Сказание о Русской земле. Варяги

Валерий Салфетников, 2022

Книга является продолжением рассказов об истории русской земли. В ней рассказывается о варягах, обитавших на берегах Балтийского и Белого морей, которые внесли ощутимый вклад в становление русской государственности. Можно будет узнать, когда и для чего был создан торговый путь из варяг в греки, а также по какой причине русский военно-морской флот стал использовать имя "Варяг" для своих кораблей. Вспоминаются трагические и славные страницы русско-японской войны 1904-1905 годов, величественный подвиг крейсера "Варяг". Раскрываются личности и совершённый подвиг командиров русских крейсеров "Варяг" Руднева и "Изумруд" Ферзена. Каким образом в тяжелейших условиях эти командиры смогли спасти экипажи своих кораблей от неминуемой гибели и позорного плена.Книга рассчитана на всех, интересующихся историей России с давних времён, кому интересен новый взгляд на уже известные события.

Оглавление

Из серии: Сказание о Русской земле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказание о Русской земле. Варяги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Русский военно-морской флот

Корабль"Аскольд"

Среди четырёх корветов проекта «Богатырь» лишь один имел название не по специальности, а носил имя определённого человека, хотя и имевшего схожую «профессию». Речь идёт о корвете «Аскольд». Как известно, это имя одного из бояр или дружинников князя Рюрика. Так об этом говорится в летописи:

«… и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город… Аскольд же и Дир остались в этом городе (Киеве), собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде».

В отличие от других корветов, «Аскольд» унаследовал имя корабля, уже служившего в составе Русского флота. Речь идет о парусно-винтовом фрегате «Аскольд», проходившем службу на Балтийском флоте с 1857 по 1861 годы.

Был и третий «Аскольд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга, активный участник Русско-японской войны и Первой Мировой.

На флоте почти каждый корабль несёт определённую историческую память, заложенную в его имени. Многие интересные имена будут рассмотрены на страницах этой книги, а пока вернёмся к нашим «Варягам».

Крейсер"Варяг"

Вторым кораблём, получившим наименование «Варяг», был бронепалубный крейсер 1-го ранга, построенный в 1900 году в Филадельфии, США. В 1901 году корабль вошел в состав Императорского флота Российской империи, и был приписан к Порт-Артуру, в состав Первой Тихоокеанской эскадры.

С января (по новому стилю) 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в корейском порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства в Сеуле (Столица Кореи). Помимо русских военных кораблей в Чемульпо находились: японский крейсер «Чиода», британский крейсер «Талбот», французский крейсер «Паскаль», итальянский крейсер «Эльба», американская канонерская лодка «Виксбург», корейский военный пароход «Янму». Эти военные корабли стояли в корейском порту с определённой задачей — защитить дипломатические представительства в Сеуле, в случае обострения обстановки в Корее.

К началу февраля 1904 года обстановка действительно накалилась, императорская Япония готовилась к войне. 6 февраля (24 января по старому стилю) 1904 года Япония объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Однако, ни русские дипломаты в Сеуле, ни русские военные корабли в Чемульпо не получили об этом никаких известий.

Дело в том, что русские дипломаты и военные моряки, за неимением собственных средств связи, пользовались тем, что было в том месте — корейским телеграфом. Но по приказу японской стороны, корейцы, боясь своего воинственного соседа, задерживали любую важную информацию, предназначавшуюся русским.

В Российской империи, на военных кораблях стали пользоваться радиостанциями в массовом порядке только к началу Первой Мировой войны, то есть в 1914 — 1915 годах. Соответственно, на кораблях Первой Тихоокеанской эскадры в 1904 году, даже при наличии радиостанций, ими почти не пользовались. Любой информацией между собой корабли обменивались сигнальными флажками на мачтах, как и во времена деревянного парусного флота, либо с помощью сигналистов. В ночное время использовался фонарь.

Хотя, как написал в своём романе-повести «Цусима» Алексей Силыч Новиков-Прибой, участник Цусимского сражения, служивший матросом на броненосце «Орёл», на многих военных кораблях Второй Тихоокеанской эскадры были установлены радиостанции. Он их называл беспроволочным телеграфом.

Однако эти, современные для того времени, средства связи никак не использовались для управления. Все происходило по старинке, как на парусном флоте. На мачту поднимался набор сигнальных флажков, сигнальщики с других кораблей отмахивали флажками в руках, подтверждая получение информации и соответственно на мачту корабля поднимался тот же сигнал, что и на главном корабле.

Новиков-Прибой, рассказывая в подробностях о Цусимском сражении, поведал ещё об одном способе передачи информации в море между кораблями. Когда два корабля находились близко друг от друга, то нужную информацию с корабля на корабль передавали голосом, приложив ко рту рупор.

Рупор — это такое устройство, в виде конусного отрезка трубы. Если в узкий конец что-то прокричать, то из широкого конца рупора изливались усиленные волны звука направленного действия. Вот, таким образом обменивались информацией русские корабли между собой. Японцы же, уже в то время, активно пользовались беспроволочным телеграфом, позволявшим значительно увеличить дальность передаваемой информации.

Командир крейсера «Варяг», капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович, о разрыве дипломатических отношений с Японией, то есть о фактическом начале войны, узнал лишь от командиров иностранных кораблей, получавших всю информацию вовремя. Узнав о начале войны с Японией, командир «Варяга» в этот же день, 6 февраля, послал телеграмму в Порт-Артур, чтобы узнать информацию и уточнить порядок своих действий. Однако, он никакого ответа так и не получил.

На следующий день, 7 февраля, Руднев выехал поездом в Сеул, чтобы уточнить порядок своих действий у русского посланника. Но и тот никакой информацией не владел. Руднев предложил русскому консулу, «от греха подальше», эвакуировать дипломатическую миссию на «Варяге» и «Корейце» в Порт-Артур. Однако получил отказ, так как русский дипломат не имел подобных распоряжений от своего руководства.

Было решено отправить канонерскую лодку в Порт-Артур с донесением, и получив ответ — определиться, как действовать дальше. Вернувшись на поезде, вечером того же дня, в Чемульпо, Руднев приказал командиру «Корейца», капитану 2-го ранга Беляеву Григорию Павловичу, готовиться к походу.

Средняя скорость канонерской лодки «Кореец» составляла 12,5 узлов. Это означало, что за один час корабль пройдет 12,5 морских миль. Расстояние от Чемульпо до Порт-Артура составляло 250 морских миль. При благоприятных условиях поход продлился бы 20 часов в одну сторону. В лучшем случае ответ из Порт-Артура пришел бы через двое суток, то есть не ранее утра 10 февраля.

Получив донесение от русского представителя из Сеула, во второй половине 8 февраля, канонерская лодка «Кореец» вышла из порта Чемульпо по направлению в Порт-Артур. При выходе с рейда корабль был встречен японской эскадрой, состоявшей из шести крейсеров и четырёх миноносцев. Путь нашему кораблю был преграждён. Помимо прочего, «Кореец» был атакован японскими миноносцами, однако избежал встречи с торпедами и вернулся обратно в Чемульпо.

Утром 9 февраля 1904 года, на борту крейсера «Талбот» Рудневу передали письмо японского адмирала Уриу, в котором было указано русским кораблям покинуть корейский порт до 12 часов 9 февраля, в противном случае они будут атакованы японцами прямо в порту.

Капитану 1-го ранга Рудневу ничего не оставалось, как принять неравный бой, да и Морской устав предписывал поступить таким же образом. Всё же, Руднев попросил у командиров иностранных крейсеров сопроводить его выход из порта Чемульпо до нейтральных вод, но получил отказ. Командиры иностранных военных кораблей объясняли свои действия тем, что это ваша война с японцами, вы и разбирайтесь, а мы не хотим себе проблем.

Руднев и Беляев прекрасно понимали, что прорваться из порта у них не было никакого шанса. На выходе их ожидала японская эскадра, в четверо превосходившая огневую мощь русских кораблей. Против шести японских крейсеров, двое из которых были броненосными, а остальные бронепалубными, выступал один русский бронепалубный крейсер и устаревшая тихоходная канонерская лодка. Однако, посовещавшись с офицерами, было принято решение с боем прорываться из порта Чемульпо к своим, в Порт-Артур.

Они даже не могли предположить, что накануне вечером, 8 февраля, в Порт-Артуре были атакованы японскими миноносцами корабли русской эскадры. В ходе этой атаки получили серьёзные повреждения броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубный крейсер «Паллада».

И вот, в районе 12 часов 9 февраля 1904 года, русские корабли снялись с якоря, подняли боевые флаги, и пошли на выход из порта, в готовности принять бой. Японцы даже не ожидали такого манёвра русских кораблей. Они рассчитывали, что русские не решатся идти на прорыв. Поэтому японцы не торопились и сами собирались вечером 9 февраля, согласно предъявленному ультиматуму, торпедировать русские корабли, стоящие на якорях.

Начался неравный бой. Крейсер «Варяг» шёл впереди, вполовину от своей расчетной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отставал. В результате чего в него попали несколько японских снарядов, причинивших серьёзные повреждения кораблю. Бой продолжался около часа. Получивший множественные повреждения, крейсер «Варяг» осуществил разворот и направился обратно в порт Чемульпо. «Кореец» последовал за ним.

Вернувшись в порт и став на якорь, командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович, контуженный и раненный в голову, отправился на английский крейсер «Талбот», чтобы согласовать с командиром порядок своих дальнейших действий. И эти действия не требовали отлагательств. Ведь японские корабли преследовали русских до самого Чемульпо, не прекращая вести по ним огонь.

Руднев сообщил командиру «Талбота», старшему среди иностранных военных кораблей, что готов взорвать «Варяг», чтобы тот не достался врагу, но в том случае, если иностранные корабли примут команду «Варяга» к себе на борт, так как сдача в плен исключена. В противном случае, «Варяг» и «Кореец» вынуждены будут продолжить сражение и, скорее всего, погибнут в бою.

Командиры английского, французского и итальянского крейсеров согласились принять на свои корабли русских моряков. Только американцы отказались взять к себе на борт русских, ссылаясь на отсутствие указаний своего руководства.

Однако, командиры кораблей выразили опасение, что взрыв в порту такого корабля как «Варяг» не безопасен и может привести к повреждению других кораблей. Руднев согласился с доводами англичан и сказал, что корабль взрывать не будут, а просто затопят. Вернувшись на свой корабль, Руднев провёл совещание с офицерами и получил одобрение своего решения.

Не будем забывать о том, что февральские дни не самые длинные в году, поэтому всё надо было сделать очень быстро. На подошедшие с иностранных кораблей шлюпки с врачами, сначала посадили раненых, потом перевезли остальную команду «Варяга». Американскую шлюпку с врачом, Руднев принципиально отослал обратно, отказавшись от такой помощи.

Эвакуация с «Варяга» проходила в спешке, многих, необходимых в такой ситуации, мероприятий по затоплению корабля просто не успели сделать. Не выводились из строя артиллерийские орудия и паровые машины, не забиралось имущество. Павшие в бою матросы не были захоронены, а остались на «Варяге» и были затоплены вместе с ним, бывшим частичкой родной и далёкой России.

После того, как вся команда перебралась на иностранные корабли, непобеждённый «Варяг» ушёл под воду. Канонерскую лодку «Кореец» взорвали, а её команду перевезли на иностранные корабли, как и команду «Варяга».

В апреле 1904 года все уцелевшие команды с «Варяга» и «Корейца» прибыли в Севастополь. Дальше поездом, 30 офицеров и около 700 матросов, включая и казаков, охранявших русское посольство в Сеуле, отправились в столицу Империи. По всему маршруту следования, морякам оказывался торжественный и трогательный приём.

16 апреля 1904 года герои с «Варяга» и «Корейца» прибыли в Санкт-Петербург, на Николаевский вокзал (ныне Московский вокзал города Санкт-Петербурга). Далее, торжественной колонной моряки прошагали по Невскому проспекту от вокзала до Дворцовой площади, где их встречал сам Государь-Император Всероссийский, Николай Второй Александрович. Это было высокой честью, не только для офицеров, но в большей степени для матросов.

После царского приветствия от самого Императора, все моряки-герои, включая и казаков, были приглашены на торжественный обед в Зимний дворец, где по этому случаю были подготовлены специальные столовые приборы. После торжественного обеда эти столовые приборы были отданы морякам. Помимо этого, всем матросам, в подарок от Николая Второго, были вручены именные часы.

Все участники того боя, решением Государя-императора, были награждены: командиры кораблей и офицеры — орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины — знаками отличия Военного ордена Святого Георгия 4-й степени (с 1913 года этот знак стал называться Георгиевским крестом). Капитан 1-го ранга Руднев Всеволод Фёдорович был назначен командиром строящегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный».

Некоторым аналитикам невдомёк, отчего же были оказаны столь высокие почести, за, казалось бы, незначительные действия. Они даже приводят примеры недовольства в офицерской среде, столь широким награждением моряков «Варяга» и «Корейца». Эти аналитики приводят даже «ошибки», допущенные Рудневым, которые они, будь на его месте, ни в коем случае не допустили бы.

Какие же «серьёзные ошибки Руднева» приводят авторитетные учёные-исследователи военно-морского флота России:

1. Не была использована для прорыва ночь перед боем.

2. Идя на прорыв, «Варяг» не использовал свои скоростные возможности, а связал себя тихоходным «Корейцем».

3. После боя «Варяг» был затоплен на мелководье, а не был взорван, что позволило японцам поднять его и использовать в составе японского флота.

4. «Варяг» не препятствовал высадке японского десанта в Чемульпо.

Помимо этого, выражается критика действий капитана 1-го ранга Руднева и высшего руководства страны, следующего характера:

— почему командир «Варяга» во время боя вернулся в Чемульпо, а не продолжил сражение дальше;

— почему русские корабли так неэффективно использовали свою артиллерию, в результате чего японским кораблям был нанесён минимальный ущерб;

— почему Николай Второй наградил всех членов экипажей высшими военными наградами Империи.

Командир"Варяга"

Чтобы понять, отчего же капитан 1-го ранга (по сухопутному полковник) Руднев допустил столько «серьёзных ошибок», необходимо посмотреть на его действия в те сложные дни. Ведь ему пришлось принимать непростые решения в абсолютном одиночестве, не имея никакой связи с Родиной.

Начнём с того, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» прибыли в корейский порт Чемульпо в середине января 1904 года, для защиты дипломатического представительства Российской империи в Сеуле, сменив на этом посту бронепалубный крейсер «Боярин» и канонерскую лодку «Гиляк». Задача была одна — находиться в порту Чемульпо, в распоряжении российского посольства в Корее.

Командир крейсера «Варяг» Руднев Всеволод Фёдорович был опытным морским офицером, за плечами которого имелись: продолжительная служба на флоте; командование не одним кораблём; несколько кругосветных плаваний, в том числе и самостоятельное.

С первых дней нахождения в корейском порту, Руднев организовал взаимодействие с командирами всех военных кораблей, находящихся в Чемульпо с такой же задачей — защитой своих дипломатических представительств. Он ежедневно посещал английский крейсер «Талбот», где узнавал последние новости о международной обстановке и доводил эту информацию до своих подчинённых.

Японское командование, видя активность командира русского крейсера, больше всего опасалось именно русских. Оно понимало, что Руднев, как человек военный, будет действовать, в первую очередь, в соответствии с полученным приказом. Поэтому японцы постарались лишить русские корабли какой-либо связи со своим командованием. Это им не составило большого труда. Стоило лишь припугнуть корейцев и те перестали принимать и отправлять телеграммы, адресованные русским.

Добившись покорности корейцев, японцы не опасались каких-либо действий от англичан, французов и итальянцев, не говоря уже об американцах. Эти ребята и шагу не ступят, без указаний своего правительства, да и то, если эти действия не будут опасными.

Другое дело русские. Эти могут, даже без приказа, по одному им ведомому посылу, начать действовать, на свой страх и риск, абсолютно не беспокоясь о собственной безопасности.

О том, что Япония 6 февраля 1904 года разорвала дипломатические отношения с Россией, командир «Варяга» Руднев узнал в тот же день, от командира французского крейсера, хотя Российское руководство молчало (мы знаем по какой причине, из-за бездействия корейского телеграфа). Узнав о том, что Япония находится в состоянии войны с Россией, Руднев запросил своё военное руководство в Порт-Артуре. Ему нужны были указания о порядке действий двух военных кораблей Русского императорского флота, в сложившейся ситуации.

Уж поверьте, если бы Руднев получил приказ препятствовать высадке японского десанта в Чемульпо, то японцам пришлось бы не сладко. Русские корабли вступили бы в бой и дрались с превосходящими силами противника вплоть до своей гибели. Руднев в этой ситуации не пощадил бы ни себя ни подчинённых, сражаясь до последнего русского матроса. Однако, 6 февраля, Руднев не получил ответа на своё донесение, также не было никакого приказа о дальнейших действиях, вообще ничего.

Не имея задачи от своего непосредственного военного руководства, Руднев 7 февраля поездом отправился в Сеул, чтобы уточнить задачу у того, в чьём распоряжении находились русские корабли в Чемульпо, у русского посланника в Корее. Заметим, не послал туда офицера, а поехал лично, понимая важность данного мероприятия. Однако, в русском посольстве не было никакой информации по поводу действий на случай войны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сказание о Русской земле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказание о Русской земле. Варяги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я