Сказание о Русской земле. Варяги

Валерий Салфетников, 2022

Книга является продолжением рассказов об истории русской земли. В ней рассказывается о варягах, обитавших на берегах Балтийского и Белого морей, которые внесли ощутимый вклад в становление русской государственности. Можно будет узнать, когда и для чего был создан торговый путь из варяг в греки, а также по какой причине русский военно-морской флот стал использовать имя "Варяг" для своих кораблей. Вспоминаются трагические и славные страницы русско-японской войны 1904-1905 годов, величественный подвиг крейсера "Варяг". Раскрываются личности и совершённый подвиг командиров русских крейсеров "Варяг" Руднева и "Изумруд" Ферзена. Каким образом в тяжелейших условиях эти командиры смогли спасти экипажи своих кораблей от неминуемой гибели и позорного плена.Книга рассчитана на всех, интересующихся историей России с давних времён, кому интересен новый взгляд на уже известные события.

Оглавление

Из серии: Сказание о Русской земле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказание о Русской земле. Варяги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Путь из Варяг в Греки

Помимо того, что варяги были хорошими военными моряками, они активно торговали со многими странами и народами. В частности, в русской летописи указан конкретный маршрут торговли, либо других сношений, между варягами и греками:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.»

О «пути из Варяг в Греки» сказано только в одном документе — «Повести временных лет». Ни у скандинавов, ни у византийцев, нет никаких упоминаний о подобном пути. У византийцев также нет упоминаний о том, чтобы к ним прибывали какие-либо варяги или скандинавы, а вот о прибытии «россов» к стенам Константинополя рассказано достаточно подробно.

В русской летописи путь от варягов к грекам указан один: по Варяжскому морю до Царьграда, то есть либо из Белого моря в Баренцево, в обход Скандинавии и Европы; либо из Балтийского моря — в Северное море, далее по проливу между Европой и Британскими островами, Ла-Маншу — затем вокруг Европейского континента, мимо Геркулесовых столбов (высоты, обрамляющие Гибралтарский пролив) в море Средиземное, которое также называлось Варяжским. По всей видимости, варяги спокойно ходили от Балтики до Средиземного моря и обратно, а также между Африкой и Европой, если уж в русской летописи море Средиземное называлось Варяжским.

Варяги пользовались хорошо известным и проверенным маршрутом. Имея корабли морской зоны — лодьи, варяги спокойно бороздили морские просторы, не связываясь со сложной логистикой рек. А вот скандинавы таких кораблей не имели, потому их никто и никогда не видел в Средиземном море, а тем более в Греции. Они там появились не ранее второго тысячелетия нашей эры.

В русской летописи неспроста указан маршрут: Варяжское море — Рим — Царьград — Понт море (Черное море) — устье Днепра. Потому что, чтобы попасть из Средиземного моря в Чёрное, необходимо было обогнуть Грецию, пройти через пролив Дарданеллы в Мраморное море, а затем, через пролив Босфор, уже в Чёрное море. При этом не стоит забывать, что город Рим находится в стороне от этого маршрута. И чтобы пройти по всему Средиземному морю, об Гибралтара до Греции, заходить в Рим совсем не обязательно.

Читателю возможно будет интересно, для чего тогда нужно было посещать этот Рим, при этом делая определённый крюк?

Варяги в Рим не заходили, у них надобности в этом не было. Для похода в Черное море они сразу шли к «Боспору Фракийскому» и проходили его установленным порядком, возможно имея для этого договор с римлянами. Ведь пролив Босфор всегда имел и по сей день имеет стратегическое значение. Порядок его прохождения кораблями определяется международными соглашениями.

В прошлом этот пролив находился в ведении Римской империи. А это значило, что порядок прохождения этого пролива судами и кораблями оговаривался определёнными правилами, или римскими законами. Те древние законы, скорее всего, мало чем отличались от современных, ведь Римское право до сих пор является образцом для изучения правовой системы государства.

Варягам было всё равно, что думали о них римляне. Для них достаточно было соблюдать правила, определённые римскими законами и спокойно проходить через Босфор в Чёрное море и обратно. А вот грекам было значительно сложнее это делать, и вот почему.

Греческое государство является колыбелью западной цивилизации и образовалось многие тысячи лет назад. В середине первого тысячелетия до нашей эры Греция достигла пика своего могущества. Греки распространили своё влияние на многие земли, в том числе и на берегах «Понта Эвксинского». В те времена, на северном побережье Черного моря образовалось множество греческих колоний, с помощью которых велась бойкая торговля со скифами.

Греческий историк Геродот, живший в 5-м веке до нашей эры, подробно рассказал в своей «Истории» о многих греческих колониях, располагавшихся на территории Скифии. Главной из них была Ольвия — богатейшая греческая колония, располагавшаяся в устье Днепра.

В середине 2-го века до нашей эры, Эллада (так называлась Греция в то время) была покорена римлянами и вошла в состав Римской республики. Но, с захватом Греции, влияние римлян не смогло распространиться на греков, живших в Скифии. Получилось так, что греческие колонии Причерноморья оказались сами по себе, и не вошли в состав Римского государства, вместе с покорённой Элладой.

Бесцеремонные римляне вряд ли спокойно относились к тому, что помимо покорённых ими эллинов, где-то еще находились их братья — свободные греки, которых римлянам было не достать. Препятствием для полного покорения греков римлянами оказалось Скифское государство, с которым римляне воевать не решались.

Несмотря на древность, Римская империя была правовым государством. Можно себе представить, какие трудности возникали у греков, живших в Ольвии, когда они хотели проведать своих родственников в Элладе, либо просто посетить историческую родину. В современных условиях для этого нужно получить визу в посольстве или консульстве, и после этого поехать в нужную страну, показав визу на границе. Это если перемещаешься из государства в государство. А как же тогда быть греческим городам-колониям, которые оказались вне государства? Ведь они не стали римскими колониями, и в состав Скифии также не вошли.

В настоящее время такое положение вещей называется — непризнанные республики. Жить в них можно как и прежде, если никуда не выезжать. А вот международное путешествие из этой непризнанной республики весьма проблематично. Для этого нужен документ, а вот где и как его получить — непонятно.

Но римляне, не были бы римлянами, если бы не придумали для подобной ситуации свой закон. Ведь римляне — захватчики, и с подобными вопросами в завоёванных странах им приходилось сталкиваться часто. Грек, живущий в не присоединённой колонии, мог посетить территорию Римской империи и потом вернуться обратно домой, лишь получив на это разрешение у римских властей.

Не нужно объяснять того, что такой документ не выдавали на границе Римской империи, а за ним приходилось ехать непосредственно в Рим. И уже с этим разрешением, можно было не только посетить родную Грецию, но и выехать обратно домой, в Ольвию. Нужно было лишь предъявить эту «визу» римским «пограничникам» в Боспоре Фракийском (нынешний Стамбул).

Далеко ходить не надо, с подобной дискриминацией столкнулись жители Республики Крым, после возвращения полуострова в состав России. В марте 2018 года, рыбаки с российскими паспортами и крымской регистрацией, при ловле рыбы в Азовском море, были арестованы украинскими пограничниками и силой уведены в украинский порт Мариуполь.

Несмотря на российское гражданство, с рыбаками обращались как с гражданами Украины, совершившими акт государственной измены. И только вмешательство дипломатов из Москвы, путём переговоров с Киевом, позволило через какое-то время освободить наших рыбаков, томящихся в Мариуполе, и вернуть их домой, в Крым.

Примерно подобным образом относились римляне к грекам, прибывавшим из независимой Ольвии. И только указания Рима не позволяли римским солдатам поступать как вздумается с непокорными греками, прибывшими из свободной Ольвии.

Давайте еще раз внимательно перечитаем, что сказано в «Повести временных лет» об этих греках:

«… тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река."

Обратим внимание на то, что маршрут греков (не варягов, а именно греков) расписан довольно подробно. Начинается он от Днепра, и что интересно, заканчивается также устьем Днепра. Тут не вооруженным глазом видно указание на греческую Ольвию, которая и располагалась в устье Днепра. В летописи не говорится о том, для чего понадобилось днепровским грекам (из Ольвии) совершать столь сложное путешествие, чтобы вернуться туда, откуда они собственно и выехали. Зато прямо указано на то, чтобы посетить Царьград (Константинополь, а затем Стамбул, расположенный у выхода в Черное море через пролив Босфор), нужно обязательно побывать в Риме. Казалось бы, зачем? Значит была причина у этих греков.

Те самые греки хорошо знали, куда нужно было обращаться, чтобы доплыть до Рима. А там, получив разрешение, посетить свою родину — Грецию, попавшую в римскую зависимость, а затем вернуться домой, в устье Днепра, кратчайшим путём.

Посмотрим, куда же отправлялись эти греки, чтобы совершить путешествие в Рим. А они поднимались по реке Днепр, затем по волоку перебирались в реку Ловоть. По Ловоти попадали в озеро Ильмень, из него по реке Волхов плыли до большого озера, которое сейчас называется Ладожским. В те времена Ладожское озеро соединялось своим устьем в Варяжским морем, по всей видимости, с Финским заливом Балтийского моря. И это соединение проходило не по сегодняшней реке Неве, а имело другой путь к морю. Хотя этот вопрос не принципиальный. Главное в другом.

Многие исследователи этого вопроса уверены в том, что варяги — это скандинавы, либо, на крайний случай — жители южного побережья Балтийского моря. Это, так называемая, нормандская теория. И что интересно, эта теория опирается на «Повесть временных лет».

В таком случае возникает вопрос, почему греки использовали такой сложный речной маршрут? Намного проще было бы этим грекам, если бы им нужно было добраться к берегам Скандинавии: проплыть вверх по Днепру, волоком переместиться не в Ловоть, а в Западную Двину, затем уже по этой реке спокойно плыть до Рижского залива Балтийского моря, а там и до «варягов-норманнов» рукой подать.

Однако греки держали путь в другое место — на берега нынешнего Ладожского озера, в местность, находящуюся недалеко от устья реки Волхов. Именно там они находили варягов, договаривались с ними, и уже на варяжских морских кораблях — ладьях (или лодьях, как говорят на севере Руси) по морю — океану добирались до города Рима. Наиболее вероятным местом расположения варягов, к которым приплывали греки из Ольвии, по нашим расчётам, является город Лодейное Поле. Этот город стоит на реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро.

Такие выводы можно сделать, если внимательно читать «Повесть временных лет», единственный исторический документ, упоминающий путь из Варяг в Греки и из Греков в Рим.

О значимой роли варягов в ту эпоху говорит еще один факт.

Греки, с помощью варягов, путешествовали до древнегреческого города Византий (в летописи Царьград, а ныне Стамбул) только лишь по Варяжскому морю:

"… море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду…"

Если бы греки проделывали этот путь сегодня, то он выглядел бы так: Балтийское море — Северное море — пролив Ла-Манш — Атлантический океан — Гибралтарский пролив — Средиземное море — Тирренское море — устье реки Тибр (оттуда в Рим и обратно) — Тирренское море — Средиземное море — Эгейское море — пролив Дарданеллы — Мраморное море — бухта Золотой Рог города Стамбул.

Если это обобщить, то получается, что весь маршрут пролегал по акватории Атлантического океана. Другими словами — Атлантический океан в прошлом назывался Варяжским морем. И если в старину океан назывался Варяжским морем, в честь варягов, то сейчас этот океан называется Атлантическим, то есть в честь атлантов.

Атланты

А кто такие эти атланты, и почему их именем назван целый океан?

В древнегреческой мифологии есть два толкования того, кто такие атланты. Вообще-то Атлант — это имя и имя не простое. Атлантом звали одного из титанов, могущественных существ, богов второго плана, которые вступили в борьбу с олимпийскими богами. И когда олимпийцы победили, то титанов подвергли суровому наказанию, они были низвергнуты в бездну. А вот одного из титанов, по имени Атлант, заставили держать на своих плечах небесный свод.

Согласно второму толкованию, Атлантом звали сына Посейдона — верховного морского бога, одного из трех главных богов-олимпийцев. Атлант стал первым царём острова, названного в его честь — Атлантидой. А народ, живший на этом острове, называли в честь их царя — атлантами, что вполне естественно для того времени. Точно также называли скифов — по имени их царя Скифа, а страну Скифией.

Отсюда выходит, что Атлант — имя собственное, причём мужское, впрочем как и имя Скиф. Однако страны назывались Атлантида и Скифия, на женский манер. Потому что Земля — как мать, может быть только женского рода.

Интересная аналогия в названии государств: Эллада и Атлантида — Скифия и Россия. Все эти названия греческие, имеют схожие окончания, только содержание у этих названий своё. Если названия Элла-ДА и Атланти-ДА бесспорно греческие, то Скиф-ИЯ и Росс-ИЯ — уже не греческие, а относятся к другим народам, скорее всего родственным между собой.

Все мы знаем русскую фигурку — матрешку. Которая содержит в себе такие же как она фигурки, только меньшего размера. Причем в каждой матрешке помещена только одна фигурка, а в ней ещё одна и так далее, до самой маленькой.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи, в своих «Записках о Московии» четко позиционировал различные уровни русского государства. По его авторитетному мнению: Московия — это часть России, а Россия, в свою очередь — часть Скифии.

Это как в матрёшке. Смотришь на неё и думаешь, вот она Россия. Сейчас откроешь её и увидишь несметные богатства. Ан нет, оказывается что верхняя оболочка — это не Россия. Первым делом тебя встречает Скифия, населённая суровыми и неподкупными воинами, не знающими денежного обращения. Тут объяснят как вести себя дальше, в более глубоких уровнях, чтобы не попасть потом опять к скифам, совсем не знающим пощады. Инструктаж был простой — не укради, иначе умрёшь. Открыв матрёшку Скифию, только тогда увидишь Россию. А открыв матрёшку Россию, сможешь увидеть её сердце — Московию, богатую и хлебосольную, населённую добродушными людьми, живущими, как говорят: «У Христа за пазухой».

Сейчас такой прослойки нет, поэтому русский народ, привыкший жить под защитой, нередко обкрадывается проходимцами всех мастей. Чего греха таить, такие проходимцы находятся и в структурах, призванных этот самый народ защищать и оберегать. Принцип — не укради, а то умрёшь, перестал действовать. Вот и разворовывают матушку Россию всякие прохиндеи.

Итак, раз Скифия была защитной оболочкой России и её название произошло от воина-лучника Скифа, то можно предположить, что оберегаемое скифами государство Росс-ИЯ получила название от своего царя, по имени Росс. Ведь с подачи греков, а вернее их царя, Константина Багрянородного, мир узнал название нашей страны — Росия, то есть страна царя Роса. И эта страна Росия была населена различными народами — росами, скифами и другими, во множестве своём.

Чтобы всё было понятно, выясним происхождение названия греческой страны. Эллада названа в честь царя Эллина, родоначальника греческого народа. Эллин, в свою очередь, был сыном Девкалиона, прародителем всех людей, выжившим после Потопа, подобно библейскому Ною. По другой версии, Эллин — сын самого Посейдона. Помимо прочего, Эллин ещё и внук Прометея, того самого, подарившего людям огонь.

При этом у греков или, точнее сказать, у эллинов, Прометей числился царём скифов, братом Атланта и двоюродным братом Зевса.

Исходя из всего этого, можно высказать предположение, или по-научному — выдвинуть гипотезу о том, что Росия названа в честь Роса, её первого царя. То есть: Росия — страна царей Росов. И если Рос был первым царём Росии, то он же был основателем царской династии Росов. На Русской земле были и другие цари, однако в Росии Росы были первыми царями, основателями целой династии.

Основанием для этого утверждения является то, что «Россия» названа на греческий манер. А в Греции есть несколько примеров, позволяющих так рассуждать:

— Эллада — названа в честь Эллина, первого царя этой страны, родоначальника народа эллинов.

— Атлантида — названа в честь Атланта, первого её царя, по имени которого был назван весь народ — атлантами.

— Скифия — названа в честь Скифа (сына Геракла), первого скифского царя, в честь которого называли весь его народ — скифами.

Кстати, в"Повести временных лет"есть «ссылка» на греческого летописца, монаха Георгия Амартола. Вот что мы находим в его «Временнике»:

«… А Ливия, дочь Пика Дия, сойдясь с неким по имени Посейдон, родила Бела и Агенора. Бел же, придя в Египет и взяв жену по имени Сида, родил сына и дал ему имя Египет, от которого получил название Египет, где он и царствовал.

А Агенор, в Финикию придя и жену взяв по имени Тир, то есть сыр, построил город во имя ее, в котором и царствовал. И родил трех сыновей: Финикса, и Сира, и Киликса, и одну дочь, Европу, которую Тавр, критский царь, — когда она заблудилась, — захватив, во Фракию, страну свою, увел. За девственность и красоту он взял ее себе в жены и назвал тамошние места по имени ее Европой. Когда же подошло Агенору умереть, он повелел все покоренные им земли разделить между тремя сыновьями своими. И вот Финикс получил Тир и пределы его и назвал их Финикией. Сир же доставшуюся ему страну нарек Сирией, отчего прежние иудеи и палестинцы стали именоваться сирийцами, а Иудейская страна Сирией названа была. Киликс же доставшуюся ему землю нарек Киликией. Каждый назвал свою страну своим именем.»

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царь Рос назвал свою страну, — Росию, — своим именем. В те далёкие времена все цари поступали примерно одинаково.

Скифы

А теперь обратимся к народу царя Скифа.

По поводу скифов есть некоторые стереотипы. Их все считают отменными всадниками, основоположниками целого рода войск — конницы. Всё так, только вот изначально скифы были мореходами. И очень хорошими мореходами. В дальнейшем скифы разделились на морских и сухопутных. Повелители рек и степей так и продолжили называться в честь своего первого царя — скифами, а вот повелители морей взяли имя своего главного флотоводца Варяга. Поэтому морские скифы стали именоваться варягами.

Интересный момент, у греческого историка Геродота упоминается о восьми скифских реках. Эти реки у греков имеют свои названия, не такие как у скифов, а на свой, греческий манер. Потому что им было так удобнее, это ведь греки. К примеру, скифскую реку Дон реки называли Танаис, опять же скифский Днепр у греков назывался Борисфен, а Дунай — Истр.

Всем известно, что «дон» — по-скифски означает вода. У потомков скифов — осетин, многие реки так и называются, с приставкой «вода»: Ардон, Асабч-Дон, Билягидон, Геналдон, Гизельдон, Каббагаутдон, Карцадон, Кутардон, Лахумедон, Садон, Сардидон, Сказдон, Скуммидон, Суадагдон, Тамиксдон, Фастаргонадон, Фиагдон, Хазнидон, Хайдон, Ханикомдон, Хаталдон, Ходдон, Хос-Апараныдон, Цраудон. В Северной Осетии половина рек названы на скифский манер.

А теперь обратим внимание на то, как звучит имя главного морского древнегреческого бога — ПОСЕЙДОН. Уж не на скифский ли манер был назван этот бог, Посей-ДОН? Кто знает, ведь не всегда поймешь этих греков, считающих себя эллинами.

Исходя из этого можно предположить, что если Атлантический океан назван в честь греческого царя Атланта, сына Посейдона, то его прежнее именование Варяжское море, было названо в честь Варяга. И если всё сопоставить, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что Варяг был скифским царём, хозяином морей и океанов. А его скифский народ, занимавшийся мореходством, назывался по имени своего царя — варягами.

И уже не представляется фантастической теория о том, что у варягов был свой столичный город-порт, носивший имя царя — Варяг. У эллинов и атлантов именем царя назывались их страны, то есть земли, на которых жили эти народы. Именем Варяга было назван целый океан. Однако люди не рыбы, и не могут все время жить в море, поэтому у них была своя земля, варяжская, а у царя свой город — Варяг.

Не стоит долго искать то место, где была варяжская земля — это восточный берег Ладожского озера. И не стоит удивляться тому, что название «Варяжское море» распространилось на целый океан. Ведь сколько там той Греции, расположенной в южной части Балканского полуострова, по сравнению с акваторией Атлантического океана. Однако целый океан назван по имени одного грека, сына повелителя морей.

Ещё немного о пути из Варяг в Греки, а также из Грек в Греки через варягов. Большинство исследователей считает, что главным было направление: варяги — греки, а не наоборот. То есть от Скандинавии, сложнейшим речным путём, со многими волоками, через Днепр, Черное море и в Константинополь. Однако эти же исследователи скептически относятся к существованию подобного пути. Ведь в скандинавских раскопках не находят ничего византийского и наоборот. Да и скандинавские саги, а также византийские источники молчат об этом. Только русская летопись сообщает о том, что такой путь был.

Все исследования данного пути сводятся лишь к географии и археологии, ничего не говоря о времени существования этого пути. А ведь в «Повести временных лет» ясно написано:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру…»

Из прежних исследований этой темы мы знаем, что:

Во-первых, поляне — это дунайские славяне, которые в начале 2-го века были вытеснены римлянами со своих земель и перебрались на пустующие земли, расположенные по Днепру, в районе нынешнего Киева.

Во-вторых, поляне не сразу назвались полянами, а только после 375 года, когда было разрушено многонациональное славянское государство — Росия, то есть в конце 4-го века.

В-третьих, поляне не сразу стали жить отдельно, потому как белые угры или гунны, наследовавшие славянскую землю, правили ею около 70 лет, то есть до середины 5-го века.

В-четвёртых, полянский город Киев, был самостоятельным до 882 года, когда русский князь Олег вошел в этот город и сделал его столицей Русского государства, то есть до конца 9-го века.

В итоге получается, что путь из Варяг в Греки просуществовал около 400 лет. Примерно от времени окончания царствования Аттилы и до начала княжения Олега.

Ещё одно уточнение. Греческая составляющая этого пути нами была рассмотрена с привязкой к античной греческой колонии Ольвии, располагавшейся в устье реки Днепра. Эта колония славилась своим богатством и свободолюбием.

Скифы её не трогали, потому как сами же обеспечивали торговые пути с этой колонией. Ведь, одно дело морем везти товары в Элладу, и потом обратно. А тут греки сами разместили свой город-порт на скифских землях и взяли на себя морскую часть пути по подвозу и отправке товаров. Для скифов оставался только речной путь сопровождения грузов, из глубины страны к берегу моря и обратно, что вполне всех устраивало.

Ещё во времена Александра Македонского (4 век до нашей эры) греческое государство попытались взять контроль над Ольвией. В частности, наместник Фракии Зопирион, с 30-тысячным войском перешёл Дунай и вдоль побережья Понта Эвксинского дошёл до Ольвии. В 331 году до нашей эры Зопирион осадил город и попытался его взять. Однако у этого греческого полководца ничего не вышло, жители Ольвии отчаянно оборонялись.

Видя, что ничего не получается, Зопирион снял осаду с города и повел свои войска обратно, в Грецию. Жители Ольвии, не откладывая в долгий ящик, пожаловались скифам на своих обидчиков.

Скифы молниеносно собрали нужное войско и отправились в погоню за греками. Такое поведение непрошенных гостей на скифской земле не допускалось. Скифы догнали греческое войско и полностью его разгромили, не оставляя никого в живых и не беря пленных. В той схватке Зопирион был убит. Ни один из греческих солдат, перешедших Дунай, не вернулся домой. Все нашли свою погибель в Скифской земле.

Александр Македонский, узнав о гибели крупного греческого войска и своего родственника Зопириона, объявил трехдневный траур в своей армии, тем и ограничился. Потому что никто, даже великий завоеватель Александр, не хотел связываться со скифами.

Римляне также пытались покорить вольный и богатый греческий город. Однако они до Ольвии даже не дошли. Перейдя Дунай и увязнув в войне с Дакией, римляне уже не помышляли углубляться дальше в славяно-скифские земли.

Ольвия, как процветающий город и порт, прекратила своё существование в 4-м веке нашей эры, когда было разгромлено славянское государство. Родственники скифов — гунны, они же азиатские скифы, взяв контроль над большей частью славянских земель, пришли под стены Ольвии. Однако греки отказались покориться гуннам, предпочитая оставаться независимыми ни от кого.

Гуннов такое положение вещей естественно не устроило, и Ольвия была снесена с лица земли. Расположенные вокруг Ольвии греческие поселения, скорее всего уцелели. И когда гунны пошли дальше, на запад, громить римлян и всех, кто попадется под руку, оставшиеся греки стали думать как жить дальше.

Греки, по своему традиционному укладу того времени, привыкли жить в городах или полисах. Поэтому, после потери Ольвии, в том же районе, в устье Днепра, греки, по всей видимости, построили новый город со своим, греческим названием. Как он мог называться, трудно сказать, однако русские или славяне, ходившие торговать к устью Днепра, называли его просто — Грек, потому как в нем жили греки.

Ведь не заморачивались же русские с названием главного города Византии — Константинополем. А называли его просто и понятно для себя — Царьград, то есть крепость, в которой сидит царь, и всё. А чей это царь и как его звали, для русских было не важно. Так и с греческим городом, называли так, как было удобно — Грек и всё. Возможно даже, что греческая колония, с красивым и мелодичным названием Ольвия, для тех же славян и скифов называлась также просто — Грек.

Такое наименование греческих колоний, на свой славяно-скифский манер было повсеместно. Херсонес называли Корсунь, Пантикапей — Керчь, Керкинитида — Евпатория и так далее. А вот греческая колония Горгиппия имеет уже турецкое название — Анапа.

Заслуживает внимания также и применяемые летописцем предлоги: «тут был путь из Варяг в Греки».

Если бы имелось в виду, что путь пролегал от одного народа к другому, то надо было бы использовать другие предлоги. Рассмотрим подробнее, как следовало бы писать:

если от народа к народу, тогда писалось бы от варягов к грекам, как от русских к татарам, к примеру;

если из государства в государство — из Варяг в Греки, как из России в Турцию;

если из города в город — из Варяг в Греки, как из Ленинграда в Москву.

Маловероятно, что русский летописец имел в виду государства. Потому что он перечислил в этом эпизоде следующие названия: Варяг, Грек, Рим, Царьград. Если город Рим можно одновременно ассоциировать с Римской империей, то Царьград — однозначно лишь город. Потому что, тогдашнее государство называлось Византийской империей, со столицей в Константинополе, по-нашему в Царьграде.

Отсюда выходит, что Варяг и Грек были городами, подобно Риму и Царьграду, раз они употребляются в одной связке. Если брать в учёт, что Варяг и Грек действительно были городами, тогда текст русской летописи начинает дружить с логикой, как говорится, на все сто.

Как было сказано раннее, город Варяг находился в районе современного города Лодейное Поле Ленинградской области, на реке Свирь, или в то время на берегу Ладожского озера (озера Нево). А город Грек, в устье реки Днепр. Ведь там было несколько греческих колоний, а не только одна Ольвия.

Фраза из летописи «жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки» становится полностью понятной. Так как он проходил по одному морскому маршруту, по Варяжскому морю, которое в настоящее время называется бассейн Атлантического океана. Если бы этот путь проходил по рекам, то он имел бы более сложный логистический маршрут.

Ведь нужно было из Ладожского озера, пройти вверх по реке Волхов, как-то миновав пороги; пересечь озеро Ильмень; пройти вверх по реке Ловоть; волоком перетащить свои суда в реку Днепр; спуститься по Днепру мимо гор, на которых в последствии возникнет город Киев; пройти днепровские пороги; далее плыть по реке до её впадения в Черное море. Другие речные маршруты, для того чтобы попасть из указанной точки А в точку Б, ещё более сложные.

Таким образом, был реконструирован примерный торговый маршрут из города Варяг в город Грек. А вот жителям города Грек ходить для торговли в город Варяг было сложно и не нужно. Ведь и слово Варяг не упоминается в этой части маршрута, а только из Грек в Греки.

Как было сказано, греки стали пользоваться этим маршрутом, через варягов, значительно раньше, чем возник торговый путь из Варяг в Греки. И давайте еще раз внимательно проследим, как и зачем греки выбрали такой сложный маршрут:

"… из Грек (имеется ввиду из города Грек) по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское (как мы видим, грекам не нужно было посещать город Варяг, потому что им нужны были лишь корабли, чтобы плыть по Варяжскому морю дальше; а Варяг к тому времени находился уже далеко от береговой черты, на реке Свирь, но его корабли, или лодьи, по-прежнему стояли у берега озера; возможно с уходом моря и город Варяг постепенно перестал быть морским портом, превратившись в стоянку давно не используемых морских кораблей, лодей, или лодейное поле). И по тому морю можно плыть до Рима (заметим, не в Рим, а лишь до Рима, то есть до устья реки Тибр, а там — бегом в Рим за пропуском и обратно к кораблям), а от Рима (не из Рима, то есть в Рим корабли не заходили, а от Рима, или от устья реки Тибр) можно приплыть по тому же морю к Царьграду (заметим, не в Царьград, а лишь к Царьграду, то есть для того, чтобы сойти на берег, отнести пропуск и вернуться обратно), от Царьграда (опять же, не из Царьграда, а от него) можно приплыть в Понт море, (Черное море для греков было родным и безопасным, там не было пиратства, по нему можно было ходить практически как дома) в которое впадает Днепр река."

Вот каким образом можно объяснить, казалось бы простую фразу «Путь из Варяг в Греки». В старину люди были не многословны, поэтому в каждое слово и фразу вкладывали глубокий смысл. Наша же задача этот скрытый смысл найти и раскрыть для современного понимания.

А теперь вернёмся к нашим кораблям.

Оглавление

Из серии: Сказание о Русской земле

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказание о Русской земле. Варяги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я