Мы изучаем историю Российского государства, войн, культуры. Но ведь существует ещё и морская история. Даже в незапамятные времена наши предки были умелыми мореходами, бороздили волны Балтийского, Чёрного морей, суровые просторы Северного Ледовитого океана. А потом и регулярный флот России стал одерживать блестящие победы над врагами. Ветры надували русские паруса в самых отдалённых уголках Земного шара, русские моряки в долгих и опасных плаваниях совершали великие открытия. Они покрыли себя славой и в Первой мировой, Великой Отечественной войнах. Новая книга известного писателя-историка Валерия Шамбарова – это уникальная морская история России, от древних времён до наших дней. А написана она простым и увлекательным языком, доступным для любого школьника. Она станет настольной книгой для каждого, кому близка и интересна морская романтика. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морская история России для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Почему морской флаг назвали Андреевским?
Древняя лодка. Московский исторический музей
Если вы зайдёте в Москве в Исторический музей возле Красной площади, то в самом первом зале, в начале осмотра, увидите лодку. Её возраст — больше 4 тысяч лет. Конечно, существовали лодки ещё древнее, но не сохранились, а эта уцелела. И нашли её на нашей земле, недалеко от Воронежа. Делали её ещё в каменном веке, каменными орудиями труда. Срубили дуб. Выдолбили бревно изнутри — и получились борта, днище. Заострили нос, чтобы он лучше рассекал воду. Гребли вёслами или отталкивались от дна шестом, и лодка плыла по реке, по озеру. Но выходить в море на таких лодках было слишком опасно. Даже слабые волны могли захлестнуть их, перевернуть.
Морские корабли появились позже, около трёх с половиной тысяч лет назад. И это были большие лодки. Люди уже знали, какой формы они должны быть, чтобы держаться на воде. Только уже не долбили целиком из одного дерева, а наращивали борта досками. Судно становилось более вместительным, но и более устойчивым на воде (моряки говорят — остойчивым). Щели между досками конопатили. То есть плотно забивали чем-нибудь мягким. Заливали смолой, чтобы не просачивалась вода. По обоим бортам, справа и слева, закрепляли по несколько вёсел. Появилась и мачта с парусом. Его делали в виде прямоугольника из плотной ткани. Если ветер попутный, он будет гнать корабль вперёд. А если дует не в ту сторону, какую нужно, мачту и парус снимали, чтобы не мешали. В задней части (у корабля она называется «корма»), закрепляли одно большое весло, вместо руля. С его помощью можно было управлять судном, повернуть правее или левее. Иногда ставили два таких руля — и на корме, и на носу.
Из истории мы знаем о кораблях древних греков, финикийцев, египтян. Хотя это вовсе не значит, что другие народы ещё не научились строить их и выходить в море. Просто об очень древних временах мы знаем только то, что было кем-то записано. А письменность была не у всех народов. Или у кого-то записи имелись, но потерялись, погибли. Вот и не дошли до нас сведения о них.
А кораблики были ещё маленькими, очень ненадёжными. Обычно на них путешествовали на небольшие расстояния, вдоль берега (это называется — каботажное плавание). Если погода испортится, налетит шторм, старались причалить и переждать. Ну а когда морякам удавалось добраться до каких-то дальних стран, это считалось выдающимися достижениями. Люди пересказывали о них друг другу, при этом сами додумывали, фантазировали. И в рассказах настоящие события превращались в легенды. Вот так у древних греков появились мифы о землях и островах со всякими чудовищами, циклопами, колдунами.
Из одной такой легенды мы знаем, как 40 или 50 человек на корабле «Арго» отправились в Колхиду за золотым руном (шкуркой золотого барана). Греки жили на Эгейском море, а Колхида — это западная часть Грузии, на Чёрном море. По нынешним меркам плавание было совсем не далёким. Но в те времена путешественников прославили как героев, назвали «аргонавтами». Легенда рассказывает об их невероятных приключениях, встречах с чудовищами, даже с драконом. Хотя она рассказывает и другое. Когда аргонавты сумели похитить золотое руно, жители Колхиды погнались за ними с большим флотом. Значит, и у них уже имелись корабли, они вовсю плавали по морю. А учёные подтвердили: да, в ту далёкую эпоху греки бывали на Чёрном море. Возле реки Днестр нашли клад их изделий.
Но и народы, которые жили далеко от моря, кочевали по степям со своими стадами, тоже научились делать лодки. Они плели большие корзины из прутьев, обтягивали кожей — и лодка готова. Если на пути встретится река, можно переплыть через неё, перевезти вещи. Потом лодку разобрал, кожу свернул в тюк, и лошадь везёт её до следующей реки. А племена, обитавшие на берегах океанов, ловили рыбу, охотились на морских зверей — тюленей, моржей. Море иногда выбрасывало на берег китов, акул. Люди изучали, как они устроены. Сами старались сделать что-то похожее. Из дерева, из китовых рёбер мастерили каркас, вроде скелета. Обтягивали его кожей. Такие лодки называли байдара или каяк. Они могли взять на борт человек 10. На них отправлялись на рыбную ловлю. Хотя плавать на них можно было только в тихую погоду, иначе волны потопят или перевернут. Зато лодки были лёгкими, в шторм можно на берег вытащить.
Шло время. Люди научились выплавлять и обрабатывать железо. А это сказалось и на мореходстве. У мастеров, строивших корабли, стали лучше инструменты. Появились гвозди, скобы, чтобы прочнее скреплять деревянные детали. Усовершенствовались и конструкции кораблей. Греки, финикийцы, египтяне, индусы, китайцы и другие народы, уже привыкшие плавать по морям, тоже обращали внимание, как устроены рыбы, дельфины, киты. Позвоночник, к нему крепятся рёбра, а на них кожа. Начали строить по этому образцу.
Вместо позвоночника — длинное и прочное бревно, его называют киль. К нему крепили изогнутые подобия рёбер. Позже они получили название — шпангоуты. А снаружи их обшивают досками. Сверху судно стали закрывать палубой. Под ней появился трюм, куда не заливают волны. Там можно было складывать грузы или самим укрыться от дождя. Если тяжёлых грузов не было, в трюм клали камни или песок, это называется балласт. Судно получалось более остойчивым, его не валяло волнами туда-сюда. Мачты ставили уже не одну, а две. Если ветер попутный, поднимали паруса. Если нет, убирали их и гребли вёслами.
Появились и специальные военные корабли. У них на носу имелся острый таран из меди, железа. Или деревянный, окованный железом, — разогнаться и пробить борт неприятельского судна. А чтобы скорость была выше, делали больше вёсел. В два или три ряда (такие корабли у греков называли диеры и триеры). У них было две или три палубы. Гребцы сидели как бы на двух или трёх этажах, а гребли все вместе, по команде. Триера брала на борт около 200 воинов, они были одновременно и гребцами. Когда причаливали к вражескому берегу, высаживались десантом.
Две с половиной тысячи лет назад греческие корабли стали постоянно бывать на Чёрном море и уже не считали такие плавания какими-то фантастическими приключениями. Они стали обычными. Но греки приплывали сюда не воевать. В то время на юге нынешней России жили скифы и другие народы, в том числе предки славян. У них было очень развито скотоводство, земледелие, они выращивали скот и много зерна. А у греков своего хлеба было мало. Они договорились с местными царями, чтобы им разрешили торговать. Построили для этого по берегам свои города: Истрия возле Дуная, Тирас на Днестре, Борисфенида возле Днепра, Ольвия возле Южного Буга, в Крыму — Херсонес (возле Севастополя), Феодосия, Пантикапей (Керчь) и ещё целый десяток.
В этих городах жители покупали и отправляли в Грецию зерно, сливочное масло, сало, кожу, драгоценные меха из северных лесов. А взамен привозили то, что производили сами, — оливковое масло, вино, изделия своих мастеров. Платили и деньгами, в южных районах часто находят клады древнегреческих монет. От греков нам известно, что и некоторые местные народы плавали по морю. Прекрасными мореходами были синды, они жили в низовьях Кубани и на Таманском полуострове. Люди, населявшие берега Азовского и Чёрного морей, конечно же, выходили в море порыбачить. А некоторые жители Северного Кавказа на больших и быстрых лодках занимались пиратством.
Прошло ещё несколько столетий, и на юге Европы стала разрастаться огромная Римская империя. Она создала великолепную армию, побеждала всех противников. И флот у неё был очень сильный. Римляне строили военные корабли, как настоящие крепости. На верхней палубе — деревянные башенки. На них ставили метательные машины, стрелявшие большими камнями, металлическими ядрами, зажигательными снарядами. А для защиты от неприятельских стрел и снарядов борта иногда оковывали металлическими листами. Римляне придумали и особые мостики с крючьями — «вороны». Сближались с вражеским судном, зацеплялись «вороном» за его борт, и по мостику воины перебегали на палубу противника, громили команду (в бою это называется абордаж). Изобрели и якоря, на стоянке цепляться за дно.
Но и римские корабли чаще действовали вблизи берега. Они ещё были совсем не надёжными, буря могла погубить целый флот. На судах не было и никаких удобств. Подолгу находиться на них было невозможно. На ночь они обычно причаливали к берегу. Воины высаживались, готовили еду, ночевали, а утром плыли дальше. Мачт с парусами на больших кораблях было 2 или 3, множество вёсел. Они тоже были большими, тяжёлыми. Каждым двигало по несколько человек. Гребли по команде или под музыку флейты, под барабан. Такой труд был изнурительным, особенно в южных морях, на жаре. Гребцы выбивались из сил, у них сдавало здоровье. Поэтому на вёсла стали сажать уже не воинов, а рабов или осуждённых преступников. Если умрёт — заменить другим. Хотя скорость кораблей оставалась маленькой. У лёгких судёнышек 10–15 километров в час, у тяжёлых «крепостей» — 5 или 6 километров в час.
Но в те времена римский флот считался непобедимым. С его помощью империя завоевала берега Средиземного моря. Римляне появились и на Чёрном. Разгромили здешнего царя Митридата. Черноморские греческие города подчинились империи, там расположились римские эскадры и гарнизоны. Полководцы Рима совершали походы и в других направлениях. Покорили земли нынешней Испании, Франции, Англии. Воевали в Германии. Добрались и до Балтийского моря, встретили там венедов — так римляне называли славян. Они даже Балтийское море назвали Венедским заливом. Но там они захватить ничего не смогли, и римские авторы писали, что здешние народы «сильны флотом». Какой был флот у славян, мы в точности не знаем. Но если даже римляне признали его сильным, значит, кораблей у славян было много, и мореплавание у них уже было очень развито.
Из Римской империи приходили не только завоеватели. Оттуда пришла на нашу землю и христианская вера. Наверное, вы знаете, как в стране Иудее (она тоже входила во владения Рима) явился Сын Божий, Иисус Христос. Как раз с Его Рождения у нас принято отсчитывать годы, века. Их обозначают римскими цифрами. Родился Господь, и начался I век нашей эры. Прошло 100 лет, начался 101 год — это уже II век. Христу завидовали местные священники. Схватили Его, приговорили к смерти и распяли. Но Он воскрес, победив смерть, — и людям открыл путь к бессмертию, дал им Свою веру.
Ученики Христа, апостолы, разъехались рассказать о Нём и Его учении всему миру. По жребию разделили, кому и куда направиться. Одному из них, Андрею Первозванному, достались северные страны. Он на корабле доплыл до города Византий — на берегу пролива из Эгейского моря в Чёрное. Святой Андрей обратил в христианство некоторых жителей, поставил над ними старшего — епископа. Оттуда апостол на попутном судне отчалил по Чёрному морю. Добрался до Крыма, проповедовал в здешних греческих городах Феодосии, Пантикапее, Херсонесе, создал там первые христианские общины. А потом совершил путешествие в глубины здешних стран.
Летописи рассказывают нам предания, как Андрей Первозванный от Чёрного моря на лодке отправился по Днепру. Благословил горы, где много лет спустя появится город Киев. С Днепра апостол перебрался на другую реку, Волхов. Очень удивлялся обычаю местных жителей париться в жаркой бане. Здешние края, где в будущем построят Новгород, он тоже благословил, установил крест на берегу реки. Волхов впадает в Ладожское озеро, и святой Андрей побывал там на острове Валаам. На этом острове было большое языческое святилище, стояли идолы. Но апостол сумел обратить в христианскую веру даже жрецов, служивших на Валааме. Святилище порушил и вместо него поставил каменный крест.
Потом Андрей Первозванный на славянских кораблях переплыл через Балтийское море. А с южного берега моря существовала дорога до Рима. По ней уже давно ездили римские купцы, покупать драгоценный янтарь (его находят только на Балтике). Но христианство в Римской империи было ещё запрещено. Верующих заставляли отречься от Христа под пытками, под угрозой смерти. Хотя многие отказывались. С верой в настоящего Бога шли на казнь. Среди них был и святой Андрей. Его схватили в Греции и распяли на косом кресте. Такой крест стали называть Андреевским.
Военный флот России был создан ещё очень не скоро. Но Андрея Первозванного считают его покровителем. Ведь он был учеником Самого Христа. От Его Имени первым благословил нашу землю. Да ещё и Балтийское море пересёк на славянских судах. Поэтому и сейчас над русскими кораблями развевается Андреевский флаг — с синим косым Андреевским крестом.
Древнегреческое торговое судно
Римский военный корабль
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морская история России для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других