано, за счет чего мораль становится капиталом, то есть каким именно образом создается моральный капитал.

Пятая глава «Практика применения морального капитала предприятий и критерии оценивания» посвящена практическим вопросам использования морального капитала и системе критериев его оценивания. Приведены конкретные примеры оценивания морального капитала предприятий, предложены концепции, инструменты и модели для введения в производственный процесс морального капитала в качестве производственного ресурса.

В шестой главе «Формирование морального капитала предприятий и его регулирование» анализируется, как посредством управления моральным капиталом предприятия могут непрерывно наращивать его «активы».

Основная цель книги — показать, что мораль является духовным капиталом, важной и незаменимой нематериальной силой, которая стимулирует прирост стоимости. Она помогает увеличивать прибыль и эффективность и вместе с тем способна на глубинном уровне повышать нравственность капитала, совершенствовать моральные качества людей и ключевые аспекты конкурентоспособности предприятий. Мораль является духовной опорой экономики: как понятие и в особенности как осознание моральной ответственности она должна проникать в каждое звено экономической деятельности. Последнюю следует развивать и укреплять по всем направлениям, реализуя как экономическую, так и духовную эффективность и получая таким образом двойной результат. Изложение теоретической системы морального капитала является важной основой для развития как экономической этики, так и этической экономики.

Примечания

1

Основные работы включают: «О моральном капитале», «Еще раз о моральном капитале: моральный капитал, его функции и роль», «Третья дискуссия о моральном капитале: зависимость и независимость морального капитала», «Четвертая дискуссия о моральном капитале: экономическая интерпретация морального капитала», «Пятая дискуссия о моральном капитале: исторические определения, современные концепции и задачи морального капитала» (опубликовано в «Цзянсу шэхуэй кэсюэ» соответственно в № 3/2000; № 1/2002; № 6/2002; № 6/2004; № 5/2006), «Шестая дискуссия о моральном капитале: комментарий к “Моральному капиталу лидера” Сисона», «Седьмая дискуссия о моральном капитале: основная форма исследования морального капитала», «Восьмая дискуссия о моральном капитале: в каком смысле мораль становится капиталом», «Девятая дискуссия о моральном капитале: типы морального капитала предприятий и система его оценочных индексов» (опубликовано в «Даодэ юй вэньмин» соответственно в № 5/2006; № 4/2009; № 6/2011; № 6/2014), «Об экономической ценности морали» («Чжунго шэхуэй кэсюэ», № 4/2011), «Как возможен моральный капитал: ответы на спорные вопросы» («Чжэсюэ дунтай», № 3/2013), «Традиционная экономическая этика Китая» (Xiao Hyung Publishing House, 2003), «О моральном капитале» (Ван Сяоси, Хуа Гуйхун, Го Цзяньсинь и др. — Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2005), «Моральный капитал и экономическая этика» (Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2009), «Исследование морального капитала» (Нанкин: Илинь чубаньшэ, 2014), «О моральном капитале» (Springer, 2015), «Исследование морального капитала» (Chikura Shufang, 2016), «Экономическая этика — философский анализ взаимосвязи между экономикой и моралью» (Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2015). // С конца 1980-х гг., до выдвижения теории морального капитала, я занимался вопросами экономической этики и этической экономики и опубликовал на эту тему ряд работ: «Мораль как глубинный элемент нового порядка товарной экономики» («Цюньчжун», № 5/1989), «Очерк экономической этики» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 1/1994), «Экономическое значение социалистической морали» («Гуанмин жибао», 5 декабря 1996 г.), «Еще раз о том, что “мораль приводит в действие производительные силы”» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 3/1998), «Экономическая этика Китая» (Пекин: Чжунго шанъу чубаньшэ, 1994), «Экономическая этика и развитие предпринимательства» (Нанкин: Наньцзин шифань дасюэ чубаньшэ, 1998). // Позже также были опубликованы статьи: «Моральная и духовная продуктивность» («Цзянсу шэхуэй кэсюэ», № 2/2001), «Ответ на моральные вызовы в процессе экономической глобализации» («Даодэ юй вэньмин», № 1/2002), «Различные взгляды на взаимосвязь между экономикой и этикой» («Цзинцзи цзинвэй», № 3/2002), «Корпоративная честность и механизм ее реализации — на примере компании Haier» («Луньлисюэ яньцзю», № 6/2003), «Интерпретация экономической этики “Капитала”» («Цинхуа чжэсюэ няньцзянь», 2004; «Хэбэй дасюэ чубаньшэ», 2006), «О модели мышления и взаимосвязи между экономикой и моралью» («Даодэ юй вэньмин», № 3/2007), «О внутреннем единении экономики и этики» («Чжэсюэ яньцзю», № 6/2007), «Кратко об экономической нравственности» («Даодэ юй вэньмин», № 6/2008), «Репутация как ключевой фактор конкурентоспособности и экономического развития» («Гуанмин жибао», 22 ноября 2011 г.), «Подлинная экономика — это экономика, в которой есть мораль» («Луньлисюэ яньцзю», № 5/2011). Эти и другие статьи представляют теоретическую основу моих взглядов на моральный капитал.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я