Эта книга – настоящая энциклопедия. В ней можно найти ответы почти на все вопросы, возникающие в процессе подготовки и осуществления любой поездки: от краткой поездки на выходные или в отпуск на курорт до многолетнего кругосветного путешествия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествия для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Границы
Получение визы — это всего лишь первое препятствие на пути в страну. Второе — для многих неожиданное и потому более сложное и опасное — само пересечение границы. Наличие визы помогает, но отнюдь не гарантирует успеха. Помните, как написано в стихотворении Владимира Маяковского про советский паспорт: «Читайте, завидуйте!» Уже и Советского Союза давно нет, а зависть осталась! Чем иначе объяснить, что владельцам российских загранпаспортов на пограничных переходах часто приходится сталкиваться с откровенной дискриминацией, придирками и издевательским отношением. Демократия, права человека, презумпция невиновности и другие характерные особенности правового государства действуют только внутри него. На границе же царит полный беспредел — обыскивают без санкции прокурора, признают виновным без решения суда, подвергают откровенной дискриминации по признаку пола, расы и национальности. И, кажется, чем демократичнее становится государство, тем более неуважительно ведут себя его представители на границе. Поэтому и получается, что на въезде в Иран, Мьянму или даже в Северную Корею к россиянам относятся радушно и очень уважительно, а на границах демократических стран постоянно приходится ждать какого-нибудь подвоха.
Как и в случае с оформлением визы, при пересечении границ может возникнуть множество самых неожиданных ситуаций, но есть и наиболее типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться постоянно и повсеместно.
Во многих визовых анкетах в самом конце написано: «Виза является только одной из предпосылок для въезда в страну. Окончательное решение принимает пограничник. В случае отказа мне во въезде я не имею права на компенсацию за нанесенный ущерб». Ниже вы ставите свою подпись и тем самым отказываетесь от всех возможных претензий.
Пересечение границ — процедура зачастую долгая и неприятная (даже при отсутствии запрещенных для ввоза в страну предметов и при наличии въездной визы). Любой таможенник или пограничник может запретить въезд на основании всего лишь своих ничем не подкрепленных подозрений. И можно потом судиться хоть всю жизнь — никакой компенсации все равно не получишь.
Однажды в Австралии я слышал радиопередачу, в которой рассказывалось о двух братьях из Молдавии, которых австралийский таможенник заподозрил их в желании эмигрировать. На основании этого подозрения братьев арестовали и поместили в «центр депортации». Там они и просидели полгода, пока длился судебный процесс. Суд принял решение, что задержание было незаконным и братьев должны немедленно освободить. Но как выяснилось, и после этого в Австралию они попасть не могут! Предыдущую визу им аннулировали, а новую иммиграционное ведомство выдавать не хочет. Суд же, как оказалось, заставить его не может. И уж тем более никакой речи о денежной компенсации за незаконное задержание даже не было.
Пограничный переход
В любую страну мира можно попасть по воздуху, по морю и по земле. Соответственно бывают и три типа пограничного перехода. В каждом случае действуют свои немного отличающиеся правила. В то время как в аэропортах границу можно пересечь круглосуточно, на сухопутных и морских границах пограничные переходы имеют какой-то свой собственный график работы.
Наличие на карте границы между двумя соседними странами еще отнюдь не означает, что из одной страны в другую можно попасть по земле. Официально границу можно перейти только через пограничный переход. А на границах между враждующими странами либо вообще нет пограничных переходов — как, например, между Индией и Китаем; либо они открыты только для местных жителей, но не для иностранцев; либо эти пограничные переходы регулярно закрываются на долгий и неопределенный срок, как, например, переходы на индийско-пакистанской границе.
На пограничном переходе при въезде в страну вначале проходишь пограничный, а затем таможенный контроль, на выезде последовательность обратная — вначале таможня, а затем уже пограничники.
Пограничный контроль
Виза — это необходимое, но недостаточное условие успешного попадания в страну. Право разрешить или запретить въезд принадлежит пограничному офицеру. Именно он принимает решение, пустить вас в страну или нет, исходя из своих собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Каждый иностранец, претендующий на пересечение границы, считается будущим нарушителем визового режима, террористом, нелегальным эмигрантом или гастарбайтером. При въезде в США, например, сразу же берут отпечатки пальцев и фотографируют — в фас и профиль. В тюрьму, правда, не всех направляют. Но те, кому все же удастся проскользнуть в страну, чувствуют себя заключенными, получившими условно-досрочное освобождение — на срок действия визы.
Обстановка на пограничном переходе мне часто напоминала интервью с претендентами на работу. Как и там, еще до того, как претендент откроет рот, уже оценивается его внешний вид. При прочих равных условиях «приличная» одежда и «вежливые» манеры существенно повышают шансы успешного и быстрого прохождения границы. Многие опытные путешественники берут с собой «парадный костюм», который надевают только в консульствах при обращении за визами и на пограничных переходах. Но даже если такого костюма нет, нужно обязательно вымыться, побриться, почистить зубы, обработать себя дезодорантом или побрызгаться туалетной водой, желательно надеть самую лучшую, только что выстиранную одежду.
Не стоит спорить с пограничником по пустякам, глупо шутить или «качать права». Даже на границах между двумя демократическими странами никакой демократии нет. Пограничник — и царь и Бог. Как он решит, так и будет. Возьмет и аннулирует вашу визу. Можете потом сколько угодно возражать, подавать петиции в ООН и жаловаться на то, что он был неправ или просто вас неправильно понял или в консульстве вас не предупредили. Будет уже поздно.
При всем волюнтаризме в решениях пограничников можно усмотреть определенную логику. Обычно они рассуждают примерно так же, как и консульские работники. Можно сказать, что в консульстве бьша только генеральная репетиция, а настоящий спектакль «пропустите меня, я хороший!» разыгрывается уже на границе.
Классический пример того, как нельзя себя вести на границе, продемонстрировал Сергей Морозов. Получив в английском посольстве визу, он решил, что можно расслабиться.
— И насколько к нам? — Это был самый простой дежурный вопрос пограничника, чуть ли не стандартная формула вежливости.
— Не знаю, как получится, — ответил Сергей и тем самым сразу обратил на себя внимание. Такая неопределенность планов любого чиновника пугает и вызывает подозрения.
Следующий стандартный вопрос:
— А где собираетесь жить?
— В Англии так много отелей, что-нибудь найду. — В принципе это верно, но опять же не с бюрократической точки зрения.
Разговор и дальше продолжался в том же духе, и можно сказать, что Сергею еще повезло, его все же пропустили в страну. Правда, паспорт изъяли, взамен выдав справку, и обязали покинуть страну через две недели — хотя при «правильном поведении» он получил бы визу сразу на шесть месяцев и сам бы выбирал, когда уезжать.
Показные деньги
В начале 1990-х гг., когда я только-только начинал открывать для себя Европу, миллионы челноков перевозили через границы электромоторы, карандаши, пластмассовые крышки и вообще все, что только можно было выгодно перепродать. У меня же с собой не было вообще никаких товаров и уж тем более наркотиков или оружия — только рюкзак с самыми необходимыми в дороге вещами. Но и мне приходилось сталкиваться с проблемами.
Однажды я въезжал в Англию с 40 $ и 3 ч пытался доказать, что мне их хватит на поездку, а потом, проведя в Англии 1,5 месяца, на обратном пути в Россию с оставшимися 20 $ я с таким же трудом въезжал в Польшу. Тогда я впервые столкнулся с особой формой вуайеризма (патологическая страсть к подглядыванию). Оказывается, таможенники страдают прямо-таки нездоровым интересом к разглядыванию чужих денег. Рюкзак, бывает, даже не откроют — хоть мешок с героином или авиабомбу в нем вези, но обязательно поинтересуются содержанием кошелька. При этом всего лишь узнать сумму дензнаков им мало — нужно обязательно «посмотреть».
Сколько же показных денег должен иметь при себе путешественник, заслуживающий права въехать в страну? В таможенных правилах, где подробно расписано, сколько можно ввозить сигарет, сигар и бутылок водки, про показные деньги нет ни единого слова. Поэтому пограничники сами устанавливают критерии, исходя из собственного понимания о том, сколько им самим понадобилось бы денег для «полного счастья».
С проблемой показных денег сталкиваются все, без исключения, путешественники. Я слышал тысячи историй о людях, которых сняли с поезда, ссадили с автобуса или отправили в обратный путь на самолете только потому, что размер их кошелька не соответствовал представлениям таможенников о том, сколько денег должно быть у «правильного туриста».
К счастью, как и любая техническая задача, проблема показных денег имеет множество решений. Первый, самый примитивный, — взять деньги у друзей напрокат (недостатки его очевидны: угроза потери плюс излишний соблазн потратиться). Второй — оформить кредитную карточку с минимальным банковским счетом (к сожалению, ее не всегда признают; например, в Словению меня с карточкой пропустили легко, в Хорватию и Индонезию — с трудом, а итальянцы требовали исключительно наличные). Третий — брать деньги в мелких купюрах, создав из них толстую на вид пачку (так мне удалось на румынской границе выдать свои 24 $ за необходимые 300 $). Четвертый — напечатать специально для показа доллары на ксероксе (этот совет приводился в моей книге «Хитч-хай-кинг», и в последнее время его слишком часто используют, поэтому многие таможенники стали с подозрением рассматривать деньги: не на ксероксе ли они сделаны?). Пятый — получить в банке туристские чеки, через некоторое время заявить об их потере и получить дубликат — так у вас на руках окажется как бы в 2 раза больше денег, чем в действительности (процедура восстановления утраченных чеков сложна, требует много времени, хорошие актерские способности и умение придумать правдоподобную историю о пропаже, со всеми необходимыми подробностями). Шестой — пересекать границы на дорогих машинах, а водителя заранее просить, чтобы на таможне он представил вас как своего друга (например, однажды я въезжал в Германию на такси; правда, таксист подвозил бесплатно, но таможенники этого не знали). Седьмой — показать одновременно с паспортом международные водительские права и сказать, что едете покупать машину (отсутствие наличных денег при себе объясните тем, что побоялись везти с собой огромную сумму). Если ни один из этих семи способов не сработает, можно придумать свой собственный — восьмой способ или применить радикальный «ход конем» — обойти пограничный переход по полю!
Показной билет
При покупке авиабилета на международный рейс по российскому паспорту могут возникнуть дополнительные сложности. Туристы, летающие в Турцию, на Сейшелы, в Таиланд или на Гоа, никогда с ними не сталкиваются и даже не догадываются об их существовании. Они покупают билет сразу туда и обратно. А вот путешественники и бэкпакеры часто перемещаются по сложным и очень запутанным маршрутам.
Во время кругосветного путешествия мне нужно было перелететь из Австралии в Новую Зеландию. Виза Новой Зеландии у меня была, поэтому я спокойно купил билет на самолет и пришел на регистрацию. Только там выяснилось, что прилететь в Новую Зеландию с российским паспортом без обратного билета нельзя (та же проблема с Австралией, но я попал туда на «попутном» ооновском самолете — у меня не только обратного, но и прямого билета не было!). Если отсутствие билета выяснится на новозеландской таможне (проверяют билеты там редко, но вероятность есть), то авиакомпания, которая привезла «безбилетника», должна будет вывезти его за свой счет, да еще и штраф заплатить — 5000 $. Билет туда-обратно стоит ненамного дороже, чем билет в одну сторону. Но сложность в том, что купить обратный билет в Австралию я не мог: австралийская виза у меня была однократная и после вылета из страны она автоматически аннулировалась. Нужно было покупать билет либо в Россию, либо в одну из безвизовых для россиян стран — например, в Малайзию. На это же в тот момент не было денег. Пришлось плыть в Новую Зеландию на грузовом судне (у редких пассажиров таких судов никто обратных билетов не спрашивает, справедливо полагая, что тот, кто однажды смог пробраться на судно, сможет сделать это еще раз и ни в каком билете не нуждается). Покупая билет на самолет из Новой Зеландии, я уже был морально готов к тому, что с российским паспортом в Южную Америку без обратного билета тоже не пускают. Так и оказалось. Однако выход все же нашелся. Выяснилось, что билеты из Окленда в аргентинский Буэнос-Айрес и в чилийский Сантьяго стоят одинаково. На практике же получается так, что самолет авиакомпании Argentina airlines вначале летит в Буэнос-Айрес, там нужно пересаживаться в другой самолет и уже на нем (получается, бесплатно) лететь в Чили. Поэтому с билетом в одну сторону на рейс «Окленд — Буэнос-Айрес — Сантьяго» (плюс чилийская и аргентинская визы!) мне удалось пройти на регистрацию. Формально получалось, что у меня был-таки билет на вылет из Аргентины (я им так и не воспользовался, въехав в Чили по автомобильной дороге через Анды).
Проблема «показного билета» возникает при посещении практически всех островных государств — как визовых, так и безвизовых. Даже в безвизовые островные государства пускают только при наличии обратного билета.
В принципе проблема показного билета в чем-то сродни проблеме показных денег — и в том и в другом случае нужно только показывать. Самый простой способ — купить нужный билет, а сразу же по прилете в страну его сдать. При этом чем более дорогой билет покупаешь, тем меньше теряешь при сдаче. Например, купив в Австралии в австралийской компании Quantas билет из Новой Зеландии в Малайзию за 500 $ и сдав его по прилете в Окленд, теряешь всего 25 $ — относиться к этому нужно, как к дополнительному налогу. Если же купить билет в ту же Малайзию на самолет какой-нибудь менее известной компании — за 250—300 $, то потеряешь не меньше 100 $.
Проблемы с билетом могут возникнуть и в том случае, когда самолет совершает промежуточную посадку в стране, для въезда в которую россиянам нужна виза. Хотя в любом международном аэропорте есть транзитный зал, в котором можно находиться без необходимости пересечения границы, россиянам часто приходится оформлять транзитные визы. Например, в Новую Зеландию самые удобные маршруты пролегают через Японию и Австралию. И для той, и для другой страны нужны визы. С австралийской визой всегда много хлопот, а японскую, при наличии транзитного билета, дают быстро и бесплатно, но только на 3 дня — при том, что рейсы из Москвы в Японию и из Японии в Новую Зеландию плохо состыкованы и иногда приходится ждать по 4—5 дней.
http://www.returnflights.net/ На этом сайте можно сделать «фейковый» авиабилет — исключительно для того, чтобы показывать его во время прохождения паспортного контроля. Все равно обычно никто не берется проверять есть ли реальная бронь. Достаточно показать бумажку с распечатанным билетом.
Разрешения на посещение закрытых районов
В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже — со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в которые открыт только при наличии специального разрешения. Делается это либо для защиты туристов от подстерегающих их там опасностей; либо, наоборот, защиты местной фауны и флоры от неконтролируемого потока туристов. Особенно много таких районов в Азии. Так, например, в Китае ограничен въезд в ряд районов Тибета; в Индии — в часть Кашмира и район китайской границы, на Андаманские и Никобарские острова; в Пакистане — в часть Кашмира и некоторые северные районы; в Индонезии — в часть провинции Ириан Джая и острова Борнео; в Малайзии — часть острова Борнео; в Мьянме — в большинство горных пограничных районов; в Непале — во все предгорья восьмитысячников; в Афганистане — в район пакистанской границы и перевал Кибер пасс. В Австралии и США регулируется доступ в районы компактного проживания аборигенов и индейских резерваций, а в Конго — в районы алмазных приисков.
Политическая ситуация может быстро измениться, и тогда ранее недоступные районы становятся открытыми, а ранее открытые, наоборот, закрываются. Поэтому, отправляясь в районы, лежащие в стороне от проторенных туристических маршрутов, стоит заранее попытаться разведать обстановку и выяснить, достаточно ли одной визы или нужны дополнительные документы.
Разрешения на посещение районов ограниченного доступа дают только уже непосредственно в стране. Иногда это делается только в столице — даже если она находится в тысячах километров от соответствующего района, иногда разрешение дают в столице ближайшей провинции или в ближайшем районном центре либо непосредственно у въезда в район. Нахождение иностранцев в специальных районах контролируют полиция, армия или специальные подразделения внутренних войск. Тем, у кого нет специальных разрешений, они мешают проникать в охраняемые районы, а тех, кого обнаружат уже внутри, — высылают под конвоем либо задерживают на неопределенный срок — до принятия решения вышестоящим начальством.
О том, куда обращаться за получением разрешения, какие документы нужны и сколько необходимо заплатить за пропуск, можно узнать в хорошем путеводителе, посвященном соответствующей стране. Полезно также проконсультироваться и с путешественниками, которые недавно там побывали или почитать посты у блогеров.
Часто решение — разрешать иностранцам посещение района или нет — полностью зависит от конкретного чиновника и его к вам отношения. Поэтому общаться с ним следует так же, как и с пограничником при пересечении границ. Иногда получение пропуска возможно только с помощью взятки и оплаты дополнительной, но обязательной услуги — например, обязательно нужно нанять вооруженную охрану.
Особо открытые районы
Кроме особо закрытых, есть и особо открытые районы. Яркий пример — Синайский полуостров Египта. По Кемпдевидскому договору между Египтом и Израилем оккупированный ранее Израилем полуостров был возвращен Египту. При этом стороны договорились о том, что израильтяне смогут въезжать на полуостров без визы и бесплатно (именно в период оккупации стали строить всемирно известные курорты и отели в Шарм-эль-Шейхе, Дахабе и Нувейбе). Египетским властям пришлось распространить это правило и на граждан всех других стран мира (иначе, получалось бы, что Израиль — лучший друг Египта, а так — вроде бы все на общих основаниях). Сейчас россияне, прилетающие отдыхать в Шарм-эль-Шейх и не планирующие посещения африканской части Египта, могут и не платить за египетскую визу (с 1 мая 2014 — 25 $), а получать лишь «синайский штамп» (никто этого не рекламирует, и только от россиян ежегодно Египет получает миллионы долларов «сверхприбыли»). Однако, как и все бесплатное, синайский штамп может оказаться хуже полноценной визы.
Интересный случай рассказал мне Армен Каладжян. Он съездил из Египта на однодневную экскурсию в Иорданию. По возвращении в Табу ему бесплатно поставили синайский штамп. На воскресенье была запланирована поездка в Каир. Армен побоялся, что во время проверки на посту полицейские высадят его из автобуса (так поступают со всеми, у кого не в порядке документы — на Синайском полуострове очень жесткий контроль). Пришлось предпринять определенные усилия, чтобы поменять одну визу на другую, не выезжая из Египта.
Самое удобное для этого место — международный аэропорт Шарм-эль-Шейха. Разумеется, поначалу Армена не пустили в зал прилета, где, собственно говоря, выдается виза. В зале вылета ему удалось уговорить полицейского пропустить через служебный вход. Купив за 25$ нужные марки, Армен прошел на паспортный контроль, чтобы их проштамповать. Сотрудник контроля перечеркнул ручкой новые марки и поставил какой-то штамп на старой визе. Оказавшись в зале с магазинами duty-free и прочими признаками нейтральной зоны, россиянин понял, что выехал из Египта без вещей, в сандалиях и с паспортом с погашенной визой. Началась канитель. Полчаса его водили от одного ответственного лица к другому и выпустили на волю только после того, как поставили в паспорте 3 разнокалиберные печати и написали там что-то по-арабски. Теперь можно было ехать в Каир, не опасаясь контроля на дороге.
Еще один пример — пять греческих островов Эгейского моря — Хиос, Лесбос, Самос, Кос и Родос. На них можно попасть и без шенгенской визы. Достаточно сесть в Турции на паром и по прибытии на один из пяти островов на границе за 35 евро получить визу. По ней оставаться на острове можно до семи суток. Эта виза выглядит как шенгенская, но официально въехать по ней во Францию или, например, в Италию нельзя.
Непризнанные страны
В мире есть ряд стран, не признанных мировым сообществом как независимые страны, и оккупированные территории с неопределенным статусом. За примерами далеко ходить не нужно. Буквально у нас под боком на территории бывшего СССР возникли такие полуофициальные территориальные образования, как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, оккупированные Арменией районы Азербайджана, Луганская и Донецкая республики. При въезде в эти полустраны у путешественников часто возникают проблемы. Даже в тех случаях, когда хочется все сделать официально. Зачастую просто невозможно понять, кто уполномочен представлять интересы этих стран, выдавать визы, кто будет их проверять на границе, существуют ли официальные погранпереходы.
Например, сейчас у России с Грузией установлен визовый режим. Граждане России могут попасть на территорию Грузии только при наличии визы. На территорию Абхазии для россиян въезд безвизовый. Сложности возникают при попытке въехать из Абхазии в «настоящую» Грузию.
В Европе самый яркий пример — Турецкая республика Северный Кипр. В 1974 г. на Кипре произошел военный переворот и начались столкновения между греческой и турецкой общинами. Под предлогом защиты жизни турков-киприотов Турция ввела войска и оккупировала северную часть Кипра. После непродолжительных военных столкновений было заключено перемирие. Зеленая линия, на охрану которой прислали миротворцев ООН, поделила остров на южную греческую и северную турецкую части. Южная часть острова — всемирно признанная Республика Кипр, а статус оккупированных Турцией территорий за прошедшие тридцать с лишним лет так и не удалось определить. Путешественникам приходится за это расплачиваться — нервами и деньгами.
Сейчас получается странная ситуация. У каждой из сторон конфликта есть свое собственное представление о статусе северных территорий. Власти Республики Кипр считают северную часть острова своей, но временно оккупированной территорией. Поэтому никакого пограничного контроля в южной части зеленой линии нет. Этим можно воспользоваться. Я, конечно, не смог побороть соблазн побывать еще в одной стране. В Никосии на посту возле отеля Ledra Palace кипрские пограничники документов не проверяют и штампа о выезде мне не поставили. Формально я все еще оставался на Кипре. Пройдя 200 м ничейной земли, я увидел перед собой КПП непризнанной самопровозглашенной Турецкой республики Северный Кипр. Уже из висящего над ним плаката «Северный Кипр — навсегда» стало ясно, что впереди территория самостоятельного государства. Так и оказалось. Для того, чтобы получить визу, нужно всего лишь заполнить анкету (три вопроса: имя, номер паспорта, национальность). Вскоре я стал обладателем листочка, на котором стоял въездной штамп и разрешение находиться в Северном Кипре в течение трех месяцев. Уезжал я на пароме из порта Гирине. Там мне благополучно поставили выездной штамп.
В турецком порту Ташуджу я планировал получить визу прямо на границе (как делал это уже неоднократно в процессе написания путеводителя «Турция» для серии «Вокруг света»). Оказалось, там это невозможно. Получается, что турецкие власти уже считают Северный Кипр частью Турции. Именно поэтому иностранцы становятся не прибывающими из-за рубежа, а всего лишь пересекающими административную границу между отдельными частями страны (примерно в такой же ситуации оказался бы иностранный турист, прибывающий в Санкт-Петербург на пароме из Калининграда без штампа о пересечении российской границы в паспорте). Отправляться назад на Северный Кипр и ехать в Турцию кружным путем через Южный Кипр, Ливан и Сирию времени не было. Пришлось платить штраф за «незаконное пересечение турецкой границы» (около 120$) мне выдали квитанцию о штрафе за нелегальное пересечение границы и поставили в паспорт въездной штамп.
Проблемы при выезде
Я много путешествовал по миру — и по визовым и по безвизовым странам. Периодически сталкивался с проблемами на въезде. Бывало и в визе отказывали, и на погранпереходе разворачивали. Но о том, что из страны могут не выпустить, мне даже в голову не могло прийти.
И все же это произошло. Мы с друзьями покупали билеты на рейс «Лондон-Марракеш» через Интернет. В аэропорт приехали уже с распечатанными посадочными талонами. Прошли всю последовательность оформления документов и проверки багажа. Только паспортного контроля нигде не встретили.
У выхода на летное поле выяснилось, что у нас нет выездных штампов. В билете мелкими строчками в списки правил полета было написано, что мы должны позаботиться о том, чтобы пройти паспортный контроль. Я видел этот пункт, но не придал ему значения. Это требование звучало так же абсурдно, как просьба «Пожалуйста, не берите на борт оружия». Сейчас ни в одном аэропорту нельзя попасть на самолет, не пройдя обязательную процедуру досмотра службой безопасности. Как же можно пройти через официальную границу, минуя паспортный контроль?
Но, как оказалось, уже несколько лет назад в Великобритании официально отменили не только выездные визы, но и выездной контроль вообще. Теперь любой иностранец может в любой день свободно выехать из страны. Даже если он просрочил визу или был в Великобритании нелегально. Уезжаешь, и скатертью дорога!
Государство отменило выездной контроль и успокоилось. Но границы на выезде нет только с юридической точки зрения. Физически — как линия между Великобританией и другими странами — она все же существует.
Государство от контроля выезжающих из страны иностранцев самоустранилось. И сейчас любой желающий может построить свой личный пограничный переход, «взять в аренду один метр государственной границы», установить свои законы и… зарабатывать деньги.
Как вскоре выяснилось, в ловушку попали не только мы трое. С трех рейсов, посадка на которые шла примерно одновременно, «улов» в тот день получился неплохой — 12 человек. Как сказала нам одна из служащих авиакомпании, день на день не приходится. Иногда им удается отловить всего несколько человек, а иногда — сразу несколько десятков.
Охотятся здесь не на всех. «Белых» людей, к которым здесь относят граждан Великобритании и ЕС, среди тех, кому отказали в выезде, не было. В этот раз поймали несколько американцев, австралийца, каких-то азиатов и индийцев. Ну и нас троих.
Всех пойманных собрали вместе и повели под конвоем назад в зал. Проводили нас через служебный вход, а двери служащая авиакомпании открывала с помощью своего служебного пропуска. Она же и показала нам, где мы должны были получить вожделенные штампы. Как оказалось, «пограничным офицером» в этой авиакомпании работает благообразная старушка — божий одуванчик, сидящая в дальнем углу зала под вывеской «продажа билетов». Именно без ее «выездной визы» нас и не пустили в самолет.
Так как практически все билеты на малобюджетные авиакомпании продают через Интернет, то работы по продаже билетов у старушки почти нет. Но денег для авиакомпании она приносит много. Процедура давно отработана. Снятые с рейса пассажиры по очереди подходят к старушке. В качестве приветствия произносят: «Факинг Рейняр», затем платят 100 фунтов и получают билет на следующий рейс (а места на него будут — ведь со следующего рейса часть пассажиров тоже обязательно снимут). Так авиакомпания получает небольшой, но стабильный доход. А путешественники — впечатления о которых можно рассказать друзьям по возвращении домой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествия для всех предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других