Наедине с природой

Валерий Николаевич Стовба, 2023

Природа лечит человека. При необходимости служит ему в достижении поставленной цели. Помогает сделать быт комфортным и безопасным. Все это при условии, что человек заботится о природе, не загрязняет ее отходами своей деятельности, не уничтожает леса, животных. В противном случае природа мстит человеку: мелеют моря и реки, на населенные районы наступают пески. Нехватка воды, продуктов питания.Эти темы и затрагивает предлагаемая книга.Посвящается жене Татьяне – участнице большинства описанных событий.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наедине с природой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Особенности воецкой рыбалки

Часть 1. «…А у кого-то клюет»

Шли последние мартовские дни. Лед на Ильмене был еще толстый, но пористый. Появились широкие забереги. К вечеру подморозило и это дало возможность нашей рыбацкой компании благополучно добраться до острова Войцы, где у меня дача. Успели даже полчасика посидеть над лунками — поймали штук семь окуней, как раз на уху.

Знали мы друг друга давно, а вот рыбалка собрала нас всех впервые. Мы — это офицер в запасе, чиновник, сотрудник МЧС и журналист. Распределять роли не пришлось — каждый занялся привычным делом. Офицер принес дрова и затопил печку. Чиновник почистил рыбу и стал варить уху. Мы с Бородой (так все называли эмчээсника за его густую, черную, как смоль, бороду) накрыли стол содержимым наших тормозков. Я достал из погреба трехлитровую банку спирта. А затем вкратце наметили рыбацкий маршрут на завтра.

Застолье продлилось часов до трех ночи. Я не учел, что в таких условиях тормозов у компании не будет. В результате чиновник и эмчээсник свалились на диван и в обнимку заснули. Отставник вышел на улицу в туалет, но на обратном пути не удержался на ногах на лестнице в коридоре и неудачно приземлился, повредив ребро. Я, как хозяин, еще кое-как держался, но не долго. Вырубился.

Рано утром меня разбудил отставник, объяснив, что не проспал по одной причине — зверски болел бок. Попробовали поднять на ноги своих товарищей. Бесполезно. Оба категорически отказались выходить на лед.

Таким образом на рыбалку мы вышли вдвоем. Заберег перешли в резиновых костюмах. Подсаживая на лед отставника (у него нестерпимо болел бок) я не уберегся от его шнека — краем ножа поранил щеку. Рана пустяковая, но долго не удавалось остановить кровь.

Договорились разделиться: он пошел вглубь озера «на леща», а я — по побережью, выискивая окуня. Со вчерашнего морозца до сегодняшней оттепели давление резко изменилось, а потому клева не было.

Несмотря на это, мы вернулись не пустыми. Отставник поймал четырех подлещиков, а я десятка полтора небольших окушков.

Хватило одного взгляда, чтобы определить, что «сачки» за время нашего отсутствия приговорили значительное количество спирта. Из домашних запасов продовольствия ничто не было тронуто. Зато трехлитровая банка маринованных кабачков опустела.

Учитывая ранее принятое на грудь, выпивали меньше, чем вчера. Так что на следующее утро все четверо были на ногах и в неплохой физической форме.

Рыбалка, как и раньше, не удалась. Но вот что характерно. Пока мы сидели на лунках, бесполезно тормоша наживку и блесны, Борода кочевал от лунки к лунке и приговаривал одну и ту же фразу: «У кого-то клюет, а у кого-то — х…». И, что характерно, у него был самый большой среди нас улов — десяток нормальных окуней и плотвиц.

***

Больше мы этой компанией не собирались. Дело в том, что Борода (чернобылец) по болезни оставил работу и спустя несколько лет тихо ушел из жизни. Чиновник ушел на пенсию. А отставник с трудом передвигается с помощью трости.

Часть 2. Ремонт квадроцикла

Осенью, чтобы компенсировать плохо слушающиеся ноги, купил дешевенький китайский квадроцикл. Перевез его на остров и попробовал завести. Он легко заводился. Но только я нажимал на «газ», как китаец глох. Как не пытался его реанимировать, ничего у меня не получалось.

Наступила зима — квадроцикл был крайне нужен для рыбалки, а потому я обратился за помощью к знакомому. Сергей Михайлович был богом отмеченным автослесарем.

В пятницу, после работы, я с Серегой и соседом по даче Александром уже сидели за столом у меня на даче.

Решили так: вечером застолье, а на следующий день ремонт квадрика.

Выпили ни много ни мало, но дружно заснули, даже забыв закрыть на крючок двери. В результате лишились бутылки водки, оставленной в столе. Сработали соседи. Они и разбудили нас, явившись с покаянием. Изъятие спиртного простили, когда Саша сообщил что у него в погребе пятилитровая канистра сливянки, крепленой водкой.

Пока Саша бегал за спиртным, мы с Сергеем прошли в гараж. Я сдал ему на руки свой квадрик. Помощи от меня не требовалось. А потому мы с Сашкой дегустировали сливянку. Время от времени к нам подходил Серега.

Пить мне надоело. С согласия ребят пошел на рыбалку. Хорошо клевали окуни и небольшие щурята. И здесь у моих лунок появился озабоченный Сергей Михайлович:

— Валера, побежали домой. Кажется, Сашка умирает!

— Расскажи подробнее.

— Сидели за столом. Выпивали. И вдруг Сашка закрыл глаза, вздохнул последний раз и вместе со стулом упал назад, на спину. Лежит без движения и дыхания. По-моему, отошел.

Я с облегчением вздохнул. Дело в том, что водка одного делает веселым, другого дурным, третьего — преступником и так далее. А вот Сашка, когда напивался в любой компании, падал около стола, иногда со стулом, и моментально засыпал. Без храпа и без движения. Отоспавшись, он как ни в чем не бывало, вставал на ноги и продолжал пить.

По пути домой я все это рассказал Сергею, чем заметно успокоил его.

Так и случилось. Через полчаса Сашка проснулся. Потянулся к рюмке. Мы не дали ему пить, а отправили на рыбалку. Сами пошли в гараж. Оказалось, Сергей проверил все, что можно, но квадрик не работал. Осмотрел бензобак, бензопровод, карбюратор, свечу.

И в это время Серегу посетила гениальная мысль. Он проверил краник из металла и из пластмассы, открывающий путь бензину, и с облегчением вздохнул. Пластмасса выработалась и не давала доступа нужного количества бензина в карбюратор. Квадрик пошел.

Сходили за Сашкой. Он сладко спал, сидя на рыбацком стульчике. Рядом на льду лежали два больших окуня. Третий окунь сидел на крючке, пытаясь утянуть удочку вглубь. Но несмотря на то, что Сашка сидя спал, он машинально сопротивлялся ей, намертво сжимая в правой руке удочку.

***

Сергея Михайловича мы нагрузили до предела, набив его рюкзак домашними консервами, картофелем, пойманной рыбой.

Вот такая рыбалка.

Часть 3. Спасайте мобильники

Клев был что надо. Я понемногу направлял лодку к заливчику, богатому окунями.

Подплывая к заветному месту, я неожиданно для себя обнаружил, что оно занято. У берега стояли две лодки, по берегу прохаживались трое рыбаков, забрасывающих спиннинги. В одном из них неожиданно для себя узнал Серегу. Именно ему я несколько месяцев назад показал это место.

Горел костерок, возле которого колдовала женщина. Ребята оставили спиннинги и подошли ко мне. Познакомились. Это были брат и сын Сергея и супружеская пара, с которой они познакомились в ходе рыбалки.

Женщина варила в котелке нечто вроде кулеша. А мужчины обсуждали свое бедственное положение: на всех осталась только одна бутылка водки. Я успокоил ребят: у меня на даче есть спирт. Если они обеспечат моторку, — готов доставить «горючку». Все облегченно вздохнули.

Обернуться на моторе туда — сюда заняло минут сорок. С собой привез литр спирта, канистру колодезной воды, килограмма два свежих огурцов. Так что застолье получилось достойное.

Обсудили дальнейшие действия. Мы с Сергеем взялись поставить сеть в озерце, где водились караси. Женщина оказалась заядлой рыбачкой: одна в лодке спиннинговала. Остальным троим пришлось довольствоваться одной резиновой лодкой.

Первой от берега отчалила резинка. Один был на веслах. А двое пытались усесться поудобнее. Излишнее старание и принятый на грудь алкоголь сделали свое дело: лодка пошатнулась и… перевернулась. Головы неудачников показались из-под воды. Ошарашенные, они брели по мели к берегу. Мы на берегу от души веселились, отпуская реплики.

Вдруг Сергей крикнул:

— Ребята, спасайте мобильники!

До ребят дошло, насколько он прав. Каждый вытащил мобильник и не знал, что с ним делать.

— Открывайте крышки и вытаскивайте батарейки, — командовал Сергей.

Мобильники быстро высохли и подали первые признаки жизни. А вот сами ребята за это время еще не высохли. А потому придвинулись к костерку. Внесли из палатки оставшийся спирт. Заметив это, мы с Сергеем и женщина со спиннингом желания рыбачить не выразили.

День прошел под рюмочку. Обменивались рыбацким опытом, рассказывали смешные и трагические истории на рыбалке. Все почувствовали себя единой рыбацкой семьей, были довольны проведенным временем. Пытались сравнить себя с героями любимого кинофильма «Особенности национальной рыбалки».