Педагогика простых вещей. Рассказы о знакомых предметах

Валерий Фёдорович Чеснок

Что такое гончарный круг? Как возникло колесо? Какое место является главным в доме? Вы найдёте в этой книге ответы на эти вопросы. А еще найдёте информацию о ветряных мельницах, монетах, играх разных народов. Для детей младшего школьного возраста.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика простых вещей. Рассказы о знакомых предметах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

«Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей — и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова.»

В.О.Ключевский.

Наш юный читатель! Ты открываешь книгу, составленную из небольших путешествий во времени. Но есть в них одна особенность — даты путешествий весьма условны и приблизительны.

Традиционно время, как пирог на дне рожденья, мы нарезаем на части: помельче — секунды, крупнее — минуты и часы, еще крупнее — месяцы, годы, столетия… Историки, чтобы не заблудиться в лабиринтах прошлого, циферблат времени разбили на эпохи — каменная, бронзовая, античная и т. п. Они для специалистов как часовая стрелка повседневной жизни: движения ее глазом не различишь, да и границы между эпохами очень условны. Но, назначив встречу единомышленникам под часами, например, античной эпохи, ты идешь на свидание (семинар, конференция), с уверенностью, что встретишь тех, кто тебе нужен и интересен.

Но как на этом воображаемом циферблате обозначить историю таких фундаментальных событий в судьбах человечества, как появление очага и дома, изобретение колеса и алфавита, возникновение театра и религии, рождение в душе человека чувств сострадания и любви. Эпохи здесь не помогут, даты неразличимы, да и точного адреса они не имеют: возникнув, они с такой стремительностью распространялись по земле, что, кажется, появлялись они одновременно у разных народов. Можно лишь подтвердить их древность: если открытия и достижения стали сюжетами сказок, легенд и мифов, значит, без всяких сомнений, начало их родословной исчисляется многими тысячелетиями. Поэтому мы и назвали книгу «Начиналось с легенды!..»

И все же рассказываем мы в ней о серьезных событиях и реально существующих вещах. Географически рассказы ограничены донским краем, но независимо от места, где ты живешь, читатель, они имеют отношение к тебе лично. Да, да, — лично! Потому что прошлое — это биография каждого из нас; в библейских сказаниях об Адаме и Еве символически отразилась единая родословная всех людей на планете. Это факт бесспорный, и с точки зрения биологической эволюции, и с позиции религиозных сказаний: можно уточнять лишь даты и место, откуда и когда начала раскручиваться удивительная спираль человеческого бытия…

Человек разумный — человек исторический. Потому что прошлое — это как годовые кольца в стволе дерева: чем их больше и чем они шире, тем устойчивее зеленая крона… Недаром древо жизни — символ истории человечества в культуре многих народов на земле.

Оглянись вокруг — любая вещь имеет свою биографию, то есть, историю по большому счету: стол, кружка, ручка у тебя в руках, книги… Можно воссоздать цепочку предшественников и увидеть, как вещь, тысячекратно изменяясь, но, сохраняя «родовые» черты, приобрела ту форму и содержание, что понравились тебе и составили твое окружение, твой быт, инструменты твоей работы или учебы.

— Ну, хорошо! — возразишь ты, — а то, что придумано людьми недавно, например, фотокамера, самолет или компьютер — разве было у них прошлое?

Конечно, было! В мифах, легендах, сказках человек набросал проект мечты и о полетах, и о расстояниях, преодолеваемых быстрее мысли, и о бессмертии… Так архитектор, прежде чем строить дом, вычерчивает его контуры в наброске.

Более того, когда изучаешь прошлое человечества, — начинаешь понимать, что мы не осуществили и сотой доли того, о чем мечтали наши предки.

История — увлекательная наука. Ты открываешь ее как путешественник неизведанную планету. Сначала небольшие тропинки в биографии твоей семьи — рассказы мамы, отца, дедушки и бабушки; далеких предков ты, может быть, увидишь в семейных альбомах или прочтешь о них в архивах. Представь, сколькими поколениями людей подготовлено твое явление на свет!..

Затем история дома, улицы твоего города или села, страны. Благодаря твоей любознательности, планета История стремительно заселяется людьми, по морям плавают необычные корабли, делаются великие открытия: придумывают колеса, парус, приручают лошадь, изобретают ветряную и водяную мельницы, гончарный станок, открывают металлы, народы кочуют с одного материка на другой, появляются и исчезают боги, создаются мировые религии…

И благодаря Истории, все это происходит многократно на твоих глазах. Более того: немного воображения — и ты участник этих событий. Так что знание истории избавляет нас от стереотипов — видеть в прошлом «первобытный» период, синоним «примитивный».

Можно сравнить прошлое с цепью: каждое звено в ней — события, начало цепи теряется в глубинах времени, но крепость всей цепи, а следовательно, и сегодняшнего звена, зависит от устойчивости сцепления всех звеньев.

А уж самые далекие времена, от которых не сохранилось письменных свидетельств, исследуют ученые-археологи.

Но где начало этой цепи? Можно ли, перебирая звенья, добраться до самого первого?

Давайте попробуем. Но помните: чем далее в глубины истории, тем меньше фактов и больше предположений. История — наука загадочная!

— Но зачем нам история? — может быть, возразит кто-нибудь из вас, читателей. — В чем практический смысл сохранения древних памятников, собирания сокровищ в музеях или в архивах?

Кратко на это не ответить. Но напомню о поразительном явлении: любым открытиям и достижениям в области искусства, литературы, общественной этики, законотворчества предшествуют открытия достижений прошлого. Так эпохе Возрождения предшествовало открытие искусства античной эпохи, раскопки городов Древней Греции и Рима. Осмысление шедевров древней русской архитектуры, письменности и живописи определило появление новых направлений в искусстве XIX — XX веков. Возрождение Олимпийских игр в конце XIX века, забытых на полтора тысячелетия — это результат открытий археологов в древней Олимпии: маленькая Олимпия, по территории не больше любого донского хутора, раздвинула свои границы до масштабов земного шара. А то, что было идеологией древних игр — мечта о гармонии личности, совершенства тела и духа, — становится постепенно принципом современных олимпиад… И все это без жестокости, фанатизма, без принуждения, без войны.

Если историю человечества оценивать степенью развития культуры, то нужно признать, что «золотой век», начавшись, ну, скажем, во времена каменного века, с его статуэтками палеолитических Венер, росписями в пещерах Альтамира и Урала, изумительных по художественной отделке кремневых орудий, продолжился фресками Вавилона, поэмами Гомера, храмами Египта и Греции, скифским « звериным стилем» Причерноморья, статуями кочевников, архитектурой готики, литературой Древней Руси… Список бесконечен. Так вот золотой век, раз начавшись, уже никогда не становился «бронзовым» или «медным».

Величайшие открытия и изобретения прошлого нам сегодня кажутся очевидными и простыми: письмена, хлеб, искусства живописи и архитектуры, игры. Но заметьте, с каким увлечением в детстве человек рисует красками, лепит из глины, танцует, занимается спортом, путешествует, играет. Не повторяем ли мы в своих увлечениях детства этапы пройденной человечеством дороги во времени и в пространстве — во времени, измеряемом сотнями тысяч лет, и в географическом пространстве всей планеты.

И похоже на то, что, как до рождения человек за девять месяцев проходит весь путь многомиллионной эволюции от зародыша до сложившегося ребенка, так и в детстве он должен, конечно же, каждый по-своему, испытать самостоятельно открытия цвета, пластики глины, радость движения в игре, таинства костра в ночи, путешествия, увидеть превращения зерна в колос и хлеб — в общем, всего, что определяет человека как Homo sapiens — человека разумного, творческого, постоянно открывающего удивительный, загадочный окружающий его мир: от утренней росы на цветке до звезд в ночном небе. Так что история — наука творческая.

Но возможно ли восстановить повседневность того времени не только в делах хозяйственных, бытовых, но и в том, что определяло мир страстей наших предков, их любовь, надежды, разочарования, понимание красоты, верования? Хотя бы эскизно очертить глубину их душевных переживаний, без которых человек не смог бы состояться как человек разумный, то есть — вопрошающий, ищущий, сострадающий?

Можно, конечно. Но на сегодня слишком невелики знания, фактов едва хватает, чтобы проявить лишь границы тысячелетий… И они свидетельствуют о необыкновенной сложности далекого времени, сложности, понимание которой поможет разобраться и нам в современной жизни. Так в судьбе человека многое объясняет знание о его младенческом периоде…

И еще: надо помнить о том, что лучшие страницы истории человечества писались не острием меча и лезвием сабли, а лемехом плуга, кистью художника и пером поэта.

Об этом и наш с тобой, читатель, разговор на страницах книжки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика простых вещей. Рассказы о знакомых предметах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я